Military Review

Trojan horses of war

9
A military plane is an expensive and complicated thing, to lose it in the first battle is not a good prospect, including for the army budget. But the airframe - devoid of engine design, the most simple and fast in production - may well replace the aircraft in battle. Or in transporting troops - at least a number of similar attempts. stories famous.


Compared with the aircraft, the glider has a number of drawbacks. First of all, it is the impossibility to take off independently: the glider can be launched using another aircraft, a land winch, a powder pusher or, for example, a catapult. The second minus is a seriously limited flight range. Of course, in 2003, pilot-recorder Klaus Allmann managed to overcome the 3009 km in an extra-light Schempp-Hirth Nimbus, but even the current glider's distance of flight hardly exceeds 60 km.

What to say about the times of war, when materials and structures were much more primitive! Finally, another significant drawback is the mass limit. The heavier the airframe, the worse its flight characteristics, so it’s impossible to hang such a machine with weapons from the cockpit to the tail. Nevertheless, the advantages - noiselessness, low cost and ease of manufacture - have always attracted military engineers.

Dark Genius

The most famous story with the military use of gliders was, of course, the attempt of Richard Vogt, famous for his nontrivial thinking (as cost, for example, asymmetric fighter!). Strangely enough, the chief designer of Blohm und Voss was repelled not by the cheapness of the structure (it became a side effect), but by the need to reduce the fighter. More precisely, its frontal area, since ordinary aircraft were increasingly shot by the enemy "head on." Vogt decided to implement his idea in a rather original way - by getting rid of the engine.

Vogt’s proposal was accepted in 1943, and by the spring of 1944, the Blohm und Voss BV 40 was ready for testing. The design was extremely simple: the armored car cabin (the most powerful, frontal, had a thickness of 20 mm), a riveted iron fuselage and a wooden tail section, and elementary wings (a wooden frame lined with plywood).

The glider was somewhat similar to the famous Japanese aircraft designed for kamikaze - so unreliable and strange, he seemed to be around. It was even more surprising that the pilot in the BV 40 did not sit, but lay on his stomach, resting his chin on a special rack. But the review he had was amazing: in front of him there was a fairly large glass - armored, 120-millimeter.

Anyway, at the end of May - the beginning of June, a number of tests were carried out, and the glider showed itself well (Vogt was rarely mistaken at all, just his thinking was very unusual). Despite the loss of several prototypes, the maximum speed reached during the tests - 470 km / h - was encouraging, and the pilots praised the stability of the glider. Another thing is that everyone complained about an extremely uncomfortable posture: arms and legs numb quickly, and the flight could go on for quite a long time, especially considering the pre-towing.

Blohm und Voss BV 40 was supposed to be a successful fighter. Being very compact and almost imperceptible (by the way, complete noiselessness also played a role), the glider could get closer to the enemy plane - first of all, the calculation was made on the B-17 Flying Fortress heavy bombers - at a distance of attack. And then two 30-mm MK 108 guns came into play.

But everything ended the same way as many other projects of the Teutonic genius. An order was given for a consignment of gliders by the spring of 1945, but in the autumn of 1944, it was canceled, and the project was curtailed. The reasons were simple: Germany, which was losing its assets, had no money for exotic things, only proven solutions went into battle. BV 40 did not have time to make war.

Military transport

Vogt's project was the most famous, but not the only one in history (such statements can often be found in online and book sources). In general, gliders were used in the war quite often - both by the Germans and by the allies. Only these were, of course, not exotic fighters, but quite ordinary military transport vehicles, roomy and built according to the traditional glider scheme.

Famous German gliders of this type were the Gotha Go 242 and the giant Messerschmitt Me 321. Their most important characteristics are capacity, low cost and noiselessness. For example, the Go 242 frame was welded from steel pipes, and the skin was a combination of plywood (in the bow) and a cloth impregnated with a refractory mixture (on the rest of the fuselage).

The main objective of Go 242, developed as early as 1941, was the landing: the glider could hold 21 of a person or 2400 kg of cargo, could silently cross the front line and land, performing the function of a “Trojan horse” (as well as the famous pilot Al Ernst Udet dubbed the car) . After landing and unloading the glider was destroyed. “Heinkel He 111” served as a “tractor”, and at the same time it could lift two “trailers”. Glider Go 242 had many modifications, including with powder pushers, with skis and wheeled carts, with various weapons and sanitary equipment. In total, more than 1500 airframes were manufactured - and they successfully showed themselves in the delivery of cargo and personnel on the Eastern Front.

The Messerschmitt Me 321 Gigant, also conceived as a one-time supply glider, turned out to be a less successful idea. The technical task involved the delivery of glider cargoes such as Tanks PzKpfw III and IV, assault guns, tractors or 200 infantrymen! Interestingly, the first prototypes were made by Junkers. Her creation, Ju 322, nicknamed "Mammoth," was monstrously unstable in flight. And the need to use cheap materials with a huge mass (imagine a wingspan of 62 m and its own weight of 26 tons!) Led to the extreme fragility and danger of the machine. The experienced Junkers were dismantled, and the Messerschmitt picked up the banner. In February 1941, the first Me 321 samples took to the air and performed well. The main problem was towing a glider with a 20-ton load on board.

Initially, the “threesomes” of the Ju 90 aircraft were used, but such coherence required the highest qualification of the pilots (and its absence at least once led to an accident and the death of all four vehicles).

Subsequently, a special two-body tractor Heinkel He.111Z Zwilling was developed. The combat use of the "Giants" was limited to a very small number of tractors and design complexity (for all its cheapness). A total of about a hundred Me 321 were produced, more or less regularly used for supply purposes, but already the program was curtailed by 1943.

At the Soviet factories

It is interesting to see the coincidence in the names of the first Soviet designers who created the military-landing gliders: three “gr” - Grokhovsky, Gribovsky and Groshev. It was in the design bureau of Pavel Grokhovsky in 1932 that the world's first military landing glider G-63 was built. But the greatest contribution to the creation of such machines was made by Vladislav Gribovsky.

His first tow glider, the G-14, took off in the 1934 year, and it was he who created one of the most massive Soviet military landing gliders, the G-11. The simplest wooden car could accommodate a pilot and 11 paratroopers in full ammunition. The G-11 was built from wood, a fixed landing gear was used for take-off, and a ski for landing. Taking into account the fact that less than two months elapsed before the actual appearance of the airframe (August) since the moment the order for development (7 July 1941) was received, all test pilots approved the machine’s characteristics, its flight qualities and reliability.

Subsequently, numerous changes and improvements were made to the airframe design. They even built a motor glider at its base. G-11 are regularly used to deliver troops and equipment to a combat zone; sometimes the glider simply flew over the territory, dropped the load, turned around and returned to the landing point from which it could be taken. True, the exact number of manufactured G-11 is difficult to determine: it was produced with interruptions at different factories up to the 1948 year. In the first period of the war (1941 – 1942 years), about 300 devices were made.

No less well-known military airborne gliders were A-7 Antonov and KC-20 Kolesnikov and Tsybin. If the first one was compact enough (it could hold seven people, including the pilot), the second one was the largest of the USSR military landing gliders - it contained 20 soldiers or 2,2 tons of cargo. Despite the fact that KC-20 was released all the 68 pieces, they were accompanied by military success. Repeatedly, Soviet gliders successfully transported landings beyond the front line (where they were destroyed - the solid wood construction burned well). The post-war development of KC-20 was the heavy C-25, produced from 1947 of the year.

By the way, the gliders worked very well to supply the partisans. They were launched into the occupied territory, sat down on partisan "airfields", and burned there. Delivered all: weapon, ammunition, lubricants, antifreeze for tank units, etc. They say that during the whole war not a single Soviet glider was shot down. It is quite possible that this is true: even detecting a landing glider is extremely difficult, especially when it flies silently at night, and knocking down is quite an impossible task.

In general, the Soviet military airborne gliders were quite a lot - both experienced and went into the series. By the way, tow gliders, for example the GN-8 of Groshev's design, were an interesting direction of development. Such a glider did not detach from the aircraft at all, but served as a trailer to increase the carrying capacity of the base machine.

Two words about allies

The allies, in particular the British and the Americans, were also not alien to military-glider subjects. For example, the famous British Aircraft Hamilcar, capable of carrying a light tank, was a famous glider. In principle, the design did not differ from other models - as light as possible, from cheap materials (mainly wood), but at the same time it approached the German “Giant” (length - 20 m, wingspan - 33).

General Aircraft Hamilcar was used in a number of British airborne operations, including Tonga (5 – 7 on July 1944 of the year) and Dutch (17 – 25 of September on 1944). Total 344 instance was built. The more compact (and more common) British glider of those years was the Airspeed AS.51 Horsa, which contained 25 paratroopers.

Americans, unlike Europeans, did not stint on the number of military gliders. Their most popular model, the Waco CG-4A, created in 1942, was made in an amount exceeding 13 900 pieces! Waco was widely used in various operations by both Americans and British - for the first time in the Sicilian operation (July 10 - August 17 1943 of the year). With a length of 14,8 m, it could accommodate, in addition to two pilots, 13 infantrymen with ammunition, or a classic military Jeep (designed for the size of which), or another load of similar mass.

In general, airborne gliders in the war were used everywhere, there were dozens of systems and structures. And today it is impossible to say that this vehicle is finally a thing of the past. The main advantage of the airframe, noiselessness with sufficient spaciousness, allows you to get completely unnoticed far into the territory of the enemy, and the design, almost completely devoid of metal parts, will “save” from radars. Therefore, it is likely that the subject of airborne gliders will ever be reborn from the ashes. And only a fantastic fighter Blohm und Voss BV 40 will forever remain part of the story.

Trojan horses of war

General Aircraft Hamilcar (UK, 1942). One of the largest military gliders ever produced serially. Used in a number of large landing operations.


Blohm und Voss BV 40 (Germany, 1944). Unique German attempt to build a glider fighter. The diagram clearly shows the extremely uncomfortable position of the pilot. Testers complained that the neck during the flight numb monstrously. Seven trial specimens were built, but never went to the BV 40 series.


Wings of the tank. The legendary A-40 “Tank Wings”, designed by Antonov in 1941 – 1942 and even made in one copy, belonged to the original military gliders. According to Antonov, the special airframe system was “mounted” on the serial light tank T-60. During the only test flight in September 1942, almost all the gear was removed from the tank for relief purposes, but the power was still not enough. The tugboat raised the glider only on the 40 m, and the planned 160 km / h was very far away. The project is closed. By the way, the British had a similar project (Baynes Bat).


Soviet gliders

Military gliders were one of the major areas of the Soviet aircraft industry. Almost every designer had a similar project in his “portfolio”.


The C-25 (USSR, 1944), designed for 25 paratroopers or 2200 kg of cargo, has become a more perfect replacement for the well-known model KC-25. The main disadvantage of the latter was an unsuccessful loading system, which did not allow the full use of the airframe's load capacity. On the C-25, the nose was made flush, which greatly simplified loading.


Due to the fact that the pilots were above the cargo compartment, the aerodynamics of the C-25 was worse than the competitors, but for the landing glider, the payload was the prevailing factor.


One of the original projects of Pavel Grokhovsky, known for his nontrivial thinking, is the aerostreet transport. The lead aircraft designed by Grokhovsky could tow up to ten gliders with cargo. The project was not implemented.


Waco CG-4A (USA, 1942). The most massive military airborne glider in the world, built almost 14 000 machines in various versions. In addition to the United States, the gliders were in service with Canada, Britain and Czechoslovakia and were widely used in various operations. The order of the 20 gliders of the Waco CG-4A has been preserved to this day.

TTX mid-size landing gliders

Planer
T-11
KC-20
Gotha Go 242
Airspeed AS.51 Horsa
Waco CG-4A
Country
the USSR
the USSR
Germany
United Kingdom
USA
Years of production
1941-1948
1941-1943
1941-1944
1941-1945
1942-1945
Length m
10,84
14,12
15,81
20,42
14,8
Wingspan, m
18
23,8
24,5
26,82
25,5
Maximum
take-off weight, kg
1660
-
7300
7031
4082
Capacity,
people
11
20
21
25
13
Capacity, kg of cargo
-
2200
2400
-
1900
full speed
planning km / h
-
-
290
161
240
Author:
Originator:
http://www.popmech.ru/
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. SPIRITofFREEDOM
    SPIRITofFREEDOM 4 June 2013 12: 21 New
    +1
    are there fifth-generation gliders?
  2. Alexey M
    Alexey M 4 June 2013 13: 45 New
    0
    And the theme of gliders is still relevant. Cheap disposable UAVs, for example, can be used to make drums like this.
    1. Zerstorer
      Zerstorer 4 June 2013 16: 37 New
      0
      I understand you correctly, what do you think of the planning bombs? Planning guided high-precision bombs - I agree topically. But helicopters are now coping with the tasks of transport gliders.
  3. washi
    washi 4 June 2013 13: 56 New
    0
    Radiolucent materials: wood and plastic. Visual Detection Only
    Easy to organize pilot training.
    Given modern materials and aerodynamics, you can create a glider - transferring, not noticeable from the traditional air defense, airborne divisions, without heavy weapons, which can be put in capturing GDP or just territory, for receiving goods with a parachute
    1. Zerstorer
      Zerstorer 4 June 2013 16: 42 New
      0
      The tree does not fit - short-lived material. And who said that a solid wood structure would have a low ESR? There is plenty of metal there anyway, so it's not a fact that this glider will not be a flying corner reflector.
  4. RoadRunner
    RoadRunner 4 June 2013 14: 55 New
    0
    I was terribly interested in how to land an air train?
    1. EDW
      EDW 4 June 2013 15: 32 New
      0
      In parts.
      One car glider on one lane, another on the next ...
      or cut circles around the strip and alternately unhook the gliders and put on the strip ...
      You can still detach gliders over given points and return to diesel locomotive plane for a new composition of gliders at the airfield.
  5. Mister X
    Mister X 4 June 2013 19: 11 New
    0
    the pilot in the BV 40 did not sit, but lay on his stomach, resting his chin on a special stance.


    Northrop XP-79
    He had to ram the enemy not with the fuselage, but with the wing edge made of a magnesium alloy.
    Unfortunately, the first and only tests of the aircraft ended in an accident and the death of a pilot.

  6. Alex
    Alex 16 September 2013 15: 10 New
    +2
    The airborne gliders did a good job in WWII, in my opinion, the capture of the Eben-Emael fort is the apotheosis of the use of glider landings. The release of Mussolini is more likely a PR campaign, but also well planned and carried out.

Троянские кони войны

Военный самолет – штука дорогая и сложная, потерять его в первом же сражении – нехорошая перспектива, в том числе и для армейского бюджета. А вот планер – лишенная двигателя конструкция, максимально простая и быстрая в производстве – вполне может заменить самолет в бою. Или в транспортировке войск – по крайней мере ряд подобных попыток истории известен.

По сравнению с самолетом планер имеет целый ряд недостатков. В первую очередь это невозможность взлетать самостоятельно: планер можно запустить с помощью другого летательного аппарата, наземной лебедки, порохового толкача или, например, катапульты. Второй минус – серьезно ограниченная дальность полета. Конечно, в 2003 году пилот-рекордист Клаус Олманн на сверхлегком Schempp-Hirth Nimbus умудрился преодолеть в одном свободном полете 3009 км, но дистанция полета обыкновенного планера даже сегодня едва ли превышает 60 км.

Что уж говорить о военных временах, когда материалы и конструкции были значительно примитивнее! Наконец, еще один значимый минус – ограничение по массе. Чем тяжелее планер, тем хуже его летные характеристики, поэтому обвесить подобную машину вооружением от кабины до хвоста не получится. Тем не менее плюсы – бесшумность, дешевизна и простота в изготовлении – всегда привлекали военных инженеров.


Сумрачный гений

Наиболее известной историей с военным применением планеров была, конечно, попытка Рихарда Фогта, знаменитого своим нетривиальным мышлением (чего стоил, например, асимметричный истребитель!). Как ни странно, главный конструктор Blohm und Voss отталкивался вовсе не от дешевизны конструкции (она стала побочным эффектом), а от необходимости уменьшить истребитель. Точнее, его фронтальную площадь, поскольку обычные самолеты все чаще расстреливались противником «в лоб». Осуществить свою идею Фогт решил достаточно оригинальным способом – избавившись от двигателя.

Предложение Фогта было принято в 1943 году, а к весне 1944-го планер Blohm und Voss BV 40 был готов к испытаниям. Конструкция была предельно проста: кабина из бронелистов (самый мощный, лобовой, имел толщину 20 мм), фюзеляж из клепаного железа и деревянная хвостовая часть, элементарные крылья (деревянный каркас, обшитый фанерой).

Планер чем-то напоминал знаменитые японские самолеты, предназначенные для камикадзе, – таким ненадежным и странным он казался окружающим. Еще более удивляло, что пилот в BV 40 не сидел, а лежал на животе, упираясь подбородком в специальную стойку. Зато обзор у него был потрясающий: перед ним находилось достаточно большое стекло – бронированное, 120-миллиметровое.

Так или иначе, в конце мая – начале июня провели ряд испытаний, и планер показал себя хорошо (Фогт вообще редко ошибался, просто ход его мышления был очень необычен). Несмотря на потерю нескольких прототипов, максимальная достигнутая в ходе испытаний скорость – 470 км/ч – обнадеживала, да и пилоты хвалили устойчивость планера. Другое дело, что все жаловались на крайне неудобную позу: руки и ноги быстро затекали, а полет мог продолжаться довольно долго, особенно с учетом предварительной буксировки.

Предполагалось, что Blohm und Voss BV 40 станет успешным истребителем. Будучи очень компактным и почти незаметным (кстати, полная бесшумность тоже играла свою роль), планер мог приблизиться к самолету противника – в первую очередь расчет шел на тяжелые бомбардировщики B-17 Flying Fortress – на расстояние атаки. А дальше в дело вступали две 30-мм пушки MK 108.

Но все закончилось так же, как и многие другие проекты тевтонского гения. Был дан заказ на партию планеров к весне 1945 года, но уже осенью 1944-го его отменили, а проект скоропалительно свернули. Причины были просты: у теряющей свои активы Германии не оставалось средств на экзотику, в бой шли только проверенные решения. BV 40 так и не успел повоевать.

Военно-транспортная тематика

Проект Фогта был самым известным, но не единственным в истории (такие утверждения нередко можно встретить в сетевых и книжных источниках). Вообще, планеры использовались на войне достаточно часто – и немцами, и союзниками. Только это были, конечно, не экзотические истребители, а вполне обычные военно-транспортные машины, вместительные и построенные по традиционной планерной схеме.

Известными немецкими планерами подобного типа были Gotha Go 242 и гигантский Messerschmitt Me 321. Важнейшие их характеристики – вместимость, дешевизна и бесшумность. Например, рама Go 242 была сварена из стальных труб, а обшивка представляла собой сочетание фанеры (в носовой части) и пропитанного огнеупорной смесью полотна (на остальном фюзеляже).

Основной задачей Go 242, разработанного еще в 1941-м, был десант: планер вмещал 21 человека либо 2400 кг груза, мог бесшумно пересечь линию фронта и приземлиться, выполняя функцию «троянского коня» (как метко окрестил машину знаменитый летчик-ас Эрнст Удет). После приземления и разгрузки планер уничтожался. «Тягачом» служил самолет Heinkel He 111, причем одновременно он мог поднимать два «прицепа». Планер Go 242 имел множество модификаций, в том числе с пороховыми толкачами, с лыжами и колесными тележками, с различным вооружением и санитарным оборудованием. Всего было изготовлено более 1500 экземпляров планера – и они успешно показали себя в деле доставки грузов и личного состава на Восточном фронте.

Messerschmitt Me 321 Gigant, также задуманный как одноразовый планер снабжения, оказался менее удачной идеей. Техническое задание подразумевало доставку планером таких грузов, как танки PzKpfw III и IV, штурмовых орудий, тягачей или 200 пехотинцев! Интересно, что первые прототипы делала компания Junkers. Ее творение Ju 322 по прозвищу «Мамонт» оказалось чудовищно неустойчивым в полете. А необходимость использования дешевых материалов при огромной массе (представьте себе размах крыла в 62 м и собственную массу в 26 т!) привела к крайней хрупкости и опасности машины. Опытные «Юнкерсы» разобрали, и знамя подхватил «Мессершмитт». В феврале 1941 года первые образцы Me 321 поднялись в воздух и показали себя неплохо. Основной проблемой стала буксировка планера с 20-тонным грузом на борту.

Изначально использовались «тройки» самолетов Ju 90, но для подобной слаженности требовалась высочайшая квалификация пилотов (а ее отсутствие как минимум однажды привело к аварии и гибели всех четырех машин).

Впоследствии разработали специальный двухфюзеляжный тягач Heinkel Не.111Z Zwilling. Боевое применение «Гигантов» ограничивалось очень небольшим количеством тягачей и сложностью конструкции (при всей ее дешевизне). Всего было изготовлено около сотни Me 321, более или менее регулярно применявшихся в целях снабжения, но уже к 1943 году программу свернули.

На советских заводах

Интересно совпадение в фамилиях первых советских конструкторов, создававших военно-десантные планеры: три «гр» – Гроховский, Грибовский и Грошев. Именно в КБ Павла Гроховского в 1932 году был построен первый в мире военно-десантный планер Г-63. Но наибольший вклад в создание подобных машин внес все-таки Владислав Грибовский.

Его первый буксировочный планер Г-14 поднялся в воздух в 1934 году, и именно он создал один из наиболее массовых советских военно-десантных планеров Г-11. Простейшая деревянная машина вмещала пилота и 11 десантников в полной амуниции. Строились Г-11 из дерева, для взлета использовалось неубираемое шасси, для посадки – лыжа. С учетом того, что с момента поступления приказа на разработку (7 июля 1941 года) до появления собственно планера (август) прошло менее двух месяцев, совершенство конструкции поражало: все летчики-испытатели одобряли характеристики машины, ее полетные качества и надежность.

Впоследствии в конструкцию планера вносились многочисленные изменения и усовершенствования. На его базе даже построили мотопланер. Г-11 регулярно использовались для доставки десанта и оборудования в зону боевых действий; иногда планер просто пролетал над территорией, сбрасывал груз, разворачивался и возвращался на точку приземления, откуда его могли забрать. Правда, точное количество изготовленных Г-11 определить трудно: производился он с перерывами, на разных заводах вплоть до 1948 года. В первый период войны (1941–1942 годы) было сделано порядка 300 аппаратов.

Не менее известными планерами военно-десантного назначения были А-7 Антонова и КЦ-20 Колесникова и Цыбина. Если первый был достаточно компактен (вмещал семь человек, включая пилота), то второй стал самым крупным из военно-десантных планеров СССР – вмещал он 20 солдат или 2,2 т груза. Несмотря на то что КЦ-20 было выпущено всего 68 штук, им сопутствовал военный успех. Неоднократно советские планеры успешно перевозили десант за линию фронта (где и уничтожались – цельнодеревянная конструкция хорошо горела). Послевоенным развитием КЦ-20 стал тяжелый Ц-25, выпускавшийся с 1947 года.

Кстати, очень неплохо поработали планеры для снабжения партизан. Они запускались на оккупированную территорию, садились на партизанских «аэродромах», там же и сжигались. Доставляли все: оружие, боеприпасы, смазочные материалы, антифриз для танковых частей и т. д. Говорят, что за всю войну ни одного советского планера не сбили. Вполне возможно, что это правда: даже обнаружить десантный планер крайне сложно, особенно когда он беззвучно летит ночью, а сбить – совсем непосильная задача.

Вообще, советских военно-десантных планеров было достаточно много – как опытных, так и пошедших в серию. Интересным направлением разработок, кстати, были буксировочные планеры, например ГН-8 конструкции Грошева. Такой планер от самолета вообще не отцеплялся, а служил прицепом для увеличения грузоподъемности базовой машины.

Два слова о союзниках

Союзники, в частности британцы и американцы, тоже не были чужды военно-планерной тематики. Например, известным планером был тяжелый британский General Aircraft Hamilcar, способный перевезти легкий танк. В принципе, по конструкции он не отличался от других моделей – максимально легкий, из дешевых материалов (в основном – дерева), но при этом размерами приближался к немецкому «Гиганту» (длина – 20 м, размах крыла – 33).

Применялся General Aircraft Hamilcar в ряде британских воздушно-десантных операций, в том числе «Тонга» (5–7 июля 1944 года) и Голландской (17–25 сентября 1944-го). Всего было построено 344 экземпляра. Более компактным (да и более распространенным) британским глайдером тех лет был Airspeed AS.51 Horsa, вмещавший 25 десантников.

Американцы, в отличие от европейцев, не поскупились на количество военных планеров. Самая ходовая их модель, Waco CG-4A, созданная в 1942-м, была изготовлена в количестве, превышающем 13 900 штук! Waco широко применялся в различных операциях как американцами, так и британцами – впервые в Сицилийской операции (10 июля – 17 августа 1943 года). При длине в 14,8 м он мог вместить, помимо двух пилотов, 13 пехотинцев с амуницией, или классический военный Jeep (под размеры которого и проектировался), или другой груз схожей массы.

Вообще десантные планеры на войне применялись повсеместно, существовали десятки систем и конструкций. Да и сегодня нельзя сказать, чтобы это транспортное средство окончательно ушло в прошлое. Основное преимущество планера, бесшумность при достаточной вместительности, позволяет совершенно незаметно проникнуть далеко на территорию противника, а конструкция, почти полностью лишенная металлических деталей, «убережет» от радаров. Поэтому вполне вероятно, что когда-либо тема десантных планеров возродится из пепла. И лишь фантастический истребитель Blohm und Voss BV 40 навсегда останется частью истории.

Троянские кони войны

General Aircraft Hamilcar (Великобритания, 1942). Один из самых больших военных планеров, когда-либо производившихся серийно. Использовался в ряде крупных десантных операций.

Троянские кони войны

Blohm und Voss BV 40 (Германия, 1944). Уникальная немецкая попытка построить планер-истребитель. На схеме хорошо видна крайне неудобная поза пилота. Испытатели жаловались, что шея за время полета затекает чудовищно. Было построено семь пробных экземпляров, но в серию BV 40 так и не пошел.

Троянские кони войны

Крылья танка. К оригинальным военным планерам относился, конечно, легендарный А-40 «Крылья танка», спроектированный Антоновым в 1941–1942 годах и даже изготовленный в одном экземпляре. По идее Антонова, специальная планерная система «навешивалась» на серийный легкий танк Т-60. Во время единственного пробного полета в сентябре 1942 года с танка была в целях облегчения снята практически вся экипировка, но мощности все равно не хватало. Буксировщик поднял планер лишь на 40 м, да и до запланированных 160 км/ч было очень далеко. Проект закрыли. К слову, схожий проект был и у англичан (Baynes Bat).


Советские планеры

Военные планеры были одним из серьезных направлений советского авиастроения. Почти каждый конструктор имел подобный проект в своем «портфолио».

Троянские кони войны

Ц-25 (СССР, 1944), рассчитанный на 25 десантников или 2200 кг груза, стал более совершенной заменой известной модели КЦ-25. Основным недостатком последней была неудачная система загрузки, не позволявшая полноценно использовать грузоподъемность планера. На Ц-25 же носовую часть сделали откидной, что значительно упростило загрузку.

Троянские кони войны

Ввиду того, что пилоты находились над грузовым отсеком, аэродинамика Ц-25 была хуже, чем у конкурентов, но для десантного планера полезная загрузка была превалирующим фактором.

Троянские кони войны

Один из оригинальных проектов Павла Гроховского, известного своим нетривиальным мышлением, – транспортный аэропоезд. Ведущий самолет по проекту Гроховского мог буксировать до десяти планеров с грузом. Проект реализован не был.

Троянские кони войны

Waco CG-4A (США, 1942). Самый массовый военно-десантный планер в мире, построено почти 14 000 машин в различных модификациях. Помимо США, планеры стояли на вооружении Канады, Великобритании и Чехословакии и широко использовались в различных операциях. До наших дней сохранилось порядка 20 планеров Waco CG-4A

ТТХ среднеразмерных десантных планеров

Планер
Г-11
КЦ-20
Gotha Go 242
Airspeed AS.51 Horsa
Waco CG-4A
Страна
СССР
СССР
Германия
Великобритания
США
Годы производства
1941–1948
1941–1943
1941–1944
1941–1945
1942–1945
Длина, м
10,84
14,12
15,81
20,42
14,8
Размах крыльев, м
18
23,8
24,5
26,82
25,5
Максимальная
взлетная масса, кг
1660

7300
7031
4082
Вместимость,
человек
11
20
21
25
13
Вместимость, кг груза

2200
2400

1900
Максимальная скорость
планирования, км/ч


290
161
240
Автор: Тим Скоренко
Первоисточник: http://www.popmech.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. SPIRITofFREEDOM 4 июня 2013 12:21
    а есть планеры пятого поколения?
    SPIRITofFREEDOM
  2. Алексей М 4 июня 2013 13:45
    А тема планеров и сейчас актуальна. Дешёвые одноразовые БПЛА например кстати можно и ударные таким макаром сделать.
    1. Zerstorer 4 июня 2013 16:37
      Я правильно вас понял, что вы думаете о планирующих бомбах? Планирующие управляемые высокоточные бомбы - согласен актуально. А вот с задачами транспортных планеров сейчас прекрасно справляются вертолеты.
  3. вася 4 июня 2013 13:56
    Радиопрозрачные материалы: дерево и пластик. Обнаружение только визуальное
    Легко организовать обучение пилотов.
    С учетом современных материалов и аэродинамики можно создать планер - перебрасывающие, не заметно от традиционного ПВО, дивизии ВДВ, без тяжелого вооружения, которое можно поставить при захвате ВВП или просто территории, для приема грузов с парашютом
    1. Zerstorer 4 июня 2013 16:42
      Дерево не подходит - недолговечный материал. И кто сказал, что цельнодеревянная конструкция будет обладать низкой ЭПР? Всеравно металла там предостаточно, так что не факт, что этот планер не будет летающим уголковым отражателем.
  4. RoadRunner 4 июня 2013 14:55
    Мне стало жутко интересно,как можно посадить аэропоезд ?
    RoadRunner
    1. edw 4 июня 2013 15:32
      По частям же.
      Один вагон планер на одну полосу, другой на следующую...
      либо нарезать круги вокруг полосы и поочередно отцеплять планеры и сажать на полосу...
      Можно еще по ходу следования планеры поотцеплять над заданными точками и вернуться на тепловозе самолете за новым составом планеров на аэродром.
      edw
  5. Mister X 4 июня 2013 19:11
    пилот в BV 40 не сидел, а лежал на животе, упираясь подбородком в специальную стойку.


    Northrop XP-79
    Он должен был таранить противника не фюзеляжем, а кромкой крыла, выполненной из магниевого сплава.
    К сожалению, первые и единственные испытания самолета завершились аварией и смертью пилота.

  6. Алекс 16 сентября 2013 15:10
    Десантные планеры неплохо поработали в ВМВ, по-моему, захват форта Эбен-Эмаэль - это апофеоз применения планерных десантов. Освобождение Муссолини - уже скорее пиар-акция, но тоже неплохо спланированная и проведенная.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня