По железным дорогам с ветерком
27 мая Владимир Путин провел в Сочи совещание, которое было посвящено строительству высокоскоростных ж/д. Глава РЖД Владимир Якунин предложил в ближайшее время построить в нашей стране почти 7 тысяч километров дорог со скоростью движения более 140 км/ч и более 4 тысяч километров дорог со скоростью движения более 200 км/ч. Первоочередной задачей является связать между собой высокоскоростной магистралью Москву и Казань. Цена вопроса – почти 1 трлн. рублей. По словам главы РЖД, реализация данного проекта способна дать серьезный импульс экономике страны. Прежде всего, это позволит жителям провинции ездить в столицу на заработки.
Строительство скоростных магистралей выглядит достаточно обоснованным, если учесть, что по итогам 2012 года средняя коммерческая скорость движения грузовых поездов в России составляла 9,1 км/ч. Это не только в несколько раз меньше показателей крупнейших мировых экономик, но и ниже скорости движения опытных велосипедистов. При этом с каждым годом ситуация становится только хуже, а низкая скорость движения грузовых составов может поставить крест на планах превращения нашей страны в мост между Азией и Европой.
Даже в свои лучшие годы «товарняки» ходили по российским ж/д со скоростью не больше 11,6 км/ч или 280 км. в сутки, что существенно уступает скоростным показателям других крупных экономик мира. Так в Германии и Китае средняя скорость движения поездов равняется 50-60 км/ч, в США – порядка 45 км/ч. По словам Анатолия Федоренко, который занимает пост заведующего кафедрой управления логистической инфраструктурой НИУ ВШЭ, доля транспортных издержек в конечной стоимости продукции в России равна 20%, в то время как в среднем по миру данный показатель составляет 9-10%, а в КНР – 13%.
К концу прошлого года скорость движения грузовых составов в России упала ниже показателей 40-летней давности. В 1970-е годы среднестатистический товарный состав шел со скоростью 229 км в сутки, тогда как в 2012 году данный показатель составил всего 219 км. Худшие же свои результаты отрасль демонстрировала в 1980-1990-е годы. Так, например, в 1997 году средняя коммерческая скорость движения «товарняков» (в это время входит не просто время в пути, но и затраты на погрузку, разгрузку и стоянку состава) составила 8,3 км/ч. В 2000-х годах данные показатели росли, но начиная с 2010 года вновь стали снижаться.
По этой причине в постройке новых скоростных железных дорог нет ничего странного, его можно лишь приветствовать. Сегодня по такому же пути идут многие развитые государства. В своем докладе Якунин ссылался именно на международный опыт. В КНР, Франции, Японии скоростные магистрали связывают между собой крупные промышленные центры. В то же время в России большая часть дорог должна связать столицу, в которой происходит перераспределение прибыли от продажи природного сырья, с областными центрами, которые находятся в не самом лучшем экономическом положении. Да и стоимость проезда на имеющиеся поезда до Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода заметно выше, чем в странах Европы и Китае, так что говорить о новых ветках, как о доступном виде транспорта пока что преждевременно.
В целом Путин поддержал идею РЖД по постройке сети высокоскоростного транспорта, предложив проработать также направление из Москвы в Ростов-на-Дону и Адлер. Время в пути по данному маршруту можно было бы сократить до 8 часов. По словам президента, данное направление достаточно востребовано, даже несмотря на его сезонный характер, хотя в планах сделать из Сочи круглогодичный курортный центр. В любом случае приоритетным на данный момент времени направлением является Урал. Первоочередная задача – это постройка дороги из Москвы в Казань, которая должна пройти через 5 субъектов страны, в том числе города Владимир, Чебоксары и Нижний Новгород, отметил глава Минтранса России Максим Соколов.
Данное направление является особенно перспективным в свете дальнейших работ по продолжению высокоскоростной магистрали до Екатеринбурга, Челябинска и дальше в сторону КНР, заявил первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. В настоящее время Китай рассматривает возможность создания скоростной железнодорожной ветки от Пекина до Лондона. При этом существует 2 варианта строительства – через территорию РФ или минуя ее.
Пилотный проект
К началу чемпионата мира по футболу 2018 года, который пройдет в России, планируется построить пилотный участок высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, поезда по которому будут ходить со скоростью 350–400 км/ч. В результате этого время в пути удастся сократить примерно с 11,5 до 3,5 часов. По словам Якунина, на строительство этой магистрали требуется 928 млрд. рублей, или 1,16 млрд. рублей за каждый километр дороги. При этом, по словам министра транспорта, данная сумма может корректироваться в зависимости от инфляции и проектной документации.
Финансовые риски реализации пилотного проекта государство готово разделить с инвесторами. В развитие инфраструктуры государство готово вложить 70% инвестиций, в то время как бизнес 30% для развития суперинфраструктуры, т.е. поездов, всего обустройства, что там есть, отметил Владимир Якунин. Исходя из этого, государственный гранд составит 650 млрд. рублей, а на этапе эксплуатации также потребуется государственная субсидия на сумму 315 млрд. рублей в течение 4-х лет. При постройке данной магистрали отечественный бизнес может рассчитывать на получение заказов на строительство – 270 млрд. рублей и оборудование – 100 млрд. рублей.
По подсчетам Якунина доходы России за вычетом расходов оцениваются в 5,3 трлн. рублей, годовая доходность бюджета – 6,88%. По словам Якунина, высокоскоростная магистраль (ВСМ) – это совершенно новая технология для нашей страны, поэтому для нее может быть введено льготное налогообложение – обнуление НДС и оптимизация налога на имущество. Такие меры могли бы повысить рентабельность проекта.
В перспективе высокоскоростные поезда «Ласточка» и «Сапсан» будут ходить из Москвы в Сочи и Екатеринбург. Линия Москва – Екатеринбург должна быть готова к 2020 году. Ее протяженность составит 1,5 тыс. км, а общая сумма строительства весной 2012 года оценивалась в 1,5 трлн. рублей, т.е. примерно по 1 млрд. рублей на километр. Впрочем, ранее смета составляла 2,24 трлн. рублей, так что ОАО «РЖД» все-таки удалось уменьшить стоимость строительства.
Помимо этого, постройка ВСМ Москва-Казань протяженностью 800 км может оказаться дешевле, чем аналогичная испанская дорога. Создание железнодорожной линии из Барселоны к французской границе, имеющей в 7 раз меньшую протяженность пути (131 км) обошлось в 3,7 млрд. евро или 149 млрд. рублей. В настоящее время сразу 2 крупнейших банка страны: Сбербанк и ВТБ уже подтвердили свой интерес к участию в строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей, отметил глава Минтранса. Однако о выборе участников пока что говорит рано, сначала необходимо подготовить всю проектную документацию по проекту и его финансовую модель. По словам Владимира Якунина, на подготовку проектной документации уйдет не меньше 8 месяцев.
Планируемая стоимость проезда
Стоимость билетов на высокоскоростных магистралях на юге России и в Поволжье должна быть доступной «для подавляющего числа граждан», отметил Владимир Путин во время сочинского совещания. В свою очередь глава РЖД заявил, что стоимость проезда пассажиров по новым высокоскоростным магистралям будет находиться в диапазоне от 1 до 10 рублей за километр пути в зависимости от маршрута и класса вагонов.
Если брать в расчет эти цифры, стоимость билета на пилотном маршруте из Москвы в Казань, протяженность которого составляет 800 км., должна будет составить от 800 до 8 000 рублей. При этом президент России отметил, что развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения должно сопровождаться значительными инвестициями в безопасность перевозок, в том числе технологическую, пожарную и антитеррористическую безопасность.
Планы до 2030 года
Глава РЖД предложил к 2030 году построить в стране 6922 км. линий скоростных магистралей и 4253 км. линий высокоскоростных магистралей. По словам Владимира Якунина, если данные проекты удастся воплотить в жизнь, в зоне действия сети ВСМ будет проживать порядка 100 млн. жителей России. В 2012 году межведомственная рабочая группа разработала план развития скоростных железнодорожных перевозок, по которому предполагается запуск к 2017 году высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. С ее запуском поезда будут проходить расстояние между двумя столицами за 2,5 часа, развивая на некоторых участках максимальную скорость до 400 км/ч. Прогнозируемый объем перевозок по этой линии составит более 14 млн. человек в год. Стоимость постройки данной ж/д магистрали составляет 696,2 млрд. рублей.
Помимо этого, по плану рекомендуется до 2020 года развивать в России железнодорожное сообщение со скоростью до 160-200 км/ч на маршрутах: Москва – Минск (до Красного, с продлением на Варшаву и Берлин), Москва – Харьков – Адлер, Москва – Ярославль, Москва – Киев (до Суземки) и Омск – Новосибирск.
В следующее десятилетие (до 2030 года) планируется существенно ускорить движение пассажирских составов до 350-400 км/ч из Москвы в Минск с продлением на Варшаву и Берлин, из Казани в Самару и из Москвы в Киев. Также до 2030 года планируется связать скоростными магистралями (до 160-200 км/ч) Москву – с Саратовом, Екатеринбург – с Челябинском, Саратов – с Самарой и Волгоградом, Самару – с Саранском и Пензой, Новосибирск с Красноярском, Барнаулом, Кемерово и Новокузнецком, Хабаровск – с Владивостоком.
В настоящее время в России действую всего 3 скоростных железнодорожных магистрали: Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Хельсинки и Нижний Новгород – Москва. По словам Владимира Путина, пассажиропоток по ним неустанно возрастал, а в эффективности данного вида транспорта не осталось сомнений. При этом многие эксперты признают, что транспортная система – это далеко не единственная проблемная отрасль российской экономики. Строить новые высокоскоростные железные дороги необходимо, но не в ущерб другим проблемным отраслям.
Источники информации:
-http://svpressa.ru/society/article/68661
-http://www.vz.ru/economy/2013/5/27/634513.html
-http://lenta.ru/articles/2013/02/01/trains
Информация