Подвиг 12-й погранзаставы на таджикско-афганской границе

90 720 44
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    6 июня 2013 08:43
    Я поню репортажи 1993г. когда я увидел этих пацанов я плакал!
    Вечная память погибшим воинам России и Таджикистана! Они отступили но не сдались!
    1. redwolf_13
      +7
      6 июня 2013 11:52
      Вечная память солдатам!
      Но простите ломпасники опять бросили солдат и не кто не ответил за это. Помню репортажи после этих событий как морду прятали ряхи с "аэродромами" на голове.
    2. +2
      6 июня 2013 16:24
      Помню репортажи того времени. В одном из них видна была отрезанная голова нашего парня. Бессилие такое чувствовал и ненависть к бородачам в широких штанах
      1. grenz
        +2
        6 июня 2013 23:20
        cdrt
        По словам участников боя на 12 заставе в вооруженной провокации участвовало более двухсот боевиков против пятидесяти пограничников. «Головы нельзя было поднять из окопов в течение многих часов. Снайперы вели прицельный огонь, - вспоминает командир отделения заставы сержант Сергей Евланов, - непрекращающийся огонь из минометов и гранатометов, ... сплошное море огня, пылающий ад и мы в нем. Они нам связь перерубили еще в 4.00. С 1 ММГ пытались к нам пробиться, но не смогли. Душманы все хорошо спланировали и подготовили».
        Участник боя сержант Ринат Ахунов подтверждает, что «...своими глазами видел, как по нашим окопам ходили «духи» и в упор расстреливали раненых. Над многими издевались: выкалывали глаза, отрезали язык, голову (сержант Елизаров - прим. мое) , сжигали». Он же отмечает: «... минометным, первой миной, был уничтожен склад АТВ, пристреляны все окопы и позиции, огонь велся на поражение».
        Записано со слов бойцов при их лечении в госпитале, поэтому прямая речь.
  2. Kovrovsky
    +10
    6 июня 2013 08:43
    Вечная память героям!
  3. +12
    6 июня 2013 08:45
    Читаешь мурашки по коже! Вечная Слава погибшим и выжившим!
  4. Dima190579
    +11
    6 июня 2013 09:09
    ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ. Обидна что про героев узнаем тогда когда их больше нет.
  5. Армеец
    +13
    6 июня 2013 09:40
    Это наша,к сожалению почти неизвестная, война.Она осталась в тени 1-ой чеченской.А для меня,тогда ещё срочника 1997 г. был как будто вчера.И к нам действительно ОЧЕНЬ ХОРОШО относились местные.Для меня таджики до сих пор-братский народ.Вечная память павшим.
  6. +10
    6 июня 2013 09:49
    Здравствуйте всем.
    Да ,наши погранцы молодцы.
    Вечная память павшим.
    Слава героям.
  7. +12
    6 июня 2013 09:51
    Вечная память и слава в веках нашим героям-пограничникам!
    Фильм надо об этом снять, но хороший, добротный, что бы молодежь смотрела.

    А хоттаб, сцука бородатая, уже тогда отметился, жалко, что ему там копыта не оторвали.
    1. +4
      6 июня 2013 11:19
      Цитата: omsbon
      Фильм надо об этом снять, но хороший, добротный, что бы молодежь смотрела.


      Так сняли ж недавно. И в прокате был. Название типа "Застава". Там еще Чадов отметился и актер, который в "Улицах разбитых фонарей латыша играл".
      1. +1
        6 июня 2013 20:08
        Хорошим тот фильм трудно назвать
    2. +3
      6 июня 2013 12:38
      http://tihayazastava.ru/

      Фильм снят по мотивам
  8. avt
    +9
    6 июня 2013 10:03
    Вот наши некоторые на сайте пишут - ерунда ,талибы к нам не придут ,у нас в республики все спокойно и прекратите кошмарить страшилками ,нам от вас смешно . Вот конкретный факт совсем недавнего времени и вполне конкретные участники . Ну а не было бы погранцов и 201й ? А может напомнить как при Акаеве духи в галошах ,голов 300 ,пришли в Киргизию и на уши поставили ,да так что создатель азиатской Швейцарии заверещал . Хлебнем мы еще с юга ,не оставят нас в покое бледнолицые обшечеловеки из за океана .
    1. +1
      6 июня 2013 17:53
      avt
      Точно, я помню, что говорили тогда мужики приезжавшие оттуда-у всех была безнадёжная уверенность- если Массуда додавят, то наших, находящихся в Таджикистане, талибы просто сметут-не хватит наличных сил и средств. А так -да, очухаются талибы и начнется у нас весёлая жизнь...о чём Рахмон думает, непонятно....
      1. avt
        +1
        6 июня 2013 19:34
        Цитата: smile
        Точно, я помню, что говорили тогда мужики приезжавшие оттуда-у всех была безнадёжная уверенность- если Массуда додавят, то наших, находящихся в Таджикистане, талибы просто сметут-не хватит наличных сил и средств.

        А еще помножьте это на то что памирцы - народ разделенный между афганским Бадагшаном и таджикским и на душанбинскую власть они клали ,а дай волю и вырежут .А сил у Рахмона ,как показала последняя заварушка когда там генерала подрезали ,у него нет . Пусть Агахану спасибо что вписался .
  9. +9
    6 июня 2013 11:06
    Всем надо знать своих героев. Американцы, например, чтят своих "героев" - тех, кто бомбил Ливию, Ирак, Югославию, Вьетнам. Например, лётчика, сбитого в 1995 г. в Югославии, который на коленях со слезами просил сербов не убивать его.
    А мы узнаём про подвиги наших солдат только из таких статей. Спасибо автору!
    1. Gari
      +3
      6 июня 2013 11:56
      Недавно смотрел по ТВ кажется по каналу России 1 ,сняли документальный фильм про те события ,и сейчас брали интервью ,да там мужики боевые офицеры плакали - и это через столько лет
      1. spd2001
        +3
        6 июня 2013 14:04
        Все верно, ведущий военных программ на России 1 А.Сладков ("Военная программа" 08:20 каждую субботу) сделал передачу. Там были использованы кадры снятые именно во время боевых действий (Эфир от 01.06.2013).Найти можно здесь - http://russia.tv/brand/show/brand_id/12506 . Моментами выбивает слезы. Рекомендую всем.
        1. +3
          6 июня 2013 20:45
          Цитата: spd2001
          Моментами выбивает слезы.

          Какое моментами? Я рыдала в голос...А еще от злости чуть зубы все не раскрошила....Сколько же у нас отличных,самых лучших ребят!!!И ничего мы про них не знаем,и они о себе молчат! Да им в ноги поклониться надо......А мы все о каком-то дер...ме типа Сердюкова....А о таких славных ребятах и не знаем...Гадаем-кто будет Родину защищать?Кто пойдет под пули за Абрамовича? Да шли бы они все лесом!!! Мы Родину свою будем отстаивать...И таких ребят у нас большинство!!!!
          1. spd2001
            0
            7 июня 2013 12:15
            Какое моментами? Я рыдала в голос...
            Вы женщина, Вам можно.
  10. Larus
    +1
    6 июня 2013 11:08
    Нужно закрывать серьёзно границу нашу и помогать таджикам техникой и прочими товарами,т.к. сейчас их с афганом граница-проходной двор и сами они к нам везут наркоту всеми возможными способами.
    1. avt
      +3
      6 июня 2013 11:13
      Цитата: Larus
      Нужно закрывать серьёзно границу нашу и помогать таджикам техникой и прочими товарами,т.к

      Вы это о чем? Максимум что нужно прислать Рахмону - сказку Пушкина о Золотой рыбке . Хотя думаю не в коня корм .Cпохватится да поздно будет .
  11. berimor
    +8
    6 июня 2013 11:14
    К большому сожалению необходимо заметить, что 12 застава практически была брошена на произвол судьбы уже при планировании ее размещения да и в плане воздушной поддержки. 11 часов боя вели эти ребята сами, без поддержки основных сил. Где же были хотя бы хваленые вертолеты огневой поддержки. Ведь должны были знать, что обстановка на границе напряженная, где была, в конце концов, агентурная разведка?! Ну, хорошо, маршрут подхода наземных сил был заминирован, но почему не было оказано помощи по воздуху? Что, нельзя было перебросить водухом десант на вертолетах, а также применить вертолеты огневой поддержки?!! Да за такое надо не просто снимать с должности, а судить!!!
    1. 0
      6 июня 2013 20:54
      Цитата: berimor
      К большому сожалению

      К большому сожалению Вы правы! И в то же время не совсем правы.Вспомните 90-е...Страны СССР уже не было.Ребята оказались на территории чужой суверенной страны.Ведь их до сих пор не признали даже участниками боевых действий.Смешно?Звания Героев присвоили,Ордена Мужества вручили,а вот участниками боевых действий не считают...Сейчас этим вопросом занялся лично Шойгу,есть надежда,что справедливость восторжествует....Так что и с поддержкой и с воздушным прикрытием и с разведкой там были очень большие проблемы.А в военном ведомстве Таджикистана еще и крот оказался,который гнал дезу,а проверить было некому,как раз тогда погранцов отделили от ФСБ в отдельную структуру.Оказалось утраченным всяческое взаимодействие,в том числе и в плане разведки......Так что не все так однозначно.
  12. SIT
    +3
    6 июня 2013 12:32
    Цитата: berimor
    11 часов боя вели эти ребята сами, без поддержки основных сил...
    Да за такое надо не просто снимать с должности, а судить!!!

    Для меня это тоже до сих пор загадка. Ведь должен был существовать план на случай вторжения с сопредельной территории. Неужели он предусмтривал, что застава должна держаться 11часов!?!? Агентура тоже не могла не предупредить, что идет сосредоточение людей и вооружения - такую толпу с минометами и РС незаметно не проведешь. Блин, ничего кроме как проплаченного бабла в качестве основной причины такого бардака в голову не приходит.
    1. 0
      6 июня 2013 17:59
      SIT
      План был. Мангруппы для подобного случая были сформированы....почему не пришли на помощь....загадка...бардак в стране-бардак и в войсках, иного объяснения у меня нет...
      1. 0
        9 июня 2013 05:40
        ММГ не для подобных случаев формируют,они есть всегда!!!Здесь сыграло большую роль расстояние от отряда до заставы! Ну и 1993 год,бардак во всем,горючки наверняка не было,пока нашли!
    2. 0
      6 июня 2013 21:04
      Цитата: SIT
      что идет сосредоточение людей

      Да не было никакого сосредоточения,ни людей ни техники.Там горы-Памир называются.Есть перевалы,а в основном тропы,которые зачастую никому не известны.Вы были когда-нибудь в горах?Там без спец.подготовки выше 1000-2000 метров не пройти,если нет никого,знающего местность.Из разведданных знали,что готовится нападение на 10 заставу(как потом оказалось-деза),а ударили по 12...Как бы там ни было,но ребята в самом деле-герои! Знать,что за спиной не твоя родная страна и биться...Конечно же,герои!
      1. 0
        5 декабря 2015 18:28
        Цитата: Тверичанка

        Да не было никакого сосредоточения,ни людей ни техники.Из разведданных знали,что готовится нападение на 10 заставу(как потом оказалось-деза),а ударили по 12...Как бы там ни было,но ребята в самом деле-герои!

        Было сосредоточение,было.
        Силы и средства тайно стягивались на афганской стороне конкретно для нападения на 12-ю заставу.
        Готовилось нападение хорошо:через родственников и "сочувствующих" на таджикской стороне собирали всю возможную информацию по заставе,наблюдали за нарядами,наводили справки о том,кто и как и за какое время сможет помочь заставе в случае нападения.
        К сожалению наверняка не обошлось и без предателей из числа продажных офицеров таджикской и возможной российской армии(ПВ,МО).
        По долгу недолгой службы пришлось пообщаться с одним из рядовых бойцов того бандформирования,которое напало на 12-ю ПОГЗ.На момент беседы он служил офицером погранвойск Таджикистана!((...
  13. GUR
    +5
    6 июня 2013 13:27
    Вот я к тому же. Достал этот не кому не нужный героизм наших ребят, на чужой территории при отсутствии войны, при огромной мощной армии. Что Таджикистан что Чечня и Дагестан.Достало эта безнаказанность "аэродромников" и "каракулевых папах" стратеги херовы. Да при таких то средствах, вооружении, б....дь подумать о таком противник даже не смел бы.При малейшем поползновении получать таких люлей, даже на со придельной территории, что бы хотелки на долго отсохли. А у нас как в присказке, чайник есть заварки нету, хрен стоит Томарки нету. То кто то сдал наших ребят (?), то кто то не доложил по команде, то ООН приезжает, а в результате пацаны ценой жизни,геройски исправляют ошибки стратегов.
  14. botsman-palych
    +2
    6 июня 2013 15:30
    Цитата: berimor
    К большому сожалению необходимо заметить, что 12 застава практически была брошена на произвол судьбы уже при планировании ее размещения да и в плане воздушной поддержки. 11 часов боя вели эти ребята сами, без поддержки основных сил. Где же были хотя бы хваленые вертолеты огневой поддержки. Ведь должны были знать, что обстановка на границе напряженная, где была, в конце концов, агентурная разведка?! Ну, хорошо, маршрут подхода наземных сил был заминирован, но почему не было оказано помощи по воздуху? Что, нельзя было перебросить водухом десант на вертолетах, а также применить вертолеты огневой поддержки?!! Да за такое надо не просто снимать с должности, а судить!!!

    За это и сняли командующего погранвойсками.
  15. +5
    6 июня 2013 15:33
    Героизм одних - часто расплата за раздолбайство других. Дальше от раздолбаев - меньше шансов стать героем… посмертно. (Да хранит Бог тех, чья работа - рискуя жизнью, разгребать чужое…)
    (…Офицер группы «А»)

    Даже и добавить нечего...
  16. +1
    6 июня 2013 17:57
    Вечная память, земля пухом погибшим! Честь и Слава выжившим и неуронившим Чести! Надо чаще напоминать успокоившимся, война на наших рубежах зреет и не в одном месте.
  17. +3
    6 июня 2013 19:55
    С них начинается защита Родины. Слава Героям.
  18. 0
    6 июня 2013 20:35
    Вечная память погибшим!Долг для них был дороже жизни!!!
  19. 0
    6 июня 2013 22:26
    Вечная Память и Слава Героям!!!В те годы тоже служили и защищали только на другом конце страны.Сейчас думаешь,а окажись на их месте .....как бы поступили??!Наверно так же.....НИЗКИЙ ПОКЛОН Вам Парни.....
  20. Myasnov
    0
    7 июня 2013 09:29
    Вечная память Героям погранцам!
  21. SIT
    0
    7 июня 2013 10:51
    Цитата: Тверичанка
    Цитата: SIT
    что идет сосредоточение людей

    Да не было никакого сосредоточения,ни людей ни техники.Там горы-Памир называются.Есть перевалы,а в основном тропы,которые зачастую никому не известны.Вы были когда-нибудь в горах?

    Вот те тропы , которые ведут в долину Пянджа, известны еще со времен боев в так называемом Восточном Туркестане. Когда же ввели ограниченный контингет за речку, то их по новой истоптали довольно тщательно. В том то всё и дело, что в горах не ходят где попало, а только по тропам. Вы представляете как выглядит на тропе колонна в 250 человек и ишаками с оружием и боеприпасами? Это почти километр. Такое трудно не заметить хоть кому нибудь, а уж что он поделится новостью со всем аулом это к бабке не ходи.
  22. SadRoger
    0
    9 июня 2013 00:43
    Так местные и были в курсе, что "бородатые" идут, и за несколько часов до нападения ушли из близлежащего кишлака, не предупредив погранцов. И, по сути, предали их. Что касается фильма Сладкова, то там сказана только половина правды - о героизме пограничников (не всех). Вторая половина правды осталась за кадром - а там тоже было о чем поговорить: предательство, трусость, служебное разгильдяйство и т.д. На одном из погранцовских сайтов эта история правдиво и довольно подробно разобрана.
  23. 0
    10 июня 2013 10:49
    ппц чуть не пропустил статью....товарищ мой, родом из Таджикистана из какого то кишлака пограничного, сам русский (фамилия украинская), как раз в то время и находился на срочной службе в Российских погранвойсках, 12 застава Московский погран отряд. Фамилию называть не стану, так как он не знает про этот сайт. В этот день мы опять с ним пьянствовали, а вот щас смотрю нада же...вспомнили про них)) так он мне рассказал как он уроженец таджикистана в российскую армию попал - кино и немцы..))) Призвали его в таджикскую армию,он тогда уже в душанбе жил, а он сбежал из призывного пункта и в штаб погранвойск в душанбе: хочу в российской армии служить, из таджикской уже сбежал, присяги не давал. Ну его как то и взяли, уже будучи в армии паспорт российский получил, сейчас вот живет в России))
    Познакомились на ВСТО с ним нескоьлко лет назад....а вот узнал где он служил только через пару лет после знакомства. И да у него не стоит отметка что участник боевых действий, никаких льгот ветеранских не имеет - подтверждаю.
  24. security2012
    0
    11 июня 2013 10:17
    вечная слава погибшим ребятам! !!
  25. 0
    29 мая 2014 16:37
    Служил там в 96.
    Выносной пост "Меркурий". Прямо над заставой.
    Поднялись в середине января, а через неделю уже к нам пожаловали "гости с проверкой".
    Полчаса отстреливались...
    Потом стабильно раз в месяц пробовали нас обойти... Ну, у нас же не проскочишь laughing
    В мае засекли караван, порядка 250 человек. Связались с заставой, те с Душанбе.
    Оттуда через час уже налетела авиация. 5 самолетов и 11 вертолетов. Утюжили их конечно капитально... В общем, опять не прошли laughing
    Жаль никаких контактов с ребятами не сохранилось...
  26. 0
    5 декабря 2015 18:13
    Цитата: smile

    о чём Рахмон думает, непонятно....

    О деньгах,о личной материальной и политической выгоде к сожалению((