Military Review

The first domestic C-25

11



Post-war transition to aviation The use of jet engines has led to qualitative changes in the confrontation of air attack and air defense systems. The sharp increase in speed and maximum flight altitude of reconnaissance aircraft and bombers reduced the effectiveness of anti-aircraft artillery to almost zero. At the end of the 40s of the XX century, the Soviet Union needed a comprehensive defense of Moscow from possible massive air attacks. So, the country began implementing one of the most complex and expensive projects at that time to create an air defense missile system controlled by a radar network. The decision to create this system was made in August 1950.

The organization of work on the Berkut system was entrusted to the Third Main Directorate (TSU) under the USSR Council of Ministers. She was supervised by L.P. Beria.
The task of developing the system was assigned to Moscow's KB-1, headed by Deputy Minister of Weapons K. M. Gerasimov and chief designers S. L. Beria (son of L. P. Beria) and P. N. Kuksenko. Deputy Chief Designer was A. Raspletin. At the same time, OKB-301, headed by S. Lavochkin, was entrusted with the development of B-300 single-stage missiles, and already in June 1951, test launches of B-300 missiles were conducted.

The radar station of the sector review 10-centimeter range has been assigned the index B-200. The complex of structures with radar B-200 in the design documentation received the name CRH (central guidance radar), in the troop documentation - RTC (radio engineering center). Each station, having twenty firing channels, was to provide simultaneous observation of twenty targets and direct up to twenty missiles at them.

The first domestic C-25

CRH B-200


20 September 1952 of the prototype B-200 was sent to the Kapustin Yar firing range for firing tests with B-300 missiles. 25 May 1953goda a Tu-4 target aircraft was shot down by a guided missile for the first time.


Soviet long-range bomber Tu-4-copy, American B-29


In the 1953 year, at the insistence of a group of military men who indicated the excessive complexity of operating the system and its low efficiency, comparative tests of anti-aircraft artillery and the Berkut system were conducted. Only after these comparative firing of the gunners did the last doubts about the effectiveness of the anti-aircraft guided missile weapons.


100-mm anti-aircraft gun KS-19, which together with 85-mm anti-aircraft guns formed the basis of air defense in 50-s


In accordance with Stalin's instructions, Moscow’s air defense system should have been able to repel a massive raid by enemy aircraft with participation of up to 1200 aircraft. Calculations showed that this would require 56 multichannel anti-aircraft missile systems with radar sector surveys and launchers of missiles located on two rings. On the inner ring, at a distance of 45-50 kilometers from the center of Moscow, it was planned to place the 22 complex, on the outer ring, at a distance of 85-90 kilometers, the 34 complex. The complexes should be located at a distance of 12-15 kilometers from each other, so that the sector of fire of each of them overlaps the sectors of the complexes to the left and right, creating a solid field of destruction.


Positions of the C-25 air defense system around Moscow


Such military units were large enough objects in area, served by a large number of personnel. The main type of camouflage of the military units of the C-25 was the location in forest areas, the crowns of which hid entire streets of the military units from prying eyes.

TTX C-25 of the model 1955 of the year:
Target speed 1500 km / h
Height of defeat 500m-20000m
35 range km
Number of targets hit 20
The number of xnumx missiles
The possibility of hitting the target in no interference
Missile life
On PU 0,5 of the year
In stock 2,5 of the year
1966 year upgrades:
Target speed 4200 km / h
Height of defeat 1500m-30000m
43 range km
Number of targets hit 20
The number of xnumx missiles
The possibility of hitting a target in interference is
Missile life
On PU 5 years
In stock 15 years

Later, the areas of responsibility of all C-25 regiments were divided into four equal sectors, each of which contained 14 anti-aircraft missile regiments of the near and far echelons. Each 14 regiment formed the body.
Four corps made up a special purpose 1 Army.



Serial missile samples were tested in the 1954 year, and simultaneous interception of 20 targets was made.
7 May 1955, the C-25 system was adopted by a decree of the Central Committee of the CPSU and the USSR Council of Ministers. Becoming, therefore, the first adopted in service in the USSR and the first operational-strategic air defense system in the world, the first multi-channel air defense system with vertically launching missiles.
Thanks largely to the construction of the capital concrete structures of the C-25 complexes, the Moscow ring road appeared.

The B-300 rocket used in the С-25 SAM, one-stage, with LRE, vertical launch. Made under the "duck" scheme, the rudders were placed in the forward part of the hull in two mutually perpendicular planes, in front of two wings. The launch weight of the rocket was about 3500 kg. LPRE - 9000kg. The warhead of high-explosive fragmentation type was undermined automatically by the command of the RV and hit the enemy's aircraft from a distance to 75 m. The rocket was escorted by a signal from the onboard radio response. The command method of missile targeting was used.



The starting (starting) table - a metal frame with a conical flame diffuser and a device for leveling, was mounted on a concrete base. The rocket was mounted on the launch pad in a vertical position with the help of four clamps located on the bottom cut around the rocket engine nozzle. The power supply on board the rocket during inspections and pre-launch preparation was supplied by cable through a quick-release onboard connector. Prior to the start of the 60, the B-300 rocket was repeatedly upgraded. The changes mainly concerned the engine with the fuel supply system and the warhead. A large amount of work was done at OKB-301 to ensure the long-term storage of rockets in the refilled state, including means of protection against aggressive components of the fuel, so that the missiles could remain on duty for a long time. During the long-term operation of the C-25 system and its modifications, 205, 207, 217, 219 rockets of various variants were developed and used, developed by the OKB-301 and Burevestn ICD.



Comparative TTX missiles:
--------------------------------------------------------------------------------------
"205" "207A" "217"
--------------------------------------------------------------------------------------
Overall length with gas rudders, mm. 11816 12125 12333
Total length without gas rudders, mm. 11425 11925 -
Diameter, mm 650 650 650
Wing area, sq.m. 4,65 4,65 -
Area of ​​air rudders, sq.m. 0,895 0,899 -
Starting mass, kg 3582,5 3404,5 3700,0
Empty weight, kg 1518,0 1470,0 -
Mass of fuel, kg 1932,0 1882,3 2384 (*)
Mass of warhead, kg 235,0 320,0 300 (285)
Mass of gas rudders, kg 61,5 10,4 -
Heights of destruction of targets, km up to 25 3-25 20-25
Starting range, km to 30 to 30 to 30
Range of the warhead, m. 30 50-75
Airspeed
maximum, m / s 1080 1020
average on Н = 30km, m / s 545 515 700-750
Overload max. (H = 3-25km.) 4-2 6-3

In the middle of 60-x, the Moscow air defense system C-25 was upgraded and received the designation C-25M. Missile targeting equipment and calculating devices of a modified version of the B-200 station were performed purely electronic without the use of electromechanical elements.
For the upgraded C-25M, 217M missiles were developed.
In connection with the growth of the LRE (up to 16-20 tons), it was necessary to strengthen the launching tables and ground start-up devices.



The layout of the 217M SAM was very different from its predecessors. The hull became somewhat longer, the aerodynamic “duck” scheme was reborn into a “triplane”: an additional cruciform tail appeared in the tail section, the wings and front steering wheels were modified.

At the end of the 50s, the possibility of using special (nuclear) combat units as an alternative to conventional warheads was considered.
It should be noted that in those years, almost all classes of guided and unguided rockets, from ballistic missiles to air-to-air missiles, attempted to implement the same. Not without such experiments with the B-300 family of missiles. As possible targets, group targets and high-altitude aircraft flying on the “ceilings” of more than 23 km were considered. The rocket was in service.
At the turn of the 50-x and 60-s at the Kapustin Yar proving ground, real tests of the C-25 air defense system with a ZUR equipped with a nuclear warhead were conducted. During the launch, two radio-controlled targets flying at a distance of 2 km were destroyed. from each other at an altitude of about 10 km.


The C-25 system stood on the defenses of Moscow for more than 30 years, and, fortunately, did not participate in the hostilities.

The C-25M system complexes were removed from combat duty in 1982 with replacement of the C-300П system complexes. Part of the former positions of the C-25 complexes, is still used for the deployment of air defense systems of the C-300 family and the Moscow anti-missile defense system A-135. To provide combat training in the air defense forces.

Based on:
http://geimint.blogspot.ru/search?updated-min=2012-01-01T00
http://www.dogswar.ru/artilleriia/raketnoe-oryjie/4468-zenitnyi-raketnyi-ko.html
http://www.soldiering.ru/army/airdefence/russia/c-25.php
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. OTAKE
    OTAKE 7 June 2013 08: 51
    -20 qualifying.
    The American MIM-3 Nike Ajax Analog 4 years earlier released, simpler and much cheaper
    1. Bongo
      7 June 2013 14: 32
      10
      However, MIM-3 Nike Ajax was not multichannel, it did not last long, until the middle of 60-x, after which it was replaced by MIM-14 Nike-Hercules.
    2. nok01
      nok01 7 June 2013 15: 39
      -6
      Well, who would doubt that this comment is minus ... smile
      1. old man54
        old man54 12 June 2013 03: 03
        +8
        Quote: nok01
        Well, who would doubt that this comment is minus ... smile

        and I "minus" him not because I praised the American, but because the thought and comparison in it is in principle wrong. "Bongo" has already written everything on this, I will not repeat myself, I completely agree with them!
    3. reichsmarshal
      reichsmarshal 7 June 2013 20: 45
      +3
      It is simpler, but not the fact that it is more effective. It is single-channel: it can be bypassed in azimuth, hammered by interference. Nike Ajax could be broken through, and the S-25 - unlikely for 1955-1960.
      1. old man54
        old man54 12 June 2013 03: 05
        +4
        Yes, and on the 70th S-25, they would also break through the harms. Especially when you consider the presence of IA air defense.
  2. Kovrovsky
    Kovrovsky 7 June 2013 09: 46
    11
    Quote: OTAKE
    The American MIM-3 Nike Ajax Analog 4 years earlier released, simpler and much cheaper

    If we had almost all the "color" of German rocketry and the country was not rebuilding from ruin, then we could have done early and cheaper!
    1. OTAKE
      OTAKE 7 June 2013 09: 59
      +4
      Who argues) in any case, the S-25 is a decent answer
    2. old man54
      old man54 12 June 2013 03: 07
      +3
      I agree! Germans made rockets to Amer based on their previous developments
  3. Dima190579
    Dima190579 7 June 2013 10: 09
    +7
    S - 25 is the beginning of the glorious family of air defense systems.
  4. Standard Oil
    Standard Oil 7 June 2013 10: 17
    +3
    For NATO pilots, if they had thought to bomb Moscow, this flight would still be a one-way flight, after which NATO would have been without bombing aircraft.
    1. Bongo
      7 June 2013 14: 25
      +5
      At that time, only the United States and part of the United Kingdom had bombing aircraft.
      1. old man54
        old man54 12 June 2013 03: 08
        0
        do not understand??? And what about the USSR, what are you writing off then?
  5. kind
    kind 7 June 2013 11: 44
    +4
    Quote: OTAKE
    The American MIM-3 Nike Ajax Analog 4 years earlier released, simpler and much cheaper

    A rope with a tied stone (sling) was released 2000 years ago, much cheaper than the MIM-3 Nike Ajax!
    The system is judged not by cost, but by efficiency.
  6. tverskoi77
    tverskoi77 7 June 2013 14: 11
    +5
    And what ring and radial concretes were built! S-25 is also a huge transport project, and at that time simply colossal. The Moscow region would be very miserable in terms of transport without air defense infrastructure.
  7. old man54
    old man54 12 June 2013 03: 10
    +6
    Good article, I liked it! Although I had read a lot about this anti-aircraft missile system before, it was interesting to read, all the more, there is something that I have not read before.
  8. zyablik.olga
    zyablik.olga 20 December 2013 13: 08
    +6
    Apparently, it meant that only American and British bombers could pose a threat to Moscow.

Первый отечественный ЗРК С-25

Первый отечественный ЗРК С-25


Послевоенный переход в авиации на использование реактивных двигателей привел к качественным изменениям в противостоянии средств воздушного нападения и средств противовоздушной обороны. Резкий рост скорости и максимальной высоты полета самолетов-разведчиков и бомбардировщиков свели практически к нулю эффективность зенитной артиллерии. В конце 40-х годов XX века Советскому Союзу потребовалась комплексная защита Москвы от возможных массированных воздушных атак. Так, в стране началось осуществление одного из наиболее сложных и дорогостоящих на то время проектов по созданию ракетной системы ПВО, управляемой с помощью радиолокационной сети. Решение о создании этой системы было принято в августе 1950 года.

Организация работ по системе «Беркут» была возложена на Третье главное управление (ТГУ) при Совете министров СССР. Её курировал Л. П. Берия.
Задача по разработке системы была возложена на московское КБ-1 во главе с заместителем министра вооружений К. М. Герасимововым и главными конструкторами С. Л. Берия (сын Л. П. Берия) и П. Н. Куксенко. Заместителем главного конструктора был А.Расплетин. В то же время ОКБ-301, возглавляемое С. Лавочкиным, была поручена разработка одноступенчатых ракет В-300, и уже в июне 1951 года были проведены испытательные пуски ракет В-300.


Радиолокационной станции секторного обзора 10-сантиметрового диапазона был присвоен индекс Б-200. Комплекс сооружений с радиолокатором Б-200 в конструкторской документации получил название ЦРН (центральный радиолокатор наведения), в войсковой документации — РТЦ (радиотехнический центр). Каждая станция, имея двадцать стрельбовых каналов, должна была обеспечивать одновременное наблюдение за двадцатью целями и наводить на них до двадцати ракет.

Первый отечественный ЗРК С-25

ЦРН Б-200


20 сентября 1952 года опытный образец Б-200 был отправлен на полигон Капустин Яр для стрельбовых испытаний с ракетами В-300. 25 мая 1953года управляемой ракетой был впервые сбит самолет-мишень Ту-4.

Первый отечественный ЗРК С-25

Советский дальний бомбардировщик Ту-4-копия, американского Б-29


В 1953 году по настоянию группы военных, указывавших на чрезмерную сложность эксплуатации системы и ее низкую эффективность, были проведены сравнительные испытания зенитной артиллерии и системы «Беркут». Лишь после этих сравнительных стрельб у артиллеристов отпали последние сомнения в эффективности зенитного управляемого ракетного оружия.

Первый отечественный ЗРК С-25

100-мм зенитное орудие КС-19, составлявшие вместе с 85-мм зенитными орудиями основу ПВО в 50-е годы


В соответствии с указанием Сталина, система ПВО Москвы должна была обладать возможностью отражения массированного налёта авиации противника с участием до 1200 самолетов. Расчеты показали, что для этого потребуется 56 многоканальных зенитных ракетных комплексов с РЛС секторного обзора и пусковыми установками ракет, размещенных на двух кольцах. На внутреннем кольце, на расстоянии 45-50 километров от центра Москвы, было намечено разместить 22 комплекса, на внешнем кольце, на расстоянии 85-90 километров, — 34 комплекса. Комплексы должны были располагаться на расстоянии 12-15 километров друг от друга, так, чтобы сектор огня каждого из них перекрывал сектора комплексов, находящихся слева и справа, создавая сплошное поле поражения.

Первый отечественный ЗРК С-25

Схема расположения позиций ЗРК С-25 вокруг Москвы


Такие военные части представляли собой достаточно большие по площади объекты, обслуживаемые большим количеством личного состава. Основным видом маскировки военных частей С-25 было расположение в лесных массивах, кроны деревьев которых прятали от посторонних глаз целые улицы военных частей.

ТТХ ЗРК С-25 образца 1955 года:
Скорость целей 1500 км/ч
Высота поражения 500м-20000м
Дальность 35 км
Количество поражаемых целей 20
Количество ЗУР 60
Возможность поражения цели в помехах нет
Срок хранения ракеты
На ПУ 0,5 года
На складе 2,5 года
Модернизация 1966 года:
Скорость целей 4200 км/ч
Высота поражения 1500м-30000м
Дальность 43 км
Количество поражаемых целей 20
Количество ЗУР 60
Возможность поражения цели в помехах есть
Срок хранения ракеты
На ПУ 5 лет
На складе 15 лет

Позже зоны ответственности всех полков С-25 были разбиты на четыре равных сектора, в каждом из которых находилось 14 зенитных ракетных полков ближнего и дальнего эшелонов. Каждые 14 полков образовывали корпус.
Четыре корпуса составили 1-ю армию ПВО особого назначения.

Первый отечественный ЗРК С-25


Серийные образцы ракет были испытаны в 1954 году, был произведён одновременный перехват 20 целей.
7 мая 1955 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР система С-25 была принята на вооружение. Став, таким образом, первой принятой на вооружение в СССР и первой оперативно-стратегической ЗРК в мире, первой многоканальной ЗРК с вертикально стартующими ракетами.
Во многом благодаря именно строительству капитальных бетонных сооружений комплексов С-25, появилась Московская кольцевая автодорога.

Ракета В-300, использовавшаяся в ЗРК С-25, одноступенчатая, с ЖРД, вертикального старта. Выполнена по схеме "утка", рули размещались в носовой части корпуса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, впереди двух крыльев. Стартовая масса ракеты составила около 3500 кг. Тяга ЖРД – 9000кг. БЧ осколочно-фугасного типа, подрывалась автоматически по команде РВ и поражала самолет противника с расстояния до 75 м. Сопровождение ракеты осуществлялось по сигналу бортового радиоответчика. Использовался командный метод наведения ракеты на цель.

Первый отечественный ЗРК С-25


Стартовой (пусковой) стол – металлическая рама с коническим пламярассекателем и приспособлением для горизонтирования, устанавливался на бетонном основании. Ракета крепилась на стартовом столе в вертикальном положении с помощью четырех фиксаторов, расположенных на донном срезе вокруг сопла ЖРД. Электропитание на борт ракеты при проведении проверок и предстартовой подготовки - подавалось по кабелю через быстросбрасываемый бортовой разъем. До начала 60-х годов ракета В-300 многократно модернизировалась. Изменения в основном касались двигателя с системой топливопитания и боевой части. В ОКБ-301 был проделан большой объем работ по обеспечению длительного хранения ракет в заправленном состоянии, включая средства защиты от агрессивных компонентов топлива, благодаря чему ракеты могли оставаться на боевом дежурстве длительное время. В ходе многолетней эксплуатации в системы С-25 и ее модификаций были созданы и использовались ракеты "205", "207", "217","219" различных вариантов, разработанные ОКБ-301 и МКБ "Буревестник".

Первый отечественный ЗРК С-25


Сравнительные ТТХ ракет:
--------------------------------------------------------------------------------------
"205" "207А" "217"
--------------------------------------------------------------------------------------
Длина общая с газовыми рулями, мм. 11816 12125 12333
Длина общая без газовых рулей, мм. 11425 11925 -
Диаметр, мм. 650 650 650
Площадь крыла, кв.м. 4,65 4,65 -
Площадь воздушных рулей, кв.м. 0,895 0,899 -
Масса стартовая, кг. 3582,5 3404,5 3700,0
Масса пустого изделия, кг. 1518,0 1470,0 -
Масса топлива, кг. 1932,0 1882,3 2384 (*)
Масса БЧ, кг. 235,0 320,0 300 (285)
Масса газовых рулей, кг. 61,5 10,4 -
Высоты поражения целей, км. до 25 3-25 20-25
Дальность пуска, км. до 30 до 30 до 30
Дальность действия БЧ, м. 30 50-75
Скорость полета
максимальная, м/с 1080 1020
средняя на Н=30км, м/с 545 515 700-750
Перегрузка макс. (Н=3-25км.) 4-2 6-3

В середине 60-x годов система ПВО Москвы С-25 была модернизирована и получила обозначение С-25М. Аппаратура наведения ракет на цели и счетно-решающие приборы модифицированного варианта станции Б-200 выполнялись чисто электронными без применения электромеханических элементов.
Для модернизированной С-25М были разработаны ракеты "217М".
В связи с ростом тяги ЖРД (до 16-20 тонн) было необходимо усилить стартовые столы и наземные устройства обеспечения пуска.

Первый отечественный ЗРК С-25


Компоновочно ЗУР "217М" сильно отличалась от своих предшественников. Корпус стал несколько длиннее, аэродинамическая схема "утка" переродилась в "триплан": в хвостовой части появилось дополнительное крестообразное оперение, крылья и передние рули видоизменились.

В конце 50-х годов рассматривалась возможность применения в качестве альтернативы обычным БЧ специальных (ядерных) боевых частей.
Надо отметить, что в те годы подобное пытались реализовать чуть ли не во всех классах управляемых и неуправляемых ракет от баллистических ракет до ракет "воздух-воздух". Не обошлось без таких экспериментов и с ЗУР семейства В-300. В качестве возможных целей рассматривались групповые цели и высотные самолеты, летящие на "потолках" более 23 км. Ракета состояла на вооружении.
На рубеже 50-х и 60-х годов на полигоне Капустин Яр проведены реальные испытания ЗРК С-25 с ЗУР, оснащенной ядерной БЧ. Во время пуска были уничтожены две радиоуправляемые мишени, летящие на расстоянии 2 км. друг от друга на высоте около 10 км.


Система С-25 простояла на обороне г. Москвы более 30 лет, и, к счастью, в боевых действиях не участвовала.

Комплексы системы С-25М сняты с боевого дежурства в 1982 году с заменой комплексами системы C-300П. Часть бывших позиций комплексов С-25, используется до сих пор, для базирования комплексов ПВО семейства С-300 и системы противоракетной обороны Москвы А-135.Значительная часть снятых с вооружения ЗУР комплекса С-25, были переоборудованы и использовались в качестве радиоуправляемых мишеней. Для обеспечения боевой подготовки в войсках ПВО.

По материалам:
http://geimint.blogspot.ru/search?updated-min=2012-01-01T00
http://www.dogswar.ru/artilleriia/raketnoe-oryjie/4468-zenitnyi-raketnyi-ko.html
http://www.soldiering.ru/army/airdefence/russia/c-25.php
Автор: подготовил Bongo


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. OTAKE 7 июня 2013 08:51
    Американский Аналог MIM-3 Nike Ajax на 4 года раньше выпущен, попроще и намного дешевле
    OTAKE
    1. Bongo 7 июня 2013 14:32
      Однако MIM-3 Nike Ajax не был многоканальным, прослужил не долго, до середины 60-х, после чего был заменён MIM-14 Nike-Hercules.
    2. nok01 7 июня 2013 15:39
      Ну кто бы сомневался, что этот коментарий минуснут... smile
      nok01
      1. старик54 12 июня 2013 03:03
        Цитата: nok01
        Ну кто бы сомневался, что этот коментарий минуснут... smile

        а я его "минусанул" не за то, что американца восхвалял, а за то, что мысль и сравнение в нём впринципе неправильна. "Bongo" уже всё написал по этому, повторяться не буду, с нми согласен полностью!
    3. reichsmarshal 7 июня 2013 20:45
      Он проще, но не факт, что эффективнее. Он же одноканальный: его можно обойти по азимуту, забить помехами. Найк Аякс мог быть прорван, а С-25 - вряд ли на 1955-1960 г.
      reichsmarshal
      1. старик54 12 июня 2013 03:05
        да и на 70-й С-25 тоже вредли бы прорвали. Тем более, если учесть наличие ИА ПВО.
  2. Kovrovsky 7 июня 2013 09:46
    Цитата: OTAKE
    Американский Аналог MIM-3 Nike Ajax на 4 года раньше выпущен, попроще и намного дешевле

    Если бы у нас был почти весь "цвет" немецких ракетчиков и страна не восстанавливалась из разрухи, то могли и мы бы пораньше сделать и подешевле!
    Kovrovsky
    1. OTAKE 7 июня 2013 09:59
      Кто ж спорит) в любом случае С-25 достойный ответ
      OTAKE
    2. старик54 12 июня 2013 03:07
      согласен! Амерам ракеты немцы делали, основываясь на свои предыдущие разработки
  3. Dima190579 7 июня 2013 10:09
    С - 25 это начала славного семейства ЗРК.
    Dima190579
  4. Standard Oil 7 июня 2013 10:17
    Для НАТОвсих летчиков думай они бомбить Москву этот рейс все равно был бы рейсом в один конец,после чего НАТО оказалось бы без бомбордировачной авиации.
    1. Bongo 7 июня 2013 14:25
      В то время бомбардировачная авиация была только у США и отчасти у Великобритании.
      1. старик54 12 июня 2013 03:08
        не понял??? А СССР Вы что со счетов списываете тогда что-ли?
  5. Добрый 7 июня 2013 11:44
    Цитата: OTAKE
    Американский Аналог MIM-3 Nike Ajax на 4 года раньше выпущен, попроще и намного дешевле

    Веревка с привязанным камнем (праща) выпущена 2000 лет назад, намного дешевле MIM-3 Nike Ajax !
    Систему судят не по стоимости, а по эффективности.
  6. tverskoi77 7 июня 2013 14:11
    А, какие кольцевые и радиальные бетонки были построены! С-25 это еще и огромный транспортный проект, а по тем временам просто колоссальный. Московская область была бы очень убогой в транспортном отношении без инфраструктуры ПВО.
    tverskoi77
  7. старик54 12 июня 2013 03:10
    Хорошая статья, мне понравилась! Хоть и читал ранее много про этот ЗРК, но было интересно почитать, тем более есть то, что ранее не читал.
  8. zyablik.olga 20 декабря 2013 13:08
    Судя по всему, имелось ввиду что угрозу Москве могли представлять только американские и английские бомбардировщики.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня