Military Review

Anti-tank rifle Carl Gustav PVG M42

1
I will not be mistaken if I assume that everyone who is “shifted,” in the good sense of the word, on a gunshot weapons with non-standard solutions in the design, they know about the Croatian large-caliber rifle RT-20, in which exorbitant returns when fired are extinguished by means of a reactive exhaust of powder gases behind the weapon. For grenade launchers, such a system is quite familiar, but for a large-caliber rifle this is very rare. However, rarity does not mean that this is the only model with such an original design. As I often said, all that “has no analogues” has ancestors in the late nineteenth and early twentieth centuries. In our case, everything is somewhat different, although on the other hand, the Croats did not claim the absolute uniqueness of their weapons. “Relative” RT-20 was found in 1942 among the Swedish anti-tank rifles.


PTR with a similar method of damping the return appeared due to the active development of lung control tanks and lightly armored vehicles in Sweden. The company "Carl Gustav" has developed a truly original model of weapons and ammunition for it, and the anti-tank rifle itself was very light, about 2-3 times lighter than its compatriots, had a very tolerable return and at the same time could boast of breaking through 40 millimeters of armor at a distance of 100 meters. The most interesting thing is that the weapon did not even have bipods as such, if necessary, resting on the ground on the shoulder rest, a curved tube was put on, which served as a bipod. Well, now the most important thing is the ammunition of the weapon.

Especially for this anti-tank gun was developed cartridge with the metric designation 20x180R. Despite the fact that the ammunition had a sufficiently large powder charge, not all of it was used to disperse the bullet through the barrel of the weapon, much of it just flew into the air when fired, to counteract the exorbitant recoil that could be when using the same cartridge in a closed system, just break the bones arrow. Despite the fact that the powder charge is not fully used, the bullet weighing 150 grams accelerated to the speed of 800 meters per second. A lighter bullet, weighing 108 grams, accelerated to 950 meters per second. The results are quite good, and on condition of a reasonable return of the weapon, they are just wonderful.

Anti-tank rifle Carl Gustav PVG M42As mentioned above, recoil damping when firing a PVG M / 42 anti-tank rifle is carried out with the help of a jet of gunpowder gases emitted from the rear of the weapon. In the Croatian RT-20 large-caliber rifle, the powder gases are discharged from the bore through several holes into a separate tube. In the PVG M / 42 anti-tank rifle, everything is carried out simultaneously and simpler and more complicated. The simplicity lies in the fact that the jet exhaust is carried out immediately behind the barrel, without separate parts, which significantly reduced the weight of the weapon. The difficulty is that in order to accomplish this, I had to make a sleeve with a plinth, which the powder gases are knocked out. Thus, the cost of already expensive ammunition has increased significantly, and the quality of these cartridges should have been at the highest level so that the bottom of the sleeve would fly out exactly when it is required.

In itself, the PVG M / 42 anti-tank rifle is a very simple model, consisting of a barrel, a simple trigger mechanism and a bolt opening the chamber during a turn. The weapon is single-shot, which creates certain inconveniences when reloading due to the location of the shoulder rest. So in order to reload the anti-tank gun it was necessary to remove it from the shoulder, or to wait until the second fighter crawls out of the calculation for reloading and crawls before firing. It was necessary to crawl the loader a lot and quickly, since the jet stream escaping from behind the weapon could teach to move quickly. But, oddly enough, there were no cases when someone preferred to learn to crawl with such a tough motivator. In addition, it was not worth forgetting that the liner of the case flew out along with the jet, which, although it was flying close, could also have injured a fighter who was looking at the gap.

The weight of the PVG M / 42 anti-tank gun was 11 kilogram with a length of 1450 millimeters, so that the weapon could well be carried by one person, for which a carrying handle was welded on top. The length of the anti-tank gun was equal to 1114 millimeters, the effective range of use to 300 meters, however, it all depended on the goal that had to be reached.

Many consider this PTR unsuccessful, and a kind of mistake. With many arguments you can not argue, in 1942, the time of anti-tank guns was already coming to an end, and their effectiveness inexorably dropped to zero. On the other hand, in addition to tanks, there was also other armored vehicles, fortified firing points, after all, light tanks, at which the anti-tank guns were fired very effectively. Do not also forget about the grenade launchers, which continued the matter of the PTR, and with them this sample has a certain similarity. In other words, this anti-tank gun gave invaluable experience to designers in the fight against recoil in recoilless systems, and this is not enough. Yes, and the PTR itself has received a good distribution, since it was released 3219 weapons.
Author:
Photos used:
weapon.at.ua
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. scrabler
    31 May 2013 08: 23
    +7
    Forgot RT-20 add image smile
  2. Vladimirets
    Vladimirets 31 May 2013 08: 38
    +4
    The cartridge (or is it still a shell?) Is the most interesting in this gun. I wonder what the bottom of the shell was made of?
    1. scrabler
      31 May 2013 08: 46
      +6
      It looks like textolite, but I will not argue.
      1. anomalocaris
        anomalocaris 31 May 2013 17: 08
        +2
        They are. Textolite with such dynamic loads scatters into dust.
    2. Akim
      Akim 31 May 2013 16: 44
      +3
      Quote: Vladimirets
      Cartridge (or still a shell?

      This is a shell. The bullet bites into the rifling with its shell, and the shell - the leading belt.
      1. anomalocaris
        anomalocaris 31 May 2013 17: 11
        +1
        +
        Although this is a very controversial statement. There were and there are shells that are being cut along the rifles with their shell and there are bullets with a leading belt ...
        1. Akim
          Akim 31 May 2013 17: 22
          0
          Quote: anomalocaris
          There were and are shells that are carried out on rifling their shell

          What kind? Who doesn’t mind the trunk?
          1. anomalocaris
            anomalocaris 31 May 2013 17: 37
            0
            All shells of the 1867 system, all shells with ready-made protrusions, shells for systems with a conical bore, polygon systems ...
            1. Akim
              Akim 31 May 2013 17: 48
              0
              Quote: anomalocaris
              anomalocaris

              All of this has very limited uses. Naturally, Nona's shells do not have a leading belt, but they do not "bite" either, but run along the "guides" of the rifling.
              1. anomalocaris
                anomalocaris 31 May 2013 18: 03
                +2
                But there it is. And this is such a dumb fact. About 20 years ago I myself tried to understand this issue, but the more I went deeper, the more I got confused. As a result, he realized the legitimacy of the postulated official position - up to a 20mm bullet, from above - a shell. Rough, simplistic, not always right, but it works.
                1. Akim
                  Akim 31 May 2013 18: 17
                  0
                  Quote: anomalocaris
                  up to 20mm - a bullet, above - a shell.

                  One could agree, but the MG 151 (considered a gun) initially had a 15 mm caliber. French air gun too.
                  1. anomalocaris
                    anomalocaris 31 May 2013 18: 28
                    0
                    So I’m talking about that - all names are conventions. By the way, the MG-151 was a bicaliber system. When replacing the barrel, it could be either a 15 mm machine gun or a 20 mm gun, again in our classification. But the Germans called both versions a machine gun ...
                    1. Akim
                      Akim 31 May 2013 18: 52
                      +1
                      Quote: anomalocaris
                      again in our classification. But the Germans called both versions a machine gun ...

                      I don’t understand German, but in English: The MG 151 (MG 151/15) was a 15 mm aircraft-mounted autocannon.
                      http://en.wikipedia.org/wiki/MG_151_cannon
                      And in Spanish: El MG 151 (MG 151/15) (acrónimo de Maschinegewehr 151, "Ametralladora 151" en alemán) era un cañón automático de 15 mm.
                      http://es.wikipedia.org/wiki/MG_151
                      We can exchange (as a Ravist) the institute was wrongly taught, but the definition given above by me distinguishes an automatic gun from a machine gun.
                      1. Bosk
                        Bosk 1 June 2013 01: 16
                        0
                        As our commander told me ... "That which has a handle and a trigger is loaded with cartridges, and that which has a gun carriage or other elements of heavy weapons is equipped with shells", with rare exceptions this is approximately how it is.
                      2. anomalocaris
                        anomalocaris 1 June 2013 07: 07
                        +3
                        Letters MG in the name, As you probably know, there is an abbreviation for Maschintngewer, literally translated "mechanical gun" by this term, the Germans, as well as the Anglo-Saxons (mashingun) call a machine gun. The Germans called the automatic cannons maschinenkannone and, accordingly, they had the abbreviation MK in their designation. Naturally, 20mm MG FF, MG 151, MG 213C used shells with leading belts, but were considered machine guns by the Germans.
                        At the same time, Gerlach’s rifle with a conical bore was fired with bullets with a leading belt, but no one calls it a shell, and the rifle itself is a cannon. Also leading belts (and two) have bullets for trunks with Fosbury sliced. Moreover, attempts are periodically made to create such a bullet for small arms, primarily for large-caliber systems.
                        Hence the conclusion: any terminology is very arbitrary, has a bunch of national characteristics with accepted assumptions. Moreover, in each notation there is simply a terrible mass of exceptions.
  3. avt
    avt 31 May 2013 09: 17
    +2
    Yeah, zagogulin laughing Thank you, I did not come across this design. But the Swedes were too smart.
    1. laurbalaur
      laurbalaur 31 May 2013 12: 19
      +2
      Why are they too clever !? For local wars, with their huge number of "handicraft" armored vehicles and all kinds of carts with "tar" in the back, it is!
  4. bazilio
    bazilio 31 May 2013 11: 18
    +3
    A very interesting sample, I have never seen such before.
    Bipod seems not very comfortable. If a rubber pad were made on the shoulder rest, it would be more comfortable.

    Thanks to the author
  5. georg737577
    georg737577 31 May 2013 13: 13
    +5
    In fact, a small-caliber dynamoreactive gun ...
  6. Hemi cuda
    Hemi cuda 31 May 2013 19: 28
    +1
    Thanks for the article is a very interesting rifle.
  7. Truffoff
    Truffoff 31 May 2013 22: 46
    +1
    Quote: "The most powerful weapon is between the ears of a person, if it is of course loaded."
  8. Bosk
    Bosk 1 June 2013 01: 23
    +1
    All the same, the Croatian rifle with the removal of excess gases through the holes in the barrel ... and the Swedish one, which is closer to recoilless ... I would not call related, by the way, as I understood from this Swedish down, a famous Swedish grenade launcher was drawn over time ...
  9. Landwarrior
    Landwarrior 1 June 2013 09: 15
    +1
    HM interesting. Always amused by the swivel "tail" on the edge of the M2 KarlGustav. Now I see that this is their trademark gadget. smile Thank you! good

Противотанковое ружье Carl Gustav PVG M42

Не ошибусь, если предположу, что все кто «сдвинут», в хорошем смысле этого слова, на огнестрельном оружии с нестандартными решениями в конструкции знают о хорватской крупнокалиберной винтовке RT-20, в которой непомерная отдача при стрельбе гасится при помощи реактивного выхлопа пороховых газов сзади оружия. Для гранатометов подобная система вполне привычна, но вот для крупнокалиберной винтовки это очень большая редкость. Впрочем, редкость не значит, что это единственный образец с такой оригинальной конструкцией. Как я уже часто говорил, все что «не имеет аналогов» имеет прародителей в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. В нашем случае все несколько иначе, хотя с другой стороны хорваты и не претендовали на абсолютную уникальность своего оружия. «Родственницу» RT-20 удалось найти в 1942 году среди шведских противотанковых ружей.

Противотанковое ружье Carl Gustav PVG M42ПТР со схожим способом гашения отдачи появилось благодаря активной разработке средств борьбы с легкими танками и легкобронированной техникой в Швеции. Компания «Карл Густав» разработала действительно оригинальный образец оружия и боеприпас для него, причем само противотанковое ружье было очень малого веса, примерно в 2-3 раза легче своих соотечественников, имело вполне терпимую отдачу и при этом могло похвастаться пробитием 40 миллиметров брони на дистанции 100 метров. Интереснее всего то, что оружие даже не имело сошек как таковых, при необходимости упора в землю на плечевой упор одевалась изогнутая трубка, которая и служила сошкой. Ну а теперь самое главное – боеприпас оружия.

Противотанковое ружье Carl Gustav PVG M42Специально для данного противотанкового ружья был разработан патрон с метрическим обозначением 20х180R. Несмотря на то, что боеприпас имел достаточно большой пороховой заряд, далеко не весь он использовался для разгона пули по стволу оружия, значительная его часть просто улетала в воздух при выстреле, для противодействия непомерной отдачи, которая могла бы быть при использовании этого же патрона в закрытой системе просто поломать кости стрелка. Несмотря на то, что пороховой заряд используется не полностью, пуля весом 150 грамм разгонялась до скорости 800 метров в секунду. Более легкая пуля, весом 108 грамм, разгонялась до 950 метров в секунду. Результаты вполне неплохие, а при условии разумной отдачи оружия просто замечательные.


Противотанковое ружье Carl Gustav PVG M42Как уже было сказано выше, гашение отдачи при стрельбе из противотанкового ружья PVG M/42осуществляется при помощи реактивной струи пороховых газов, вылетающей с тыльной части оружия. В хорватской крупнокалиберной винтовке RT-20 пороховые газы выводятся из канала ствола через несколько отверстий, в отдельную трубку. В противотанковом ружье PVG M/42 все осуществляется одновременно и проще и сложнее. Простота заключается в том, что реактивный выхлоп осуществляется сразу же за стволом, без отдельных деталей, что существенно уменьшило вес оружия. Сложность же в том, что для осуществления этого пришлось сделать гильзу с донцем, которое выбивают пороховые газы. Таким образом, значительно увеличилась стоимость и без того недешевых боеприпасов, а качество этих патронов должно было быть на самом высоком уровне, что бы донце гильзы вылетало именно тогда, когда это требуется.

Противотанковое ружье Carl Gustav PVG M42Само по себе противотанковое ружье PVG M/42 представляет собой очень простой образец, состоящий из ствола, простейшего спускового механизма и затвора, открывающего патронник при повороте. Оружие однозарядное, что создает определенные неудобства при перезарядке из-за расположения плечевого упора. Так для того чтобы перезарядить противотанковое ружье нужно было его снять с плеча, или же ждать пока второй боец из расчета подползет для перезарядки и отползет перед выстрелом. Ползать заряжающему нужно было много и быстро, так как реактивная струя, вырывающаяся сзади оружия, могла научить быстро двигаться. Но, как это ни странно, случаев, когда кто-то предпочитал учиться ползать с таким жестким мотиватором не было. Помимо этого не стоило забывать и о том, что вместе со струей вылетало и донце гильзы, которое хоть и летело недалеко, но так же могло ранить зазевавшегося бойца.

Вес противотанкового ружья PVG M/42 составлял 11 килограмм при длине 1450 миллиметров, так что оружие вполне могло переноситься одним человеком, для чего сверху была приварена ручка для переноски. Длина ствола противотанкового ружья равнялась 1114 миллиметрам, эффективная дальность применения до 300 метров, впрочем, все зависело от цели, в которую нужно было попасть.

Противотанковое ружье Carl Gustav PVG M42Многие считают данное ПТР неудачным образцом, и своего рода ошибкой. Со многими аргументами не поспоришь, в 1942 году время противотанковых ружей уже подходило к концу и их эффективность неумолимо падала до нуля. С другой стороны помимо танков имелась и другая бронетехника, укрепленные огневые точки, в конце концов, легкие танки, по которым ПТР отстреливась весьма эффективно. Не стоит так же забывать и о гранатометах, которые продолжили дело ПТР, а с ними данный образец имеет определенное сходство. Иными словами данное противотанковое ружье дало бесценный опыт конструкторам в борьбе с отдачей в безоткатных системах, а это не мало. Да и само ПТР получило хорошее распространение, так как было выпущено 3219 единиц оружия.
Автор: Карасик Кирилл по материалам Александра Райгородецкого

Использованы фотографии: weapon.at.ua

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. scrabler 31 мая 2013 08:23
    Забыл RT-20 добавить изображение smile
  2. Владимирец 31 мая 2013 08:38
    Патрон (или всё-таки снаряд?) наиболее интересное в этом ружье. Интересно из чего донце гильзы изготавливалось?
    1. scrabler 31 мая 2013 08:46
      На вид вроде текстолит, но утверждать не возьмусь.
      1. anomalocaris 31 мая 2013 17:08
        Он и есть. Текстолит при таких динамических нагрузках разлетается в пыль.
        anomalocaris
    2. Akim 31 мая 2013 16:44
      Цитата: Владимирец
      Патрон (или всё-таки снаряд?

      Это снаряд. Пуля вгрызается в нарезы своей оболочкой, а снаряд - ведущим пояском.
      Akim
      1. anomalocaris 31 мая 2013 17:11
        +
        Хотя это весьма спорное утверждение. Были и есть снаряды, которые ведутся по нарезам своей оболочкой и есть пули с ведущим пояском...
        anomalocaris
        1. Akim 31 мая 2013 17:22
          Цитата: anomalocaris
          Были и есть снаряды, которые ведутся по нарезам своей оболочкой

          Какие? Кому ствол не жалко?
          Akim
          1. anomalocaris 31 мая 2013 17:37
            Все снаряды системы 1867 года, все снаряды с готовыми выступами, снаряды для систем с коническим каналом ствола, полигональные системы...
            anomalocaris
            1. Akim 31 мая 2013 17:48
              Цитата: anomalocaris
              anomalocaris

              Все это имеет очень ограниченное применение. Естественно снаряды у "Ноны" не имеют ведущего пояска, но они и не "вгрызаются" а бегут по "направляющим" нарезов.
              Akim
              1. anomalocaris 31 мая 2013 18:03
                Но ведь это есть. И это такой тупой факт. Я сам лет 20-ть назад пытался разобраться в этом вопросе, но чем больше углублялся, тем больше запутывался. В следствии чего осознал правомочность постулированной официальной позиции - до 20мм -пуля, свыше - снаряд. Грубо, упрощённо, не всегда правильно, но работает.
                anomalocaris
                1. Akim 31 мая 2013 18:17
                  Цитата: anomalocaris
                  до 20мм -пуля, свыше - снаряд.

                  Можно было бы согласится, но MG 151 (считается пушкой) первоначально имел калибр 15-мм. Французская авиационная пушка тоже.
                  Akim
                  1. anomalocaris 31 мая 2013 18:28
                    Так я о том и говорю - все названия это условности. Кстати MG-151 был бикалиберной системой. При замене ствола могла быть как 15-мм пулемётом, так и 20-мм пушкой, опять же в нашей классификации. А вот немцы оба варианта обзывали пулемётом...
                    anomalocaris
                    1. Akim 31 мая 2013 18:52
                      Цитата: anomalocaris
                      опять же в нашей классификации. А вот немцы оба варианта обзывали пулемётом...

                      немецкий я не понимаю но вот по-английски: The MG 151 (MG 151/15) was a 15 mm aircraft-mounted autocannon.
                      http://en.wikipedia.org/wiki/MG_151_cannon
                      И по испански: El MG 151 (MG 151/15) (acrónimo de Maschinegewehr 151, «Ametralladora 151» en alemán) era un cañón automático de 15 mm.
                      http://es.wikipedia.org/wiki/MG_151
                      Можем мена (как рависта) неправильно институте учили, но приведенная выше мной определение и различает автоматическую пушку от пулемета.
                      Akim
                      1. Bosk 1 июня 2013 01:16
                        Как говорил мне наш командир..."То что имеет ручку и курок-снаряжается патронами,а то что имеет лафет или прочии элементы тяжёлого оружия-снаряжается снарядами",за редкими исключениями приблизительно так оно и есть.
                      2. anomalocaris 1 июня 2013 07:07
                        Буковки MG в названии, Как вы наверняка знаете, есть сокращение от Maschintngewer, в буквальном переводе "механическое ружьё" сим термином немцы, как впрочем, и англосаксы (mashingun) обзывают пулемёт. Немцы автоматические пушки обзывали maschinenkannone и соответственно те имели в обозначении аббревиатуру МК. Естественно и 20мм MG FF, MG 151, MG 213C использовали снаряды с ведущими поясками, но считались у немцев пулемётами.
                        В тоже время винтовка Герлаха с коническим каналом ствола стреляла тоже пулями с ведущим пояском, но никто не именует её снарядом, а саму винтовку пушкой. Также ведущие пояски (причём два) имеют пули для стволов с нарезкой Фосбери. Мало того, периодически делаются попытки создать такую пулю и для стрелкового оружия, в первую очередь для крупнокалиберных систем.
                        Отсюда вывод: любая терминология весьма условна, имеет кучу национальных особенностей с принятыми допущениями. При этом в каждой системе обозначений есть просто жуткая масса исключений.
                        anomalocaris
  3. avt 31 мая 2013 09:17
    Да уж , загогулина laughing Спасибо ,с этой конструкцией не сталкивался .Но уж больно перемудрили шведы .
    avt
    1. laurbalaur 31 мая 2013 12:19
      Ну почему же перемудрили !? Для локальных войн,с их огромным количеством "кустарной" бронетехники и всевозможных тачанок с "дегтярем" в кузове- сомое оно !
      laurbalaur
  4. bazilio 31 мая 2013 11:18
    Весьма интересный образец, раньшее таких не видал.
    Сошка кажется не очень удобной. Если бы на плечевой упор сделали бы резиновую накладку, было бы комфортнее.

    Автору спасибо
  5. georg737577 31 мая 2013 13:13
    По сути - динамореактивная пушка малого калибра...
    georg737577
  6. Hemi Cuda 31 мая 2013 19:28
    Спасибо за статью очень интересная винтовка.
  7. Труффофф 31 мая 2013 22:46
    Цитата:"Самое мощное оружие находится у человека между ушей,если оно конечно заряжено"
    Труффофф
  8. Bosk 1 июня 2013 01:23
    Всё таки хорватское ружьё с выводом лишних газов через отверстия в стволе...и шведское которое ближе к безоткаткам...я б не назвал родственными,кстати как я понял из этой шведской пухи со временем и нарисовался известный шведский гранатомёт...
  9. Landwarrior 1 июня 2013 09:15
    Хм, интересно. Всегда забавлял поворотный "хвост" на гранике М2 КарлГустав. Теперь вижу, что это их фирменная примочка. smile Спасибо! good

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня