29 мая – День военного автомобилиста
День военного автомобилиста празднуется в годовщину образования в России первой учебной автомобильной роты. Первая в стране автомобильная рота была создана в стране в 1910 году и стала первым испытательным, исследовательским и учебным автоцентром в России. Во главе подразделения стал капитан Пётр Иванович Секретев, вошедший в историю автомобильных войск России, да и всей армии в целом, как человек, сформировавший не просто первую в стране автомобильную роту, но и автомобильное подразделение, оснащённое пулемётами, появление которого определило философию использования автомобиля в военном деле.
В июле 1911 года авторотой был проведён испытательный пробег военных грузовиков. Испытывалась не только годность машин к прохождению военной службы, но и выносливость их узлов и агрегатов. По инициативе Петра Ивановича осенью предвоенного 1912 года был проведен ещё один грузовой автопробег. В результате был получен огромный опыт использования техники производства ведущих автомобильных производителей мира. По результатам обоих автопробегов было принято решение о поставке автомобилей для русской армии. Комиссия приобрела более трёхсот грузовых и без малого полста легковых автомобилей, которые были распределены в автороты при ж/д батальонах.
Несмотря на свою относительную малочисленность, в период Первой мировой войны автотехника, благодаря своей беспрецедентной эффективности и маневренности, была признана перспективнейшим видом транспорта. На момент окончания войны русская армия имела в своём составе 22 отдельные автороты, а общий автопарк насчитывал около 10000 автомашин.
Отечественному военному автопрому предстояло пройти долгий эволюционный путь. В эпоху индустриализации в СССР была создана собственная автомобильная промышленность, что позволило обеспечить вооружённые силы необходимым количеством автомобильной техники собственного производства и войти во Вторую мировую войну самостоятельной автомобильной державой. К началу войны в войска было поставлено более 40000 автомобилей.
В период Великой Отечественной войны автотехника широко использовалась для решения вопросов снабжения, буксировки монтажа и передвижения артиллерии и множества других задач. Автомобильная техника составила основу транспортного потенциала действующей армии и по объёму перевозок едва ли уступала железнодорожному транспорту. Доставляя грузы в сложнейших условиях распутицы и снежных заносов, демонстрируя чудеса мобильности при передвижении по ледовым переправам, рискуя попасть под артобстрел и авианалёт, воины-автомобилисты несмотря ни на что самоотверженно выполняли свой долг.
С началом Холодной войны перед военными автомобилистами возникла новая задача – обеспечить максимальную мобильность ракетно-ядерного вооружения, которая была решена путём создания специальных колесных шасси для транспортировки ракетных комплексов, по сей день не имеющих аналогов в мире. В послевоенный период отечественная военная автомобильная промышленность сделала громадный рывок, став одной из ведущих в мире, таковой она продолжает оставаться и по сей день.
Сегодня автомобиль из средства снабжения и подвоза превратился в полноценного и грозного носителя вооружения, став его органичной составной частью. Военная специальность «Автомобилист» является самой распространенной военно-учётной специальностью в современных Вооруженных Силах России. Военная автотехника состоит на вооружении всех родов войск и спецслужб, оставаясь самым распространенным средством монтажа, буксировки, перевозки военной техники и транспортировки грузов.
Информация