Military Review

Pistol Bergman Mars and its subsequent modifications

14
Among the variety weapons There have always been popular samples and those about which few people knew. But even the popular weapon in its time could not remain the same after several decades, and most often it was forgotten. Of course, there are exceptions, which are usually revolutionary inventions that turn the whole world of handguns upside down, but not many of them. This article will try to restore justice and get acquainted with the already forgotten, but once quite common pattern of weapons, namely, the pistol of the German gunsmith Theodor Bergman. This gun had many modifications, during which its name changed, but the main essence of the weapon remained unchanged, and the tsiferki in the name and prefixes after the sale and resale of rights could not affect the characteristics of the weapon.


It all started in the 1903 year, it was this year that Theodor Bergman released the first batch of his pistols into the arms market under the name Bergman Mars. These pistols were built according to the scheme of automation with a short stroke of the barrel, or rather, with a short stroke of the receiver, within which the shutter was moving. The barrel is locked when the locking element moves in a vertical plane. So, in the normal position, this locking element is raised up, as it is affected by a protrusion in the frame of the weapon. When the barrel and bolt move backward, this locking element drops and comes out of engagement with the slots in the bolt, which releases the bolt and allows it to move separately from the barrel with the receiver. In order to be able to manually raise the bolt, there were cylindrical protrusions from the back of the receiver.

The appearance of the pistol did not stand out in comparison with other samples of that time, however, Mars Bergman had some convenient innovations. First of all, it should be noted a wider handle to hold, which was a definite advantage when using sufficiently powerful ammunition in the weapon. Of considerable importance is the fact that the gun was fed from detachable stores, even if it had a small capacity. By the way, the stores were double-row, so that the same is a useful innovation for short-barreled weapons. But despite this, the main feature of the pistol would be to highlight the ammunition that was used in it.

The cartridge was also developed by a gunsmith, and on 5 years before the pistol itself, that is, the weapon was already built around and under the fully prepared ammunition. Metric designation of the cartridge used in the pistol Bergman Mars 9х23, this cartridge, by the way, is still being produced, although not as in demand as before. The 23 millimeter long sleeve contained a powder charge, which accelerated a bullet weighing 8-9 grams to a speed of 370 meters per second, that is, the kinetic energy of the bullet was more than 550 Joule, which is very good for the pistol cartridge of that time.

In 1905, the pistol and cartridge is adopted by the Spanish army. Bergman, on the other hand, decides not to deal directly with the production and supply of weapons, but resells the contract to a Belgian arms firm that manufactures weapons under the Bayard brand. After that, the weapon changes its name, although no changes are made to the design, after adopting the Spanish army, the pistol becomes known as Bergman Bayard M1908. Pistol Bergman Mars and its subsequent modificationsIn 1910, Denmark is interested in the gun, which adds cutouts for fingers in the receiver of the stores, for more convenient retrieval of weapons, in this country the weapon is already given the name M1910. In 1914, the production of pistols was minimized, but the further development of the weapon did not stop there. Denmark continued to develop a pistol, in which the Danish designers added a support screw instead of the store lid, and also replaced the wooden lining on the handle with plastic. True, then still returned to the tree. This model has already received the name M1910 / 21. This, unfortunately, was the last modernization (if you can call it that) of weapons.

As you can see, no major innovations in the gun were introduced for almost 20 years, although this was an opportunity to do. At the same time, weapons were actively used by armies of not the most recent countries, which indicates a high reliability and reasonableness of the original weapon design. It is sad, but many modern gunsmiths have something to learn from the masters of the late nineteenth - early twentieth century.
Author:
Photos used:
weaponland.ru
14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. avt
    avt 4 June 2013 09: 26 New
    +3
    Plus .A Mauser is still better! laughing
    1. Vladimirets
      Vladimirets 4 June 2013 11: 23 New
      +3
      Quote: avt
      And Mauser is still better!

      And how many options are there. what
    2. Ch0sen1
      Ch0sen1 4 June 2013 16: 36 New
      +2
      Mauser is just more charismatic wink
    3. anomalocaris
      anomalocaris 4 June 2013 16: 44 New
      0
      I wonder what?
    4. mark1
      mark1 4 June 2013 23: 59 New
      +1
      Mauser’s initial speed is higher and the trajectory is more flat (the cartridge is the prototype of the TT and the barrel is longer)
  2. Apostle
    Apostle 4 June 2013 09: 30 New
    0
    This thing ... Thanks for the article !!!!
  3. bazilio
    bazilio 4 June 2013 12: 13 New
    +2
    Good article. Thanks as always to Cyril
  4. uzer 13
    uzer 13 4 June 2013 18: 19 New
    +4
    The Bergman pistol is made very high quality, using milled parts of complex configuration. This is both an advantage and a disadvantage of this weapon. That is, it is quite expensive to manufacture. The cartridge has some excess power, the dimensions and weight of the pistol are also considerable. These are just the characteristics of an army weapons. If you compare with the Mauser, then you can not help but notice that the Mauser is, in general, a creatively processed bergman made for a new cartridge, which was the reason for its popularity.
    1. Ch0sen1
      Ch0sen1 4 June 2013 18: 43 New
      +2
      It’s only if my sclerosis doesn’t change me. Mauser appeared earlier so that someone was processing the question.
      1. uzer 13
        uzer 13 4 June 2013 19: 44 New
        0
        The K-96 Mauser appeared in 1896, and the Bergman of a similar layout in 1895, with an integral store. A Mauser of 1908 was released, very similar to the Bergman of 1903 (A.B. Zhuk, Handbook of Small Arms, 1993, p. 300)
        1. Ch0sen1
          Ch0sen1 4 June 2013 20: 02 New
          +1
          So sclerosis cheated on me repeat
        2. Vladimirets
          Vladimirets 4 June 2013 21: 51 New
          0
          Quote: uzer 13
          The K-96 Mauser appeared in 1896, and the Bergman of a similar layout in 1895, with an integral store. A Mauser of 1908 was released, very similar to the Bergman of 1903 (A.B. Zhuk, Handbook of Small Arms, 1993, p. 300)

          Here's what Wikipedia thinks about it:
          "Mauser K96 (German Mauser C96 from Construktion 96 [2]) is a German self-loading pistol, developed in 1895."
          "production began in 1896 and continued until 1939."
          "Cartridge 7,63 × 25 mm Mauser; also 9x19 mm Parabellum; 9 × 25 mm Mauser." what
    2. mark1
      mark1 4 June 2013 23: 52 New
      +1
      "In 1893, the Federle brothers developed an automatic pistol, and 2 years later, on March 15, 1895, they presented a version modified together with Paul Mauser and senior master Gaiser, later called the Mauser C-96. The Federle design was patented in the name of Paul Mauser ... "
      "In 1901, Bergman patented a machine gun with locking the bore with a vertically sliding wedge. Pretty soon the same design was adapted for the fifth model pistol, which went on commercial sale under the name" Mars "or" Model 1903 "..."
      as you see, the time is different and the automation is different - in one case, a combat grub, in another - a vertical wedge (although the essence is one)
      And the layout with the middle store is generally characteristic of pistols of the 90s of the 19th century - Manliher M-96, Amal, etc. ...
  5. Captain45
    Captain45 4 June 2013 21: 54 New
    0
    Kirill for the article "+". He knows how to wonder about the little-known, well done!
  6. dustycat
    dustycat 23 June 2013 14: 59 New
    0
    About the lack of charge.
    And what kind of machine does the assistant archaeologist have in the "Fifth Element" with a store that is clearly not an 8 charger?

Пистолет Bergman Mars и его последующие модификации

Среди многообразия оружия всегда были популярные образцы и те, о которых мало кто знал. Но даже популярное оружие в свое время не могло оставаться таким же через несколько десятилетий, и чаще всего о нем забывали. Конечно, есть исключения, которые обычно представляют собой революционные изобретения, переворачивающие весь мир ручного огнестрельного оружия, но их не много. Данной статьей попробуем восстановить справедливость и познакомиться с уже забытым, но некогда достаточно распространенным образцом оружия, а именно пистолетом конструкции немецкого оружейника Теодора Бергмана. Данный пистолет имел множество модификаций, в процессе которых его название менялось, но основная суть оружия оставалась неизменной, а циферки в названии и приставки после продажи и перепродажи прав не могли повлиять на характеристики оружия.

Пистолет Bergman Mars и его последующие модификацииНачалось все в 1903 году, именно в этом году Теодор Бергман выпустил первую партию своих пистолетов на рынок оружия под именем Bergman Mars. Эти пистолеты были построены по схеме автоматики с коротким ходом ствола, вернее, с коротким ходом ствольной коробки, внутри которой двигался затвор. Запирание канала ствола происходит при движении запирающего элемента, перемещающегося в вертикальной плоскости. Так, в нормальном положении этот запирающий элемент поднят вверх, так как на него воздействует выступ в рамке оружия. При движении ствола и затвора назад этот запирающий элемент опускается и выходит из сцепления с пазами в затворе, что освобождает затвор и позволяет ему двигаться отдельно от ствола со ствольной коробкой. Для того чтобы можно было взвести затвор вручную, с тыльной части ствольной коробки имелись цилиндрические выступы.

Пистолет Bergman Mars и его последующие модификацииВнешний вид пистолета ничем не выделялся на фоне других образцов того времени, однако кое-какие удобные нововведения Mars Бергмана имел. В первую очередь нужно отметить более широкую рукоять для удержания, что было определенным плюсом при использовании в оружии достаточно мощного боеприпаса. Немалое значение имеет и то, что пистолет питался из отъемных магазинов, пускай и небольшой вместимости. Кстати, магазины были двухрядными, так что обратно же полезное новшество для короткоствольного оружия. Но, несмотря на это, главной особенностью пистолета хотелось бы выделить боеприпас, который в нем использовался.


Патрон был так же разработан оружейником, причем на 5 лет раньше самого пистолета, то есть оружие строилось уже вокруг полностью готового боеприпаса и под него. Метрическое обозначение патрона, используемого в пистолете Bergman Mars 9х23, этот патрон, кстати, до сих пор производится, хотя уже и не так востребован как ранее. В гильзу длиной 23 миллиметра помещался пороховой заряд, который разгонял пулю весом 8-9 грамм до скорости 370 метров в секунду, то есть кинетическая энергия пули была более 550 Джоулей, что для пистолетного патрона того времени очень даже неплохо.

Пистолет Bergman Mars и его последующие модификацииВ 1905 году пистолет и патрон принимается на вооружение армии Испании. Бергман же решает не заниматься напрямую производством и поставкой оружия, а перепродает контракт бельгийской оружейной фирме,производящей оружие под маркой Bayard. После этого оружие меняет свое имя, хотя изменений в конструкцию не вноситься, после принятия на вооружение армией Испании, пистолет становиться известен как Bergman Bayard M1908. Пистолет Bergman Mars и его последующие модификацииВ 1910 году пистолетом заинтересовывается Дания, которая добавляет в приемнике магазинов вырезы под пальцы, для более удобного извлечения оружия, в этой стране оружие уже получает имя М1910. В 1914 году производство пистолетов было свернуто, однако на этом дальнейшее развитие оружия не остановилось. Продолжила развивать пистолет Дания, в которой датские конструкторы добавили опорный винт вместо крышки магазина, а так же заменили деревянные накладки на рукоять на пластиковые. Правда, потом все равно вернулись к дереву. Данная модель уже получила имя М1910/21. Это, к сожалению, была последняя модернизация (если ее так можно назвать) оружия.

Как можно заметить, никаких серьезных нововведений в пистолет не было внедрено на протяжении почти 20 лет, хотя это была возможность сделать. При этом оружие активно использовалось армиями не самых последних стран, что говорит о высокой надежности и продуманности изначальной конструкции оружия. Как это ни печально, но многим современным оружейникам есть чему поучиться у мастеров конца девятнадцатого – начала двадцатого века.
Автор: Карасик Кирилл

Использованы фотографии: weaponland.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. avt 4 июня 2013 09:26
    Плюс .А Маузер все равно лучше ! laughing
    avt
    1. Владимирец 4 июня 2013 11:23
      Цитата: avt
      А Маузер все равно лучше !

      А сколько там вариантов. what
    2. Ch0sen1 4 июня 2013 16:36
      Маузер просто харизматичнее wink
    3. anomalocaris 4 июня 2013 16:44
      Интересно, чем?
      anomalocaris
    4. mark1 4 июня 2013 23:59
      У Маузера начальная скорость выше и траектория настильнее ( патрон то прототип ТТшного и ствол длиннее)
  2. Апостол 4 июня 2013 09:30
    Вот это вещь...За статью спасибо!!!!
    Апостол
  3. bazilio 4 июня 2013 12:13
    Хорошая статья. Кириллу как всегда спасибо
  4. uzer 13 4 июня 2013 18:19
    Пистолет Бергмана сделан очень качественно ,с применением фрезерованных деталей сложной конфигурации.Это одновременно является и достоинством,и недостатком этого оружия.То есть он в производстве достаточно дорогой.Патрон имеет некоторую избыточную мощность,габариты и вес пистолета также немалые.Это как раз характеристики армейского оружия.Если сравнить с маузером,то нельзя не заметить,что маузер-это,в общем творчески переработанный бергман,сделанный под новый патрон ,что и явилось причиной его популярности.
    1. Ch0sen1 4 июня 2013 18:43
      Вот только если мне мой склероз не изменяет Маузер пораньше появился так что кто кого перерабатывал вопрос.
      1. uzer 13 4 июня 2013 19:44
        Маузер К-96 появился в 1896 году,а бергман аналогичной компоновки-в 1895,с неотъемным магазином.Выпускался также маузер 1908г,сильно похожий на бергман 1903г.(А.Б.Жук,Справочник по стрелковому оружию,1993г, стр 300)
        1. Ch0sen1 4 июня 2013 20:02
          Значит склероз мне изменил feel
        2. Владимирец 4 июня 2013 21:51
          Цитата: uzer 13
          Маузер К-96 появился в 1896 году,а бергман аналогичной компоновки-в 1895,с неотъемным магазином.Выпускался также маузер 1908г,сильно похожий на бергман 1903г.(А.Б.Жук,Справочник по стрелковому оружию,1993г, стр 300)

          Вот что об этом думает Википедия:
          "Маузер К96 (нем. Mauser C96 от Construktion 96[2]) — немецкий самозарядный пистолет, разработанный в 1895 году."
          "в 1896 было начато производство, которое продолжалось вплоть до 1939."
          "Патрон 7,63×25 мм Маузер; также 9x19 мм Парабеллум; 9×25 мм Маузер". what
    2. mark1 4 июня 2013 23:52
      "В 1893 г. братья Федерле разработали автоматический пистолет, а еще через 2 года, 15 марта 1895 г. представили доработанную совместно с Паулем Маузером и старшим мастером Гайзером версию, впоследствии получившую название Mauser C-96. Конструкция Федерле была запатентована на имя Пауля Маузера..."
      "В 1901 году Бергман запатентовал пулемет с запиранием канала ствола при помощи вертикально скользящего клина. Довольно скоро эта же конструкция была приспособлена для пистолета пятой модели, которая поступила в коммерческую продажу под названием «марс» или «модель 1903 года»..."
      как видите и время разное и автоматика отличается - в одном случае боевая личинка, в другом - вертикальный клин (хотя суть то одна)
      А компоновка с серединным магазином вообще характерна для пистолетов 90-х годов 19 века - Манлихер М-96, Амаль и т.д. ...
  5. Кэптен45 4 июня 2013 21:54
    Кириллу за статью "+". Умеет же интересно о малоизвестном,молодец!
  6. dustycat 23 июня 2013 14:59
    По поводу малозарядности.
    А что за машинка у помощника археолога в "Пятом элементе" с магазином явно не 8ми зарядным?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня