Кубинская бронетехника на основе БТР-60

Будучи выгоднейшим союзником Советского Союза, Куба активно сотрудничала с ним во множестве сфер экономики, в том числе и военно-технической отрасли. Пик такого сотрудничества пришелся на шестидесятые годы, что в некоторой мере определило дальнейший облик вооруженных сил Острова Свободы. Среди прочего в первой половине шестидесятых кубинские военные получили не менее полутора сотен бронетранспортеров БТР-60ПБ, которые активно используются до сих пор. Однако после распада Советского Союза Куба лишилась возможности выгодно приобретать новую технику и запчасти для старой. Из-за этого состояние материальной части стало ухудшаться, а ее восстановление превратилось в специфическую проблему.

В таких условиях кубинской промышленности пришлось искать способы для исправления ситуации, продления ресурса техники, а также создания новых ее типов. В качестве базы для нескольких новых боевых машин были выбраны бронетранспортеры БТР-60ПБ, которые по понятным причинам уже не могли служить по своему прямому назначению. После определенных доработок кубинская армия лишилась нескольких десятков бронетранспортеров, но приобрела новую технику иного назначения.

Кубинская бронетехника на основе БТР-60



Боевая машина пехоты

Несколько лет назад появились фотографии новой боевой машины пехоты, переделанной из старого бронетранспортера. Не усложняя конструкцию, авторы проекта пошли самым простым и удобным путем. С оригинального БТР-60ПБ сняли башню с пулеметами КПВ и ПКТ, а на ее место установили новый боевой модуль. В качестве нового комплекса вооружения для обновленной бронемашины выбрали башню от боевой машины пехоты БМП-1. Для ее установки пришлось увеличить погон корпуса, а также немного доработать компоновку внутреннего объема машины. По некоторым данным, вместо родной силовой установки на машину поставили некий новый двигатель большей мощности.

Огневая мощь обновленного БТР-БМП возросла многократно. Теперь вместо 14,5-мм и 7,62-мм пулеметов машина может вести огонь из 73-миллиметровой пушки 2А28 «Гром» и 7,62-мм пулемета ПКТ. Кроме того, на башне изначально имелась направляющая для запуска противотанковых ракет комплекса 9К11 «Малютка». Таким образом, в условиях общевойскового боя новая кубинская колесная боевая машина пехоты способна с определенной эффективностью атаковать устаревшие виды техники противника и даже поражать их. В столкновении с хорошо оснащенной армией подобная техника, вероятно, не сможет оказать большого влияния на ход боя.

Примечательно, что кубинская бронемашина с вооружением БМП-1 в значительной мере повторяет конструкцию колесной боевой машины пехоты ГАЗ-50, созданной на Горьковском автозаводе в начале семидесятых годов. ГАЗ-50 прошла все испытания, но не пошла в серию из-за отказа от идеи колесной БМП.

Кубинская бронетехника на основе БТР-60


Зенитные системы

Советские бронетранспортеры стали базой сразу для двух зенитных самоходных установок, отличающихся друг от друга не только вооружением, но и конструкцией. Машины, оснащенные автоматическими пушками калибра 23 и 37 миллиметров, предназначены для сопровождения войск на марше и уничтожения низколетящих целей. В свете тенденций последнего времени такие ЗСУ могут использоваться для атаки ударных вертолетов, но вряд ли они смогут справиться с современными винтокрылыми машинами.

Самоходку с пушками калибра 23 миллиметра создали самым простым образом. На родной погон башни установили новый агрегат со спаренной ЗУ-23-2. Зенитная установка смонтирована на оригинальной поворотной турели: сзади и немного с боков стрелок закрыт противопульным бронированием. Таким образом, он частично защищен металлическими листами, но при этом имеет возможность наблюдать за обстановкой вокруг и обстреливать цели. Судя по фотографиям, зенитное орудие ЗУ-23-2 при установке на бронетранспортер претерпело минимальные изменения. Коррективам подверглись лишь некоторые части его станка.

Вторую новую машину войсковой ПВО вооружили 37-мм пушками 61-К. Достаточно большие габариты этого орудия, противооткатных устройств и т.п. потребовали внести серьезные поправки в конструкцию машины-носителя. При переделке в такую зенитную самоходку БТР-60ПБ лишился десантного отделения. Во время переоборудования базового бронетранспортера с него убирается почти вся верхняя часть корпуса от отделения управления до моторно-трансмиссионного отделения, а на ее место устанавливается широкая и длинная горизонтальная платформа, служащая основанием для поворотной башни.

Кубинская бронетехника на основе БТР-60


Башня такой зенитной самоходки представляет собой сварной агрегат из наклоненных внутрь панелей, внутри которого размещены две зенитные пушки и рабочие места их расчета. Горизонтальное наведение орудий 61-К осуществляется при помощи поворота всей башни, вертикальное – подъемом ствола. Из имеющихся сведений следует, что расчет зенитных пушек состоит из трех человек. При этом два наводчика имеют собственные прицелы, вынесенные на специальных штангах.

Нетрудно догадаться, что эти кубинские зенитные самоходные установки на базе бронетранспортера БТР-60ПБ имеют не слишком высокий боевой потенциал. При дальности стрельбы до 2,5 (ЗСУ с 23-мм пушками) или 4 (пушки 61-К) километров такие боевые машины не могут полноценно бороться с современными самолетами и вертолетами. Развитые в техническом отношении военно-воздушные силы смогут атаковать и уничтожать подобные зенитные самоходки с безопасного расстояния, не входя в их зону действия.

Кубинская бронетехника на основе БТР-60


Колесный танк

В ходе переработки бронетранспортеров советского производства кубинские инженеры смогли построить даже боевую машину, принадлежащую к классу т.н. колесных танков. Базовое шасси БТР-60ПБ снова подверглось солидным доработкам, а на измененную крышу установили очередной боевой модуль, отличный от родной башенки с пулеметами.

Бронетранспортеры, переоборудованные в колесные танки, лишились части бортов и крыши бронекорпуса. Для установки крупной башни с тяжелым вооружением на место средней части бортов пришлось добавить характерные коробчатые «наросты», на которых поместилась часть погона башни. Соответствующим образом была изменена крыша, а на нижней части бортов появились новые бронепанели, закрывающие промежутки между колесами.

В качестве основы для комплекса вооружений новой машины выбрали башню среднего танка Т-55. Однако кубинцы не стали устанавливать на шасси бронетранспортера оригинальную танковую башню. Они спроектировали новый боевой модуль с аналогичным вооружением и оборудованием, но с иной конструкцией. Новая башня гораздо легче, поскольку обеспечивает защиту только от пуль и осколков, а также имеет большую кормовую нишу с укладками боекомплекта. При этом в лобовой проекции новая башня очень похожа на оригинальную башню танка.

В новую легкую башню установили нарезное танковое орудие ДТ-10Т калибра 100 миллиметров с подвесными системами, заимствованными у Т-55. Сохранилось и вспомогательное вооружение: спаренный пулемет калибра 7,62 мм (ПКТ) и зенитный ДШК калибра 12,7 мм. Боекомплект нового колесного танка в сравнении с Т-55 немного уменьшился: в кормовой нише башни умещается не более 40 унитарных снарядов.

Бронетранспортер с крупной башней и тяжелым вооружением увеличил свой вес. Боевая масса такого колесного танка, по разным оценкам, приближается к 19-20 тоннам. Из-за этого боевая машина потеряла способность плавать и может пересекать водоемы только по мостам или при помощи плавсредств. По своему облику и предполагаемым характеристикам кубинский колесный танк напоминает некоторые зарубежные машины, такие как итальянская B1 Centauro или французская AMX-30RC. Все они вооружены нарезными пушками калибра 100 миллиметров и выше. Такое оружие достаточно для борьбы с легкой бронетехникой противника, укреплениями и даже танками устаревших моделей. При всех своих недостатках – в первую очередь, из-за большого возраста базовых компонентов – колесный танк с Кубы вполне способен выполнять задачи, свойственные этому классу бронетехники и при определенных обстоятельствах может составить конкуренцию своим зарубежным аналогам.

Кубинская бронетехника на основе БТР-60


***

Все описанные выше боевые машины на базе советского бронетранспортера БТР-60ПБ наглядно показывают, на какие ухищрения проходится идти странам, не имеющим развитой оборонной промышленности, но при этом нуждающимся в бронетехнике. Получившиеся из устаревшей техники образцы даже с большой натяжкой нельзя назвать современными, а их боевой потенциал выглядит незначительным. Тем не менее, в отсутствии достойных альтернатив Революционным вооруженным силам Кубы приходится пользоваться именно такой техникой. В таком случае остается только похвалить стремление кубинских военных к обновлению парка бронемашин и созданию новых типов, пусть даже и на основе старых.


По материалам сайтов:
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://vestnik-rm.ru/
http://military-today.com/
http://army-guide.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Денис 5 июня 2013 08:41
    Колесный танк
    А почему бы и нет?
    Условия то им позволяют,никогда не слышал про жуткую кубинскую распутицу
    И в Африке,где они воевали тоже
    Тем более ресурс колёс намного больше гусениц и двигатель меньше топлива спалит
    1. Argon 5 июня 2013 15:04
      В Африке(анголе,замбии) примерно как у нас только климат со знаком плюс,в сезон дождей(летние месяцы а у них зима)заливает так,что передвигаться реально только на вертолете.
  2. Dima190579 5 июня 2013 09:00
    Кубинцы и вояки знатные и как я посмотрю они еще и умельцы знатные.
    Dima190579
    1. avt 5 июня 2013 09:29
      Цитата: Dima190579
      Кубинцы и вояки знатные и как я посмотрю они еще и умельцы знатные.

      ,, Жить захочешь ,не так раскорячишься .." ,,Особенности национальной охоты "
      avt
      1. ksan 6 декабря 2013 13:42
        avt (3) SU 5 июня 2013 09:29 ↑

        Цитата: Dima190579
        Кубинцы и вояки знатные и как я посмотрю они еще и умельцы знатные.

        ,, Жить захочешь ,не так раскорячишься .." ,,Особенности национальной охоты "
        Про арабов так не скажешь) Сколько раз их Израиль имел??.....да и до сих пор имеет как они не "раскорячиваются" fellow
    2. Денис 5 июня 2013 09:52
      Цитата: Dima190579
      как я посмотрю они еще и умельцы знатные
      Ещё какие!
      То конечно не про бронетехнику,но там машинки ещё времён Батисты и дружбы с янки бегают и выглядят как конфетки
      Других то нет и не придвидется
      1. Astrey 5 июня 2013 10:49
        А ещё, кубинцы с головой дружат. Семейство неплохих машин на базе (вместо) бесполезного старья.

        При комплексном использовании самоходок и танков на родственном шасси боевая эффективность группы (при грамотном использовании окружающих условий)может и превысить аналогичные показатели групп современных машин.

        Вижу два ОГРОМНЫХ ПЛЮСА самих машин:
        1. Подготовка экипажа займёт недолгое время сравнительно с европейскими, и особенно с американскими аналогами;
        2. Саму машину и так жалко, в случае чего спасать будут экипаж а не останки техники.
    3. Корсар 5 июня 2013 13:31
      Цитата: Dima190579
      Кубинцы и вояки знатные и как я посмотрю они еще и умельцы знатные.

      Голь на выдумки хитра(сказано от души, с благожелательностью к Острову Свободы)
  3. cosmos111 5 июня 2013 09:08
    Кубинцы молодцы.при практическом отсутствии денежных средств.Производят такую бронетехнику.
    1. Argon 5 июня 2013 15:18
      Жаль фото не всех образцов представленно ,еще больше жаль что ТТХ нет,но колесный танк на вид даже очень и очень.И вполне может послужить примером "как жить"для тех кто итальянские "кентавры" собирался покупать.Короче "Падре о эмуэрте" ,да здравствует Фидель!
  4. Strashila 5 июня 2013 09:21
    Читал и радовался ... все просто до самого не хочу, просто конфетки.У нас сотнями режут старые БТР и танки... автоген в руки и кувалду... и ни о каком закупе импорта речи вести не надо.
  5. Akim 5 июня 2013 10:24
    Про зенитки не знал. Спасибо. А вот танк помогали создать китайцы. А вообще в республике Куба много гибридов. Голь на выдумку хитра!
    Akim
  6. Доктор Зло 5 июня 2013 11:50
    Чего только не бывает на свете.Я зенитку 61-К и БТР-60 только в музее видел в Верхней Пышме.А кубинцы,оказывается,из них ЗСУ сделали.Молодцы!
  7. Серафим 5 июня 2013 13:06
    Красотища! Настоящая Народная армия с оружием, сделанным народными руками. Янки зубы пообламают, если сунутся
    Серафим
  8. Trevis 5 июня 2013 19:01
    Ну "чем богаты, тем и рады")
  9. Marek Rozny 5 июня 2013 21:24
    В Казахстане тоже занимаются модернизацией старых БТР-ов.

    "Казахстан не только закупает новейшие бронетранспортеры, но собирается модернизировать старые советские машины. На прошедшем сегодня боевом параде вооруженных сил Казахстана были продемонстрированы новые варианты модернизации БТР-60 и БТР-70.

    Ранее сообщалось, что компания “Казахстан Инжиниринг” и 811-й ремонтный завод освоили модернизации бронетранспортеров с проведением капремонта. Модернизация БТР заключается в замене штатных карбюраторных двигателей на дизельные силовые агрегаты Д-245.9Е2 общей мощностью 272 л.с.( 2х136 л.с.), что позволило улучшить технические характеристики данной военной техники.

    Машины получили обозначение БТР-60МД и БТР-70МД. В качестве варианта в 2010 году демонстрировался образец “семидесятки”, который был оборудован современным прицельным комплексом с тепловизором турецкой компании “Aselsan”. Наводчик получал информацию с прицела на ЖК-монитор. Вооружение осталось прежним: пулеметы КПВТ калибра 14,5 мм и 7,62-мм ПКТ.

    На продемонстрированных новых вариантах бронетранспортеров установлены новые обитаемые башни с 30-мм автоматической пушкой и спаренным пулеметом калибра 7,62 мм. Кроме этого, установлен современный многоканальный прицел. Имеются также дымовые гранатометы и дополнительные оптические приборы наблюдения. На корпусах БТРов установлена модульная броневая защита"...

    З.Ы. Бронетехнику у нас не резали, слава богу. Резали только стратегические бомбардировщики в первой половине 90-х годов, и то - под давлением "мирового сообщества", после того, как россияне слили Западу инфу, о том, что мы "припрятали" несколько ТУ-шек. Большую часть этой авиатехники мы передали России (в обмен получили убитые в хлам истребители, которые нуждались в кап.ремонте), а часть оставили "на всякий пожарный случай". Однако российские военные поспешили сообщить американцам, что в Казахстане есть еще стратегические бомбардировщики, о которых Пентагону не было известно. Приехали злые американцы и заставили нас порезать самолеты на мелкие кусочки. В то время российские военные с неслыханным энтузиазмом крушили свою армию, еще и старались соседские армии макнуть в гуано. И небось "энтузиазм" был еще подкреплен материальной благодарностью от "мирового сообщества".
    Marek Rozny
    1. Marek Rozny 5 июня 2013 21:49
      "На вооружении казахской армии состоит около двух с половиной сотен бронированных разведывательных машин БРДМ-2 и почти 180 реактивных систем залпового огня БМ-27 "Ураган".

      Машины эксплуатируются уже не первое десятилетие и, соответственно, нуждаются в модернизации. Например, на БРДМ-2 штатный силовой агрегат с карбюраторным двигателем ГАЗ-41 меняется на дизельный двигатель Д-245.9Е2. Кроме того, осуществляется установка дополнительных люков десантного отделения.

      В результате данной модернизации увеличивается мощность двигателя, улучшаются динамические характеристики БРДМ-2, уменьшается расход топлива и увеличивается запас хода. Также повышается оперативность и удобства при посадке и десантировании личного состава.

      Если говорить о боевых машинах, являющихся базой РСЗО "Ураган", то в настоящее время имеются проблемы при эксплуатации, связанные с отсутствием запасных частей к снятым с производства двигателям и большими эксплуатационными расходами.

      Поэтому было решено провести опытно-конструкторские работы по модернизации колесного тягача ЗИЛ-135 ЛМ путем замены 2-х бензиновых двигателей на один дизельный силовой агрегат.

      Двумя штатными двигателями данный тягач расходует бензин марки АИ-93 в пределах 130-150 л на 100 км, а с одним дизельным двигателем расход более дешевого дизельного топлива сократится, в среднем, в два раза и, соответственно, увеличится запас хода".
      Marek Rozny
  10. bublic82009 5 июня 2013 23:37
    голь на выдумку хитра. а на экспорт пойдет?
    bublic82009
  11. Сторож 6 июня 2013 01:37
    А почему нельзя подарить Кубе несколько десятков Т-64, которые у нас в огромном количестве стоят на базах хранения и списываются с вооружения?
    1. svp67 9 июня 2013 17:24
      Цитата: Сторож
      А почему нельзя подарить Кубе несколько десятков Т-64, которые у нас в огромном количестве стоят на базах хранения и списываются с вооружения?
      Ну во первых если и дарить то уж Т72 или Т80,с перспективой их обслуживания или модернизации...
      А во вторых надо кубинцев спросить, нужен ли им этот "кот в мешке"?
  12. Филин 6 июня 2013 17:04
    Рачительные хозяева, не от хорошей жизни, но к устаревшей технике относятся грамотно.
  13. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня