Сочлененный «Ледоруб» для Севера

В прошедший вторник 28 мая министр обороны С. Шойгу посетил 3-й ЦНИИ Минобороны в Бронницах, где ему показали последние разработки автомобильной техники военного назначения. Во время этого визита демонстрировались как доработанные машины старых проектов, так и новые разработки. Из всех показанных типов техники наибольший интерес представляет бронированная гусеничная машина ДТ-3ПБ, опытный экземпляр которой впервые был показан на прошедшем мероприятии.

Бронированный транспортер с гусеничной ходовой частью ДТ-3ПБ и многоцелевая машина ДТ-4П были спроектированы и построены на Рубцовском машиностроительном заводе, ныне являющимся филиалом Уралвагонзавода, в ходе работ по теме «Ледоруб». Эти машины в первую очередь интересны тем, что относятся к классу сочлененной гусеничной техники. ДТ-3ПБ и ДТ-4П состоят из двух основных модулей на гусеничном ходу, соединенных при помощи специального механизма. По имеющимся данным, конструкция соединительного узла позволяет транспортерам изменять взаимное положение модулей во всех трех плоскостях. Благодаря этому вездеходы имеют более высокую проходимость, чем гусеничная техника с классической ходовой частью.

Сочлененный «Ледоруб» для Севера



Обе машины проекта «Ледоруб» имеют схожую компоновку и конструкцию. Их отличает лишь наличие броневой защиты на ДТ-3ПБ и соответствующая разница в весовых и ходовых качествах. Переднее звено новых сочлененных вездеходов представляет собой энергетический модуль, в котором размещена силовая установка. Согласно информации, опубликованной «Вестником Мордовии», показанный в Бронницах гражданский вариант машины оснащен дизельным двигателем ЯМЗ 238Б мощностью 300 лошадиных сил, произведенным на Ярославском моторостроительном заводе. Помимо двигателя и трансмиссии на переднем звене устанавливается кабина экипажа с шестью посадочными местами.

Второе звено является активной платформой и может служить базой для любого необходимого модуля. На демонстрировавшемся в 3-м ЦНИИ Минобороны экземпляре транспортера ДТ-3ПБ была установлена некая коробчатая конструкция, вероятно, представлявшая собой грузовой или пассажирский модуль. Фактически на его месте может быть смонтирован любой из предлагаемых агрегатов, в зависимости от пожеланий заказчика и тактической необходимости. К примеру, на гражданский вездеход ДТ-4П можно установить пассажирскую кабину на 18 мест, грузовой кузов, цистерну или модуль для перевозки длинномерных грузов. Бронированный ДТ-3ПБ способен перевозить до трех тонн полезной нагрузки, ДТ-4П – на тонну больше.

Точные данные относительно бронированной машины ДТ-3ПБ для вооруженных сил пока отсутствуют, но «Вестник Мордовии» привел некоторые цифры, касающиеся гражданского транспортера ДТ-4П. Так, снаряженная машина этой модели весит около десяти тонн, семь из которых приходятся на передний энергетический модуль. Собственный вес заднего звена в два с лишним раза меньше. По желанию заказчика гражданская машина может комплектоваться одним из трех типов гусениц: гусеницей с резино-металлическим шарниром, ленточной с резино-тканевыми элементами или литой с открытым шарниром. Удельное давление широких гусениц на грунт не превышает 0,2 кг/кв.см.

Сочлененный «Ледоруб» для Севера


Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяют вездеходу ДТ-4П разгоняться на шоссе до 55 километров в час. Скорость заднего хода – 10 км/ч. Транспортер имеет возможность пересекать водные преграды вплавь со скоростью около 5-6 км/ч. Одной заправки топливом хватает на преодоление расстояния до 500 километров. Характеристики транспортера ДТ-3ПБ еще не оглашались, поэтому пока можно оценивать проект исключительно по данным о его гражданской версии.

Помимо противопульного бронирования (класс защиты не оглашался) армейский транспортер ДТ-3ПБ на случай столкновения с противником может нести вооружение. На крыше переднего звена имеется турель для пулемета. По имеющимся данным, она оснащена системой дистанционного управления. Судя по фотографиям из Бронниц, турель предназначена для крупнокалиберных пулеметов, таких как «Корд». Возможно, по требованию заказчика, Рубцовский машиностроительный завод может оснащать свои вездеходы другими типами турелей для оружия иных моделей. Также на крыше переднего модуля присутствуют два трехствольных дымовых гранатомета.

Стоит отметить, машины проекта «Ледоруб» не являются первыми отечественными транспортерами сочлененной схемы. Ранее Ишимбайский завод транспортного машиностроения создал две базовые машины и несколько их модификаций под общим названием «Витязь». Техника этого семейства имеет грузоподъемность от 3 до 30 тонн и активно используется в тех сферах, где требуются транспортные машины с хорошей проходимостью. Новые транспортеры ДТ-3ПБ и ДТ-4П по ряду технических решений похожи на «Витязей» и поэтому могут иметь большие перспективы.

Сразу после появления сообщений о машинах Рубцовского завода интересующаяся этой темой общественность вспомнила про аналогичную шведскую разработку. Бронированный транспортер BvS 10, созданный в первой половине двухтысячных годов компанией Land Systems Hagglunds (подразделение BAE Systems), поступил на вооружение армий нескольких стран в середине того же десятилетия. С тех пор эти машины активно эксплуатировались в различных условиях, в том числе и в Афганистане. На базе вездехода BvS 10 созданы бронетранспортер, командно-штабная, санитарная и ремонтно-эвакуационная машина. Несмотря на ряд особенностей (отсутствие противоминной защиты, сложность соединительного механизма и т.д.), бронемашины BvS 10 заслужили в целом положительную оценку.

Перспективы нового отечественного проекта гусеничных сочлененных вездеходов пока остаются предметом споров. Скорее всего, министерство обороны заинтересуется «Ледорубами» и закажет некоторое количество такой техники. Уже сейчас, исходя лишь из имеющейся информации, можно говорить о том, какие задачи будут выполнять армейские ДТ-3ПБ и гражданские ДТ-4П. Низкое давление на грунт и, как следствие, высокая проходимость, помогут этим машинам работать на мягких поверхностях, например на глубоком снегу, на песке или на болотистой местности. При этом новые транспортеры, скорее всего, сначала отправятся служить в северные регионы страны. Летом прошлого года появилась информация, согласно которой именно ДТ-3ПБ или ДТ-4П станет основой для новой унифицированной сочлененной гусеничной платформы «Арктика», предназначенной для эксплуатации на Севере.

Однако за прошедшее время поступили еще несколько новостей о программе «Арктика», которые оставляют массу вопросов. По этой причине в данный момент трудно говорить об отношении проекта «Ледоруб» к программе Минобороны «Арктика». Тем не менее, имеются сведения о существовании нескольких опытных экземпляров машин ДТ-3ПБ и ДТ-4П, которые проходят испытания, в том числе и в условиях Заполярья. Если преодоление северных трасс пройдет успешно, то обе машины ждет большое будущее: благодаря совокупности своих характеристик проект «Ледоруб» имеет хорошие перспективы и должен заинтересовать военных и пограничников, а также некоторые коммерческие структуры.


По материалам сайтов:
http://www.vestnik-rm.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://otvaga2004.ru/
http://army-technology.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. bask 31 мая 2013 08:22

    Такой вездеход,может быть полезен не только в Арктике.Но при установки противоминного бронировапния и на С.Кавказе.
    Вездиход ДТ-3ПБ ,может использоваться как многоцелевой бронетранспартёр.
    bask
    1. Комментарий был удален.
    2. bask 31 мая 2013 08:47
      К стате Кирилл поднял важнейшую тему.
      Применение гражданских наработок в военнвх целях.
      А вездеходов в Россси созданно ,огромное количество.
      Некоторые модели как на ГШ,так и на колесном шасси, могут применяться в военных целях,как МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ВЫСОКОПРОХОДИМЫЕ БТРы.

      bask
  2. awg75 31 мая 2013 08:32
    такая техника нужна нам не только в Арктике
  3. Landwarrior 31 мая 2013 08:47
    О! Спохватились. Хорошо хоть технологическую информацию с советских времен смогли сохранить, а то бы с нуля разрабатывали еще лет дцать.
  4. ded10041948 31 мая 2013 09:33
    Ещё в 1967 году был закончен проект "Ромашка" (передвижная атомная электростанция для труднодоступных районов СССР). Проект представлял собой сочлененный вездеход на гусеничном ходу. Вторая секция - малогабаритный реактор, первая - блок управления и контроля. После проведения испытаний дальнейшая судьба проекта мне неизвестна, но по внешнему виду "Ледоруб" здорово напоминает эту систему (правда несколько уменьшенную). Если за основу взята схема "Ромашки", то у наших разработчиков вместо крови - тормозная жидкость! Если "Ледоруб" хотя бы наполовину унаследовал ходовые характеристики "Ромашки", НАТО соплями захлебнется от зависти! Грузоподъемность "хвоста", если мне не изменяет память, около 25 тонн. Да туда можно черта смонтировать, и потянет по любой местности, кроме абсолютно непроходимых топей.
    ded10041948
  5. avt 31 мая 2013 09:41
    То что такая техника нужна даже спорить не о чем .И не только на северах ,в наших то климатических условиях да еще плавающий - жизненная необходимость ! Хорошо что сделали защищенный вариант . good
    avt
  6. Nayhas 31 мая 2013 10:03
    Дык у нас не только на севере дорог нет, или для Москвы все то за МКАДом и есть север?
  7. Дзержинец 31 мая 2013 10:27
    У РОССИИ ОГРОМНЫЕ АРКТИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ, ГДЕ СЛУЖИТЬ ЭТИМ МАШИНАМ ЕСТЬ, И НЕ ТОЛЬКО В АРКТИЧЕСКИХ БРИГАДАХ, НО И У ПОГРАНИЧНИКОВ, И В ОЗЁРНОЙ ЛЕН. ОБЛАСТИ И НЕ КАМЧАТКЕ. Кардинальное средство повышения мобильности в тундровых и болотных условиях, "ВИТЯЗИ"хороши как транспорт, а бронированные малые двухзвенники, нужны давно - хороший опыт имеют Шведы.
    Дзержинец
    1. Argon 31 мая 2013 13:13
      Вот и у меня сатья вызвала двойственные чувства,с одной стороны,УРА!наконец то дождались-30лет спустя бронированный(и вооруженный) вариант двухзвенника,с другой ДТ-4П явный клон шведа только на уровне наших технологических возможностей.Очень хочется верить,что шарнирно передающий узел(главная изюменка и проблема всех двузвенников) является копией аналогичного устройства "Витязя".Обидно,что вояки опомнились насмотревшись видео о двузвенниках в "Афгане",а не на основе анализа собственных потреностей.Почему то стойкое такое впечатление!?Нам то машина чуть крупнее нужна.Сдругой стороны ДТ-3ПБ значительно отличается от базового образца,что говорит о серьезном подходе к проэктированию бронированной платформы(а не как шведы-понавешали лишнего груза).Ввело в ступор упоминание ветерана ЯМЗ-238Б(куда они его там всунули?Как его обслуживать?)вообще то 21век на дворе а мы все на паровозах.Однако как внук говорит-"На безрыбье,и кинг-конг-Алсу"-.Ждем в серии а там будем посмотреть. recourse
      1. Дзержинец 31 мая 2013 14:56
        ЯМЗ-238 один из лучших силовых агрегатов, отвечаю как инженер два десятка лет эксплуатировавшего этот мотор в крупном автотракторном парке. От хорошего старого не отказывается ни кто в мире....
        Дзержинец
  8. Chicot 1 31 мая 2013 17:28
    На вид весьма симпатичный агрегат. Думаю, что он будет очень даже к месту для условий Заполярья. Но так же считаю и то, что и от заслуженного МТ-ЛБ в арктической зоне отказываться ни в коей мере нельзя...
    1. avt 31 мая 2013 19:57
      Цитата: Chicot 1
      Но так же считаю и то, что и от заслуженного МТ-ЛБ в арктической зоне отказываться ни в коей мере нельзя...

      request Зачем же отказываться от хорошо зарекомендовавшей себя годами эксплуатации машины !? Пусть со временем ,опять же в случае если машина себя покажет с лучшей стороны ,вытеснит.По мере естественной убыли .
      avt
  9. Злючный 31 мая 2013 18:14
    Цитата: bask
    К стате Кирилл поднял важнейшую тему.
    Применение гражданских наработок в военнвх целях.
    А вездеходов в Россси созданно ,огромное количество.
    Некоторые модели как на ГШ,так и на колесном шасси, могут применяться в военных целях,как МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ВЫСОКОПРОХОДИМЫЕ БТРы.



    и какого черта это тут публиковать? такая техника для военных не в каком виде не годится, притом гусеница всегда на грязи и снегу лучше любого колеса, ибо тот же Витязь пройдет там, где Петрович просто застрянет, и притом Витязь будет нести 10 или 30 тонн нагрузки - почувствуйте разницу

    а эти малышки и подавно порвут Петровича, ибо если на него повешать броню .. он не куда не уедет :)
    1. RETX 31 мая 2013 21:04
      Вы конечно извините, но с шинами сверхнизкого давления аппараты обладают большей проходимостью, чем на гусечном ходу.
      Потребности в броне не всегда актуальны, иногда мобильность и скорость более важны.
  10. пенсионер 31 мая 2013 18:37
    в 2010г под Можайском работали. Конец апреля. Без гусеничной техники и там - ни как. А ведь сколько её понадобится, когда геологоразведка из спячки выйдет - подумать страшно. А нефтяники, которые всё выше и выше лезут? А "газушки"(71) уже устарели...Хоть пол-северов на них и передвигается. Для армии сгодится или нет-пусть военные решают,а в НХ нужно. Очень. И много.
  11. ia-ai00 31 мая 2013 21:39
    Да... к примеру вот от такого "Петровича" в миниатюре я бы с огромным удовольствием к себе в гараж поселила. Для поездки по степям и по горам лучше не придумаешь. А уж для тех, кто живёт вдалеке от шоссейных дорог, думаю вообще незаменимая техника.
    Ну а от таких сообщений, что появляется новая техника в России, работают заводы, КБ - поднимается настроение!
  12. Труффофф 31 мая 2013 22:54
    А при минус 50 за бортом, он как себя ведет?
    Помнится на Ямале мы зимой технику вообще ни днем,
    ни ночью не вырубали. Заглушишь не заведется.
    Труффофф
  13. bublic82009 31 мая 2013 23:56
    все испытывают и испытывают когда поставят на вооружение?
    bublic82009
  14. nelson 1 июня 2013 00:55
    Цитата: RETX
    с шинами сверхнизкого давления аппараты обладают большей проходимостью, чем на гусечном ходу

    Сочлененные тягачи отличаются от простой гусянки именно высокой проходимостью. Если однозвенный тягач при повороте тормозит одну гусеницу, а весь момент крутящий отдает на другую и, тем самым закапывается в слабый грунт, то 2-х звенник поворачивает за счет "ломающеся" рамы. К тому же 2-х звенник, в принципе, может сохранять подвижность даже при одной целой гусенице.
  15. uzer 13 1 июня 2013 02:55
    Я тоже сразу вспомнил про шины низкого давления.Никто!ни гражданские,ни военные -не занимаются этими перспективными машинами.И где это происходит?В нашем отечестве,повсеместно и надолго обеспеченном качественным бездорожьем.Можно очень простыми средствами на базе имеющихся серийных узлов,с минимальными затратами сделать почти что идеальное транспортное средство,к тому же и бесшумное.Только деревенские умельцы ,одержимые манией технического творчества,продолжают создавать этих покорителей пространства путем скрещения старого мотоцикла и неисправной колхозной молотилки.
  16. Фофан 8 августа 2013 23:44
    где оружейная башня с "терминатора", ******!!!!!
  17. kelevra 24 декабря 2013 23:42
    Эти машины испытывают у нас в тундре,на Ямале!Как-то бродил на охоте в болоте и эти монстры проносились мимо меня!-Стоя посреди болота в белом маск-халате и глядя на эти монстры,не на роком подумал,заметили они меняя вообще belay
    kelevra

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня