Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор...

Многоковшовые экскаваторы (непрерывного действия)

Экскаваторами непрерывного действия называются землеройные машины, разрабатывающие и транспортирующие грунт непрерывно. При этом обе операции - копание и транспортирование грунта - выполняется одновременно. В отличие от одноковшовых экскаваторов непрерывная разработка грунта обеспечивает более высокую выработку, однако, главный недостаток машин непрерывного действия - малая универсальность. Каждая землеройная машина, будь то цепные или роторные траншейные экскаваторы, экскаваторы - дреноукладчики, шнекороторные и двухроторные экскаваторы-каналокопатели, мелиоративные многоковшовые экскаваторы поперечного копания и тем более - крупные карьерные многоковшовые экскаваторы - все они предназначены для выполнения определенных операций и их нельзя использовать на других работах.


Быстроходные траншейные машины БТМ

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л.

Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну - 0,6 м и при глубине 1,5 м - 800 м/ч. Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, спроектированого харьковским машиностроительным заводом им.Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А.Морозова (выпускались АТ-Т с 1950 по 1979 гг.). На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж - 2 человека. Вес машины - 26,5 т.


Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную. Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами. На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг.

Машина БТМ-4 - опытный образец; в качестве базы использован тягач АТ-Т. Позже применен новый многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т. Серийное производство под индексом БТМ-4М.

Траншейные быстроходные машины БТМ поступали на вооружение инженерных войск ВС СССР. Для народохозяйственных целей разработаны и выпускались машины БТМ-ТМГ (роторный) и БТМ-ТМГ-2 (цепной).

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР


Быстроходная траншейная машина БТМ на базе тягача АТ-Т. Машина установлена на постамент вблизи МЧС Украины. Фотографии сделал RIO1.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотография из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в работе. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т. Фотографии сделаны на базе МЧС Мадвежка в Ленинградской обл. Ф.Шильниковым.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Машины БТМ-3. Фотографии из архива автора сайта techstory ru.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Быстроходная траншейная машина на базе тягача МТ-Т (опытный образец 1978 г.). Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Траншейные машины ТМК

Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.

Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.

Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.

Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.

Изготовливались машины ТМК с 1975 года на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже на колесном тягаче КЗКТ-538ДК выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Траншейная машина ТМК-2 на базе полноприводного тягача КЗКТ-538ДК. Фотографии сделаны Е.Берниковым.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Траншейная машина ТМК-2 на базе тягача КЗКТ-538ДК 1982 г.выпуска. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Котлованные машины МДК и МКМ

С переходом производства в 1946 году на танк Т-54 конструкторы харьковского КБ им.А.А.Морозова под руководством М.Н.Щукина и А.И.Автомонова приступили к разработке тягача изд.401 на базе этого танка. Работы эти велись по заданию ГАУ и ЦАВТУ. Тягач успешно прошел испытания, и в 1953 году вышли первые серийные образцы АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый).

Котлованная машина МДК-2 (МДК-2м) представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и тп.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера на расстоянии 10 м. За один проход углубление составляет 30-40 см. Тип рабочего органа - фреза с метателем; техническая производительность - 300 м3/ч; транспортная скорость машины - 35,5 км/ч.

Котлованная машина МДК-3 (первая, опытный образец) предназначена для отрывки котлованов шириной 3,5 м глубиной до 5 м для укрытия техники. Базовым тягачом является тягач АТ-Т с дополнительной силовой установкой, в результате чего установленная мощность двигателей достигает 1115 л.с!!! Производительность машины на грунтах II - III категорий - 1000 - 1200 м3/ч. Вес машины - 34 т.

Котлованная машина МДК-3 (поздняя, серийная версия) является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина - многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им. А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным завод им.Малышева.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. В отличие от МДК-2м котлованная машина МДК-3 при отрывке котлована двигается задним ходом, отрывая за один проход котлован глубиной до 1,75 м. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей. Техническая производительность машины - 500 - 600 м3/ч; транспортная скорость - 65 км/ч.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Опытная котлованная машина МКМ на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Котлованная машина МДК-2 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Отрывка котлована машиной МДК-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Котлованная машина МДК-2м на гусеничном тягаче АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Котлованная машина МДК-3 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Котлованная машина МДК-3, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Отрывка котлова машиной МДК-3. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотографии из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в работе. Фотографии из архивов Харьковского КБ им.А.А.Морозова.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т. Автор фото А.Кравец.

Землеройные машины ДЗМ и ПЗМ

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 относится к траншейно-котлованным машинам, предназначеным для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.

Рабочее оборудование машины - цепное бесковшовое с роторным метателем. Техническая производительность при отрывке котлованов - 140 м3/ч, траншей - 180 м3/ч. Размеры отрываемой траншеи: ширина 0,65 - 0,9 м, глубина - 1,2 м; размеры котлованов: от 2,5 до 3,0 м глубиной до 3 м.

Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью.

Землеройная машина ПЗМ-2 смонтирована на колесном тягаче Т-155 Харьковского тракторного завода. На нем установлен двигатель СМД-62 мощностью 165 л.с.

Дивизионная землеройная машина ДЗМ - опытный образец прицепной траншейно-котлованной машины, оснащенной двумя цепными бесковшовыми рабочими органами. В качестве тягача использован колесный МАЗ-538.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155 1991 г.выпуска. Фотографии из архива автора сайта techstory ru

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройные машины ПЗМ-2. Фотография сделана в г.Н.Новгороде О.Чкаловым.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройная машина ПЗМ-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Отрытие траншеи землеройной машиной ПЗМ-2. Фотографии предоставлены директором ООО "Брянского управления механизации спецтехники" И.Драчевым.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройная машина ПЗМ-2 на базе БУМ. Фотография предоставлена директором ООО "Брянское управление механизации спецтехники" И.Драчевым.

Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Землеройная машина ДЗМ в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Автор будет признателен за любую информацию и за фотографии этих машин.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 37
  1. инженер74 30 мая 2013 08:21
    В школе производственную практику проходил на Дмитровском экскаваторном заводе. На ТМК-2 насмотрелся во всех видах, их там "крокодилами" называли. Автору огромный +!
  2. профессор 30 мая 2013 08:35
    Великолепная техника. В юности был свидетелем работы некоторых из этих машин. Впечатления на всю жизнь. Снимаю шляпу перед советскими инженерами. hi
  3. igor36 30 мая 2013 08:46
    Инженерное обеспечение в Советской Армии было на голову выше чем у вероятного противника: это и землеройные машины и понтонно-мостовые парки. Некоторым образцам до сих пор аналогов в мире нет.
    1. neri73-r 30 мая 2013 15:37
      Инженерное обеспечение в Советской Армии было на голову выше чем у вероятного противника


      Опыт 1941-1945 не пропал даром, готовились, хоть на своих ошибках, но учились! А сейчас.........., у нас же врагов нет.
  4. Langeo 30 мая 2013 09:25
    БТМ и МДК у МЧСников

  5. Langeo 30 мая 2013 09:27
    Еще и ИМР виднеется
  6. Комментарий был удален.
  7. avt 30 мая 2013 09:30
    Как то вот с годами стал проникаться уважением и восхищением к такой технике good .Спасибо за обзор ! Плюс
    avt
  8. барон врангель 30 мая 2013 10:28
    У нас на заводе стоит МДК-2, в советские времена изготоавливались, в рабочем состоянии! правда хотели продать МЧС, перекрасили в белый! Если автору интересно могу сходить сфотографировать и отпавить персонально на электронку!
    1. Andriuha077 7 июня 2013 11:21
      Уверен, и автор, и все читатели будут рады. Координаты:
      techstory.ru/autor.htm
      Спасибо.
  9. Canep 30 мая 2013 10:38
    Вся эта техника разработана в 50-70 годах прошлого века, и на сегодняшний день морально устарела. Хотя на западе подобной техники в войсках практически нет. Обновлять модельный ряд нужно.
    1. михаил3 30 мая 2013 23:33
      Морально мабуть и устарела... На базе АТ Т есть еще и бурильный агрегат. Видел как то, как он нам скважину бурил под артезианскую воду. Впечатление было такое, что это не бурилка а какой то штопор - три оборота и можно вытаскивать. То есть никто и кавкнуть не успел, а скважина готова уже...
      В кабину заглянул - все приборы разбиты. ВСЕ. Ни один индикатор не работает... Спрашиваю прапора - что ж вы, звери, делаете? А он говорит - на нее уже лет тридцать запчастей нету. Эти приборы побили, когда я еще в школе учился. Только на работоспособности такая ерунда, как приборная панель, никак не сказывается laughing Главное все жидкости залить, она заревет и свою работу всегда сделает...
  10. white_f 30 мая 2013 10:50
    Вот это техника. Гений инженерной мысли!!!
  11. Takashi 30 мая 2013 11:21
    на дачу такой пойдет.
  12. Aleks тв 30 мая 2013 11:39
    Всегда с уважением относился в военно-инженерным частым.

    У них практически нет различий - военное время или мирное. Всегда пашут как проклятые.
    Доводилось видеть как работают эти «кроты».

    Огромное уважение к саперам.
    Искренне спасибо автору. Очень интересно было читать и хорошие фото.
  13. Дзержинец 30 мая 2013 11:45
    На вооружение принята новейшая траншейная машина БТМ-4М,на модифицированном шасси 2С7М(Малка). Использование ранее инженерными войсками шасси на снове ходовки Т-64, было огромной ошибкой, последствия которой не преодолены и сейчас. Из колёсных землероек ожидается универсальная " Ингода"с рабочим органом аналогичным ПЗМ-2 и в замену ей, разработанная кировским заводом на базе К-701.
    Дзержинец
  14. Дзержинец 30 мая 2013 11:52
    Землеройные органы машин непрерывнрого действия инженерных войск представлени тремя видами и их комбинациями: роторный многоковшовый (БТМ-3),фрезерный(МДК-3), цепной( ПЗМ-2).
    Дзержинец
  15. tchack 30 мая 2013 12:13
    Столько техники землеройной простаивает, а в России каждую весну затапливает кучу населенных пунктов.
    Вот почему не взять все эти машины и не накопать ими рвов вокруг них.
    1. Aleks тв 30 мая 2013 13:20
      Цитата: tchack
      Столько техники землеройной простаивает, а в России каждую весну затапливает кучу населенных пунктов.


      И спасают на ПТС и переправы ПМП наводят при наводнении. ИМРами и БАТами завалы разгребают. БТМ и МДК траншеи да котлованы копают при пожарах. Воду подвозят, очищают и опресняют её при необходимости.
      Не говоря уже и про прямые служебные обязанности.
      Военно-инженерные части все это делали всегда, делают и теперь, если МЧС не справляется. По долгу службы видел это не один раз, да и самому принимать участие с бойцами приходилось.

      Зачем с таким недовольством спрашивать ? Если Вам не приходилось видеть помощь войск населению - значит вам повезло, т.е. такие беды проходили мимо вас.
      И использование данной техники не дешевое занятие. А снимать с консервации и ставить обратно - искреннее сочувствие мужикам.
  16. datur 30 мая 2013 13:13
    танки -вещь!! но с ними вообще-сказка!!! wink
  17. Lone gunman 30 мая 2013 13:25
    статье 100 +,мощная техника, советская инженерная технология- это сила!
  18. wei 30 мая 2013 13:34
    статье +
    такая техника всегда завораживала
    тонны стальных мускулов.Такая мощь военные в созидании прекрасный парадокс
    wei
  19. Dima190579 30 мая 2013 13:37
    Статья очень понравилась. Я к своему стыду про такие чудесные машины только из статьи узнал. Огромное спасибо. Что называется век живи век учись дураком помрешь.
    Dima190579
  20. kirgudu 30 мая 2013 14:17
    Эх. На дачу бы такой ;)
    1. Cat Man Null 12 ноября 2016 07:48
      Цитата: kirgudu
      Эх. На дачу бы такой ;)

      - огород копать? belay
      - Вы на характеристики посмотрите - Вам одна такая весь участок за час траншеями покроет... а дальше что Вы с ней делать планируете?
  21. sys-1985 30 мая 2013 14:29
    Техника зверь! У нас в колхозе такая была, в глубоком детстве наблюдал за её работой) Вроде как ей мелиорацию земель делали.
  22. roskaz 30 мая 2013 16:02
    Техника класс!!! нам бы на строительство дорог такую!!!!)))
    roskaz
    1. black_eagle 30 мая 2013 16:54
      Такая техника весь асфальт угробит, особенно МДК
      black_eagle
      1. roskaz 30 мая 2013 16:57
        так на строительстве до асфальта на землянке работы куча) МДК Видел на трале военные перевозили.
        roskaz
  23. leon-iv 30 мая 2013 17:56
    особенно грустно смотреть копая фундамент на даче в глине и суглинке.
  24. Jeber 30 мая 2013 19:43
    ХА ХА у нас в Казахстане эти машины потихоньку снимают с консервации и распродают :)
    Jeber
  25. griha988 30 мая 2013 19:54
    Служил в МЧС 06-08гг всю эту технику видел воочую действительно впечатляет сейчас и вспоминать приятно))
    griha988
  26. КИА 30 мая 2013 19:58
    В 1972 при тушении пожаров,без БТМ у нас бы руки отвалились.Спасибо конструкторам и изготовителям этой машины.
  27. Kazanok 6 июня 2013 15:34
    Вещь!!!! Моща!!!!
    Kazanok
  28. Langeo 7 июля 2013 13:18
    Кстати, а вот и обычные гражданские ЭТЦ-202 в военной раскраске.

  29. zhe602 3 ноября 2013 11:31
    Замечательная техника - применима и на гражданке.
    zhe602
  30. казак волгский 4 июня 2015 22:14
    мощные машины! краса и гордость!
  31. Arhipenko 9 марта 2016 14:34
    Коротко
    Машина БТМ-2 не существовала.
    В 1969-1970 годах на Дмитровском экскаваторном заводе было выпущено 10
    машин БТМ-ТМГ, у которой на дисках ротора было смонтировано 16 ковшей
    с сетками (у БТМ-3 – 8 ковшей) и была установлена гидрообъёмная передача
    обеспечивающая рабочие скорости от 0 до 1000 м/ч, необходимые при рытье
    траншей в мерзлых грунтах.
    Последняя машина БТМ-3 сошла с конвейера Дмитровского экскаваторного
    завода в июне 1980 года.
    Опытного образца машины БТМ-4 на базе АТ-Т не существовало.
    В 1978 году на Дмитровском экскаваторном заводе был изготовлен
    единственный опытный образец траншейной машины (на базе МТ-Т) с
    бесковшовым рабочим органом траншейной машины ТМК-2.
    К сведению. Траншейная машина ТМК в мерзлых грунтах не могла рыть
    траншеи. В мерзлых грунтах работала траншейная машина ТМК-2.
    Машины ДЗМ, представленной на фото, не существовало в металле.
    Это фотомонтаж сделанный в 1970 году. Разве не видно, что при такой
    компоновке машина не работоспособна. Это фото надо убрать и не
    затуманивать людям мозги. По котлованным машинам много ерунды.
    Надо пользоваться проверенными источниками, а не ………
    Успехов в изучении техники.
  32. казак волгский 12 ноября 2016 07:07
    Статье плюс! Инженерка это - Сила!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня