Military Review

Gvareza. Afghanistan 1983 year

11
Immediately after the school, I got into the 56 Guards airborne assault brigade of TurkVO, which was stationed in Afghanistan, in the city of Gardez. I owe her everything. Here he became an officer in the full sense of the word, here he understood what a combat unit is, what a collective is. The DRA fought 2,5 of the year.




I would like to share with readers an example of combat experience by describing one ambush that took place in the spring of 1983 in the area of ​​the settlement of Gvarez (Paktia Province).

The involved parachute reconnaissance consisted of 45 people: 30 people from reconnaissance companies, spotter, and with him four people, two snipers, the calculation of AGS. The armament was as follows: two PC, RPK and RPG-16 grenade launchers, one SVD-N rifle, as well as AKS-74 assault rifles, RPG-18 disposable grenade launchers for each, P-159, P-148 grenades, mines .

The personnel had one ammunition for machine guns and machine guns, a dry ration for two days, individual packages, and a water supply.
We went to the ambush area on the armored group. Using the excellent maneuverability of regular BMD, a company outside the roads was advanced along a route that was laid at a sufficient distance from the ambush site. Having traveled about ten kilometers, the company turned around, dismounted, and after a fire attack of artillery imitated the attack of the village of Malihel. According to intelligence, it was up to 20 Mujahideen.

After the enemy fired back, the company, under the cover of two pairs of Mi-24, retreated to armor and began to withdraw at high speed. After five kilometers in the canyon we dismounted, and the vehicle continued to move at the same speed. Due to the dust raised by the caterpillars, the enemy observers could not notice our landing.

Since we had been active in the area of ​​responsibility of the brigade before, this operation could not cause suspicion. The armored group returned to the brigade, and the company, waiting for darkness, began to advance to the ambush area.

Even on the eve of uniforms and equipment were carefully fitted: at night clank weapons heard over a long distance. On automatic straps we replaced steel carabiners with leather hinges, put rubber rings on the shops in the breast pouches to avoid the slightest knock. The route was chosen in advance. They did not move along the peaks, so as not to show up against the sky. The watch of six people went at a distance of direct visibility, with him constantly kept in touch. On the most dangerous sites sent lateral security.

We arrived at the ambush area an hour and a half before dawn. In the area of ​​Gvarezy there was only one section where cars could pass. For an hour, they managed to equip firing positions and disguise themselves. On the back slopes of the mountains put secrets. The area was mined using MOH-50 and a landmine. The company commander set the task to the spotter. It was intended to use artillery only to illuminate the gorge, but barrage fire was prepared if the enemy tried to escape from the ambush or reinforcements were suitable for him.



In the direction from where they waited for the enemy, at a distance of 800 meters, a PC calculation with four submachine gunners was advanced. With them went the company deputy commander. The group occupied the commanding heights from which the road was clearly visible. She was assigned the task: to detect the caravan, determine the composition, strength and timely warn the company, skip its military guard and open fire from personal computers and machine guns when the vehicles approach the ambush site. At such a range, the fire is not effective, but it must make the enemy turn into battle formation, take up defenses and open fire in the direction of the diverting group. When deployed, the enemy should have suffered losses from anti-personnel mines. The land mine was designed to undermine the head machine in the event of continued movement and the moral suppression of the enemy. After the enemy opens fire, a company with a dagger fire should, in the shortest possible time, destroy the guards and seize the vehicles with cargo.

The whole day were watching. On the road followed cars, carts, drove the flocks of sheep. The greatest danger was represented by dogs. They ran around a herd at a great distance, and sometimes it seemed that they were about to find an ambush. But even the wind favored us. By the way, if someone lit a cigarette, no wind would save the dogs.

The day passed quietly. Several groups of 5 – 10 people followed on foot and by car. They behaved quite carelessly, and there was a great temptation to destroy them. But to destroy them is to disrupt our mission.

Toward evening, all movement ceased. It quickly darkened, the sky clouded the clouds, it began to rain. Hours passed, and the caravan was not there. In night sights and binoculars, you could see the target no further than 100 meters. Soon the observer reported on two spirits, following in the direction of the ambush. We freely missed them. Then a group of six appeared, heading in the same direction. Finally, at about three o'clock I heard the engines howl from the side of Gvarez.

Cars went without headlights at low speed. The column entered the gorge. Ahead were two Toyota pickup trucks with Mujahideen, 6 – 8 people each. The first machine was installed 12,7-mm machine gun DShK. Behind them were three heavily laden trucks. It was impossible to consider closing the event, and this circumstance strongly affected our nerves.

On command, the front jeep was blown up, the distraction group opened fire and began launching long-range lighting flares. Because of the low clouds, they were of little use. The enemy dismounted, the explosions began on the mines. Screams, howls, flashes of explosions, indiscriminate fire in different directions. The flames of a burning car lit up spirits that were tossing about. But after 2 – 3 minutes they came to their senses, the fire became dense, concentrated in the direction of the diversion group.

Lighting shells began to burst. The whole company opened fire on the Mujahideen. Two trucks were hit by RPG-16. Fire AGS and PC suppressed the firing points of the spirits. The third truck was trying to turn around, but also flashed. We noticed another jeep. Fire AGS and PC focused on it. Individual firing points snapped at the head and center of the column. Due to the lack of heavy weapons, it turned out to be quite difficult to crush them. Artillery work was impossible because of the crests of the mountains, and mortar firing was excluded because of the long range.



It’s usually in these scraps that you start scolding the designers of our military equipment. Having created a wonderful RPG-16 grenade launcher, they forgot to create fragmentation grenades for him. The spirits were finished from AGS-17 and RPGs, the PC and the sniper worked well. But then I realized that the 82-mm mortar "Tray" at least one, but needed. Yes, it is too heavy for the mountains, it is morally obsolete, but its rate of fire and power are so lacking!

Nevertheless, we managed to knock out a closing jeep. The spirits had no choice but to step aside the village.

Began collecting weapons and documents. All the injured were treated. Cars - and in them the spirits carried rifle ammunition and mines - undermined.

The spooks in this battle lost 30 man and 6 cars. We, in addition to small arms, took 2 shortwave radio stations and pribarallilis Chinese "bras." Only two of us were wounded, and those were easy.

After an accelerated march, we went to the site where we were picked up by the hard worker Mi-8.



And things are ...

From my own experience I would like to speak about equipping our soldiers. In fact, the conversation about the armament and equipment of the army personnel has long been overdue. The uniform and equipment for the army were developed, it seems, by people far from these cases. Cotton outfit was issued for six months. Crawl 200 meters on the belly - and there is no more x / b. The boots are also wonderful: soldiers save money to buy sneakers. A cartridge pouch with a bayonet-knife always goes astray, rubs, crushes, and makes it difficult to walk. The satchel of the paratrooper RD-54 is also not very convenient thing. But new samples of unloading vests are also quite suspicious to me. Designers carried away pockets. Vests for riot police and the tax police are good, but a paratrooper soldier must be dressed more modestly. Brilliant buttons on pockets - why then camouflage vest? The reflection of the metal is visible per kilometer. Extra straps hanging from waistcoats, flaps, etc. - all this is unacceptable.

My rightness is easy to verify. Take a detachment, put them on in armor vests, pull on “Otters” (“Pioneers”, etc.) from above and drive about ten times in the embarkation and disembarkation of the BTR-80, and even steeper - in the BRDM-2. To complete the experiment, try to pull out a wounded man through such a hatch through such equipment. Immediately everything will become clear.

Not once read the controversy about AK-74. In the DRA for 2,5, my AKS-74 Izhevsk plant did not have delays. The machine did not refuse even in the rice fields, spattered with liquid mud. My opinion: AK-74 - reliable car. Ammunition provides target destruction on 200 – 300 meters with a very high degree of reliability, including behind cover. And this is the main distance of our battle. 5,45 mm cartridges can be taken significantly more than 7,62 mm.

There are automatic and disadvantages. Orange shops were produced for a long time - idiocy! In addition, after two or three days of riding on armor from dust, night dew, cartridges were caked and there were delays. Fortunately, this is fixable: take out two or three cartridges and score again.

Bad that the trigger bracket does not recline. In winter, it is difficult to get through with an army glove.

I can not say a single bad word about AKM. As for the AKS-74U, the machine gun is reliable, very convenient when storming buildings, in a battle at short distances. One drawback: when shooting prone dust rises (but here, maybe I am not right: I did little to act with it).

"Ranger" shops - nonsense. Two related shops, especially for 45 cartridges, make you prone to your chest when lying down. Violated the balance of weapons, it becomes cumbersome.

A little bit about the mine war. The main losses we suffered from explosions on mines and land mines. I believe that the army still does not have reliable mine detectors in the troops. The main "technique" - the probe and the dog.

Managed landmines were among the "spirits" a favorite means of struggle and with tanks. High-explosive landmines came across very rarely, contact and controlled by wires were more common. Landmines were installed on narrow sections of roads, on detours. Sometimes land mines gave out roughness in the work of Afghan miners. Once our sappers noticed pieces of wire, insulation on the road, and a few meters found wires of a guided landmine. We found the so-called "sights" - these are poles or pyramids of stones on both sides of the road. When the sapper is at a great distance, this simplest device gives him the ability to quite reliably undermine equipment.

In 1984, a new trap was launched against our sappers. Mine was equipped with an electric detonator, metal grids were installed in the ground, one above the other, between them the ground served as a dielectric. The nets were connected to the detonator. When the circuit probe was closed, an explosion occurred.

It was the case, we also "helped" and native television. In the summer of 1984, we showed a film about the actions of the partisans during the war. They showed how the Germans used dogs to detect mines on the railroad tracks. Then the partisans began to crush the explosives and scatter on a large area. Dogs have become useless. Spirits literally the next day did the same trick!
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. erased
    erased 3 June 2013 09: 08 New
    10
    I read an article 15 years ago, I remember it well.
    The description is interesting, one thing surprised even then - the weak weapons of the whole company, and even for such a task. Only 2 PCs, one AGS. For comparison, for tasks of this scale, special forces took 1-2 NSV “Utes”, 1-2 AGS and 2-3 PK with personnel from 20 to 30 people.
    Thanks to the author for the good stuff. And huge gratitude to the Soviet soldiers for an honestly performed duty!
    1. aleshka
      aleshka 3 June 2013 16: 40 New
      +2
      Special Forces with NSV "cliff"? For a year and a half I have never seen !!! You were not mistaken?
      1. aleshka
        aleshka 3 June 2013 16: 42 New
        0
        PKS is quite sufficient, and there is enough firepower, and it is twice as easy at least !!!
      2. Harakternik
        Harakternik 4 June 2013 02: 01 New
        +2
        Read the DRB more clearly))
  2. Aleks tv
    Aleks tv 3 June 2013 11: 15 New
    +4
    A well-planned operation is well read.
    Even a false attack was organized with fire contact, to cover the casting of the group.
    More than a day stuck in an ambush without a smoke and due grunts in the rain and waited for their own.
    I did not understand a bit the author’s thought about the task put forward at 800. PC. If for closing a “fire bag”, then everything else fits into the tactics.
    It worked beautifully. And they did not lose any of their own.
    Unfortunately, I did not read this issue of the magazine. Belated thanks to the author.

    Quote: erased
    For tasks of this scale, special forces took 1-2 NSV "Utes", 1-2 AGS and 2-3 PC


    Everyone has different tasks, and weapons are selected for them. And most often they take what is available ... heh.
    Quite normally they were equipped for 1983. P-159 is generally new for this time, in the 90's we also got P-105. Another PC with a removable barrel and a “paddle” would not hurt for sure.
    It is difficult to drag the NSV with the machine for such an operation, and in the infantry box of all 5 links, i.e. 50 rounds of ammunition, in a larger tank, and then the guys went in fifths.
    Although in the mountains at the checkpoints, the NSV is very good in a favorable position ...
    1. aleshka
      aleshka 3 June 2013 17: 25 New
      +3
      with a machine he weighs 250 kilograms, made light tripods (the spirits taught), but nobody needs to drag him in if only an ambush is possible as an option, but an ambush is not a special forces tactic !!!
      1. Aleks tv
        Aleks tv 3 June 2013 20: 33 New
        +2
        Quote: Alesha
        but nobody should drag him to special forces


        Duc and I about the same, though not a dream.
        Of course, there are different tasks, but to drag the NSW with you ... and even two ...
        Only if there is a task sharpened for this.
        The NSV is good in the dominant skyscraper and in a position where it is difficult to get it with rifle fire. There he is - the KING, he will not let his head rise and get closer if the machine gunner is good.
        Therefore, they respected him precisely at the checkpoints, literally buried in stones, return then he be healthy. Much has been redone from NSVT, it is easier to find. Something like this.

        But Ster is silent, does not comment on his Old ...
  3. pa_nik
    pa_nik 3 June 2013 17: 02 New
    +6
    The war in Afghanistan began in the wake of the opinion that the young tribe de green, "not that." The winners were transferred to Russia ... And the young guys, once in Afghanistan, proved the opposite. The same can be said about the times of the first and second Chechen. May God grant you health! hi
  4. George
    George 3 June 2013 23: 29 New
    +1
    Thank you for the article.
  5. gych
    gych 4 June 2013 13: 41 New
    0
    Wow, for the first time I hear the spirits of the telly watching, and even in the 80s! And the article is class! Guys sorry for how many crippled fates because of this war! dynasty
  6. Pehmore
    Pehmore 30 August 2013 11: 29 New
    0
    It is a pity that very few of these conclusions have been made.

Гвареза. Афганистан 1983 год

Сразу после училища я попал в 56-ю гвардейскую десантно-штурмовую бригаду ТуркВО, которая дислоцировалась в Афганистане, в г. Гардез. Ей я обязан всем. Здесь стал офицером в полном смысле этого слова, здесь понял, что такое боевое соединение, что такое коллектив. В ДРА провоевал 2,5 года.

Гвареза. Афганистан 1983 год


Хотел бы поделиться с читателями примером боевого опыта посредством описания одной засады, имевшей место весной 1983 года в районе населенного пункта Гвареза (провинция Пактия).


Привлекаемая парашютно-десантная разведрота состояла из 45 человек: 30 человек из разведроты, корректировщик и с ним четыре человека, два снайпера, расчет АГС. Вооружение было следующим: по два пулемета ПК, РПК и гранатомета РПГ-16Д, одна винтовка СВД-Н, а также автоматы АКС-74, одноразовые гранатометы РПГ-18 «Муха» на каждого, радиостанции Р-159, Р-148, мины.

Личный состав имел по одному боекомплекту к автоматам и пулеметам, сухой паек на два дня, индивидуальные пакеты, запас воды.
Выходили в район засады на бронегруппе. Используя отличную проходимость штатных БМД, рота вне дорог выдвигалась по маршруту, который прокладывался на достаточном удалении от места засады. Пройдя километров десять, рота развернулась, спешилась и после огневого налета артиллерии имитировала атаку населенного пункта Малихель. По разведданным, в нем находилось до 20 моджахедов.

После того как противник открыл ответный огонь, рота под прикрытием двух пар Ми-24 отступила к броне и на большой скорости начала отходить. Через пять километров в каньоне мы спешились, а техника продолжала движение на прежней скорости. Из-за пыли, поднимаемой гусеницами, наблюдатели противника заметить нашу высадку не смогли.

Так как в районе ответственности бригады мы и раньше действовали активно, эта операция не могла вызвать настороженности. Бронегруппа вернулась в бригаду, а рота, дождавшись темноты, начала выдвижение в район засады.

Еще накануне обмундирование и снаряжение были тщательно подогнаны: ночью лязг оружия слышен на огромном расстоянии. На автоматных ремнях стальные карабины мы заменили кожаными петлями, на магазины в нагрудных подсумках надели резиновые кольца, чтобы избежать малейшего стука. Маршрут был выбран заранее. По вершинам не двигались, чтобы не обнаруживаться на фоне неба. Дозор из шести человек шел на расстоянии прямой видимости, с ним постоянно поддерживалась связь. На наиболее опасных участках высылалось боковое охранение.

Мы прибыли в район засады за полтора часа до рассвета. В районе Гварезы был только один участок, на котором могли пройти автомобили. За час успели оборудовать огневые позиции и замаскироваться. На обратных скатах гор выставили секреты. Заминировали местность, используя МОН-50 и управляемый фугас. Командир роты поставил задачу корректировщику. Применять артиллерию предполагалось только для освещения ущелья, но был подготовлен заградительный огонь, если противник попытается вырваться из засады или ему подойдет подкрепление.

Гвареза. Афганистан 1983 годГвареза. Афганистан 1983 год


В направлении, откуда ждали противника, на удалении 800 метров был выдвинут расчет ПК с четырьмя автоматчиками. С ними отправился замкомандира роты. Группа заняла господствующую высоту, с которой хорошо просматривалась дорога. Ей была поставлена задача: обнаружить караван, определить состав, численность и своевременно предупредить роту, пропустить его боевое охранение и при приближении автомобилей к месту засады открыть огонь из ПК и автоматов. На такой дальности огонь не эффективен, но должен заставить противника развернуться в боевой порядок, занять оборону и открыть огонь в сторону отвлекающей группы. При развертывании противник должен был понести потери от противопехотных мин. Фугас был рассчитан на подрыв головной машины в случае продолжения движения и на моральное подавление противника. После того как противник откроет огонь, рота кинжальным огнем в кратчайший срок должна уничтожить охрану и захватить автомобили с грузом.

Весь день вели наблюдение. По дороге следовали автомобили, повозки, прогоняли стада овец. Большую опасность представляли собаки. Они обегали на большом расстоянии стадо, и иногда казалось, что вот-вот обнаружат засаду. Но даже ветер нам благоприятствовал. Кстати, если бы кто-нибудь закурил, от собак не спас бы никакой ветер.

День прошел спокойно. Проследовали несколько групп по 5–10 человек пешком и на машинах. Вели они себя достаточно беспечно, и был большой соблазн их уничтожить. Но уничтожить их – значит сорвать наше задание.

Ближе к вечеру всякое движение прекратилось. Быстро темнело, небо заволокли тучи, пошел дождь. Проходили часы, а каравана все не было. В ночные прицелы и бинокли можно было рассмотреть цель не дальше 100 метров. Вскоре наблюдатель доложил о двух духах, следующих в направлении засады. Мы их беспрепятственно пропустили. Затем появилась группа в шесть человек, следовавшая в том же направлении. Наконец около трех часов послышался вой двигателей со стороны Гвареза.

Машины шли без фар на малой скорости. Колонна вошла в ущелье. Впереди двигались два пикапа «Тойота» с моджахедами, по 6–8 человек в каждой. На первой машине был установлен 12,7-мм пулемет ДШК. За ними шли три тяжело груженых грузовика. Замыкающих рассмотреть было невозможно, и это обстоятельство сильно действовало нам на нервы.

По команде подорвали передний джип, группа отвлечения открыла огонь и начала запускать осветительные ракеты увеличенной дальности. Из-за низкой облачности от них было мало толку. Противник спешился, начались подрывы на минах. Крики, вой, вспышки взрывов, беспорядочный огонь в разных направлениях. Пламя горящей машины освещало метавшихся духов. Но через 2–3 минуты они опомнились, огонь стал плотным, сконцентрировался в направлении группы отвлечения.

Начали рваться осветительные снаряды. Вся рота открыла огонь по моджахедам. Из РПГ-16 подбили два грузовика. Огнем АГС и ПК подавили огневые точки духов. Третий грузовик пытался развернуться, но тоже вспыхнул. Мы заметили еще один джип. Огонь АГС и ПК сосредоточили на нем. Отдельные огневые точки огрызались в голове и центре колонны. В связи с отсутствием тяжелого оружия подавить их оказалось довольно трудно. Артиллерии работать было невозможно из-за гребней гор, а мортирная стрельба исключалась из-за большой дальности.

Гвареза. Афганистан 1983 годГвареза. Афганистан 1983 год


Вот в таких передрягах обычно и начинаешь ругать конструкторов нашей боевой техники. Создав замечательный гранатомет РПГ-16, забыли создать к нему же осколочные гранаты. Духов добивали из АГС-17 и РПГ, хорошо работали ПК и снайпер. Но тогда я понял, что 82-мм миномет «Поднос» хотя бы один, а нужен. Да, тяжеловат для гор, морально устарел, но так не хватает его скорострельности и мощи!

Тем не менее, нам удалось подбить замыкающий джип. Духам ничего не оставалось, как отойти в сторону аула.

Начался сбор оружия и документов. Всем раненым оказали медицинскую помощь. Автомобили – а в них духи везли стрелковые боеприпасы и мины – подорвали.

Душманы в этом бою потеряли 30 человек и 6 автомобилей. Мы же помимо стрелкового оружия взяли 2 коротковолновые радиостанции и прибарахлились китайскими «лифчиками». Ранено с нашей стороны было только двое, да и те легко.

После ускоренного марша вышли к площадке, где нас подобрали работяга Ми-8.

Гвареза. Афганистан 1983 год


А воз и ныне…

По собственному опыту хотелось бы высказаться об оснащении наших солдат. Вообще-то разговор о вооружении и экипировке личного состава армии давно назрел. Форму и снаряжение для армии разрабатывали, похоже, люди, далекие от этих дел. Хлопчатобумажное обмундирование выдавалось на шесть месяцев. Проползи 200 метров на пузе – и больше нет х/б. Ботинки тоже замечательные: солдаты копят деньги, чтобы купить кроссовки. Подсумок со штык-ножом вечно сбивается на сторону, трет, давит, мешает идти. Ранец десантника РД-54 тоже не особо удобная штука. Но и новые образцы разгрузочных жилетов мне тоже довольно подозрительны. Конструкторы увлеклись карманами. Жилеты для ОМОНа и налоговой полиции – это хорошо, но солдат-десантник должен быть одет «скромней». Блестящие кнопки на карманах – зачем тогда камуфлированный жилет? Отблеск металла виден за километр. Лишние лямки, свисающие с жилетов, клапаны и т.д. – все это недопустимо.

Мою правоту легко проверить. Взять отделение, одеть их в армейские бронежилеты, сверху натянуть «Выдры» («Пионеры» и т.д.) и раз десять прогнать в посадке и высадке на БТР-80, а еще круче – в БРДМ-2. Для полноты эксперимента попробовать в таком снаряжении вытащить через люк раненого. Сразу все станет ясно.

Не раз читал споры об АК-74. В ДРА за 2,5 года задержек у моего АКС-74 ижевского завода не было. Автомат не отказывал даже на рисовых полях, заляпанный жидкой грязью. Мое мнение: АК-74 – надежная машина. Боеприпасы обеспечивают поражение цели на 200–300 метров с очень высокой степенью надежности, в том числе и за укрытием. А это основная дистанция нашего боя. Патронов 5,45 мм можно взять значительно больше, чем 7,62 мм.

Есть у автомата и недостатки. Долго выпускались оранжевые магазины – идиотизм! Кроме того, после двух-трех дней езды на броне от пыли, ночной росы спекались патроны и были задержки. К счастью, это устранимо: вынуть два-три патрона и забить снова.

Плохо, что скоба спускового крючка не откидывается. Зимой трудно армейской перчаткой пролезать.

Не могу сказать ни одного плохого слова про АКМ. Что касается АКС-74У, автомат надежен, очень удобен при штурме зданий, в бою на малых дистанциях. Один недостаток: при стрельбе лежа поднимается пыль (но тут, может быть, я не прав: мало с ним действовал).

«Рейнджерские» магазины – глупость. Два связанных магазина, особенно по 45 патронов, при стрельбе лежа делают из вас прекрасную грудную мишень. Нарушается баланс оружия, оно становится громоздким.

Немного о минной войне. Основные потери мы несли от подрывов на минах и фугасах. Считаю, что армия до сих пор не имеет в войсках надежных миноискателей. Основная «техника» – щуп и собака.

Управляемые фугасы были у «духов» излюбленным средством борьбы и с танками. Радиоуправляемые фугасы попадались очень редко, чаще встречались контактные и управляемые по проводам. Фугасы устанавливались на узких участках дорог, на объездах. Иногда фугасы выдавали шероховатости в работе афганских минеров. Однажды наши саперы заметили на дороге куски проволоки, изоляции, а в нескольких метрах обнаружили провода управляемого фугаса. Находили так называемые «прицелы» – это шесты или пирамиды из камней по обеим сторонам дороги. Когда сапер находится на большом расстоянии, это простейшее устройство дает ему возможность довольно надежно подрывать технику.

В 1984 году против наших саперов начали применять новую ловушку. Мину оборудовали электродетонатором, в грунт устанавливались металлические сетки, одна над другой, между ними грунт служил диэлектриком. Сетки подключались к детонатору. При замыкании щупом цепи происходил взрыв.

Было дело, нам также «помогало» и родное телевидение. Летом 1984 года у нас показывали фильм про действия партизан в годы войны. Показали, как немцы использовали собак для обнаружения мин на железнодорожном полотне. Тогда партизаны принялись измельчать взрывчатку и рассыпать на большом участке. Собаки стали бесполезны. Духи буквально на следующий день проделали тот же трюк!
Автор: Михаил Ефремов. Фото из архива Виктора Чугулева Журнал «Солдат удачи» 6-1998


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. стер 3 июня 2013 09:08
    Статью читал 15 лет назад, помню хорошо.
    Описание интересное, одно удивило еще тогда - слабоватое вооружение целой роты, да еще для такого задания. Всего 2 ПК, один АГС. Для сравнения на задачи подобного масштаба спецназ брал 1-2 НСВ "Утес", 1-2 АГС и 2-3 ПК при личном составе от 20 до 30 человек.
    Автору спасибо за хороший материал. И огромна признательность Советским воинам за честно исполненный долг!
    1. алешка 3 июня 2013 16:40
      спецназ с нсв"утес" ? за полтора года не разу не видел!!!Вы не ошиблись?
      1. алешка 3 июня 2013 16:42
        пкс вполне достаточен,и огневой мощи хватает,и легче в два раза минимум!!!
      2. Harakternik 4 июня 2013 02:01
        ДШБ читайте внятнее))
        Harakternik
  2. Aleks тв 3 июня 2013 11:15
    Хорошо читается грамотно спланированная операция.
    Даже ложное наступление организовали с огневым контактом, для прикрытия заброски группы.
    Более суток торчали в засаде без курева и должной жрачки под дождем и дождались своего.
    Немного не понял мысль автора про задачу выдвинутого на 800м. ПК. Если для захлопывания «огневого мешка», тогда все остальное вписывается в тактику.
    Красиво сработали. И никого из своих не потеряли.
    Этот номер журнала, к сожалению, не читал. Запоздалое спасибо автору.

    Цитата: стер
    на задачи подобного масштаба спецназ брал 1-2 НСВ "Утес", 1-2 АГС и 2-3 ПК


    У всех разные задачи, вооружение под них и подбирается. А чаще всего берут то, что есть в наличии... хех.
    Вполне нормально их снарядили для 1983г. Р-159 вообще новье для этого времени, нам в 90-х еще и Р-105 доставались. Еще бы один ПК со сменным стволом и «весло» не помешали бы точно.
    НСВ таскать тяжеловато со станком для такой операции, да и в пехотной коробке всего 5 звеньев, т.е. 50 патронов, в танковой побольше, а парни то пёхом шли.
    Хотя в горах на блок-постах НСВ очень хорош на выгодной позиции...
    1. алешка 3 июня 2013 17:25
      со станком он килограмм 250 весит,делали легкие треноги(духи научили)но таскать его спецназу никчему,если только засада тогда как вариант возможно,но засада это не тактика спецназа!!!
      1. Aleks тв 3 июня 2013 20:33
        Цитата: алешка
        но таскать его спецназу никчему


        Дык и я о том же, хоть и не сн.
        Конечно, разные бывают задачи, но тащить НСВ с собой... да еще и два...
        Только если есть заточенная под это задача.
        НСВ хорош на господствующей высотке и на такой позиции, где его трудно достать стрелковым огнем. Вот там он - КОРОЛЬ, головы не даст поднять и приблизиться, если пулеметчик хорош.
        Поэтому и уважали его именно на блок-постах, буквально зарывали в камни, отдача то у него будь здоров. Много было переделанных из НСВТ, его проще найти. Как-то так.

        Но Стер молчит, не комментирует свою инфу...
  3. pa_nik 3 июня 2013 17:02
    Война в Афганистане началась на волне такого мнения, что молодое племя-де зелёное, "не то". Перевелись на Руси Победители... А молодые ребята попав в Афган доказали обратное. То же самое можно сказать про времена первой и второй чеченских. Дай Бог Вам здоровья! hi
    pa_nik
  4. ЖОРЖ 3 июня 2013 23:29
    Благодарствую за статью.
  5. gych 4 июня 2013 13:41
    ух ты первый раз слышу,чтобы духи телик смотрели,да ещё в 80-е!а статья класс!ребят жалко сколько покалеченых судьб из-за это войны!дшб уважуха у меня сотрудник на службе из дшб(срочная) так в его семье это династия
    gych
  6. Пехмор 30 августа 2013 11:29
    Жаль очень мало сделано вот таких выводов.
    Пехмор

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня