Military Review

Heavy self-propelled SU-14

7
Heavy self-propelled SU-14



17 September 1931 Mr. Spetsmashtrest was given the task to develop a means of mechanization of artillery large and special power. In particular, it was proposed before 1 in May 1932 to submit to the Directorate the designs for the chassis of a “self-propelled body triplex” consisting of an 107-mm cannon arr. 1910 / 30's., 152-mm howitzers arr. 1909 / 30 and 203-mm mortars arr. 1930, as well as the "Triplex Heavy Artillery Special Purpose (TAON)", armed with 152-mm (or 130-mm) cannon, 203-mm howitzer mod. 1929 / 31 and 305-mm mortars.

Outline designs were reviewed in July 1932 and generally approved. For the "case triplex" they decided to use an elongated medium chassis tank T-24, and for the "triplex TAON" - a special chassis, which includes nodes of the heavy tank that was being created at that time. But the manufacture of the “case triplex” was postponed for two years, and no weapons were found for the “TAON triplex”, since there were no 152 mm high-power guns or 305 mm mortars. Only a howitzer version of the "triplex" armed with a 203-mm B-4 gun was submitted for development.

In 1933, at the pilot plant of Spetsmashtrest, under the leadership of P.I.Syachintov, the design and manufacture of a self-propelled installation for the TAON triplex (which soon received the SU-14 index) began according to the scheme proposed by the Military Academy of Motorization and Mechanization. The first chassis was ready in May 1934, but due to transmission failures that were borrowed from the T-28 medium tank, its trimming lasted until the end of July 1934.
The body of the car was made of sheets of rolled armor with a thickness of 10 - 20 mm, which were interconnected by welding and rivets. The driver was located in a reserved cabin in the forward part of the hull at the left side. He led the observation through inspection hatches, closed by armored covers with viewing slots, located in the front and side sheets of the cabin. Landing driver was made through the hatch in the roof of the cab. The remaining six crew members were located in the rear part of the three removable seats.



As the main weapons 203-mm howitzer obn.1931 g. (B-4) with the upper machine, lifting and turning mechanisms were used without any alterations. For aimed shooting the panorama of Hertz was used. As an auxiliary weapon, three 7,62-mm DT machine guns were used, which could be installed in six bowling installations (three per side). In addition, for one machine gun DT was provided anti-aircraft turret, located on the right in front of the deck of the self-propelled. The mounted ammunition of the installation was 8 shots of separate loading and 2268 cartridges (36 disks) for DT machine guns.

To facilitate the process of loading the howitzer from the ground and the delivery of shells in the cocks (special cradles), the machine was equipped with two cranes (winches) with a lifting capacity of 200 kgf. Shooting was done only from the spot, while the machine was fixed on the ground with the help of two openers, which had a manual and electric drive hydraulic cylinders. Vertical howitzer pointing angles ranged from + 10 ° to + 60 ° and horizontally in the 8 ° sector without turning the machine. The firing range reached 18000. The rate of fire was 1 shot per 5,7 min. The transfer time of the gun from the traveling position to the combat position - 6,5-10 min.



The installation used a four-stroke, twelve-cylinder Y-shaped carburetor engine M-17 with the power of 500 hp. (368 kW) with two Zenith carburetors (CD-1). The engine was started using a Scintilla starter with an 6 horsepower. (4,4 kW) and voltage 24 B. The ignition system used two magneto "Scintilla 12D" and starting magneto. The capacity of the fuel tanks was 861 l. The range of the installation on the highway reached 100-120 km.

The transmission included: multi-plate main friction clutch for dry friction of steel on Ferodo, a five-speed gearbox (borrowed from the medium T-28 tank), two multidisk onboard friction clutches of dry friction (24 disc) with floating band brakes, two onboard gearboxes of the original design and a reducer of the original friction unit and a reducer of the original design and reducer. power to the fan. The intake of cooling air was carried out by an axial fan through the intake window in the upper front sheet of the hull and was ejected through the side hatches closed with grills.

Candle, spring suspension of the machine, fastened to the sides of the hull, had a shutdown mechanism for unloading it when firing. In the undercarriage were used (in relation to one side) eight support rollers of average diameter, six supporting rollers, rear-wheel steering wheel with a screw tension mechanism and drive wheel with removable gear rims tsevochnogo engagement with the track. Chassis nodes were borrowed from a heavy T-35 tank. The supporting, supporting rollers and guide wheels had external damping. When testing machines were used guide wheels with a metal bandage, which have proven to be more reliable in operation than the wheels with a rubber bandage.



Electrical equipment of the machine was performed on a single-wire circuit. The voltage of the onboard network was 12 B. Two 6STA-1X batteries with a capacity of 144 А • h, connected in series, as well as a dynamo (generator) of the “Scintilla” with 1 kW and 24 V voltage were used as power sources.

After a factory run-in, the SU-14 went to the Scientific Test Artillery Ground (NIAP) for shooting. But during the delivery of the chassis it was damaged: several tracks cracked, there was noise in the gearbox, the engine overheated, and therefore the test run on the 250 km was canceled. The shooting went quite smoothly, although the machine was swaying strongly during the shots and being on its deck (the ACS working platform was called that way) was only possible by holding tight to the handrails. The rate of fire turned out to be excessively low, since heavy shells had to be lifted to the deck with the help of uncomfortable cranes and winches; the design of the sliding floor-hatch, which broke during the tests, was also unreliable.

After the breakdowns were corrected, the ACS again arrived at the landfill. Now she had reinforced track tracks and an improved cooling system. The barrel of a low-power gun was replaced with a high-power barrel with a liner. This time the tests began with running in. But on the thirty-fourth kilometer broke gearbox. During the tests, the shots were made not only along the direction of movement at a high angle of elevation, but also horizontally, with extreme guidance angles, even with raised coulters.



According to the test results, a long list of necessary revisions of the SU-14 was drawn up, which crossed out the possibility of adopting it in its original form, and 31 January 1935. The Experimental Plant of Spetsmashtrest was given the task to overhaul the SU-14. But the upgrade, carried out in February-March, was half-hearted, as it touched only the undercarriage and the engine-transmission group (in the modified version of the SU-14, the gearbox and main friction clutch from the T-35 tank) were used, almost without affecting its warhead.

From 5 April to 24 in August 1935, during factory tests, the upgraded model SU-14 overcame more than 500 km in various conditions, demonstrating good driving performance. However, numerous drawbacks were noted again. In particular, it turned out that it was impossible to fire through ball-like embrasures designed for DT machine guns, just as it is impossible to quickly use portable ammunition (8 shots), which was under removable deck lids blocked by the body of the gun in the stowed position.




Using the experience gained while working on the SU-14, the design department of the Experimental Plant developed the drawings for building the reference sample of the self-propelled unit SU-14-1, which was made at the beginning of 1936. It had an improved design of the gearbox, main clutch, brakes and final drives (a number of units were borrowed from the T-35 tank); the exhaust pipes were moved away from the driver’s cabin, the support coulters were improved.

The main weapon of the machine remained unchanged - X-NUMX-mm howitzer B-203 arr. 4. Ammunition to the gun remained unchanged. The 1931 ammunition round of shots, as well as on the SU-8 self-propelled unit, was considered reserve enough only to quickly start opening fire before the arrival of a special transporter-charging box with 14-50 rounds of ammunition. As a transporter, it was planned to use a high-speed tracked tractor-tractor "Comintern" produced by HTZ. If necessary, two such tractors could tow a self-propelled unit. Ammunition for machine guns DT was reduced to 60 cartridges.



The armor protection remained unchanged compared with the SU-14 self-propelled unit armor, with the exception of the thickness of the bulwark, the value of which was reduced from 10 to 6 mm. The armor plates of the hull were connected by welding and rivets.

The car got forced to 680 HP M-17T engine, which allowed the "triplex" with 48 t mass to reach speeds up to 31,5 km / h. In the chassis used thicker sheets of the main spring and abandoned the mechanism to turn off the suspension at the time of shooting. This model of the SU-14-1 was tested by running from April to September 1936 (about 800 km), and from April to September 28 on 29 - by multiple shooting at NIAP.
At the end of November, 1936-mm long-barreled guns U-152 and BR-30 were delivered from the Uralmash plant and the Barricades plant to test the cannon version of the triplex. The rearmament took place at the end of 2, and the tests of machines equipped with guns took place in February 1936 and ended successfully. The plan for 1937 provided for the production of an installation series of five SU-1937-Br-14 machines (with an 2-mm gun Br-152), and with 2, it was planned to start their mass production. By the summer of 1938, it was envisaged to create an 1939-mm self-propelled mortar SU-280-Br-14, but the howitzer variant SU-5-B-14 was not remembered, since the creator of the howitzer B-4 Magdesiev, head of the Bolshevik design bureau, he broke down during interrogations and confessed to his wrecking activity. True, he was soon arrested and the head of the work on the SU-4 P.I. Syachinov, and with this interesting fighting machine the same thing happened as with the B-14 gun. All work on the preparation of serial production of ACS was stopped, and two finished samples were transferred for storage to military warehouse No. XXUMX in Moscow.



They recalled them in December 1939, during the storming of the "Mannerheim Line". The Red Army, faced with powerful modern fortifications, acutely felt the need for armored artillery installations of large calibers. By the Decree of the USSR Defense Committee on January 17 1940, "On special assignments for the needs of the Army in Action", Plant No. XXUMX named after SM. Kirov (the former Experimental Plant of Spetsmashtrest) was instructed to "repair and shield two SU-185 with armor plates". It was assumed that the screened self-propelled guns will be able to freely approach the Finnish dots on 14 - 1,5 km and shoot them in direct fire.

At the end of January, 1940 cars came from Moscow to the factory, but the work dragged on - armor plates from the Izhora factory began to arrive only at the end of February. The shielding of the machines was completed only by March 20, when the fighting was over. Self-propelled guns, which received additional armor 30-50 mm in thickness, began to weigh 64 t. 27 March vehicles were run-in on a route of 26 km. It was noted that "at 3-4 transmission speed does not exceed 20-22 km / h., When driving on virgin soil, the engine works hard, turns turn hard." Due to the heavy overload on the prototype SU-14, the rubber bands of the road wheels were replaced with metal ones.



In April, the 1940 of the SU-14 and the SU-14-Бр-2 were tested at the NIAP, and in July as part of a group of tanks of captain P. F. Lebedev - in the Kiev Special Military District. In September, 1940 was transferred to both cars by NIBTPagon for storage. In the autumn of 1941, during the defense of Moscow, both SU-14, along with another experienced self-propelled gun T-100-Y as part of the Special Separate Heavy Division, were used in the area of ​​Art. Kubinka for shooting from closed positions at the advancing German troops.

To this day, an armored SU-14-1 armed with an 152-mm cannon Br-2 has been preserved in Kubinka, and SU-14 has been put into scrap metal in 60-e ...



The article is made on the materials of the magazine "Bronekolletsija" No. 2 from 2006.
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. lewerlin53rus
    lewerlin53rus 18 March 2013 08: 07 New
    +3
    Here it is, the great and mighty "refrigerator" wink . It is a pity, of course, that many such samples of experimental equipment, available in single copies, were scrapped. Yes, and from many serial samples, little remains
  2. ObnaPur
    ObnaPur 18 March 2013 11: 53 New
    0
    I took a warrior in the "cold". repeat
    1. 755962
      755962 18 March 2013 13: 55 New
      +3
      About tank guides appeared))) Only we are talking about a living car, not a toy one .. The topic is very interesting, there are still "white spots" in it .. I hope to continue.
  3. Kars
    Kars 18 March 2013 14: 15 New
    +2
    What to say in this innovation is too sophisticated. They spent a lot of resources, but didn’t do the normal wheel drive to 203 mm B-4 until the end of the war. And during the war, German heavy artillery of medium caliber (170-210 mm) was more mobile.
    1. Lopatov
      Lopatov 18 March 2013 16: 21 New
      0
      It was a very strange decision to create these tools.
      Self-propelled artillery was needed at the regimental and divisional level. The army, corps and RGVK, and already having expensive guns in service, did not need more complex and resource-intensive vehicles, moreover, their mobility was reduced compared to towed guns.
      1. bask
        bask 18 March 2013 21: 33 New
        +2
        Quote: Spade
        Not strange was the decision to create these tools.

        Why strange. On the contrary, logical ... Technology did not allow this to be done in the 30s.
        In the 70s they created 203 mm 2A 44, self-propelled guns ,, Peony ,, - Malka ,,
    2. Htuek
      Htuek 18 March 2013 18: 40 New
      +1
      HeavyЁbarking! simple rules.
      And so! The cold drives!
  4. Skavron
    Skavron 19 March 2013 00: 45 New
    +1
    Well, if the KV-2 is considered an SPG ... then to me somehow he is more impressed in this regard.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14

Тяжёлая самоходная установка СУ-14


17 сентября 1931 г. Спецмаштресту было дано задание разработать средства механизации артиллерии большой и особой мощности. В частности, предлагалось до 1 мая 1932 г. представить Артуправлению проекты шасси "самоходного корпусного триплекса", состоящего из 107-мм пушки обр. 1910/30 гг., 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. и 203-мм мортиры обр. 1930 г., а также "триплекса Тяжелой Артиллерии Особого Назначения (ТАОН)", вооруженного 152-мм (или 130-мм) пушкой, 203-мм гаубицей обр. 1929/31 гг. и 305-мм мортирой.

Эскизные проекты были рассмотрены в июле 1932 г. и в целом одобрены. Для "корпусного триплекса" решили использовать удлиненное шасси среднего танка Т-24, а для "триплекса ТАОН" - специальное шасси, включающее узлы создававшегося в то время тяжелого танка. Но изготовление "корпусного триплекса" было отложено на два года, а для "триплекса ТАОН" не нашлось вооружения, так как ни 152-мм пушки большой мощности, ни 305-мм мортиры еще не было. На проработку был подан лишь гаубичный вариант "триплекса", вооруженного 203-мм орудием Б-4.


В 1933 г. на опытном заводе Спецмаштреста под руководством П.И.Сячинтова началось проектирование и изготовление самоходной установки для "триплекса ТАОН" (вскоре получившего индекс СУ-14) по схеме, предложенной Военной академией моторизации и механизации. Первое шасси было готово в мае 1934 г., но из-за поломок трансмиссии, которую заимствовали от среднего танка Т-28, его доводка продлилась до конца июля 1934 г.
Корпус машины был изготовлен из листов катаной брони толщиной 10 - 20 мм, которые соединялись между собой при помощи сварки и заклепок. Механик-водитель располагался в забронированной кабине в передней части корпуса у левого борта. Он вел наблюдение через смотровые люки, закрываемые броневыми крышками со смотровыми щелями, расположенные в переднем и бортовых листах кабины. Посадка механика-водителя производилась через люк в крыше кабины. Остальные шесть членов экипажа размещались в кормовой части на трех съемных сидениях.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14


В качестве основного оружия использовалась 203-мм гаубица обр.1931 г. (Б-4) с верхним станком, подъемным и поворотным механизмами без каких-либо было переделок. Для прицельной стрельбы использовалась панорама Герца. В качестве вспомогательного оружия применялись три 7,62-мм пулемета ДТ, которые могли устанавливаться в шести бугельных установках (по три на борт). Кроме того, для одного пулемета ДТ была предусмотрена зенитная турель, расположенная справа в передней части палубы самохода. Возимый боекомплект установки составлял 8 выстрелов раздельного заряжания и 2268 патронов (36 дисков) к пулеметам ДТ.

Для облегчения процесса заряжания гаубицы с грунта и подачи снарядов в кокорах (специальных люльках) машина оборудовалась двумя кранами (лебедками) грузоподъемностью 200 кгс. Стрельба производилась только с места, при этом машина закреплялась на грунте с помощью двух сошников, имевших ручной и электрический привод гидроцилиндров. Углы наведения гаубицы по вертикали составляли от +10° до + 60° и по горизонтали - в секторе 8° без поворота машины. Предельная дальность стрельбы достигала 18000 м. Скорострельность составляла 1 выстрел за 5,7 мин. Время перевода орудия из походного положения в боевое - 6,5-10 мин.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14


На установке использовался четырехтактный двенадцатицилиндровый У-образный карбюраторный двигатель М-17 мощностью 500 л.с. (368 кВт) с двумя карбюраторами "Зенит" (КД-1). Пуск двигателя производился с помощью стартера "Сцинтилла" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и напряжением 24 В. В системе зажигания использовались два магнето "Сцинтилла 12Д" и пусковое магнето. Емкость топливных баков составляла 861 л. Запас хода установки по шоссе достигал 100-120 км.

Трансмиссия включала в себя: многодисковый главный фрикцион сухого трения стали по феродо, пятиступенчатую коробку передач (заимствованную у среднего танка Т-28), два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения (24 диска) с плавающими ленточными тормозами, два бортовых редуктора оригинальной конструкции и редуктор отбора мощности на вентилятор. Забор охлаждающего воздуха осуществлялся осевым вентилятором через заборное окно в верхнем лобовом листе корпуса и выбрасывался через боковые люки, закрытые решетками.

Свечная, пружинная подвеска машины, крепившаяся к бортам корпуса, имела механизм выключения для ее разгрузки при стрельбе. В ходовой части использовались (применительно к одному борту) восемь опорных катков среднего диаметра, шесть поддерживающих катков, направляющее колесо заднего расположения с винтовым механизмом натяжения и ведущее колесо со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницей. Узлы ходовой части были заимствованы у тяжелого танка Т-35. Опорные, поддерживающие катки и направляющие колеса имели наружную амортизацию. При испытаниях машины были использованы направляющие колеса с металлическим бандажом, которые зарекомендовали себя более надежными в работе, чем колеса с резиновым бандажом.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14


Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 6СТА-1Х емкостью 144 А•ч, соединенные последовательно, а также динамо (генератор) "Сцинтилла" мощностью 1 кВт и напряжением 24 В.

После заводской обкатки СУ-14 отправилась на Научно-испытательный артиллерийский полигон (НИАП) для проведения стрельб. Но во время доставки шасси было испорчено: треснуло несколько траков, возникли шумы в коробке передач, перегревался двигатель, и поэтому испытательный пробег на 250 км отменили. Стрельбы же прошли довольно гладко, хотя при выстрелах машина сильно раскачивалась и находиться на ее палубе (рабочая площадка САУ называлась именно так) было возможно, только крепко держась за поручни. Чрезмерно низкой оказалась скорострельность, так как тяжелые снаряды приходилось поднимать на палубу при помощи неудобных кранов-лебедок; ненадежной была и конструкция сдвижного пола-люка, который в ходе испытаний сломался.

После исправления поломок САУ вновь прибыла на полигон. Теперь она имела усиленные гусеничные траки и улучшенную систему охлаждения. Ствол орудия малой мощности был заменен на ствол большой мощности с лейнером. На этот раз испытания начались с обкатки. Но на тридцать четвертом километре сломалась коробка перемены передач. Во время испытаний выстрелы производили не только вдоль направления движения под большим углом возвышения, но и горизонтально, при крайних углах наведения, даже при поднятых сошниках.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14


По результатам испытаний был составлен длинный перечень необходимых доработок СУ-14, который перечеркивал возможность принятия ее на вооружение в первоначальном виде, и 31 января 1935 г. Опытный завод Спецмаштреста получил задание на капитальную модернизацию СУ-14. Но модернизация, проведенная в феврале-марте, была половинчатой, так как коснулась лишь ходовой части и моторо-трансмиссионной группы (в доработанном варианте СУ-14 были применены КПП и главный фрикцион от танка Т-35), почти не затронув ее боевой части.

С 5 апреля по 24 августа 1935 г. во время заводских испытаний модернизированный образец СУ-14 преодолел более 500 км в различных условиях, продемонстрировав неплохие ходовые качества. Однако вновь отмечались многочисленные недостатки. В частности, выяснилось, что через шаровые амбразуры, предназначенные для пулеметов ДТ, вести огонь невозможно, так же как невозможно быстро воспользоваться возимым боекомплектом (8 выстрелов), который находился под съемными крышками палубы, блокированными в походном положении телом орудия.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14
Тяжёлая самоходная установка СУ-14


Используя опыт, полученный при работе над СУ-14, конструкторский отдел Опытного завода разработал чертежи для постройки эталонного образца самоходной установки СУ-14-1, который был изготовлен в начале 1936 г. Он имел улучшенную конструкцию КПП, главного фрикциона, тормозов и бортовых передач (ряд агрегатов заимствовались от танка Т-35); в стороны от кабины водителя были вынесены выхлопные трубы, усовершенствованы опорные сошники.

Основное оружие машины осталось неизменным - 203-мм гаубица Б-4 обр. 1931 г. Боекомплект к пушке остался без изменений. Возимый боекомплект 8 выстрелов, как и на самоходной установке СУ-14, считался резервным, достаточным лишь для быстрого начала открытия огня до прибытия специального транспортера-зарядного ящика с боекомплектом 50-60 выстрелов. В качестве транспортера планировалось использовать быстроходный гусеничный трактор-тягач "Коминтерн" производства ХТЗ. В случае необходимости два таких трактора могли отбуксировать и самоходную установку. Боекомплект к пулеметам ДТ был уменьшен до 2196 патронов.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14


Броневая защита осталась неизменной по сравнению с броневой защитой самоходной установки СУ-14, за исключением толщины фальшборта, величина которой была уменьшена с 10 до 6 мм. Броневые листы корпуса соединялись сваркой и заклепками.

Машина получила форсированный до 680 л.с. двигатель М-17Т, который позволял "триплексу" массой 48 т развивать скорость до 31,5 км/ч. В ходовой части применили более толстые листы коренной рессоры и отказались от механизма выключения подвески на время стрельбы. Этот образец СУ-14-1 испытывался пробегом с апреля по сентябрь 1936 г. (пройдено около 800 км), а с 28 апреля по 29 ноября 1936 г. - многократной стрельбой на НИАПе.
В конце ноября 1936 г. для испытания пушечного варианта "триплекса" с Уралмашзавода и завода "Баррикады" были доставлены 152-мм длинноствольные орудия У-30 и БР-2. Перевооружение состоялось в конце 1936 г., а испытания машин, оснащенных пушками, состоялись в феврале 1937 г. и закончились успешно. Планом на 1937 г. предусматривалось изготовление установочной серии из пяти машин СУ-14-Бр-2 (со 152-мм орудием Бр-2), а с 1938 г. предполагалось наладить их серийный выпуск. К лету 1939 г. предусматривалось создание 280-мм самоходной мортиры СУ-14-Бр-5, но о гаубичном варианте СУ-14-Б-4 не вспоминали, так как создатель гаубицы Б-4 Магдесиев, начальник КБ завода "Большевик", сломался на допросах и сознался в своей вредительской деятельности. Правда, вскоре был арестован и руководитель работ по СУ-14 П.И. Сячинтов, и с этой интересной боевой машиной случилось то же, что и с орудием Б-4. Все работы по подготовке серийного производства САУ были остановлены, а два готовых образца были переданы на хранение военному складу №37 в Москве.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14


Вспомнили о них в декабре 1939 г. при штурме "линии Маннергейма". Красная Армия, столкнувшись с мощными современными укреплениями, остро ощутила потребность в бронированных артиллерийских установках крупных калибров. Постановлением Комитета Обороны СССР от 17 января 1940 г. "О спецзаданиях для нужд Действующей армии" заводу №185 имени С.М. Кирова (бывшему Опытному заводу Спецмаштреста) поручалось "отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14". Предполагалось, что экранированные самоходки смогут свободно подходить к финским дотам на 1,5 - 2 км и расстреливать их прямой наводкой.

В конце января 1940 г. машины прибыли из Москвы на завод, но работа затянулась - броневые листы с Ижорского завода начали поступать только в конце февраля. Экранировка машин была завершена лишь к 20 марта, когда боевые действия уже закончились. Самоходки, получившие дополнительную броню толщиной 30-50 мм, стали весить 64 т. 27 марта машины прошли обкатку на маршруте протяженностью в 26 км. Отмечалось, что "на 3-4 передаче скорость не превышает 20-22 км/ч., при движении по целине двигатель работает напряженно, развороты происходят тяжело". Из-за сильной перегрузки на опытном образце СУ-14 резиновые бандажи опорных катков заменили металлическими.

Тяжёлая самоходная установка СУ-14


В апреле 1940 года СУ-14 и СУ-14-Бр-2 проходили испытания на НИАПе, а в июле в составе группы танков капитана П.Ф.Лебедева - в Киевском Особом военном округе. В сентябре 1940 г. обе машины передали на хранение НИБТПолигону. Осенью 1941 г., во время обороны Москвы, обе СУ-14, вместе с еще одной опытной САУ Т-100-Y в составе "Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения" использовались в районе ст. Кубинка для стрельбы с закрытых позиций по наступавшим немецким войскам.

До сегодняшнего дня в Кубинке сохранилась бронированная СУ-14-1, вооруженная 152-мм пушкой Бр-2, а СУ-14 в 60-е годы была пущена в металлолом...

Тяжёлая самоходная установка СУ-14


Статья сделана по материалам журнала «Бронеколлеция» № 2 от 2006 года


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. lewerlin53rus 18 марта 2013 08:07
    Вот он, великий и могучий "холодильник" wink .Жалко, конечно, что много подобных образцов опытной техники, имевшейся в единичных экземплярах, пошло на слом.Да и от многих серийных образцов мало чего осталось
  2. ObnaPur 18 марта 2013 11:53
    Я на "холоде" воина брал. feel
    ObnaPur
    1. 755962 18 марта 2013 13:55
      О танководы появились)))Только речь о живой машине ,а не о игрушечной..Тема очень интересная,в ней до сих пор встречаются "белые пятна"..Надеюсь на продолжение .
      755962
  3. Kars 18 марта 2013 14:15
    Что сказать в данной иновации слишком перемудрили.Израсходовали много ресурсов,а нормального колесного хода к 203 мм Б-4 так до конца войны и не сделали.И в войну немецкая тяжолая артилерия среднего калибра(170-210 мм) оказалась мобильнее .
    1. Лопатов 18 марта 2013 16:21
      Очень странным было решение создавать эти орудия.
      Самоходная артиллерия нужна была на полковом и дивизионном уровне. Армейская, корпусная и РГВК, и так имея на вооружении дорогие орудия, не нуждались в более сложных и ресурсоёмких машинах, к тому же со сниженной по сравнению с буксируемыми орудиями мобильностью.
      1. bask 18 марта 2013 21:33
        Цитата: Лопатов
        ень странным было решение создавать эти орудия.

        Почему странным .Наоборот логичным...Технологии не позволили это сделать в 30-х годах.
        Создали же в 70-х годах 203- мм 2А 44, САУ ,,Пион,,-Малка,,
        bask
    2. Htuek 18 марта 2013 18:40
      ТяжЁлая! простые правила.
      А так! Холод рулит!
      Htuek
  4. Skavron 19 марта 2013 00:45
    Ну если КВ-2 считать САУ...то мне как-то больше он импонирует в этом плане.
    Skavron

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня