Первый советский массовый ЗРК С-75

144 887 39
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ded10041948
    +17
    8 июня 2013 09:10
    Прослужив на С-75 22 года, впервые увидел вариант ТЗМ без прицепа. До этого даже не знал о такой машине. Статья интересная, но короткая.
    1. +5
      8 июня 2013 10:22
      Приветствую Вас!Служил срочную,командиром ПУ.
      1. ded10041948
        +2
        8 июня 2013 13:22
        Привет,родственная душа! А я начинал КВ-2 в Харькове.
    2. +7
      8 июня 2013 10:44
      Это первый, можно скаать эксперементальный вариант ТЗМ, который применялся на полигоне.
      1. ded10041948
        +1
        8 июня 2013 13:26
        Ещё раз спасибо за статью! Мне никогда и упоминания о такой ТЗМ не попадалось. Как я понял, заряжание "подъездом с торца" или платформа поворачивалась?
        1. +2
          9 июня 2013 02:11
          С торца, что конечно не очень удобно.
          1. ded10041948
            +2
            10 июня 2013 06:57
            Потом рассмотрел ось вращения. Хотя заряжание с такой ТЗМ - это кошмарный сон стартовика. Про временные нормативы лучше вообще не заикаться!
  2. +6
    8 июня 2013 09:35
    Вьетнамцы при боевом применении ЗРК С-75 отработали эффективную тактику смены позиций и стрельбы из зарослей. Как всегда получается, оружие эффективно в руках того, кто умеет воевать.
    1. +3
      8 июня 2013 10:19
      Первый офицер,который мне встретился когда я приехал в дивизион,после Евпаторийской учебки,был командир дивизиона.На тот момент уже,почти "дембель".Первое,что бросилось в глаза,Орден Красной звезды,на его кителе.Позднее комбат старта рассказывал о его участии в БД во Вьетнаме и Ближнем Востоке,и о некоторых хитростях в применении С-75,в том числе о тактике ракетных засад.
  3. lars
    +6
    8 июня 2013 10:08
    Да, статья интересная. А наш старичок С-75 очень даже неплохо отработал, особенно для своего времени. Заставил таки противника изменить и стратегию использования авиации и тактику.
    1. Vovka Levka
      -3
      9 июня 2013 01:30
      Цитата: lars
      Да, статья интересная. А наш старичок С-75 очень даже неплохо отработал, особенно для своего времени. Заставил таки противника изменить и стратегию использования авиации и тактику.

      Что "старичок", то старичок.
  4. +7
    8 июня 2013 11:04
    С-75 оставил прекрасные воспоминания у наших друзей и нескрываемую злобу наших врагов. Сенатор Маккейн до сих пор не может забыть удара русского "подарка" в небе Вътнама.
    1. +4
      9 июня 2013 23:50
      Цитата: иваныч47
      С-75 оставил прекрасные воспоминания у наших друзей и нескрываемую злобу наших врагов. Сенатор Маккейн до сих пор не может забыть удара русского "подарка" в небе Вътнама.

      - Маккейн - отдельная тема laughing Небесное свидание с шестимаховой советской подругой оставило глуюокий след в его душе, да в мозгах. Отзвуки мы ие чейчас наблюдем у Маккейна в виде его малоадекватности - так даже на высшем политическом уровне, где принято соблюдать политкорректность, и то уже над этим ржут.
      Не обижайтесь на Маккейна - нельзя на убогих обижаться. Просто посмейтесь - а ему бальзам на душу.
  5. +3
    8 июня 2013 11:23
    Автор слишком обтекаемо охарактеризовал применение С-75 на Ближнем Востоке. В ходе войны на истощение начиная с осени 1969 египетская ПВО оснащенная этими комплексами не смогла обеспечить надежную защиту своего воздушного пространства. И дело здесь не только и не столько в арабском менталитете, а в тактике избранной израильской авиацией. С учетом накопленного опыта Фантомы действовали на малых и предельно малых высотах. Действия из засад в отличие от Вьетнама были затруднены (в основном пустыня).В конечном итоге египетские зрдн были выведены из строя и израильская авиация постоянно наносила авиаудары как по позициям египетских войск в зоне Суэцкого канала и и по объектам тыловой инфраструктуры. В результате по просьбе Г.Насера в Египте в начале 1970 г. была развернута советская дивизия ПВО оснащенная более современными комплексами которая успешно вела боевые действия вплоть до заключения перемирия.При надлежащей подготовке и грамотном командовании египтяне могут воевать достаточно успешно. Об этом свидетельствует первый этап войны 1973 г.,в частности, (форсирование Суэцкого канала - это не такая простая вещь как может показаться на первыйвзгляд). Мне довелось служить в этот период в Зоне Суэцкого канала, так что могу судить об этом не с чужих слов.
    1. +6
      8 июня 2013 11:47
      Отчасти вы правы, боевое применение ЗРК С-75, заслуживает отдельной статьи.
    2. +7
      8 июня 2013 14:25
      Не знаю насколько правда(со слов моего комбата старта,а он по воспоминаниям командира дивизиона),после работы по целям,личный состав дивизионов изворачивался как мог.Для того чтобы успеть покинуть позицию.Например бросали на месте силовые кабели,а в кузовах Кразов,которые таскали пусковые,находились запасные комплекты.Использовали стрельбу с "ходов"!Тяжело в это поверить,зная что пусковую,после снятия с колёс,надо горизонтировать и ориентировать с антенным постом.Может и было,зная природную смекалку нашего Народа.
      1. ded10041948
        +2
        10 июня 2013 06:53
        Полный бред! Стрельба "с колес" невозможна по конструктивным особенностям пусковой установки. Поверьте стартовику С-75 с пятнадцатилетним стажем. Да, удирая с позиции рвали кабеля, халтурили при сворачивании ПУ, снимали с установок газоотражатели, при горизонтировании и ориентировании не вписывались в допуска (ошибки превышали 2-3 допуска), настройки делались с ошибками "с трамвайную остановку", но стрелять "с колёс" просто невозможно!
    3. berimor
      +7
      8 июня 2013 20:54
      Я участвовал в боевых действиях (на С-125) в 1970-1971 гг в составе 18 зрд ОН в Египте и в в 1973 г советником в Сирии. Наиболее эффективним было применение С-75 (египетских) в смешаной (совместно с нашими С-125)приканальной группировке из засад. Кстати, египтяне к тому времени немного поднаторели и довольно успешно воевали. Тем более они знали, что мы их прикроем на малых и предельно малых высотах. Здесь очень хорошо была налажена маскировка. Каждый дивизион использовал 1 - 2 ложных комплекса (изготавливались они промышленно). Отличить от настоящих их было трудно даже с небольшого расстояния. Ну и много других ухищрений. Авиация Израиля до 30 - 50% ударов наносила по этим ложным позициям. Конечно, если бы в то время были такие высокоманевренные комплексы, какие есть сегодня!
  6. +2
    8 июня 2013 12:11
    Имел честь служить в ЗРДН (Фрунзенская бригада) с 1970 по 1972 г.г. командиром расчета СРЦ П-12. Даже повоевали малость. Сопровождали несколько реальных целей в готовности к стрельбе. В основном АДА и овские разведчики. Всем ПВО-шникам привет!
  7. П-15
    +8
    8 июня 2013 15:23
    А мне как то пришлось наблюдать в 85 году в КапЯре такую картину-как говорится и смех и грех.)))
    не знаю какая это было часть, короче были у них стрельбы.Ну а мы рядышком готовили свою площадку для стрельб.Только получили С-300 и готовились к приему и стрельбам.Не знаю как сейчас а тогда каждая часть которая прибывала на КапЯр сама готовила свои площадки.Но не суть. Вообщем ситуация такая-пуск ракеты С-75 мы таки все стоим рот разинули-зрелище красивое,тем более что уже смеркалось,а снами был замполит бригады С-300 нашей части, майор по моему.Ну и один из нас кричит -летит летит.Только вот смотрим, что то она не очень правильно летит и заваливается в нашу сторону и брык на землю. На месте падения ракеты вдруг повалил оранжевый дым. Тут наш майор как заорет во все горло-В УКРЫТИЕ!!!!! Ну и сам впереди всех бежал. Все присутствующие там бежали так что наверное на итоговых проверках так не бегали. Потом нам сказали что С-75 заправляются жидким топливом, и довольно отравляющим.
    1. +6
      9 июня 2013 20:21
      Оранжевый дым (вернее он оранжево-фиолетовый)- это испарения окислителя, на редкость ядовито-едрёной дряни, т.н. "меланжа". Т.е. смеси тетраоксида азота с крепкой азотной кислотой. Окислитель АК20Ф: 73,5 % HNO3, 17,5-22,5 % N2O4, 0,5-0,8 % HF, 0,8-1,1 % H3PO4, 1,2-2,8 % H2O
    2. ded10041948
      +4
      10 июня 2013 06:41
      Лопнул бак окислителя (весьма сволочная жидкость). Вам повезло, что не потекла горючка! Ещё та дрянь, да и фейерверк получился бы знатный!
    3. 0
      10 апреля 2014 08:00
      Цитата: П-15
      <...> Потом нам сказали что С-75 заправляются жидким топливом, и довольно отравляющим.

      Ядовитым мягко сказано. Лягушка растворяется в этой бурде за несколько минут.
  8. MG42
    +5
    8 июня 2013 16:24
    Вспомнилось это фото из кабины УВ, где в громоздких шкафах причём всё на лампах, в жару самое то, сопровождение цели по азимуту, углу места и дальности, и мониторы с целями в виде точек зелёного цвет и конечно режим рс..
  9. +3
    8 июня 2013 19:15
    Любопытной была перевозка этих ракет жд транспортом. С виду обычный грузовой вагон, который все видели. Он раскладывался надвое как щкатулка, а там ракеты!
  10. +3
    8 июня 2013 19:55
    Из воспоминаний нашего военного советника во Вьетнаме:"... на одном из совместных совещаний по итогам очередной недели боев заместитель начальника Генштаба вьетнамской армии заявил:- Ракетчики повоевали неплохо, сбив двадцатью ракетами два американских самолета.
    Эти слова вызвали недоумение на лицах советских специалистов - ведь по их расчетам было сбито 12 самолетов, но доклад продолжается:
    - Но поистине выдающихся успехов добились отряды самообороны девушек, которые, переняв боевой опыт отрядов самообороны стариков, сбили из карабинов 10 американских самолетов, затратив на них всего лишь двадцать патронов...
    Недоумение сменяется изумлением. Кто-то из советников не выдержал:
    - Зачем же мы тогда посылаем вам эшелоны ракет? Давайте пригоним вагон патронов - его на всю американскую авиацию хватит!
    Вьетнамец сделал вид, что не понял реплики, а после совещания подошел к группе советников и попытался оправдать свои слова:
    - Вы не понимаете, ведь у нас идет народная война. И мы должны подобными примерами поднимать энтузиазм народа. Таковы тонкости нашей политики..."
  11. list
    +5
    8 июня 2013 20:02
    Может кто знает, для чего на фотографии кабины У на рабочих местах операторов РС по углу и азимуту правые мониторы ( у нас их не было ).
    1. +5
      9 июня 2013 02:14
      Возможно это экран оптического визира, но точно утверждать не возьмусь.
      1. combatpilot
        +7
        10 июня 2013 00:34
        Правильный ответ.
    2. ded10041948
      +1
      10 июня 2013 06:34
      Это мониторы системы оптического наведения "Карат". Не помню точно, но, по-моему, пошли уже на "Волхов М3". По крайней мере у нас их поставили после доработки комплекса в 1979 году
  12. +3
    8 июня 2013 23:38
    Цитата: Гордей.
    Не знаю насколько правда(со слов моего комбата старта,а он по воспоминаниям командира дивизиона),после работы по целям,личный состав дивизионов изворачивался как мог.Для того чтобы успеть покинуть позицию.Например бросали на месте силовые кабели,а в кузовах Кразов,которые таскали пусковые,находились запасные комплекты.Использовали стрельбу с "ходов"!Тяжело в это поверить,зная что пусковую,после снятия с колёс,надо горизонтировать и ориентировать с антенным постом.Может и было,зная природную смекалку нашего Народа.

    • Я служил в первом составе 18 дивизии ПВО ОН в Египте, в 1970-1971 годах. Второй дивизион 86-я зрбр / 559 зрп. То, о чем Вам рассказывали, полная чушь. Чтобы не быть голословным и в то же время не слишком много стучать по «клаве» предлагаю посетить сайт Совета Ветеранов Войны в Египте. На этом сайте Вы найдете много полезной информации. http://www.hubara-rus.ru/index.html Можно так же посмотреть на YouTube фильм из серии "Дороже золота". Студия "Крылья России" – «Герой Советского Союза Константин Попов». Константин Ильич является бессменным руководителем нашего Совета Ветеранов Войны в Египте и свою Звезду Героя он заслужил в районе Суэцкого канала.
    1. 0
      9 июня 2013 13:00
      Здравствуйте!Спасибо за информацию,обязательно посмотрю.
  13. Просто_ник
    +1
    9 июня 2013 09:09
    Странно, я когда служил срочную, у нас, почему то, П-12 называли "Береза".
    Сейчас я понимаю что "Береза" это несколько другое, но тем не менее...

    А вообще - хороший комплекс для своего времени.
    И да, ракеты были заправлены жидким топливом.
  14. combatpilot
    +2
    10 июня 2013 00:37
    ОН зрдн С-75М3 Волхов 2001-2003. На момент службы считался безнадежно устаревшим:( Узнав технику, проникся огромным уважением к гению советского человека. Надежнейшая техника. Сложнейшие технологические задачи решены блестяще. Говорю как электроншик.
  15. П-15
    +2
    10 июня 2013 14:01
    Цитата: Федор
    Оранжевый дым (вернее он оранжево-фиолетовый)- это испарения окислителя, на редкость ядовито-едрёной дряни, т.н. "меланжа". Т.е. смеси тетраоксида азота с крепкой азотной кислотой. Окислитель АК20Ф: 73,5 % HNO3, 17,5-22,5 % N2O4, 0,5-0,8 % HF, 0,8-1,1 % H3PO4, 1,2-2,8 % H2O

    Цитата: ded10041948
    Лопнул бак окислителя (весьма сволочная жидкость). Вам повезло, что не потекла горючка! Ещё та дрянь, да и фейерверк получился бы знатный!

    Я думаю нам именно после этого случая в приказном порядке наказали всюду на территории полигона носить с собой противогаз.
    1. ded10041948
      0
      10 июня 2013 14:58
      От этой мерзости ещё и не каждый противогаз помогает. Нужен или ПРВ (противогаз ракетных войск) со специальной коробкой, или дополнительная коробка - надставка к штатной. Кстати , дышать с этой надставкой, ещё то "удовольствие"
      1. 0
        11 ноября 2015 13:37
        Мое мнение-полное ,не знание вопроса, Ну видел в госпитале парня получившего заряд азотной кислоты призапрвке Волосы стали ярко-рыжими и все смеялись. И даже на тех базе к ракетному топливу так просто не подойдете "лопнул бак-типа"- эх школота((((
  16. 0
    19 июня 2013 17:40
    Привет ПВОшникам, служил в техническом дивизионе С-75... О нас обычно на говорят :(
  17. 0
    11 ноября 2015 13:17
    Служил в ПВО ВС правда на КП АСУРК-1МА Красивая "тетка" Прошло 40лет..А всем стартовикам уважуха)) Мы-то по кабинам и под земелькой...
  18. 0
    11 ноября 2015 14:06
    Пускай нет того ПВО Страны Жаль...Что мне дало мне: грамотные офицеры,обучение(отбраковка негодных)Помните планшетистов-не каждого брали!! электронщики были на-развес...
    Образование получил инженерное- по профилю.(морское)_