Самоходная артиллерийская установка 2С18 «Пат-С»

Вскоре после появления знаменитой «растительной серии» самоходных артиллерийских установок (2С1 «Гвоздика», 2С3 «Акация» и т.п.) советская оборонная промышленность начала работу над следующим поколением подобных систем. За границей, в странах НАТО, в это время претворялась в жизнь новая концепция, согласно которой вся самоходная артиллерия должна была иметь единый калибр – 155 миллиметров. Советские военные и инженеры, рассмотрев и оценив западные идеи, пришли к выводу о необходимости проведения таких же работ. Было решено построить новую САУ с огневой мощью на уровне боевой машины 2С3 «Акация», но при этом со значительно меньшими габаритами и боевой массой. Так стартовал проект 2С18 «Пат-С».

Самоходная артиллерийская установка 2С18 «Пат-ѻ начале восьмидесятых новый проект дошел до стадии строительства и испытаний первого прототипа. Конструкторам Курганского машиностроительного завода в ходе реализации проекта пришлось решить несколько серьезных задач технического характера, прежде всего касавшихся прочности конструкции. Требовалось найти шасси, способное выдерживать отдачу орудия большого калибра, либо установить на новую САУ пушку с меньшей отдачей. В результате удалось найти оптимальное сочетание базового шасси и оружия, при этом выполнив требования по габаритам и массе. Готовая самоходка с топливом, экипажем и боекомплектом весила порядка 18,7-18,8 тонны, что устраивало заказчика.

В качестве основы для САУ 2С18 взяли недавно разработанное гусеничное шасси боевой машины пехоты БМП-3. Шасси оснащалось многотопливным 10-цилиндровым дизелем УТД-29 мощностью 450 лошадиных сил. С такой силовой установкой самоходка «Пат-С» могла разгоняться по шоссе до скорости 70 километров в час и преодолевать на одной заправке до 600 км. Кроме того, благодаря использованию шасси БМП-3, новая боевая машина получила возможность пересекать водоемы вплавь со скоростью до 10 км/ч.


На доработанный погон бронекорпуса установили новую вращающуюся башню сравнительно большого размера. В качестве главного оружия самоходки 2С18 выбрали гаубицу 2А61 «Пат-Б», разработанную ранее свердловским ОКБ-9. 152-мм орудие изначально создавалось в качестве буксируемой гаубицы для полковой артиллерии, но его решили также использовать и на самоходной артустановке. Перед установкой на самоходное шасси гаубицу доработали, после чего она получила индекс 2А63. При выборе орудия для самоходки учли его сравнительно небольшую отдачу. Дело в том, что первоначально гаубицу 2А61 выполнили на доработанном лафете орудия 2А18 (Д-30), имевшего меньший калибр и, соответственно, меньшую энергию отдачи. Во избежание повреждений конструкции лафета новую гаубицу оснастили эффективными противооткатными устройствами и дульным тормозом оригинальной конструкции. Стоит отметить, внешний вид последнего стал отличительной чертой орудия, по которой можно его узнать.

Как и вся отечественная артиллерия калибра 152 миллиметра, гаубица 2А63 имела раздельно-гильзовое заряжание. Для облегчения работы расчета орудие оснастили механизмом досылания. Примечательно, что этот агрегат первоначально создавался для буксируемого варианта гаубицы и был лишь доработан для использования на самоходке. Опытные артиллеристы могли вести огонь из 2А63 со скоростью до восьми выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы – 15200 метров.

Для самообороны самоходку оснастили одним пулеметом ПКМ на турели у одного из башенных люков и дымовыми гранатометами. Кроме того, после принятия на вооружение экипажи самоходных «Патов-С» могли получать личное оружие для самообороны, например, автоматы и гранаты. При этом количество автоматов могло быть значительным, поскольку экипаж САУ состоял из пяти или семи человек (при подаче боеприпасов с грунта).

В итоге получилась сравнительно небольшая и легкая самоходная артиллерийская установка, которую при необходимости можно было перевозить на имеющихся военно-транспортных самолетах и, возможно, десантировать с парашютом. При малом весе новая самоходка 2С18 имела хорошую огневую мощь и имела возможность использовать все имевшиеся в то время типы снарядов калибра 152 миллиметра, в том числе, вероятно, и ядерные. Наконец, боевая машина «Пат-С» не нуждалась в мостах и при необходимости могла самостоятельно переплывать водные преграды.

В начале восьмидесятых самоходная артиллерийская установка 2С18 «Пат-С» прошла испытания и не удовлетворила военных. Проект закрыли за бесперспективностью. Точные данные о причинах отказа Минобороны от перспективной САУ отсутствуют до сих пор, но есть основания для некоторых предположений. В первую очередь, следует отметить, что бронекорпус, силовая установка и ходовая часть «Пата-С», вероятно, не вызвали никаких нареканий, поскольку в дальнейшем они почти без изменений перешли к новой САУ 2С31 «Вена». Таким образом, повод для претензий стоит искать в комплексе вооружения машины.

Первой в глаза бросается дальность стрельбы. Несмотря на больший калибр и более мощный заряд, гаубица 2А61/2А63 посылала снаряды всего на 15 километров. Для сравнения, такую же прицельную дальность имела 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика». Таким образом, новое орудие калибра 152 миллиметра превосходило старое 122-миллиметровое лишь в могуществе снаряда и отчасти в скорострельности. Что касается самоходной артиллерии калибра 152 миллиметра, то САУ «Пат-С» не имела никаких особых преимуществ перед имеющейся «Акацией» с орудием 2А33. Так, более старая самоходка 2С3 могла поражать цели на дальности до 20 километров и перевозить в боевом отделении до 46 выстрелов. Относительно боекомплекта 2С18 точные данные отсутствуют. В различных источниках приводятся цифры, согласно которому возимый боезапас «Пата-С» не превышал 35-40 снарядов и зарядов к ним.

Таким образом, преимуществами новой самоходной артиллерийской установки были лишь небольшая боевая масса, позволявшая перевозить машину транспортными самолетами, возможность переплывать водоемы, а также легкое шасси, унифицированное с новой боевой машиной пехоты. Вооружение, в свою очередь, либо не имело никаких преимуществ перед существующими системами, либо проигрывало им по тем или иным характеристикам. Такое соотношение положительных и отрицательных сторон проекта 2С18 в результате привело к его закрытию.

Весьма интересной выглядит дальнейшая судьба компонентов неудавшейся самоходки. Орудие 2А61 в буксируемом исполнении «Пат-Б» время от времени демонстрируется на различных выставках и предлагается на экспорт (вариант М-389 под снаряды калибра 155 мм стандарта НАТО). В начале девяностых годов появился проект «Пат-К», в ходе которого планировалось установить гаубицу 2А61 на колесное шасси Урал-5323. Такая самоходная артустановка тоже не пошла в серию. Более перспективным и удачливым оказалось шасси БМП-3, на доработанное для САУ 2С18. Во второй половине восьмидесятых началось проектирование новой самоходки 2С31 «Вена». Первоначально планировалось построить ее на базе измененного нужным образом шасси «Гвоздики», но затем было выбрано шасси «Пата-С».

К настоящему времени в ракетных войсках и артиллерии России эксплуатируется некоторое количество самоходок 2С31 «Вена». Единственный построенный прототип САУ 2С18 «Пат-С» уже в девяностых годах использовали при строительстве опытного образца «Вены». По некоторым данным, его шасси до сих пор хранится в Перми на территории предприятия «Мотовилихинские заводы». Судьба башни с орудием 2А63 неизвестна.


По материалам сайтов:
http://strangernn.livejournal.com/
http://zavod9.com/
http://otvaga2004.ru/
http://militaryparitet.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. bask 31 мая 2013 08:13
    Утро доброе.
    Статья как всегда good
    Самоходная артиллерийская установка 2С18 ,,Пат-С,,.насколько я понял создавалась в первую очередь для,ВДВ и морпехов.А не для мотострелковых подразделений.
    Гусеничное шасси БМП-3,не очень удобное в плане компановки,для установки башни с орудием. МТО,в корме шасси.Что затрудняет ,доступ и тех ..обслуживание.
    ГШ САУ,,Акация,,ГМ-123,имеет несомненное преимущество ,МТО в носу.большая грузоподьёмность-больший боекомплект.Обслуживание МТО,не затрудненно.
    И главное дальность стрельбы для орудия 152 мм в 19 кл в начале 80-х была неудовлетворительна.
    Это и послужило главным фактором ,что САУ ,,Пат-С,,не приняли на вооружение.
    А не ГШ,шасси,они разные под разные задачи.ГМ 123,не плавающее и не десантируемое.
    bask
    1. bask 31 мая 2013 08:54
      САУ,,Вена,,с кормы и САУ ,,Акация,

      bask
  2. Mikhado 31 мая 2013 08:20
    При всей интересности технических решений - очередной тупик в тактическом и логистическом смысле. И так в Советской Армии разунификация боевой техники достигала запредельных масштабов, чего стоили 3 основных танка...
    А вот для Кубинки, конечно, зря не сохранили.
  3. avt 31 мая 2013 09:23
    Цитата: Mikhado
    При всей интересности технических решений - очередной тупик в тактическом и логистическом смысле. И так в Советской Армии разунификация боевой техники достигала запредельных масштабов, чего стоили 3 основных танка...

    Не соглашусь с оценкой конкретного образца .,, в это время претворялась в жизнь новая концепция, согласно которой вся самоходная артиллерия должна была иметь единый калибр – 155 миллиметров. Советские военные и инженеры, рассмотрев и оценив западные идеи, пришли к выводу о необходимости проведения таких же работ. Было решено построить новую САУ с огневой мощью на уровне боевой машины 2С3 «Акация», но при этом со значительно меньшими габаритами и боевой массой. Так стартовал проект 2С18 «Пат-С»."------То есть данный образец и есть попытка унификации в артиллерии ,удачная или нет request Тут пожалуй можно согласиться с
    Цитата: bask
    Гусеничное шасси БМП-3,не очень удобное в плане компановки,для установки башни с орудием. МТО,в корме шасси.Что затрудняет ,доступ и тех ..обслуживание.
    Но думается тему в ,,покое "не оставили ни у нас ни у них ,будут попытки продолжения .
    avt
    1. bask 31 мая 2013 09:59
      Цитата: avt
      самоходная артиллерия должна была иметь единый калибр – 155 миллиметров. Советские военные и инженеры,

      Но все же НАТОвцы,оставили свой 105 калибр,не легкобронированной бронетехнике.
      Добавив 120 ,,миномётный ,,калибр.
      Наверное впечатлила эффективность наших САУ,,НОНА,,в Афгане.До этого у них не чего подобного не было.
      Нужна МОДУЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ПЛАТФОРМА,массой до 25 тонн,с передним расположением МТО, противоминной защитой и противопульным-осколочным бронированием.На гусеничном и колесном шасси.С грузоподъемностью не мение 10-15 тонн.
      БМП-модульная платформа.ASCOD -PIZARRO/ULAN.
      БМП семейство ASCOD включает: легкий танк LT105, шасси для ЗРК (AAMC) и ЗСУ (AAGS), СПТРК ATGMC, 81-мм или 120-мм самоходный миномет AMC120, БРЭМ (ARRV), БРМ (ALC), машина управления и связи (ACCC), подвижный АНП (AAOP) и санитарная машина (AAMB).
      Еще вариант с нашей башней ,,Бахча,

      ЗА ТАКИМИ МОДУЛЬНЫМИ УНИФИЦИРОВАННЫМ ПЛАТФОРМАМИ БУДУЩЕЕ,но у нас проект,,Армата,,заморожен.Да и с ,,Курганцем,,что то глухо.
      bask
      1. avt 31 мая 2013 10:22
        Цитата: bask
        Но все же НАТОвцы,оставили свой 105 калибр,не легкобронированной бронетехнике.
        Добавив 120 ,,миномётный ,,калибр.

        Ну так думается что до конца приемлемого образца не сделали request Да и смысла ,как и денег ,снимать сразу с вооружения проверенный временем 105 тоже нет.
        avt
      2. bask 31 мая 2013 15:45
        ЗА ТАКИМИ МОДУЛЬНЫМИ УНИФИЦИРОВАННЫМ ПЛАТФОРМАМИ БУДУЩЕ

        Как пример привел ASCOOD,НО У НАС ЕСТЬ СВОЯ МОДУЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ГМ-123!!!
        САУ,,Акация,,Геоцинд,,Миномет ,,Тюльпан,,Минный заградитель,ЗРК,,Круг,,
        Не хватает одного БМП,с башней ,,Бахча,,.Объекет(105,123,303,318,)
        ТТХ
        Боевая масса - 27,5 т.
        Максимальная скорость - 50 км/ч.
        Запас хода - 400 км.
        Бронирование:
        лоб - 15 мм
        корпус - 15 мм
        вая масса машины, кг 28500
        Экипаж, чел. 3
        длинна-8,6 м
        ширина-3,2 м
        высота-2,7 м
        Двигатель-В-59У
        Мощность двигателя-520 л/с
        Максимальная скорость движения-60 кл/ч
        Запас топлива-700 лит
        Запас хода по шоссе-500кл
        Больше сведений об этом гусеничном шасси найти просто не реально.А это и есть унифицированная платформа созданная ещё в 50-х года!!!
        Экипаж - 3 чел

        [/center]
        ГОТОВОЕ БМП - УНИФИЦИРОВАННАЯ ПЛАТФОРМА!!!
        И не какому SV-90 не уступит.
        bask
  4. Дзержинец 31 мая 2013 10:44
    САУ ПАТ-С,ЕЩЁ НЕ СПЕТАЯ ПЕСНЯ, В КРАСНОЙ ЗВЕЗДЕ ЧИТАЛ ИНТЕРВЬЮ С ШАМАНОВЫМ, ОН ЗАЯВИЛ О ОДНОВРЕМЕННОЙ РАЗРАБОТКЕ ДЛЯ ВДВ ДВУХ САУ В КАЛИБРАХ 120 И 152 ММ, ОЧЕВИДНО ЧТО НОНА УСТАРЕВАЕТ И ВДВ НУЖДАЮТСЯ В НОВОМ АРТПАРКЕ В НЕДАЛЁКОМ БУДУЩЕМ... ДУМАЮ ЭТО И ЕСТЬ ПРОГРАММЫ ВЕНА-СД И ПАТ-СД, НА ШАССИ БМД-4М КУРГАНСКОГО ЗАВОДА... ДАЙ БОГ ДОЖИТЬ ДО ПРИНЯТИЯ НА ВООРУЖЕНИЕ ЭТИХ АРТСИСТЕМ, ВЕНА-СД В ПАРАШЮТНОДЕСАНТНЫХ ПОЛКАХ, А ПАТ-СД В АРТПОЛКАХ ВОЗДУШНО ДЕСАНТНЫХ ДИВИЗИЙ - МОЯ МЕЧТА...
    Дзержинец
  5. _КМ_ 31 мая 2013 11:27
    Установить новую башню на шасси "гвоздики" было нельзя?
  6. avt 31 мая 2013 11:49
    Цитата: _КМ_
    Установить новую башню на шасси "гвоздики" было нельзя?

    ,,Хоста " но 120 мм . request Наверное с весом не справились в 152вом калибре.
    avt
  7. _КМ_ 31 мая 2013 12:30
    Разница в 1 тонну. Наверняка ее можно было как-то компенсировать.
  8. bublic82009 1 июня 2013 00:28
    пройдет 20-30 лет и от стандартной ствольной артиллерии откажутся. создадут вооружение на других физических свойствах. вообще все это создают для разрушения бронированного объекта за которым прячется человек. а вот если на этого человека воздействовать на психологическом уровне и все грозная машина станет грудой железок.
    bublic82009
    1. Evrepid 4 июня 2013 16:00
      Скорее лет 10-15 или может получиться как с ИИ вот вот. а результата пока нет, лет этак 50 как.Мощность компов возросла тысяче кратно, но ИИ как не было так и нет.
  9. Витольд 28 июня 2013 21:31
    Ни одна российская САУ не может сравнится с шведской "Арчером".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня