Морская романтика: банки и хронометры
Один из тех матросов-первогодков, который "попал" лет 15 назад, рассказывал, что его как-то один из старшин попросил подобрать баночку, пригодную для корабельной шлюпки. Старая, говорит, вот-вот сломается. Матрос, спеша выполнить поручение, думал, как может банка сломаться, но не стал углубляться в умозаключения, а отправился на камбуз и начал выпрашивать стеклянную банку у корабельного кока. Тот не понял, зачем стеклянная банка матросу, но решил дать ему поллитровый стеклянный сосуд из-под кабачковой икры. Молодой матрос поднялся на палубу к старшине и вручил тому объект. Старшина посмотрел на матроса недобрым взглядом, а потом расхохотался и отпустил тому хорошую затрещину. Нужная-то баночка – это обычная доска, которая является своеобразным сиденьем в шлюпке. А ведь у морского термина «банка» есть и ещё одно – мель.
Часы часами на флоте тоже редко кто называет. Чаще всего – хронометры. И если в магазин приходит человек, который ищет в подарок для друга не шкатулку для часов, а шкатулку для хронометра, то этот человек имеет явное отношение к службе на флоте.
В своё время хронометры стали одними из самых важных объектов на любом судне. Расцвет использования классических хронометров пришёлся на 18-19 века. Хронометры устанавливались в специальных ящиках с откидной крышкой и позволяли измерять время в разных часовых поясах. При этом более важной функцией хронометра было определение долготы, что немаловажно в эпоху, когда навигаторы GPS отсутствовали.
Сегодня далеко не каждые часы можно назвать хронометром. Под это название подходят механические часы, которые дают очень точные значения времени и обладают малой погрешностью измерений. Понятие «электронный хронометр» моряки считают от лукавого, так как ничего электронного в те самые 18-19 века не было по определению. Настоящий морской хронометр сегодня можно увидеть в ряде морских музеев. Его точность обычно в 4 раза превосходит точность обычных механических часов.
Информация