Последние американские штурмовики A-10 покинули Европу
Последние американские штурмовики A-10 покинули Европу. А-10 были разработаны в период холодной войны с целью борьбы с советскими сухопутными силами в Европе. Войны с СССР так и не произошло, а А-10 оказался грозным боевым самолетом в последующих конфликтах, сначала в 1991 году во время освобождения Кувейта, а затем в Афганистане и Ираке. В течение последнего десятилетия в Афганистане наиболее востребованным при авиационной поддержке сухопутных войск оказался самолет А-10. Похожая ситуация сложилась с А-10 и в Ираке. Военные всех стран быстро оценили уникальные способности этого самолета эпохи 1970-х годов, который ВВС США уже несколько раз пытались списать. Два года назад ВВС США объявили, что списывают 102 А-10, оставляя на вооружении 243 этих самолета. В то же время военно-воздушные силы ускорили модернизацию оставшихся А-10 до уровня А-10С.
Предназначенные также для нанесения высокоточных ударов модернизированные А-10 должны оставаться в строю до 2028 года. Это означает, что большинство А-10С прослужат более 40 лет и налетают больше чем 16 000 часов. Процесс модернизации идет уже более пяти лет. Улучшения включают новую электронику, а также ремонт планера и двигателей. A-10C предоставляет лётчику такие же возможности наведения на цель и управления огнем, как и у последних истребителей. Новая кабина A-10C располагает только цветными дисплеями и простыми в использовании элементами управления. Так как это одноместный самолет, действующий на предельно малых высотах (при этом требуется намного больше концентрации пилота), вся эта автоматизация в кабине позволяет пилоту выполнять намного больше задач с меньшим стрессом, напряжением и опасностью.
Основная конструкция А-10 относится к 1960-м годам, в сравнении с ней новые дополнения выглядят весьма впечатляющими. Была установлена новая система коммуникации, позволяющая пилоту обмениваться с наземными силами фото- и видеоинформацией. Пилот A-10 также имеет доступ к системе отслеживания положения своих войск, так что на дисплее он может наблюдать местоположение дружественных сил при использовании 30-мм пушки на малой высоте. А-10 теперь могут использовать и умные бомбы, что делает его универсальным самолетом огневой поддержки.
А-10 активно используются в Афганистане. Так например эскадрилья А-10 состоит из дюжины самолетов и 18 летчиков. Средний налет пилотов составляет около 100 часов в месяц: около двадцати вылетов в среднем по 5 часов каждый. Самолеты барражируют над всем югом Афганистана в ожидании команды на оказание воздушной поддержки наземным силам. А-10 по прозвищу "бородавочник" или просто "свинья", способен летать на малых высотах и низких скоростях, а его бронирование способно выдержать наземный огонь из стрелкового оружия. Войска доверяют А-10 больше, чем F-16 или любому другому самолет,у используемому для наземной поддержки.
Одноместный A-10 весит около 23 тонн, оборудован двумя двигателями, основным его оружием является многоствольная 30-мм пушка, первоначально разработанная для поражения советских танков снарядами с бронебойными сердечниками. В настоящее время 1174 30-мм снарядов в основном фугасные. 30-мм пушка выстреливает шестьюдесятью пятью 363-граммовыми снарядами в секунду. Пушка обычно стреляет очередями продолжительностью в секунду или две. Кроме того А-10 может нести семь тонн бомб и ракет. В настоящее время А-10 несет "умные" бомбы (с GPS и лазерным наведением) и ракеты Maverick. Он также может нести контейнер с аппаратурой разведки целей и целеуказания, позволяя пилоту при помощи дневных/ночных камер с высоких разрешением следить за деятельностью противника. Крейсерская скорость составляет 560 километров в час, но А-10 может вести патрулирование на скорости 230 километров в час. В Афганистане обычно используются два подвесных топливных бака с целью увеличения продолжительности полёта.
Если разыграется еще одна большая война в каком-либо месте на планете, типа Кореи или Ирана, А-10 вновь будет одним из самых популярных у сухопутных войск самолетом.
Информация