ОАК занимается поиском пула поставщиков для Ил-76МД-90А
Гендиректор компании уточнил тот факт, что к работе над сертификацией гражданской версии самолета приступят лишь после того, как все будут уверены в том, что государственный оборонный заказ на поставку военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А будет выполнен полностью. По словам Виктора Ливанова, авиационному комплексу предстоит большая и важная работа, которая необходима для повышения конкурентоспособности Ил-76МД-90А. На предприятии уже сделали техническую оценку и прикинули насколько это сложно – все же «транспортник» проектировался более 40 лет назад, за это время сертификационные требования значительно изменились. Прикинули на предприятии и сколько это будет стоить. Одновременно с этим ведется поиск круга потенциальных заказчиков. Уже были проведены переговоры с крупными мировыми авиакомпаниями, которые работают на рынке коммерческих перевозок (не только с российскими). Ливанов считает, что к сертификации самолета, предприятие сможет приступить не ранее 2016 года.
На конференции «Ил-76: вчера, сегодня, завтра», которая состоялась на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП», обсуждался достаточно важный вопрос – стратегия работы с поставщиками. Определенность в этом вопросе нужна для того, чтобы выполнить достаточно объемный гособоронзаказ: авиапредприятие должно собрать для Минобороны РФ 39 Ил-76МД-90А (а в перспективе – более 100 самолетов до 2020 года). На сегодняшний день это самый большой в мире контракт по числу поставляемых тяжелых транспортных самолетов.
На конференции замдиректора по закупкам ОАО «ОАК – транспортные самолеты» Александр Конорев отметил, что сегодня ведутся работы по созданию пула поставщиков, которые стали бы партнерами предприятия на долгие годы и понимали специфику госконтрактов. В отличие от других государственных оборонных заказов, цена была установлена Минобороны РФ директивно, военное ведомство не компенсирует затраты на подготовку и возобновление производства, кредитную нагрузку – в сумме около 15%. Поэтому сложилась такая ситуация при которой исполнитель данного контракт имеет отрицательный уровень рентабельности.
Условия контракта с Минобороны России довольно сложные: в рамках контракта цена продажи транспортных самолетов на 18% ниже их себестоимости. Прямой убыток ОАК от их продажи составит порядка 600 млн. рублей на один поставленный самолет. Вдобавок ко всему военные собираются оплатить самолеты спустя 3 года после поставок воздушных судов – то есть, в 2017 году. А это означает, что корпорации в любом случае придется привлекать кредитные средства. Для того чтобы хоть как-то сгладить эту ситуацию и сделать машину конкурентоспособной на рынке, поставщикам предложено «умерить аппетит» и вместо традиционных 15% рентабельности заложить 1-2%. Потери обещано компенсировать участием в иных крупных проектах ОАК.
По словам Конорева, поставщики которые согласятся на эти условия работы по проекту Ил-476, получат большое количество возможностей. Им обещаны большие перспективы, не соизмеримы с той суммой скидки, которую сейчас требует авиастроительная корпорация. В первую очередь они получать долгосрочный контракт на 39 самолетов в рамках российского гособоронзаказа. В том случае, если в Минобороны будет заключен другой контракт, они смогут получить опцион на поставку комплектующих для транспортных самолетов Ил-76 и топливозаправщиков на их базе.
Помимо этого поставщикам предлагают принять участие в другом проекте ОАО «ОАК» - выпуске МТА (многофункционального транспортного самолета), а также в еще 2-х, пока что потенциальных проектах по выпуску Ан-124 и Ил-112. Также корпорация готова сотрудничать по проекту «Суперджет-100» и локализации производства иностранных комплектующих в России. Когда в серию будет запущен российский пассажирский самолет МС-21, они также «автоматом» смогут получить заказы. Кстати, один из лояльных поставщиков комплектующих для Ил-76МД-90А уже создал совместное предприятие с зарубежным партнером, являющимся участником проекта МС-21. Официально об этом будет объявлено летом этого года в рамках авиасалона в Ле-Бурже.
На данный момент времени ОАК-ТС уже отобрали 42 поставщика (среди них – 3 крупных холдинга), с которыми проводятся переговоры. При этом есть те компании, которые не вошли в положение и отказались от условий, предложенных корпорацией. С ними предполагается заключить контракт на 1-2 года (это выпуск 3-5 комплектов изделий); параллельно с этим заказчик начинает предлагать их номенклатуру другим поставщикам. Партнеры, отказавшиеся от условий ОАК, будут включены в «черный список»: участие в других проектах корпорации для них будет невозможно. Как уточнил Александр Конорев, планируется осуществить ревизию по всем текущим проектам: нелояльных поставщиков планируется подменять более лояльными, теми, кто в состоянии обеспечить конкурентный уровень цен. Примеры реализации этого решения на практике уже есть. Президент ОАК не так давно подписал приказ о приостановке всех новых проектов и работ по ОКР с одним из нелояльных поставщиков комплектующих, который занимался выпуском элементов гидравлической системы.
Конкурентные преимущества самолета Ил-76МД-90А (Ил-476)
Новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90 был создан на базе серийно выпускаемого военно-транспортного самолета Ил-76МД, который предназначен для парашютного и посадочного десантирования военной техники, личного состава и разного рода грузов. На данном самолете были смонтированы более экономичные и мощные двигатели ПС-90А-76, которые соответствуют требованиям ICAO (ИКАО) по эмиссии вредных веществ, а также уровню шума. Их использование на 33% повышает тяговооруженность самолета, а их надежность выше сразу в 1,5-2 раза. Установка новых пермских двигателей позволила существенно поднять экономическую эффективность машины за счет:
-увеличения на 18% дальности полета;
-снижения крейсерского удельного расхода топлива на 12%;
-уменьшения прямых эксплуатационных расходов;
-повышения перевозимой коммерческой нагрузки во время эксплуатации при повышенной температуре наружного воздуха и в условиях высокогорных аэродромов.
Самолет Ил-76МД-90А обладает следующими преимуществами над своим предшественником Ил-76МД:
Увеличение на 25% максимальной полезной нагрузки.
Увеличение на 35% дальности перевозки 40 тонн полезной нагрузки (средний вес перевозимых грузов).
Увеличение топливной эффективности на 17%.
Осуществление полетов (посадки) по II категории ICAO и соответствие требованиям ICAO по точности самолетовождения и безопасности полетов.
Сертификация на соответствие нормам 4 главы ICAO по шуму и эмиссиям.
Новый ПНПК обеспечил внедрение КСЭИС, увеличение в 5 раз производительности вычислительной среды, увеличение пропускной способности каналов информационного обмена в 70 раз, повышение в несколько раз точности самолетовождения.
Новый цифровой программируемый комплекс связи обеспечивающий организацию и ведение в автоматическом режиме с гарантированным качеством телефонной радиосвязи, автоматический обмен данными с воздушными судами, наземными и воздушными ПУ и КП на театре военных действий.
Применен новый комплекс обороны, увеличивающий живучесть и боевую эффективность самолета в соответствии с требованиями заказчика.
Улучшена эргономика кабины экипажа и обеспечены современные требования по среде обитания и работе экипажа.
Внедрены мероприятия по непрерывному встроенному информационному обеспечению жизненного цикла изделия, что позволяет осуществлять техническое обслуживание всего воздушного судна в системе – «по состоянию».
Основные конструктивные отличия от Ил-76МД
Новый самолет Ил-76МД-90А, известный также как Ил-476, получил новое модифицированное крыло, двигатели ПС-90А-76, модернизированное шасси и новое бортовое радиоэлектронное оборудование. При этом использование нового крыла с применением длинномерных панелей кессона позволило увеличить максимальный взлетный вес самолета на 10,5%, а в варианте самолета-заправщика на 15,5%, при этом максимальная полезная нагрузка выросла на 25%. В то же время применение новых двигателей положительным образом сказалось на увеличении надежности и топливной эффективности машины. Модернизация шасси и тормозной системы Ил-76 обеспечивает эксплуатацию самолета с максимальным взлетным весом в 210 тонн, а новые колеса с тормозами увеличенной энергоемкости обеспечивают эксплуатацию с максимальным посадочным весом в 170 тонн.
Новая топливная система самолета обеспечивает более полную выработку топлива, а также повышает безопасность полета за счет введения режима срочного слива топлива во время аварийных ситуаций. Модернизация системы электроснабжения самолета позволила на 40% повысить мощность общего электроснабжения и на 30% боевую живучесть. Новая вспомогательная установка позволила в 1,5 раза увеличить высотность запуска, время непрерывной работы выросло в 5 раз, расход топлива уменьшился.
На данный момент времени примерно 30% мирового рынка рамповых транспортных самолетов составляют воздушные суда отечественного производства, разработанные и поставленные еще во времена существования СССР. При этом в течение последних 20 лет поставки российских транспортных самолетов имели единичный характер. В то же время, по оценкам экспертов, мировой рынок военно-транспортной авиации остается достаточно стабильным, а его объемы оцениваются примерно в 5-6 млрд. долларов ежегодно – это порядка 80-90 самолетов различных классов. Главными конкурентами Ил-76МД-90А на международной арене сегодня считаются Airbus А400М, Lockheed С-130 Hercules и С-17 (самолет американской компании «Боинг», производство которого планируется остановить в 2014-15 годах из-за высокой цены).
Источники информации:
-http://www.aex.ru/news/2013/5/27/106094
-http://www.aex.ru/docs/3/2013/5/27/1804
-http://rg.ru/2013/05/27/reg-pfo/postavshiki.html
Информация