Командные крейсеры ВМФ СССР

27
Командные крейсеры ВМФ СССР


По состоянию на середину 1970-х годов на боевой службе в составе пяти оперативных эскадр ВМФ СССР находилось свыше 30 многоцелевых атомных лодок, столько же атомных подводных крейсеров стратегического назначения, полсотни дизель-электрических субмарин, 100+ боевых надводных кораблей и судов обеспечения. Всего за время «эпохи застоя» количество боевых патрулирований субмарин ВМФ СССР возросло в 20 раз, количество дальних походов, совершаемых надводными кораблями – в 10 раз. К 1985 году в разных уголках Мирового океана ежедневно несли службу до 160 советских кораблей и судов обеспечения.

Оперативная эскадра (ОпЭск) ВМФ СССР - тактическое соединение, сформированное для несения службы в важных регионах планеты. Всего в истории отечественного флота существовало пять ОпЭск:

- 5-я Средиземноморская оперативная эскадра;

- 7-я оперативная эскадра (зона ответственности - Атлантика);

- 8-я оперативная эскадра (Персидский залив и Индийский океан);

- 10-я ОпЭСК (Тихий океан);

- 17-я ОпЭСК (она же – 15-я), для решения оперативно-тактических задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе (преимущественно – Южно-Китайское море, Вьетнам и Юго-Восточная Азия).

Увеличение числа боевых кораблей на позициях в Мировом океане потребовало изменить подход к организации боевой службы и управления корабельными соединениями. Уже к середине 60-х годов, с активизацией мер противодействия вражеским подводным ракетоносцам в Средиземном море и усилением присутствия ВМФ СССР в зонах военных конфликтов возникла острая необходимость в передовых флагманских командных пунктах (ФКП). Советскому флоту требовался специализированный штабной корабль, оснащенный современными системами связи, средствами планирования боевых операций и координации мероприятий по тыловому и специальному обеспечению сил флота.

Настоящий «мозговой центр», куда бы стекалась вся информация о текущей обстановке в зоне ответственности ОпЭск и откуда могло осуществляться управление разнородными силами эскадры (противолодочными силами, ракетно-артиллерийскими и десантными кораблями, разведчиками, судами обеспечения, морской авиацией и подводными лодками).

Решением проблемы командных кораблей стало переоборудование двух морально устаревших артиллерийских крейсеров проекта 68-бис (шифр «Свердлов») в крейсера управления по проекту 68-У. Согласно первоначальному плану, «Жданов» и «Адмирал Сенявин» должны были лишиться части своего артиллерийского вооружения, взамен корабли рассчитывали получить спецоборудование связи, подготовленные помещения для организации работы ФКП, а также современные системы самообороны, радиотехнической разведки и РЭБ.


Представитель проекта 68-бис. Крейсер "Михаил Кутузов"

Выбор крейсеров проекта 68-бис был отнюдь не случайным – крупный боевой корабль, полным водоизмещением 16 тысяч тонн, со множеством рабочих помещений и широкими возможностями для размещения внешних антенных устройств. Запас мазута на борту обеспечивал океанскую дальность плавания 9000 морских миль на крейсерской скорости 16 узлов, а максимальная скорость – 32 узла – позволяла выполнять боевые задачи наравне с современными кораблями ВМФ.

Крейсер проекта 68-бис, как наследник славной эпохи дредноутов, обладал повышенной боевой живучестью и превосходным уровнем защищенности – в отличии современных «безбронных» кораблей, старый крейсер был надежно укутан в 100 мм «шубу» главного броневого пояса.
Наконец, 9 шестидюймовых орудий в трех сохранившихся башнях ГК обеспечивали кораблю солидную огневую мощь в морском бою на коротких и средних дистанциях.

Крейсер управления «Жданов»

В 1965 году крейсер «Жданов» был расконсервирован и переведен с Балтики в Севастополь. Модернизация корабля заняла семь лет – в июне 1972 года, пройдя цикл государственных испытаний и зачетных стрельб, «Жданов» был зачислен в состав 150-й бригады больших ракетных кораблей Краснознаменного Черноморского Флота.



Для решения основных задач, вместо третьей башни главного калибра появилась новая надстройка и 32-метровая ферменная мачта с антеннами системы КВ-радиосвязи «Вяз» и блоками космической связи «Цунами». На борту крейсера находилось 17 KB- и СВ-радиопередатчиков, 57 КВ-, ВВ-, СВ- и ДВ-приемников, девять радиостанций УKB, три радиорелейные УКВ-системы и аппаратуру спутниковой связи – всего 65 антенн и 17 постов для размещения радиотехнической аппаратуры, позволявшей формировать до 60 каналов передачи данных. Надежная радиосвязь с кораблями и берегом осуществлялась на дальности до 8 тыс. километров, а на спутниковые линии обеспечивали связь с любым регионом планеты.

Вследствие значительного роста энергопотребления (мощность только одного передатчика «Вяз» достигала 5 кВт) изменению подверглась электростанция корабля – мощность генераторов пришлось увеличить на 30% с соответствующим расширением помещений под установку нового оборудования.



Немалые перемены произошли во внутренних помещениях корабля – здесь был размещен ФКП командующего флотом, в составе группового оперативного поста управления эскадрой, штабные посты разведки и связи, помещение для шифровальщиков, а также группа оперативного планирования и выполнения оперативно-тактических расчетов. Всего для этих целей было предусмотрено 350 кв. метров пространства с возможностью расширения за счет прилегающих помещений. Также появились несколько комфортабельных кают для высшего командного состава и качественно отделанный салон для приема зарубежных гостей. На борту имелась даже собственная типография, фотолаборатория и кубрик для музыкального оркестра.

Существенно улучшились условия обитаемости – на корабле установили низконапорную систему кондиционирования воздуха, обеспечивавшую комфортные условия в жилых помещениях, на боевых постах и соблюдения норм хранения в погребах боезапаса при повышенных температурах воздуха снаружи корабля.

Что касается комплекса вооружения, снижение артиллерийской мощи крейсера было компенсировано повышением его оборонительных возможностей – в кормовой части корабля появилась пусковая установка ЗРК «Оса-М» (20 зенитных ракет малой дальности), а контур ПВО был сформирован из четырех спаренных автоматических зениток с радарным наведением АК-230 (калибр 30 мм, темп стрельбы 2100 выстр./мин., питание – металлическая лента на 1000 снарядов).

Полное водоизмещение корабля возросло на 2000 тонн по сравнению с проектным значением крейсера 68-бис.

В боевых походах на борту «Жданова» размещался штаб 5-ой средиземноморской оперативной эскадры. Помимо стандартных функций ФКП и ретранслятора, корабль выполнял представительские миссии во время деловых заходов в порты Югославии, Сирии, Египта, Франции, Греции, Италии. Черноморский крейсер регулярно выходил на боевую службу в Северную Атлантику, заходил с визитами в холодный Североморск, обеспечивал непрерывную радиосвязь на всем маршруте через Атлантический океан во время визита Л.И. Брежнева в США и на Кубу (1973 год).


В центре - "Жданов". По правому борту пришвартован СКР "Беззаветный", прославившися навалом на крейсер ВМС США "Йорктаун"

Периодически вел самостоятельное слежение за кораблями «вероятного противника», угрожая превратить в руины хлипкие палубы современных фрегатов и эсминцев одним залпом своих крупнокалиберных орудий. В 1982 году, во время Ливанской войны, «Жданов» находился в Сирии, обеспечивая ПВО советской военно-морской базы Тартус от возможных налетов ВВС Израиля. Крейсер активно участвовал в учебно-боевой работе флота, принимал на своем борту делегации высокопоставленных лиц СССР и зарубежных стран, не отказывался от удовольствия сняться в фильмах или принять участие в праздничных парадах. В последние годы на корабле часто проходили практику курсанты военно-морских училищ СССР.

Хороший во всех отношениях крейсер, честно прослуживших 35 лет под флагом ВМФ СССР.
10 декабря 1989 года Приказом Главнокомандующего ВМФ СССР крейсер управления «Жданов» был исключен из состава кораблей военно-морского флота. Судьба «Жданова» завершилась в ноябре 1991 года, когда разоруженный корпус старого крейсера был уведен на разделку в индийский порт Аланг.

Крейсер управления «Адмирал Сенявин»

Гораздо более интересная и драматическая судьба ожидала второго представителя командных крейсеров ВМФ СССР.



Удивительна история появления этого корабля – в чьем-то бойком уме возник проект еще более серьезной модернизации «Адмирала Сенявина» со снятием обеих кормовых башен ГК. На этой почве между сторонниками и противниками корабельной артиллерии разгорелся настолько горячий спор, что по приказу из Москвы вокруг четвертой башни ГК было выставлено вооруженное оцепление.

При модернизации на владивостокском «Дальзаводе» крейсеру все-таки «ампутировали» лишнюю башню и когда артиллеристы хватились пропажи, было уже поздно – башню и орудия отправили на гвозди, а вместо четвертой башни ГК на крейсере появилась вертолетная площадка и ангар для размещения Ка-25. В целом, решение оказалось правильным, а появившийся резерв пространства и весов позволили усилить ПВО крейсера – вместо четырех, как на «Жданове», «Адмирал Сенявин» получил 8 зенитных установок АК-230 с радиолокаторами управления огнем.

Чтобы как-то скрыть факт инцидента с башней, проекту модернизации «Сенявина» присвоили задним числом новый номер 68-У2 («Жданов», соответственно, получил обозначение 68-У1).

Второй командный крейсер долго и праведно служил в составе Тихоокеанского флота, много бороздил океан в дальних широтах, посещал с деловыми визитами Индию, Сомали, Вьетнам, остров Маврикий…

Однако, в июне 1978 года на крейсере «Адмирал Сенявин» произошло несчастье – даже в официальных документах того времени с грифом «секретно» оно проходит как «тяжелое». В «несчастливый» по всем поверьям день, 13 июня 1978 года, во время зачетных артиллерийских стрельб, в присутствии на борту большого количества высокопоставленных лиц, произошло ЧП в башне ГК №1 – после восьми залпов в правом 152 мм орудии произошел пропуск девятого выстрела. При досылке в ствол снаряда следующего, десятого по счету, снаряда, он раздавил застрявший внутри девятый. Корабль дернулся и мелко задрожал от мощного удара, носовая башня ГК окуталась призрачной пеленой дыма. Когда отдраили броневую дверь – все 37 человек, находившихся внутри башни и перегрузочного отделения, были мертвы.


Башня ГК №1. Именно здесь прогремел взрыв

Результаты расследования специальной комиссии показали, что винить в катастрофе некого – кто-то из расчета орудия снял блокировку. Ситуацию усугубил небезызвестный «генеральский эффект», недавно прошедшая демобилизация (за пару месяцев до трагедии на берег сошло немало опытных моряков) и общая нервозность внеочередных «показательных» учений. К счастью, страшного пожара не произошло, погреб боезапаса был экстренно затоплен и корабль, после ремонта, вернулся в строй.

В июле 1983 года «Адмирал Сенявин» уже сам принимал участие в аварийно-спасательной операции по подъему АПЛ в бухте Саранная на Камчатке (лодка затонула во время дифферентовки на глубине 45 метров).
Тихоокеанский командный крейсер закончил службу в 1989 году и через пару лет, как и его собрат «Жданов», пополнил груду металлолома на далеком индийском берегу.

Эпилог

Командные крейсера проекта 68-У1/68-У2 отражали текущие представление командования ВМФ СССР на структуру и тактику применения океанских боевых групп. Как показала практика, корабли подобного класса оказались весьма специфическим средством, чье применение было оправдано при проведении крупных операций у чужих берегов, с привлечением разнородных сил авиации, морской пехоты и флота. Что вполне соответствовало концепции применения сил Черноморского и Тихоокеанского флотов.

В то же время, стратегический Северный флот - самый крупный и мощный в ВМФ СССР – прекрасно обходился без крейсеров управления. Как и его «коллега» – скромный Балтийский флот. Для управления эскадрами кораблей было достаточно обычных командных постов на крейсерах и эсминцах. Ретрансляцию осуществляли многочисленные ССВ (суда связи, морские разведчики) и орбитальные спутники, а важные приказы обычно отдавались непосредственно из кабинетов Кремля, Генштаба ВМФ и береговых ФКП.

Что касается нашего времени – прогресс в радиоэлектронике и боевых информационно-управляющих системах не стоит на месте. Сейчас роль флагмана может выполнять как тяжелый атомный крейсер, так и любой из эсминцев или даже фрегатов. Для этого на их борту имеется все необходимое оборудование.

Возвращаясь к крейсерам управления «Жданов» и «Адмирал Сенявин» - то был удачный экспромт, созданный для решения конкретных задач в условиях Холодной войны. Флот получил мощные боевые единицы, ко всему обладающие специальными возможностями для обеспечения координации и управления соединениями кораблей.

Фотогалерея командных кораблей


Кормовая часть крейсера "Адмирал Сенявин"





Командный корабль ВМС США USS La Salle (AGF-3). Спущен на воду в 1964 году, как десантный док. В 1972 году переоборудован в командный центр. Нес службу во всех горячих точках Холодоной войны, получив от своего экипажа гордое прозвище Great White Target (большая белая мишень) ввиду отсутствия какого-либо вооружения (кроме двух трехдюймовок времен Второй мировой). Потоплен на учениях в 2007 году


Командный корабль ВМС США USS Mount Whitney. Один из двух кораблей специализированной постройки типа "Блю Ридж". Здоровенная посудина водоизмещением 18 тыс. тонн, спущена на воду в 1970 году. На сегодняшний день в строю.



Гордость ВМС Украины - командный корабль "Славутич". Достался в наследство от СССР. Первоначальное назначение - спецтранспорт ядерных отходов на базе морозильного траулера пр. 1288. Впоследствии переоборудован в корабль управления.


"Славутич" со стороны кормы



Крейсер управления "Жданов"



Визит командного крейсера ВМФ СССР в зарубежный порт


http://navycollection.narod.ru
http://atrinaflot.narod.ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.
  1. Tirpitz
    +3
    3 июня 2013 08:12
    Правильное решение. Относительно недорого и практично.
  2. Кавторанг
    +2
    3 июня 2013 08:15
    Статье-"минус". Вот за этот спитч:
    13 июня 1978 года, во время зачетных артиллерийских стрельб, в присутствии на борту большого количества высокопоставленных лиц, произошло ЧП в башне ГК №1 – после восьми залпов в правом 152 мм орудии произошел пропуск девятого выстрела. При досылке в ствол снаряда следующего, десятого по счету, снаряда, он раздавил застрявший внутри девятый. Корабль дернулся и мелко задрожал от мощного удара, носовая башня ГК окуталась призрачной пеленой дыма. Когда отдраили броневую дверь – все 37 человек, находившихся внутри башни и перегрузочного отделения, были мертвы.
    Сами прочитали, что взяли из непонятного источника? Командир корабля отдал приказ:"Затопить погреба". Командир корабля несет единоличную ответственность за отданные приказы - это положения КУ ВМФ. Приказы не обсуждаются - приказы исполняются. Не мне и не Вам его судить. Он пожертвовал личным составом погребов, во имя жизни корабля и и той тысячи военморов, что на борту находились.
    1. +6
      3 июня 2013 09:31
      Цитата: Кавторанг
      Командир корабля отдал приказ:"Затопить погреба".

      Цитата: Кавторанг
      Он пожертвовал личным составом погребов,

      Уважаемый Кавторанг путает причину со следствием

      Моряки погибли от взрыва в казенной части орудия и воспламенившихся в башне пороховых зарядов. Что происходило под броней в те роковые секунды - всякое описание блекнет перед этем пороховым адом

      Что касается затопления погребов - здесь даже обсуждать нечего - правильное на все 100% решение, что позволило спасти корабль.

      ps/ командир корабля и командир БЧ-2 были сняты с занимаемых должностей и переведены на более низкие должнеости. Ком. флотом отделался выговором о неполном соответствии. Все таки причины ЧП, в общем смысле, - результат некачественной организации стрельб и подготовки личного состава
      1. негоро
        +4
        3 июня 2013 22:23
        Небольшое уточнение.На флоте есть такая ежегодная книжка-ежегодник "сборник аварийных происшествий",там про это ЧП сказано примерно следующее:что при проведении стрельб заряды были выставлены в нарушении ПТБ вдоль переборки для ускорения процесса перезарядки,после произошедшей задержки выстрела не был произведён положенный посекундный отсчёт и при открытии затвора от сработавшей с задержкой запальной трубки воспламенился подготовленный к заряжанию пороховой заряд.....затоплении погребов было произведено членом подбашенного расчёта,что позволило избежать взрыва погребов...Светлая память тем кто ценой своей жизни ,выполняя свой долг спасает своих товарищей.
    2. Yarbay
      +3
      3 июня 2013 09:52
      Цитата: Кавторанг
      Командир корабля отдал приказ:"Затопить погреба". Командир корабля несет единоличную ответственность за отданные приказы - это положения КУ ВМФ.

      Так вроде автор ничего против и не имеет!
      Я думаю Вы немного поторопились!
  3. +4
    3 июня 2013 09:41
    Узнал много интересного.


    Насчет взрыва башни у Широкорада в Эн.отече.артиллерии почти такое же описание,большинство погибших отравилось продуктами горения.И даже журналист какой то газеты погиб.
    1. +1
      3 июня 2013 10:08
      Цитата: Kars
      Узнал много интересного.

      Крейсеру под шумок башню открутили))
      1. +3
        3 июня 2013 10:38
        Да ,особенно этот момент,с выставлением охраны--ВООружонной))про башню конечно и так знал,но что такими методами.
        1. +2
          3 июня 2013 17:39
          Так там и вторая башна была законсервирована, действовала лишь носовая
          1. +1
            3 июня 2013 17:54
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            башна была законсервирована

            Правда?не может быть
            1. +3
              3 июня 2013 21:14
              Огонь вела лишь одна башня (№ I); вто­рая была законсервирована и не имела личного состава.

              это не единственный ресурс, где можно встретить такую информацию
              http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1998_02/13.htm
              1. +1
                3 июня 2013 22:55
                Цитата: Kars
                Насчет взрыва башни у Широкорада в Эн.отече.артиллерии почти

                Сам как думаешь широкорад пропустил данный момент или упомянул?
                1. 0
                  3 июня 2013 23:50
                  Ну это уже расхождение в источниках, здесь спор ни о чем
                  1. +1
                    4 июня 2013 12:27
                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    Ну это уже расхождение в источниках, здесь спор ни о чем

                    Вообщето он не пропустил упоминание о консервации башни.
              2. 0
                4 июня 2013 00:10
                да, читал это уже, согласен!
  4. +1
    3 июня 2013 09:48
    Много сил и средств придется отдать, что бы восстановить былое могущество нашего флота, но делать это необходимо!
  5. avt
    +3
    3 июня 2013 09:49
    Застал ,,Жданова" в Севастополе good Даже где то фото лежит ,не могу найти request ,,Гордость ВМС Украины - командный корабль "Славутич". Достался в наследство от СССР. Первоначальное назначение - спецтранспорт ядерных отходов на базе морозильного траулера пр. 1288. Впоследствии переоборудован в корабль управления."------- good laughing осталось найти чем управлять ,можно ГТС ,но ее вроде хотят на половину втюхать ВВП.
    1. +2
      3 июня 2013 12:24
      Чем управлять всегда найдется, хоть буксирами. А аот зачем командный корабль в составе ВМС Украины? На Черном море обычные мобильники берут. А дальше никто Украину не выпустит.
  6. +2
    3 июня 2013 09:54
    Спасибо за статью..Качественные фотографии и краткую, но интересную подачу материалов.
  7. Кавторанг
    +1
    3 июня 2013 10:35
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    Уважаемый Кавторанг путает причину со следствием

    Моряки погибли от взрыва в казенной части орудия и воспламенившихся в башне пороховых зарядов. Что происходило под броней в те роковые секунды - всякое описание блекнет перед этем пороховым адом

    "Уважаемый Кавторанг" ничего не путает т.к. когда он пришел в штаб ПрФлРС участников событий на "Сенявине" в строю ,даже в качестве уважаемых дедов, уже не было. Но документы первичных расследований при должном интересе и соответствующем допуске можно было отрыть. Было бы желание.
    Затяжной выстрел и безграмотные действия л/с (снявшего двойную блокировку открытия затвора) - основная причина. Конструктивное исполнение башенной АУ и перегрузочного отделения - вторая. Здесь претензии не к морякам - к родоначальникам проекта - итальянцам.
    С действиями командира корабля, вроде, определились - без замечаний.
    1. +4
      3 июня 2013 13:17
      Трагедия на Сенявине произошла в годы моей срочной службы на ТОФ. Кое-какие подробности мы узнали от офицеров, в частных разговорах, некоторых ребят, погибших там, знали лично, с некоторыми были вместе в учебном отряде. При существующем тогда обычае всё засекречивать, о происшедшем нигде не писали и не сообщали, нас, матросов, во Владивостоке спрашивали о каких-нибудь подробностях и вообще, что именно случилось, но мы сами знали очень мало. После случившегося командиром Сенявина был назначен командир корабля, на котором я служил, капитан 2 ранга Рыбин Игорь.
    2. +1
      3 июня 2013 17:46
      Кавторанг, так в чем суть Вашей мысли? Или спор ради спора?))
      Цитата: Кавторанг
      Затяжной выстрел и безграмотные действия л/с (снявшего двойную блокировку открытия затвора) - основная причина.

      Расчет башни погиб от пожара и отравления продуктами горения
      Цитата: Кавторанг
      С действиями командира корабля, вроде, определились - без замечаний.

      Кто-то утверждал обратное?
  8. Кавторанг
    +2
    3 июня 2013 11:45
    Впрочем, техническое решение второй половины 30-х годов вполне себе функционировало до начала 90-х. Что уже есть показатель.
  9. Sokol Peruna
    +2
    3 июня 2013 16:02
    Автор
    Гордость ВМС Украины - командный корабль "Славутич". Достался в наследство от СССР. Первоначальное назначение - спецтранспорт ядерных отходов на базе морозильного траулера пр. 1288. Впоследствии переоборудован в корабль управления.

    Корабль управления "Славутич" это недостроенный БРЗК "Приднепровье" предназначавшийся изначально для КСФ. Недостроенная плавучая техническая база пр. 2020 "ПМ-16", предназначенная для транспортировки ядерных отходов до сих пор находится на ЧССЗ.

  10. немец
    +1
    3 июня 2013 17:39
    статья интересная. и фотки в конце тоже.одно только непонятно:на кой ляд Украине корабль управления?так же как и подлодка"Запорожье"-для мебели?
    1. +2
      3 июня 2013 17:47
      Пустое бахвальство. Нет средств на нормальный боевой корабль
    2. ded10041948
      0
      3 июня 2013 18:00
      Было бы кому управлять (именно КОМУ а не КЕМ или ЧЕМ).
  11. 0
    3 июня 2013 19:49
    Даже такое вот приспособленное применение устаревших арт. крейсеров всё же явно умнее было во времена Горшкова, чем просто пустить корабли в утиль, как тоже бывало, к сожалению:((
    1. +1
      6 июня 2013 03:13
      Ну вот сейчас утилизируют старые АПЛ. Или тоже будешь голосить - ах, порезали... надо было бы применить в качестве...?
  12. 0
    3 июня 2013 20:14
    Жалко что эти красавцы крейсера были пущены на лом,если подумать то из них можно было что то такое убойное придумать.
    1. 0
      6 июня 2013 03:17
      Крейсер Аврора - придумай что-нибудь убойное, на старый корпус. Те, кто мог плавать давно пущены на мишени для ПКР.
  13. +1
    4 июня 2013 00:37
    Статья интересная, понравилась! Автору "+"! Про "вторую жизнь" крейсеров пр.68бис уже выше писали, согласен полностью, что даже во времена расцвета военного и экономического могущества СССР подходили зачастую (но далеко не всегда) по хозяйски рачитильно к вопросу уже имеющего списочного сотава флота и это очень радует. Зато сейчас, когда страна (Россия) еле экономически концы с концами сводит мы режем на лом НК и ПЛ которые и в море то ходили мало и вообще их возраст от спуска даже не критичен! Зато ВПК кричит, что проще (и им конечно в 100 раз выгоднее) построить новое, с нуля, чем АПЛ "Акула" переоборудовать, или Орланы с Кречетами. Но это крик Души, простите.
    Не совем согласен с авторам по написанному им:

    "...в кормовой части корабля появилась пусковая установка ЗРК «Оса-М» (20 зенитных ракет малой дальности), а контур ПВО был сформирован из четырех спаренных автоматических зениток с радарным наведением АК-230."

    Первый раз слышу, что бы АК-230 имела радарное наведение! Вообще-то у неё оптическо-визирное управление, через вынесенную тумбу с оптическим прицелом и электронной системой синхронизации линии прицеливания с установкой. Может я чего упустил?:)

    "В 1982 году, во время Ливанской войны, «Жданов» находился в Сирии, обеспечивая ПВО советской военно-морской базы Тартус от возможных налетов ВВС Израиля."

    Выглядит очень странно-подозрительным, простите!:))) Здоровенная посудина, флагманский корабль, единственный корабль управления ЧФ и лично отражает потенциальные атаки авиации АОИ на Тартус!? Не думаю, что советские адмиралы были настолько придурковаты! Да и чем отражает то? 4-мя АК 230? старыми, оставшимися от первоначального проекта 37-милиметровками? Единственной ЗРК малого радиуса действия "ОСА-М"? Олег, Вам не смешно? Мне да!
    1. 0
      4 июня 2013 01:35
      Цитата: старик54
      Первый раз слышу, что бы АК-230 имела радарное наведение!

      Результаты проработки подтвердили возможность размещения на КР "Жданов" четырех установок AK-230 с двумя РЛС управления огнем МР-104... на КР «Адмирал Сенявнп» - восьми АК-230 с четырьмя РЛС МР-104.Выдача целеуказания РЛС МР-104 обеспечивалась с поста командира зенитного дивизиона по данным РЛС обнаружения воздушных целей "Киль".
      Цитата: старик54
      Выглядит очень странно-подозрительным, простите!:))) Здоровенная посудина, флагманский корабль, единственный корабль управления ЧФ и лично отражает потенциальные атаки авиации АОИ на Тартус

      А что ему еще делать?
      Те задачи, под которые он был создан, оказались неактуальны.
      1. +2
        4 июня 2013 02:03
        "Результаты проработки подтвердили возможность размещения на КР "Жданов" четырех установок AK-230 с двумя РЛС управления огнем МР-104... на КР «Адмирал Сенявнп» - восьми АК-230 с четырьмя РЛС МР-104.Выдача целеуказания РЛС МР-104 обеспечивалась с поста командира зенитного дивизиона по данным РЛС обнаружения воздушных целей "Киль"."
        так это не радарное наведение, а выдача данных стрельбы по ВЦ по данным корабельной РЛС! Причём таких данных как скорость цели, растояние до неё и пеленг! Всё!! Далее всю работу по наведению выполняет наводчик ЗАК, в том числе и определяет угол упреждения! С таким же успехом можно было передавать эти данные расчёту хоть ЗИФ-31, хоть пулемёту Дегтярёва.:) Вот если в случае с Ак-630 все параметры стрельбы и наведение на ВЦ делает автоматика с использованием данных от РЛС, то чего тут спорить то. А в Ващем случае можно хоть наводчику ПЗРК их выдавать, но от этого ПЗРК не станет радионаводимой. Простите.
        Цитата: SWEET_SIXTEEN

        А что ему еще делать?
        Те задачи, под которые он был создан, оказались неактуальны.

        Выполнять непосредственные задачи, для чего и был создан (переоснащён). Если их нет, то стоять в ВМБ и заниматься подготовкой ЛС. Но ни как не подставляться под ... Для этих целей думаю лучше подошли бы эсминцы (БПК) пр1134А/Б, ну или пр.61. А так, для смеха, можно было бы ещё и пару "Варшавянка"направить, у них же ПЗРК "Игла" предусмотрены.:)))
        1. 0
          4 июня 2013 11:18
          Цитата: старик54
          так это не радарное наведение, а выдача данных стрельбы по ВЦ по данным корабельной РЛС! Причём таких данных как скорость цели, растояние до неё и пеленг! Всё!! Далее всю работу по наведению выполняет наводчик ЗАК, в том числе и определяет угол упреждения!

          Государственные и корабельные испытания установки КЛ-302 осуществлялись на головном ракетном катере проекта 205 (заводской № 401) в комплексе с автономной радиолокационной системой ПУС М-104 "Рысь" (главный конструктор А. П. Малиевский). Автоматы 291П были изготовлены на заводе № 535 (Тульский машиностроительный), а приводы наведения - на заводе № 710 (г. Москва). По результатам корабельных испытаний КЛ-302 была рекомендована к принятию на вооружение.
          Установка КЛ-302 с ПУС "Рысь" была принята на вооружение Постановлением СМ № 882-378 от 24 августа 1962 года и Приказом министра обороны № 0240 от 18 сентября 1962 года под названием АК-230-МР-104.

          КЛ-302 - первоначальное название проекта АК-230
          На фото - РЛС МР-104 системы управления огнем "Рысь"
  14. Nubian
    0
    4 июня 2013 01:34
    Мой родственник служил на Жданове в первой половине 70х,я в детстве любил рассматривать его альбомы с фотографиями кораблей, слушать всякие байки(или нет).Особенно занимательна история про то,как янки на вертолете на тросе опустили на палубу не то ром,не то коньяк,и как матросы потом втихаря "испробовали" её.
    Статья интересная, Олегу спасибо за его труды!!!
    1. 0
      6 июня 2013 14:12
      Когда всплывшая наша ПЛ и американский вертолет чем-то обменивались, допускаю. А "Жданов" - не верю. Да и в историю не верю, нечего там фотографировать. А "янки" спускающие коньяк - это детский сад.
      1. Nubian
        0
        9 июня 2013 22:46
        Лично видел фотографию этого,вернее их две.Первая фото вертолета с тросом,вторая трос с бутылкой,так как в одно фото это не умещалось.
  15. ded10041948
    +1
    4 июня 2013 08:39
    В данном вопросе являюсь полным дилетантом, поэтому статью прочитал с удовольствием и получил новую информацию. Статье плюс.
    Что касается перепалки по поводу "радарное наведение":
    Добрых полчаса объяснял кандидату наук (ещё союзовскому!) о чем идет речь, а потом ещё минут 10 продирался через его комментарии. Насколько я понял, в данном варианте речь идёт не о НАВЕДЕНИИ, а о ЦЕЛЕУКАЗАНИИ в режиме "ведущий - ведомый". Давайте простим составлявшему техдокументацию на зенитный комплекс это филологическое недоразумение. Он - инженер, а не гуманитарий. Поэтому "ляп" хотя и досадный, но вполне объясним. Любой из нас, являясь "технарем" может так проколоться, а таскать написанное на коррекцию "гуманитариям" в те годы не позволяли соответствующие органы (извините за тавтологию, но за такие действия можно было поплатиться своими собственными "органами").
    1. 0
      4 июня 2013 23:24
      ну да что Вы! Какая перепалка, лично я даже и не думал.:) Просто выразил своё несогласие в связи со своим знанием ТТХ данного комплекса. Я просто удивился, прочитав то, что написано, вот и захотел уточнить это. С Вами соглашусь, термин "целеуказание" вполне характеризует данный способ упр-я стрельбой АК-230.
      1. +1
        6 июня 2013 14:18
        Вы еще спорите? Идите в ГРАУ. Там все пояснят.
        1. 0
          8 июня 2013 01:54
          Цитата: Андрей77
          Вы еще спорите? Идите в ГРАУ. Там все пояснят.

          комплекс уже наверное лет 40 как снят с про-ва и 15 как с вооружения. Так что там ни чего не пояснят, там уже его ни кто не помнит и ни чего не знают! Всех знающих ещё в 90-х поразогнали!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»