Military Review

Heroes of Russia: SWAT 1812 of the year. Methodically, covertly, without guerrilla ...

6
Heroes of Russia: SWAT 1812 of the year. Methodically, covertly, without guerrilla ...



In the literature on the Patriotic War 1812 of the year, the word "partisan" is certainly found. Imagination, as a rule, slips the corresponding picture: a bearded man, hooking on the pitchfork of the French "musia". Such a peasant didn’t know and didn’t want to know any “top” bosses, hence the term “partisan”.

But partisan in those years were called the units of the regular army, designed to act in the enemy's rear and subordinate to the high command. "Partisan" in these units and did not smell. Discipline was iron, they acted on a single plan. In modern terminology for the units of this kind, another name was established - “special forces”.


Of the fighters of the then “special forces”, the most famous are Seslavin, Dorokhov, Vadbolsky, Fonvizin, Prince Kudashev and, of course, Denis Davydov. But now we are talking about another person, whose life, as a contemporary wrote, “was bright and short, like a rapid flash of a meteor in the night sky ...”
His name was Alexander Samoylovich Figner.

The beginning of the Russian branch of the old family was laid by the Ostsee Baron Figner von Rutmersbach, who entered the service of Peter the Great. His son, Samuil Samuilovich, did not inherit the baronial title, and received a truncated surname - just Figner.
He had three sons. He loved the older one, the younger one too, but for some reason, Sasha, for some reason, disliked him and tirelessly pissed him with rods ...
Fulfilling parental will, Sasha went to study in the 2nd (former artillery) cadet corps. In 1805, he received an officer rank, and after a short time he was appointed to a special landing regiment and left with the Senyavin squadron to the Mediterranean Sea. Then sea voyages did not resemble entertaining cruises. Incredible crowding reigned on the sailboats, dampness, “amenities” were the most unpretentious, the quality of the food was very bad. Hence the inevitable diseases that happened to inflict fleets losses comparable to war. The ensign Figner also fell ill. The officer was taken ashore, and later all sorts of accidents threw him to Milan. It was then for the first time that the special talents of the future partisan affected: phenomenal visual memory and rare ability to learn languages. Figner brought his excellent command of Italian to his homeland, and in addition to that, a technical curiosity: the almost silent air gun made of a cane of terrible destructive power ...
In the 1809 year, after almost two years of truce, the next Russian-Turkish war resumed. Figner - at the Danube Theater. Commanding a battery of eight trunks, he participates in many large and small "deeds", including the capture of the Turtukai fortress ... On one of the days when preparations were under way for the assault on the Rushchuk fortress, the question arose of removing the exact dimensions of the fortress ditch. This case was extremely risky. But nothing can be done, someone still needs to go. The officers gathered to throw lots at this occasion, but here lieutenant Fignner cast his vote:
- Gentlemen, do not be obstructed by lot. I'll go.
In the evening, the lieutenant left, and by the morning he returned all smeared with mud and handed the command with a paper with numbers:
- Here you are. Depth, width ... all sizes needed.
He was awarded the Order of St. George 4 degree.
And then there was a severe wound to the chest and a long lying in the hospital ...
Once General Kamensky invited him to his place:
- Do not be offended, Lieutenant, but I will not let you go anymore. You better go home. There you will soon enter into force.
The yard was 1810 year. Figner Sr. was already in the post of Pskov Lieutenant Governor and met his son with open arms:
- Well, Sasha, you're a hero! And here I looked after the bride. Get ready! Right now and go.
- Where?
- Where-where ... To our governor I will introduce you.
Then the artillery lieutenant and himself got into the habit of driving to the governor’s house. The four daughters of Governor Bibikov were more beautiful to each other; besides, for each loomed a very good dowry.
But trouble happened. On the denunciation of the Petersburg auditor, the governor Bibikov was accused of official abuse and taken into custody. The sovereign's decree: “To recover thirty thousand rubles from Bibikov.”
The amount is huge. The family was waiting for ruin. Brilliant suitors as blown away. Fleeing from shame, the governor's wife and daughters left the city and settled in their village.
Winter evening. Outside frost and impenetrable darkness. And the rest, like Pushkin: “Three girls under the window were spun late in the evening ...” The only difference is that there were four girls.
Somewhere far away the bell rang. Here he is closer, nearer, nearer ... Mother frightened in dismay:
- Lord have mercy! Is there again a courier? Well, they still have to take something from us? ..
But it was not a courier. A slender young man came out of the wagon and, sweeping the snow in the floor of a cavalry cloak, ran up the steps. Knocked.
- Who's there?
- Headquarters Captain Figner. Perhaps remember this ...
The captain entered, bowed:
- Ma'am! Don't be angry ... I understand my unworthiness, and yet I dare to ask you for the hand of your youngest daughter, Olga.
Alexander and Olga got married.
And soon the troops of Bonaparte crossed the River Neman ...
Year 1812, month June. Captain Alexander Figner is back in the ranks, this time the 3-I light company of the 11-th artillery brigade is entrusted to him.
On July 13, a hot affair happened near Ostrovno, where the company suffered heavy losses, then there was a stubborn battle at the Lubensky Crossroads, where the batterymen sometimes fought hand to hand; then, finally, Borodino, where the figner guns also worked quite well ...
On September 1, a military council was held in the village of Fili, in the hut of the peasant Frolov, which Mikhail Kutuzov ended with the words:
- The loss of Moscow is not the loss of Russia.
The generals dispersed. One of them, Alexei Ermolov, also went to his apartment, but on his way a young artillery captain with “George” appeared in his buttonhole.
- What you need? - General asked gloomily.
- Your Excellency! Introduce me to his lordship. I want to stay in Moscow, in peasant clothes, collect information about the enemy, causing him every kind of harm. And if the case is presented - to kill the Corsican.
- Who are you? Call it.
- Artillery captain Figner.
“Good,” Yermolov nodded. - I will report to the brightest.
On September 2, the Russian army, passing through Moscow, was sixteen versts from it, near the village of Panki. That same night, Figner ... disappeared. And the next night, the largest powder warehouse in Moscow took off.
“It is not good,” the captain said later, “that the enemies would load their guns with our gunpowder.”
With this diversion began his Moscow epic.
“Very soon,” the historian wrote, “in the ruins of the flaming capital, the French felt the methodical war of some brave and hidden avenger. Armed parties ... ambushed, attacked the invaders, especially at night. So Figner began to exterminate the enemies with a hundred of his daring bets. ”
“I wanted to get through to Bonaparte,” said Alexander Samoilovich. “But the canal-guard, who was standing on the clock, hit me hard in the chest with a rifle butt ... I was seized and questioned for a long time, then they began to look after me, and I considered it best to leave Moscow.
Soon, under the personal order of Kutuzov, Figner received a small cavalry detachment under him. A little later, such detachments were led by Captain Seslavin and Colonel Prince Kudashev (son-in-law of Kutuzov), the guards. “In a short time,” Yermolov wrote, “the benefit brought by them was palpable. A large number of prisoners were brought daily ... All the reports included detachments of partisans; residents ... themselves taking weaponjoined in droves. The exciter of the villagers to the war, which had consequences for the enemy, can rightly be attributed to the first one to the gunner. ”
Figner's reincarnation ability was astounding. Here he is - a brilliant lieutenant of Murat's corps - freely enters the enemy camp, chatting with officers, strolling between tents ... And here he is - a hunched-over old man who helps himself with a thick stick; and inside the stick - the very airgun, more than once already used ...
“I will go on a journey,” said the captain, leaving for the next reconnaissance in the next guise, in order to then deliver the enemy with a precisely calculated sudden blow.
An English observer at the headquarters of the Russian army, General Wilson, informed his superiors: “Captain Figner sent a Hanover colonel to the camp, two officers and two hundred soldiers, whom he took six miles from Moscow, and, according to the colonel ... killed four hundred people, riveted six guns and blew up six charging crates ... "
This is just one episode, like the dozens.
But the most glorious deed took place on November 28 near the village of Lyakhovo, near Vyazma, when Figner, Davydov and Seslavin, supported by the Cossacks of Orlov-Denisov, forced General Ozhero’s corps to surrender. Kutuzov wrote: "This victory is all the more famous because for the first time in the course of the current campaign the enemy corps laid a weapon in front of us." Put in front of the partisans!
Kutuzov entrusted Fynner himself to deliver the victory report to Petersburg. In the cover letter to the highest name, among other things, there were such lines: "The provider of this ... always differed with rare military abilities and greatness of spirit, which are known not only by our army, but also by the enemy."
The emperor granted the partisan the rank of lieutenant colonel with his transfer to the Guards artillery, appointed an adjutant to his retinue. At a personal audience, he paternally smiled at him and said:
- It hurts you modest, Fignner. Why don't you ask anything for yourself? Or do you not need anything?
The lieutenant colonel looked the Emperor in the eye.
- Your majesty! My only desire is to save the honor of Mikhail Ivanovich Bibikov, my father-in-law. Have mercy on him.
The Emperor frowned.
- Beetle fair your father in law. But if such a hero asks for him ... Okay! As you wish.
Soon the highest decree took place: "In respect of the excellent merits of the Life Guards Lieutenant Colonel Figner, the former Pskov Governor's son-in-law ... under trial, forgivenly forgive him, Bibikov, and dismiss him from the court and all penalties for it."
The Life Guards Lieutenant Colonel was then twenty-five years old. And he had only eleven months left to live.
On October 1, 1813, seven versts from the German city of Dessau, the figner squadron (five hundred people) met with the vanguard of Nei's corps, took an unequal battle and almost all of it lay pressed against the Elbe ...
She ordered:
“Find me Figner.” I want to look at him.
Turned over every dead man, but Figner was not found. Not found him among the wounded. Not found among the few prisoners ...
Russian soldiers for a long time did not want to believe that Figner died:
- Is it that Samoylych was killed? Mischievous! Not such a person ... Well, judge for yourself: nobody saw him dead.
Yes. No one saw him dead ...
Author:
Originator:
http://narpolit.ru/history/specnaz_1812_goda_23-40-28.htm
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Atlon
    Atlon 31 May 2013 10: 41 New
    +2
    Interesting story. thank!
  2. sichevik
    sichevik 31 May 2013 12: 17 New
    +3
    After reading this story, I immediately remembered the famous words: "Yes, there were people in our time ... Not that the current tribe is heroes ..."
    Thanks to the author, very interesting.
  3. Alex66
    Alex66 31 May 2013 13: 05 New
    +3
    That would be a movie !!! Just imagine, breathtaking.
    1. Atlon
      Atlon 31 May 2013 14: 18 New
      +3
      Quote: Alex66
      That would be a movie !!! Just imagine, breathtaking.

      Well, if like "Passion for Chapai", it’s better not to! Well its nah! negative
  4. Petrovich
    Petrovich 15 June 2013 04: 58 New
    0
    By the way, after the affair at the village of Lyakhovo and Figner’s sole presentation of relational relations between Davydov and Figner deteriorated. I liked the article, interested.
  5. slacker
    slacker 22 June 2013 22: 11 New
    0
    Interesting. Was it only in real life?
  6. astrofilosof
    astrofilosof 1 July 2013 04: 01 New
    0
    Like Alex66 submitted this story to the movie !!! lol
  7. vedmeddd
    vedmeddd 10 September 2013 17: 30 New
    +1
    But the Americans about their "heroes" make films, and also embellish! In this we must take an example from them!

Герои России: Спецназ 1812 года. Методично, скрытно, без партизанщины…

Герои России: Спецназ 1812 года. Методично, скрытно, без партизанщины…


В литературе, посвященной Отечественной войне 1812-го года, непременно встречается слово «партизан». Воображение, как правило, подсовывает соответствующую картинку: бородатый мужик, поддевающий на вилы французского «мусью». Никакого «верхнего» начальства над собою такой мужик не знал и знать не хотел, отсюда и термин «партизанщина».

Но партизанскими в те годы назывались и части регулярной армии, предназначенные для действий в неприятельском тылу и подчиненные главному командованию. «Партизанщиной» в таких отрядах и не пахло. Дисциплина была железная, действовали они по единому плану. В современной терминологии для подразделений такого рода утвердилось другое название – «спецназ».



Из бойцов тогдашнего «спецназа» наиболее известны такие, как Сеславин, Дорохов, Вадбольский, Фонвизин, князь Кудашев и, конечно же, Денис Давыдов. Но сейчас речь о другом человеке, жизнь которого, как писал современник, «яркостью и краткостью своею подобна была стремительному проблеску метеора в ночном небе…»
Звали его Александр Самойлович Фигнер.

Начало русской ветви старинного рода положил остзейский барон Фигнер фон Рутмерсбах, поступивший на службу к Петру Великому. Сын его, Самуил Самуилович, баронского титула не наследовал и фамилию получил усечённую – просто Фигнер.
Сыновей у него было трое. Старшего он любил, младшего тоже, а вот среднего – Сашу – почему-то невзлюбил и неустанно потчевал его розгами…
Исполняя родительскую волю, Саша пошел учиться во 2-й (бывший артиллерийский) кадетский корпус. В 1805 году он получил офицерский чин, а спустя недолгое время был назначен в особый десантный полк и отбыл с эскадрой Сенявина в Средиземное море. Тогдашние морские походы мало напоминали развлекательные круизы. На парусниках царили неимоверная теснота, сырость, «удобства» были самыми незатейливыми, качество пищи весьма дурным. Отсюда неизбежные болезни, которые, случалось, наносили флотам потери, сравнимые с боевыми. Заболел и прапорщик Фигнер. Офицера свезли на берег, а позже всяческие случайности забросили его в Милан. Тут-то в первый раз и сказались особые таланты будущего партизана: феноменальная зрительная память и редкие способности к изучению языков. На родину Фигнер привез отличное владение итальянским, а в придачу к тому техническую диковину: сделанное в виде трости почти бесшумное пневматическое ружье страшной убойной силы…
В 1809 году, после почти двухлетнего перемирия, возобновилась очередная русско-турецкая война. Фигнер – на Дунайском театре. Командуя батареей из восьми стволов, он участвует во многих больших и малых «делах», и в том числе во взятии крепости Туртукай… В один из дней, когда велась подготовка к штурму крепости Рущук, возник вопрос о снятии точных размеров крепостного рва. Дело это было крайне рискованным. Но ничего не попишешь, кому-то всё равно нужно идти. Офицеры собрались метнуть по сему поводу жребий, но тут подал голос поручик Фигнер:
- Господа, не стоит затрудняться жребием. Пойду я.
Вечером поручик ушел, а к утру вернулся весь перемазанный грязью и вручил командованию бумагу с цифрами:
- Вот, извольте. Глубина, ширина… все нужные размеры.
Наградой ему стал орден Святого Георгия 4-й степени.
А потом было тяжёлое ранение в грудь и долгое лежание в госпитале…
Как-то генерал Каменский пригласил его к себе:
- Ты не обижайся, поручик, но в дело я тебя больше не пущу. Езжай-ка ты лучше домой. Там ты скорее войдешь в силу.
На дворе был 1810 год. Фигнер-старший состоял уже в должности псковского вице-губернатора и встретил сына с распростертыми объятиями:
- Ну, Сашка, ты герой! А я тут невесту тебе присмотрел. Собирайся! Вот прямо сейчас и поедем.
- Куда?
- Куда-куда… Губернатору нашему тебя представлю.
Потом артиллерии поручик и сам повадился ездить в губернаторский дом. Четыре дочки губернатора Бибикова были одна другой краше; к тому же, за каждой маячило весьма неплохое приданое.
Но случилась беда. По доносу петербургского ревизора губернатор Бибиков был обвинен в служебных злоупотреблениях и заключен под стражу. Постановление государя: «Взыскать с оного Бибикова тридцать тысяч рублей».
Сумма огромная. Семью ждало разорение. Блистательных женихов как ветром сдуло. Спасаясь от позора, губернаторская супруга с дочками покинула город и поселилась у себя в деревне.
Зимний вечер. На дворе мороз и непроглядная темень. А в остальном как у Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» Разница лишь в том, что девиц было четверо.
Где-то далеко зазвенел колокольчик. Вот он ближе, ближе, ближе… Мать испуганно закрестилась:
- Господи, помилуй! Неужели ж опять фельдъегерь? Ну что ж им ещё взять-то с нас?..
Но это не был фельдъегерь. Из возка вышел стройный молодой человек и, ометая снег полами кавалерийского плаща, взбежал по ступеням. Постучал.
- Кто там?
- Штабс-капитан Фигнер. Быть может, помните такого...
Капитан вошел, поклонился:
- Сударыня! Не извольте гневаться… Понимаю свое недостоинство, и всё же осмеливаюсь просить у вас руки вашей младшей дочери, Ольги.
Александр и Ольга обвенчались.
А вскоре войска Бонапарта перешли реку Неман…
Год 1812-й, месяц июнь. Капитан Александр Фигнер снова в строю, на сей раз ему вверена 3-я лёгкая рота 11-й артиллерийской бригады.
Тринадцатого июля случилось жаркое дело близ Островно, где рота понесла большие потери, затем был упорный бой на «Лубенском перекрестке», там батарейцы порою дрались врукопашную; затем, наконец, Бородино, где фигнеровские пушки тоже работали вполне исправно…
Первого сентября в деревне Фили, в избе крестьянина Фролова состоялся военный совет, который Михаил Кутузов закончил словами:
- Потеря Москвы – это еще не потеря России.
Генералы разошлись. Один из них, Алексей Ермолов тоже направился было к себе на квартиру, но на пути его возник молодой артиллерийский капитан с «Георгием» в петлице.
- Что вам нужно? - сумрачно спросил генерал.
- Ваше превосходительство! Представьте меня его светлости. Я хочу остаться в Москве, в крестьянской одежде, собирать сведения о неприятеле, нанося ему попутно всяческий вред. А ежели представится случай – убить корсиканца.
- Вы кто такой? Назовитесь.
- Артиллерии капитан Фигнер.
- Хорошо, - кивнул Ермолов. - Я доложу светлейшему.
Второго сентября русская армия, пройдя через Москву, стала в шестнадцати верстах от неё, у деревни Панки. В эту же ночь Фигнер… исчез. А следующей ночью взлетел на воздух самый крупный в Москве пороховой склад.
- Негоже, - сказал потом капитан, - чтобы враги заряжали свои пушки нашим порохом.
С этой диверсии началась его московская эпопея.
«Весьма скоро, - писал историк, - в развалинах пылающей столицы французы почувствовали методическую войну какого-то отважного и скрытого мстителя. Вооруженные партии… делали засады, нападали на захватчиков, особенно по ночам. Так Фигнер начал истреблять неприятелей с набранной им сотней удальцов».
- Хотелось мне пробиться к Бонапарту, - рассказывал Александр Самойлович. - Но каналья-гвардеец, стоявший на часах, шибко ударил меня прикладом в грудь… Я был схвачен и долго допрашиваем, потом стали за мной присматривать, и я почёл за лучшее покинуть Москву.
Вскоре по личному распоряжению Кутузова Фигнер получил под начало небольшой кавалерийский отряд. Немногим позже подобные отряды возглавили гвардии капитан Сеславин и полковник князь Кудашев (зять Кутузова). «В короткое время, - писал Ермолов, - ощутительна была принесенная ими польза. Пленные в большом количестве приводились ежедневно… На всех сообщениях являлись отряды партизанов; жители… сами взяв оружие, присоединялись к ним толпами. Фигнеру первому справедливо можно приписать возбуждение поселян к войне, которая имела пагубные для неприятеля следствия».
Способность Фигнера к перевоплощениям была поразительна. Вот он – блестящий лейтенант корпуса Мюрата – свободно заезжает в неприятельский лагерь, болтает с офицерами, прогуливается между палаток… А вот он же – сгорбленный старик, помогающий себе при ходьбе толстой палкой; а внутри палки – то самое пневматическое ружье, не раз уже применённое…
- Пойду в странствие, - говорил капитан, уходя в очередную разведку в очередном обличье, чтобы затем нанести врагу точно рассчитанный внезапный удар.
Английский наблюдатель при главной квартире русской армии генерал Вильсон доносил своему начальству: «Капитан Фигнер прислал в лагерь ганноверского полковника, двух офицеров и двести солдат, которых он взял в шести верстах от Москвы, и, по рассказам полковника… убил четыреста человек, заклепал шесть орудий и взорвал шесть зарядных ящиков…»
Это лишь один эпизод, подобных которому были десятки.
Но самое славное дело состоялось 28 ноября при деревне Ляхово близ Вязьмы, когда Фигнер, Давыдов и Сеславин, поддержанные казаками Орлова-Денисова, вынудили к сдаче корпус генерала Ожеро. Кутузов писал: «Победа сия тем более знаменита, что в первый раз в продолжение нынешней кампании неприятельский корпус положил перед нами оружие». Положил перед партизанами!
Доставить победную реляцию в Петербург Кутузов поручил самому Фигнеру. В сопроводительном письме на высочайшее имя среди прочих имелись такие строки: «Доставитель сего… всегда отличался редкими военными способностями и великостью духа, которые известны не токмо нашей армии, но и неприятельской».
Император пожаловал партизана чином подполковника с переводом в гвардейскую артиллерию, назначил в собственную свиту флигель-адъютантом. На личной аудиенции он отечески улыбнулся ему и сказал:
- Уж больно ты скромен, Фигнер. Почему для себя ничего не просишь? Или нет у тебя ни в чем нужды?
Подполковник посмотрел государю в глаза.
- Ваше величество! Единственное мое желание – спасти честь Михаила Ивановича Бибикова, моего тестя. Помилуйте его.
Император нахмурился:
- Жук изрядный твой тесть. Но ежели такой герой за него просит… Ладно! Будь по-твоему.
Вскоре состоялся высочайший указ: «Во уважение отличных заслуг лейб-гвардии подполковника Фигнера, зятя бывшего псковского губернатора… под судом находящегося, всемилостивейше прощаем его, Бибикова, и освобождаем от суда и всякого по оному взыскания».
Лейб-гвардии подполковнику было тогда двадцать пять лет. А жить ему оставалось неполных одиннадцать месяцев.
Первого октября 1813 года в семи верстах от немецкого города Дессау фигнеровский отряд (пятьсот человек) встретился с авангардом корпуса Нея, принял неравный бой и практически весь полёг, прижатый к Эльбе...
Ней распорядился:
- Отыщите мне Фигнера. Хочу посмотреть на него.
Перевернули каждого мертвеца, но Фигнера не нашли. Не нашли его и среди раненых. Не нашли и среди немногих пленных…
Русские солдаты долго не хотели верить, что Фигнер погиб:
- Это чтоб Самойлыча-то убили? Шалишь! Не такой человек… Ну, посуди сам: его же никто не видел мёртвым.
Да. Его никто не видел мёртвым…
Автор: Вячеслав Чистяков
Первоисточник: http://narpolit.ru/history/specnaz_1812_goda_23-40-28.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Atlon 31 мая 2013 10:41
    Интересная история. спасибо!
    Atlon
  2. sichevik 31 мая 2013 12:17
    Прочитав эту историю, сразу вспомнились знаменитые слова : " Да были люди в наше время... Не то . что нынешнее племя - богатыри..."
    Спасибо автору, очень интересно.
  3. Alex66 31 мая 2013 13:05
    Вот это было бы кино!!! Только представишь, дух захватывает.
    1. Atlon 31 мая 2013 14:18
      Цитата: Alex66
      Вот это было бы кино!!! Только представишь, дух захватывает.

      Ну если как "Страсти по Чапаю", лучше не нужно! Ну его нах! negative
      Atlon
  4. Петровiч 15 июня 2013 04:58
    Кстати, после дела при деревне Ляхово и единоличного представления Фигнером реляции, отношения между Давыдовым и Фигнером испортились. Статья понравилась, заинтересовало.
  5. бездельник 22 июня 2013 22:11
    Занятно. Только было ли такое в реале?
    бездельник
  6. astrofilosof 1 июля 2013 04:01
    Как и Alex66 представил этот сюжет в кино!!! lol
    astrofilosof
  7. vedmeddd 10 сентября 2013 17:30
    А вот америкосы про своих "героев" фильмы снимают, ещё и приукрашивают! В этом надо с них пример брать!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня