«Танковый стенд с трехплоскостной стабилизацией башни»

Согласно старому анекдоту, баллистическая траектория снаряда позволяет пушке стрелять за угол, для чего ее нужно положить на бок. Однако в жизни подобный выстрел будет выглядеть иначе. Снаряд все равно полетит вперед и вряд ли сможет попасть в намеченную цель. Даже небольшой наклон орудия в сторону значительно изменит траекторию полета снаряда, а в случае стрельбы прямой наводкой потребует дополнительных сложных вычислений и внесения поправок сразу в двух плоскостях. По этой причине танкисты в течение долгого времени старались стрелять, находясь на ровной поверхности и не допуская крена боевой машины. Решить проблему прицеливания в сложных условиях предлагалось самыми разными способами. Однако до определенного времени все эти способы оставались лишь предложениями. Ориентировочно в конце шестидесятых годов немецкие танкостроители начали реализацию новой оригинальной идеи, призванной гарантированно решить сложившуюся проблему.

Одна из немецких компаний, занимавшихся созданием бронетехники (к сожалению, указания на конкретных авторов проекта в открытом доступе отсутствуют) выдвинула новое предложение относительно оборудования и архитектуры танка. По мнению авторов предложения, новейшие двухплоскостные стабилизаторы вооружения не полностью справлялись со своими обязанностями. Это оборудование исправляло качания орудия в горизонтальной и вертикальной плоскости, но не позволяло контролировать его вращение вокруг собственной оси. Именно такая стабилизация требовалась для надежной стрельбы при любом продольном или поперечном наклоне танка. Сформировать облик подобного трехплоскостного стабилизатора оказалось не слишком трудно. Но интеграция этой системы в классическую компоновку танка повлекла за собой солидные доработки конструкции как башни, так и шасси.


Проект нового танка получил название Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm («Тестовый стенд с трехосевой стабилизацией башни»). В качестве основы для новой бронемашины взяли шасси основного танка Leopard 1. В ходе проектных работ немецкие инженеры значительно изменили ряд важнейших агрегатов шасси. Так, на него установили новый двигатель мощностью 1000 лошадиных сил (родной двигатель «Леопарда» давал всего 830), изменили конструкцию моторно-трансмиссионного отделения, увеличили ширину машины и доработали лоб корпуса. Однако наибольшим изменениям подверглась средняя часть бронированного корпуса, в которой на оригинальном Leopard 1 размещалось боевое отделение. Из бывшего обитаемого объема убрали все узлы и агрегаты, которые могли помешать установке новой башни оригинальной конструкции. Кроме того, туда поместили некие механизмы, обеспечивавшие подвижность башни. Вероятно, это была гидравлическая система, но точных данных на этот счет нет.

Самая интересная часть перспективного танка с трехосевой стабилизацией – его башня. Верхняя ее часть, расположенная выше крыши бронированного корпуса, имела характерную форму шарового слоя. Ниже крыши корпуса обводы башни также были круглыми. Это было сделано для того, чтобы башня могла не только вращаться вокруг вертикальной оси, но и наклоняться вокруг двух горизонтальных: поперечной и продольной. При помощи такой системы горизонтальное наведение планировалось осуществлять поворотом всей башни, а вертикальное – ее наклоном. Третья ось вращения требовалась для компенсации кренов самого танка. Таким образом, вне зависимости от положения танка в пространстве (естественно, при разумных углах продольного и поперечного наклона машины) пушка все время удерживалась в одном и том же положении, необходимом для выстрела.

«Танковый стенд с трехплоскостной стабилизацией башни»


Сам стабилизатор был выполнен на основе имеющихся моделей и имел в своем составе гироскоп и набор датчиков с оборудованием для выработки команд приводам башни. От старых двухплоскостных новый стабилизатор отличался наличием дополнительных датчиков и иной системой поворота и наклона башни.

Поворачиваемая и наклоняемая во все стороны башня позволила упростить систему установки пушки. Предположительно 105-мм нарезное орудие L7 смонтировали на противооткатных устройствах и жесткой подвеске. Габариты башни и казенной части орудия, а также объем, необходимый для размещения экипажа, не позволил поместить в башне большое количество снарядов. Кормовая ниша с укладкой тоже не могла решить проблему, поскольку ощутимо уменьшала углы наведения орудия. По этой причине, что называется, с заделом на будущее рядом с основным орудием предусмотрели спаренную 30-мм автоматическую пушку. Ввиду отсутствия места внутри башни пушку и короб с боекомплектом разместили на специальном кронштейне на лобовом листе башни.

Известно о строительстве, как минимум, одного прототипа танка Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm и дальнейших его испытаниях. По имеющимся данным, ходовые характеристики остались на уровне базового Leopard 1. Относительно огневых возможностей машины с трехплоскостной стабилизацией точной информации нет. Скорее всего, новая система стабилизации орудия смогла доказать свои преимущества перед имеющимися. Однако, даже не имея официальной информации, можно предположить, что стабилизация в третьей плоскости в большинстве ситуаций оказывалась лишней, поскольку далеко не всегда опытному танку приходилось вести огонь из столь сложных положений.

Результатом проекта Erprobungsträger mit 3-achs-stabilisiertem Turm стал сбор большого количества информации о примененном техническом решении и закрытие всех работ. Преимущества оригинальной системы стабилизации не могли перевесить ее врожденные недостатки. Цельноповоротная башня с жестко закрепленным орудием была слишком сложной в изготовлении и малопригодной для реального применения. Ограниченный объем боевого отделения просто не позволял разместить достаточный боекомплект или другую пушку большего калибра. Альтернативой качающейся башне могла стать специальная система подвеса орудия, качающаяся в вертикальной плоскости и поворачивающая пушку вокруг ее оси. Однако такой способ трехплоскостной стабилизации не применялся ни на одной экспериментальной бронемашине.

Единственный компонент оригинального трехплоскостного стабилизатора, нашедший применение в дальнейшем, – система датчиков с возможностью измерения крена танка. Что касается собственно стабилизации пушки в третьей плоскости, то на новом немецком танке Leopard 2, равно как и на других подобных машинах последнего времени, задачи компенсации крена возлагаются на специальный алгоритм работы системы управления огнем. Датчики наклона корпуса собирают информацию о положении боевой машины и передают ее на вычислитель. Он формирует необходимые поправки и дает соответствующие команды исполнительным механизмам стабилизатора вооружений, поворачивающим орудие в двух плоскостях. Таким образом, оригинальная идея с полноценным трехплоскостным стабилизатором не смогла найти место в оборудовании современных танков, но помогла решить старую проблему с точностью стрельбы.


По материалам сайтов:
http://strangernn.livejournal.com/
http://raigap.livejournal.com/
http://preservedtanks.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти