Швеция: сделано с умом

62
Помните популярную телевизионную рекламу: «Швеция: сделано с умом»? Шведы действительно большие мастера удивить мир оригинальными техническими решениями. Военные многих стран с середины прошлого века раз за разом удивлённо приподнимают брови, видя новые шведские разработки в области бронетехники.

Впервые шведы удивили мир новинкой в области бронетанковой техники, пожалуй, ещё в начале тридцатых годов. В то время главным недостатком танков была недолговечность гусениц — они «летели» буквально через 80-100 км хода по шоссе. Из-за этого в целях сохранения матчасти и экономии горючего танки подвозили прямо к полю боя на прицепах, а то и в кузове грузовика. Что, конечно же, было неудобно! Чтобы разрешить эту проблему, во многих странах стали конструировать колёсно-гусеничные танки, одновременно оснащённые самостоятельными колёсным и гусеничным движителями. Опытные образцы подобной техники были созданы во Франции, Великобритании и Чехословакии. Но самый лучший, по-настоящему дееспособный образец, был создан именно шведами.

Шведский безбашенный танк Strv103


Наведение орудия на цель по вертикали в танке Strv103 осуществлялось за счёт того, что гидропневматическая подвеска позволяет менять клиренс и придавать машине наклон вперёд или назад


Самоходная пушка VK-155 «Бэндканон»


L-30


В 1931 г. шведская фирма «Ландсверк» вывела на испытания танк L-30. У него подъём и опускание колёс осуществлялось силой мотора всего за 20 с, причём проделать это можно было не только на месте, но и в движении. Для сравнения скажем, что у чехословацкого КН-50 на ту же операцию уходило 10-15 мин, и при этом использовались специальные подставки. У L-30 поднятые колёса не ухудшали обзора и не мешали использовать вооружение. Благодаря дублированному приводу и двум местам для водителей, танк мог с равным успехом двигаться передним и задним ходом. В 1933 г. «Ландсверк» создала более скоростной облегчённый вариант танка под названием L-80. Впрочем, в серию обе машины не пошли.

Приблизительно в то же время «Ландсверк» вывела на испытания первый в истории танк с рациональными углами наклона брони, предвосхитивший знаменитый советский Т-34 и французский FCM 36. Это был лёгкий разведывательный L-100 массой всего 4,5 т. Он был вооружён 20-мм пушкой и 8-мм пулемётом, расположенными в конической формы башне. Он обладал и другими новшествами: индивидуальной торсионной подвеской катков и перископическим прицелом. В применении торсионной подвески шведы опередили немецкий Pz. IIIE и советский KB лет на пять, а американский М24 «Чаффи» и вовсе лет на десять. L-100 обладал очень высокой удельной мощностью — 29 л. с./т, что позволяло развивать ему большую для того времени скорость — до 60 км/ч. Крупносерийной машиной этот танк тоже не стал, но всё-таки были выпущены три небольшие незначительно различающиеся между собой партии. Немногочисленные L-100 состояли на вооружении до начала пятидесятых годов.

В 1966 г. шведы снова оказались, что называется, впереди планеты всей. Именно тогда в серию был запущен спроектированный специалистами фирм «Ландсверк» и «Бофорс» безбашенный танк Strv103, известный так же, как «S». Он был вооружён основательно доработанной знаменитой английской 105-мм танковой пушкой L7. Её жёстко закрепили в лобовом, сильно скошенном листе корпуса. Наведение на цель по вертикали осуществлялось за счёт того, что гидропневматическая подвеска позволяла менять клиренс и придавать наклон танку вперёд и назад. По горизонтали танк наводил орудие на цель поворотом корпуса. Полный поворот вокруг оси Strvl 03 способен был осуществить всего за 10 с! Это в то время, когда большинству танков для того, чтобы повернуть башню на 360 градусов, требуется почти полминуты.

Бронетранспортёр Pbv302




Весьма оригинальной оказалась и двигательная установка шведского безбашенного танка. Для экономичного хода он использовал английский 240-сильный дизель «Роллс-Ройс» К-60, а для разгона до максимальной скорости он подключает ещё и газотурбинный двигатель фирмы «Вольво» мощностью 330 л. с. В восьмидесятые годы при модернизации машин двигатели были заменены на более современные. Благодаря жёсткой установке пушки, удалось внедрить на Strvl 03 автоматическое заряжание и достичь рекордной скорострельности 15 выстрелов в минуту. Это в то время как у других танков этот показатель колебался в пределах от 5 до 8. Отметим, что танк «S» ещё и умеет плавать. Для преодоления водных преград на нём используется индивидуальное плавсредство каркасного типа.

База Strvl 03 была использована для проектирования самоходной пушки VK-155 «Бэндканон», которая тоже удивила военных специалистов всего мира своей оригинальностью. На ней, дабы экипажу не грозила гибель в случае детонации боеприпаса, последний был вынесен за пределы корпуса и башни. На «Бэндканоне» шведские конструкторы установили некое подобие башни, состоящей из двух автономных половин, между которыми разместили приводы наведения орудия, а контейнер с 14 снарядами находился с казённой стороны пушки, в задней части машины, играя заодно и роль противовеса. Огонь вёлся автоматически, и все снаряды можно было отстрелять очередью всего за 45 с, обрушив на противника такой же град огня, как целая батарея обычных пушек того же калибра.


Лёгкий танк IKV-91


Сочленённый транспортёр Bv206


Кабина водителя бронетранспортёра Bv206


В течение 1966-68 гг. было произведено приблизительно 30 таких самоходок. Они получились очень тяжёлыми — около 60 т — и из-за этого необычно тихоходными для современной самоходной артиллерии. Их максимальная скорость не превышает 28 км/ч, что было бы вполне нормально для тридцатых-сороковых годов прошлого века, но никак не для второй его половины.

Ещё в начале шестидесятых годов шведская фирма «Хёгглунд и Сенер» получила заказ на разработку гусеничного бронетранспортёра, позже получившего обозначение Pbv302. На его базе решено было сделать лёгкий танк, который мог бы использоваться для решения разведывательных задач, оказания огневой поддержки пехоте, а также для борьбы из засад с танками противника. Результатом конструкторских работ стал лёгкий танк IKV-91, серийное производство которого началось в 1975 г. Без целого ряда новаторских решений не обошлось и здесь. Так, верхняя часть бортов у IKV-91 имеет разнесённое, то есть двухслойное, бронирование, причём между листами брони помещены баки с горючим и запасные части. Сейчас подобным техническим решением никого не удивишь, но для начала семидесятых разнесённая броня была в диковинку.

Но главная «изюминка» IKV-91 — это, безусловно, его 90-мм пушка. Она стреляет оперёнными снарядами с помощью жидкого метательного вещества. Давление газов в её стволе низкое, что позволяет добиться очень большой долговечности пушки. С жидкими метательными веществами до сих пор работают во многих странах мира, до серийных образцов пока до сих пор больше ни у кого дело не дошло. В остальном же, IKV-91 — танк вполне обыденный: спаренный и зенитный пулемёты, лазерный прицел-дальномер, баллистический вычислитель, дымовые гранатомёты.

Вновь шведские разработчики прослыли оригиналами высшей степени, спроектировав сочленённый транспортёр Bv206. Это было детище фирмы «Хёгглунд», выигравшей в начале семидесятых годов тендер на право разработки и серийного производства лёгкого сочленённого вездехода с активным прицепом, предназначенного для нужд армии, патрульных подразделений и спасательных служб. Его намечалось использовать в первую очередь для перевозки войск и оборудования по заснеженным территориям и болотистым местностям севера Швеции. Впрочем, вскоре BV206 получил широкое распространение по всей Скандинавии, а к настоящему времени выпущено порядка 11000 таких транспортёров, используемых в 37 странах мира, в том числе в России, США, Канаде и Китае.

Боевая машина пехоты CV-90


Армейский вариант прикрыт противопульной бронёй и рассчитан на водителя и 11 полностью экипированных солдат. Четверо сидят в передней секции транспортёра, остальные восемь — в задней. Гражданские варианты вмещают до 17 человек. Bv206 способен плавать со скоростью до 4,7 км/ч. Канадцы и англичане использовали эти сочленённые транспортёры даже в боевых действиях в высокогорьях Афганистана. Там они проявили весьма интересное свойство. Удельное давление гусениц Bv206 на грунт оказалось столь низким, что они перемещались по минным полям, не приводя к взрывам мин.

Запущенная в серийное производство в начале девяностых годов боевая машина пехоты CV-90, казалось бы, удачно вписалась во все классические для этой разновидности техники инженерные решения, принятые во всём мире. Моторно-трансмиссионное отделение в передней части корпуса, десантное — в корме, двухместная башня с 40-мм автоматической пушкой — в середине корпуса. Из общего ряда машину выделяла разве что необычно мощная для боевых машин пехоты пушка, созданная на базе зенитки ещё времён Второй мировой войны. Впрочем, пошедшая приблизительно в то же время в серию советская БМП-3 была вооружена и вовсе уж 100-мм пушкой, спаренной с 30-мм автоматом!

Но когда шведы решили спроектировать на базе CV-90 самоходный миномёт, они снова соригинальничали. На шасси БМП они водрузили башню AMOS с двумя 120-мм миномётами большого удлинения, способными стрелять как минами, так и снарядами, в том числе управляемыми боеприпасами STRIX. Эта исполинская «двустволка» способна вести огонь с темпом 25 выстрелов в минуту на дистанциях до 10 км. Их серийное производство для шведской армии планируется начать в конце 2011 г., но уже сейчас подписан контракт на поставку в Словению партии облегчённых одноствольных самоходных миномётов, получивших название NEMO CV-90.

Боевая машина пехоты CV-90 в Афганистане


Самоходный миномёт CV-90 AMOS
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    27 мая 2013 07:31
    И вправду все оригинально, конечно не для войны но все же.
    1. bask
      +22
      27 мая 2013 08:11
      Цитата: tronin.maxim
      И вправду все оригинально, конечно не для войны но все же.

      CV-90,лучшая БМП-модульная платформа.На день сегодняшний.
      Воюют в Афгане,в составе норвежского контенгента.
      И стоит сказать о модульной многоцелевой платформе.На гусеничном и колесном ходу. SEP 6/6 8/8 .Массой от 17-22 тонны.
      Идеальная конструкция ,для создания БМД-5.
      1. +1
        27 мая 2013 11:11
        Я бы так не горячился,замри,задержи дыхание на 5с,подумай,прими взвешенное решение.
      2. +4
        27 мая 2013 17:37
        Самоходный миномёт CV-90 AMOS

        В дизайне Шведы молодцы,на фото образец можно смело выставлять в фантастическом фильме типа звёздных войн.
      3. +7
        27 мая 2013 18:25
        а вот шведская техника в горах Северного Кавказа, а именно на плато Лаго-наки, приют "Медвежий угол". фото 2007 года. Моё!
        Шведские оккупанты???
        1. +2
          27 мая 2013 18:32
          а вот поближе и с супругой... )))

          вообще-то фото имеют приличное разрешение, но как их выложить тут я не знаю. Буду безмерно благодарен подсказке.
        2. bask
          +1
          27 мая 2013 23:31
          Цитата: mejik
          вот шведская техника в горах Северного Кавказа, а именно на плато Лаго-наки, приют "Медвежий угол". фото 2007 года.

          Вот когда Шведский вездеход будет ездить как наши, не когда.
          Да у них все сделано С УМОМ.
          А РОССИИ С ДУШОЙ!!!
          Что лучше не знаю.
          Но до такого Шведы,точно не додумались!!!!
          Руссий ,,хамер,,для подводной езды.
          1. +2
            28 мая 2013 10:49
            Жесть! А водила с пассажирами внутри в аквалангах?
          2. +2
            28 мая 2013 19:01
            очуметь! такогго ещё не видел!
          3. 0
            30 мая 2013 11:57
            Вот это да! Молодцы!!! Это ж какие инженеры!!!
          4. 0
            1 июня 2013 05:19
            Он чем там дышит то !? С открытой то дверью!?Вот кто безбашенный! wassat
  2. +7
    27 мая 2013 07:46
    Он был вооружён основательно доработанной знаменитой английской 105-мм танковой пушкой L7. Её жёстко закрепили в лобовом, сильно скошенном листе корпуса.
    Интересно насколько точно удавалось наводить? По вертикали гидравликой более-менее ясно,хотя как мне кажется редуктором точнее.И тем более по горизонтали поворотом,на ровном асфальте и то сложно
    Или главное было грохотом пугнуть?
    1. +2
      28 мая 2013 08:04
      А если танк стоит не на ровном месте????Предположим в лесу с креном в любую сторону...довернешь по горизонтали, собьешь наводку по вертикали....ии????ШО делать????Или у них там лес ровный)
  3. +10
    27 мая 2013 07:47
    "Вновь шведские разработчики прослыли оригиналами высшей степени, спроектировав сочленённый транспортёр Bv206."

    Приходилось передвигаться, вещь классная, плавный ход, тихий звук и комфорт, с нашей гусеничной техникой по этим показателям не чета.
    1. +9
      27 мая 2013 08:29
      С «ДТ-30 «Витязь» сравнивать не пробовали? Он во многом покруче шведа будет.
      1. +7
        27 мая 2013 08:41
        Цитата: Bongo
        С «ДТ-30 «Витязь» сравнивать не пробовали? Он во многом покруче шведа будет.

        Ну Вы сравнили, это машины абсолютно разного класса, швед длиной почти как ДТ-30 шириной.
        1. +10
          27 мая 2013 09:27
          Но принцип у них одинаковый, хотя в своём классе аналогов им нет.
          ДТ-30П «Витязь» Масса машины — 29 т, грузоподъемность — 30 т, количество мест в кабине — 5
          Шведский гусеничный сочлененый транспортер Bv-206.Масса машины 4,34 т, грузоподъемность 2 т.
          На мой взгляд наша машина предпочтительней.
      2. bask
        +10
        27 мая 2013 09:21
        Цитата: Bongo
        С «ДТ-30 «Витязь» сравнивать не пробовали? Он во многом покруче шведа буд

        Покруче,по ТТХ,даже сравнивать не чего.Наш Д-30 на голову выше.
        Но где он в бронированной версии в ВОЙСКАХ???? Нет не...я..
        А шведский ,,Viking ,,BvS-10 ,воюет в Афгане ,в контингенте англичан.
        У нас есть вездеходы и не только ,,витязь,,Которые можно бронировать и использовать в военных целях.
        Вездеход МГШЩ-521(ГПЛ-520).
        ТТХ
        Собственная масса, кг 9850
        Полная грузоподъёмность, кг 3000
        Количество пассажиров, чел. 18
        Масса перевозимого оборудования, кг 1200
        Полная масса, кг 13000
        Максимальная скорость, км/час
        по шоссе 42
        на плаву 6
        Запас хода 550 кл
        Дорожный клиренс- 400 мм
        Двигатель Д20НР-250 мощность, 250 л/ с.
        Габаритные размеры, мм 6625/
        /3140/2850
        Ёмкость топливного бака, 525 лит.
        1. +2
          27 мая 2013 11:15
          Так его и забронировали(ну чуток до ума довели) так БМП-1 и получилась,разве нет?:)
          1. Комментарий был удален.
  4. +8
    27 мая 2013 08:43
    Шведский безбашенный танк Strv103. По нашей классификации это скорее САУ чем танк. Противотанковое САУ для действия из засад. Как только обнаружили для танка это уже мишень.
    1. Yarbay
      +4
      27 мая 2013 12:00
      Цитата: igor36
      ведский безбашенный танк Strv103. По нашей классификации это скорее САУ чем танк.

      я тоже непонимаю,если нету башни и ствол не повернут никуда нельзя что тут умного сделано в Швеции??
      и однозначно не танк!
      1. nok01
        +4
        27 мая 2013 16:53
        А в шведском лесу ты сильно башней не покрутишь : ) САУ чисто для обороны, сделана под условия своей местности...
      2. +6
        27 мая 2013 16:54
        Цитата: igor36
        Противотанковое САУ для действия из засад

        Да, это скорее САУ. Но с другой стороны шведы не готовились к нападению, они готовились отбиваться от советских танковых армад. Чтобы повысить живучесть своих машин шведы и отказались от башни. У них получился 100% истребитель танков. И вы правы- рабоатть ему только из засад с закрытых позиций, маневренный бой не для него
  5. avt
    +7
    27 мая 2013 09:48
    Цитата: igor36
    Шведский безбашенный танк Strv103. По нашей классификации это скорее САУ чем танк.

    Когда первый раз их классификацию увидел ,давно еще в СССР, долго думал - самоходка с вращающейся башней ,а танк ну чисто СУ времен войны . recourse laughing А техника интересная ,вот правда вопрос к почитателям резуна - правду о Сталине им открывшую . А шведы тоже хотели на Германию напасть и Европу завоевать ,танки то на колесном ходу ,как кстати и чехи , делали ? laughing
  6. +4
    27 мая 2013 09:55
    Но главная «изюминка» IKV-91 — это, безусловно, его 90-мм пушка. Она стреляет оперёнными снарядами с помощью жидкого метательного вещества


    А вот это для меня просто Большая новость.Интересно бы поподробней,первый раз о таком услышал.


    Обшведенный англичанин
  7. Myasnov
    +4
    27 мая 2013 10:46
    Strv103 Очень красив. Прям такой маленький крепыш.
    1. bask
      +3
      27 мая 2013 11:10
      Цитата: Myasnov
      Strv103 Очень красив. Прям такой маленький крепыш.

      Швеция: сделано с умом

      А У НАС В РОССИИ ,ЧТО МАЛО ТАЛАНТЛИВЫХ И УМНЫХ ЛЮДЕЙ-ИНЖЕНЕРОВ????
      Больше чем в Швеции -уверен.
      Кустарно разработанные вездеходы,России.Запущены в мелкосерийное производство.
      Подвеска,независимая с использованием узлов БТР-60,УАЗ.
      Какой дизайн!!!Какая эргономика.
      Необходимо только,забронировать, доработать конструкцию,усилить МТО,ходовую.
      И готовые многоцелевые бронеавтомобили и МРАП!!!
  8. +2
    27 мая 2013 11:04
    Шведы молодцы, что касается оригинальных идей.
    Но наша танковая школа хоть и не идеальна но лучшая.
    С времен ВОВ мы лидеры танкостроения, пока никто у нас первое не урвал.
  9. +2
    27 мая 2013 11:32
    Ей богу-чудны скандинавские дети... laughing Видел в Кубинке похожее "зубило",вполне забавно смотрится. Вот только доверия к надёжности (в случае затяжных боёв при отсутствии ПТОиР)не возникло. Уж слишком они танк усложнили.
  10. 0
    27 мая 2013 11:47
    По счастью,или на беду,у шведов нет личного опыта"войны моторов",по этому они пытаются осваивать чужой боевой опыт и свой опыт эксплуатации,как точно подметил уважаемый tronin.maxim получается оригинально но не для войны(Strv-103).Другое дело"транспорт лесничего"(Bv206),а технология мелитаризации,от таковой джипа,не сильно отличается. lol PS:В целом п.о.р.н.о у них лучше получается,там оригинальность гораздо уместней.
  11. DuraLexSedLex.
    +3
    27 мая 2013 12:25
    Автору спасибо НО
    "удалось внедрить на Strvl 03 автоматическое заряжание и достичь рекордной скорострельности 15 выстрелов в секунду."в СЕКУНДУ?!О_О
    Загоняете или опечатка....это что за пулемёт такой...
    P.S.Статья древняя датированная до 2011 года, ничего нового.
    1. +4
      27 мая 2013 12:30
      Цитата: DuraLexSedLex.
      далось внедрить на Strvl 03 автоматическое заряжание и достичь рекордной скорострельности 15 выстрелов в секунду."в СЕКУНДУ?!О_О
      Загоняете или опечатка....это что за пулемёт такой...


      Самая что ни на есть чистая правда,только конечно в минуту)
  12. +3
    27 мая 2013 12:47
    Strv-103 - отличный танк для действия из засад в лесу. С обычной башней между деревьев особо не повоюешь.
    1. Комментарий был удален.
    2. Marek Rozny
      +3
      27 мая 2013 13:30
      понятно... значит вторгаться шведам в наши степи - гиблое дело. можно спать спокойно.
    3. +8
      27 мая 2013 15:58
      Strv-103 скорее комбинация танка с САУ
      Сложноват в обслуживании наверно и подразумевает качественное ТО для него what
      Цитата: Skuto
      С обычной башней между деревьев особо не повоюешь.
      Ну корпусом развернуться чтобы прицелится и выкорчевать вековую ель проще наверно, чем башней...

      Если будете воевать со Швецией и увидите как деревья в лесу падать начинают, то это не лесорубы, это Strv-103 в засаде прицеливается... lol
  13. сашка
    +7
    27 мая 2013 14:11
    Если посмотреть на немцев , они диктуют моду в автомобилях. А Шведы как обычно , спокойно и не торопясь выдают довольно интересные идеи, там где никто ждал.. И это заставляет мозги многих других стран "задуматься". В Русском Языке есть . Тихой сапой.. Правда речь идёт о подкопе , но смысл не меняется. Главное тихо и не крича об этом на весь мир.Собрать в кучу недостатки и попытаться их устранить. Мне нравится их подход. Статье +
    1. bask
      0
      27 мая 2013 15:41
      Цитата: сашка
      Собрать в кучу недостатки и попытаться их устранить

      Как и Немцы,тихо и методично.
      У нас так не получается.если ,что получится то ШЕДЕВР,нет овно...
      В чём согласен. Надо сначала сделать-произвести ,а патом кричать на весь мир,,не имеет аналогов,,.
      В последнее время (как не жаль)у нас больше кричат и воруют -пилят ,чем производят и создают.
      За 13-й год не одного образца бронетехники,не принято на вооружение.Или хотя бы поступило для войсковых испытаний!
    2. +3
      27 мая 2013 16:20
      Цитата: сашка
      Шведы как обычно , спокойно и не торопясь выдают довольно интересные идеи, там где никто ждал.
      То да.Один их J-35 чего стоит.Ни шуму не рекламы,а время своё опередил
      В чём то реальный прорыв
      1. bask
        0
        27 мая 2013 18:28
        Цитата: Денис
        В чём то реальный прорыв

        В чем прорыв?
        Немецкий истребитель танков,,хетцер,,обр..1944 года. Коцепция построения одна и та же.У шведов только МТО в носу.ВСЕ
        Вот в СССР был построен танк,,объект-279,,ВОТ ОН ОПЕРЕДИЛ ВРЕМЯ ЛЕТ НА 50-Т !!!

        НО ШВЕДЫ ДОВЕЛИ ВСЕ ДО СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
        А мы всё похерили в угоду ,,простоты,,дешевизны и массовости.
        1. +2
          28 мая 2013 01:27
          Цитата: bask
          В чем прорыв?
          Про объект 279 знаю пока мало.Видеть-видел,такой не забудешь
          Только я не про бронетехнику,может пример не к месту был,но J-35 как бы самолёт
        2. 0
          28 мая 2013 04:42
          Цитата: bask
          А мы всё похерили в угоду ,,простоты,,дешевизны и массовости.

          да только благодаря этой дешевизне и массовости, ты еще и дышишь!
          похерили... думать иногда надо!
  14. +2
    27 мая 2013 14:56
    танк нужно сравнивать с машинами 60-70х годов, когда он был построен. очень интересная техника для того времени просто прорыв
  15. Avenger711
    +2
    27 мая 2013 15:25
    В 1931 г. шведская фирма «Ландсверк» вывела на испытания танк L-30. У него подъём и опускание колёс осуществлялось силой мотора всего за 20 с, причём проделать это можно было не только на месте, но и в движении. Для сравнения скажем, что у чехословацкого КН-50 на ту же операцию уходило 10-15 мин, и при этом использовались специальные подставки. У L-30 поднятые колёса не ухудшали обзора и не мешали использовать вооружение. Благодаря дублированному приводу и двум местам для водителей, танк мог с равным успехом двигаться передним и задним ходом. В 1933 г. «Ландсверк» создала более скоростной облегчённый вариант танка под названием L-80. Впрочем, в серию обе машины не пошли.


    Т. е. вес ушел хрен знает куда. А ведь это броня и вооружение. Вообще в мире, обычно, есть причины почему те или иные компоновчные решения доминируют. Например, танки с передним МТО практически не встречаются.
  16. Комментарий был удален.
  17. 0
    27 мая 2013 17:06
    Цитата: tronin.maxim
    И вправду все оригинально, конечно не для войны но все же.




    В этом фильме шведы говорят, что танк Strv 103 создан для борьбы с русскими танками
    Передача на украинском, смог дословно перевести только начало фразы:
    "Швеция – нейтральная страна, но она располагалась между Варшавским договором и НАТО"
    "Чтобы никто в нее не вторгся"
    и дальше про русские танки
    1. +2
      27 мая 2013 18:17
      Цитата: Mister X
      Передача на украинском,
      Облом,а я уж подумал что шведский так похож
    2. +1
      27 мая 2013 19:14
      Отметим, что танк «S» ещё и умеет плавать

      в этом же фильме говорится, что он не только умеет плавать,
      он еще и окапивается сам.
  18. 0
    27 мая 2013 17:20
    Поздно посмотрел статью.
    Полностью согласен со многими. 103-й не танк, это хорошая противотанковая САУ. Как танк он не соперник даже Т-55, который подловит и врежет в борт, а 103-му и огрызнуться нечем. Но шведы молодцы.
    1. -2
      27 мая 2013 17:28
      Ага -5000 советских танков встанут в засаду и подловят 200 идущих в атаку шведов ?
      низкий профиль,отличный угол наклона брони,105мм пушка длиной 62 калибра,полная автоматизация управления дублированая для всех членов экипажа,маневреность,скорость вперед-назад,автомат заряжания! плавает - да никакой Т-55 даже рядом не валялся ! и не подловит он шведа,а скорее наоборот . такая штука в лесу и Т-72му даст фору
      1. +2
        27 мая 2013 18:04
        Угу, в качестве лесоповала. как оно по движущейся цели наводиться будет, учитывая то что там из стабилизаторов ствола - гидравлика и гусенницы?
        Как оно будет стрелять? крутясь на месте и пытаясь навестись на движущуюся цель?
        1. -2
          27 мая 2013 18:31
          именно так и будет наводиться,и сделает это быстрее любого другого танка.встанет в засаду,пристрелочку на местности проведет - пока его обнаружат,он с такой пушкой не один танк сожжет
          1. Marek Rozny
            0
            27 мая 2013 19:46
            одним словом, это засадный танк. а если по пути к засаде наши выскочат на встречу и начнут палить по колонне засадных шведских танков? как тогда шведам одновременно отстреливаться и сваливать от вероломных советских незасадных танков?
            или САУ толком из него сделали, или обычный танк с башней. а так - ни то, ни другое.
            а многие другие вещи мне понравились у них. шведы много что придумали (не только в военной сфере).
            1. 0
              28 мая 2013 15:21
              наши незасадные танки должны для этого море пересечь на кораблях или Финляндию, и желательно без потерь и с мат.обеспечением под боком.Так-что шведы знали, кто будет в засаде стоять,
      2. +3
        27 мая 2013 21:12
        Цитата: тлауикол
        и не подловит он шведа,а скорее наоборот . такая штука в лесу и Т-72му даст фору

        а в горах и в ближнем космосе швед аааще агонь будет
      3. 0
        28 мая 2013 00:04
        но стрелять швед может только с неподвижного состояния, что ... сильно снижает его боевые качества и выживаемость! Хорошо, засада, пострелял несколько танков. Но постоянно стоять на месте не будешь, иначе обойдут другие танки и тебе капец! Надо менять позицию и тут тебе капец, т.к. во время движения он небоеспособен! Если на ходу не попали вороги, то точно сами манёвр затеют, т.к. знают, что швед не выстерлит. А как встанет под прицелку ... тут его и :(
        1. 0
          28 мая 2013 15:31
          какой танк в 60х-70х мог стрелять в движении и попадать? а с такой пушкой он сначала сожжет все в радиусе 2км, а уж потом сменит позицию. если его вообще обнаружат.
          1. 0
            28 мая 2013 19:12
            обнаружить этот "тнак" дегко можно по пулевому облаку после выстрела, тем более если он прикопан, орудие близко к уровню земли, то так вообще, за несколько километров будет видно! А кто мог гарантированно с ходу лупить и попадать? Т-62 как минимум мог, у него уже система стабилизации ствола стояла. Хотя даже во время ВОВ танки зачастую при атаке сходу лупили и попадали тоже не редко, от мехвода зависит и наводчика.
            1. 0
              28 мая 2013 19:31
              17 октября 1973 года египетская 25-я бронетанковая бригада, вооружённая Т-62, принимала участие в неудачной попытке ликвидировать израильскую угрозу правому флангу 2-й Армии на восточном берегу Суэцкого канала. Бригада попала в организованную израильтянами ловушку и потеряла 85 из примерно сотни имевшихся на вооружении Т-62. Израильские потери в этом бою составили 4 танка, подорвавшиеся на израильском же минном поле во время преследования отступающего противника - типичный пример,а ведь далеко не лес и пылища летела
  19. +2
    27 мая 2013 19:41
    На шасси БМП они водрузили башню AMOS с двумя 120-мм миномётами


    Их серийное производство для шведской армии планируется начать в конце 2011 г.

    Уже середина 2013 года wink

    1. olosors
      0
      2 июня 2013 19:42
      Врятли.
      Они к войне не готовяться
  20. +3
    27 мая 2013 19:45
    Хваленая гидро-пневманическая подвеска его слабое место.После попадания просто в каток.....это безоружная мишень !
  21. 0
    27 мая 2013 21:09
    Цитата: bazilio

    Да, это скорее САУ. Но с другой стороны шведы не готовились к нападению, они готовились отбиваться от советских танковых армад.
    да, шиза на западе была сильна всегда, чего уж про нынешнее время говорить
  22. Algor73
    +1
    27 мая 2013 21:14
    А как он с ходу стреляет?
    1. Zmey_2Garin
      +1
      27 мая 2013 23:06
      А никак! Не может он с ходу стрелять, вот ведь какая незадача! Только с коротких остановок, как танки второй мировой.
  23. Alexandr0id
    +2
    27 мая 2013 21:52
    strv стоит в стокгольме перед музеем армии, рекомендую посетить сам музей. очень нетривиальный подход к экспозиции, фактически антивоенный
  24. 0
    27 мая 2013 23:00
    Интересно, какой у него угол горизонтального наведения? В смысле без поворота корпуса!
    1. 0
      28 мая 2013 00:10
      Цитата: Setrac
      Интересно, какой у него угол горизонтального наведения? В смысле без поворота корпуса!


      Равен - 0!!! Только прямой наводкой поворотом корпуса, как "летуном", т.е. истребитель-самолёт (в фильме так говорли)!
      1. 0
        28 мая 2013 00:26
        Цитата: старик54
        Равен - 0!!! Только прямой наводкой поворотом корпуса, как "летуном", т.е. истребитель-самолёт (в фильме так говорли)!

        ОООО, а как целиться? А по вертикали как целиться, как на рисунке, приподнимая и опуская переднюю часть корпуса?
        1. 0
          28 мая 2013 19:16
          Да целиться только регулированием клиеренса по корме и по носу, а по горизонтали повором всего корпуса. наверное проверяли, наверное можно было попадать, хотя ...
    2. +1
      28 мая 2013 01:19
      Цитата: Setrac
      какой у него угол горизонтального наведения?
      Это из статьи:
      Strv103, известный так же, как «S». Он был вооружён основательно доработанной знаменитой английской 105-мм танковой пушкой L7. Её жёстко закрепили в лобовом, сильно скошенном листе корпуса
      Жёстко
  25. 0
    27 мая 2013 23:35
    Чтобы разрешить эту проблему, во многих странах стали конструировать колёсно-гусеничные танки, одновременно оснащённые самостоятельными колёсным и гусеничным движителями. Опытные образцы подобной техники были созданы во Франции, Великобритании и Чехословакии. Но самый лучший, по-настоящему дееспособный образец, был создан именно шведами.
    Автор смешал кислое с соленым.
    1.Напомните мне, пожалуйста, какой из колесно-гусеничных танков Франции, Британии, Чехословакии пошел в серию ? Только, умоляю, давайте не считать серией 5-10 единиц.
    Видимо, про танки БТ-2, БТ-5, БТ-7 автору не известно ничего.
    2. Все перечисленные танки были созданы до войны, S- в 66 году, а по прочтению статьи создается впечатление, что S с ними одногодок.
    3. И, самое интересное, если в статье идет речь о КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫХ танках, то причем здесь ЧИСТО ГУСЕНИЧНЫЙ S ?
    1. +1
      28 мая 2013 17:20
      "Чтобы разрешить эту проблему, во многих странах стали конструировать колёсно-гусеничные танки, одновременно оснащённые самостоятельными колёсным и гусеничным движителями. Опытные образцы подобной техники были созданы во Франции, Великобритании и Чехословакии. Но самый лучший, по-настоящему дееспособный образец, был создан именно шведами."
      прочитайте это трижды,лучше четырежды,внимательно вдумываясь в каждое слово и удалите п.1 из своего комментария. п.2 и 3 - речь в статье идет о шведских НОУ-ХАУ в мире бронетехники, а не только о колесах-гусеницах.с уважением..
  26. +1
    28 мая 2013 00:47
    С умом то оно, конечно с умом. И оригинально. Без преувеличения - произведения инженерного искуства...
    Но уж слишком сложно, и в результате дорого и в производстве и в обслуживании. Но это уже национальная черта, так сказать "главная изюминка" шведской техники. И не только военной...

    "Вольво" - отличный, великолепный и неподражаемый!.. Но очень уж не дешевый...
  27. +1
    28 мая 2013 07:47
    Цитата: Денис
    Жёстко

    до такого "удешевления" наши даже на ИСУ не додумалиль fellow
  28. Kovrovsky
    0
    28 мая 2013 17:00
    Не боятся шведы экспериментировать!
  29. +2
    29 мая 2013 16:26
    L-30 - изначально абсолютно нежизнеспособная конструкция, что подтверждается отсутствием образцов доведённых до хотя бы малюсенькой серии. Кристи сделал реальный колесно-гусеничный танк, на основе конструкции которого в СССР были созданы и массово выпускались БТ (причём если БТ-2 это воспроизведение купленного у Кристи образца, то БТ-5 и БТ-7 уже собственной разработки).
    Концепция безбашенного Strv-103 очень и очень сомнительная: получить мощное бронирование при ограниченной массе танка и высокую скорострельность в ущерб стрельбе с ходу. А стрельбу по маневрирующим целям с трудом представляю - одно дело быстрое и точное вращение башни и друго поворот всей машины. Насчёт преимущества в лесу - какая разница с башней или без башни, один чёрт в лесу танку делать нечего, разве что совершить суицид путем получения в упор попадания от РПГ.
    Так что заголовок "сделано с умом" явно не про эти образцы.
  30. -1
    31 мая 2013 16:37
    Ну что мешало шведам повесить на CV-90 AMOS ещё пару гусениц?! Два орудия-то уже имеются!
  31. olosors
    0
    2 июня 2013 19:38
    Ерунда очем думали разроботчики