Или разбегутся, или уидут к талибам

62
В случае масштабного конфликта в Центральной Азии рассчитывать на таджикскую армию как серьезную боевую силу нельзя

28 мая на встрече президентов России Владимира Путина и Таджикистана Эмомали Рахмона в Бишкеке в рамках неформального саммита ОДКБ обсуждался вопрос оказания военной помощи таджикским вооруженным силам с учетом перспектив развития ситуации в Афганистане после 2014 года. Глава таджикского государства выразил крайнюю обеспокоенность обеспечением безопасности республики после вывода с афганской территории коллективных войск НАТО. Ранее руководство России уже приняло решение выделить 200 миллионов долларов для модернизации ПВО и ремонта военной техники Таджикистана, а также поставить на такую же сумму ГСМ на льготных условиях. Стоит ли армия этой среднеазиатской республики подобных вложений?

Армия Таджикистана сформировалась в ходе гражданской войны 1992–1997 годов. В ней сражались представители различных региональных кланов: с одной стороны – кулябского и гиссарского, с другой – бадахшанского, курган-тюбинского и гармского. Ленинабадский (худжандский) клан занимал нейтралитет, но скорее тяготел к кулябскому клану. При значительной военной поддержке России и Узбекистана победу одержали кулябцы и гиссарцы, создавшие Народный фронт Таджикистана и в конце 1992 года захватившие Душанбе. Их противники сформировали Объединенную таджикскую оппозицию, в которую вошли как исламистские, так и светские партии.

Гражданская война официально завершилась 27 июня 1997 года, когда в Москве было подписано мирное соглашение, по которому деятели оппозиции интегрировались в состав правительственных структур, получив 30 процентов всех государственных должностей, а 4,5 тысячи бойцов оппозиции – в состав правительственной армии. Группировки оппозиции, которые не признали соглашение, продолжали сопротивление. Часть из них ушла в Афганистан. Отдельные горные районы до сих пор не контролируются правительственными войсками (горы занимают 93% территории Таджикистана).

Всего в ходе гражданской войны, по различным оценкам, погибли 100–150 тысяч человек. Таджикистан покинуло подавляющее большинство русскоязычных граждан. Кроме того, с юга уехали практически все выходцы с севера, а с севера – выходцы с юга. Значительная часть населения из-за высокой безработицы уезжает на заработки в Россию.

Без боевого опыта

В настоящее время в армии Таджикистана почти не осталось участников гражданской войны, имеющих боевой опыт.

Или разбегутся, или уидут к талибамДнем ее рождения считается 23 февраля 1993 года, когда части Народного фронта прошли торжественным маршем по Душанбе. В апреле 1994-го создание ВС оформлено постановлением Верховного совета Таджикистана, а в 1995 году принят закон «Об обороне». Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент страны. Министерство обороны осуществляет финансовое, техническое и тыловое обеспечение армии и отвечает за ее боевую подготовку. Оперативное руководство возложено на Генеральный штаб.

Военная доктрина Таджикистана принята 3 октября 2005 года маджлисом оли (парламентом) Республики Таджикистан. Она предусматривает, что ни одно государство не является врагом Таджикистана и что он не имеет территориальных претензий ни к одному государству. Военная доктрина имеет оборонительный характер и основной упор делает на коллективные усилия ОДКБ в отражении внешних и внутренних угроз.

Армия комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности. Срок службы по призыву – 24 месяца. С 2000 года набор контрактников прекращен из-за опасений правительства, что за их счет увеличится влияние в вооруженных силах оппозиции. В результате в войсках практически отсутствует корпус профессиональных сержантов. В армию призываются молодые люди 18–27 лет. Численность мужского населения в возрасте от 16 до 49 лет в 2010 году оценочно составляет 2013 тысяч человек, из них 1490 тысяч считаются годными к военной службе. Ежегодно призывного возраста достигают 76 тысяч мужчин, из которых на службу призываются порядка 7–9 тысяч человек.

Случаи уклонения от призыва и дезертирства являются обычным делом. Между выходцами из различных кланов (солдатами и офицерами) сохраняются острые противоречия, что порой приводит к вооруженным столкновениям. Уровень дисциплины и боеспособности низкий. В войсках сохраняется высокий уровень коррупции. Служат в армии в основном бедные сельские жители, тогда как более зажиточная часть населения откупается от службы с помощью взяток. Солдат плохо кормят. Обмундирование у многих старое, еще советского образца.

ВС Республики в цифрах

Общая численность вооруженных сил Таджикистана – 8,8 тысячи человек. Военные расходы составляют около 1,5 процента ВВП. В 2012 году их можно оценить в 114 миллионов долларов по официальному курсу обмена валют и в 266 миллионов долларов по паритету покупательной способности.

В Таджикистане помимо вооруженных сил и других силовых структур сохраняются многочисленные иррегулярные вооруженные формирования, занятые главным образом охраной различных промышленных предприятий и подчиняющиеся вождям местных кланов.

Таджикистан – член Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Три батальона мобильных войск республики включены в состав Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности, действующих в рамках ОДКБ.

Сухопутные войска состоят из трех мотострелковых бригад, артиллерийской бригады и десантно-штурмовой бригады. У них на вооружении имеются 30 танков Т-72, семь танков Т-62, восемь БМП-1, 15 БМП-2, 23 БТР-60, БТР-70 или БТР-80.

Артиллерия представлена десятью 122-мм гаубицами Д-30, тремя РСЗО БМ-21 «Град», десятью 120-мм минометами ПМ-38.

1-я мотострелковая бригада дислоцируется в Курган-Тюбе, 3-я мотострелковая бригада – в Худжанде, а горно-стрелковая бригада – в Душанбе. В Душанбе также располагаются 7-я десантно-штурмовая бригада (она же бригада специального назначения) и 12-я артиллерийская бригада. 7-я десантно-штурмовая бригада составляет основу мобильных сил.

В стране функционируют Военный институт Республики Таджикистан и Военный лицей Минобороны Республики Таджикистан имени генерал-майора Тошмухамадова (аналог суворовского училища или кадетского корпуса). В год лицей выпускает 100 человек, срок обучения – два года. Выпускники лицея зачисляются в Военный институт или в иностранные военные вузы. Военнослужащие Таджикистана обучаются в вузах России, Украины, Китая и Индии.

Войска ВВС насчитывают 1500 человек. Они состоят из одного вертолетного полка и имеют на вооружении один Ту-134А, четыре боевых вертолета Ми-24 и 12 транспортных вертолетов Ми-8 и Ми-17. Войска ПВО страны в настоящее время отсутствуют, их функции практически выполняют ПВО сухопутных войск, хотя организационно они объединены с ВВС. На вооружении полка ПВО состоят 20 ЗРК С-75 «Двина» и 17 С-125 «Печора». Кроме того, имеется неустановленное число американских ПЗРК FIM-92 Stinger и 574 ПЗРК 9К32 «Стрела-2», значительная часть из которых в консервации.

Другие силовые структуры

Численность внутренних войск МВД – 3800 человек. Они состоят из одной отдельной бригады, одной оперативной бригады особого назначения, двух спецотрядов (горных егерей и горнолыжников). Они имеют на вооружении десять танков Т-72, 14 БМП-2, 22 БТР-80, десять гаубиц, шесть комплектов зенитных установок, одну батарею 120-мм минометов, три РСЗО «Град», два Ми-8.

Пограничные войска насчитывают 1500 человек в составе двух бригад. Имеют два вертолета Ми-8 и два Ми-24. Подозреваются в активном участии в наркотрафике из Афганистана. В то же время 80 процентов всех наркотиков, захваченных в Центральной Азии, приходится на Таджикистан, который занимает третье место в мире по числу конфискованных наркотиков-опиатов, главным образом за счет афганского героина. Тем не менее большая часть местных и афганских наркотиков доставляется в Россию и в меньшей степени – в Западную Европу. Таджикистан также является крупным потребителем наркотиков-опиатов, главным образом дешевого гашиша.

Национальная гвардия, подчиняющаяся непосредственно президенту, насчитывает 1200 человек в трех батальонах. Она отвечает за охрану президента и других высокопоставленных государственных лиц.

Министерство безопасности располагает отрядом специального назначения «Альфа» (не менее 100 человек).

Министерство по чрезвычайным ситуациям имеет военизированные формирования численностью до 2,5 тысячи человек, фактически выполняющих функции по охране границ с Киргизией и Узбекистаном, тогда как пограничные войска полностью сосредоточены на охране афганской границы.

Между Таджикистаном и Узбекистаном продолжаются переговоры о делимитации границы и снятии минных полей. С Киргизией существует территориальный спор о принадлежности территории в районе долины Исфара, что не позволяет провести делимитацию границы.

Расценки на безопасность

201-я российская военная база в Таджикистане, созданная на основе 201-й мотострелковой дивизии, насчитывает шесть тысяч человек, из которых не менее 15 процентов составляют жители Таджикистана, имеющие российское гражданство. Она развернута по штату мотострелковой бригады с тремя мотострелковыми батальонами – по одному батальону в Кулябе, Курган-Тюбе и Душанбе. На вооружении имеются 54 Т-72, 300 бронемашин БМП-2, БТР-80 и МТ-ЛБ, 100 артиллерийских установок 2С1, 2С3, 2С12 и установок залпового огня 9П140 «Ураган», пять Су-25 и четыре Ми-8.

В октябре 2012 года было достигнуто соглашение о продлении присутствия 201-й военной базы в Таджикистане до 2042 года. Однако его ратификацию Душанбе обусловливает получением от Москвы средств на развитие энергетики и модернизацию национальных вооруженных сил. Арендная плата за базу практически не взимается, но в обмен на это Россия не препятствует трудовой миграции из Таджикистана. Ежегодные российские переводы от таджиков на родину составляют, по некоторым оценкам, около трех миллиардов долларов. Начиная с января 2013 года трудовые мигранты получили возможность регистрироваться не на неделю, как это было раньше, а на 15 дней, а разрешение на работу стало выдаваться сроком до трех лет.

Индийские ВВС имеют передовую оперативную военно-воздушную базу в Фархаде на аэродроме Айни, в 25 километрах к юго-западу от Душанбе, модернизированном Индией, причем стоимость модернизации составила около 70 миллионов долларов. По некоторым сведениям, здесь дислоцируются эскадрилья вертолетов Ми-17, учебно-тренировочные самолеты «Киран» и истребители МиГ-29.

Один таджикский наблюдатель ОБСЕ находится в Боснии и Герцеговине.

По уровню боеспособности армия Таджикистана в регионе превосходит только армию Киргизии. Она неспособна самостоятельно отразить сколько-нибудь серьезную внешнюю или внутреннюю угрозу. В отражении этих угроз правительство Таджикистана полагается главным образом на российские войска. Вывод 201-й базы из Таджикистана грозит возобновлением гражданской войны, в которую могут быть вовлечены и группировки из сопредельных районов Афганистана.

Можно предположить, что после сокращения международного военного присутствия в Афганистане значимость российских баз в регионе только возрастет. Уже слышны разговоры о том, что боевики – выходцы из центральноазиатских и северокавказских республик, воюющие на стороне талибов, начали сосредоточиваться вдоль таджикской границы. Впрочем, многие уверены, что перспективы афганского вторжения в Центральную Азию – не больше чем миф, распространение которого устраивает и таджикскую, и российскую сторону: первая рассчитывает на очередную порцию поддержки, вторая получает дальнейшее обоснование своего присутствия в регионе.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Невский
    +17
    5 июня 2013 18:21
    Здесь конечно бы пригодились ударные беспилотники на границе... angry

    Хватит русскими солдатами раскидываться на таких сложных участках.
    1. -4
      5 июня 2013 22:01
      Лучше бы "Искандеры" поставили,, как в Армении, туда уже перевезли, штук 25-30 скажем, тогда талибы закроются в своем гадюшнике и ужрутся своей наркотой, нам же меньше проблем.
      1. +4
        5 июня 2013 22:36
        Искандеры против кого? Из пушек по воробьям?
        1. +2
          5 июня 2013 23:00
          Против талибов. Их местоположение сегодня гораздо проще вычислять с помощью спутников. Сегодня же не 79 год, когда мы в горы шли дивизиями.

          По вашей логике, может и эти 30 самолетов тоже уберем, может вообще не будем технику размещать? Ну стоят там старые самолеты пусть и стоят.
          "Бомбами" по воробьям" -- синонимично.
          1. +2
            6 июня 2013 13:37
            Цитата: Interface

            По вашей логике, может и эти 30 самолетов тоже уберем, может вообще не будем технику размещать? Ну стоят там старые самолеты пусть и стоят.
            "Бомбами" по воробьям" -- синонимично.

            Ну одно дело самолет вылетел и ударил по отряду талибов.Другое дело по маленькому отряду бить Искандером это глупо.Талибы это партизаны.они не двигаются тысячными колоннами в сопровождении бротехники.
      2. +1
        5 июня 2013 23:49
        Обыкновенные старенькие, проверенные " ГРАД"ы , как на Таманском
        1. 0
          6 июня 2013 02:11
          Цитата: Pilot200809
          Обыкновенные старенькие, проверенные " ГРАД"ы , как на Таманском


          "...и установок залпового огня 9П140 «Ураган», пять Су-25 и четыре Ми-8..." - вполне адекватно.
        2. +1
          6 июня 2013 10:01
          Именно,и не только ими,есть и другие модели.
          Средняя Азия-как набор государств ,на мой взгляд,просто не существует.
          Набор банд,кланов,кого и что угодно,но не государства,спаянные идеологией,национализмом,властью,на худой конец.
          Так набор биологический.
      3. 0
        6 июня 2013 02:09
        Наджибулла пулял по ним "Скады". И что толку? Они по сути - партизаны. Ракетами - себе дороже.
      4. 0
        6 июня 2013 02:11
        а почему не Р-36 сразу? Чего мелочиться то!:)
      5. 0
        6 июня 2013 06:29
        тогда талибы закроются в своем гадюшнике и ужрутся своей наркотой
        Как-раз таки талибы до вторжения США в Афганистан не давали развиваться наркоте, а с приходом США ситуация изменилась и афганская наркота потекла рекой в др. государства, в частности наше.
    2. 0
      6 июня 2013 03:30
      Статья хорошая конечно, но автор явно не обладает информацией о том что в 2009-м с аэропорта Душанбе были угнаны 4 штурмовика Су-25. Направились они приблизительно на аэропорт Манас, которая как все знают принадлежит США... С понтом был уволен начальник аэропорта, и это после того как со стороны РФ сделали замечание президенту о несерьезности и слабой охраной...
  2. +9
    5 июня 2013 18:22
    Случаи уклонения от призыва и дезертирства являются обычным делом. Между выходцами из различных кланов (солдатами и офицерами) сохраняются острые противоречия, что порой приводит к вооруженным столкновениям.

    Случись заварушка на границе, опять русским всех выручать.
    1. +2
      5 июня 2013 19:30
      Заварушки на границе не будет пока вся Средняя Азия в арабской весне не запылает а как запылает то смысла в 201 не будет и придется ей с боями идти домой
      1. 0
        5 июня 2013 20:54
        Согласен. Как бы Российским парням самим в ловушке не оказаться...
    2. 0
      6 июня 2013 02:13
      прежде всего - себя. врага бить лучше на ЧУЖОЙ земле.
  3. Леха с ЗАТУЛИНКИ
    +14
    5 июня 2013 18:29
    Таджидское руководство хе хе взяло пример с КРЕМЛЕВСКОГО РУКОВОДСТВА отдав часть своей территории КИТАЙЦАМ.
    Я думаю что РАХМОНОВ и другие кланы таджиков не способны оказать серьзное сопротивление и талибам и китайцам.
    Тем более удивительно поведение РАХМОНОВА по отношению к РОССИИ.
    Бесконечные предъявы РОССИИ,коррупция,давление на собственный народ делает это государство нежизнеспособным.
    1. sergaivenski
      +7
      5 июня 2013 20:48
      Я служил со многими национальностями,населяющими Северный Кавказ и Среднюю Азию.
      Русские ребята называли их басмачами.Как не странно,они не возражали.Расчитывать на
      них сейчас просто глупо. Талибы поманят долларами-побегут к ним,как ошпаренные.
    2. 0
      6 июня 2013 02:18
      они и есть такие. кланы - даже не народ. И из СССР они, кстати, выходить не хотели. Знали, что будет хуже. А теперь выбор простой - как в Афгане не хоцца, пусть русские нас охраняют, но и заработать не мешают.
  4. +8
    5 июня 2013 18:33
    Или разбегутся, или уйдут к талибам

    На севере Афганистана живут нац.мены-таджики,хазарейцы и т.д. Так что не "уйдут к талибам",а "уйдут к родне".Даже во времена СССР родственные связи м/у таджиками-жителями ДРА и Союза поддерживалсиь,не взирая на госграницу.
    Жаль,что Ахмад Шаха Масуда талибам удалось убить.
    1. +1
      5 июня 2013 20:59
      Да уж, Шер Паншер нормально держал в руках всех в своём регионе, и таджиков, и хазарейцев и узбеков...
      1. 0
        6 июня 2013 09:23
        Интересно, а как там генерал Дустум, жив, курилка или нет? Тоже не последний человек был в Афганистане.
  5. +7
    5 июня 2013 18:38
    Американцы уйдут, по любому рано или поздно в Таджикестане начнется какая нибудь заварушка.
    По мне, пущай НАТО сидит в Афгане, и активно с талибами мочат друг друга, нам ни те ни эти, не друзья.
    1. 0
      6 июня 2013 02:20
      а посевы мака будут расширяться и далее.
  6. +2
    5 июня 2013 18:43
    вот на-хре-на из-под Москвы все разбежались. всё равно же к Москве и обращаются-то денег дай,то оружия
    1. 0
      6 июня 2013 02:14
      для этого и разбежались, что бы "дай-дай"! Но вот теперь уже они эти деньги, и не только эти, сами распределяют (по своим карманам)! Вот и вся мотивация.
    2. 0
      6 июня 2013 02:22
      Они-то как раз и не разбегались. Среднюю азию поставили в 1991г перед фактом: СССР больше нет.
  7. Hudo
    +2
    5 июня 2013 18:47
    Один таджикский наблюдатель ОБСЕ находится в Боснии и Герцеговине

    Не иначе как рахмонова родня.
  8. +7
    5 июня 2013 18:51
    Два варианта оставаться или уходить.Если уходить теряется Ср.Азия ,если оставаться то в случае агрессии или воевать самим или поднимать уровень местных вояк и их мат-тех уровень.Еще как вариант попробывать договориться с исламистами о своих интересах.Амеры в афгане договариваются с талибами и обеспечивают местных вояк ,ну и попытаются закрепить базы.Вот мне кажется весь набор местных раскладов выбирайте ,а может со временем еще какой вариант появиться.Самый легкий плюнуть и уйти и начинать обустройство южной границы России,самый трудный своими солдатами решать все косяки,средний вариант что сейчас делает руководство России мат-тех снабжение местных вояк и на крайний случай базы в Таджикистане и Киргизии, думаю нужно добавить рабочие контакты с оппозицией в афгане.
    1. +5
      5 июня 2013 19:08
      Цитата: семург
      Два варианта оставаться или уходить.

      Нельзя уходить не из одной республик эксСССР где есть хоть какое-то Российское военное или иное присутствие.Уход чреват возникновением глобальных проблем для России.
  9. +3
    5 июня 2013 19:00
    Цитата: семург
    Если уходить теряется Ср.Азия

    Там не только Средняя Азия теряется,а много чего. Как минимум-в течении нескольких лет вспыхивает полномасштабная война по всему Северному Кавказу.
    1. 0
      6 июня 2013 02:16
      Цитата: Rattenfanger
      Как минимум-в течении нескольких лет вспыхивает полномасштабная война по всему Северному Кавказу.

      ну не факт уж, но весьма вероятно.
  10. +12
    5 июня 2013 19:08
    Что то вспомнил сейчас: после вывода наших войск из Афгана (кругом в СМИ эйфория) интервью лейтенанта и его ответ на вопрос "За что погибло столько наших ребят...) и его ответ "Они погибли за Россию..а эти (духи)следом за нами пойдут ..) что то так ответил ..просто прав оказался..увы..Вечная память парням погибшим в Афгане ..
  11. HAIFISCH
    +3
    5 июня 2013 19:12
    А что толку в ихних вояк деньги вбухивать, разбегутся один хрен, опять отражать нападение нашим придется, а рахмон макрожопый скоро от таджикистана ничего не оставит, половину территории китаезам отдаст за субсидии, а половина всем остальным, когда там война кончилась?, а для народа нихххера не сделано, все тут у нас тусуются.
  12. waisson
    +1
    5 июня 2013 19:25
    заголовок статьи сказал все то что хотел сказать я hi
  13. Avenger711
    +4
    5 июня 2013 19:28
    Страна, которая не может обеспечить ни свою безопасность, ни спокойствие соседям независимой быть не может и не должна.
  14. +2
    5 июня 2013 19:31
    А нельзя ли беспилотниками границу прикрыть?
    Рогозин ведь обещал наладить выпуск.
    Вот пускай поторапливаются и к 14 году хотя бы 2000 штук наклепают.
    1. -1
      5 июня 2013 20:58
      Правильно, ведь как то был закон принят , о том что РФ оставляет за собой право наносить превентивные удары за пределами РФ. А иначе зачем нам тактические ракеты и авиация?
    2. Avenger711
      +2
      6 июня 2013 01:11
      Это не отменит потребности в сотнях операторов для них при весьма немаленькой стоимости и бестолковом обзоре.
    3. 0
      6 июня 2013 02:25
      вот к 2020г м.б.
  15. Warrawar
    +2
    5 июня 2013 19:31
    С такими "друзьями" как таджикистан и врагов не надо. Нужно вводить визовый режим и закрывать границу на замок(требовать от Казахстана контролировать границы, а если не могут или не хотят вводить визовый режим с самим Казахстаном). Так же выдворить кочевую орду, нелегальных мигрантов-таджиков, с территории России или отправить их отбывать длительное тюремное заключение, в трудовых лагерях.
    1. sergaivenski
      +1
      5 июня 2013 21:06
      Из истории мне известно,что в конце второй мировой войны в Европе маленькая Швейцария
      закрыла свои границы на замок.Зачем кормить лишние рты?Тоже самое надо делать сейчас
      России.К гадалке не ходи:население Афганистана давно отвыкло заниматься сельским хо-
      зяйством;выращивать наркотики стало намного выгоднее!!!А где наркотики,там огромные
      "грязные"деньги,столкновения интересов различных мафиозных кланов!!!А куда сбывать
      наркотики?В Россию,естественно.Огромный рынок сбыта!!!
      1. kavkaz8888
        0
        6 июня 2013 01:13
        В МАЛЕНЬКОЙ Швейцарии есть БОЛЬШАЯ куча еврейских банков(бабла).Поэтому они могут себе такое позволить.
      2. +1
        6 июня 2013 02:29
        жаль, но мы не "маленькая Швейцария". И дюжина горных перевалов - не наша с казахами Великая степь.
    2. Marek Rozny
      +3
      5 июня 2013 23:59
      Цитата: Warrawar
      Нужно вводить визовый режим и закрывать границу на замок(требовать от Казахстана контролировать границы, а если не могут или не хотят вводить визовый режим с самим Казахстаном).

      1) Таджики легально въезжают на территорию России. Они нелегально работают. Не пропускать их транзитом мы (Казахстан) не имеем права - все документы у них в порядке. На основании чего мы должны их не пускать в Россию?
      2) Если введете визы с ними, то это вряд ли что-то изменит. Будут они получать визы. В лепешку расшибутся, но получат. Единственные, кто получат от этого пользу - нечистоплотные сотрудники российского консульства в Душанбе.
      3) Ну, а гипотетическим вводом визового режима для казахстанцев - это все равно что ежа напугать голой попой. Этнические казахи в Россию приезжают редко, да и то обычно лишь по краткосрочным бизнес-делам и на учебу (после которой обычно не остаются в России). В качестве гастарбайтеров или туристов казахи в Россию не ездят. А вот своим же этническим русским из Казахстана, которые часто ездят в Россию в гости к родственникам - такой глупой затеей жизнь усложните. Да и основная ЖД-линия из Дальнего Востока и Сибири проходит через территорию Казахстана. Будем тогда требовать казахстанские транзитные визы у россиян, которые из Москвы на Байкал едут отдыхать.
      Короче, иногда лучше подумать, чем пугать чем-то.
      1. kavkaz8888
        +3
        6 июня 2013 01:18
        Правильно говоришь.Только наверное думать надо всегда, чтобы глупости не говорить.
        А вообще, пора снова в кучу собираться.За Каспием без России хреновенько.
      2. 0
        6 июня 2013 02:33
        Молодец! Хорошо сказал.
    3. kavkaz8888
      0
      6 июня 2013 01:09
      Во америкосам подарочек будет!Они попутают от счастья если мы с басмачами поругаемся.
  16. +9
    5 июня 2013 19:34
    Верить джамшутам и равшанам НЕЛЬЗЯ ни в чем!
    Исходить только из наших собственных интересов, но и рассчитывать можно исключительно на свои силы! Помнить, что воевать придется нашим русским парням.
    1. shamil
      0
      5 июня 2013 21:42
      нет воевать нашим не надо.инструкторов туда наших надо .
      1. +1
        6 июня 2013 00:51
        А кого инструктировать-то? Срочника-годичника? Или офицера-взяточника?
        В свое время ихние границы защищала РФ - порядка было в разы больше, но и боесталкновений тоже!
  17. +5
    5 июня 2013 19:35
    orff RU
    Случись заварушка на границе, опять русским всех выручать.

    антогонизм RU
    А как иначе?


    А по мне бы - пусть сами между собой разбираются! Сколько уже Русских ребят положили свои жизни за спокойную жизнь этих "горячих кровей" ... на знаю даже как назвать... знаю, но не пропустят.
    По уровню боеспособности армия Таджикистана в регионе превосходит только армию Киргизии.

    Они "воевать" умеют только из-за угла или как в Бишкеке - толпой на безоружных.
    1. sergaivenski
      +12
      5 июня 2013 21:31
      Согласен с Вами!!!Нажми на них посильнее-побегут,только пятки засверкают!!!У нас в полку был прапорщик Степаржинский-начальник гауптвахты и начальник полковой столовой.
      Брал палку и гонял поваров-таджиков.Как-то раз повара подговорили своих земляков ,
      гражданских лиц,избить Степаржинского.Неведомо им было,что прапорщик Степаржинский
      занимается боксом и борьбой.Схватка произошла в подъезде жилого дома,в котором прожи-
      вал прапорщик Степаржинский.Итог для таджиков был очень печален:один оказался в больнице с двойным переломом челюсти,сотрясением головного мозга,второй ,обделавшись
      в штаны,упал в обморок,третий просто убежал!!!После этого не один азиат на товарища
      прапорщика Степаржинского косо не смотрел!!!А суд его полностью оправдал!!!
      1. +6
        5 июня 2013 22:18
        Звезду!!! Прапорщику Степаржинскому!!!!
      2. Marek Rozny
        +1
        6 июня 2013 19:58
        Ну, не были никогда в истории таджики вояками. Ну, характер у них другой. Это кыргыз полезет без инстинкта самосохранения на автоматы, а таджик и сарт (основная часть узбеков) воинственностью совсем не отличаются. У них другой "профиль". Это отличные исполнительные работники, многие из которых быстро становятся мастерами в своем деле. Не армии из них надо комплектовать, а заводы, предприятия. Это строители, повара, ремесленники. Мы же барашка в плуг не запрягаем, и куриц доить не собираемся.

        Таджики и сарты более трудолюбивые, чем казахи или даже русские. Это их национальная черта. У каждой нашей нации есть свои плюсы, свои минусы. Их надо использовать. Вместе мы хорошо дополняем друг друга с учетом нац.особенностей. Если вспомнить историю Средней Азии и Казахстана, то можно привести пример, когда один из китайских дипломатов раннего средневековья описал своему императору причины, по которым китайским армиям не получается завоевать этот регион.
        Он писал, что тут живут согдийцы (и прочий ираноязычный элемент), которые слабы в качестве солдат, но очень искусны в дипломатии и торговле. Также тут живут тюрки - они являются военной силой региона, но из-за их наивности их можно легко рассорить и обдурить. По отдельности китайцы могли бы теоретически разбить и тех, и других, но когда согдийцы и тюрки вместе - им никакие китайские армии не страшны: согдийцы раскрывают китайские козни и не дают китайцам задурить голову кочевникам, а кочевники не дают китайцам возможности завоевать согдийцев.
        Это было написано более тысячи лет назад. За это время в нашем общем котле варятся уже и другие народы. Славяне, кавказцы, тюрки, таджики, финно-угорцы по раздельности - легкая добыча для всех. Вместе же мы восполняем национальные минусы друг друга своими плюсами. Благо, что основные нации - славяне и тюрки - легко уживаются друг с другом. Не надо из таджиков делать каких-то монстров. Они ими никогда не были. Это нация ремесленников, поваров и торговцев.
  18. +5
    5 июня 2013 19:52
    Самый лучший метод на данный момент это "Покупать, внедрять, убирать" и вооружаться современным высокоточным оружием и системами слежения.(если успеем)
  19. Wild_Grey_Wolf
    +4
    5 июня 2013 19:59
    нужна решимость и твердая рука, с твердыми убиждениями
    1. sergaivenski
      +1
      5 июня 2013 21:36
      Согласен с Вами:государство Израиль именно это и делает!!!И денег на уничтожение
      своих врагов не жалеет,и обороноспособность свою укрепляет!!!
  20. Абаканец
    -3
    5 июня 2013 20:11
    Закрыть намертво границы,выслать ВСЕХ среднеазиатов,вывести российские войска из средней азии, в случае заворушки посылать беженцев на три веселых буквы.
    1. zxz71
      +4
      5 июня 2013 22:34
      Ваша глупость удивляет!!! присутствие России в таджикистане -это контроль большей части средней азии взгляни на карту!!
    2. kavkaz8888
      +1
      6 июня 2013 01:22
      И получить штатовские базы на границе с Казахами!!!!!!!!!
    3. 0
      6 июня 2013 02:38
      И еще - накрыться одеялом и говорить что всё в порядке.
  21. +3
    5 июня 2013 20:30
    Эх хитрозадые Американцы, оставили в Афгане мешки денег, в виде маковых полей и свои базы, как гарант их безопасности. В итоге у Муслимов будет достаточно средств чтобы вооружаться.
  22. Xmypp
    +3
    5 июня 2013 20:54
    На 8 млн. населения 8 тыс. в армии. Смешно. Опять нам всех выручать, защищать и т.д. Не надоело ?
    1. 0
      6 июня 2013 02:40
      как всегда - БРЕМЯ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА. Читай Киплинга. Умный мужик. Был.
  23. +2
    5 июня 2013 20:56
    неизвестно ещё что будет после ухода ян.. они то больше всех и мутят там.. при талибах наркоту совсем мало производили.. может как раз и поспокойнее станет.. когда главные провокаторы оттуда свалят
    1. 0
      6 июня 2013 09:40
      Так может России следует замутить с талибами, чтобы ограничить наркотрафик? Прикормить и использовать их в своих интересах?
  24. +1
    5 июня 2013 20:57
    Таджикистан.
    Десять значимых городов.
    1. +2
      5 июня 2013 21:57
      А, вот ещё - думаю интересно буде:
      1. Avenger711
        +1
        6 июня 2013 01:12
        Только картинку надо больше.
      2. kavkaz8888
        +1
        6 июня 2013 01:24
        Не видно ни хрена
  25. Григорич 1962
    +3
    5 июня 2013 21:14
    Автор статьи прав....таджикам в одиночку не справиться....да и одна наша база погоды не сд5елает. Здесь нужна полная хирургическая операция, а именно политическая реконструкция. Таджикистан делать российской областью или таджикским краем..... с соответствующей реконструкцией местной власти. Иначе этот горный кусок земли постоянно будет для нас источником опасности военного нападения, терроризма и наркотрафика....а оно нам надо??....лучше малой кровью взять земли под российский протекторат и баста!!!
    1. 0
      6 июня 2013 02:42
      жаль сейчас не 1813 и даже не 1913 год. Тогда это было можно.
  26. +4
    5 июня 2013 21:33
    Цитата: Корсар
    Два варианта оставаться или уходить

    Нельзя уходить. Уйдя - оставим пустоту, а данная пустота, обязательно заполнится чем-то иным.
  27. shamil
    0
    5 июня 2013 21:37
    брать там все под контроль ,средств уйдет куча! придется подвооружить армию б /ушным вооружением .послать туда военных инструкторов .И......про росийское правительство и держать их в ежевых рукавицах.
  28. 0
    5 июня 2013 21:39
    Нет, всё таки удивляюсь так хотят жить независимо, а без русских никак, воют ах спасите помогите, чего ж отсоединялись тогда.
    1. 0
      6 июня 2013 02:51
      надо слегка хотя бы интересоваться ИСТОРИЕЙ. Они не отделялись.!!!
      Отделились Закавказье, Прибалтика и Молдова.
  29. +2
    5 июня 2013 21:56
    Оставил статью без оценки, так как с одной стороны интересно, а с другой не достаточно точная! Первое: помимо вертолетов имеются учебно-тренировочные Л-29 и Л-39, базирующиеся в Курган -Тюбе, во вторых самолетов Су-25 в составе 201-й нет с 2008 года, с большим трудом их удалось просто угнать с аэр. Душанбе силами летчиков Бутурлиновки. Не хотели таджики их отдавать.
  30. +2
    5 июня 2013 22:19
    Цитата: sergaivenski
    в конце второй мировой войны в Европе маленькая Швейцария закрыла свои границы на замок.Зачем кормить лишние рты?

    Причина закрытия границ (с Третьим Рейхом)была не в нежелании "кормить лишние рты",а в попытке избежать ненужного геморроя с послевленным приследованием союзниками нацистов,сбежавших в Швейцарию.Тут и подмоченная репутация,что для страны банков не есть гут,и банальное усиление позиций иностранными разведками и агентами влияния,которое имело бы место в ходе проводимых мероприятий.
  31. Владомир
    +2
    5 июня 2013 22:33
    Нам надо учится воевать чужими руками,(а не хотят, способствовать, чтобы не было другого выхода) беспилотниками, артиллерией,ракетами, ВВС.
  32. minimum
    +2
    5 июня 2013 22:48
    Меня поражают подарки в виде сотен млн долларов таджикам, бангладешам и т.п. Продадут и забудут, еще обвинят в экспансии и империализме, без всякой благодарности. Было же и не раз, но опять мы бросаем сотни млн долларов каким-то сомнительным друзьям на сомнительных основаниях. Неужели история 90-ых ничему не научила, чего стоят все эти дружеские чувства?
  33. 0
    5 июня 2013 23:20
    Пусть таджики сами за себя думают, лучше серьёзно обустраивать границу с Казахстаном
    1. brr7710
      0
      6 июня 2013 06:20
      Цитата: Семён Альбертович
      Пусть таджики сами за себя думают, лучше серьёзно обустраивать границу с Казахстаном



      не получитьяся отсидеться, наркотрафик и так через них очень большой, а если они одни останутся то он еще больше возрастет
  34. +2
    6 июня 2013 00:57
    Приветствую!
    Закрытие границ с Таджикистаном положительного ничего не даст! Страна заполнится талибами и всяким сбродом которые подойдут вплотную к границе РФ. Таджикистан сегодня это буферная зона, где нам к сожалению прийдется воевать за свою собственную родину! В противном случае прийдется воевать уже на своей територии.
  35. anarh
    +1
    6 июня 2013 02:02
    Цитата: sergaivenski
    суд его полностью оправдал!!!

    Хороший суд. Правильный.
  36. brr7710
    0
    6 июня 2013 06:10
    Цитата: Леха с ЗАТУЛИНКИ
    Таджидское руководство хе хе взяло пример с КРЕМЛЕВСКОГО РУКОВОДСТВА отдав часть своей территории КИТАЙЦАМ.
    Я думаю что РАХМОНОВ и другие кланы таджиков не способны оказать серьзное сопротивление и талибам и китайцам.
    Тем более удивительно поведение РАХМОНОВА по отношению к РОССИИ.
    Бесконечные предъявы РОССИИ,коррупция,давление на собственный народ делает это государство нежизнеспособным.

    ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  37. 0
    6 июня 2013 06:20
    Какого они так хотели что бы наши пограничники ушли от туда? Правильно, что бы на транзите наркоты жить.
    Теперь талибов испугалися приползли помощи просить, солярку им по льготам, технику дай и т.п.
  38. shamil
    0
    6 июня 2013 06:57
    так и есть! у самих силенок с талибами тягаться не хватит
  39. +3
    6 июня 2013 09:35
    Судя по коментам основная масса посетителей понимает что уходить пока нельзя,остается укреплять ВС Таджикистана и поддерживать боеготовность войск на базах.По количеству войск думаю достаточно т.как горы и дороги две или три а зимой и вообще кирдык перевалы не проходимы.Раз решили оставаться отсюда следует - гастам разрешают работу в России чтоб у них был зароботок ,если их всех выслать назад то начнется полный абзац и даже войск на базах может не хватить.Вот так мне кажется и связывается проблема гастов и безопасность на рубежах.