В поисках утраченных ориентиров

27
Российской армии необходимы новые духовно-нравственные идеалы

Что-то неладно у нас с воспитанием в Вооруженных Силах. Азбучная истина – с переменой политической системы в государстве должна меняться и ее военная структура. Но начиная с 1991 года одни ностальгируют по былому прошлому, другие видят выход в институте военных священников, третьи пребывают в прострации. Есть робкие предложения и по модернизации в целом существующей системы воспитания – хотя по сути модернизировать нечего. Ошибка новаторов в непонимании того, что единичное или частное не может решить общую проблему.

Работа с личным составом в Вооруженных Силах России значительно усложнилась – государством поставлена задача сделать за 12 месяцев из юноши не только воина, но и личность. Военный воспитатель должен подготовить человека к жизни в обществе, приобщить его к духовной, материальной и физической культуре. По существу восполнить все то, что ему не дали семья, школа, вуз. Задача, сразу скажем, трудновыполнимая.

Оказались на пепелище

У армии сейчас для этого нет ни сил, ни средств. Сегодня изменились сами базовые понятия морали: добро, зло, добродетель, порок, справедливость, долг. На первый план вышли приоритеты обогащения любыми средствами. Эти новые ценности обрели конкретное денежное выражение и тем самым утвердили в обществе далеко не самые лучшие постулаты западной морали. Неопределенность категории этики «смысл жизни» подвергла эрозии и такие понятия, как товарищество, солидарность, принципиальность, чувство нового, ценность личности. В нашей стране так и не сформировалось зрелое гражданское общество, которое придает личности те самые необходимые для службы в армии качества.

В поисках утраченных ориентировИменно в таких условиях приходится работать призывным комиссиям. Отбирать необходимый человеческий материал для комплектования воинских частей и подразделений, специальных войск. А командирам и остаткам разгромленных воспитательных структур – формировать цельную личность. Но урывками тут ничего не решишь, нужна целостная и стройная система работы с людьми. Беда еще в том, что советскую школу воспитания разрушили, а взамен создали некий паллиатив, который, однако, не может в полной мере эффективно решить эту задачу.

Советская воспитательная система родилась в годы Гражданской войны и по тому времени была блестящей находкой новой власти: соединение просвещения и политической работы дало положительный результат. Для массы неграмотных бойцов Красная армия стала настоящей школой в прямом смысле этого слова. До окончания Гражданской войны советские политические отделы представляли собой подлинно демократические организации, что в конечном итоге обеспечило победу большевиков. Кстати, многое из практики работы политических отделов Красной армии потом позаимствовали англичане и французы.

Особое беспокойство сегодня вызывает научное обеспечение преобразований в духовно-нравственной сфере военной организации государства. Но, к сожалению, ведущие научные учреждения России стоят в стороне от этой проблемы. Минобороны, МВД, ФСБ не располагают собственными научно-исследовательскими учреждениями в области военно-гуманитарных проблем, военной культуры. В то время как исследования показывают: до 1917 года система воспитания военнослужащих, прежде всего офицеров, была направлена на воспитание именно личности. Не случайно до революции люди в погонах оставили значительный след в развитии русской культуры.

В годы советской власти упор делался на воспитание и сплочение воинского коллектива. Яркие индивидуальности, имеющие обширные знания, собственные суждения, нередко вызывали подозрение и настороженность. В результате вклад советского офицерского корпуса в развитие отечественной культуры оказался гораздо более скромным. Издержки этой модели воинского воспитания – дедовщина, ставшая вредной традицией. Поэтому новая система должна синтезировать лучшие достижения обеих предыдущих систем.

Сегодня личное дело офицера представляет собой безликий документ с голым перечнем биографических данных, через призму которых совершенно не просматривается человек. Точно так же не отражают свойства личности и аттестации вышестоящих начальников. Здесь так и подмывает привести как пример характеристики на подчиненных известного генерала Михаила Драгомирова, которые по своей яркости и образности граничат с афоризмами: генерал-лейтенант Домантович – «был конь, да уездился», генерал-майор князь Путятин аттестуется одним словом – «ненормален», генерал-лейтенант Лесовой – «усерден, но со времени орудий нарезных первого типа не ушел вперед по части подготовки артиллерии», генерал-лейтенант Засс – «мягок, чтобы не сказать слаб, в умственном отношении скромен», генерал-лейтенант барон Зеделер – «усерден, болезнен, более претензий, нежели содержания», генерал-майор Огфиновский – «давно по дряхлости нуждается в покое», генерал-лейтенант Зверев – «честен, предан делу, добросовестен. Книжник. Молится на немцев. В поле теряется», генерал-майор Воинов – «настойчив, мягок. Симпатично вкрадчив, тактичен. К нежному полу прилежен».

Комментарии здесь излишни. Может, в чем-то и сгущает краски Драгомиров, но ведь даже в этих высказываниях генерала, безусловно, просматриваются личности аттестуемых. В том числе и его собственная.

Представляется очевидным, что и кадровая работа с офицерским составом сегодня также остро нуждается в реформировании. Следует разработать систему оценки личности офицера, которая была бы справедливой и объективно отражала его внутреннюю сущность. Это предполагает четкое взаимодействие государственной власти, господствующей идеологии, общества и собственно Вооруженных Сил, которые и представляют собой основные векторы, определяющие развитие военной культуры. Разумеется, это взаимодействие должно строиться на основе исторического опыта и национальных традиций народа.

Именно так действовал Петр Великий. В военном строительстве он сумел извлечь из российского и европейского военного опыта все необходимое, но в духовной сфере опирался исключительно на национальные особенности русского воинства и благодаря этому сумел создать лучшую армию в Европе. Секрет этого он раскрыл в шедевре мировой военной культуры – созданном им «Уставе воинском» 1716 года.

К сожалению, в нашей истории так было не всегда. Уникальный русский военный писатель Антон Керсновский с горечью писал, что после смерти Суворова военная мысль в стране вдохновлялась исключительно иностранными образцами. Поэтому ее работу и можно уподобить работе машины, поставленной на холостой ход. Семена, урожайные в бранденбургских песках, на русском черноземе дают лишь плевелы. Увлекаясь иностранщиной, подчеркивал он, мы недооценили Суворова.

К чему привели попытки отрицания предыдущего периода русской культуры и ее исторического наследия, создание так называемой пролетарской культуры, мы знаем. Из этого в мирное время ничего не вышло. А во время войны новая политическая формация была вынуждена воспользоваться достижениями русской военной культуры для своего выживания. Особенно ярко этот процесс проявился в период Великой Отечественной. Советская власть все вопросы культурного строительства рассматривала сквозь призму марксистско-ленинской идеологии, и это отразилось на развитии культуры в целом. Даже развал СССР во многом был обусловлен тем, что культура, созданная наследниками старой России, оказалась не в состоянии воспроизводить сама себя.

Учитель и воспитатель

Важность развития духовной воспитательной сферы еще не нашла должной оценки у политической и военной элиты страны. Гуманитарный аспект крайне слабо просматривается в основополагающих документах по военному строительству. После 1990 года этот вопрос вообще ни разу не обсуждался на государственном уровне. Между тем проблема воинского воспитания давно требует радикального решения.

Начать следовало бы с уставов. Они отличались тем, что во главе стояла присяга, в которой четко было обозначено, как воину служить должно, то есть документ имел ярко выраженное нравственное начало. Сравним петровскую присягу с современной, и сразу станет очевиден ее нравственный характер. В «Уставе воинском» 1716 года сказано буквально следующее: «Понеже офицеры есть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит им ровным образом отеческим содержать, и понеже дети перед отцами суть бессловны во всяком послушании, полагая надежду свою от отцов во всем, чего ради отцы недреманное попечение о их состоянии имеют, о их учении, пропитании и всяком снабжении».

Здесь хочется вспомнить Николаевскую императорскую академию (центр военной культуры России), девиз которой: «Побеждает та армия, которая умеет думать». Простой вопрос: а каким был главный экзамен для поступления в эту академию? Кто-то скажет – стратегия, кто-то назовет тактику, кто-то с улыбкой – уставы. Но главным экзаменом было сочинение. Время на работу не ограничивалось, темы поступающий выбирал сам. Потом профессора из прочитанных сочинений делали вывод, кто из поступающих лучше умеет думать. Те и допускались к приемным экзаменам. Такие требования были обусловлены тем, что чем лучше человек знает язык, тем качественнее работает у него мышление.

Другой пример, достойный подражания. Михаил Кутузов, который со второго класса артиллерийской инженерной школы преподавал наравне с остальными учителями. В этой школе была оригинальная система организации учебы. При поступлении каждый преподаватель на приемных испытаниях отмечал знание предмета, способности мальчика, его интересы и составлял специальную записку, которая поступала начальнику школы, а уж тот сам предлагал для них свою программу обучения. Так в одних стенах каждый ученик готовился по своей собственной программе.

А как проводилась аттестация офицеров? Была разработана, может, несколько громоздкая, но действенная система аттестации, в которой участвовали все офицеры части. Она демократична даже на наш современный взгляд. Существовал и учебник по воспитанию офицера русской армии. У автора этих строк на его поиск ушло 20 лет. Современные авторитетные специалисты высказывают мнение, что он и сегодня может послужить России с учетом изменившихся условий. Главное в том, что в нем не написано «должен знать» и прочее, а просто сказано, что и как надлежит делать.

Русский офицер был учителем и воспитателем подчиненных, что делало сильной его связь с последними. Кто-то может напомнить, что, мол, было и военное духовенство. Это так – один батюшка на полк. Во время Первой мировой войны 5000 священников помогали обеспечивать дисциплину на должном уровне, пока Керенский не сломал эту систему. Но главным воспитателем, повторим, был все же офицер. Сегодня же в отсутствие гражданского общества этот труд в наших учебных заведениях офицерам приходится брать всецело на себя.

До революции в послужных документах самих офицеров было раскрыто до 48 черт личности. Знакомые профессора из академии МВД как-то мне сказали, что разработали перечень из 16 черт для характеристики личности. В МГУ профессором Ю. Шмелевым и его лабораторией разработан перечень из 548 черт, характеризующих личность. Остается выбрать из него черты, скажем, присущие пограничнику, моряку, летчику. Думается, наши офицеры-кадровики получат очень нужный для себя вспомогательный материал.

Пора поставить вопрос и о единой эффективной оценке качества воспитательной работы. Ее до сих пор не существует. А нужны строгие, конкретные критерии. Для этого необходимо провести серьезные исследования с целью создания новой системы воинского воспитания.

Забыть «оборотней в погонах»

Высочайшим было понятие воинской чести в русской армии. В моральном отношении корпус офицеров стоял на высоте, возвышавшейся над всеми. Воспитанные в понятиях рыцарской чести, офицеры как зеницу ока берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. Блюстителем офицерской чести являлся в каждом полку суд чести (были и особые суды чести для генералов), избиравшиеся обществом офицеров полка. Избирали достойнейших. Суд чести всегда тактично и справедливо разбирал недоразумения и ссоры между офицерами (кроме чисто служебных случаев, подлежавших рассмотрению в командном порядке), предписывал офицеру то или иное поведение при инцидентах с невоенными лицами и являлся постоянным напоминанием о необходимости вести себя достойно во всех случаях жизни – в войсковой среде и вне ее. Суд чести примирял, заставлял провинившихся извиниться перед обиженными, оскорбленными или находил необходимой дуэль. Для людей со слабо развитым чувством чести дуэль – варварство, но для офицера готовность стать под пулю ради защиты чести (своей или взятого под защиту лица, или своего полка, или своей Родины) была необходимостью.

Постановления суда чести были безапелляционными: никакая власть и никакой суд не могли отменить или изменить их. Это право принадлежало лишь верховному вождю, царю, но он им никогда не пользовался.

Суд чести судил проступки (неслужебные) офицера и, найдя его виновным, мог потребовать его ухода из полка и даже с военной службы: бесчестных офицерство не терпело в своей среде.

Какие черты личности были свойственны офицерам русской армии? Назовем лишь некоторые: бесстрашие, безлукавие, бескорыстие, благоразумие, благородство, благочестие, бодрость, великодушие, вера (верность), воинственность, воля, выносливость, героизм, гордость, гуманность (человеколюбие), дисциплина, доблесть, добродетель, добросовестность, долг воинский, достоинство, дух воинский, духовность, душа, идеализм (идейность), инициатива (частный почин), интуиция, искренность, искусство военное, исполнительность, культурность (интеллигентность), красноречие, любовь к военному делу, мудрость, мужество, настойчивость, находчивость, неутомимость, нравственность, осторожность, отвага (отважность), ответственность, память, патриотизм (отечественность), победоносность, повиновение, подвижничество, понимание, порядочность, правдивость, профессионализм, смелость, совершенство (отличность), совесть (совестливость), сознательность, справедливость, стойкость, товарищество (братство, корпорация), традиции, трудолюбие, ум (разум), храбрость, честь.

Не правда ли, от одного этого перечня качеств в сознании возникает теплое чувство, но сразу возникает вопрос: какие качества личности офицера из приведенных характерны сегодняшнему офицерскому корпусу? К сожалению, похвастать ими может далеко не каждый офицер. Сегодня, увы, немало случаев, когда люди в погонах утрачивают воинскую честь, а то и превращаются в «оборотней в погонах». А ведь военная организация – структура иерархическая, она обладает способностью перенимать качества личности, которая стоит во главе ее. Если министр обороны не чист на руку, то его примеру будут следовать и подчиненные. Сколько, например, времени и усилий потребуется, чтобы вычистить из армии наследие «сердюковщины», изменить пошатнувшееся отношение общества к своей армии.

По этой же причине важно как можно больше извлечь из нашего военно-исторического наследия, в первую очередь то, что позволит воспитать человека в погонах настоящей личностью. Эту задачу необходимо решать совместно с Министерством образования, другими заинтересованными ведомствами. И, может, прежде всего обратить внимание на учебные предметы, формирующие личность: историю, русский язык, литературу, риторику.

Задача далеко не из простых, и Министерство обороны своими силами с ее решением скорее всего не справится без помощи гражданских специалистов. Поэтому вначале следует разобраться с историей военной культуры, потом с ее философией, а после этого приниматься за разрешение проблемы. Следует иметь в виду, что у нас напрочь отсутствует историческое сознание, ответственность за прошлое, настоящее и будущее.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    6 июня 2013 06:49
    Какие черты личности были свойственны офицерам русской армии? Назовем лишь некоторые: бесстрашие, безлукавие, бескорыстие, благоразумие, благородство, благочестие, бодрость, великодушие, вера (верность), воинственность, воля, выносливость, героизм, гордость, гуманность (человеколюбие), дисциплина, доблесть, добродетель, добросовестность, долг воинский, достоинство, дух воинский, духовность, душа, идеализм (идейность), инициатива (частный почин), интуиция, искренность, искусство военное, исполнительность, культурность (интеллигентность), красноречие, любовь к военному делу, мудрость, мужество, настойчивость, находчивость, неутомимость, нравственность, осторожность, отвага (отважность), ответственность, память, патриотизм (отечественность), победоносность, повиновение, подвижничество, понимание, порядочность, правдивость, профессионализм, смелость, совершенство (отличность), совесть (совестливость), сознательность, справедливость, стойкость, товарищество (братство, корпорация), традиции, трудолюбие, ум (разум), храбрость, честь.
    И зачем изобретать что то новое?
    Всё вышеперечисленное ценилось много лет назад и ещё столько же будет
    Не либерастию и толерастию же вводить в армии,да и разная гуманизьма с военным делом как то не очень сочетается
    Так что не стоит изобретать велосипед
    1. bask
      +16
      6 июня 2013 07:08
      Цитата: Денис
      Задача далеко не из простых, и Министерство обороны своими силами с ее решением скорее всего не справится без помощи гражданских специалистов

      Начинать воспитание надо с дет..сада-семьи ,школы.Наше поколение 80- идя в армию знало,что идет защищать РОДИНУ!!!
      Сейчас как объяснить оболваненной СМИ,молодежи,кого они идут защищать.
      Когда на их глазах по зомбоящику:украл миллиарды и спокойно на ПМЖ в Лондон.Дети богатеев олигархов ,крупных чиновников депутатов,как правило живут и учатся за бугром!!!
      Детям рабочих и крестьян ,такое разделение обязанностей в гос..не объяснить!
      ТОЛЬКО ВОСПИТАНИЕ И ВСЕОБЩЕЕ РАВЕНСТВО ПЕРЕД ЗАКОМОМ ИСПРАВИТ СИТУАЦИЮ!!!
      1. +8
        6 июня 2013 07:36
        Цитата: bask
        Когда на их глазах по зомбоящику:украл миллиарды и спокойно на ПМЖ в Лондон.Дети богатеев олигархов ,крупных чиновников депутатов,как правило живут и учатся за бугром!!!
        Детям рабочих и крестьян ,такое разделение обязанностей в гос..не объяснить!

        Я думаю понятие Родина несколько шире, нежели детишки чиновников и депутатов.
        А детям рабочих и крестьян следует платить деньги за прохождение воинской службы и предоставлять различные льготы после прохождения службы, в свою очередь вышеупомянутым детишкам чиновников и проч "элите" ограничить возможность работать на чиновничьих должностях при отсутствии записи в военном билете о прохождении воинской службы.


        ТОЛЬКО ВОСПИТАНИЕ И ВСЕОБЩЕЕ РАВЕНСТВО ПЕРЕД ЗАКОМОМ ИСПРАВИТ СИТУАЦИЮ!!!

        Это в идеале. К этому следует стремиться, но сомневаюсь, что в ближайшем времени это возможно.
        1. +4
          6 июня 2013 08:19
          Цитата: GreatRussia
          Это в идеале. К этому следует стремиться, но сомневаюсь, что в ближайшем времени это возможно.
          Предстоит большая борьба за умы подрастающих
          Удалить бы как нарыв публичный дом-2,разных ранеток-миньеток,клоны западных сериалов.Но всё деньги ...
          Тот же дом-2 это целая индустрия с их смс-голосованиями,да и рекламное время в нём стоит о-го-го сколько.Смотрели же мы в детстве пусть западные,но нормальные фильмы про дельфина,собаку Лэсси,про геройских польских танкистов и собаку и не чувствовали что нам чего то не хватает
          НВП заменили уроками толерастности,а как было пацанам за счастье в конце 10-го класса пройти военные сборы.Да и ВПХР или радиометр ДП-5А знали.Теперь же ту же "Зарницу" отменили как наследие тоталитаризма что ли,а много ли в ней идеологии было
          Только вот кто возрождать это будет,явно не те чьи отпрыски учатся и живут за границей
          Такие вот невесёлые перспективы
          1. +3
            6 июня 2013 09:24
            Цитата: Денис
            Удалить бы как нарыв публичный дом-2,разных ранеток-миньеток,клоны западных сериалов.Но всё деньги .

            Добавлю только,что наши с вами деньги.НТВ и ТНТ принадлежат "Газпрому".Мы сами оплачиваем всю эту дрянь.
        2. +4
          6 июня 2013 09:37
          Цитата: GreatRussia
          проч "элите" ограничить возможность работать на чиновничьих должностях при отсутствии записи в военном билете о прохождении воинской службы.

          Со своими деньгами они любую запись купят и всё что к этому прилагается.Систему в стране менять надо,а не юлить и изворачиваться.
          У нас по последним данным около 100 тысяч детей нашей,так называемой элиты,учатся за границей.В Англии в частных элитных школах в классах до 10% детей выходцы из России.Кого готовим?Куда идти собрались?Что строить?Какое общество?
          Вчера разговаривал с человеком,который приехал из Москвы,работал там охранником в элитном жилом комплексе.Знаете,меня поразила ненависть,с которой он говорил об этих "хозяевах жизни".И наверняка он не один такой....
          Менять надо систему,иначе плохо будет.
        3. +1
          6 июня 2013 09:54
          Это в идеале. К этому следует стремиться, но сомневаюсь, что в ближайшем времени это возможно.

          Согласен, что в ближайшем времени это задача трудноосуществимая, но ведь никто и не отменял равенство ВСЕХ перед законом, а это сейчас самое главное. А то среди равных находятся "самые равные" для которых закон что дышло.
        4. pahom54
          +4
          6 июня 2013 09:58
          В США почему-то ни в сенаторы, ни в президенты не может баллотироваться человек, не служивший в армии. Английский принц наравне со всеми воевал боевым пилотом в Афганистане. В школах уроки начинаются с государственного гимна. И это в стране, состоящей фактически из сброда авантюристов и не имеющей коренной национальной структуры (коренное население - индейцы - проживают в резервациях).
          Не служил в армии - не получишь хорошую работу (должность и т.д.), вот и весь сказ
      2. +3
        6 июня 2013 10:09
        Цитата: bask
        Начинать воспитание надо с дет..сада-семьи ,школы.Наше поколение 80- идя в армию знало,что идет защищать РОДИНУ!!!
        Сейчас как объяснить оболваненной СМИ,молодежи,кого они идут защищать.
        Когда на их глазах по зомбоящику:украл миллиарды и спокойно на ПМЖ в Лондон.Дети богатеев олигархов ,крупных чиновников депутатов,как правило живут и учатся за бугром!!!
        Детям рабочих и крестьян ,такое разделение обязанностей в гос..не объяснить!
        ТОЛЬКО ВОСПИТАНИЕ И ВСЕОБЩЕЕ РАВЕНСТВО ПЕРЕД ЗАКОМОМ ИСПРАВИТ СИТУАЦИЮ!!!
        Дарова дорогой. Общий уровень образования народа с рублевки в разы ниже общего уровня яко бы глубинки. У них просто денег больше. Но вот кто тебя добром вспомнит после смерти за твои украденные милионы? А вот Капицу (отца и сына), Королева, Александрова помнят все. У кого какие ценности. а вот ещё. почему бандюки на своих магилах ставят кресты с 3 этажный дом? не ради того чтоб их только за этот памятник бесславия помнили потом?
        1. Misantrop
          +5
          6 июня 2013 10:57
          Цитата: Механик
          А вот Капицу (отца и сына), Королева, Александрова помнят все.
          Это точно. Даже фамилию Берия взять. Вспоминается не только Лаврентий, куратор многих отраслей военной техники, но и сын Серго, отличный конструктор крылатых ракет. Зато у нынешних детки - сплошные мажоры-беспредельщики
          1. Gari
            +3
            6 июня 2013 12:43
            Цитата: Misantrop
            Даже фамилию Берия взять. Вспоминается не только Лаврентий, куратор многих отраслей военной техники, но и сын Серго, отличный конструктор крылатых ракет.

            А можем вспомнить Анастаса Микояна Сталинского наркома , а его сыновей
            Владимир летчик-истребитель. Ушел на фронт добровольцем. За три месяца до фронта работал в авиаинспекции, облетал самолеты и наши, и «мессершмиты». В 1942 году погиб .
            Алексей ушел добровольцем на фронт, летчик. Боевой генерал-лейтенант, командир полка, дивизии, корпуса, округа.
            Вано авиаконструктор, сорок шесть лет работает в КБ имени Микояна, в последние годы — заместитель главного конструктора.
            Серго окончил институт международных отношений, Историк и публицист, доктор исторических наук, автор десятков научных работ и публикаций За время своей долгой академической карьеры Серго Микоян приобрел в стране и за рубежом репутацию крупнейшего специалиста по Латинской Америке.
            Степан летчик-испытатель. Ушел на фронт добровольцем, был сбит в бою, ранен. Заслуженный летчик Советского Союза, генерал-лейтенант. Живет в Москве. Работает в г. Жуковском.
            Герой Советского Союза.
        2. bask
          +1
          6 июня 2013 13:19
          Цитата: baltica
          Менять надо систему,иначе плохо будет.

          Согласен,при придворно-олигархической системе,государство и общество будет разделять пропасть.Как ФИНАНСОВАЯ ТАК И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ.
          Мы уже прошли это в 17-м году.Когда крестьяне и рабочие не понимали и были врагами дворян.Наступаем на те же грабли!!!
          Цитата: Механик
          щий уровень образования народа с рублевки в разы ниже общего уровня яко бы глубинки. У н

          Привет Евгений.Согласен,уровень $$$$$$ образования гораздо ниже.
          И главное психология у них ,западного гей-индивидуума.
          На свою Родину им ,за редким исключением наплевать...
    2. pahom54
      +5
      6 июня 2013 08:58
      Полностью согласен. Велосипед заново изобретать не надо. НО!!! Как раньше писали: Армия и народ неразделимы. Так оно и есть, в армию (хоть в солдаты по призыву, хоть в курсанты по велению души) приходят ребята из народа, из общества, которое имеется на данный период исторического развития. И ответ здесь один: воспитание практически с пеленок в духе нравственности и любви к Родине. И здесь проблема должна решаться не только в масштабе армии, а в масштабе государства и государственности.
      Для начала эту идею - нравственность и патриотизм - необходимо привить, найти пути и механизмы увода молодежи от пепси и колы, и, к сожалению, сейчас это очень долгая и трудная задача.
      Но ведь где-то появляются молодежные организации типа "Наши", что-то наподобие пионеров (да как угодно их можно назвать, лишь бы они несли в души ребят светлое и определенное). Эти движения необходимо развивать и поддерживать.
      1. +3
        6 июня 2013 11:52
        Цитата: pahom54
        несли в души ребят светлое и определенное
        Надо избавляться от идеологии потребителя,не то гикнемся вслед за западом.Разве в советское время в школе мы мерялись шмотками или портфелями как сейчас телефонами? Нет,пацаны соревновались количеством подтягиваний и подъём-переворотов
        Полезней для здоровья и духа
    3. +1
      6 июня 2013 11:35
      И зачем изобретать что то новое?
      Всё вышеперечисленное ценилось много лет назад и ещё столько же будет
      Не либерастию и толерастию же вводить в армии,да и разная гуманизьма с военным делом как то не очень сочетается
      Так что не стоит изобретать велосипед

      Да ценилась, но кем. Мы это не ценим на нас нужно ставить крест(рождённые в 90-е), нам нужно не лениться и воспитать современную молодёжь. Мне кажется будет время, когда будет всё хорошо у нас. И наши дети или внуки будут плевать нам в лицо за то, что мы были лентяями, пофигистами, нигилистами)))
    4. 0
      6 июня 2013 13:39
      По вашей мысли все эти качества у советского офицера надо понимать как анти и не ?
  2. +7
    6 июня 2013 06:58
    В армии человека воспитывать может быть уже поздно. Должна быть система подготовки еще со школы. Чтобы люди понимали, что это их страна и ее надо уважать и защищать, а не обманывать и разворовывать. Была же начальная военная подготовка. Почему не вернуть ее в школы? Сборы почему не проводить почаще? Ценности должны закладываться и в семье. В общем нужен комплексный подход.
    1. Misantrop
      +4
      6 июня 2013 11:00
      Цитата: Orel
      В армии человека воспитывать может быть уже поздно.

      Не "может быть", а однозначно. Хотя бы потому, что за год даже при наилучшем раскладе можно лишь поправить то, что закладывалось почти два десятилетия, полностью изменить структуру личности без ее слома не реально. А из сломленных хорошие только террористы получаются, увы...
      1. +2
        6 июня 2013 11:05
        Цитата: Orel
        армии человека воспитывать может быть уже поздно
        В армию приходят люди с определённым воспитанием, а тех кого по другому воспитывали до туда не дойдут, их место в престижном ВУЗе или у папы на фирме.
  3. Владомир
    +2
    6 июня 2013 07:01
    Интересно, есть в армии, или вообще в государстве люди, думающие и изучающие данные вопросы для применения на практике???
  4. +1
    6 июня 2013 07:02
    Военный воспитатель должен подготовить человека к жизни в обществе, приобщить его к духовной, материальной и физической культуре. По существу восполнить все то, что ему не дали семья, школа, вуз.

    Ну, вот и крайний нашёлся - военный воспитатель! А как с уклонистами быть?
    1. +6
      6 июня 2013 07:22
      Патриотизм воспитывается с пеленок, а не за год службы в армии.
      1. Кит
        0
        6 июня 2013 10:24
        Вот только пелёнки нам поставляет НАТО
      2. рыбак
        0
        6 июня 2013 15:18
        да, об этом ещё Конфуций говорил...

        но у нас принято искать ту неведомую "систему", отрубив голову которой, мы решим все наши наболевшие проблемы...
    2. Misantrop
      0
      6 июня 2013 11:03
      "Военный воспитатель должен". Ага, по жизни, как земля - колхозу. Причем - за бесплатно и в свободное от основного занятия (защиты Родины) время. При том, что педагогику будущим воспитателям в большинстве ВУЗов вообще не читают...
  5. +3
    6 июня 2013 07:17
    Людей надо воспитывать до армии.
    Армия - во многом отражение общества. И если всеми перечисленными качествами обладают родители, то дети наверняка вырастут такими же. А люди "люди, думающие и изучающие данные вопросы для применения на практике" - есть.
    1. +4
      6 июня 2013 07:19
      Цитата: Петрович-2
      Людей надо воспитывать до армии

      во-во. и людей и их родителей :) Но это тема про прорехи образования уже на сто раз обсуждалась
      1. рыбак
        0
        6 июня 2013 15:19
        прорехи воспитания...
  6. +2
    6 июня 2013 07:18
    "Существовал и учебник по воспитанию офицера русской армии. У автора этих строк на его поиск ушло 20 лет. "
    - а где, где учебник-то можно глянуть, можно ссылку?
  7. vovan53170
    +1
    6 июня 2013 08:10
    Вот воспитаем офицеров с выше перечисленными качествами, а они как глянут на нашу страну и что у нас делается, так сразу революция и случитя. А мы то уже не те, нам бы вкусно поесть, мягко поспать, да в Турцию на отдых, какя уж тут революция. Пусть уж лучше воруют потихоньку, да нам оттягиваться не мешают. Вот и всё, что нам от офицеров надо.
  8. 0
    6 июня 2013 08:53
    Цитата: Orel
    В армии человека воспитывать может быть уже поздно. Должна быть система подготовки еще со школы. Чтобы люди понимали, что это их страна и ее надо уважать и защищать, а не обманывать и разворовывать. Была же начальная военная подготовка. Почему не вернуть ее в школы? Сборы почему не проводить почаще? Ценности должны закладываться и в семье. В общем нужен комплексный подход.

    Менять надо продажную растленную антинародную власть, на власть, которая во главу политики поставит воспитание традиционных моральных и нравственных ценностей, уважение к человеку, а не к доллару.
    А основой государства признает традиционный русский семейный уклад и верность Отечеству, а не банковский счет за границей.
  9. +4
    6 июня 2013 09:05
    Нельзя отделить армию от государства и общества. Если на государственном уровне идет отказ от идеологии, читай от идеалов, прививается культ потребителя, то в обществе происходят соответствующие перемены. Проблемы армии лишь отражение проблем общества, наши солдаты и офицеры не с Марса прилетают.
  10. -1
    6 июня 2013 09:26
    С сожалением надо признать, что идеология прививаемая к солдату -защитнику в Советской Армии утрачена.
    Либеральные власти, средства массовой информации все сделали для разложения вооруженных сил России. Отменили идеологию защиты Отечества.
    Стала унизительной служба в Армии.
    Слово "откосить" - из не потребного стало гордостью космополитов.
    Армия всегда была рабоче-крестьянская, а усилиями "реформаторов" стала загоном для убогих и сирых. Сердюковские реформы вычистили остатки былой боевой мощности вооруженных сил.
    Новые руководители Министерства Обороны и ВПК делают все для востановления оборонного потенциала.
    Проблема идеологического становления Армии не будет решена,- пока в политическом руководстве не устранят либеральную идею и не уволят носителей и пропагандистов "их" свободного мира.
    Тогда патриотическое воспитание приведет к качественному обновлению военнослужащих и слово "откосить" станет атавизмом организма.

    СЛУЖБА В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИИ, ПОЧЕТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА.
    1. Misantrop
      +1
      6 июня 2013 11:06
      Цитата: individ
      СЛУЖБА В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИИ, ПОЧЕТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА.
      Нихрена не получится, пока из обязанности служба в армии не станет ПРАВОМ (которое еще надо заслужить, а не отбрыкиваться всеми силами)
  11. патрон
    +1
    6 июня 2013 09:29
    "Задача далеко не из простых, и Министерство обороны своими силами с ее решением скорее всего не справится без помощи гражданских специалистов. Поэтому вначале следует разобраться с историей военной культуры, потом с ее философией, а после этого приниматься за разрешение проблемы. Следует иметь в виду, что у нас напрочь отсутствует историческое сознание, ответственность за прошлое, настоящее и будущее".

    В этом последнем абзаце статьи действительно суть проблемы.
  12. +1
    6 июня 2013 09:49
    Читаю.и просто улыбаюсь,у всех болит душа,но лечить её никто не хочет.
    Что бы просто не подать иску СМИ за оболванивание народа,коллективный.
    Никто не поддержит.
  13. pahom54
    +3
    6 июня 2013 10:26
    Цитата: dark_65
    Читаю.и просто улыбаюсь,у всех болит душа,но лечить её никто не хочет.
    Что бы просто не подать иску СМИ за оболванивание народа,коллективный.
    Никто не поддержит.

    Вот сижу я, инвалид, не выходящий из квартиры уже 6 лет, душа болит - а сил и возможностей что-то сделать нет. Эту подачу в прокуратуру на СМИ должны делать не такие, как я, а к примеру Президент ставит задачу Генпрокурору: подвести всю эту желтизну под подрыв государственной безопасности, под целенаправленное оболванивание молодежи в духе "их" идеологии, чуждой российскому государству, и лет по ... надцать, и без права дальнейшей работы в СМИ, и т.д.
    Понимаю, это жестко, но это необходимо.
    1. +2
      6 июня 2013 10:45
      Цитата: pahom54
      Вот сижу я, инвалид, не выходящий из квартиры уже 6 лет, душа болит - а сил и возможностей что-то сделать нет. Эту подачу в прокуратуру на СМИ должны делать не такие, как я, а к примеру Президент ставит задачу Генпрокурору: подвести всю эту желтизну под подрыв государственной безопасности, под целенаправленное оболванивание молодежи в духе "их" идеологии, чуждой российскому государству, и лет по ... надцать, и без права дальнейшей работы в СМИ, и т.д.
      Понимаю, это жестко, но это необходимо.
      Приветствую Юрий. у моей жены родной брат инвалид с переломаным позвоночником. Нет это не война была, в детстве он побежал к другу, а сосед ему бревно на спину свалил. Ну я не к тому. Он сейчас точно так же старается что то делать для таких же как он и ты.
  14. Кит
    -1
    6 июня 2013 10:27
    Если народ начнёт задавать вопросы почему? как? от куда? зачем? Это будит уже не Россия это будит СССР
  15. Комментарий был удален.
  16. Яросвет
    +7
    6 июня 2013 10:37
    О том, что необходимо сделать можно писать до уsеrу - ничего не изменится.
    Почему?
    Потому
  17. Vtel
    +1
    6 июня 2013 10:53
    Александр III : «Во всем свете у нас только два верных союзника, — любил он говорить своим министрам, — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас». Армия носитель духовности своего народа, ну а духовность эта благодаря кашерно-либеральной политики и СМИ в России стремится к западному "голубому" эталону и это печально. Без Бога в душе с этим невозможно справится одними административными мерами. Семья - это малый храм, где и закладывается духовно-моральное воспитание молодых. Но таких семей не так уж много, потому дети варятся в западном тлетворном соку, отсюда и результаты.
  18. -1
    6 июня 2013 11:16
    Против идей автора нет возражений.
    Он за старую русскую армию, я тоже. Давайте введем все то хорошее, что было в русской армии. Чтобы, как некоторые указывают, не формировались либерально-педерастические помыслы, держать всех в узде, но..., но и, регулярно, раз в месяц, для очистки мозгов от "спермотоксикоза", строем водить солдат в публичный дом, так, как это было в старой доброй армии.
    Или принять закон, чтобы женщины службу в армии проходили. В обязательном порядке, как в Израиле. Призывать их с 23 лет, если женщина еще не родила.
    Гарантирую, что после этих введений, президент или премьер не будут призывать народ к увеличению рождаемости.
    1. yurta2013
      -2
      6 июня 2013 17:49
      Цитата: Валерий-SPB
      строем водить солдат в публичный дом, так, как это было в старой доброй армии.

      По рассказам ветеранов ВОВ такие случаи бывали и в советской армии, во время пребывания наших частей в Манчжурии, после разгрома японцев. Однако для воспитательных целей такие походы вряд ли подходят.