Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II «Уходящая легенда»

Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II  «Уходящая легенда»


Самый известный американский боевой самолет 1960-1980-х годов, название которого долгое время являлось именем нарицательным для всех истребителей ВВС и ВМС США. Первый в мире действительно многоцелевой сверхзвуковой истребитель. Являлся таким же символом холодной войны, как и стратегический бомбардировщик Б-52.

Стал первым самолётом тактической и палубной авиации способным применять ракеты средней дальности ( до этого их несли только перехватчики ПВО ). После чего, ракеты такого класса Р-23/24(очень напоминающиеAIM-7), появились на МиГ-23.
В КНР с задержкой 20 лет, появился собственный "аналог" - JH-7, созданный по мотивам "Фантома" и позаимствовавший у него двигатели и РЛС.


Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II  «Уходящая легенда»

Самолёт JH-7 ВВС КНР


Работы по созданию этого самолета начались в 1953 г., когда ВМС США объявили конкурс на создание палубного сверхзвукового истребителя. Хотя проект фирмы Макдоннелл не прошел по конкурсу, он был взят за основу при создании палубного истребителя-бомбардировщика АН-1.
Но в декабре 1955 г. задание ВМС было радикально пересмотрено: вместо истребителя-бомбардировщика флот заказал высотный дальний палубный перехватчик с М = 2 и чисто ракетным вооружением. В июле 1955 г. был изготовлен натурный макет истребителя, получившего обозначение F4H-1F, а 27 мая 1958 г. самолет впервые поднялся в воздух (летчик-испытатель Р. С Литтл). На первом опытном самолете были установлены ТРДФ Дженерал Электрик J79-3A (2 х 6715 кгс), после 50 испытательных полетов замененные на J79-GE-2, а затем на еще более мощные J79-GE-2A (2 х 7325 кгс). В 1960г. «Фантом-2» установил серию мировых рекордов скорости, в частности, абсолютный рекорд скорости 2583 км/ч (на этом «Фантоме» двигатели для увеличения тяги были снабжены системой впрыска водно-спиртовой смеси в пространство перед компрессорам для охлаждения его лопаток). 23 самолета опытной серии в дальнейшем получили обозначение F-4A и использовались только для проведения летных испытаний. В декабре I960 г. на авиазаводе в Сент-Луисе начался серийный выпуск самолетов F4H-1, также переименованных в F-4A.
F-4B - улучшенный вариант палубного всепогодного истребителя ПВО ВМС, совершил первый полет в марте 1961 г. ВМС и корпусу морской пехоты США в 1961- 1967 гг. было поставлено 637 самолетов этого типа (часть из них позже была переоборудована в другие модификации).
В 1965 г. был создан RF-4B (F4H-1P) - невооруженный фоторазведчик на основе F-4B; морской пехоте США в 1965-1970 гг. было поставлено 46 самолетов. Самолет F-4G (первый с таким названием) являлся вариантом истребителя F-4B, приспособленным для посадки на палубу авианосца в автоматическом режиме (12 построенных самолетов позднее переоборудовали в F-4B).
Усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель F-4J совершил первый полет в мае 1966 г., ВМС и КМП в 1966-1972 гг. было поставлено 522 самолета этого типа.
148 самолетов F-4B в 1973-1978 гг. было модернизировано в F-4N, имеющий упрочненную конструкцию и усовершенствованное БРЭО.
Часть F-4J была доработана в вариант F-4S, также имеющий упрочненную конструкцию, модернизированные оборудование и двигатели.

ВВС США в марте 1962 г. решили принять «Фантом-2» на вооружение в качестве многоцелевого истребителя. Самолет, получивший обозначение F-4C (первоначально F-110), совершил первый полет в мае 1963г. В 1963-1966 гг. ВВС США было поставлено 583 истребителя этого типа. На его базе в 1964 г. был создан разведчик RF-4C (RF-110A), в 1964-1974 гг. ВВС США было поставлено 505 самолетов-разведчиков.
F-4D - улучшенный вариант F-4C, совершил первый полет в декабре 1965 г. (в 1966-1968 гг. построено 825 самолетов).
Самая массовая модификация «Фантома» - F-4E, поднялся в воздух в июне 1967 г. и выпускался с 1967 по 1976 г. (построено 1387 самолетов).
F-4G «Уайлд Уизл» - специализированный противорадиолокационный самолет ВВС, предназначен для поражения ЗРК и РЛС, переоборудованный из истребителя F-4E, совершил первый полет в декабре 1975 г., в 1978-1981 гг. было поставлено 116 самолетов этого типа.

Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II  «Уходящая легенда»


Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным трапециевидным крылом, имеющим складные консоли, и стреловидным хвостовым оперением.
Для повышения поперечной устойчивости консольным частям придан положительный угол поперечного V, равный 12°. Имеется развитая механизация, на ряде модификаций – система УПС. Для посадки на палубу авианосца на самолете установлен тормозной гак (позволяет садиться при посадочной массе до 17 000 кг).
В состав системы управления оружием самолета F-4E входит импульсно-доплеровская РЛС AN/APQ-120, оптический прицел AN/ASQ-26, навигационно-бомбардировочная подсистема AN/AJB-7 и счетно-решающее устройство бомбометания AN/ASQ-9L.
Средства РЭП включают приемники обнаружения радиолокационного излучения AN/APR-36/37 и передатчики помех AN/ALQ-71/72/87.
В состав пилотажно-навигационной системы F-4E входит ИНС AN/ASN-63, счетно-решающее устройство AN/ASN-46 и радиовысотомер малых высот AN/APN-155. Для связи, радионавигации и опознавания имеется комплексная система AN/ASQ-19, включающая приемопередатчик TACAN.

Вооружение. На девяти узлах внешней подвески самолет F-4E может нести разнообразное вооружение, в том числе четыре УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу» в нишах под фюзеляжем, УР «Спэрроу», «Сайдуиндер», «Булпап», «Попай» и «Шрайк» на подкрыльевых узлах подвески, а также два или три контейнера SUU-16/A или SUU-23/A с пушками М61А1 (боекомплект 1200 патронов на орудие), блоки с НАР, свободнопадающие бомбы, выливные авиационные приборы (ВАП) на подкрыльевых и центральном подфюзеляжном узлах.
Самолет может вооружаться двумя ядерными бомбами Mk43, Мк.57, Мк.61 или Мк.28.
Максимальная боевая нагрузка составляет 6800 кг, однако она достигается только при неполной заправке топливных баков.
В носовой части фюзеляжа самолетов F-4E и F-4F установлена шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан» (20 мм, 639 снарядов).
Для действия по наземным целям самолеты могут оснащаться шестью УР AGM-65 «Мейврик»; самолет F-4G берет на борт противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк» (две УР), AGM-78 «Стандарт» или AGM-88 HARM.

Модификации:
F-4A - многоцелевой палубный истребитель (опытная серия);
RF-4B (F4H-1P) - палубный фоторазведчик;
F-4G - многоцелевой палубный истребитель (позднее переоборудован в F-4B);
F-4J - многоцелевой палубный истребитель;
F-4S - многоцелевой палубный истребитель ВМС США (переоборудован из F-4J);
F-4C (F-110) - многоцелевой истребитель;
RF-4C (RF-110A) - фоторазведчик;
F-4D - многоцелевой истребитель;
F-4E - многоцелевой истребитель;
F-4G «Уайлд Уизл» - противорадиолокационный самолет;
F-4M - многоцелевой истребитель (для Великобритании);
F-4K - многоцелевой истребитель (для Великобритании);
F-4EJ - вариант истребителя F-4E для Японии;
RF-4E - разведывательный самолет (для поставок на экспорт);
F-4F - многоцелевой истребитель (для ФРГ).

Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II  «Уходящая легенда»


Производство самолетов «Фантом-2»для ВВС и ВМС США продолжалось до 1976 г. (было поставлено 1218 самолетов для ВМС, 46 - корпусу морской пехоты и 2712 для ВВС). Кроме того, на экспорт поставлено 1384 самолета (Австралия получила 24 истребителя, Великобритания - 185, Греция - 64, Египет - 35, Израиль - 216, Иран - 225, Испания - 40, Турция - 95, ФРГ - 273, Южная Корея - 73 и Япония - 2; часть самолетов была передана из состава вооруженных сил США). Таким образом, F-4 стал наиболее массовым зарубежным реактивным истребителем: всего в США было построено 5195 «Фантомов». Кроме того, в Японии в 1971-1980 гг. по американской лицензии выпускался самолет F-4EJ - вариант истребителя F-4E (построено 138 самолетов).

Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II  «Уходящая легенда»

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты F-4J ВВС Японии, авиабаза Михо


ЛТХ:
Размеры (F-4E). Размах крыла 11,7 м; длина самолета 19,2 м; высота самолета 5 м; площадь крыла 49,2 м2.
Массы, кг: максимальная взлетная: 24 800 (F-4B), 26 330 (F-4E, RF-4E, F-4G), 25900 (F-4S); нормальная взлетная 20 860 (F-4B), 20 000 (F-4C), 20 800 (F-4E); пустого 13 760 (F-4E); топлива во внутренних баках 6080 (F-4E), топлива в ПТБ 4000 (1 х 2270 л и 2 х 1400 л).
Силовая установка. F-4B - два ТРДФ Дженерал Электрик J79-GE-8 (2 х 7780 кгс), F-4E - J79-GE-17 (2 х х 8120 кгс).
Летные характеристики. Максимальная скорость 2300 км/ч; практический потолок 16 600 м (F-4E); максимальная скороподъемность 220 м/с (F-4E); практическая дальность 2380 км (F-4B), 2590 км (F-4E); длина разбега 1340 м; длина пробега с тормозным парашютом 950 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 6,0.

Истребитель F-4 длительное время оставался основным самолетом завоевания превосходства в воздухе американских ВВС и ВМС Боевое крещение «Фантома» состоялось 2 апреля 1965 г. во Вьетнаме, где самолеты этого типа встретились с северовьетнамскими истребителями МиГ-17Ф. С 1966 г. основными противниками «Фантомов» стали самолеты МиГ-21Ф. ВВС и ВМС США возлагали большие надежды на новейший истребитель, полагая, что мощное вооружение, бортовая РЛС, высокие скоростные и разгонные характеристики обеспечат «Фантому» безусловное превосходство над самолетами противника. Однако при столкновениях с более легкими и маневренными истребителями F-4 начали терпеть поражение. Сказалась большая нагрузка на крыло и меньшие скорости угловых разворотов американских истребителей, ограничения по эксплуатационной перегрузке (6,0 против 8,0 у МиГов) и углам атаки, худшая управляемость американского самолета. Не обладал F-4 и преимуществами по тяговооруженности (при нормальной взлетной массе 0,79 у МиГ-21ПФ и 0,74 у F-4B). К достоинствам «Фантома», проявившимся во Вьетнаме, относились несколько лучшие разгонные характеристики (F-4E разгонялся со скорости 600 км/ч до 1100 км/ч
за 20 с, а МиГ-21ПФ - за 27,5 с),более высокая скороподъемность,лучший обзор из кабины и наличие второго члена экипажа, который следил за воздушной обстановкой и своевременно предупреждал командира об угрозе со стороны задней полусферы.
Наиболее «результативным» американским экипажем «Фантома» времен вьетнамской войны стали летчик С. Ричи и оператор Ч. Бельвью, сбившие пять МиГов (по американским данным).
В конце 1960-х годов самолеты F-4E ВВС Израиля начали использоваться в боевых действиях на Ближнем Востоке. Первоначально израильтяне предполагали, что новая американская техника станет эффективным средством в борьбе с египетскими МиГ-21, однако довольно скоро они убедились в малой пригодности «Фантома» для решения этих задач, что заставило Израиль организовывать собственное производство истребителей «Мираж», используя для этого даже такие «не джентльменские» методы, как похищение французской технической документации. В дальнейшем «Фантомы» были переориентированы на решение ударных задач. Использование «Фантомов» в качестве ударных, предопределило их высокие потери (до 70% парка этих машин), во время очередной арабо-израильской войны в 1973 году, от ЗРК советского производства.

Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II  «Уходящая легенда»

Мобильный ЗРК советского производства "КВАДРАТ" (SA-6) нанёсший наибольшие потери ВВС Израиля в 1973 году


«Фантомы», состоящие на вооружении ВВС Ирана, применялись в Ирано-иракской войне 1980-1988 гг., однако подробности боевого применения самолетов F-4 в этом конфликте не известны (впрочем, следует отметить факт первого в истории авиации воздушного боя самолета и вертолета, когда иракский Ми-24 сбил атаковавший его F-4E).
Крайняя боевая потеря самолёта этого типа самолёта была 22-го июня 2012 года, когда сирийские средства ПВО сбили в своём воздушном пространстве тактический разведчик RF-4E ВВС Турции.

Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II  «Уходящая легенда»


На сегодняшний день самолёты этого типа состоят на вооружении ВВС: Египта (около 20 F-4E ), Греции(около 50 модернизированных фирмой DASA F-4E PI-2000 и RF-4E ), Ирана (количество исправных не известно, все постройки конца 60-х),Турции( около 150 F-4E и RF-4E), Южной Кореи (около 50 F-4E), Японии (около 100 F-4EJ и RF-4EJ собственной постройки ).
Имеющиеся на хранении в США «Фантомы» переоборудуются в радиоуправляемые беспилотные летательные аппараты (БПЛА), для использования их в качестве мишеней.

Как пишет сайт авиабазы Эглин, 17 апреля 2013 г. полностью восстановленный 309-й группой по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (Aerospace Maintenance and Regeneration Group - AMARG) самолет F-4 Phantom II совершил свой последний полет над авиабазой Дэвис-Монтан в Тусоне (шт. Аризона), прежде чем отправиться в Мохаве, шт. Калифорния.
Самолет RF-4C Phantom с номером 68-0599 был доставлен в AMARG на хранение 18 января 1989 года и с тех пор не летал.
Техники вновь установили на самолет сотни частей и выполнили тысячи часов работы, чтобы вернуть машину обратно в летное состояние. Этот самолет является 316-м F-4, снятым с хранения для реализации программы полномасштабных воздушных целей FSAT (full-scale aerial target) Боевого авиационного командования.
Компания BAE Systems будет конвертировать эту машину в самолет-мишень QF-4C и в конечном итоге будет передана 82-й эскадрилье воздушных мишеней (Aerial Targets Squadron - ATRS) на авиабазе Тиндалл, шт. Флорида.

Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II  «Уходящая легенда»

Cпутниковый снимок Google Earth: самолёты F-4 подготавливаемые для переоборудования в радиоуправляемые QF-4, авиабаза Девис-Монтан

Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II  «Уходящая легенда»

Cпутниковый снимок Google Earth: радиоуправляемые QF-4, авиабаза Тиндалл


Отличительным внешним признаком таких самолётов, являются окрашенные в красный цвет законцовки крыла и кили. Всего заказано 200 таких аппаратов. Предусмотрено и боевое применение этих машин.

Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II  «Уходящая легенда»

Беспилотный QF-4


9 января 2008 года с беспилотного самолёта QF-4 (модификации F-4 «Фантом») впервые осуществлён пуск боевой ракеты класса «воздух-земля».
Основное боевое предназначение переоборудованных в БПЛА «Фантомов» — подавление средств ПВО противника. Предполагается, что использование беспилотных модификаций «Фантомов» позволит сократить потери пилотов при выполнении операций по подавлению средств ПВО противника.

Нет сомнения, что в ближайшие 10 лет основные эксплуатанты снимут с вооружения самолёты этого типа. И этот легендарный летательный аппарат можно будет увидеть только в музее или в частной коллекции.

По материалам:
http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft32636.htm
http://pvo.guns.ru/kub/kub3.htm
http://vpk.name/news/89142_poslednii_f4_fantom_2_pokinul_devismontan.html
http://www.arms-expo.ru/049051051056124050056050052.html
Автор: подготовил Bongo


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. PistonizaToR 3 июня 2013 08:36
    За бережливость амерам плюс,просто зубы от злости сводит,когда вспоминаешь сколько МиГов-21 23 27 и Су-17 еще имеющих ресурс просто тупо распилили.Кстати в том числе пару полков по составу Су-17м4 выпущенных в 90-91гг.
    PistonizaToR
    1. Argon 3 июня 2013 11:36
      На мой взгляд дело больше не в бережливости,а в умении использовать имеющиеся возможности и рационально подходить к финансовым вопросам.Места концентрации списанной авиатехники,у американцев находятся в местах,с условиями климата,которые обоснованно можно назвать уникальными(как правило,пустыни с незначительным перепадом среднегодовых температур,низкой влажностью и практическим отсутствием ветров),а удаленность от густонаселенных районов,позволяет не тратиться на охрану(в большинстве случаев).Стоянка самолета на такой базе с учетом"нулевого ветшания"средств нетребует,в отличии от утилизации,прибыль которой не окупает расходы.В россии же влажность и отрицательные температуры быстро уничтожают авиа технику(вопрос мероприятий по консервации чрезвычайно дорог,и трудоемок),расхитители только завершают этот процесс.Что касается самого"Фантома",для своего времени машина "прорывная",мы то свой Су-30 только в середине 90х родили,а вообщем то больше аналогов и нет(амеровские машины я не рассматриваю ,они-развитие,не аналоги),JH-7 таковым не является т.к. полноценный ВБ на средних дистанциях вести неможет.Да и в нем больше"Ягуар"просматривается,про F-4 на совесть автора.Неудачи"Фантома"во вьетнаме,на мой взгляд, больше результат тактики применения,чем конструктивные недостатки машины.В целом машина получилась удачная,чем и объясняется ее долголетие.По поводу применения F-4 в качестве ударных БПЛА,считаю это мало вероятно,т.к. комплекс оборудования"роботизации"довольно дорог,а степень надежности машин невысока,при чем износ конкретных бортов значительно отличаетя по факторам,учитывая,что"Фантом"очень трудоемкая(в обслуживании,а в ремонте тем более) машина,рациональней использовать другую платформу если не зановопостроенную.Теперь немного позволю себе покритиковать автора,вот первая машина у меня была ИЖ 412,а вторая АЗЛК 2140 вот они были "Сильно напоминающии" друг-друга,а к "Спэрроу" и Р-23 даже понятияе "аналог"трудноприменимо.А классика историй о "Фантоме"-как мы у янкесов движок"скомуниздили"? Много можно было бы рассказать о комформной подвеске АСП,чем вызванно,как реализованно.Однако,критиковать всегда легче,чем работать,в целом нормально получилось. wink
      1. Geisenberg 3 июня 2013 12:37
        Цитата: Argon
        На мой взгляд дело больше не в бережливости,а в умении использовать имеющиеся возможности и ...


        После появления беспилотников эта идея просто валялась на поверхности ... ее пинали и оплевывали и тоьлко через 30 лет комуто хватило ума доработать списаный самолет.

        Мне вобще непонятно почему аткие проблемы с разработкой беспилотников возникли. Есть ведь десятки моделей самых разнообразных самолетов дореактивной эпохи. Всего то надо перескотреть конструкцию относительно соверменных метриалов и технологий и получится беспилотник абсолютно любого класса.
      2. Bongo 3 июня 2013 14:52
        JH-7 по своим характеристикам ближе к Фантому чем к Ягуару
        Размах крыла, м 12.80
        Длина, м 21.00
        Высота, м 6.22
        Площадь крыла, м2 52.30
        Масса, кг
        - максимальная взлетная 27500
        - топлива 6540
        Тип двигателя 2 ТДДФ Xian (XAE) WS-9
        Тяга , кН
        - нефорсированная 2 х 71.29
        - форсированная 2 х 138.27
        Максимальная скорость, км/ч 1795 (М=1.69)
        Перегоночная дальность, км 3650
        Боевой радиус действия, км 1650
        Практический потолок, м 16000
        Экипаж, чел 2
        боевая нагрузка - 6500 кг
        Более того как уже говорилось в статье на нём установлены двигатели Роллс-Ройс «Спей» Mk.202/203. Их англичане устанавливали на свою версию «Фантома» FG.Mk.1 (F-4K).
        РЛС Типа «232» так же скопирована с американской.
        Что касается "мест хранения" то такое место одно авиабаза Девис-Монтан, в Мохаве хранятся гажданские и транспортные машины.
    2. Geisenberg 3 июня 2013 12:33
      Цитата: PistonizaToR
      просто зубы от злости сводит,когда вспоминаешь сколько МиГов-21 23 27 и Су-17 еще имеющих ресурс просто тупо распилили.Кстати в том числе пару полков по составу Су-17м4 выпущенных в 90-91гг.


      Да много чего попилили ... хватило бы ума оставшееся сохранить. Миг-21 например таким же способом переоборудовать ... зверь будет ..
    3. Vovka Levka 3 июня 2013 17:58
      Цитата: PistonizaToR
      За бережливость амерам плюс,просто зубы от злости сводит,когда вспоминаешь сколько МиГов-21 23 27 и Су-17 еще имеющих ресурс просто тупо распилили.Кстати в том числе пару полков по составу Су-17м4 выпущенных в 90-91гг.

      Учится есть чему у них, и это факт.
      Vovka Levka
    4. Fitter65 4 июня 2013 03:52
      Да,Фёдорович,тут с тобой согласен,даже и добавлять не чего.
  2. avt 3 июня 2013 09:29
    Дааа , как ни крути - это уже не самолет а легенда ,как Миг-21 . Практически стал именем нарицательным амерской ИБ авиации . laughing +
    avt
  3. svskor80 3 июня 2013 09:39
    Да действительно неплохая идея использовать их как БПЛА , хоть ударный , хоть тренировочный.
  4. Кацин 3 июня 2013 10:43
    Это такой же символ Америки, как джинсы Ливайс и кока кола. Были бы деньги- непременно купил бы себе списанный фантом. Чисто рокэнрольный самолет...
    Кацин
    1. 0255 3 июня 2013 11:49
      я бы тоже себе такой самолёт купил
  5. Rus_87 3 июня 2013 10:45
    Китайский JH-7 больше на "Ягуара" смахивает, чем на Фантома... От Фантома в нем ничего схожего нет. Двигатели, да, стащили с британской модификации Фантома, а в остальном 1 в 1 Ягуар, может чуточку от Миражей что-то есть...
    1. Bongo 3 июня 2013 14:53
      Массово габаритные характеристики сравните.
      1. Argon 3 июня 2013 22:52
        А причем тут массогабаритные характеристики? Боевые машины "аналогируются" либо по возможностям либо по конструкции(что в значительной степени определяется компоновкой,по другому сказать "общим видом").Давайте,любезный Dongo сравним"Фантом",JH-7 и Ан-26 массогабаритные характеристики будут близкими. laughing
        1. Argon 4 июня 2013 00:00
          Прошу прощения с ником ошибся-не хочу обидеть.
        2. Bongo 4 июня 2013 04:50
          Компановкой и ТТХ фантом с "китайцем" тоже очень схожи.
          Ягуар по своим возможностям ближе к Су-17.
  6. 0255 3 июня 2013 11:49
    нравится дизайн "Фантома", красивая машина, жаль, что он применялся в большинстве случаев для агрессии США и Израиля против вьетнамцев и арабов.
  7. vagabo 3 июня 2013 12:07
    Вот уж - на вкус и цвет ... smile
    Мне он всегда казался одним из самых уродливых истребителей своего поколения.
    Особенно в сравнении с нашими красавцами МИГ-21.
    (я в курсе, что это не в полной мере аналог. Речь про дизайн)
    1. tomket 4 июня 2013 22:50
      летчики испытатели впервые увидив Фантом прозвали его "ДВАЖДЫ Уродливый "
  8. Landwarrior 3 июня 2013 13:07
    Для меня "Фантом" в первую очередь -один из символов войны во Вьетнаме.
    Вот почему-то сразу же в уме рисуется картинка - низколетящий "Фантом" - и стена горящего напалма за ним. winked
    Кстати, если мне память не изменяет, изначально пушки на них не ставили, потому что посчитали, что маневренные бои ушли в прошлое.
  9. Kovrovsky 3 июня 2013 13:24
    Самолет-легенда, достойный противник в свое время!
    Kovrovsky
  10. PistonizaToR 3 июня 2013 18:08
    Пушки с модификации Е пошли,до этого как и на первых модификациях 21х можно только контейнер с пушкой подвесить,что нецелесообразно,так как ракеты тоже куда-то вешать надо.
    PistonizaToR
    1. Bongo 3 июня 2013 18:11
      Отчасти отсутвие пушек на МиГ-21ПФ заменялось блоками НУРС С-5. Нурсами вооружался обычно ведомый. Зафиксирован по меньшей мере один случай сбитития ими американского самолёта.
  11. uzer 13 3 июня 2013 19:06
    Фантом-это,конечно легенда и символ своего времени.Даже люди,далекие от ВВС-и те знали,что обозначает это название.Но этот самолет имел еще одну особенность,о которой не все знают.В те времена,в связи с развитием и совершенствованием зенитно-ракетных комплексов,возникла большая проблема преодоления систем ПВО противника.Для этого надо было как можно ближе прижать самолет к земле,где его не захватывали радары.Истребители,имевшие небольшую площадь крыла и,вследствие этого высокую скорость полета,не могли лететь очень низко,т.к.летчики не успевали отработать рельеф местности.И вот как раз на Фантоме был применен бортовой компьютер ,связанный с автопилотом,для решения этой проблемы.Насколько это устройство было полезным-судить не могу.В те времена увидеть своими глазами компьютер или инопланетянина-было примерно одно и то же.
    1. Bongo 3 июня 2013 19:08
      Вы с F-111 путаете.
      1. Рафаэль_83 3 июня 2013 19:31
        И тем не менее, "Фантом" по сравнению со многими машинами того времени (не исключая "Миражи", "Саабы" и наши МиГи) был настоящим электронным чудовищем, согласитесь wink .
        Да и концепцию двухместного тяжелого "ударника" отработали на ять, истребители "Эхо" (Ф-15Е) и "Супер Шершень" достойные преемники.
    2. Комментарий был удален.
  12. Серафим 4 июня 2013 00:58
    Эх, Фантом-Фантом...
    Сбил тебя наш лётчик Ли Си Цин! )))
    Да, с трудом смиряюсь с миром, в котором нет "рокнрольной" (по выражению наших иудейских партнеров) техники и их противников: ни Фантомов, ни МиГов 21-х, 23-х, Сушек 17-х, Ягуаров, Миражей, Харриеров, Этандартов, Скайхоков и т.д.. А ведь наступят времена и, это полный крах эпохи, под нож пойдут Су-27, МиГ-29, Иглы, Хорнеты, Тандерболты, Су-25. А я ещё помню такие чудные самолеты, как английские Канберры, Вулканы и Нимроды на вооружении RAF.
    А теперь посмотришь на эти труднопилотируемые роботы-стелсы и никакого эстетического удовлетворения. Чтоб полюбить новейшую технику, надо было родиться с мышкой в руке и вмонтированным в мозг айфоном. Новые поколения - новая эстетика
    Серафим
  13. сашка 4 июня 2013 01:42
    Хороший самолёт."Легенда" Даже песню сложили..У нас Миг-21. Они братья...
    сашка
  14. papik09 7 июня 2013 22:31
    Цитата: tomket
    летчики испытатели впервые увидив Фантом прозвали его "ДВАЖДЫ Уродливый "

    А самолет-то по внешнему виду - красивый. А красивый не может быть уродом, тем более дважды. Кстати, СУ-27, МиГ-29, 31, 35 по внешнему виду напоминают F-4 (в "профиль").
  15. Паштет 22 июля 2015 17:28
    Истребитель легенда,как и его противник в небе Вьетнама МиГ-21.
  16. Як-3П 22 июля 2015 18:00
    это самый аварийный самолет(реактивный) в начале своего пути..даже хартманн был против принятия его на вооружение люфтваффе поначалу

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня