Морская пехота США заинтересована в модернизации штурмовиков Harrier

Командование Морской пехоты США приступило к изучению возможностей по продлению срока службы самолетов-штурмовиков AV-8B Harrier II как минимум до 2030 года, сообщает издание Flightglobal. Первоначально все самолеты данного типа планировалось списать уже в 2015 году, но после этого срок списания был перенесен на 2027 год. Решение о продлении сроков службы самолетов Harrier II было вызвано задержками, которые возникли с поставками новейших истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II

Как говорит Жюли Присс вице-президент подразделения поддержки летательных аппаратов и вооружений концерна Boeing, американские военные рассматривают возможность размещения на самолетах Harrier II систем связи стандарта Link 16. Помимо этого штурмовики планируется оснастить современными УР класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и системой обнаружения, которая отображала бы информацию на нашлемном дисплее пилота. Помимо этого самолеты AV-8B Harrier II должны получить новые современные сенсоры, совместимые с импульсно-доплеровскими радарами, которые установлены на самолеты.


Самолеты Harrier II был принят на вооружение Корпуса морской пехоты США в январе 1984 года. В настоящее время в армии США по информации издания Flightglobal MiliCAS находится 121 штурмовик в версии AV-8B/+. В ноябре 2011 года США купили в Великобритании все (кроме 2-х, отправленных в музей) самолеты Harrier II GR9/A. Сумма заключенной сделки составила 115 млн. фунтов стерлингов (примерно 180 млн. долларов). Приобретенные в Англии самолеты американские военные собираются использовать в качестве источника запасных частей для собственных AV-8B/+ Harrier II.
Морская пехота США заинтересована в модернизации штурмовиков Harrier

Штурмовик AV-8B «Харриер» – это усовершенствованная модификация ранней версии самолета AV-8A «Харриер». Данный самолет отличается увеличенным в 1,5 раза запасом топлива, что позволило на 1/3 увеличить радиус его действия, также у самолета незначительно была увеличена мощность двигателей. Данный самолет помимо Корпуса морской пехоты США находится на вооружении ВМС Италии и Испании. В ВМС США штурмовики «Харриер» базируются на десантных вертолетоносцах или универсальных десантных кораблях. Они используются в качестве истребителей и штурмовиков для нанесения ударов по надводным и наземным целям, авиационной поддержки сухопутных войск и ведения воздушного боя. В США постоянно работают над модернизацией данных машин: в частности за счет установки новой РЛС управления оружием, использования УР AIM-120 AMRAAM и противокорабельных ракет Sea Eagle и AGM-84 Harpoon.

Наиболее совершенной версией многофункционального штурмовика с вертикальным/коротким взлетом на сегодняшний день является AV-8B Harrier II +, которая разрабатывалась совместно английской фирмой British Aerospace и американской McDonnell Douglas на базе многоцелевого штурмовика AV-8B Harrier II. Данный штурмовик предназначен для проведения модернизации парков авиации ВМС Италиии, Испании и Корпуса морской пехоты США.

На самолеты в этой версии ставится новая РЛС APG-65 производства компании Raytheon, которая позволяет использовать очень большой спектр вооружений. Также модернизации подвергалась аппаратура, позволяющая осуществлять ночные миссии – приборы ночного видения, включающие специальные очки Night Vision Goggles (NVG), инфракрасные датчики (Forward Looking Infra-red (FLIR), специальное оборудование кабины пилота под стандарт NVG. При этом оснащение кабины пилота выполнено по стандарту Hands On Throttle And Stick – HOTAS. Первые штурмовики, которые были модернизированы подобным образом, начали поступать на вооружение американской армии еще в 1988 году.

Конструктивно самолет AV-8B «Харриер» II представляет собой высокоплан с одним подъемно-маршевым ТРДД с управляемым вектором тяги и велосипедным шасси. От своего предшественника AV-8A он отличается рядом технических новшеств, которые были направлены на улучшение его летно-технических характеристик. Наиболее значительное отличие заключается в использовании крыла, которое было полностью изготовлено из композиционных материалов (первый подобный случай на боевом самолете в истории авиации) и имеющего суперкритический аэродинамический профиль.

В целом же на штурмовике AV-8B «Харриер» II доля применения современных композиционных материалов составляет 26%, в результате этого удалось снизить массу конструкции планера, увеличив одновременно боевую нагрузку самолета и запас топлива. Композиционные материалы хороши также тем, что из них можно производить монолитные детали, которые ранее необходимо было собирать из нескольких элементов. Благодаря этому появилась реальная возможность значительно уменьшить количество болтовых и заклепочных соединений. В качестве примера можно привести носовую секцию фюзеляжа штурмовика, которая полностью выполнена из композитных материалов. Если на штурмовике AV-8A, который имел цельнометаллическую конструкцию, для производства данной секции требовалось практически 240 деталей, то для штурмовика AV-8B необходимо всего 88, число крепежных элементов при этом было уменьшено в 2,6 раза.

Штурмовик AV-8B обладает высокорасположенным крылом с умеренной стреловидностью. Размах крыла был увеличен с 7,7 м до 9,25 м, соответственно выросла и его площадь. Использование суперкритического профиля, обладающего большой относительной толщиной, позволило добиться практически 50% увеличения запаса топлива, расположенного в крыльевых баках-отсеках. Для увеличения маневренности самолета в воздушном бою в корневой части крыла были установлены специальные наплывы. На носке крыла самолета расположены небольшие аэродинамические гребни, а на верхней поверхности крыла – 24 турбулизатора.

Штурмовик AV-8B Harrier II обладает цельноповоротным стабилизатор размахом 4,24 м. В отличие от своих предшественников стабилизатор Harrier II не имеет характерного излома по передней кромке. В конструкции стабилизатора широко применены композитные материалы, в то время как киль самолета изготовлен из сплавов алюминия. Самолет обладает шасси велосипедного типа с двумя подкрыльевыми опорами. Для облегчения взлета самолета с палубы авианесущих кораблей и автомобильных дорог колея шасси по подкрыльевым опорам была уменьшена по сравнению с предыдущей версией с 6,7 м до 5,18 м. Передняя опора шасси имеет 1 колесо, в полете данная опора убирается вперед, а основная стойка шасси со спаренными колесами – назад.

Применяемое на штурмовике AV-8B «Харриер» II современное радиоэлектронное оборудование позволяет данной (уже не самой современной) машине выполнять достаточно широкий круг боевых задач. Во время разработки кабины пилота, компания Макдоннелл-Дуглас достаточно широко применила свой опыт проектирования кабин истребителей F/A-18 и F-15. Приборная панель на штурмовике «Харриер» II сосредоточена впереди, как и на самолете F/A-18. Органы управления основными системами вооружения, связи, навигации и опознавания находятся на верхней панели, которая расположена под коллиматорным индикатором на лобовом стекле (HUD).

Ниже были расположены обычные стрелочные летные приборы, которые играют роль резервных для индикатора HUD. Слева на приборной панели находится цветной многофункциональный дисплей. На этот дисплей выводится навигационная информация, изображение от системы наведения ракеты «Маверик», данные системы бомбометания ARBS, сигналы предупреждения о радиолокационном облучении самолета, а также информация об управлении системой вооружения. На дисплей также может передаваться и другая необходимая пилоту информация. Справа от летчика на приборной панели расположен цветной дисплей контроля работы двигателя и количества топлива. Органы управления основными системами штурмовика расположены на ручке управления и РУД, причем кабина самолета была спроектирована так, что пилоту нет необходимости убирать руки с ручки управления и РУД в воздушном бою и во время атаки наземной цели.

Штурмовик AV-8B «Харриер» II может вести боевые действия днем и ночью при любой погоде и обладает достаточной маневренностью, для того чтобы уходить от истребителей системы ПВО противника. Его основными задачами в Корпусе морской пехоты США являются все типы воздушных атак: бомбометание с пикирования и с горизонтального полета, доставка кассетных и обычных бомб, специальных бомб и бомб с лазерным наведением, а также УР «воздух-поверхность» и НУР. Штурмовик «Харриер» II, как и все предыдущие самолеты данного типа обладает 2-мя подфюзеляжными узлами для подвески контейнеров с пушечным вооружением.

Для стрельбы по наземным и воздушным целям для AV-8B была выбрана 1х25-мм пятиствольная автоматическая пушка Дженерал Электрик GAU-12/U; ее боезапас составляет 300 снарядов. Сама GAU-12/U находится в левом контейнере, а в правом – располагается ее боезапас, который сложен в многослойный ленточный магазин. Вся система с боекомплектом весит 558 кг. Между узлами, предназначенными для подвески контейнеров артиллерийской системы, расположен еще один центральный узел подвески для размещения нагрузки весом до 258 кг. Здесь могут подвешиваться бомбы, фоторазведывательная аппаратура или контейнер с системой радиопротиводействия.


Под крылом штурмовика расположены 6 узлов подвески основного вооружения. Максимальная масса боевой нагрузки на узлах подкрыльевой подвески и одном центральном подфюзеляжном узле составляет 4173 кг. Типовая нагрузка штурмовика AV-8B «Харриер» II на подкрыльевых узлах состоит из: 4 или 2 УР ракет «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдуиндер»; или такого же числа УР «воздух-поверхность» «Гарпун» или AGM-65E «Мейверик»; до 16 фугасных авиабомб массой 227 кг, до 10 бомб с лазерной системой наведения «Пейвэуй», до 12 кассетных бомб; до 8 зажигательных бомб; до 10 контейнеров с НУР; 2-х контейнеров с пушками; до 10 контейнеров с излучателями или дипольными отражателями.

Летно-технические характеристики AV-8B Harrier II +:

Размеры: размах крыла – 9,25 м., длина – 14,55 м., высота – 3,55 м., площадь крыла – 22,61 кв. м.
Масса самолета пустого – 6764 кг., нормальная взлетная – 9413 кг., максимальная взлетная –14 061 кг.
Тип двигателя – 1 ТРД Rolls-Royce F402-RR-408 (Pegasus 11-61), тяга 1 х 105.8 кН.
Максимальная скорость на уровне моря – 1065 км/ч, на высоте – 1186 км/ч.
Боевой радиус действия – 300-620 км.
Практическая дальность 4 500 км.
Практический потолок – 15 240 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 1х25-мм пятиствольная пушка GAU-12/A Equaliser (боезапас 300 патронов).
Максимальная боевая нагрузка: 5 360 кг.

Источники информации:
-http://lenta.ru/news/2013/05/23/harrier
-http://www.airwar.ru/enc/attack/av8.html
-http://myweapons.ru/aviaciya/samolety/shturmoviki/mnogocelevoj-shturmovik-av-8b-harrier-ii.html
-https://ru.wikipedia.org
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти