«За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза

Крест «За Веру, Царя и Отечество»Дореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!», хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве), «за землю за Рускую и за веру християньскую» (Задонщина), «за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру» (приговор Первого ополчения 1611 г.[1]), за «государскую честь» (приговор Земского собора 1653 г.[2]). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания – требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу.

Слово «Отечество», конечно, было известно и в Древней Руси, однако имело разнообразные значения. Под ним понималась не только «родина» («нѣ́сть прорóкъ безъ чéсти, тóкмо во отéчествiи своéмъ (Мф. 13:57)), но и «отцовство» (один из иконописных образов Троицы Новозаветной, включающий изображение Бога Саваофа в виде старца, именуется «Отечеством»). Однако со времен Петра Великого понятие «Отечество» приобретает важное идеологическое звучание. Известен приказ Петра, озвученный в войсках перед Полтавским боем, в котором говорилось: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь»[3]. Известен также заздравный тост Петра: «Здравствуй тот, кто любит Бога, меня и отечество!»[4]. Первые учрежденные в России ордена, как гласили их девизы, вручались «За веру и верность» (орден св. ап. Андрея Первозванного, учрежден в 1699 г.), «За любовь и Отечество» (орден св. вмчц. Екатерины, 1714 г.), «За труды и Отечество» (орден св. блгв. Александра Невского, 1725 г.).

В день коронации императрицы Елизаветы Петровны 25 апреля 1742 года новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) оправдывал произведенный ею дворцовый переворот тем, что она выступила «за целость Веры и Отечества … против неприятеля и сидящих в гнезде орла российского нощных сов и нетопырей, мыслящих злое государству»[5]. На медали в честь коронации Екатерины II также было выбито: «За спасение Веры и Отечества». В ее манифесте о вступлении на престол в 1762 году прославлялась сражавшаяся «за Веру и Отечество» российская армия[6]. В манифесте о военной дисциплине 22 сентября 1762 года отмечалось «усердие к Нам и Отечеству»[7]. Указ от 18 июля 1762 года упоминал «службу, приносимую Богу, Нам и Отечеству»[8]. Наконец, Жалованная грамота дворянству 1785 года восхваляло дворянство, ратующее «противу внутренних и внешних врагов веры, монарха и отечества»[9].


В 1797 году боровшийся с франкофильским вольномыслием император Павел I приказал изъять слово «Отечество» из употребления (вместе со словами «гражданин», «общество» и т. п.) и заменить на слово «Государство». Однако это запрет продержался недолго – новый император Александр I в 1801 году его отменил. И на медали, которой награждались ополченцы 1806-1807 годов, опять значилось: «За Веру и Отечество». Однако в это время понятие «Отчество» наполняется новым содержанием: если ранее оно, как у Петра, больше связывалось со «родом своим», то теперь с новыми романтическими веяниями его значение повышалось – теперь оно скорее означало причастность к уникальной национальной культуре. В 1811 году С.Н. Глинка в своем журнале «Русский вестник» так сформулировал патриотический идеал: «Бог, Вера, Отечество»[10]. Как справедливо отмечают историки, он противопоставлялся лозунгу Французской революции «Свобода. Равенство. Братство»[11].

Стоит также отметить почти демонстративное отсутствие в формуле Глинки упоминания о монархе. Отношения Александра I с «русской партией» в те времена были непростыми: императора подозревали в стремлении ограничить собственное самодержавие, что воспринималось с полным неприятием. Царю постоянно напоминали о том, что его самодержавная власть не распространяется лишь на одно: он не может ее ограничить – Бог и народ, вручившие ему власть, сделать это не позволят. Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» (1811 г.) писал о начале династии Романовых: «Бедствия мятежной аристократии просветили граждан и самих аристократов; те и другие единогласно, единодушно наименовали Михаила самодержцем, монархом неограниченным; те и другие, воспламененные любовью к отечеству, взывали только: Бог и Государь!..». Подвергнув политику Александра I жесткой критике, Карамзин закончил свои слова так: «Любя Отечество, любя монарха, я говорил искренно. Возвращаюсь к безмолвию верноподданного с сердцем чистым, моля Всевышнего, да блюдет Царя и Царство Российское!»[12]. Таким образом, именно всенародная вера и любовь к Отчеству становились гарантами сохранения Царства.

Начало Отечественной войны 1812 года не только вызвало патриотический подъем, но и сплотило общество вокруг власти. Еще накануне войны государственным секретарем был назначен яркий представитель «русской партии» адмирал А.С. Шишков. В своем «Рассуждении о любви к Отечеству» он писал о героях времен Смуты: «Всяк из сих христолюбивых воинов, перекрестясь, становился на место убитого подле него товарища, и все сряду, увенчанные кровью, не сделав шагу назад, лежали побитые, однако не побежденные. Как? Сия твердая грудь, несущаяся за Церковь, за Царя, за Отечество на острое железо; сия с текущею из ран кровью великодушно изливаемая жизнь; сие великое в человеке чувство родится без надежды на бессмертие? Кто поверит сему?»[13]. Именно Шишков был автором выходивших во время войны императорских манифестов и обращений, пользовавшихся широкой народной любовью. Позднее А.С. Пушкин писал о Шишкове: «Сей старец дорог нам: он блещет средь народа, // Священной памятью двенадцатого года». В воззвании к Москве о созыве ополчения от 6 июля 1812 года говорилось: «Того ради имея в намерении, для надежнейшей обороны, собрать новые внутренние силы, наипервее обращаемся Мы к древней столице предков Наших, Москве. Она всегда была главою прочих городов Российских; она изливала всегда из недр своих смертоносную на врагов силу; по примеру ее, из всех прочих окрестностей текли к ней, наподобие крови к сердцу, сыны Отечества, для защиты оного. Никогда не настояло в том вящей надобности, как ныне. Спасение Веры, Престола, Царства того требуют»[14]. Кокарда ополчения 1812 года (как и позднее – в 1854-1856 годах) представляла собой крест с надписью: «За Веру и Царя». Наконец, в написанном Шишковым в ноябре 1812 года «Объявлении для чтения в церквах» говорилось: «Вы достохвально исполняли долг свой, защищая Веру, Царя и Отечество»[15]. Итак, девиз родился – и родился он из огня Двенадцатого года. О том, какую силу подобные слова имели, можно судить хотя бы по тому, что прусское ополчение 1813 года (ландвер), выступившее против Наполеона в союзе с русскими, также получило кокарду по типу русской – в виде латунного креста с девизом «Mit Gott für König und Vaterland» («С Богом за короля и Отечество»).

В дальнейшем Шишков не раз упоминал все три понятия вместе. В манифесте 18 мая 1814 года, изданном в покоренном Париже, опять отмечался всенародный подвиг: «Кроткий поселянин, незнакомый дотоле со звуком оружия, оружием защищал Веру, Отечество и Государя»[16]. Переложением шишковского девиза стали те принципы, на которых министр народного просвещения С.С. Уваров в 1832-1833 годах предложил основать российское образование: «Православие. Самодержавие. Народность»[17]. Позднее в манифесте императора Николая I, опубликованном 14 марта 1848 года в связи с новой революцией во Франции, говорилось: «Мы удостоверены, что всякий Русский, всякий верноподданный Наш, ответит радостно на призыв своего Государя; что древний наш возглас: за Веру, Царя и Отечество, и ныне предукажет нам путь к победе: и тогда, в чувствах благоговейной признательности, как теперь в чувствах святого на него упования, мы все вместе воскликнем: С нами Бог! разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог!». Памятный знак в виде креста с надписью «За Веру, Царя, Отечество» был пожалован ополченцам – участникам Крымской войны после заключения Парижского мира 1856 года. С этого времени изречение приобрело свой неизменный лаконичный вид, сохранявшийся до 1917 года. Пожалуй, до сих пор оно остается лучшим образцом русского воинского девиза.

[1] Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 3. М., 1985. С. 43.
[2] Там же. С. 458.
[3] Бутурлин Д. П. Военная история походов россиян в ХVIII столетии. СПб., 1821. Ч. 1. Т. 3. С. 52.
[4] Майков Л.Н. Рассказы Нартова о Петре Великом. СПб., 1891. С. 35.
[5] Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн.11: История России с древнейших времен. Т. 21. М., 1999. С. 182.
[6] Законодательство Екатерины II. В 2 т. Т. 1. М., 2000. С. 66.
[7] Там же. С. 629.
[8] Полное собрание законов Российской империи. Изд. 1-е. Т. 16. СПб., 1830. С. 22.
[9] Законодательство Екатерины II. В 2 т. Т. 1. М., 2002. С. 30.
[10] Русский вестник. 1811. № 8. С. 71. Цит. по: Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Т. 1. М., 1990. С. 179.
[11] http://www.pravaya.ru/ludi/450/1465
[12] http://hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm
[13] Рассуждение о любви к Отечеству // Шишков А.С. Огонь любви к Отечеству. М., 2011. С. 41.
[14] Краткие Записки, веденные в бывшую с французами в 1812­м и последующих годах войну // Там же. С. 62.
[15] Труды Московского отдела Императорского Российского военно-исторического общества. Т. 2. М., 1912. С. 360.
[16] Полное собрание законов Российской империи. Изд. 1-е. Т. 32. СПб., 1830. С. 789.
[17] Шевченко М.М. Конец одного Величия. Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. М., 2003. С. 68-70.
Автор: Федор Гайда
Первоисточник: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/61882.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. патрон 7 июня 2013 08:54
    Сейчас тяжело стало и с царём и с верой... Но Отечество никуда не делось! За Отечество, за Русь русские люди выступят всегда! И победят, уверен!
    патрон
  2. vladsolo56 7 июня 2013 09:33
    За Веру, Царя и Отечество это всего лишь лозунг, если бы этот лозунг был в душе каждого солдата, то в 17 году не произошло бы революции.
    vladsolo56
    1. anip 7 июня 2013 10:18
      И хорошо бы было от этого? Или Вас устраивает, как жил простой народ до Революции? только не надо пропагандистских штампов нынешней либерастии читать, просто почитайте писателей классиков (например, Толстого, Достоевского, Помяловского, Фонвизина и т.д.) и обратите внимание на те части, где они описывают жизнь простых людей. Хорошо жили? Вас устраивает? Без Революции сейчас практически так же и жили бы, да, впрочем, сейчас к этому всё и скатывается постепенно.
      Правда, если Ваши предки были из "буржуев", тогда понятно.
      1. Alone 7 июня 2013 11:59
        Сейчас недовольных 17-ым годом,у кого не спросишь,все являются потомками чуть ли не князьев.А так,совершенно с вами согласен.
      2. click80 7 июня 2013 12:22
        Еще до армии я подрабатывал кровельщиком, дык вот перекрывали крышу на одном из самых зданий города, ну и случайно я нашел расчетную книжку какого то мужика из тверской губернии, непомню какого уезда, датированную 1901 годом. дык вот этому рабочему за 3 месяца работы выплатили жалованье в размере около 200 рублей. Точно всех подробностей не помню. отдал этот раритет учителю истории.А это по тем временам не маленькая сумма была.Кто работал тот и зарабатывал, а те кто не хотел работать устроили в 17 году революцию.
        1. Макс111 7 июня 2013 12:29
          за 3 месяца работы выплатили жалованье в размере около 200 рублей.

          А это по тем временам не маленькая сумма была.
          Да это и по советским меркам не мало было)))а уж по Царским-то.....
      3. blackwing 7 июня 2013 13:38
        Здорово у Вас получается. Значит сразу после революции всем стало намного лучше и крестьянам и дворянам? - вся страна в крови купалась чего уж тут плохого.

        Никто не спорит что и при Царе было не все и не для всех сладко, но были предпосылки к лучшей жизни (неоконченная реформа Столыпина к примеру)

        PS Минус не мой. у каждого может быть своя точка зрения.
        blackwing
      4. vladsolo56 7 июня 2013 17:16
        Не собираюсь спорить как жили до революции, как после революции, жили везде и все по разному. Я просто привел аргумент на тему веры, царя и отечества. Все кто поставил минус, докажите что не было революции, что большинство населения России плюнуло, на царя, на веру, ну может единственно чего было не тронуто, отечество. Но вторая половина ради сохранения веры и царя, плюнула на отечество. Вот вам и вся логика. приведите контр аргументы, ставить минус любой может.
        vladsolo56
        1. fartfraer 7 июня 2013 22:07
          http://opoccuu.com/rab1913.htm
          навскидку нашел о дореволюционных зарплатах.50 р. в мес. получал наиболее квалифицированный рабочий,мастер своего дела.таким образом рассказывать что кто-то получал 200 за три мес. не совсем верно.поищите еще и цены на продукты для ровного счета,тогда поймете что для большинства жизнь была тягостной.не будем обсуждать как бы было(история не терпит сослагательного наклонения),но 1-столыпина убили не те,кто взял власть в октябре 17,а 2-разруха 1 мировой это заслуга тогдашнего полит.руководства,что и привело страну(РИ) к гибели
          fartfraer
  3. deman73 7 июня 2013 10:47
    Тогда хоть были лозунги которые обьеденили Русь а сейчас и этого нет одно бабло на уме у людей не во что не верят в том числе и во власть
  4. a.hamster55 7 июня 2013 12:55
    А мне больше нравится " ПОЛЬЗА , ЧЕСТЬ И СЛАВА "
  5. xan 7 июня 2013 14:53
    был еще один девиз у наших предков "за други своя"
    что сотни веков назад, что недавно в Чечне впрягались за своих, может и незнакомых, но наших
    сильная мотивировка
    xan
  6. эрг 9 июня 2013 09:26
    За веру, царя и отечество. Слово отечество на третьем месте после веры и царя. Лозунг более поздних времен: за Родину, за Сталина! Слово Родина на первом месте. Вроде мелочь, а не вольно задумаешься. Судя по воспоминаниям Деникина (Очерки русской смуты), народ весьма прохладно относился к таким вещам как царь и вера.
    1. Марат 16 июня 2013 23:31
      да как сказать...Например,первые пару лет Первой мировой войны русский солдат воевал исключительно за царя-батюшку и за братьев по вере сербов.Откуда солдаты(с своем большинстве крестьян)могли знать Дарданеллах и каких-то черноморских проливах?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня