Макдоннелл-Дуглас F-4 Phantom II «Уходящая легенда»
Самый известный американский боевой самолет 1960-1980-х годов, название которого долгое время являлось именем нарицательным для всех истребителей ВВС и ВМС США. Первый в мире действительно многоцелевой сверхзвуковой истребитель. Являлся таким же символом холодной войны, как и стратегический бомбардировщик Б-52.
Стал первым самолётом тактической и палубной авиации способным применять ракеты средней дальности ( до этого их несли только перехватчики ПВО ). После чего, ракеты такого класса Р-23/24(очень напоминающиеAIM-7), появились на МиГ-23.
В КНР с задержкой 20 лет, появился собственный "аналог" - JH-7, созданный по мотивам "Фантома" и позаимствовавший у него двигатели и РЛС.
Работы по созданию этого самолета начались в 1953 г., когда ВМС США объявили конкурс на создание палубного сверхзвукового истребителя. Хотя проект фирмы Макдоннелл не прошел по конкурсу, он был взят за основу при создании палубного истребителя-бомбардировщика АН-1.
Но в декабре 1955 г. задание ВМС было радикально пересмотрено: вместо истребителя-бомбардировщика флот заказал высотный дальний палубный перехватчик с М = 2 и чисто ракетным вооружением. В июле 1955 г. был изготовлен натурный макет истребителя, получившего обозначение F4H-1F, а 27 мая 1958 г. самолет впервые поднялся в воздух (летчик-испытатель Р. С Литтл). На первом опытном самолете были установлены ТРДФ Дженерал Электрик J79-3A (2 х 6715 кгс), после 50 испытательных полетов замененные на J79-GE-2, а затем на еще более мощные J79-GE-2A (2 х 7325 кгс). В 1960г. «Фантом-2» установил серию мировых рекордов скорости, в частности, абсолютный рекорд скорости 2583 км/ч (на этом «Фантоме» двигатели для увеличения тяги были снабжены системой впрыска водно-спиртовой смеси в пространство перед компрессорам для охлаждения его лопаток). 23 самолета опытной серии в дальнейшем получили обозначение F-4A и использовались только для проведения летных испытаний. В декабре I960 г. на авиазаводе в Сент-Луисе начался серийный выпуск самолетов F4H-1, также переименованных в F-4A.
F-4B - улучшенный вариант палубного всепогодного истребителя ПВО ВМС, совершил первый полет в марте 1961 г. ВМС и корпусу морской пехоты США в 1961- 1967 гг. было поставлено 637 самолетов этого типа (часть из них позже была переоборудована в другие модификации).
В 1965 г. был создан RF-4B (F4H-1P) - невооруженный фоторазведчик на основе F-4B; морской пехоте США в 1965-1970 гг. было поставлено 46 самолетов. Самолет F-4G (первый с таким названием) являлся вариантом истребителя F-4B, приспособленным для посадки на палубу авианосца в автоматическом режиме (12 построенных самолетов позднее переоборудовали в F-4B).
Усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель F-4J совершил первый полет в мае 1966 г., ВМС и КМП в 1966-1972 гг. было поставлено 522 самолета этого типа.
148 самолетов F-4B в 1973-1978 гг. было модернизировано в F-4N, имеющий упрочненную конструкцию и усовершенствованное БРЭО.
Часть F-4J была доработана в вариант F-4S, также имеющий упрочненную конструкцию, модернизированные оборудование и двигатели.
ВВС США в марте 1962 г. решили принять «Фантом-2» на вооружение в качестве многоцелевого истребителя. Самолет, получивший обозначение F-4C (первоначально F-110), совершил первый полет в мае 1963г. В 1963-1966 гг. ВВС США было поставлено 583 истребителя этого типа. На его базе в 1964 г. был создан разведчик RF-4C (RF-110A), в 1964-1974 гг. ВВС США было поставлено 505 самолетов-разведчиков.
F-4D - улучшенный вариант F-4C, совершил первый полет в декабре 1965 г. (в 1966-1968 гг. построено 825 самолетов).
Самая массовая модификация «Фантома» - F-4E, поднялся в воздух в июне 1967 г. и выпускался с 1967 по 1976 г. (построено 1387 самолетов).
F-4G «Уайлд Уизл» - специализированный противорадиолокационный самолет ВВС, предназначен для поражения ЗРК и РЛС, переоборудованный из истребителя F-4E, совершил первый полет в декабре 1975 г., в 1978-1981 гг. было поставлено 116 самолетов этого типа.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным трапециевидным крылом, имеющим складные консоли, и стреловидным хвостовым оперением.
Для повышения поперечной устойчивости консольным частям придан положительный угол поперечного V, равный 12°. Имеется развитая механизация, на ряде модификаций – система УПС. Для посадки на палубу авианосца на самолете установлен тормозной гак (позволяет садиться при посадочной массе до 17 000 кг).
В состав системы управления оружием самолета F-4E входит импульсно-доплеровская РЛС AN/APQ-120, оптический прицел AN/ASQ-26, навигационно-бомбардировочная подсистема AN/AJB-7 и счетно-решающее устройство бомбометания AN/ASQ-9L.
Средства РЭП включают приемники обнаружения радиолокационного излучения AN/APR-36/37 и передатчики помех AN/ALQ-71/72/87.
В состав пилотажно-навигационной системы F-4E входит ИНС AN/ASN-63, счетно-решающее устройство AN/ASN-46 и радиовысотомер малых высот AN/APN-155. Для связи, радионавигации и опознавания имеется комплексная система AN/ASQ-19, включающая приемопередатчик TACAN.
Вооружение. На девяти узлах внешней подвески самолет F-4E может нести разнообразное вооружение, в том числе четыре УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу» в нишах под фюзеляжем, УР «Спэрроу», «Сайдуиндер», «Булпап», «Попай» и «Шрайк» на подкрыльевых узлах подвески, а также два или три контейнера SUU-16/A или SUU-23/A с пушками М61А1 (боекомплект 1200 патронов на орудие), блоки с НАР, свободнопадающие бомбы, выливные авиационные приборы (ВАП) на подкрыльевых и центральном подфюзеляжном узлах.
Самолет может вооружаться двумя ядерными бомбами Mk43, Мк.57, Мк.61 или Мк.28.
Максимальная боевая нагрузка составляет 6800 кг, однако она достигается только при неполной заправке топливных баков.
В носовой части фюзеляжа самолетов F-4E и F-4F установлена шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан» (20 мм, 639 снарядов).
Для действия по наземным целям самолеты могут оснащаться шестью УР AGM-65 «Мейврик»; самолет F-4G берет на борт противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк» (две УР), AGM-78 «Стандарт» или AGM-88 HARM.
Модификации:
F-4A - многоцелевой палубный истребитель (опытная серия);
RF-4B (F4H-1P) - палубный фоторазведчик;
F-4G - многоцелевой палубный истребитель (позднее переоборудован в F-4B);
F-4J - многоцелевой палубный истребитель;
F-4S - многоцелевой палубный истребитель ВМС США (переоборудован из F-4J);
F-4C (F-110) - многоцелевой истребитель;
RF-4C (RF-110A) - фоторазведчик;
F-4D - многоцелевой истребитель;
F-4E - многоцелевой истребитель;
F-4G «Уайлд Уизл» - противорадиолокационный самолет;
F-4M - многоцелевой истребитель (для Великобритании);
F-4K - многоцелевой истребитель (для Великобритании);
F-4EJ - вариант истребителя F-4E для Японии;
RF-4E - разведывательный самолет (для поставок на экспорт);
F-4F - многоцелевой истребитель (для ФРГ).
Производство самолетов «Фантом-2»для ВВС и ВМС США продолжалось до 1976 г. (было поставлено 1218 самолетов для ВМС, 46 - корпусу морской пехоты и 2712 для ВВС). Кроме того, на экспорт поставлено 1384 самолета (Австралия получила 24 истребителя, Великобритания - 185, Греция - 64, Египет - 35, Израиль - 216, Иран - 225, Испания - 40, Турция - 95, ФРГ - 273, Южная Корея - 73 и Япония - 2; часть самолетов была передана из состава вооруженных сил США). Таким образом, F-4 стал наиболее массовым зарубежным реактивным истребителем: всего в США было построено 5195 «Фантомов». Кроме того, в Японии в 1971-1980 гг. по американской лицензии выпускался самолет F-4EJ - вариант истребителя F-4E (построено 138 самолетов).
ЛТХ:
Размеры (F-4E). Размах крыла 11,7 м; длина самолета 19,2 м; высота самолета 5 м; площадь крыла 49,2 м2.
Массы, кг: максимальная взлетная: 24 800 (F-4B), 26 330 (F-4E, RF-4E, F-4G), 25900 (F-4S); нормальная взлетная 20 860 (F-4B), 20 000 (F-4C), 20 800 (F-4E); пустого 13 760 (F-4E); топлива во внутренних баках 6080 (F-4E), топлива в ПТБ 4000 (1 х 2270 л и 2 х 1400 л).
Силовая установка. F-4B - два ТРДФ Дженерал Электрик J79-GE-8 (2 х 7780 кгс), F-4E - J79-GE-17 (2 х х 8120 кгс).
Летные характеристики. Максимальная скорость 2300 км/ч; практический потолок 16 600 м (F-4E); максимальная скороподъемность 220 м/с (F-4E); практическая дальность 2380 км (F-4B), 2590 км (F-4E); длина разбега 1340 м; длина пробега с тормозным парашютом 950 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 6,0.
Истребитель F-4 длительное время оставался основным самолетом завоевания превосходства в воздухе американских ВВС и ВМС Боевое крещение «Фантома» состоялось 2 апреля 1965 г. во Вьетнаме, где самолеты этого типа встретились с северовьетнамскими истребителями МиГ-17Ф. С 1966 г. основными противниками «Фантомов» стали самолеты МиГ-21Ф. ВВС и ВМС США возлагали большие надежды на новейший истребитель, полагая, что мощное вооружение, бортовая РЛС, высокие скоростные и разгонные характеристики обеспечат «Фантому» безусловное превосходство над самолетами противника. Однако при столкновениях с более легкими и маневренными истребителями F-4 начали терпеть поражение. Сказалась большая нагрузка на крыло и меньшие скорости угловых разворотов американских истребителей, ограничения по эксплуатационной перегрузке (6,0 против 8,0 у МиГов) и углам атаки, худшая управляемость американского самолета. Не обладал F-4 и преимуществами по тяговооруженности (при нормальной взлетной массе 0,79 у МиГ-21ПФ и 0,74 у F-4B). К достоинствам «Фантома», проявившимся во Вьетнаме, относились несколько лучшие разгонные характеристики (F-4E разгонялся со скорости 600 км/ч до 1100 км/ч
за 20 с, а МиГ-21ПФ - за 27,5 с),более высокая скороподъемность,лучший обзор из кабины и наличие второго члена экипажа, который следил за воздушной обстановкой и своевременно предупреждал командира об угрозе со стороны задней полусферы.
Наиболее «результативным» американским экипажем «Фантома» времен вьетнамской войны стали летчик С. Ричи и оператор Ч. Бельвью, сбившие пять МиГов (по американским данным).
В конце 1960-х годов самолеты F-4E ВВС Израиля начали использоваться в боевых действиях на Ближнем Востоке. Первоначально израильтяне предполагали, что новая американская техника станет эффективным средством в борьбе с египетскими МиГ-21, однако довольно скоро они убедились в малой пригодности «Фантома» для решения этих задач, что заставило Израиль организовывать собственное производство истребителей «Мираж», используя для этого даже такие «не джентльменские» методы, как похищение французской технической документации. В дальнейшем «Фантомы» были переориентированы на решение ударных задач. Использование «Фантомов» в качестве ударных, предопределило их высокие потери (до 70% парка этих машин), во время очередной арабо-израильской войны в 1973 году, от ЗРК советского производства.
«Фантомы», состоящие на вооружении ВВС Ирана, применялись в Ирано-иракской войне 1980-1988 гг., однако подробности боевого применения самолетов F-4 в этом конфликте не известны (впрочем, следует отметить факт первого в истории авиации воздушного боя самолета и вертолета, когда иракский Ми-24 сбил атаковавший его F-4E).
Крайняя боевая потеря самолёта этого типа самолёта была 22-го июня 2012 года, когда сирийские средства ПВО сбили в своём воздушном пространстве тактический разведчик RF-4E ВВС Турции.
На сегодняшний день самолёты этого типа состоят на вооружении ВВС: Египта (около 20 F-4E ), Греции(около 50 модернизированных фирмой DASA F-4E PI-2000 и RF-4E ), Ирана (количество исправных не известно, все постройки конца 60-х),Турции( около 150 F-4E и RF-4E), Южной Кореи (около 50 F-4E), Японии (около 100 F-4EJ и RF-4EJ собственной постройки ).
Имеющиеся на хранении в США «Фантомы» переоборудуются в радиоуправляемые беспилотные летательные аппараты (БПЛА), для использования их в качестве мишеней.
Как пишет сайт авиабазы Эглин, 17 апреля 2013 г. полностью восстановленный 309-й группой по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (Aerospace Maintenance and Regeneration Group - AMARG) самолет F-4 Phantom II совершил свой последний полет над авиабазой Дэвис-Монтан в Тусоне (шт. Аризона), прежде чем отправиться в Мохаве, шт. Калифорния.
Самолет RF-4C Phantom с номером 68-0599 был доставлен в AMARG на хранение 18 января 1989 года и с тех пор не летал.
Техники вновь установили на самолет сотни частей и выполнили тысячи часов работы, чтобы вернуть машину обратно в летное состояние. Этот самолет является 316-м F-4, снятым с хранения для реализации программы полномасштабных воздушных целей FSAT (full-scale aerial target) Боевого авиационного командования.
Компания BAE Systems будет конвертировать эту машину в самолет-мишень QF-4C и в конечном итоге будет передана 82-й эскадрилье воздушных мишеней (Aerial Targets Squadron - ATRS) на авиабазе Тиндалл, шт. Флорида.
Cпутниковый снимок Google Earth: самолёты F-4 подготавливаемые для переоборудования в радиоуправляемые QF-4, авиабаза Девис-Монтан
Отличительным внешним признаком таких самолётов, являются окрашенные в красный цвет законцовки крыла и кили. Всего заказано 200 таких аппаратов. Предусмотрено и боевое применение этих машин.
9 января 2008 года с беспилотного самолёта QF-4 (модификации F-4 «Фантом») впервые осуществлён пуск боевой ракеты класса «воздух-земля».
Основное боевое предназначение переоборудованных в БПЛА «Фантомов» — подавление средств ПВО противника. Предполагается, что использование беспилотных модификаций «Фантомов» позволит сократить потери пилотов при выполнении операций по подавлению средств ПВО противника.
Нет сомнения, что в ближайшие 10 лет основные эксплуатанты снимут с вооружения самолёты этого типа. И этот легендарный летательный аппарат можно будет увидеть только в музее или в частной коллекции.
По материалам:
http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft32636.htm
http://pvo.guns.ru/kub/kub3.htm
http://vpk.name/news/89142_poslednii_f4_fantom_2_pokinul_devismontan.html
http://www.arms-expo.ru/049051051056124050056050052.html
Информация