«Американцы в России»

37
Принято считать, что Вьетнамская война, закончилась 30 апреля 1975 года. Когда северовьетнамские Т-54 вышибли ворота президентского дворца в Сайгоне, символизируя падение Южного Вьетнама и поражение США в этом конфликте.

Незадолго до этого ВВС Южного Вьетнама, благодаря американской помощи, вышли на 4-е место в мире по численности. Уступая только: США, СССР и КНР. Впрочем, это лишь только продлило агонию насквозь коррумпированного сайгонского режима.


Северовьетнамский танк въезжает в ворота президентского дворца в Сайгоне


Северовьетнамским военным достался большой парк трофейной авиатехники. Впоследствии истребители F-5, штурмовики А-37 и вертолёты UH-1 использовались вьетнамскими вооруженными силами до конца 80-х.



На авиабазе Тансоннат были сосредоточены трофеи – остатки ВВС Южного Вьетнама, находящиеся в технически исправном состоянии: 23 штурмовика А-37, 41 истребитель F-5, 50 вертолетов UH-1, пять штурмовиков AD-6, пять вертолетов СН-47, и пять самолетов U-6A. Кроме того, под вопросом оставалось принятие на вооружение еще 15 самолетов: U-17, 41 L-19, 28 С-7А, 36 С-119, 18 Т-41, 21 С-47, семь С-130, семь DC-3, пять DC-4 и два DC-6.
Во время ведения боевых действий, советские военные специалисты, неоднократно имели возможность ознакомиться с самой разнообразной американской техникой. Так в СССР были отправлены: кабина бомбардировщика F-111, двигатели от А-4 , А-6, F-105 и F-4, РЛС от F-4, ракеты «Булпап» и «Спарроу». Но после окончания войны, появилась возможность, ознакомиться с образцами авиатехники, находящимися в лётном состоянии .
В Дананге, куда были перегнаны интересующие советскую сторону образцы, нашим специалистам, была поставлена задача – контроль технического состояния передаваемой в СССР трофейной авиатехники, далее - подготовка ее к транспортировке морем и погрузка на сухогруз. Какие именно типы ЛА и в какой комплектации будут передавать, решали военный атташе с прибывшими на авиабазу офицерами Генштаба. Вначале предстояло отобрать один из истребителей F-5.
Три машины вьетнамцы продемонстрировали в воздухе: подняли пару МиГ-21, а затем
поочередно взлетали, делали круг и садились F-5, пилотируемые бывшими южновьетнамскими летчиками. Убедившись, что самолеты находятся в летном состоянии, приступили к их детальному осмотру.

«Американцы в России»


Технику поочередно загоняли в хорошо оборудованный ангар, где в течение нескольких дней ее тщательно исследовали. Первый F-5 был забракован: подтекал маслорадиатор и не работала связная радиостанция. Выбрали следующий, оказавшийся в абсолютно исправном состоянии. Этот самолет опломбировали, чтобы исключить замену оборудования.
F-5 производил очень хорошее впечатление, выгодно отличаясь от МиГ-21. Массово-габаритные характеристики оборудования были существенно лучше. К примеру, генератор в 2-3 раза меньше нашего. Использовались очень миниатюрные и удобные разовые аккумуляторы. Технологичность обслуживания идеальная: самолет был настолько прост в эксплуатации, что наши специалисты практически не пользовались техдокументацией. Для заправки гидросистемы применялась специальная самоходная тележка с дизелем. Запуск двигателей - воздушный, с помощью тележки, оснащенной ПГД. По составу оборудования кабины пилота- аналогичен МиГ-21, однако приборы миниатюрнее, многие из них с ленточными индикаторами. Тумблеры АЗС оказались обрезинены, что тогда было непривычным.



Окраска кабины -мягкого бирюзового цвета (в такой, но более резкий цвет позже красились кабины МиГ-23).
Вместе с истребителем получили значительное количество запчастей и практически полный комплект технической документации. Какие-либо руководства по летной эксплуатации F-5 через наши руки не проходили. Документация была составлена доступно, и грамотный специалист мог без труда освоить эксплуатацию этой машины. Кроме того, вьетнамцы передали много наземного оборудования: полный комплект, необходимый для обслуживания одного самолета, полный комплект(включая контрольно-проверочную аппаратуру) для четырех самолетов и кое-что из комплекта для 10 самолетов.

Тактический истребитель F-5E Tiger II предназначен для ведения воздушного боя, нанесения ударов по наземным целям и разведки. В середине 1950-х гг. компания Northrop по своей инициативе приступила к проектированию легкого истребителя. В результате появился тренировочный самолет T-38 «Тэлон» для ВВС США, а затем вариант опытного одноместного истребителя N-156F, первый полет которого состоялся 30 июля 1959 г.
Самолет имел легкий планер, современные аэродинамические формы, оснащался двумя небольшими ТРД. В производство самолет пошел под обозначением F-5A Freedom Fighter, но первым начал эксплуатироваться двухместный учебно-тренировочный вариант F-5B.
Модернизированный вариант оснащался двумя ТРД Дженерал Электрик J85-GE-21, мощность которых была на 23% больше, чем у варианта F-5A.
Разведывательный вариант RF-5A был получен путем установки в носовой части фюзеляжа четырех фотокамер. Самолеты F-5A и RF-5A широко применялись в ходе войны во Вьетнаме.
В ноябре 1970г. было принято решение о начале производства нового варианта под обозначением F-5E Tiger II. Первый серийный F-5E Tiger II поднялся в воздух 11 августа 1972 г.
От предшествующего варианта F-5E отличался улучшенной маневренностью и более высокими взлетно-посадочными характеристиками (что позволяло использовать самолет с коротких ВПП), увеличенным запасом топлива и объединенной системой управления огнем.
Двухместный тренировочный вариант F-5F на базе F-5E имел удлиненный фюзеляж, но сохранил объединенную систему управления огнем, поэтому мог использоваться как боевой.



F-5E Tiger II оборудован системой обнаружения целей с РЛС AN/APQ-159, радионавигационной системой TACAN, гироскопическим прицелом с вычислителем упреждения, ИНС Литтон LN-33 (по желанию заказчика), системой инструментальной посадки AN/APX-101, УКВ-радиоприемниками, центральной ЭВМ, системой предупреждения о радиолокационном облучении «Итек» AN/ALR-46.
Выпускался серийно в 1973-1987 гг. Построено около 1160 самолетов F-5E и 237 самолетов RF-5E и F-5F.
Самолет вооружен двумя пушки М-39-А2 (калибр 20 мм, боезапас 280 снарядов) и на 7 узлах подвески может нести две УР «Сайдуиндер» или семьдесят шесть НУР (калибр 70 мм) или бомбы массой до 454 кг; УР «Булпап». Возможно использование УР «Мейверик».

По инициативе начальника НИИ ВВС генерала И.Д Гайдаенко, поддержанной заместителем главкома ВВС по вооружению М.Н Мишуком, провели сравнительные испытания и учебные бои с отечественными истребителями МиГ-21бис и МиГ-23МЛ. В этой работе участвовали летчики-испытатели НИИ ВВС Н.И.Стогов, В.Н Кондауров, А.С. Бежевец .


Герой Советского Союза Н. И. Стогов перед вылетом на F-5E «Тайгер II»


Техническому составу, готовившему изящный американский самолет к полетам, он запомнился простотой и продуманностью конструкции, легкостью доступа к обслуживаемым агрегатам. Один из участников работ по изучению американского самолета ведущий инженер НИИ ВВС А И.Марченко, вспоминая, отметил такое достоинство истребителя, как безбликовая приборная доска: высококачественные просветленные стекла приборов при любом освещении не создавали проблем со считыванием информации. Инженеры НИИ ВВС долго ломали голову над назначением кнопки на дне глубокой ниши в кабине. Как потом оказалось, она предназначалась для снятия блокировки на применение оружия при выпущенном шасси.



Летчики по достоинству оценили комфортность кабины, хороший обзор из нее, рациональное размещение приборов и органов управления, легкий взлет и отличную маневренность на высоких дозвуковых скоростях. F-5E летал во Владимировке около года, пока не разрушилась одна из шин шасси. После испытаний в НИИ ВВС самолет передали в ЦАГИ для проведения статических испытаний, а многие из его узлов и агрегатов попали в конструкторские бюро авиапромышленности, где интересные технические решения фирмы "Нортроп" использовали при разработке отечественных машин. Кроме советских специалистов с американским истребителем познакомились польские инженеры, в 1977 году они получили из Вьетнама самолет с серийным номером 73-00852, предназначавшийся для оценки возможности перевооружения советскими пушками НР-23. Это предложение не реализовали. Третий F-5E, серийный номер
73-00878, привезли в двух ящиках от чехословацкого учебно-тренировочного самолета L-39 "Альбатрос" в пражский Музей авиации и космонавтики в 1981 году, где он и находится по сей день.


F-5 во время испытаний в СССР, аэродром "Владимировка"


Так же тщательно был отобран один экземпляр легкого штурмовика А-37 и необходимые для него запчасти и техдокументацию. Самолет еще проще, чем F-5. Особое впечатление произвело расположение пилотов рядом. Кабина компактная, но удобная, по составу оборудования напоминает вертолетную. Работать с этой машиной было так же приятно, как и с предыдущей.


Трофейный А-37, в музее авиации ДРВ


Весной 1976 года один из самолетов А-37В, захваченных во Вьетнаме, был доставлен для изучения в СССР. Первоначально он был продемонстрирован всем заинтересованным специалистам в ангаре НИИ ВВС на авиабазе Чкаловская, а затем переправлен в Ахтубинск, где проводились летные испытания «Дрэгонфлая» (ими руководил ведущий инженер НИИ ВВС В.М. Чумбаров). В целом, американский штурмовик получил достаточно высокую оценку советских специалистов. Были отмечены удобство обслуживания самолета, хорошо проработанная система боевой живучести, устройства, защищающие двигатель от попадания посторонних предметов. В декабре 1976 года летные испытания А-37В были завершены и самолет передали ОКБ П.О. Сухого, где в то время шли работы над штурмовиком Т8 (Су-25).

Для F-5 и А-37 вьетнамцы передали также по два дополнительных двигателя, которые были упакованы в специальные герметичные контейнеры, заполненные инертным газом. Такой способ хранения исключал вредное климатическое влияние и не требовал проведения расконсервации перед установкой двигателя на самолет.

Так же был предоставлен «ганшип» АС-119 - средний военно-транспортный самолет с установленным в грузовой кабине мощным комплексом стрелкового вооружения для действий по наземным целям.
Транспортировка морем ЛА таких габаритов сопряжена с определенными трудностями.
По не ясным причинам перегонять его по воздуху не желали, хотя машина была в летном состоянии. Получив соответствующее задание, наши представители детально ознакомились с АС-119 и доложили, что сам самолет явно устарел и интереса не представляет, заслуживает внимания только его спецоборудование. Далее последовала команда машину в Союз не перевозить, а демонтировать и отправить комплекс вооружения.

Из имевшихся на авиабазе вертолетов отобрали два: СН-47 "Чинук" в десантном варианте и UH-1 "Ирокез" в транспортно-боевом.
По сравнению с нашим боевым Ми-8 американский "Ирокез" выглядел явно предпочтительнее. Машина намного меньше, но гораздо лучше оснащена для ведения боевых действий: два шестиствольных пулемета, установленных в проемах грузовой кабины, гранатомет и управляемые ракеты на балках. Кабина пилотов снизу и по бокам бронирована.


UH-1 "Ирокез" в музее авиации ДРВ


Информация, полученная после ознакомления с современной на тот момент американской техникой, были использованы для создания мер противодействия. А некоторые узлы и технические решения, прямо скопированы и использованы при создании новой авиатехники в СССР.

По материалам:
http://lib.ec/b/346593/read
http://avia.mirtesen.ru/blog/43470706731/F5-s-krasnyimi-zvezdami
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f5e.html
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/22/07.htm
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Dima190579
    +2
    31 мая 2013 08:15
    Эх могли американцы тогда делать хорошую технику.
    1. +11
      31 мая 2013 13:19
      Почему только тогда? Они и сейчас могут.
    2. Capt.Stryker
      +9
      31 мая 2013 19:30
      Цитата: Dima190579
      Эх могли американцы тогда делать хорошую технику.

      Что значит "могли"? Они и сейчас делают хорошую технику!
      1. -6
        31 мая 2013 23:13
        Да, надеюсь, мы до сих пор получаем образцы техники наших "партнеров"
        1. Alwizard
          +5
          29 июня 2013 20:26
          Доступ к современным образцам западной военной техники у российских специалистов на данный момент отсутствует полностью.
  2. +24
    31 мая 2013 08:19
    Снимаю шляпу перед советскими инженерами за объективность и отличное знание своего дела. Подача материала исключительно доступна .
  3. +10
    31 мая 2013 09:06
    Статья познавательная. (+)
    Правильное использование трофейной техники. Смотрим, изучаем, нужное берем!
    1. baton140105
      +8
      31 мая 2013 12:18
      А следовательно, ХВАТИТ РУГАТЬ И СМЕЯТЬСЯ НАД КИТАЙЦАМИ))). Мы тоже копировали чужие разработки и сделали свои ещё лучше!!!
    2. +7
      31 мая 2013 13:04
      Цитата: omsbon
      Смотрим, изучаем, нужное берем

      и точно также смотрят,изучают и нужное берут из наших разработок.....все взаимосвязано-это один из путей распространения прогресса
      1. Jin
        +3
        31 мая 2013 14:01
        Я, коллеги, вообще удивлён, что материал статьи открыл кому-то глаза на то, что наши используют чьи-то технологии... Это было, есть и будет. Всю историю существования спецслужб, они вели охоту на секреты противника, а про использование трофеев и говорить нечего!!! Так и в ВОВ было. Вспмните первые захваченные "Тигры", например. А та история, когда наш новейший истребитель (не помню какой МИГ или СУ) увёл пилот-перебежчик и сел на нём в Японии? Его оттуда вывезли в США, где исследовали до винтика...Амеры всё недоумевали почему в, по-моему РЛС, самолёта используются лампы, думали может они стабильнее работают на высоких скоростях и т.п. Им даже в голову придти не могло, что у нас тогда было тупо отставание в этой отрасли промышленности... А вот про познавательность статьи- это да, однозначный плюс, интересно.
        1. +5
          31 мая 2013 22:50
          Цитата: Jin
          А та история, когда наш новейший истребитель (не помню какой МИГ или СУ) увёл пилот-перебежчик и сел на нём в Японии? Его оттуда вывезли в США, где исследовали до винтика...Амеры всё недоумевали почему в, по-моему РЛС, самолёта используются лампы, думали может они стабильнее работают на высоких скоростях и т.п. Им даже в голову придти не могло, что у нас тогда было тупо отставание в этой отрасли промышленности...

          Про "побег" в Японию - это предатель Беленко, накаляйся до красна его "сковородка" в Аду, на МиГ-25 в 1974. Но Вы ошибаетесь, самолёт, в отличае от пилота-предателя, ни кто за пределы Японии не вывозил. Наше военно-дипломатическое представительство в Японии это чётко контролировало тогда. Изучали его прямо там, в углу лётного поля гражданского аэродрома Японии осторва Хокайдо в течении суток 2/3 тогда, практически круглосуточно, торопились очень.:(. И ламп в БРЭО МиГ-25 нет, зачем не знаете, а пишите! 70-е года, машина новая, там уже полупроводники стояли, теристоры и транзисторы, зачем Вы незная такое пишите?! А матрасовых больше не его электроника удивила, а то, что планер из обыкновенной стали был сделан, что в ИА мира ни кто не применял тогда. Это вот их реально шокировало тогда!
          1. 0
            1 июня 2013 00:39
            Вот именно лампы там и были так-как лампы менне чувствительны к высоким температурам.Из нержавейки почти весь А-10 сделан,а первый в 38г сделали в СССР"Сталь-9"конструктора Бартини.
  4. avt
    +9
    31 мая 2013 09:07
    Цитата: Арон Заави
    Снимаю шляпу перед советскими инженерами за объективность и отличное знание своего дела. Подача материала исключительно доступна .

    Да,присоединяюсь ,вполне популярно в рамках формата не заумно .Плюс .
  5. +11
    31 мая 2013 10:44
    отличный рассказ

    да в те времена остование СССР по технологиям от запада составляло не более 5 лет,благодаря работе КГБ и ГРУ -которые добывали для нас технологии производства и техническую документация,доставали образцы интересующей продукции причем по всем направлениям ,включая и мирный сектор


    видео как раз в тему-вот почему эта проблемма и сейчас актуальна-покупать,разбирать и сравнивать чтобы не отстать вот что надо делать-а не кричать что никто нам не нужен и мы сами с усами-вот так произошло с нашим автопромом-где он сейчас и на каком уровне развития?калину за 430 тысяч -сарказм конечно wink
    1. +5
      31 мая 2013 22:58
      невесело как-то:((( "американец выиграл все учебные поединки!"
  6. +8
    31 мая 2013 10:46
    В статье не говориться о реакции руководства советских ВВС на обьективный доклад а реакция была негативная ну немогла американская техника для развивающихся стран по некоторым параметрам лучше советской.А именно по технологическим и эксплутационным и этим наносили вред нашей авиации да какието ношества внедряли но в целом отставание советского самолётостроения в культуре производства и обслуживания самолётов по сравнении с техникой амеров были на лицо.Ещё раз скажу мы вплотную приблизились а кое-где и презоши амеров только на рубеже 70-80 годов тоесть перед самым развалом.
    1. Jin
      +4
      31 мая 2013 14:08
      Цитата: апро
      мы вплотную приблизились а кое-где и презоши амеров только на рубеже 70-80 годов тоесть перед самым развалом.


      Да, так и есть, у амеров очень много передовых разработок для своего времени, взять тот же U-2 или SR-71 Blackbird, фантастические, в своё время, машины.
  7. +12
    31 мая 2013 11:22
    Адекватный, честный рассказ, нет "ура патриотизма", есть констатация фактов, историю не переписывают, на истории учатся.
  8. +3
    31 мая 2013 11:34
    Написано, что были сравнительные испытания и учебные бои с отечественными истребителями МиГ-21бис и МиГ-23МЛ.Ну и... Это все?
    А про результаты боев где читать? Что летчики сказали после? Гуглить?
    1. +4
      31 мая 2013 11:43
      А про результаты боев где читать?

      ___________

      Видео посмотрите выше для начала,особенно с 1м 05ск !
      1. 0
        31 мая 2013 13:44
        Тут же на ВО.месяца 2-2,5 назад была статья о сравнительных испытаниях.Или самому в поисковик тяжело запрос закинуть?
        1. +3
          31 мая 2013 17:19
          Цитата: Fitter65
          Или самому в поисковик тяжело запрос закинуть?

          А Вам, уважаемый, насколько тяжело не хамить незнакомым людям?
          Я считаю, коли автор затронул этот вопрос, нужно и ответ дать. А уж если нет ответа, так об этом и написать. Чтобы не было лишних вопросов. Статья хорошая, а недоработка есть. Думаю, и автор со мной согласился бы.
      2. +3
        1 июня 2013 00:53
        Цитата: Рустам
        А про результаты боев где читать?


        Интересно написано в книге известного испытателя Владимира Николаевича Кондаурова "Взлетная полоса длиною в жизнь". Он же этот аппарат и испытывал, первый в Союзе.

        После определения основных лётно-технических характеристик мы приступили к сравнительным воздушным боям с МиГ-21БИС. Я воевал на своём "родном" МиГ-21, а Николай Стогов - на F-5. Ближний манёвренный "бой" начинался в равных условиях на встречных курсах. Все полёты заканчивались с одним результатом - МиГ-21 проигрывал, хотя и имел значительно большую тяговооружённость. Я, что называется, "из кожи вон лез", чтобы в процессе маневрирования хотя бы удержать первоначальные условия. Брал от самолёта всё, на что он был способен, но ракурс цели неуклонно увеличивался и "противник" через пару минут оказывался у меня в хвосте. Спасти могла только тактика. Что больше всего меня поразило тогда, это то, что результат "боёв" застал врасплох не только авиационных начальников (это можно как-то простить), но и военно-научные силы ВВС и даже авиационных инженеров-конструкторов. Десятки раз просматривались материалы послеполётной информации, расспрашивали нас, особенно меня. Честно говоря, я и сам был в некоторой растерянности, хотя, полетав на F-5, понял, что это "курочка с яйцом".
        Что же происходило в воздухе? На скоростях около 800 км/ч и более борьба была на равных, никто не имел явных преимуществ, но и манёвренного визуального боя не получалось из-за больших радиусов фигур. Мы оба "сидели" на одинаковых, максимальных для самолётов, перегрузках. Но на скоростях менее 750 км/ч эти перегрузки уже не удерживались даже на форсажном режиме работы двигателя. И чем меньше скорость, тем больше был темп её падения, а значит и меньше максимальная перегрузка. Получалось, что побеждала аэродинамика крыла, а не тяговооружённость. Но как всё это объяснишь там, наверху? Ведь по головке не погладят. Тогда представители фирмы Микояна предложили:
        - Давайте выставим против него МиГ-23М...


        Ссылка на книгу: http://www.modernlib.ru/books/kondaurov_v/vzletnaya_polosa_dlinoyu_v_zhizn/read_
        1/

        Про учебные бои с МиГ-21 и МиГ-23 на 7 и 8 страницах. (глава XVI), но советую прочитать всю. Очень интересно.
    2. +5
      31 мая 2013 11:50
      авиамастер 95 года помоему там.В целом показали отличную манёвренность тайгера и в ближнем бою он выигрывал у миг-23.
    3. Avenger711
      +3
      31 мая 2013 13:31
      F-5E лучше МиГ-21 без вариантов. Да и новее он.
    4. +6
      31 мая 2013 14:45
      Из 15 поединков "Бисенок" только раз вышел в хвост "Тигру" реализовав высотно-динамическое преимущество,"Тигр" оторвался кадушкой с углом атаки до 28 градусов и потерей скорости с 480к/ч. Все остальные выиграл "Тигр".О этих "боях" я узнал в году 78-79 еще в училище,преподаватель по тактике БП рассказывал.Про "войну" с 23им мне не чего не известно,могу только сказать,что модификации МЛ тогда еще не было а все предыдущие БВБ могли вести о-о-очень ограниченно.Причиной превосходства F-5 было,как не странно "учебное" прошлое машины,она имела две конфигурации:для маневренного полета с ограничением скорости 600км\ч;и для скоросного-во второй конфигурации,где машина серьезно проигрывала "Бисенку"(с50%остатком топлива)из-за меньшей тяговооруженности.За то в первой была вне конкуренци с любым из "наших" включая Миг-17.
    5. Capt.Stryker
      +4
      31 мая 2013 19:38
      Цитата: Доктор Пилюлькин
      Написано, что были сравнительные испытания и учебные бои с отечественными истребителями МиГ-21бис и МиГ-23МЛ.Ну и... Это все?
      А про результаты боев где читать? Что летчики сказали после? Гуглить?


      А про результаты боёв автор постеснялся сказать, ведь результаты эти идут в разрез с идеологическим принципом "всё советское - лучшее в мире!". Ни одного воздушного боя с F-5E ни Миг-21бис, МиГ-23МЛ не выиграли!!! За что испытатели и получили 3,14-Z-дюлей от Кутахова.
  9. +9
    31 мая 2013 11:35
    Который раз убеждаюсь. При отличных боевых характеристиках наша техника, к сожалению, постоянно проигрывает в эксплуатационных и эргономических показателях. А это тоже сказывается на успехе боевого применения. Да и забота о людях у амеров всегда на высоте, будь то снаряга для пехоты или кабина истребителя.
  10. Абаканец
    +1
    31 мая 2013 12:37
    Забавно, а почти все вертолеты в США построены фирмой Сикорского, очень талантливого конструктора, и если бы не революция кто знает, в каком мире мы жили бы.
    1. 0
      31 мая 2013 19:30
      Революция уйму талантливых людей согнала из России. Тот же Сикорский принимал участие в разработке бомбардировщиков "Илья Муромец".
      В целом революция и падение Российской Империи - это страшнейшая катастрофа для народов, сформировавших русскую цивилизацию, сравнимая по своей тяжести разве что только с развалом СССР.
    2. Capt.Stryker
      +6
      31 мая 2013 19:43
      Цитата: Абаканец
      почти все вертолеты в США построены фирмой Сикорского

      "Почти все" это сколько? вы в курсе, что кроме Сикорсково вертолёты в США строили ещё с десяток фирм?
  11. +4
    31 мая 2013 12:53
    И ничего плохого нет в том, чтобы взять и тупо скопировать. Это дешевле и быстрее.
    1. +2
      31 мая 2013 13:13
      И совершенно не обязательно, что получится так-же или лучше. Китайцы вон сколько лет пыжатся, а по-человечески скопировать, например, многие российские авиадвигатели не могут. Технологии скопировать сложнее, чем, скажем, лопату.
    2. Alwizard
      0
      29 июня 2013 20:28
      Показательно, что нет ни одной возможности, чтобы такой комментарий оказался под новостью о поставках Су-35 Китаю или еще какой-нибудь современной техники.

      Двуличность мышления - нам копировать можно, остальные воры )
  12. +6
    31 мая 2013 13:21
    Ну что? Отличная, взвешенная статья.
  13. +4
    31 мая 2013 13:42
    Не тупо копировали,а с привязкой к возможностям своей промышлености.К примеру сколько преподнёс в начале Ал-2,чей прообраз был сердцем Фантома?
    Статья хороша тем что написано профессионально,без Кря-квапатриотизма и прочей лабуды.
  14. Kovrovsky
    +1
    31 мая 2013 14:01
    В ВВС США F-5 долгое время использовались в эскадрилье "агрессор", имитируя советские истребители. Со временем были заменены на F-16.
    1. +4
      1 июня 2013 02:30
      До сих пор используется, для этого выкупили в Швейцарии 12 F-5Е выпуска 1976г.и капитально их отремонтировали.
  15. Kovrovsky
    +1
    31 мая 2013 14:26
    Цитата: Jin
    Я, коллеги, вообще удивлён, что материал статьи открыл кому-то глаза на то, что наши используют чьи-то технологии... Это было, есть и будет. Всю историю существования спецслужб, они вели охоту на секреты противника, а про использование трофеев и говорить нечего!!! Так и в ВОВ было. Вспмните первые захваченные "Тигры", например. А та история, когда наш новейший истребитель (не помню какой МИГ или СУ) увёл пилот-перебежчик и сел на нём в Японии? Его оттуда вывезли в США, где исследовали до винтика...Амеры всё недоумевали почему в, по-моему РЛС, самолёта используются лампы, думали может они стабильнее работают на высоких скоростях и т.п. Им даже в голову придти не могло, что у нас тогда было тупо отставание в этой отрасли промышленности... А вот про познавательность статьи- это да, однозначный плюс, интересно.

    Ст. лейтенант Беленко угнал в Японию истребитель-перехватчик МиГ-25. Из-за этого пришлось менять всю систему опознавания "свой-чужой".
    1. vaf
      vaf
      +7
      31 мая 2013 16:00
      Цитата: Kovrovsky
      Из-за этого пришлось менять всю систему опознавания "свой-чужой".


      Добавили ещё один дешифратор и всё! Ничего не меняли,т.к. это бесполезно,даже при наличии у протоивника целостного "Пароля", как в луае с Беленко, то при вытаскивании "вставки" дешифратора" без спец кода, который знает только группа обслуживания СРЗО.....все "вставки",рассыпаются( в буквальном смысле слова, а каждая вставка имеет миллион иголок в сотах...дальше не надо объяснять? bully

      АВТОРУ огромный ПЛЮС и УВАЖЕНИЕ!!! drinks
  16. Capt.Stryker
    +3
    31 мая 2013 19:50
    Статья не полная! Автор с умыслом вырвал из статьи кусок с результатами воздушных боёв, хотя и упомянул о них...
    По инициативе начальника НИИ ВВС генерала И.Д Гайдаенко, поддержанной заместителем главкома ВВС по вооружению М.Н Мишуком, провели сравнительные испытания и учебные бои с отечественными истребителями МиГ-21бис и МиГ-23МЛ. В этой работе участвовали летчики-испытатели НИИ ВВС Н.И.Стогов, В.Н Кондауров, А.С. Бежевец .

    ...а дальше? Что? Врать не хочется, а правду сказать стыдно!? За это автору минус!
  17. +3
    31 мая 2013 21:38
    МиГ-23 может проиграть учебный маневренный бой против F-5.Но в реальных условиях все происходит по-другому-он резко уходит вверх и отрывается от противника-после чего F-5 придется уносить ноги и как можно быстрее.Американские пилоты,воевавшие во Вьетнаме ,не были летчиками-испытателями.Поэтому имели рекомендации при появлении МиГ-21 увеличить скорость и уходить на высоту выше 4000м.где они имели преимущество.На более низких высотах и скоростях МиГ-21 имел более высокую вероятность выиграть воздушный бой против F-4 и F-5,а против МиГ-17 у них вообще не было шансов.
  18. -2
    31 мая 2013 22:03
    На Ф 5, даже сумели збить миг 25 в ирано-иракской войне
  19. +2
    31 мая 2013 23:26
    Припомним "невозможную" сомалийско-эфиопскую войну 1978-го. 2 самолёта F-5 сбили 4 МиГГ-21 ОДНОЙ ракетой. Воздушные бои на этом прекратились...

    Человеческий фактор человеческой (в методическом плане) подготовки пилота тоже не следует забывать.
  20. ГЕО
    0
    1 июня 2013 00:12
    Цитата: Абаканец
    Забавно, а почти все вертолеты в США построены фирмой Сикорского, очень талантливого конструктора, и если бы не революция кто знает, в каком мире мы жили бы.

    Вот вам и роль евреев в Российской истории... Революционеры хрен...вы. Спасибо Сталину, хоть, немного их отправил туда, куда они русский народ отправляли (сорри за офф-топ)
  21. -1
    1 июня 2013 00:37
    Цитата: ГЕО

    Вот вам и роль евреев в Российской истории... Революционеры хрен...вы. Спасибо Сталину, хоть, немного их отправил туда, куда они русский народ отправляли (сорри за офф-топ)

    Вот блин. Ну Вам не стыдно. Неужели Вы не понимаете, что подобные заявления унижают русских? В октябре 1917 года из 250 тыс большевиков , евреи составляли 10%. И вот эта кучка иноверцев сумела одним своим злым желанием разрушить громадную империю с громадной историей, армией спецслужбами , наукой и культурой?А может существовали серьезниешие экономические, социальные и культурные противоречия в структуре РИ , результатом которых и стала возможны не только Октябрьский переворот , но и победа большевиков в Гражданской войне?
    1. 0
      2 июня 2013 15:28
      ПЕРВЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
      1. Председатель совета народных комиссаров - Ульянов (Ленин). Числится русским. На самом деле Ленин был полуевреем по матери (Бланк), а это по раввинским законам - полный еврей.
      2. Комиссар Иностранных дел - Чичерин. Числится русским. Чичерин по отцу был из старого родового дворянства, а по матери - еврей. Женат был на еврейке.
      3. Комиссар по делам о Национальностях - Джугашвили (Сталин). Числится грузином.
      4. Президент Высшего Экономического Совета - Лурье (Ларин). Еврей.
      5. Комиссар по восстановлению - Шлихтер. Еврей.
      6. Комиссар Земледелия - Протиан. Армянин.
      7. Комиссар Государственного контроля - Ландер. Еврей.
      8. Комиссар Армии и Флота - Бронштейн (Троцкий). Еврей.
      9. Комиссар государственных земель - Кауфман. Еврей.
      10. Комиссар общественных работ - Шмит. Еврей.
      11. Комиссар общественных снабжений - Е. Лилина (Книгисен). Еврейка.
      12. Комиссар народного просвещения - Луначарский. Числится русским. На самом деле - еврей из выкрестов. Был женат на еврейке Розенель.
      13. Комиссар вероисповеданий - Шпицберг. Еврей.
      14. Народный комиссар - Апфельбаум (Зиновьев). Еврей.
      15. Комиссар общественной гигиены - Анвельт. Еврей.
      16. Комиссар финансов - Гуковский. Еврей.
      17. Комиссар печати - Коген (Володарский). Еврей.
      18. Комиссар по делам о выборах - Радомысльский (Урицкий). Еврей.
      19. Комиссар Юстиции - Штейнберг. Еврей.
      20. Комиссар по эвакуации - Фенигштейн. Еврей.
      21. Его помощники - Равич и Заславский. Евреи.
      Итого - из 22 двух высших руководителей страны 17 человек были евреи , 3 числились русскими (Ленин, Чичерин, Луначарский), 1 - грузином (Сталин) и 1 армянин (Протиан) .

      ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ состоял из 35 евреев, 7 латышей и 1 немца, русских не было.
      КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ состоял из 43 евреев, 10 латышей, 3 армян, 2 поляков, 2 немцев и 2 русских.
      КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ состоял из 13 евреев, 1 латыша, 1 немца и 1 русского.
      КОМИССАРИАТ ФИНАНСОВ состоял из 24 евреев, 2 латышей, 1 поляка и 2 русских.
      КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ состоял из 18 евреев и 1 армянина, русских не было.
      ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ КОМИССАРЫ - 21 еврей, 1 латыш и 1 русский.
      БЮРО ПЕРВОГО СОВЕТА РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ В МОСКВЕ состояло из 19 евреев, 3 латышей, 1 армянина, русских не было.
      ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ 4-го РОССИЙСКОГО КОНГРЕССА РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ состоял из 33 евреев и 1 русского - (Ленина).

      Из 42 сотрудников (редакторов и журналистов) имевшихся в то время газет («Правда», «Известия», «Знамя труда» и т. д.) только один Максим Горький не был евреем.
  22. MuxaHuk
    +1
    2 июня 2013 23:19
    Ничего, бои же выигывали, один случай не может сказать ничего. У всех бывают промахи, зато многому тогда научились.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»