Инженеров и врачей будет больше: о планах министерства образования

33
Инженеров и врачей будет больше: о планах министерства образованияКаждый год, за несколько дней до начала школьных выпускных экзаменов, чиновники министерства образования и науки оглашают свои планы на текущую кампанию набора в высшие учебные заведения. 20 мая некоторые подробности намерений своего ведомства рассказал замминистра образования А. Климов. В озвученных планах министерства просматривается четкая программа действий, целью которой является изменение имеющейся системы распределения бюджетных мест в вузах.

Сперва Климов отметил, что количество запланированных бюджетных мест останется таким же, каким оно было в прошлом 2012 году: получить высшее образование за государственный счет сможет 491 тысяча вчерашних школьников. При этом шансы на поступление в этом году немного выше, чем в прошлом, поскольку в этом году количество выпускников уменьшилось на 1,3%. Одновременно с сохранением общего количества бюджетных мест чиновники от образования решили значительно пересмотреть систему их распределения. Изменения такого рода оказались значительными и стоящими внимания.

Будущая приемная кампания сильно отличается от предыдущей по так называемым контрольным цифрам приема (КЦП), характеризующим распределение бюджетных мест по специальностям и т.п. В первую очередь стоит отметить, что в этом году на 20% увеличится количество бюджетных мест для будущих магистров. Такое значительное увеличение стало следствием небольшого сокращения программ бакалавриата и специалитета – таких мест будет меньше всего на три процента. Также в этом году сокращению подвергнутся бюджетные места по специальностям, связанным с экономикой и менеджментом, – на 19,8%. Эти места решено распределить между естественнонаучными специальностями (2,5%), техническими (5,3%), медицинскими (5,9%), а также педагогическими (6,1%).

Также в этом году станет немного больше очников. КЦП по этой форме обучения увеличены на 0,6%. Количество вечерников и заочников при этом уменьшат на 2,5%. Однако и в этом случае очно-заочное и заочное обучение смогут пройти более 94 тысяч новых студентов. Из них 79403 человека будут учиться по программе бакалавриата, более 10 тыс. станут специалистами, а 4486 бюджетных мест предусмотрено для заочников-магистров. Аналогичное распределение мест для студентов очной формы обучения составит 268674 места для бакалавров, 57875 для специалистов и 69968 для магистров.

Объем КЦП также разделили на федеральную и региональную составляющую, в соответствии с численными показателями которых распределялось финансирование вузов. Это было сделано с целью сохранить в регионах достаточное количество бюджетных мест и, как следствие, обеспечить обучение специалистов, необходимых в существующих экономических условиях. Разделение бюджетных мест по такому принципу прошло следующим образом. На региональные программы отведено 70% от КЦП по бакалаврам и специалистам, остальное приходится на программы магистратуры. Федеральная же составляющая общего объема КЦП распределилась наоборот: 70% приходится на программы обучения магистров.

При определении необходимого распределения КЦП сотрудники министерства образования руководствовались предложениями субъектов Российской Федерации, пожеланиями крупнейших работодателей и т.п. Кроме того, в создании соответствующих документов принимали участие некоторые другие министерства, которые располагают собственными высшими учебными заведениями. Что касается распределения бюджетных мест по регионам и вузам, то в этом случае учитывались результаты прошлогоднего мониторинга эффективности, статистика от министерства труда и данные по выпускным и вступительным экзаменам прошлого года (для бакалавриата и специалитета), а также объемы финансирования и эффективности научной деятельности для программ магистратуры.

В результате анализа возможностей и потенциала учебных заведений 43 ведущих университета страны получили 22,9% от общего количества предусмотренных бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета, а также 36,6% от запланированных очных мест для подготовки магистров. Также необходимо отметить, что эти 43 крупнейших вуза поделили между собой и 28,8% от предусмотренных контрольными цифрами приема мест по техническим специальностям.

Некоторому сокращению подверглись бюджетные места, выделенные негосударственным учебным заведениям. Так, в этом году все подобные организации получили лишь 0,5% от общего объема предусмотренных КЦП. Стоит отметить, это более чем в два раза ниже аналогичного показателя за прошлый год, когда негосударственные вузы получили долю КЦП в 1,3%. Таким образом, негосударственные академии и университеты в этом году в общей сложности примут лишь 2105 студентов-бюджетников. Наибольшим сокращениям в негосударственных вузах подверглись юридические специальности (61%), а также экономические и управленческие (46%).

В новых данных относительно будущей приемной кампании, оглашенных руководством министерства образования, четко прослеживаются несколько основных тенденций. В первую очередь необходимо отметить сохранение имеющегося числа учебных мест даже на фоне сокращения количества выпускников. Также определенный интерес представляет тенденция с постоянным сокращением бюджетного финансирования негосударственных высших учебных заведений. В качестве основной предпосылки к пересмотру долей КЦП, выделяемых тому или иному вузу, можно считать прошлогодний мониторинг эффективности. Как показала работа проверяющих, некоторые университеты и академии не справляются с возлагаемыми на них обязанностями, и поэтому в нынешнем состоянии не должны получать государственное финансирование.

Характерной чертой планов по КЦП на этот год стало значительное изменение бюджетных мест, предусмотренных для обучения по определенным специальностям. Экономическое и управленческое направление потеряли почти пятую часть мест в сравнении с прошлым годом, а соответствующее финансирование планируется перенаправить в другие сферы. Наибольший приоритет при разделении освободившихся мест получили педагогическое направление и медицина. Таким образом, давние разговоры о переизбытке менеджеров, юристов или экономистов и нехватке специалистов в других областях постепенно превращаются в четкую и планомерную тенденцию, целью которой является исправление сложившегося перекоса. В свете заявлений последних лет о необходимости увеличения числа инженеров и технических специалистов такое развитие событий выглядит позитивным.


По материалам сайтов:
http://минобрнауки.рф/
http://strf.ru/
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 мая 2013 07:55
    Кого только не штампуют всевозможные ВУЗы! Язык сломаешь и память потеряешь! А востребованных рабочих профессий все меньше и меньше.
    Куда-то докатимся...
    1. +2
      29 мая 2013 08:02
      Цитата: a.s.zzz888
      Кого только не штампуют всевозможные ВУЗы! Язык сломаешь и память потеряешь! А востребованных рабочих профессий все меньше и меньше.

      ВУЗы штампуют ИТР и управленцев, профессиональных работников выпускают ПТУ
      1. +2
        29 мая 2013 08:16
        Согласен полностью. Но сколько этих ПТУ осталось в чистом виде?
        1. +1
          29 мая 2013 08:30
          Цитата: a.s.zzz888
          Но сколько этих ПТУ осталось в чистом виде?

          Вопрос не в том сколько осталось учебных заведений, а в том куда податься выпускнику по окончании учебного процесса, ведь подобный специалист в том виде какой он есть после выпуска НЕ НУЖЕН НИКОМУ! Поэтому и получается разрыв и нехватка специалистов!
          1. +1
            29 мая 2013 08:48
            Цитата: Sibiryak
            Вопрос ... в том куда податься выпускнику по окончании учебного процесса, ведь подобный специалист в том виде какой он есть после выпуска НЕ НУЖЕН НИКОМУ! Поэтому и получается разрыв и нехватка специалистов!

            Согласен. Надо решать не вопрос расширения мест, а последующей работы, - как мест, так и пресиж и оплаты. А так - это все фигня. Прочитал умный анекдот: "любое математическое доказательство разбивается о простой вопрос - И ЧЁ?" :)
    2. +1
      29 мая 2013 08:35
      Да спохватились уже. Открыли училища при заводах. Оборудование новое приобрели для обучения. Уже лет 5 как. Ещё шевелятся. В общем сдвинулось дело. Зарплаты у высококвалифицированных станочников такие, что молодежь-то начала задумываться: "А нах мне этот платный юридический(гуманитарный, финансовый, управленческий...)?". Учёба в ВУЗах - поощряется. Кредиты дают. Правда всё, что выше написал относится к 2 заводам, оба - ВПК.
      1. +2
        29 мая 2013 08:43
        Цитата: пенсионер
        Открыли училища при заводах.

        Отрадно конечно, но видимо только на этих двух заводах у руководителя мозги находятся в голове, а не в средней части тела!
        1. 0
          29 мая 2013 10:04
          Ну они ещё оба в "Антее". Есть и перехлёсты. Приходит молодой. Ни чё толком ещё не умеет, но з/п ему дают больше, чем у заслуженного ветерана (на соответствующей должности). Люди обижаются.
          1. +1
            29 мая 2013 13:57
            Цитата: пенсионер
            Есть и перехлёсты. Приходит молодой. Ни чё толком ещё не умеет, но з/п ему дают больше, чем у заслуженного ветерана (на соответствующей должности). Люди обижаются.

            На счёт повышенной з/п молодым согласен - это перегиб. Амбиций много, а результат ни есть хорошо, всё упирается опять же в воспитание и влияние на человека денег.
    3. Татарин
      +5
      29 мая 2013 08:42
      в Росии более 50 процентов населения с высшим оброзованием, вот только качество этого высшего озонирования в глубокой жопе благодаря ЕНТ, папикам, мамикам и большим деньгам. есть у папу деньги и пойдет его сынок в универ, хоть полным бараном будет и закончит универ и получит диплом. а парнишка с деревни, который и хочет учиться и талантом обладает, но вот нет возможности, так и будет коров пасти. вот все то. что позволяло советское образование только и действительно одаренным продвигать науку и технику, благодаря этому и самолеты летали и ракеты не падали. а что сейчас неумные люди вокруг пару слов связать не может не то что мысли высказать, которых и нет, наверно, зато высшее образование. а дальше больше......
    4. +1
      29 мая 2013 20:07
      Читаю представленные здесь мнения о ПТУ, о нужности выпускников ВУЗ-ов...
      Чудаковато это все..
      Ценность работяг из ПТУ, молодых выпускников ВУЗ-ов будет только тогда когда они попадают в струю реальной работы и под патронаж зрелых специалистов..
      И специалистам интересно их подымать..
      Сейчас этого нет..
  2. +1
    29 мая 2013 07:58
    Таким образом, давние разговоры о переизбытке менеджеров, юристов или экономистов и нехватке специалистов в других областях постепенно превращаются в четкую и планомерную тенденцию, целью которой является исправление сложившегося перекоса. В свете заявлений последних лет о необходимости увеличения числа инженеров и технических специалистов такое развитие событий выглядит позитивным.

    Много, это ещё не значит хорошо! Чтобы стать специалистом необходимы практические навыки, а не только теоретические знания, а где их приобрести, если предприятиям в нашей стране абсолютно до фанаря на выпускников ВУЗов, проще нанять иностранцев в целях экономии. Так что статистика конечно вещь хорошая, но в конечном итоге ничего не поменяется.
  3. fartfraer
    +5
    29 мая 2013 08:28
    и снова забыли о десятке реформ во всех сферах)знакомый учитель(мать моего товарища) аж 2 мес.получала высокую з-ту(помните была такая "компанейщина"-мол высокую з-ту учителю),а потом все стало как раньше.государство только полицейским платит исправно,но в основном за счет сокращения штата.
    как только начнут сажать "реформаторов",так сразу я начну робко верить что изменения какие-то происходят
  4. +3
    29 мая 2013 09:26
    В советское время на одного инженера приходилось 7 рабочих, под конец девяностых 7 инженеров на 1 рабочего.

    Надо возраждать ПТУ, в стране большая не хватка квалифицированных слесарей, сварщиков, токарей и прочих станочников. А то на пладили менеджеров и юристов, а кто работать будет.

    P.S. Прежде чем что не будь продать, с начало это надо произвести. На одних гуманитариях экономику страны не поднимешь.
    1. fartfraer
      0
      29 мая 2013 09:39
      я успел окончить пту перед армией.дипломированный каменщик 4 разряда))из 35 человек группы я один работал по специальности.престижа профессий рабочих не хватает,уважения у работодателей к работягам не хватает,много др.факторов.да и я ушел уже со стройки(уходил самым молодым каменщиком бригады,нас было 25 человек)и это стройка,где есть возможность подкалымить,а про токарей и пр. "заводских" я даже говорить не буду-туда идут только когда больше идти некуда.
  5. Belogor
    0
    29 мая 2013 09:32
    Если из них выйдут высококлассные специалисты, это конечно хорошо. А если просто дипломированные работники, отбывающие рабочее время, то это другое дело.
  6. +3
    29 мая 2013 09:57
    о планах министерства образования

    они б лучше чистку у себя устроили, и начали со школьного образования, а то скоро дойдет до того, что обязательным будет 8 лет русского языка, математики и обществоведения с религией (как говорится "4е класса церковно-приходской"), а все остальное платными факультативами
  7. +2
    29 мая 2013 10:23
    Планы планами.По уровню подготовки многие ВУЗЫ выпускают не инженеров и врачей, а ремесленников и лекарей. Загубили среднее образование, затем среднее специальное образование, и высшее добивают. Бакалавры, магистры, а мыслить продуктивно не в состоянии. Компьютер, интернет это хорошо. Но фундаментальные знания можно получить только читая книги, спец.литературу. Многие не в состоянии прочитать текст, и пересказать или изложить суть. Потому как в школе не научили, правильно читать, мыслить.
  8. +2
    29 мая 2013 10:58
    Не знаю про другие специальности...скажу про медицину...не знаю сколько там народу медвузы в год оканчивают но реально работать просто не кому! Ну не идут люди в доктора играть на зарплату в 6000 рублей, дефицит кадров в нашей области уже к 50% приближается, из них половина уже пенсионеры, лет через 5-7 работать уже совсем некому будет...хоть как реформируй систему образования- пока не будет улучшена система работы после этого образования- толку ни какого не будет!
    1. +1
      29 мая 2013 15:47
      Аналогичный случай в нашем колхозе. На 16 участков 6 докторов и 2 фельдшера, все доктора - пенсионеры, фельдшера правда молодые, но ждем когда в декрет уйдут, вот тогда и повеселимся. И ещё краем уха слышал, что если пенсионер работает, то будет получать либо пенсию, либо зарплату. Вот и давайте подумаем будет ли 60 - 70 летняя пенсионерка работать в такой ситуации....
  9. 0
    29 мая 2013 11:28
    Спасибо вам ребята, что на нашего брата-менеджера бочку некатили!)))пасиба
  10. Dima190579
    0
    29 мая 2013 12:02
    Инженер и врач эта те профессии на которых держится государство.
    1. 0
      29 мая 2013 12:29
      А еще учитель, ученый, да и про военных не стоит забывать.
  11. +1
    29 мая 2013 13:49
    МДА , накушались эхфективнымы менеджерами.--нормальных инженеров и рабочих просто нет!! fool
    1. +1
      29 мая 2013 15:05
      Утверждение в корне неверно, эффективных менеджеров в нашей стране можно на пальцах одной руки пересчитать. Я бы даже сказал больше, проблема РОССИИ в том, что нет хороших управленцев, нет людей способных организовать рабочий процесс на производстве, наладить взаимодействие и выручку в коллективе.

      Даже сейчас помню 4 принципа менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

      Зато у нас есть начальники способные только ОРАТЬ и требовать исполнения вчера придуманного плана. Рыба всегда гниет с головы.
  12. 0
    29 мая 2013 13:53
    был у меня знакомый- будущий менеджер- как он говорил-ТЕЩА ПЛАТИТ И ХРЕН БЫ С С НИМ!!! belay А на работу -так она же меня и продвинет!!!! belay
    1. +2
      29 мая 2013 15:30
      Научная школа МЕНЕДЖМЕНТА..Тэйлор. Просто для расширения кругозора людей непредставляющих, что изучает Менеджмент.)
      Знаменитостью Тейлор стал после истории с Вифлеемским Сталелитейным Комбинатом. В одном из цехов работали 600 человек, чьей задачей было перебрасывать молотую руду из бункера на конвейер. Тейлор и его помощник пять месяцев ходили вокруг рабочих с блокнотом и секундомером. А потом вышел циркуляр, начинавшийся фразой: "Существует около пятисот способов погружать лопату в вещество определенного рода - и лишь один из этих способов правильный".

      Поначалу над этой фразой смеялись до упада, однако владелец комбината дал "добро" на обучение рабочих "единственно верному методу". Спустя три года в этом цеху трудились всего 140 человек - и выполняли тот же объём работы, для которого когда-то требовалось 600 работников. При этом они меньше уставали за смену и получали большую плату, так что оснований жаловаться на жизнь у них не было. Тейлор добился этого, разработав особые лопаты, обучив работников оптимальному методу погрузки и установив для них график перерывов, позволявший отдохнуть прежде, чем накопится усталость.

      Другая известная демонстрация метода Тейлора состоялась на том же комбинате. Грузчики укладывали чугунные чушки в грузовики, перетаскивая за смену в среднем по 12,5 тонн чугуна. Уже к середине дня они выматывались до состояния "язык на плече", а с работы уходили, шатаясь. Тейлор выбрал для эксперимента некоего Шмидта, далеко не самого крепкого из грузчиков, и рассчитал для него график работы и отдыха.

      В течение трёх лет этот Шмидт работал по секундомеру, делая перерывы через каждые несколько минут, так что из каждого рабочего часа он лишь 26 минут таскал чугун, а 34 минуты отдыхал, и с работы выходил свежим и бодрым. Бригадир грузчиков высмеивал "ленивого" рабочего, пока не обнаружил, что Шмидт перетаскивает за смену около 47 тонн - почти вчетверо больше любого другого грузчика в цеху.
      1. +2
        29 мая 2013 20:06
        В наших реалиях -В одном из цехов работал 1 человек...600 человек пять месяцев ходили вокруг рабочего с блокнотом и секундомером. При этом 600 человек меньше уставали за смену ( чем тот человек с лопатой) и получали большую плату, так что оснований жаловаться на жизнь у них не было smile
        1. 0
          29 мая 2013 20:27
          Дополнительно о наших реалиях
          Я с приятелем попал после выпуска на одно предприятие в отдел разработки.
          Я сделал свой проект - все там шло тихо и без вопросов и проблем (наверное - если я был бы согласен - могло бы идти так и до сих пор)
          Приятель же получил чужой проект. Все там шло через "пень-колоду". Он был постоянно в "битве". Постоянно ему нужно ставить цех "в позу.." Постоянно решение проблем с начальством.. Всегда на виду..
          Уже в 90-е его выдвигают на звание "Заслуженного Машиностроителя Российской Федерации"

          Что сказать
          Кто заказывал трахо-дром? - Трахо-дром получите.
          Что стимулируете - то и получаете.
      2. 0
        29 мая 2013 20:18
        Цитата: datur
        МДА , накушались эхфективнымы менеджерами.--нормальных инженеров и рабочих просто нет!! fool
      3. 0
        30 мая 2013 09:09
        Цитата: Умник
        В течение трёх лет этот Шмидт работал по секундомеру

        во-во, есть такие, и много, "консультанты" :)) Работают месяцами-годами, получая большие деньги, а потом выдают консультации... Справедливости ради нужно отметить, что в половине случаев они действительно дельные, а в половине - решение лежало на поверхности, в любом случае, откровенно и ясно, что часть денег заплачена только за видимость работы.
        Кроме того, пример с чугуном слишком простой :). Когда я сам впервые участвовал в консалтинговом проекте 15 лет назад, мы выдали рекомендации - идеальные - заказчику. Понятно, в идеале все внедрить невозможно, поэтому разработанная программа внедрения этих мероприятий должна была дать эффективность от идеала 70% - что ниже чем по Парето, но все равно хорошо :). Но - если бы мы же это и внедряли, т.е. консультанты. Понятно это стоило тоже немало, поэтому заказчик решил внедрять все сам, в результате эффективность опустилась до 30% от "идеала". Ну и в конце концов все нововведения народ благополучно по..рил, в остатке через годик - всего 10% улучшений. Итого -оно того не стоило :))
        1. 0
          30 мая 2013 09:28
          Вы правы, пример простой))) счетается, что научная школа менеджмента устарела. (Хотя я так несчетаю) Просто мне обидно, что люди непредставляющие, что изучает менеджмент, высказывают свою точку зрения. Ведь даже 10 высококлассных инженеров, это всего лишь сборище, если их труд неорганизован.
      4. +1
        30 мая 2013 12:28
        так если бы у нас были бы эти менеджеры! а то основная масса наших менеджеров - спецы по оптимизации в свой карман!!!!!
  13. сашка
    0
    29 мая 2013 14:10
    Как только речь заходит о Планах и Проектах , сразу становится смешно. Ещё ни один план и проект не воплотился в жизнь.Всё на уровне обещаний и желаний.Или протокола о "намерениях" , который ни к чему не обязывает.
  14. +1
    29 мая 2013 17:07
    У меня супруга врач зав. отделения. Училась три года в мед. училище и шесть лет в институте, зарплата - 7400. Может те кто называют нынешних врачей лекарями попробует прожить на такую зарплату? Врачи на одном энтузиазме работают! всей ситуации в медицине могу описать только матом!
    1. 0
      30 мая 2013 17:47
      Цитата: Хамсин
      Училась три года в мед. училище и шесть лет в институте, зарплата - 7400

      а по чем зав? А больница? А категория? а стаж? Нее, у нас столько было 2 года назад, в прошлом году аж до 21000 доходило (это с учетом добавки в 10тр), но теперь эту добавку сняли, но че-то совместили по ставкам, и хотя в общем никто ничего не понял, но получать стали аж 16000 и все очень счастливы :)))
      Но при этом: обл больница, высш категория, стаж (без ин-та) 16.
      Так что не расстраивайтесь, у вашей супруги впереди еще есть перспективы! :))
  15. lucidlook
    +1
    29 мая 2013 18:52
    Также в этом году сокращению подвергнутся бюджетные места по специальностям, связанным с экономикой и менеджментом, – на 19,8%. Эти места решено распределить между естественнонаучными специальностями (2,5%), техническими (5,3%), медицинскими (5,9%), а также педагогическими (6,1%).


    Лучше поздно, чем никогда. Полагаю, где-то через 5 лет можно ожидать увеличение производительности труда и научно-технического потенциала в соответствующих областях на пропорциональное количество процентов. Это -- в идеале, конечно.