Ан-2 на войне

20


Еще в самом начале разработки и создания легендарного «Кукурузника» рассматривалась возможность применения этого маневренного легкого самолета в военных целях. Весной 1947 года АНТК им.О.К.Антонова (в прошлом ОКБ-153) начало разработку специального трехместного самолета, предназначенного для ведения ночной разведки и корректировки артиллерийского огня. Минимальный разбег и пробег Ан-2, его малая скорость, высокая маневренность полностью подходили для выполнения этих задач.

Ан-2 на войне


Созданный самолет был практически полным аналогом базовой модели. Существенным изменениям подверглись только фюзеляж и хвостовое оперение. На фюзеляже была смонтирована кабина наблюдателя, которая представляла собой остекленную ферменную конструкцию. К ней крепился стабилизатор с разнесенными килями и неубирающееся хвостовое колесо. Также для отражения вражеских атак с задней полусферы за верхним крылом установили турельную установку ВЭУ-1 с 20-мм пушкой БД-20Э. Двигатель и рабочие места экипажа были защищены броней. В планы создателей новой боевой машины входило, также использование самолета в качестве ночного бомбардировщика, для чего он был дополнительно оснащен двумя кассетами в фюзеляже для вертикальной подвески шести 50-кг бомб и четырьмя подкрыльевыми держателями для 100-кг бомб, а также еще одной 20-мм пушкой (в правой нижней плоскости). Самолет получил обозначение «Ф» («Федя»).


Подвеска бомб и блоков НУРС


Весной 1949 года первый опытный экземпляр нового самолета поднялся в воздух, он имел обозначение Ан-2НАК (ночной артиллерийский корректировщик). Испытания новой машины проводили летчики В. Диденко и А. Пашкевич, они продолжались до февраля 1950 года и были признаны успешными. Но в начале того же 1950 года было решено, что для выполнения подобных задач целесообразнее применять вертолеты и эта модификация Ан-2 в серийное производство запущена не была.

Следующей боевой модификацией Ан-2 стал проект высотного самолета Ан-2А, предназначенный для борьбы с автоматическими разведывательными аэростатами. Этот самолет создавался на базе метеозондировщика Ан-6, на нем был установлен автоматизированный прицел-искатель, а также дистанционная установка оборудованная пушкой АМ-23 и прожектором для ночного поиска целей. Из хвостовой части фюзеляжа была убрана кабина метеоролога.
Также, одновременно с проектом Ан-2А, разрабатывался еще один проект с обозначением Ан-3, предполагающий более радикальную переделку Ан-2. Ан-3 должен был быть двухместным подкосным цельнометаллическим монопланом с крылом большого удлинения. Но эти проекты остались только в чертежах.

Казалось, что с закрытием этих проектов, с попытками боевого применения Ан-2 покончено навсегда. Но повоевать «Кукурузнику» все-таки пришлось, причем воевали совершенно не приспособленные для этих целей, мирные бипланы Ан-2.

Первое достоверно известное боевое применение Ан-2 произошло в Венгрии в 1956 году. При подавлении восстания Ан-2 использовались для разбрасывания листовок над отрядами мятежников, а также для визуальной разведки при этом они довольно часто попадали под обстрел противника.

Применялись Ан-2 на войне в Индокитае. Самолеты Ан-2 ВВС ДРВ (демократической республики Вьетнам) свои первые боевые полеты совершали в Лаос, где в 1960-62 гг. шла гражданская война. Вьетнамские «Кукурузники» доставляли своим союзникам - отрядам «Патет-Лао» и левым нейтралистам, снаряжение, боеприпасы и оружие. Примерно в это же время Ан-2 использовались и для снабжения вьетконговцев.



Известен случай, когда звено Ан-2 вьетнамских ВВС в ночном боевом вылете потопило боевой корабль ВМФ Южного Вьетнама (корвет или фрегат по современной классификации) и повредило десантный корабль, атака выполнялась с помощью НУРС. После этого вьетнамские Ан-2, ночью пытались атаковать боевые корабли ВМС США, обстреливающие побережье. Эти попытки оказались не удачными, по меньшей мере, один Ан-2 был сбит ЗУР.



Успешно применялись Ан-2 для борьбы с диверсионными и разведывательными джонками и вооруженными катерами.



Для этого их оборудовали одним - двумя пулеметами в дверном проёме («Ганшип» по-вьетнамски) и держателями для мелких бомб. Успехи Ан-2 в этом амплуа неоднократно освещались в печати того времени.



Применялись вьетнамцами эти самолеты и для действий по наземным целям. Но при бомбежках американских баз, их довольно часто сбивали.

В Камбодже в 1970 году Ан-2 использовались правительственными войсками в боях с партизанами в качестве транспортных самолетов. В 1979 году опять же в Камбодже Ан-2 принимали участие в борьбе на этот раз с отрядами «красных кхмеров». Помимо транспортных перевозок они использовались как передовые авианаводчики. Экипажи, обнаружив цели, «обрабатывали» их НУРСами, бомбами или просто ручными гранатами с белым фосфором, при горении которого выделялся густой белый дым, служивший ориентиром для ударных самолетов. Интересно, что для авиаударов использовались трофейные F-5 и как никто другой подходящие для этих целей штурмовики А-37 американского производства.

После заключения перемирия в корейской войне, она продолжилась на «невидимом фронте». ВВС Северной Кореи использовали Ан-2 в тайных операциях против Южной Кореи. Эти бипланы могли летать достаточно низко и медленно, чтобы быть незамеченными. Со стороны КНДР для заброски и эвакуации диверсионно - разведывательных групп активно применялись антоновские бипланы советского и китайского производства. На территории Южной Кореи северокорейской агентурой были подготовлены секретные взлётно-посадочные полосы, на которые в ночное время должны были совершать посадку Ан-2.


В Военном Музее в Сеуле демонстрируется захваченный южнокорейскими спецслужбами Ан-2


Пришлось «понюхать пороху» Ан-2 и в Никарагуа. По данным очевидцев, на нескольких машинах сандинисты демонтировали сельхозоборудование, а взамен под нижним крылом и фюзеляжем установили три бомбодержателя для 100-кг бомб. В таком виде самолеты совершили несколько вылетов против отрядов поддерживаемых ЦРУ «контрас».

Обширным полем боевой деятельности для Ан-2 стала бывшая Югославия, и в первую очередь - Хорватия. После распада СФРЮ вся боевая авиация досталась сербам. Желая хоть как-то изменить положение, хорваты приспосабливали для военных целей буквально все, что могло подняться в воздух. Так, на базе сельхозавиаотряда г. Осиек было создано подразделение, имевшее на вооружении около десятка Ан-2. Этот отряд хорошо зарекомендовал себя в боях за Вуковар, где Аны применялись для транспортных перевозок и ночных бомбардировок. Бомбы, как правило, самодельные, загружались в фюзеляж и выбрасывались через открытую дверь. Подобные удары наносили противнику скорее моральный ущерб, но все же отмечен случай, когда такой бомбой уничтожили землянку, в которой находился сербский штаб.

С 3 ноября по 2 декабря 1991 г. хорватские «двойки» совершили 68 ночных налетов. Благодаря отличной маневренности им удавалось уходить от атак истребителей Югославской народной армии (ЮНА), а из-за низкой инфракрасной заметности избегать попадания ракет ПЗРК. Известен случай, когда ночью прежде чем сбить хорватский Ан-2, сербы выпустили по нему 16 (!) ракет. Всего в ходе боев под Вуковаром хорватская сторона признала потерю на земле и в воздухе не менее пяти Ан-2. Известны обстоятельства гибели двух из них: один был сбит ракетой ЗРК «Квадрат» (SAM-6 по западной классификации), другой - зенитной артиллерией. Имеются сведения и о других потерях хорватских Ан-2: 8 сентября истребитель- бомбардировщик ВВС ЮНА «Орао», штурмуя аэродром г. Осиек, уничтожил один самолет 57-мм НУРСами. 15 сентября сербская авиация уничтожила на земле еще несколько «двоек».



Помимо действий против военных объектов, хорваты несколько раз использовали Аны в налетах на колонны сербских беженцев, что является военным преступлением. А один Ан-2, перекрашенный для быстрой идентификации в красный цвет, применялся для курьерских полетов, в том числе в Италию, с одного из аэродромов полуострова Истрия.



В начале 1992 г. бои в Хорватии прекратились, но в результате их на ее территории появилась никем не признанная Республика Сербская Краина. В январе-феврале 1993 г. хорватские войска провели операцию, пытаясь ее ликвидировать. В ходе боев использовалась авиация, в том числе и Ан-2, наносившие бомбовые удары по позициям и важным объектам противника. Один из них был подбит при налете на нефтепромысел у села Джелетовици. Экипажу удалось совершить вынужденную посадку, но, пытаясь уйти, летчики попали на минное поле и погибли.
В 1992г. бои развернулись на территории бывшей Союзной Республики Босния и Герцеговина, где все воюющие стороны активно задействовали авиацию. Хорваты продолжали применять Ан-2 и 2 июля потеряли один самолет от огня ПВО. Боснийские сербы, прибрав к рукам всю технику местных аэроклубов, использовали Ан-2 как разведчики и легкие штурмовики. При бомбардировке позиций мусульман близ г. Сребреница в марте 1993 г. один их самолет был сбит. В конце 1992 г.,
после ультиматума стран НАТО, конфликтующие стороны прекратили использование
боевой авиации. Тем не менее, хорватские Аны продолжают летать в Боснию, перевозя различные грузы, эвакуируя раненых и т.п.

К сожалению, Ан-2 «отметились» в конфликтах на территории бывшего СССР. Так, в ходе многолетней войны в Нагорном Карабахе армянские и азербайджанские Аны используются для доставки военных грузов в зону боевых действий и вывоза оттуда раненых, а в первое время беженцев.


По данным прессы, минимум один армянский Ан был сбит. Имелись Ан-2 и в распоряжении генерала Дудаева. Они использовались для полётов в Грузию и во внутренних разборках, но в боях с российской армией они участия не приняли, так как в начале декабря 1994 г. российская авиация уничтожила их на аэродромах базирования.

По материалам:
http://my.mail.ru/community/miravia/1246D7CF9F25D0E.html
http://subscribe.ru/catalog/science.model.wpalette
http://www.redov.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_1995_02/p2.php
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. TIT
    +13
    4 июня 2013 08:47
    вот ещё такой "ганщип" из него делали ( стрелял по шарам )
    1. +7
      4 июня 2013 08:50
      Всё таки Ан-2 мирный труженик и не создан для войны.
      1. +9
        4 июня 2013 12:41
        Позвольте не согласиться,как раз для войны он и создавался (см начало статьи).Другое дело,что с 60хг.машина военными серьезно не рассматривалась,несмотря на ряд конфликтов в латинской америке и индокитае,где подобные машины демонстрировали определенные успехи.По моему мнению,Ан подошел к коренной модернизации в начале 80х,увы вместо этого наблюдались упорно-судорожные попытки его замены.Стоит отметить,что в период войн за"независимость"на территории бывшего СССР,Ан-2 использовались(даже как транспортники)гораздо меньше ,чем стоило ожидать.Отчасти это объясняется наличием "прожорливого" двигателя,отсутствием спецов(в большинстве,русские,стремились покинуть горячую точку).Но главная причина:высокая насыщенность Советской Армии(помнили все таки 41г) средствами МЗА(ГЗУ,ЗУ-2-23),оставленными ею(по сути брошенные)и используемые как правило обоими сторонами в значительных количествах.Ан-2 был как раз "той"целью для нее,а наличие бензина на борту оставляло мало шансов,экипажу и пассажирам.
  2. Dima190579
    +13
    4 июня 2013 09:34
    СССР макароны делали одного диаметра потому, что он точно соответствовал калибру винтовочных и автоматных патронов 7,62 мм и в случае войны все макаронные фабрики могли перейти на выпуск патронов.
    Папиросы ("Беломор" например) имели тот же диаметр, так как табаконабивные автоматы становились снаряжательными для снаряжения патронов пороховым зарядом. А консервные банки по диаментру снаряда миномета. Так что Ан-2 переделать под ночной бомбардировщик и корректировщик огня легко.
  3. avt
    +13
    4 июня 2013 09:35
    Аппарат неубиенный ,всегда удивлялся - вот что такое надо сделать или до какого состояния его нужно довести чтоб его в летном происшествии разбить ?
    1. +11
      4 июня 2013 09:44
      Это смотря сколько выпить wink
  4. +5
    4 июня 2013 11:20
    Из-за тряпишных крыльев на севере называли "джинсовая авиация".
  5. +9
    4 июня 2013 11:22
    Амеры вон на ф-117 и т.п. миллиарды баков выкинули, а у нас Ан-2 - готовый стелс. Как в радио, так и в тепловом диапазоне smile
  6. Algor73
    +8
    4 июня 2013 13:12
    Не знаю почему, но я влюблен в этот самолет. Может ностальгия о детстве. И сейчас, как увижу что летит (что редко случаеться) задираю голову и смотрю, любуюсь им. Таким самолетам памятники надо ставить. И их создателям.
    1. 0
      4 июня 2013 17:24
      Цитата: Algor73
      Не знаю почему, но я влюблен в этот самолет. Может ностальгия о детстве. И сейчас, как увижу что летит (что редко случаеться) задираю голову и смотрю, любуюсь им. Таким самолетам памятники надо ставить. И их создателям.


      Так и ставят hi
      1. 0
        5 июня 2013 13:58
        это же наш походу, аэропорт Советский! what
  7. +6
    4 июня 2013 16:44
    С удовольствием почитал про военное применение знаменитой Аннушки. Не знал про такую богатую историю.
    Спасибо автору ! От души плюс за интересное инфо.

    Сколько с этим самолетом было всего связано…
    В детстве помню как летчики сельской авиации, опыляя поля носились над самой землей так низко, что было видно - по пояс раздетые,
    Сколько потом летать приходилось: и на откидных лавках по бокам и в красивом салоне с креслами на Севере, на колесах и на лыжах… эхех.
    Как-то, в армейской танковой бытности, пришлось пройти ПДП (вах-вах !!!). Вот с неё то, родимой, и пришлось первые разы прыгать…
    Просто рабочая лошадка, вызывающая самые хорошие очучения.

    Почему то именно на ней было спокойней всего летать, а не на «улыбайках» и «пчелках». Летим – не высоко. Крыло – их два огромных и без стреловидности. Если двигл встанет – есть шанс помягче спланировать. Ну это, конечно, дилетантские рассуждения танкиста, а не лётчика. lol

    Удачи, тебе, Аннушка !
  8. -1
    4 июня 2013 17:04
    Голь на выдумки хитра:)) Чтобы насквозь мирный кукурузник приспособить для войны, ЭТО ПРИКОЛ!
  9. +5
    4 июня 2013 17:48
    Необходимость в таких небольших самолетах всегда была и будет.Но ситуация с АН-2 сложилась такая же ,как и с вертолетами МИ-2.Все они сильно изношены,а ремонтировать их нечем.А бензин для них покупают в Финляндии,потому что своего не производят.Самолетов еще достаточно много ,и,чтобы в модернизации был хоть какой-то экономический смысл,для них стали покупать американские двигатели,которые работают на керосине и имеют мощность 1200л.с.(против 1000 у штатного двигателя)Характеристики самолета при этом становятся значительно лучше.Имеет смысл снова начинать производство обновленного АН-2 в России,совместно с американскими двигателестроителями,да заодно и хорошую ремонтную базу создать для переделки тех,которые еще имеются.
  10. +1
    4 июня 2013 18:30
    летал на таком-вещь good
    1. +1
      5 июня 2013 08:46
      Цитата: kosmos84
      летал на таком-вещь


      А я еще и прыгал с него в аэроклубе ДОСААФ. good Незабываемые впечатления! В статье еще не упомянуто какой огромный вклад этот самолет внёс в подготовке будущих десантников. У нас за лето по 300 человек прыгало с парашютом. Обычно по 3 прыжка (чтоб получить значок 3-й разряд), но некоторым хватало и одного smile
      1. 0
        7 июня 2013 20:51
        я с такого в армейке совершал прыжки а просто лаетал в детстве good drinks
  11. +4
    4 июня 2013 21:25
    прекрасная статья, тёплая, добрая, очень проработанная, автору спасибо большое. Самолёт легендарный!
  12. +3
    5 июня 2013 07:45
    Что же смену трудяге не подготовили?
    Был же спроектирован Ан-3 — вариант самолёта Ан-2 с турбовинтовым двигателем ТВД-20.
  13. terp 50
    +1
    9 июня 2013 08:25
    ...прекрасная была машина!
  14. gizma
    +1
    4 октября 2013 15:58
    Подробные чертежи самолета Ан-2 http://avia-master.com/detailed-drawings-of-planes-for-creation-of-models/296-ch
    ertezhi-samoleta-an-2.html

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»