Морская пехота США заинтересована в модернизации штурмовиков Harrier

16
Командование Морской пехоты США приступило к изучению возможностей по продлению срока службы самолетов-штурмовиков AV-8B Harrier II как минимум до 2030 года, сообщает издание Flightglobal. Первоначально все самолеты данного типа планировалось списать уже в 2015 году, но после этого срок списания был перенесен на 2027 год. Решение о продлении сроков службы самолетов Harrier II было вызвано задержками, которые возникли с поставками новейших истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II

Как говорит Жюли Присс вице-президент подразделения поддержки летательных аппаратов и вооружений концерна Boeing, американские военные рассматривают возможность размещения на самолетах Harrier II систем связи стандарта Link 16. Помимо этого штурмовики планируется оснастить современными УР класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и системой обнаружения, которая отображала бы информацию на нашлемном дисплее пилота. Помимо этого самолеты AV-8B Harrier II должны получить новые современные сенсоры, совместимые с импульсно-доплеровскими радарами, которые установлены на самолеты.

Самолеты Harrier II был принят на вооружение Корпуса морской пехоты США в январе 1984 года. В настоящее время в армии США по информации издания Flightglobal MiliCAS находится 121 штурмовик в версии AV-8B/+. В ноябре 2011 года США купили в Великобритании все (кроме 2-х, отправленных в музей) самолеты Harrier II GR9/A. Сумма заключенной сделки составила 115 млн. фунтов стерлингов (примерно 180 млн. долларов). Приобретенные в Англии самолеты американские военные собираются использовать в качестве источника запасных частей для собственных AV-8B/+ Harrier II.
Морская пехота США заинтересована в модернизации штурмовиков Harrier

Штурмовик AV-8B «Харриер» – это усовершенствованная модификация ранней версии самолета AV-8A «Харриер». Данный самолет отличается увеличенным в 1,5 раза запасом топлива, что позволило на 1/3 увеличить радиус его действия, также у самолета незначительно была увеличена мощность двигателей. Данный самолет помимо Корпуса морской пехоты США находится на вооружении ВМС Италии и Испании. В ВМС США штурмовики «Харриер» базируются на десантных вертолетоносцах или универсальных десантных кораблях. Они используются в качестве истребителей и штурмовиков для нанесения ударов по надводным и наземным целям, авиационной поддержки сухопутных войск и ведения воздушного боя. В США постоянно работают над модернизацией данных машин: в частности за счет установки новой РЛС управления оружием, использования УР AIM-120 AMRAAM и противокорабельных ракет Sea Eagle и AGM-84 Harpoon.

Наиболее совершенной версией многофункционального штурмовика с вертикальным/коротким взлетом на сегодняшний день является AV-8B Harrier II +, которая разрабатывалась совместно английской фирмой British Aerospace и американской McDonnell Douglas на базе многоцелевого штурмовика AV-8B Harrier II. Данный штурмовик предназначен для проведения модернизации парков авиации ВМС Италиии, Испании и Корпуса морской пехоты США.

На самолеты в этой версии ставится новая РЛС APG-65 производства компании Raytheon, которая позволяет использовать очень большой спектр вооружений. Также модернизации подвергалась аппаратура, позволяющая осуществлять ночные миссии – приборы ночного видения, включающие специальные очки Night Vision Goggles (NVG), инфракрасные датчики (Forward Looking Infra-red (FLIR), специальное оборудование кабины пилота под стандарт NVG. При этом оснащение кабины пилота выполнено по стандарту Hands On Throttle And Stick – HOTAS. Первые штурмовики, которые были модернизированы подобным образом, начали поступать на вооружение американской армии еще в 1988 году.

Конструктивно самолет AV-8B «Харриер» II представляет собой высокоплан с одним подъемно-маршевым ТРДД с управляемым вектором тяги и велосипедным шасси. От своего предшественника AV-8A он отличается рядом технических новшеств, которые были направлены на улучшение его летно-технических характеристик. Наиболее значительное отличие заключается в использовании крыла, которое было полностью изготовлено из композиционных материалов (первый подобный случай на боевом самолете в истории авиации) и имеющего суперкритический аэродинамический профиль.

В целом же на штурмовике AV-8B «Харриер» II доля применения современных композиционных материалов составляет 26%, в результате этого удалось снизить массу конструкции планера, увеличив одновременно боевую нагрузку самолета и запас топлива. Композиционные материалы хороши также тем, что из них можно производить монолитные детали, которые ранее необходимо было собирать из нескольких элементов. Благодаря этому появилась реальная возможность значительно уменьшить количество болтовых и заклепочных соединений. В качестве примера можно привести носовую секцию фюзеляжа штурмовика, которая полностью выполнена из композитных материалов. Если на штурмовике AV-8A, который имел цельнометаллическую конструкцию, для производства данной секции требовалось практически 240 деталей, то для штурмовика AV-8B необходимо всего 88, число крепежных элементов при этом было уменьшено в 2,6 раза.

Штурмовик AV-8B обладает высокорасположенным крылом с умеренной стреловидностью. Размах крыла был увеличен с 7,7 м до 9,25 м, соответственно выросла и его площадь. Использование суперкритического профиля, обладающего большой относительной толщиной, позволило добиться практически 50% увеличения запаса топлива, расположенного в крыльевых баках-отсеках. Для увеличения маневренности самолета в воздушном бою в корневой части крыла были установлены специальные наплывы. На носке крыла самолета расположены небольшие аэродинамические гребни, а на верхней поверхности крыла – 24 турбулизатора.

Штурмовик AV-8B Harrier II обладает цельноповоротным стабилизатор размахом 4,24 м. В отличие от своих предшественников стабилизатор Harrier II не имеет характерного излома по передней кромке. В конструкции стабилизатора широко применены композитные материалы, в то время как киль самолета изготовлен из сплавов алюминия. Самолет обладает шасси велосипедного типа с двумя подкрыльевыми опорами. Для облегчения взлета самолета с палубы авианесущих кораблей и автомобильных дорог колея шасси по подкрыльевым опорам была уменьшена по сравнению с предыдущей версией с 6,7 м до 5,18 м. Передняя опора шасси имеет 1 колесо, в полете данная опора убирается вперед, а основная стойка шасси со спаренными колесами – назад.

Применяемое на штурмовике AV-8B «Харриер» II современное радиоэлектронное оборудование позволяет данной (уже не самой современной) машине выполнять достаточно широкий круг боевых задач. Во время разработки кабины пилота, компания Макдоннелл-Дуглас достаточно широко применила свой опыт проектирования кабин истребителей F/A-18 и F-15. Приборная панель на штурмовике «Харриер» II сосредоточена впереди, как и на самолете F/A-18. Органы управления основными системами вооружения, связи, навигации и опознавания находятся на верхней панели, которая расположена под коллиматорным индикатором на лобовом стекле (HUD).

Ниже были расположены обычные стрелочные летные приборы, которые играют роль резервных для индикатора HUD. Слева на приборной панели находится цветной многофункциональный дисплей. На этот дисплей выводится навигационная информация, изображение от системы наведения ракеты «Маверик», данные системы бомбометания ARBS, сигналы предупреждения о радиолокационном облучении самолета, а также информация об управлении системой вооружения. На дисплей также может передаваться и другая необходимая пилоту информация. Справа от летчика на приборной панели расположен цветной дисплей контроля работы двигателя и количества топлива. Органы управления основными системами штурмовика расположены на ручке управления и РУД, причем кабина самолета была спроектирована так, что пилоту нет необходимости убирать руки с ручки управления и РУД в воздушном бою и во время атаки наземной цели.

Штурмовик AV-8B «Харриер» II может вести боевые действия днем и ночью при любой погоде и обладает достаточной маневренностью, для того чтобы уходить от истребителей системы ПВО противника. Его основными задачами в Корпусе морской пехоты США являются все типы воздушных атак: бомбометание с пикирования и с горизонтального полета, доставка кассетных и обычных бомб, специальных бомб и бомб с лазерным наведением, а также УР «воздух-поверхность» и НУР. Штурмовик «Харриер» II, как и все предыдущие самолеты данного типа обладает 2-мя подфюзеляжными узлами для подвески контейнеров с пушечным вооружением.

Для стрельбы по наземным и воздушным целям для AV-8B была выбрана 1х25-мм пятиствольная автоматическая пушка Дженерал Электрик GAU-12/U; ее боезапас составляет 300 снарядов. Сама GAU-12/U находится в левом контейнере, а в правом – располагается ее боезапас, который сложен в многослойный ленточный магазин. Вся система с боекомплектом весит 558 кг. Между узлами, предназначенными для подвески контейнеров артиллерийской системы, расположен еще один центральный узел подвески для размещения нагрузки весом до 258 кг. Здесь могут подвешиваться бомбы, фоторазведывательная аппаратура или контейнер с системой радиопротиводействия.

Под крылом штурмовика расположены 6 узлов подвески основного вооружения. Максимальная масса боевой нагрузки на узлах подкрыльевой подвески и одном центральном подфюзеляжном узле составляет 4173 кг. Типовая нагрузка штурмовика AV-8B «Харриер» II на подкрыльевых узлах состоит из: 4 или 2 УР ракет «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдуиндер»; или такого же числа УР «воздух-поверхность» «Гарпун» или AGM-65E «Мейверик»; до 16 фугасных авиабомб массой 227 кг, до 10 бомб с лазерной системой наведения «Пейвэуй», до 12 кассетных бомб; до 8 зажигательных бомб; до 10 контейнеров с НУР; 2-х контейнеров с пушками; до 10 контейнеров с излучателями или дипольными отражателями.

Летно-технические характеристики AV-8B Harrier II +:

Размеры: размах крыла – 9,25 м., длина – 14,55 м., высота – 3,55 м., площадь крыла – 22,61 кв. м.
Масса самолета пустого – 6764 кг., нормальная взлетная – 9413 кг., максимальная взлетная –14 061 кг.
Тип двигателя – 1 ТРД Rolls-Royce F402-RR-408 (Pegasus 11-61), тяга 1 х 105.8 кН.
Максимальная скорость на уровне моря – 1065 км/ч, на высоте – 1186 км/ч.
Боевой радиус действия – 300-620 км.
Практическая дальность 4 500 км.
Практический потолок – 15 240 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 1х25-мм пятиствольная пушка GAU-12/A Equaliser (боезапас 300 патронов).
Максимальная боевая нагрузка: 5 360 кг.

Источники информации:
-http://lenta.ru/news/2013/05/23/harrier
-http://www.airwar.ru/enc/attack/av8.html
-http://myweapons.ru/aviaciya/samolety/shturmoviki/mnogocelevoj-shturmovik-av-8b-harrier-ii.html
-https://ru.wikipedia.org
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Dima190579
    +2
    31 мая 2013 08:13
    Конечно когда еще Ф - 35 в строевые части поступит а воевать американцам каждый день нужно.
    1. +4
      31 мая 2013 08:42
      Согласен с вами. "Харёк" уже проверенный самолет, а Ф-35 неизвестно как себя покажет.
      1. malkor
        +3
        31 мая 2013 09:33
        Ф35 это не штурмовик, и заменить харриер врядли напрямую сможет
        1. scliss
          0
          31 мая 2013 10:06
          Ага. Палубный.
          А-10А тандерболт и Су-25 требуют аэродрома, а этот работает без ВПП.
          Штурмовик - для непосредственной поддержки своих войск.
          А f-35 - истребитель-бомбардировщик.
  2. avt
    +3
    31 мая 2013 09:49
    Не верьте им ! laughing Они втихаря на супер поколение Фы -35 перевооружаются ,а то что ,,Харьки "летают ,так это оптический обман ! laughing
    1. Vovka Levka
      +2
      31 мая 2013 14:45
      Цитата: avt
      Не верьте им ! laughing Они втихаря на супер поколение Фы -35 перевооружаются ,а то что ,,Харьки "летают ,так это оптический обман ! laughing

      Не считайте их глупыми, это далеко не так. Не ошибаются, только тот, кто ничего не делает.
  3. +4
    31 мая 2013 10:20
    ПОКА ДОЖДУТСЯ Ф-35, МОГУТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ САМОЛЕТОВ.
    ДЛЯ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ ШТУРМОВИК ( САМОЛЕТ ПОДДЕРЖКИ ВОЙСК) ЛУЧШЕ
    ИСТРЕБИТЕЛЯ БОМБАРДИРОВЩИКА И ДЕШЕВЛЕ В ЭКСПЛУАТАЦИИ. winked
    1. Кавторанг
      +1
      31 мая 2013 15:22
      Верно говорите. В нужное время и в нужном месте что-то более-менее простое, проверенное и надежное - это лучше вундерфавли, которая где-то и когда-то будет доведена до ума. Да и жалко вундервафлю гробить от огня зенитной артиллерии wink
  4. 0
    31 мая 2013 12:46
    Очень удобная машина,особенно для американской палубной авиации,проверенная в деле,если ресурс модернизации еще есть,то зачем суетиться?
  5. USNik
    +2
    31 мая 2013 14:35
    Решение о продлении сроков службы самолетов Harrier II было вызвано задержками, которые возникли с поставками новейших истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II

    Омериканцы гении, потратить ТРИЛЛИОН баксов на хреналёт и делать вид, что так и надо, мол еще лет 5 и еще парочку миллиардов и оно каааак полетит... good
  6. Кавторанг
    +2
    31 мая 2013 15:18
    Да правильно делают, хоть и не любят на нашем сайте "матрасников".
    Есть схема компоновки, планер, двигатель и возможность модернизации -пользуются. Опыт эксплуатации есть, боевое применение (хоть и с не самыми блестящими результатами) - было.
    А одномоментно перевооружить всю авиацию КМП на недоведенный (пока) и стоящий ахренительного бабла самолет софт-каноль - на это даже амеры не пойдут, не полные адиоты.
  7. 0
    31 мая 2013 17:35
    модернизация этого древнего хлама - признак безысходности. даже такие никудышные вояки как мелкобриты слили этот лом из-за ущербности оного. а мерикосам придется убиваться на этом УГ ибо не способны создать ничего лучше.
  8. -1
    31 мая 2013 17:35
    Поскольку Харриеры уже имеются на вооружении,то надо их использовать до выработки ресурса.Дальнейшие разработки такого самолета,видимо,не имеют смысла и являются тупиковым направлением.Тем более что в воздухе эти самолеты никакой конкуренции российским палубным МиГ и СУ составить не могут.Уже существуют самолеты с коэффициентом энерговооруженности более единицы,т.е. они уже могут взлететь без пробега по ВПП. Вот вам и новое перспективное направление развития палубной авиации.
    1. 0
      31 мая 2013 23:31
      Цитата: uzer 13
      Уже существуют самолеты с коэффициентом энерговооруженности более единицы,т.е. они уже могут взлететь без пробега по ВПП.

      А с чего это Вы утверждаете, что только что появились самолёты с тяговооружённостью выше диницы??! Давно уже, лет 20 как назад. МиГ-29, Су-27 и модификации нескончаемые! У Су-27 тяговоружённость 1,2 например. И что, он вот просто так взлетит, как вертолёт, без разбега по ВПП?:)
  9. +1
    31 мая 2013 18:43
    Гордость АМЕРИКАНСКОЙ морской авиации-БРИТАНСКИЙ самолет Харриер.
  10. Кавторанг
    0
    31 мая 2013 18:59
    Цитата: Альф
    АМЕРИКАНСКОЙ морской авиации-БРИТАНСКИЙ самолет Харриер.

    Не верно.
    Гордость авиации корпуса морской пехоты США - так будет правильно. И язвить не надо - нашего аналога нет.
    Или создаем свой аналог, или считаем, что такой не нужен и не в какие концепции применения аппарат не вписывается.
    Тогда это нужно аргументировать. У "матрасников" есть аргументация, что самолет нужен.
    У нас: "... на фиг он нужен ...". Наш Су-27 порвет его, как тузик грелку. Далее не продолжаю, ибо сечас начнется говносрач.
    1. +2
      31 мая 2013 20:07
      Аналог такого самолета создавать не надо,потому что он уже был создан в СССР,и даже по внешнему виду был похож на Харриер.Это самолет ЯК-38,в более поздней модификации ЯК-41.Но вследствие известных событий и отсутствия финансирования работы в этом направлении были прекращены и перспективы их возобновления не предвидится.
      1. -1
        31 мая 2013 22:17
        При всём уважении к Як-141 наличие отдельных подъемных двигателей является существенным минусом, да и опыт эксплуатации наших СВВП не очень большой и не очень положительный, а Харриер существует давно и с отличным результатом. Жаль, что Як-141 не получил развития, в итоге пришли бы к одному подъемно-маршевому двигателю (как у F-35)- (только не лепите, что они двигатель у нас украли(версия-купили)- взяли только поворотное сопло)- а поскольку с авианосцами у нас напряг, могли бы иметь хоть что-то похожее на палубную авиацию...
        1. 0
          31 мая 2013 23:48
          Цитата: alex86
          (только не лепите, что они двигатель у нас украли(версия-купили)- взяли только поворотное сопло)- а поскольку с авианосцами у нас напряг, могли бы иметь хоть что-то похожее на палубную авиацию...

          Ну "взять" (купить, украсть и т.п.) идею и её реализацию в металле, причем основополагающюю, этого разве мало?:)
          А почему с авианосцами у нас напряг это Вы у Паши Грачева ("мерседеса") поузнавайте, он за это в ответе, но живет сейчас где-то припеваючи и здравствует! Если бы ТАВКРы пр. 1143 радостно не порезали бы на лом тогда, то сегодня было бы и где штурмовики СВВП Як-141 на ВМФ базировать, и глядишь, при минмальной модернизации, и "Мистрали" бы не пришлось закупать, так как корабли пр.1143 гораздо более для этих целей подходили, чем они. И для функций штабного корабля эскадры и для госпиталя и для десантного вертолётоносца в том числе!1
          1. 0
            1 июня 2013 19:11
            Цитата: старик54
            А почему с авианосцами у нас напряг

            Я то,собственно, только посетовал, что нет у нас дальнейшего развития СВВП, которые в СЛОЖИВШИХСЯ условиях могли помочь с палубной авиацией. Что сейчас Пашу -мерседесса поминать, у нас его уже перекрыли неоднократно, я (ещё раз) о сложившейся ситуации и о том, что когда у страны есть СВВП (любой)- это лучше, чем когда его нет. Вот и всё...
      2. +1
        31 мая 2013 23:00
        Цитата: uzer 13
        Это самолет ЯК-38,


        Си-Харриер все-таки получше у него и движок один а не три как у Яка и весит он на 223 кг меньше (всу я не считаю) и кономичность у «Пегасуса» потребляет на 20-25% меньше, чем ПМД Як-38 при максимальной заправке с ПТБ радиус действия «Харриера» ориентировочно на 26% больше, чем у полностью заправленного Як-38.и РЛС и ПТБ "Харриер", после взлёта с трамплина сможет вывалить на цель две с лишним тонны бомб — против полутора тонн, которые обеспечит Як-38 с ВКР.

        Но у Як-38 помимо бомб, пушек и НАР была бы отлично подходящая против малых судов ракета Х-23 и еще в состав вооружения штурмовика изначально включались ракеты “воздух-воздух” Р-3 и Р-60, позже Р-60М. На палубах советских авианосцев Як-38 регулярно дежурили в готовности к перехвату, с подвешенными ракетами Р-60 и/или пушечными контейнерами. Условные перехваты облетающих крейсер супостатов производились постоянно,
      3. 0
        31 мая 2013 23:38
        не увидел Ваш ответ сразу, простите:)
    2. +1
      31 мая 2013 23:36
      Цитата: Кавторанг
      И язвить не надо - нашего аналога нет.
      Или создаем свой аналог, или считаем, что такой не нужен и не в какие концепции применения аппарат не вписывается.
      Тогда это нужно аргументировать.

      у нас был аналог, не лучший конечно, но был!!! Як-38. Потом был "аналог" круче сем "хорёк", предсерийный правда, но был! Як-141. То, что в серию не пошёл и на вооружение не поставили, не его, самолёта, вина, предатели и воры к влати в стране пришли. Так что зачем Вы так?
      Су-27 конечно хорька порвёт, кто бы спорил то, а как ещё может быть при боестолкновении истербителя и штурмовика то?:) Но его, хорька, и Як-141 скорее всего "порвал" бы, я так думаю.
  11. +1
    31 мая 2013 22:31
    на paralay.com можно узнать о проектируемых в КБ Яковлева вертикально взлетающих истребителях. Проекты существуют лишь на бумаге, т.к. финансирования нет.
    А американцам, наверное, умнее было бы возобновить программу Х-32, может он был бы не таким проблемным, как Ф-35.
    А чтобы бомбить отсталые арабские страны сгодятся и старые Харриеры
  12. Кавторанг
    +1
    1 июня 2013 03:40
    Цитата: старик54
    у нас был аналог, не лучший конечно, но был!!! Як-38. Потом был "аналог" круче сем "хорёк", предсерийный правда, но был! Як-141. То, что в серию не пошёл и на вооружение не поставили, не его, самолёта, вина, предатели и воры к влати в стране пришли. Так что зачем Вы так?

    Был, но сейчас нет. Я моряк, а не летчик, но насколько я в теме, производство ЯК-141 невозможно по техническим причинам (просрали все полимеры), а ЯК-38 - просто не имеет смысла. Нет носителей и сам аппарат устарел безнадежно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»