Military Review

The ideal state of white lilies Russian about Finland for Serbs, Bulgarians and Turks

3
The ideal state of white lilies Russian about Finland for Serbs, Bulgarians and TurksThis year marks the 90 years since the release of the book of amazing fate. The author is Russian. Written about the former Russian province. We are practically unknown, although there are countries where this book has been republished many times, it has become a bestseller, a desk reading by politicians ...


Envy Ilyich


In 1907 in an interview with the Parisian newspaper L'Humanite Vladimir Ilyich Lenin called out Grigory Petrov Spiridonovich "A very popular demagogue." Surely he uttered these words with a wry grin. There were elections to the Second State Duma, Petrov and the Social Democrats (including the Bolsheviks) competed for the proletarian electorate. At the same time, Petrov in the Petersburg suburbs knew more than all Leninists combined. He was a priest, and his sermons were heard "in huts and palaces."

According to the list of the cadet party, Grigory Petrov then went to the Duma triumphantly.

The art of the word

Petrov was born in 1866, in Yamburg (now Kingisepp). Father kept something like a beer. The son later recalled that he grew up among drunkenness, mate - and hated drunkenness, mate, and other everyday bestiality. This is how the life principles were developed. And political ... His first wife, Maria Kapitonovna, writes that as a teenager, Grisha learned a family secret: his grandfather was a Polish nobleman, a member of the 1861 uprising, he escaped from custody, hid, and got along with a Russian girl. Romantic plot. When a boy learns about a grandfather, something rebellious breaks out in the heart, is deposited in the head.

However, in the 16 years about the boyishness Petrov had to forget: his father died. Sick mother, younger brothers and sisters - all fell on the shoulders of a high school student. He moved to the uncle in Peter, entered the Theological Academy - they taught there for free. In a big city it was easier to earn money by tutoring (good, always been an excellent student). And he did it, and successfully - later he married his sisters, even with some dowries, and attached them to the case. The father of one of the students, a banker, a clever seminarist, liked him so much that he suggested: take off your cassock and go to my bank. Great prospects! Petrov, however, refused. He already felt in himself the gift of a preacher.

Repeat - a gift. Artistry, the ability to make listeners die away, to light hearts with an accurate and bright word is a special talent, not everything is given to everyone. Even at the academy, Petrov began to preach among the workers of Petersburg slaughterhouses. Became their favorite. Having finished his studies, he taught the Law of God - in gymnasiums, in the Mikhailovsky Artillery School, in the Page Corps. He lectured on biblical topics, they gathered crowds of people.

His book, The Gospel as the Foundation of Life, sustained more than 20 reprints, was published in several languages, and inspired such dissimilar people as M. Gorky and V. Rozanov.

Heretic


“Of course, he was a complete atheist, but he loved Christ as a great socialist” - this is again the first wife of Petrov. As for atheism, let's make allowances for the fact that Maria Kapitonovna wrote memoirs under the Soviet regime. But about Christ - it seems ... Petrov defined himself as a "Christian socialist." Actually, rather, it was a man from the breed of truth-seekers and accusers - who presented his thoughts in the form of a sermon.

But it was precisely this freethinking, the habit of speaking without thinking that made him, let's say, a church dissident. The grand dukes taught Petrov the law of God to their children, and the sovereign heard about it, but there was a conflict between the official church and the popular priest. Petrov was accused of "Renovationism "," spreading views that disagree with the teachings of the Orthodox Church ", is that his assessment of the state "Pompadism" Yes "Disregard for God established authorities." He, in turn, threw accusations at church hierarchs, dependence on secular leaders, oblivion of Christ's ideas ... Politicians mixed in: the Black Hundreds were up in arms against Petrov. In general, at first there was a church punishment - sending for several months to the Cheremenetsky monastery (Petrov's farewell at the station was turned into admirers by admirers), and after a sharp letter to the metropolitan Anthony (Vadkovskomu) in 1908, he was deprived of his rank at all.

That for Petrov was, of course, a blow. He remained a preacher in spirit! But it’s one thing when a flock is taught by a man in a cassock, and another is a particular person ...

Actually, his life continued to decline. Not derailed - but in decline. He worked as a journalist - read it widely, but, of course, it was not the former noisy glory. Then - break with Maria Kapitonovna. Not very clear история: once a young student fell deeply in love with a romantic teacher, at a mature age, she seemed fascinated ... no, not by another man, but by science: having graduated from the medical institute, she became the academician's right hand I. Pavlova I spent days and nights at the clinic (died in 1948 as a famous physiologist, the winner of the Stalin Prize; in the life of Petrov, a new woman later appeared, their daughter was born). Next - the First World War (our hero is a war correspondent), the February Revolution (he accepted with delight), the October Revolution (he didn’t accept at all, hid members of his house Romanovs). In Civic blessed beloved son Boris, officer, fight the reds. The son died, it was a tragedy for Petrov. In 1920, with the Wrangel, in the hold of some steamer, ragged, hungry, arrived in Constantinople. From there he moved to Serbia. Although who needed it - in Serbia, in Constantinople, anywhere? Dead end. Collapse.

Where we do not exist

Researcher L. Seebergby examining the phenomenon "Countries of white lilies", notes the nonrandomness of the country that G. Petrov chose to follow. The pre-revolutionary Russian liberal intelligentsia adored Finland and the Finns. Many had cottages there, coming in contact with friendly service, the local elite. They were enthusiastic about Finnish diligence, honesty, they sympathized with the sympathetic people oppressed by the Russian Empire. True, those who had - then or later - to live side by side with the Finns, experienced not so much disappointment, but sobering. People as a people. Your percentage of good people and your percentage of scoundrels. Loafers, drunkards, thieves are also found. And the severity of oppression should not be exaggerated: with the king, the Finns had the broadest autonomy, their own parliament, their own laws, the police, the army, the state apparatus, etc. In fact, the tsarist government allowed Finland to live as it wants, in return, demanding one thing - not to rebel! And the attempts of some stupid officials to turn this land into the same part of the empire as the others turned into passive, but effective Finnish resistance, support of Russian revolutionaries, acts of terrorism (assassination of the governor-general N. Bobrikova in 1904).


Dream country

They say that sometimes it is necessary to sink to the very bottom, so that, pushing off, to ascend to the top. They also say that at first a person works for a name, then the name works for him.

Petrov did have a name: a teacher, a journalist, a religious thinker. It helped out: they took to teach at the Russian gymnasium, began to travel with lectures. Speaking only in front of the Russian - not fed. Learned Serbian-Croatian. I felt the audience, I was able to select topics for conversations (even Muslim women brilliantly explained their possible role in modern society). And he started writing a book. A book that would help people - and the author himself! - to understand how states that live wisely, fairly, grow in harmony with their neighbors and with themselves.

He decided to tell you about Finland. For some reason (why - see our help) it was Suomi who seemed to him if not an ideal, then an example of striving for an ideal. Although the real Finland Petrov did not know - unless he went there before the revolution to the country. But sometimes too much knowledge even gets in the way. Sometimes the facts did not match? Hell, this is not a reference book! And what about? How to say ... Inspirational narration about a state where there is no natural wealth, but there is dignity and a habit of work, where wise politicians laid down such traditions that officials are honest, officers are loved by soldiers, and the church is respected ... Not that Utopia Island, but dream country. Dreams of Gregory Petrov, a man confused, but fiery and clean.

Book called "Finland. Country of White Lilies, first saw the light of 90 years ago - in 1923 in the Serbian publishing house Zidari Belly.

Independent life

With her release, the glory descended on Petrova. After all, the Serbs were also looking for their own state path - and then they were offered an example. The book read poets and ministers, arguing about it, she came out again, again ...
In 1925, Petrov died - cancer. And "The Country of White Lilies" already lived an independent life. Soon after she was published in Bulgaria - and here she, too, became a bestseller (and the company “Grigori Petrov” appeared in Bulgaria itself). I came to Turkey - and so struck the great reformer of the country Kemal Ataturkthat he, relying on the army, ordered to include "Lilies" in the program of military schools for mandatory reading. It is impossible to calculate how many times and where the book was published - it’s known that Bulgaria has 14 times, Turkey has 16, which came out in Arabic, Kurdish ...

What role did she play in social development? The answer is not straightforward. Bulgaria and Serbia (Yugoslavia) were later communist: life itself outplayed everything. In Turkey, the Land of Lilies was called the favorite book by generals who read it in their cadet youth. True, they are also known as the organizers of the local military coups in the manner of Pinochet's: with an iron hand we will ensure order and economic development. Maybe that was how you defended the dream?

In Finland itself, the existence of the “Land of white lilies” was curiously recognized only in 1970. In 1978 she came out in Finnish. Nine years ago (in 2004 m) - with us. However, already rather as a rarity. The modern reader, after all, needs to clarify for a long time who it was — Gregory Petrov, long forgotten.

And to start a conversation about why it so happens that the ideas of Russian truth-dreamers sometimes excite people anywhere, just not at home.
Author:
Originator:
http://argumenti.ru/history/n390/257441
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Sinbad
    Sinbad 31 May 2013 16: 11 New
    +4
    An interesting historical excursion, no more. But to know and study is necessary.
  2. teodorh
    teodorh 31 May 2013 16: 17 New
    +5
    Must read this book.
  3. FC SKIF
    FC SKIF 31 May 2013 17: 26 New
    +6
    Utopia in fact is dystopia. I, like the overwhelming majority, in the 90's admired the United States, many at the end of the 80's said that in Sweden natural socialism, etc. Many people come up with an ideal country, a magical world, but at the same time not encountering it (otherwise the idyll breaks down).
  4. individual
    individual 31 May 2013 18: 22 New
    0
    Grigory Spiridonovich Petrov lived a break in his fate with Russia.
    There were ups and downs of the idea of ​​Russian dreamers-truth-seekers.
    Those who wish to become a professional politician and make sense of life - it is advisable to read the bestselling book “The Country of White Lilies”.
  5. zart_arn
    zart_arn 31 May 2013 19: 07 New
    +2
    Hand on heart, this article is neither about nor about a person (you need to study a biography), nor about a book (you need to read). In short, I realized - this is an advertisement for a book, and the advertisement is not bad.
    1. AlexW
      AlexW 1 June 2013 05: 54 New
      0
      Obviously, the author of the article pursued precisely these goals — read, study. Not intrusively, tactfully managed to open us another page of our history. Managed to interest. Be sure to find a book, read about its author. The article is definitely a plus.

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Идеальное государство белых лилий Русский о Финляндии для сербов, болгар и турок

Идеальное государство белых лилий Русский о Финляндии для сербов, болгар и турокВ этом году исполняется 90 лет со дня выхода книги удивительной судьбы. Автор – русский. Написана о бывшей российской провинции. У нас практически неизвестна, хотя есть страны, где книга эта переиздавалась несчётное число раз, стала бестселлером, настольным чтением политиков...

Зависть Ильича


В 1907 г. в интервью парижской газете «Юманите» Владимир Ильич Ленин обозвал Григория Спиридоновича Петрова «весьма популярным демагогом». Наверняка произносил эти слова с кривой усмешкой. Шли выборы во Вторую Государственную Думу, Петров и социал-демократы (включая большевиков) конкурировали в борьбе за пролетарский электорат. При этом Петрова на питерских окраинах знали больше, чем всех ленинцев, вместе взятых. Он был священником, и его проповедями заслушивались «в хижинах и дворцах».


По списку партии кадетов Григорий Петров прошёл тогда в Думу триумфально.

Искусство слова

Петров родился в 1866-м, в Ямбурге (ныне Кингисепп). Отец держал что-то вроде пивной. Сын потом вспоминал, что рос среди пьянства, мата – и возненавидел пьянство, мат, прочее повседневное скотство. Это к тому, как вырабатывались жизненные принципы. А политические… Его первая жена, Мария Капитоновна, пишет, что подростком Гриша узнал семейную тайну: его дед был польским дворянином, участником восстания 1861 г., он бежал из-под стражи, прятался, сошёлся с русской девушкой. Романтический сюжет. Когда такое про деда узнаёт мальчишка – что-то бунтарское вспыхивает в сердце, откладывается в голове.

Впрочем, в 16 лет про мальчишества Петрову пришлось забыть: отец умер. Больная мать, младшие братья и сёстры – всё легло на плечи старшеклассника-гимназиста. Он переехал к дядьке в Питер, поступил в Духовную академию – там учили бесплатно. В большом городе проще было подрабатывать репетиторством (благо, всегда был отличником). Этим и занялся, причём успешно – позже и сестёр замуж выдал, даже с некоторым приданым, и братьев к делу пристроил. Отцу одного из учеников, банкиру, умница-семинарист так нравился, что он предложил: снимай рясу и иди ко мне в банк. Отличные перспективы! Петров, однако, отказался. Он уже ощутил в себе дар проповедника.

Повторим – дар. Артистизм, умение заставлять слушателей замирать, точным и ярким словом зажигать сердца – особый талант, не всем даётся. Ещё в академии Петров начал проповедовать среди рабочих питерских скотобоен. Стал их любимцем. Закончив учёбу, преподавал Закон Божий – в гимназиях, в Михайловском артиллерийском училище, в Пажеском корпусе. Выступал с лекциями на библейские темы, они собирали толпы народа.

Его книга «Евангелие как основа жизни» выдержала более 20 переизданий, вышла на нескольких языках, вызвала восторг таких непохожих людей, как М. Горький и В. Розанов.

Еретик


«Конечно, он был полный атеист, но любил Христа как великого социалиста» – это снова первая жена Петрова. Насчёт атеизма – сделаем скидку на то, что Мария Капитоновна писала воспоминания при советской власти. А вот насчёт Христа – похоже… Себя Петров определял как «христианского социалиста». Реально же, скорее это был человек из породы правдоискателей и обличителей – подававший свои мысли в форме проповеди.

Но именно это вольномыслие, привычка говорить без оглядки сделали его, скажем так, церковным диссидентом. Великие князья преподавать своим детям Закон Божий звали именно Петрова, о нём и государь был наслышан – но при этом между официальной церковью и популярным священнослужителем начался конфликт. Петрова обвиняли в «обновленчестве», «распространении воззрений, несогласных с учением православной церкви», в том, что его оценки государственного «помпадурства» есть «пренебрежительное отношение к Богом установленным властям». Он в свою очередь бросал церковным иерархам упрёки в косности, зависимости от светских начальников, забвении Христовых идей… Примешивалась и политика: против Петрова ополчились черносотенцы. В общем, сначала было церковное наказание – отправка на несколько месяцев в Череменецкий монастырь (проводы Петрова на вокзале почитателями переросли в грандиозную демонстрацию), а после резкого письма митрополиту Антонию (Вадковскому) его в 1908-м вообще лишили сана.

Что для Петрова было, конечно, ударом. Он-то по духу оставался проповедником! Но одно дело, когда паству учит человек в рясе, а другое – партикулярная личность…

Собственно, дальше жизнь его пошла на спад. Не под откос – но на спад. Работал журналистом – читали его широко, но, конечно, это была не прежняя шумная слава. Потом – разрыв с Марией Капитоновной. Не очень ясная история: когда-то юная ученица по уши влюбилась в романтического учителя, в зрелом же возрасте, похоже, увлеклась… нет, не другим мужчиной, а наукой: закончив мединститут, стала правой рукой академика И. Павлова, дневала и ночевала в клинике (умерла в 1948-м знаменитым физиологом, лауреатом Сталинской премии; в жизни Петрова позже появилась новая женщина, у них родилась дочь). Дальше – Первая мировая (наш герой – военный корреспондент), Февральская революция (принял с восторгом), Октябрьская (не принял совершенно, прятал у себя членов дома Романовых). В Гражданскую благословил любимого сына Бориса, офицера, воевать с красными. Сын погиб, это стало для Петрова трагедией. В 1920-м, с врангелевцами, в трюме какого-то парохода, оборванный, голодный, прибыл в Константинополь. Оттуда перебрался в Сербию. Хотя кому он был нужен – в Сербии, в Константинополе, где угодно? Тупик. Крах.

Там, где нас нет

Исследовательница Л. Сиберг, разбирая феномен «Страны белых лилий», отмечает неслучайность страны, которую Г. Петров выбрал для подражания. Предреволюционная русская либеральная интеллигенция обожала Финляндию и финнов. Многие имели там дачи, приезжая, соприкасались с доброжелательной обслугой, местной элитой. Их восторгали финское трудолюбие, честность, они сочувствовали симпатичному народу, угнетаемому Российской империей. Правда, те, кому пришлось – тогда или позже – пожить с финнами бок о бок, испытали не то чтобы разочарование, но отрезвление. Народ как народ. Свой процент хороших людей и свой процент негодяев. Лодыри, пьяницы, воры тоже встречаются. И суровость угнетения не надо преувеличивать: при царе финны имели широчайшую автономию, свой парламент, свои законы, полицию, армию, госаппарат и т.д. По сути, царизм разрешал Финляндии жить как хочет, взамен требуя одного – не бунтовать! А попытки некоторых неумных чиновников превратить этот край в такую же часть империи, что и прочие, оборачивались пассивным, но эффективным финским сопротивлением, поддержкой русских революционеров, терактами (убийство генерал-губернатора Н. Бобрикова в 1904-м).


Страна мечты

Говорят, иногда надо опуститься на самое дно, чтобы, оттолкнувшись, всплыть наверх. Ещё говорят – сначала человек работает на имя, потом имя работает на него.

Имя у Петрова всё-таки было: педагога, журналиста, религиозного мыслителя. Оно выручило: взяли преподавать в русскую гимназию, начал ездить с лекциями. Выступать только перед русскими – не прокормишься. Выучил сербско-хорватский. Аудиторию чувствовал, темы для бесед подбирать умел (даже женщинам-мусульманкам блестяще объяснял их возможную роль в современном обществе). А ещё начал писать книгу. Книгу, которая помогла бы людям – да и самому автору! – разобраться в том, как вырастают государства, живущие мудро, справедливо, в ладу с соседями и с собой.

Он решил рассказать про Финляндию. Почему-то (почему – см. нашу справку) именно Суоми показалась ему если не идеалом, то примером стремления к идеалу. Хотя реальной Финляндии Петров не знал – разве что ездил туда до революции на дачу. Но иногда лишнее знание даже мешает. Порой не совпадали факты? Плевать, это ж не справочник! А что же? Как сказать… Вдохновенное повествование о государстве, где нет природных богатств, но есть достоинство и привычка к труду, где мудрые политики заложили такие традиции, что чиновники – честны, офицеры – любимы солдатами, а церковь – уважаема… Не то чтобы остров Утопия, но страна мечты. Мечты Григория Петрова, человека путаного, однако пламенного и чистого.

Книга, названная «Финляндия. Страна белых лилий», впервые увидела свет 90 лет назад – в 1923 г. в сербском издательстве «Зидари живота».

Самостоятельная жизнь

С её выходом слава обрушилась на Петрова. Сербы ведь тоже искали свой государственный путь – и тут им предложили пример. Книгой зачитывались поэты и министры, о ней спорили, она вышла снова, снова…
В 1925 г. Петров умер – рак. А «Страна белых лилий» уже жила самостоятельной жизнью. Вскоре издали в Болгарии – и здесь она тоже стала бестселлером (а в самой Болгарии возникло общество «Григорий Петров»). Пришла в Турцию – и так поразила великого реформатора страны Кемаля Ататюрка,что он, опиравшийся на армию, велел включить «Лилии» в программу военных училищ для обязательного чтения. Посчитать, сколько раз и где книга издавалась, невозможно, – известно, что в Болгарии – 14 раз, в Турции – 16, что выходила на арабском, курдском…

Какую роль она сыграла в общественном развитии? Ответ не прямолинеен. Болгария и Сербия (Югославия) потом были коммунистическими: жизнь всё переиграла сама. В Турции «Страну лилий» называли любимой книгой генералы, читавшие её в курсантской юности. Правда, известны они и как организаторы тамошних военных переворотов на манер пиночетовских: железной рукой обеспечим порядок и экономическое развитие. Может, так защищали мечту?

В самой Финляндии о существовании «Страны белых лилий» с любопытством узнали лишь в 1970-е. В 1978-м она вышла на финском. Девять лет назад (в 2004 м) – у нас. Впрочем, уже скорее как раритет. Современному читателю надо ведь долго разъяснять, кто это был такой – давно забытый Григорий Спиридонович Петров.

И начинать разговор о том, почему так случается, что идеи русских мечтателей-правдоискателей порой волнуют людей где угодно, только не дома.
Автор: Сергей НЕХАМКИН
Первоисточник: http://argumenti.ru/history/n390/257441


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. Sinbad 31 мая 2013 16:11
    Интересный исторический экскурс, не более. Но знать и изучать необходимо.
  2. teodorh 31 мая 2013 16:17
    Надо прочитать эту книгу.
    teodorh
  3. ФК СКИФ 31 мая 2013 17:26
    Утопии а деле есть антиутопия. Я, как и подавляющее большинство, в 90-х восторгался сша, многие в конце 80-х говорили, что в Швеции натуральный социализм ит.д. Многие придумывают себе идеальную страну, волшебный мир, но при этом с ней не сталкиваясь (а то идилия ломается).
  4. individ 31 мая 2013 18:22
    Григорий Спиридонович Петров прожил излом своей судьбы вместе с Россией.
    Были подъёмы,провалы идеи русских мечтателей-правдоискателей.
    Тем,кто желает стать профессиональным политиком и осмыслить жизнь - бестселлер «Страны белых лилий» желательно прочитать.
  5. zart_arn 31 мая 2013 19:07
    Положа руку на сердце, эта статья - ниочем, ни о человеке (надо изучить биографию), ни о книге (надо прочитать). Короче, понял - это реклама книги, и реклама неплохая.
    1. AlexW 1 июня 2013 05:54
      Очевидно автор статьи именно эти цели и приследовал -читайте, изучайте. Не навязчиво, тактично сумел приоткрыть нам еще одну страничку нашей истории. Сумел заинтересовать. Обязательно найду книгу, почитаю о ее авторе. Статье однозначно плюс.
      AlexW

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня