Фрегат «Фридом»: заявка на успех

Началось продвижение на мировой рынок кораблей типа LCS-1

Еженедельник «ВПК» публиковал материалы, касающиеся программы создания боевого корабля прибрежной зоны (БКПЗ) LCS (Littoral Combat Ship), в частности в № 8 за 2012 год. ВМС США только начали принимать в опытную эксплуатацию и оценивать новые БКПЗ типа «Свобода» (Freedom), но фактически маркетинговая кампания уже началась.

В работе 9-й международной военно-морской выставки «ИМДЕКС ЭЙША-2013» (IMDEX ASIA – International Maritime Defence Exhibition and Conference), которая прошла в Сингапуре с 14 по 16 мая, приняли участие 15 боевых кораблей из девяти стран. В число представленных на выставке кораблей, базировавшихся на территории военно-морской базы «Чанги», входили патрульные, фрегаты, корветы и эсминцы, прибывшие из Австралии, Франции, Индии, Индонезии, Республики Корея, Малайзии, Сингапура, Таиланда и США. Впервые на международном салоне был продемонстрирован головной американский БКПЗ «Фридом», созданный компанией «Локхид Мартин» по концепции LCS-1.


Программа строительства

Если учесть, что в ноябре 2012 года на военно-морском салоне «Евронаваль-2012» компания «Локхид Мартин» впервые продемонстрировала модель многоцелевого БКПЗ типа LCS для зарубежных заказчиков, то первую демонстрацию ее нового корабля «Фридом» на салоне в Сингапуре можно считать началом маркетинговой кампании по продвижению концепции LCS на мировой рынок.

Фрегат «Фридом»: заявка на успехLCS – это новое поколение надводных кораблей ВМС США, которые могут действовать в открытом море, однако адаптированы для выполнения широкого спектра боевых задач в прибрежной зоне. Среди основных функций LCS патрулирование, защита флота от нападения малых надводных судов, борьба с малошумными подводными лодками, противоминная борьба, ведение разведки, поддержка действий сил специальных операций. Благодаря тому, что корабли сконструированы с использованием модульной концепции, каждый из них в короткое время может быть перепрофилирован для выполнения любой из этих миссий. Постройка кораблей LCS осуществляется двумя основными подрядчиками по двум альтернативным проектам. Серия LCS-1 создается для ВМС США компанией «Локхид Мартин», LCS-2 – компанией «Остал Ю-Эс-Эй».

Головной корабль серии LCS-1 «Фридом» (Freedom) не только продемонстрирован в Сингапуре странам Азиатско-Тихоокеанского региона, но будет находиться там восемь месяцев, действуя в зоне ответственности 7-го флота ВМС США. Как сообщили ВМС США, запланировано участие корабля не только в работе салона «ИМДЕКС ЭЙША», но и в учениях CARAT (Cooperation Afloat and Readiness and Training) в Юго-Восточной Азии совместно с региональными вооруженными силами, а также в учениях SEACAT (Southeast Asia Cooperation and Training).

На борту в настоящее время находится усиленный экипаж в составе 91 человека, включая 19 специалистов для выполнения задач по борьбе с надводными кораблями, а также авиационное подразделение из состава 73-й ударной вертолетной эскадрильи HSM-73 (Helicopter Maritime Strike Squadron 73). Однако базовый экипаж насчитывает 40 человек, к которым добавляются расчеты боевых модулей и состав авиакрыла. В общей сложности на корабле могут базироваться всего 75 человек, что связано с повышенной автоматизацией бортовых систем и необходимостью снижения эксплуатационных расходов.

LCS-1 «Фридом» разработан компанией «Локхид Мартин» и относится к классу фрегатов. Представляет собой однокорпусный полуглиссирующий корабль со стальным корпусом и алюминиевой надстройкой. Конструкционная защита носит локальный характер, надстройка и элементы вооружения выполнены по технологии малозаметности «Стелс». Обеспечена защита экипажа от оружия массового поражения. LCS-1 был заложен на судостроительном заводе Marinette Marine в 2004 году, спущен на воду в конце сентября 2006-го, в 2008 году сдан в опытную эксплуатацию, а на вооружении ВМС США находится с 2011-го. Второй корабль LCS-3 заложен в 2009 году и сдан в 2012-м. Третий LCS-5 заложен в 2011-м, также строится LCS-7, выданы контракты на строительство LCS-9 и LCS-11.

Стоимость первых фрегатов типа LCS-1 превышает 500 миллионов долларов, но по решению конгресса США цена последующих кораблей ограничена 460 миллионами. Предполагалось построить до 2030 года за 12 миллиардов долларов 60 фрегатов выбранного варианта LCS (LCS-1 или LCS-2), но кризис и растущая стоимость привели к сокращению программы до 52 кораблей.

Основные характеристики

Длина – 115,3, ширина – 17,5, осадка – 3,9 метра, полное водоизмещение около 3089 тонн. Корабль оснащен комбинированной четырехвальной дизель-газотурбинной силовой установкой суммарной мощностью 113 тысяч лошадиных сил с четырьмя водометными движителями, которая позволяет LCS-1 развивать скорость до 45 узлов и совершать переходы на дальность 3500 морских миль на скорости 18 узлов.

Могут базироваться два противолодочных вертолета MH-60B/F или один вертолет MH-60B/F и два-три палубных беспилотных летательных аппарата (БЛА) вертолетного типа. В состав вооружения LCS-1 входят 57-мм орудие Mk.110, система самообороны от противокорабельных ракет SeaRAM с ракетами RIM-116, созданная на базе 20-мм шестиствольного зенитного артиллерийского комплекса Mk-15 Mod.31 «Фаланкс», беспилотные аппараты в противолодочной версии, роботизированные катера для поиска и уничтожения мин, а также защиты от малых быстроходных судов. Корабли смогут получать и передавать тактическую информацию в рамках сетевой структуры другим кораблям, самолетам и подводным лодкам ВМС США.

Можно рассматривать как инновационную технологию размещение в кормовой оконечности перспективных кораблей типа LCS специального подъемника-слипа или небольшой док-камеры для спуска и приема плавсредств корабля на ходу и при достаточно развитом волнении. В проекте LCS реализована еще одна весьма эффективная технология, связанная с модульностью. Эта технология была разработана в середине 70-х годов германской компанией Blohm und Voss AG. Она получила название МЕКО (Mehrzweek Kombinationschiff – многоцелевой комбинированный корабль). Данная технология предусматривает проектирование различных вариантов корабля-платформы (1000–4000 тонн) и изготовление всех систем вооружения, главной энергетической установки и других систем в виде стандартных функциональных модулей (ФМ); установку этих ФМ в подготовленные ячейки; простоту замены модулей с морально устаревшими образцами оружия на новые ФМ. Разработав определенное количество видов ФМ, можно не изготавливать их заранее, а хранить лишь техническую документацию, что обеспечивает быстрое проектирование различных вариантов корабля в соответствии с требованиями заказчика.

Позже эта технология получила свое развитие при создании кораблей программы LCS. Существенное отличие этой технологии от предыдущей заключается в том, что ФМ различного назначения могут устанавливаться в пункте базирования, что позволяет быстро менять функциональное назначение корабля. Наборы боевых средств и соответствующий личный состав объединяются в боевые модули (БМ). Разработаны первые БМ для решения задач противоминной, противокорабельной, противодесантной и противолодочной обороны.
Автор: Николай Новичков


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. ShturmKGB 7 июня 2013 09:48
    А недавно читал нелестные комментарии к кораблю (дороговизна, поломки), видимо еще много времени уйдет на доработку...
  2. Милафон 7 июня 2013 09:50
    52 корабля до 2030 года - неплохо.
    И это только фрегатов данного типа( LCS-1 «Фридом»)!
    Милафон
    1. р_у_с_с_к_и_й 7 июня 2013 12:14
      Ээээх, наши тоже хороши!
      Только в количестве конечно уступаем сильно.

  3. Kovrovsky 7 июня 2013 09:53
    Ещё один носитель "свободы"...
    Kovrovsky
  4. ВохаАхов 7 июня 2013 10:17
    Корабли уже строят вовсю, а ни одного мало-мальски боеготового сменного модуля не готово. Сами американцы говорят, что наш корвет "Стерегущий" по эффективности лучше, а стоит в два раза меньше.
    1. Андрей77 7 июня 2013 15:43
      Там драка за право поставки.
  5. Fibrizio 7 июня 2013 10:49
    Ну они строят, а у нас "саботируют" военный заказ каждый год. Может у нас кое что и лучше, но год от года преимущество сходит на нет. А в море мне кажется технологии даже важнее чем на суше. Тебя просто сожгут километров за 200-300 и все. Даже шанса не будет.
    Во вторых (это я знаю со слов своего преподавателя, бывшего командира подводной лодки), все крупные водоемы, такие как тихий океан например изобилуют акустическими буями, мимо них пройти почти невозможно незамеченным+спутники. Вопрос с обнаружением особо не встанет, а если ты обнаружен, то это уже пол дела. А у них все таки намек на стел технологии. Не знаю, я бы очень не хотел проверять чем флот круче. А то может получиться как при Цусиме. Когда флот то и моряки были хороши, но проиграть проиграли...
    Кстати, если кто знает, поделитесь, наши спутники-шпионы до сих пор фотографируют на пленку и отстреливают ее капсулой?
  6. Простой 7 июня 2013 11:08
    Подборка фотографий по
    USS "Freedom" (LCS 1) и USS "Independence" (LCS 2):

    http://www.flickr.com/search/?q=LCS-1+

    http://www.flickr.com/search/?q=+LCS-2+
    1. Bear52 8 июня 2013 01:55
      Мдя.Я вот подумал - может высадку на ихонные побережья Китайским товарищам передоверим? Количеством на количество...... request
  7. SPIRITofFREEDOM 7 июня 2013 12:02
    в глобальной войне кличество на их стороне будет (
    Разумное использование ядерного оружия - вот главный козырь!!!
    SPIRITofFREEDOM
    1. Андрей77 7 июня 2013 15:46
      ЯО сейчас не в фаворе. Наигрались.
  8. Constantine 7 июня 2013 16:02
    Цитата: Fibrizio
    Ну они строят, а у нас "саботируют" военный заказ каждый год. Может у нас кое что и лучше, но год от года преимущество сходит на нет.


    Т.е. вы хотите сказать, что в сравнении с предыдущими годами и предшествующим перевооружению периодом, темпы развития флота все хуже? Вы шутите что-ли? ))
    Constantine
  9. Kosha 8 июня 2013 02:37
    Да что за дурная тема пихать все эти "технологии стэлс" чуть ли не в мобильники. Это корыто по кильватерному следу вычислить не проблема. Плюс магнитные возмущения... короче, находясь на издыхании, американская экономика продолжает рожать монстров. Получилось с SOI? Ок. Давайте стелс-корабли, стелс-суперистребители, лазерные суперпушкенции, рельсотроны, суперхрензнаетшто. Одно "но" - у нас уже нет меченого предателя.
    Kosha

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня