Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

Вода и холод. Темнота.
А где-то сверху стук метала.
Нет сил сказать: мы здесь, сюда…
Ушла надежда, ждать устала.



Бездонный океан надежно хранит свои тайны. Где-то там, под темными сводами волн лежат обломки тысяч кораблей, каждый из которых имеет свою неповторимую судьбу и историю трагической гибели.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину «Трешер». Полвека назад в это верилось с трудом – непобедимый Посейдон, черпавший силы из пламени ядерного реактора, способный без единого всплытия обогнуть земной шар, оказался слаб, как червь, перед натиском безжалостной стихии.

«Имеем положительный увеличивающийся угол… Пытаемся продуться…900…север» - последнее сообщение с «Трешера» не в силах передать весь ужас, что испытали гибнущие моряки-подводники. Кто мог представить, что двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира «Скайларк» мог закончиться подобной катастрофой?

Причина гибели «Трешера» остается загадкой. Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки – был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.

Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США


Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

Перо руля USS Tresher (SSN-593)

Вскоре ужасная история получила продолжение - американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ «Скорпион».

В отличие от «Трешера», с которым до последней секунды поддерживалась звукоподводная связь, гибель «Скорпиона» была осложнена отсутствием хоть сколь-нибудь четких представлений о координатах места катастрофы. Пять месяцев продолжались безуспешные поиски, пока янки не расшифровали данные с глубоководных станций системы SOSUS (сеть буёв-гидрофонов ВМС США для слежения за советскими подлодками) – на записях от 22 мая 1968 года был обнаружен громкий хлопок, похожий на разрушение прочного корпуса субмарины. Далее, методом триангуляции восстановили примерное местоположение погибшей лодки.

Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США


Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

Обломки USS Scorpion (SSN-589). Видны деформации от чудовищного давления воды (30 тонн/кв. метр)

Обломки «Скорпиона» обнаружились на глубине 3000 метров посреди Атлантического океана, в 740 км к юго-западу от Азорских островов. Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически как «Курск»!). Существует более экзотическая легенда, согласно которой «Скорпион» потопили русские в отместку за гибель К-129.

Тайна гибели «Скорпиона» до сих пор будоражит умы моряков – в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

Не прошло и 48 часов, как обломки американского «Скорпиона» опустились на морское дно, в океане случилась новая трагедия. На экспериментальной атомной подлодке К-27 ВМФ СССР вышел из под контроля реактор с жидким металлическим теплоносителем. Кошмарный агрегат, в чьих жилах кипел расплавленный свинец, «загадил» радиоактивными выбросами все отсеки, экипаж получил страшные дозы облучения, 9 подводников скончались от острой лучевой болезни. Несмотря на тяжелую радиационную аварию, советским морякам удалось привести лодку на базу в Гремихе.

К-27 превратилась в небоеспособную груду металла с положительной плавучестью, источающую смертоносные гамма-лучи. Решение вопроса о дальнейшей судьбе уникального корабля повисло в воздухе, наконец, в 1981 году было решено затопить аварийную субмарину в одной из бухт на Новой Земле. На память потомкам. Может быть, они найдут способ, как безопасно утилизировать плавающую «Фукусиму»?

Но еще задолго до «последнего погружения» К-27, группировку атомных субмарин на дне Атлантики пополнила подводная лодка К-8. Один из первенцев атомного флота, третья по счету АПЛ в рядах ВМФ СССР, затонувшая во время пожара в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года. 80 часов шла борьба за живучесть корабля, за это время моряки успели заглушить реакторы и эвакуировать часть экипажа на борт подошедшего болгарского теплохода.

Гибель К-8 и 52 подводников стали первой официальной потерей советского атомного флота. В настоящий момент обломки атомохода покоятся на глубине 4680 метров в 250 милях от побережья Испании.

В 1980-е годы ВМФ СССР потерял в боевых походах еще пару атомных подлодок – ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219 и уникальную «титановую» субмарину К-278 «Комсомолец».

Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

К-219 с развороченной ракетной шахтой

Наиболее опасная ситуация сложилась вокруг К-219 – на борту подводного корабля, помимо двух ядерных реакторов, находились 15 баллистических ракет* подводного базирования Р-21 с 45 термоядерными боеголовками. 3 октября 1986 года произошла разгерметизация ракетной шахты №6, что привело к взрыву баллистической ракеты. Искалеченный корабль продемонстрировал фантастическую живучесть, сумев всплыть с глубины 350 метров, имея повреждения прочного корпуса и затопленный четвертый (ракетный) отсек.

* всего по проекту предполагалось 16 БРПЛ, но в 1973 году на К-219 уже имел место похожий случай - взрыв жидкостной ракеты. В результате «несчастливая» лодка осталась в строю, но лишилась пусковой шахты №15.

Спустя три дня после взрыва ракеты, вооруженный до зубов атомоход затонул посредине Атлантического океана на глубине 5 километров. Жертвами катастрофы стали 8 человек. Случилось это 6 октября 1986 года
Спустя три года, 7 апреля 1989 года, на дно Норвежского моря легла очередная советская подлодка – К-278 «Комсомолец». Непревзойденный корабль с титановым корпусом, способный нырять на глубину свыше 1000 метров.

Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США


Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

К-278 "Комсомолец" на дне Норвежского моря. Фотографии сделаны глубоководным аппартом "Мир".

Увы, никакие запредельные ТТХ не спасли «Комсомолец» - субмарина стала жертвой банального пожара, осложненного отсутствием четких представлений о тактике борьбы за живучесть на безкингстонных лодках. В пылающих отсеках и ледяной воде погибли 42 моряка. Атомная подлодка затонула на глубине 1858 метров, став предметом яростных дебатов между судостроителями и военными моряками в стремлении найти «виновного».

Новые времена принесли новые проблемы. Вакханалия «свободного рынка», помноженная на «ограниченное финансирование», разрушение системы снабжения флота и массовое увольнение опытных моряков-подводников неизбежно вела к катастрофе. И она не заставила себя ждать.

12 августа 2000 года на связь не вышла АПЛ К-141 «Курск». Официальная причина трагедии – самопроизвольный взрыв «длинной» торпеды. Неофициальный версии – от кошмарной ереси в стиле «Подводная лодка в мутной воде» от французского режиссера Жана Мишеля Карре до вполне правдоподобных гипотез о столкновении с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» или выпущенной торпеды с американской подводной лодки «Толедо» (мотив неясен).

Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

Обломки "Курска" в доке СРЗ-82

Атомный подводный крейсер – «убийца авианосцев» водоизмещением 24 тысячи тонн. Глубина в месте затопления подлодки составляла 108 метров, в «стальном гробу» оказались заперты 118 человек…

Эпопея с неудачной операцией по спасению экипажа из лежащего на грунте «Курска» потрясла всю Россию. Мы все помним улыбающуюся в телевизоре физиономию очередного мерзавца с адмиральскими погонами: «Ситуация под контролем. С экипажем установлен контакт, на аварийную лодку организована подача воздуха».
Потом была операция по подъёму «Курска». Отпиленный первый отсек (для чего??), найденное письмо капитана Колесникова…была ли вторая страница? Когда-нибудь мы узнаем правду о тех событиях. И, наверняка, очень удивимся своей наивности.

30 августа 2003 года произошла очередная трагедия, скрытая в сером сумраке флотских будней – во время буксировки на разделку затонула старая АПЛ К-159. Причина - потеря плавучести, ввиду плохого технического состояния лодки. Она до сих пор лежит на глубине 170 метров у острова Кильдин, на подходе к Мурманску.
Периодически поднимается вопрос о подъеме и утилизации этой радиоактивной груды металла, но пока дело не движется дальше слов.

Всего на сегодняшний день на дне Мирового океана лежат обломки семи атомных подлодок:

- двух американских: «Трешер» и «Скорпион»

- пяти советских: К-8, К-27, К-219, К-278 и К-159.

Однако, это далеко не полный список. В истории отечественного ВМФ отмечен еще ряд происшествий, о которых не сообщало ТАСС, в каждом из которых гибли атомные подлодки.

Например, 20 августа 1980 года произошла тяжелая авария в Филиппинском море - в борьбе с пожаром на борту К-122 погибли 14 моряков. Экипаж смог спасти свою АПЛ и привести обгоревшую лодку на буксире в родную базу. Увы, полученные повреждения были таковы, что восстановление лодки признали нецелесообразным. После 15 лет отстоя К-122 была утилизирована на ДВЗ «Звезда».

Другой лютый случай, известный, как «радиационная авария в бухте Чажма» произошел в 1985 году на Дальнем Востоке. В процессе перезарядки реактора АПЛ К-431 плавучий кран покачнулся на волне и «вырвал» управляющие решетки из реактора подлодки. Реактор включился и мгновенно вышел на запредельный режим работы, превратившись в «грязную атомную бомбу», т.н. «шипучку». В яркой вспышке исчезли 11 стоявших поблизости офицеров. По свидетельствам очевидцев, 12-тонная крышка реактора улетела ввысь на пару сотен метров и, затем, вновь упала на лодку, едва не разрубив её пополам. Начавшийся пожар и выбросы радиоактивной пыли окончательно превратили К-431 и стоявшую поблизости атомную субмарину К-42 в небоеспособные плавучие гробы. Обе аварийные АПЛ были отправлены в утиль.

Если речь заходит об авариях на АПЛ, нельзя не упомянуть о К-19, получившей на флоте говорящее прозвище «Хиросима». Лодка, по меньшей мере, четырежды становилась источником серьезных проблем. Особенно памятен первый боевой поход и авария реактора 3 июля 1961 года. К-19 героически спасли, но эпизод с реактором едва не стоил жизни первому советскому ракетоносцу.

Ознакомившись со списком погибших подлодок, у обывателя может возникнуть гнусное убеждение: русские не умеют управлять кораблями. Обвинение нешуточное. Янки потеряли всего две атомные лодки – «Трешер» и «Скорпион». В то же время отечественный флот лишился едва ли не дюжины атомных субмарин, не считая ДЭПЛ (янки не строят дизель-электрические лодки с 1950-х годов). Чем объяснить данный парадокс? Тем, что атомоходами ВМФ СССР управляли криворукие русские монголы?

Что-то мне подсказывает, что у парадокса есть иное объяснение. Давайте попытаемся найти его вместе.

Стоит заметить, что попытка «свалить» все неудачи на разницу в численности АПЛ в составах ВМФ СССР и ВМС США заведомо бесполезна. Всего за время существования атомного подводного флота через руки наших моряков прошли порядка 250 субмарин (от К-3 до современного «Борея»), у американцев их было несколько меньше ≈ 200 единиц. Однако, атомоходы у янки появились раньше и эксплуатировались в два-три раза интенсивнее (достаточно посмотреть на коэффициент оперативного напряжения ПЛАРБ: 0,17 - 0,24 у наших и 0,5 - 0,6 у американских ракетоносцев). Очевидно, что все дело не в численности лодок… Но тогда в чем же?
Многое зависит от методики подсчета. Как гласит старая шутка: «неважно, как сделали, главное – как посчитали». Густой шлейф аварий и ЧП со смертельным исходом протянулся сквозь всю историю атомного флота, вне зависимости от флага субмарины.

- 9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США «Гринвилл» протаранила японскую рыболовную шхуну «Эхиме Мару». Погибло 9 японских рыбарей, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

Ерунда! - ответят янки. Навигационные происшествия – будни на любом флоте. Летом 1973 года советская атомная лодка К-56 столкнулась с научным судном «Академик Берг». Погибло 27 моряков.

Зато у русских лодки тонули прямо у причала! Вот, пожалуйста:
13 сентября 1985 года К-429 легла на грунт у пирса в бухте Крашенинникова.

Ну и что?! - могут возразить наши моряки. У янки был такой же случай:
15 мая 1969 года атомная подлодка ВМС США «Гитарро» затонула прямо у причальной стенки. Причина - обычная халатность.

Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

USS Guitarro (SSN-655) прилегла отдохнуть у пирса

Американцы почешут затылок и вспомнят, как 8 мая 1982 года в центральный пост АПЛ К-123 («подводный истребитель» 705-го проекта, реактор с ЖМТ) поступило оригинальное донесение: «Вижу серебристый металл, растекающийся по палубе». Прорвало первый контур реактора, радиоактивный сплав свинца с висмутом так «запачкал» лодку, что для очистки К-123 понадобилось 10 лет. К счастью, никто из моряков тогда не погиб.

Русские лишь грустно усмехнутся и тактично намекнут американцам, как USS Dace (SSN-607) случайно «выплеснула» в Темзу (река в США) две тонны радиоактивной жидкости из первого контура, «загадив» всю ВМБ Гротон.

Стоп!

Так мы ничего не добьемся. Бессмысленно очернять друг друга и вспоминать неприглядные моменты из истории.
Понятно, что огромный флот из сотен кораблей служит богатой почвой для различных ЧП – ежедневно где-то возникает задымление, что-то падает, взрывается или садится на камни.

Истинным показателем служат крупные аварии, приводящие к гибели кораблей. «Трешер», «Скорпион»,… Отмечены ли иные случаи, когда атомоходы ВМС США получали в боевых походах тяжелые повреждения и навсегда исключались из состава флота?
Да, такие случаи бывали.

Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

Разбитая вдребезги USS San Francisco (SSN-711). Последствия столкновения с подводной скалой на 30 узлах


В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США «Натаниел Грин». Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года. Баренцево море. Многоцелевая атомная подлодка «Батон Руж» столкнулась с российской титановой «Барракудой». Лодки столкнулись удачно - ремонт на Б-276 занял полгода, а история USS Baton Rouge (SSN-689) оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. «Батон Руж» доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.

Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

"Батон Руж" отправляется на гвозди

Так не честно! – заметит внимательный читатель. У американцев чисто навигационные ошибки, на кораблях ВМС США практически не было аварий с повреждением активной зоны реактора. На отечественном ВМФ все иначе: горят отсеки, на палубу хлещет расплавленный теплоноситель. Налицо конструкторские просчеты и неправильная эксплуатация оборудования.

И это правда. Отечественный подводный флот обменял надежность на запредельные технические характеристики лодок. Конструкция подлодок ВМФ СССР всегда отличалась высокой степенью новизны и большим количеством инновационных решений. Апробация новых технологий зачастую проводилась непосредственно в боевых походах. Самая быстрая (К-222), самая глубоководная (К-278), самая крупная (проект 941 «Акула») и самая скрытная лодка (проект 945А «Кондор») были созданы именно в нашей стране. И если упрекнуть «Кондор» и «Акулу» не в чем, то эксплуатацию остальных «рекордсменов» регулярно сопровождали крупные технические неполадки.

Было ли это верным решением: оружие и глубина погружения в обмен на надежность? Мы не имеем права отвечать на этот вопрос. История не знает сослагательного наклонения, единственное, что мне хотелось донести до читателя: высокая аварийность на советских подлодках – не просчеты конструкторов и не ошибки экипажей. Зачастую это была неизбежность. Высокая цена, заплаченная за уникальные характеристики подводных кораблей.

Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941


Анализ потерь атомных подлодок ВМФ СССР и ВМС США

Мемориал погибшим подводникам, Мурманск
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 51
  1. Wolland 11 июня 2013 09:29
    ЧЕСТЬ И ХВАЛА МОРЯКАМ-ПОДВОДНИКАМ..... Аварии и ЧП на АПЛ было неизбежностью так как все при СССР развивалось стремительно и быстро, но горький опыт вывел нашу державу в лидеры по данным характеристикам.
    Wolland
  2. стас57 11 июня 2013 10:19
    самое обидное, когда из за копеечной экономии, гибли лодки и главное люди
    1. Argon 11 июня 2013 11:46
      Ну на мой взгляд экономия (если уместно такое понятие) была совсем не копеечной,во вторых подход у амеров к профессии "моряка-подводника" несколько иной,что и обуславливает более низкий уровень аварийности.А в целом статье минус-тема интересная,но по сути,в основном эмоции.
      1. стас57 11 июня 2013 12:12
        Цитата: Argon
        Ну на мой взгляд экономия (если уместно такое понятие) была совсем не копеечной,

        в конкретном - копеечной, а жизнь и стоимость лодки были платой

        знаменитые прокладки "Комсомольца"-

        ,,,На весь экипаж оказалось всего 30 аппаратов, вот вам результат экономии.
        ,,,Знаете, почему прогорели прокладки? Как правило, на подлодки ставили медные прокладки, в нашем случае решили сэкономить и установили пластмассовые. Таких мелких недоработок набралось немало, вот они то и погубили "Комсомолец".
        Выживший член апл "Комсомолец" мичман Виктор Слюсаренко вспоминает http://vnmazurenko.blogspot.ru/2010/12/blog-post_3221.html
        1. Argon 11 июня 2013 22:43
          Вероятно речь идет о прокладках в системе ВВД,не пластмассовые а второпластовые,что обусловленно(и вполне обоснованно)модулем остаточной деформации данного материала и его электро-химической нейральностью.Другими словами в следствии больших глубин погружения лодка значительно меняла свою геометрию(дышала),и что бы негерметичность системы не стала гемороем применили второпласт.Вопрос почему командир не учел множество факторов(связанных с особенностями конструкции лодки) при отдаче команды на экстренное всплытие.
  3. Dimy4 11 июня 2013 10:55
    Океан показывает, что крутых и непотопляемых небывает, он свое возьмет, слишком он большой и равнодушный.
  4. Kars 11 июня 2013 11:53
    Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. «Батон Руж» доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.

    Можно засчитывать как боевую потери а на рубке Баракуды ставить звездочку.
    1. Geisenberg 11 июня 2013 12:37
      Цитата: Kars
      Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. «Батон Руж» доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.

      Можно засчитывать как боевую потери а на рубке Баракуды ставить звездочку.


      Вроде бы так и сделали.
      1. nnz226 11 июня 2013 16:16
        Только "Батон Руж" столкнулась с нашей лодкой в наших же территориальных водах!!! Так что минус Северному флоту, прохлопавшему проникновение вражеской субмарины к себе. А была бы война?! Не было бы столкновения, а был бы торпедный залп америкосов по неслышащей нашей лодке.
        1. Misantrop 11 июня 2013 16:54
          Цитата: nnz226
          Только "Батон Руж" столкнулась с нашей лодкой в наших же территориальных водах!!!
          А что с ней надо было делать, топить? В мирное-то время?
          Misantrop
          1. НИКТО КРОМЕ НАС 13 июня 2013 00:01
            Курск утопили и ничего,,,,,А пока 118 моряков погибали на смешной глубине Вова отдыхал на юге.....
            НИКТО КРОМЕ НАС
    2. avt 11 июня 2013 14:29
      Цитата: Kars
      Можно засчитывать как боевую потери а на рубке Баракуды ставить звездочку.

      НУЖНО laughing Статья понравилась +
      avt
  5. Комментарий был удален.
  6. Geisenberg 11 июня 2013 12:41
    Если честно - не верю я в супернадежные американские субмарины. Сдается мне, что и у них аварий было не меньше. Это же нонсенс - одинаковый технологический уровень, а аварийность несоизмеримая. Думаю если копнуть поглубже найдутся и затонувшие АПЛ и большое число инцидентов, в том числе с реактором. Видимо у них параноидный уровень секретности по этой теме.
    1. atalef 11 июня 2013 12:47
      Цитата: Geisenberg
      Это же нонсенс - одинаковый технологический уровень, а аварийность несоизмеримая

      Технологический уровень никогда одинаковым не был. Как говорил один из руководителей военпредов .Никакие силы не заставят советского сварщика не бросать огарки электродов в балластные цистерны. Вот и ходим потом с 30-ю тоннами огарков и гремим на всю атлантику.
      1. Oberst_71 11 июня 2013 13:08
        Да у нас был выше. сомневаюсь что ты был на наших АПЛ, и ремонтной базе.
      2. ivanovbg 11 июня 2013 14:16
        Цитата: atalef
        Никакие силы не заставят советского сварщика не бросать огарки электродов в балластные цистерны. Вот и ходим потом с 30-ю тоннами огарков и гремим на всю атлантику.


        Глазам своих не верю. Неужели это правда??????
        1. Atrix 11 июня 2013 14:46
          Цитата: ivanovbg
          Цитата: atalef
          Никакие силы не заставят советского сварщика не бросать огарки электродов в балластные цистерны. Вот и ходим потом с 30-ю тоннами огарков и гремим на всю атлантику.


          Глазам своих не верю. Неужели это правда??????

          А вы разве ни видите как у нас все делается ? Вы что никогда не работали ? Или Вы думаете что на военных предприятиях другие люди работают ?
          1. Misantrop 11 июня 2013 15:39
            Цитата: Atrix
            Или Вы думаете что на военных предприятиях другие люди работают ?

            Немножко другие, да и работали немного по другому. А вот вредительства хватало и там. Разгильдяйство, правда, тоже случалось, но сравнительно редко - драли за это по-взрослому
            Misantrop
            1. Misantrop 11 июня 2013 16:52
              О, вредители и здесь не упускают возможности напакостить laughing А за понятиями "строить на тяп-ляп", "кидаться огарками электродов" и прочей фигней очень любили прятаться те, кто спонсировал подвешивание ножовочных полотен в силовые щиты, закладывание шумящего мусора воздухопроводы, подсыпание песка в магистрали ВВД и прочие "милые подарки" от друзей-демократов. Всю эту дрянь наблюдал и выгребал ЛИЧНО. Так что не надо рассказывать о том, что гремят именно остатки сгоревших электродов. От них как раз шума не много, а вот от жестяной коробки (которой и близко не может быть в реакторном отсеке, так что случайное попадание ИСКЛЮЧЕНО) - намного больше. Не зря в свое время 1-й отдел на СМП возглавлял генерал-майор КГБ, работы по профилю ему хватало. Только за время строительства и сдачи моего заказа двоих таких уродов взяли. А теперь их потомки рассказывают здесь сказки, что продажные уродцы тут не при чем, это мы мол сами работать не умеем, вот все и ломается...
              Misantrop
      3. Misantrop 11 июня 2013 17:46
        Цитата: atalef
        Как говорил один из руководителей военпредов .Никакие силы не заставят советского сварщика не бросать огарки электродов в балластные цистерны.

        Похоже, этот военпред сварщиков только в ЖЭКе видел. Вечно полупьяных и с прилипшим к губе окурком. Вот представим себе картинку, сварщик варит шов корпуса. Аккуратнейшим образом укладывает слои один на другой (150-200 слоев без единого пузырька или микротрещины. Там даже скорость движения электрода должна быть постоянной, иначе перегревов и микротрещин не избежать). Все 8 часов подряд. А потом начинает жменями разбрасывать вокруг остатки электродов. Реальная картинка? Или гораздо реальнее представить себе военпреда, которому лень наклониться и заглянуть в закутки и углы той техники, которую он обязан принимать? А потом, когда подписал не глядя и пошли рекламации, рассказывающий сказки про тупых сварщиков...
        Misantrop
        1. jjj 12 июня 2013 02:27
          Только сварщики Севмаша могли варить вниз головой, вслепую, на вытянутой руке. Жаль рано уходят на Миронову гору.
          jjj
        2. Денис 13 июня 2013 04:48
          Цитата: Misantrop
          потом начинает жменями разбрасывать вокруг остатки электродов
          Если только он их специально с собой принёс.Уже давно вместо электродов проволка и подаётся она с катушки сварочного аппарата.Огарка даже если захочешь не оставить
    2. Atrix 11 июня 2013 13:24
      Цитата: Geisenberg
      Если честно - не верю я в супернадежные американские субмарины. Сдается мне, что и у них аварий было не меньше. Это же нонсенс - одинаковый технологический уровень, а аварийность несоизмеримая. Думаю если копнуть поглубже найдутся и затонувшие АПЛ и большое число инцидентов, в том числе с реактором. Видимо у них параноидный уровень секретности по этой теме.

      По мимо технологического уровня который Вы как выразились был одинаков, есть еще такое понятие как забота о своих военнослужащих. Посмотрите доклад про совместные учения России и Франции, и тогда сразу станет ясно где заботятся об своих людях, а где как у нас говорят "еще нарожают" И кто Вам такое сказал что у нас был одинаковый технологический уровень ? В одних областях мы лидировали в других они. Да и насчет секретности утаить в США смерть подводной лодки вряд ли кто сможет, вы посмотрите сколько у них было скандалов и расследований, а потом сравните с СССР и вы увидите где "параноидальный уровень секретности" был.
      Да и почему так тяжело признать что у нас не все так гладко как рассказывают по первому каналу ? Почему никто не воспринимает критику, люди пишут подобные статьи для того что бы в будущем не совершали такие же ошибки, а не для того что бы унизить кого-то.
      1. Misantrop 11 июня 2013 15:18
        Цитата: Atrix
        Да и насчет секретности утаить в США смерть подводной лодки вряд ли кто сможет, вы посмотрите сколько у них было скандалов и расследований, а потом сравните с СССР и вы увидите где "параноидальный уровень секретности" был.

        Гибель АПЛ утаить сложно, а вот все остальное у них запросто получалось. До сих пор НИГДЕ нет НИ ОДНОЙ достоверной цифры по их ТТХ, и уж, тем более, по конкретным системам и механизмам. Кочующие по инету цифры - откровенный бред и пиар. Если судить по ним, КПД их техники давно за 400% перевалил lol

        Да и система подготовки экипажей, межпоходового обслуживания кораблей у них налажена в разы лучше, этого не отнять. За время МПР, подтверждения задач, погрузки расходки и продуктов экипаж ТАК наломается, что начала автонимки ждут, как отдыха. Не зря первую неделю автономки не проводится никаких общекорабельных мероприятий. Тупо дают людям отдохнуть, иначе не выдержать...
        Misantrop
        1. SWEET_SIXTEEN 11 июня 2013 16:47
          Цитата: Misantrop
          До сих пор НИГДЕ нет НИ ОДНОЙ достоверной цифры по их ТТХ, и уж, тем более, по конкретным системам и механизмам.

          Это вы верно заметили

          Нельзя найти точных данных о диапазонах рабочих скоростей и глубин, нет никаких четких свидетельств о работе ГАК,а вместо конкретных децибелл шумового фона стоит туманная фраза "deadly silent"

          (впрочем, на сайте есть один японский шпиён wink - он наверняка знает точные цифры)
          Цитата: Misantrop
          Если судить по ним, КПД их техники давно за 400% перевалил

          400 это конечно перебор
          Но косвенные свидетельства указывают, что с ТТХ амерских лодок все в порядке. Они достаточно малошумны (менее 100 дБ) и быстры (сопровождают надводные АУГ и ОБК), вооружены до зубов (летом 2011 года "Флорида" выпустила по Ливии за сутки 93 крылатых ракеты) и отлично оснащены (телескопическая мачта с видеокамерами вместо перископа на "Вирджиниях" или "бесшумные" ТА "Сивулфа", где при стрельбе используется самовыход торпед)
          1. Misantrop 11 июня 2013 17:32
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            400 это конечно перебор

            А сколько? Если здоровенная АПЛ, способная развивать ход под водой не менее 30 узлов (сопровождая надводную цель с такой же скоростью, не отставая) имеет при этом один ЯР максимальной мощностью аж 17 МВт... belay lol Меньший по размерам и водоизмещению 705 проект имел аппарат в 152 МВт. Что характерно, у него КПД был ощутимо повыше, чем у паровоза. Так что тут даже не 400% request А уж рабочие глубины погружения у них растут с каждым годом. Причем, даже у тех, кто уже давно из завода вышел и не проходил модернизацию. Так что через несколько лет любая американская АПЛ без вреда для себя сможет погрузиться хоть в Марианскую впадину laughing
            Misantrop
            1. SWEET_SIXTEEN 11 июня 2013 17:53
              Цитата: Misantrop
              Если здоровенная АПЛ, способная развивать ход под водой не менее 30 узлов (сопровождая надводную цель с такой же скоростью, не отставая) имеет при этом один ЯР максимальной мощностью аж 17 МВт...

              Разве? У Лося официально 25 МВт на валу
              Цитата: Misantrop
              Меньший по размерам и водоизмещению 705 проект имел аппарат в 152 МВт

              Это наверняка тепловая мощность реактора. После преобразования от нее останется 20%
              Цитата: Misantrop
              Так что через несколько лет любая американская АПЛ без вреда для себя сможет погрузиться хоть в Марианскую впадину

              Я так тоже могу. Подержите пиво...
              1. Misantrop 11 июня 2013 18:49
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                У Лося официально 25 МВт на валу

                Или около 34 000 лошадиных сил. У 667А проекта 2 турбины по 40 000. У Лося НАСТОЛЬКО лучше гидродинамика?
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Это наверняка тепловая мощность реактора. После преобразования от нее останется 20%
                Отнюдь, КПД немножко выше 40%. Кстати, у Лося один реактор дает пар на 2 турбины, которые через ГТЗА крутят один общий вал. Вот в этой схеме потери тоже должны быть изрядные, схема весьма далека от оптимальной
                АПЛ «Лос-Анджелес» оборудованы водо-водяными реакторами GE PWR S6G, мощностью 26 МВт, разработки Дженерал Электрик
                http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%E4%E2%EE%E4%ED%FB%E5_%EB%EE%E4%EA%E8_%F2%E8%
                EF%E0_%AB%CB%EE%F1-%C0%ED%E4%E6%E5%EB%E5%F1%BB Это - Википедия. В других источниках встречал и 17 МВт. А большинство источников вообще цифр сейчас избегает (и не удивительно)
                Misantrop
                1. SWEET_SIXTEEN 12 июня 2013 02:57
                  Цитата: Misantrop
                  У 667А проекта 2 турбины по 40 000.

                  Нет, две по 20 000 л.с.

                  И два ОК-700 тепловой мощностью по 90 МВт
                  Цитата: Misantrop
                  АПЛ «Лос-Анджелес» оборудованы водо-водяными реакторами GE PWR S6G, мощностью 26 МВт, разработки Дженерал Электрикhttp://ru.wikipedia.org

                  Википедия в этот раз наврала

                  S6G имеет тепловую мощность:
                  - со старой активной зоной D1G-2 150 МВт
                  - с современной активной зоной D2W 165 МВт
                  1. Misantrop 12 июня 2013 20:04
                    Точно, старею, цифры начали забываться уже. По 20 000 лошадок в турбинах на 667 проекте. А вот ППУ ОК-700 там таки одна. Состоящая из двух установок ОК-350 по 90 МВт каждая.
                    Цитата: SWEET_SIXTEEN
                    Википедия в этот раз наврала

                    S6G имеет тепловую мощность:
                    - со старой активной зоной D1G-2 150 МВт
                    - с современной активной зоной D2W 165 МВт

                    А вот тут уже наврал источник. От типа активной зоны зависит энергоемкость (время между перезарядками ЯР), но отнюдь не ее тепловая мощность. А вики врет частенько, это ее коронная фишка
                    Misantrop
    3. Capt.Stryker 12 июня 2013 10:26
      Цитата: Geisenberg
      Если честно - не верю я в супернадежные американские субмарины. Сдается мне, что и у них аварий было не меньше. Это же нонсенс - одинаковый технологический уровень, а аварийность несоизмеримая. Думаю если копнуть поглубже найдутся и затонувшие АПЛ и большое число инцидентов, в том числе с реактором. Видимо у них параноидный уровень секретности по этой теме.

      Это у тебя мозг параноидный! Американцы НИКОГДА не скрывали и не секретили свои аварии и катастрофы, ни морские, ни авиационные, ни армейские!
      Capt.Stryker
    4. sasha127 12 июня 2013 13:48
      В полне с вами согласин.Что то мне подсказывоет что так оно и есть.
      sasha127
  7. Григорич 1962 11 июня 2013 13:21
    потери всегда грустная тема....жизни, судьбы моряков и их семей....все переплетется.
    Слава Богу среди моих однокашников-подводников все живы и здоровы...
    Григорич 1962
    1. Misantrop 11 июня 2013 15:36
      Цитата: Григорич 1962
      Слава Богу среди моих однокашников-подводников все живы и здоровы...

      Повезло. Среди моего выпуска потери начались почти сразу. Серега Винник погиб в Чажме
      Misantrop
  8. Даос 11 июня 2013 14:24
    Наша основная проблема что всегда отсутствовала нормальная система базирования флота. Береговая инфраструктура всегда шла по "остаточному принципу"... Впрочем это типичная ситуация не только на флоте. Наклепать отличных танков которые нечем чинить и неоткуда заправлять. Произвести десятки тысяч самолётов и не позаботится о системе аэродромов и наземных служб... Как показывает практика современные войны выигрывает не "подводник", "Лётчик" или "танкист" а простой "шофёр", "бухгалтер" и "логист".
  9. флотский33 11 июня 2013 16:58
    всех приветствую!разница в цифрах потому,что у америкосов при нештатной ситуации корабль в море не идёт,а остаётся на ремонте,им жалко матчасть,а у нас как всегда,в море починим случись чего.РБЖ ПЛ 72 на все вопросы даст ответ.И плюс у нас Русских есть чувство долга,а не одно бабло на уме.А уж в море как повезёт,Николе помолились и в поход.Зато нас Русских Моряков везде уважают.
    1. SWEET_SIXTEEN 11 июня 2013 17:48
      Цитата: флотский33
      сех приветствую!разница в цифрах потому,что у америкосов при нештатной ситуации корабль в море не идёт,а остаётся на ремонте,им жалко матчасть,а у нас как всегда,в море починим случись чего

      И это тоже правда. У нас хватает идиотов на командных должностях ( как правило, препочтают сидеть в кабинетах на берегу)

      Навсегда в историю войдет комдив М.Г. Проскунов, отправлявший в последний поход неисправную К-27 со словами:

      «если сегодня вы не уйдете в море, я вас ногами оттолкну от пирса»
  10. nemec55 11 июня 2013 21:05
    от кошмарной ереси в стиле «Подводная лодка в мутной воде»

    Кому как но по сравнению с версией наших оф лиц куда более правдоподобней
  11. miland 11 июня 2013 21:34
    Никогда не понимал у...дов, которые минусуют такие статьи! Извиняюсь...
    Честь и хвала нашим подводникам, да что тут говорить - всем подводникам!
  12. Наган 11 июня 2013 23:00
    Автор забыл (или не знал) историю с USS Miami которая была бы смешной если бы не стоила налогоплательщикам, в том числе и мне лично, $450000000.
    Один неумный человек 24 лет работал маляром на верфи где обслуживали подлодки. Поссорился со своей девкой, захотел помириться, а для этого надо было отпроситься с работы. Босс не отпустил. Так этот неумный человек не нашел ничего лучше чем устроить маленький пожар, который быстро стал немаленьким. Ну ему суд впаял 17 лет, а субмарина будет ремонтироваться аж до 2015.
    http://www.usatoday.com/story/news/nation/2012/11/08/navy-submarine-fire-portsmo
    uth-guilty-arson/1692815/
    1. SWEET_SIXTEEN 11 июня 2013 23:34
      Цитата: Наган
      Автор забыл (или не знал) историю с USS Miami которая была бы смешной если бы не стоила налогоплательщикам, в том числе и мне лично, $450000000.

      Это обсуждалось на Топваре где-то год назад

      $450 млн. за ремонт...наверняка с модернизацией, Лоси обещают служить до 2030-хх годов

      В России случился аналогичный случай - 29 декабря прошлого года погорел РПКСН К-84 "Екатеринбург"

      29 декабря 2011 года на находящейся в плавучем доке ПД-50 82-го судоремонтного завода в Росляково АПЛ произошёл пожар. Плановый доковый осмотр осложнился ввиду повреждения обтекателя ГАКа буксиром на этапе постановки в док. При вырезке технологического отверстия в обтекателе ГАК произошло возгорание из-за нарушения техники безопасности при проведении ремонтных работ, загорелись деревянные леса, которые окружали корпус подлодки.
      Пожар перекинулся на лёгкий корпус с резиновым шумопоглощающим покрытием, затем на пространство между лёгким и прочным корпусами, включая баллоны ВВД. Пожар не затронул внутренние помещения субмарины, но возможно изменил характеристики прочного и лёгкого корпуса, а также затронул коммуникации

      Только через 20 часов глава МЧС Сергей Шойгу сообщил о полной ликвидации пожара, уточнив что по левому борту еще работают пожарные стволы: «там идет сильное испарение, поэтому гидранты используются для охлаждения корпуса лодки»

      Ущерб от пожара сперва оценивался в 1 миллиард рублей, затем была озвучена стоимость ремонта в 500 миллионов рублей. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, снижение стоимости ремонта вызвано найденными резервами на замену пострадавшим, в первую очередь это касается антенн.

      13 февраля 2012 года в издании «Коммерсантъ-Власть» со ссылкой на «сразу несколько независимых друг от друга источников в командовании ВМФ и на Северном флоте» появилась информация о нахождении боезапаса на борту горевшего «Екатеринбурга». Таким образом, издание сделало вывод, что в декабре 2011 года в России могла произойти крупная радиационная катастрофа, если бы огонь попал внутрь прочного корпуса лодки, где находились ракеты с ядерными боеголовками, торпеды и два атомных реактора
      1. Misantrop 11 июня 2013 23:48
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        загорелись деревянные леса, которые окружали корпус подлодки.

        КРАЙНЕ мутная авария. Сколько раз стояли в этом доке, и каждый раз эти леса были НАСТОЛЬКО сырые, что проще было бы море подпалить. Не пытались зажечь спичку, стоя под душем? Это намного проще, чем подпалить те леса
        Misantrop
        1. Misantrop 12 июня 2013 00:04
          А хотя бы одно слово, кроме тупого молчаливого минуса будет? Или объем интеллекта не позволяет буквы набирать, более-менее освоена только мышка? wassat
          Misantrop
        2. SWEET_SIXTEEN 12 июня 2013 00:07
          Цитата: Misantrop
          каждый раз эти леса были НАСТОЛЬКО сырые, что проще было бы море подпалить. Не пытались зажечь спичку, стоя под душем? Это намного проще, чем подпалить те леса

          laughing

          Если серьезно - что то же горело??
  13. Misantrop 12 июня 2013 00:53
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    Если серьезно - что то же горело??

    Похоже, криворукий сварщик вместо прорезки металла умудрился подпалить пластиковый обтекатель носовой части. И нефтепродукты, которых всегда было полно в Гаджиевской бухте (вот они и скопились в нижней части выгородки ГАС). Потом загорелась рупорная резина обшивки корпуса (все же 72 мм толщины - это немало). Ну а все это вместе уже подпалило те леса (предварительно их высушив). Док немецкий, довоенной постройки. И сухого дерева, такое ощущение, на нем никогда не было. Кстати, официальной причиной пожара на ракетных складах СФ весной 1984 года тоже объявили возгорание деревянной тары от непогашенной сигареты. Той самой тары, что провалялась под снегом всю зиму. Любят у нас незамысловатые причины request lol
    Misantrop
    1. SWEET_SIXTEEN 12 июня 2013 02:48
      Цитата: Misantrop
      Похоже, криворукий сварщик вместо прорезки металла умудрился подпалить пластиковый обтекатель носовой части. И нефтепродукты, которых всегда было полно в Гаджиевской бухте (вот они и скопились в нижней части выгородки ГАС). Потом загорелась рупорная резина обшивки корпуса (все же 72 мм толщины - это немало).

      Правдоподобно.
      Спасибо за подробности
      Цитата: Misantrop
      Док немецкий, довоенной постройки.

      Да вы что?!! belay
      Это который со стороны Росляково-1 ?
      Или обычного Росляково? (ЕМНИП там тоже что-то стояло, похожее на док)
      1. Misantrop 12 июня 2013 10:35
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Да вы что?!!
        Это который со стороны Росляково-1 ?

        Точнее, это даже не док, а кусок дока. Второй его кусок в Западной Лице был. Его когда-то для "Тирпица" делали. Так прикольно было читать на махоятках приводов ручного управления кингстонами на верхней палубе латиницей отлитое "Hamburg 1938"

        Правдоподобно.
        По крайней мере это - версия офицеров того экипажа, специально узнавал
        Misantrop
  14. bandabas 12 июня 2013 08:22
    "Мы все помним улыбающуюся в телевизоре физиономию очередного мерзавца с адмиральскими погонами: «Ситуация под контролем. С экипажем установлен контакт, на аварийную лодку организована подача воздуха»."
    Этот товарищ с 2002года и до сих пор успешно сидит в Совете Федерации.
  15. кобальт 12 июня 2013 10:22
    В 480 милях северо-восточнее Бермудских островов около 5 часов 30 минут утра 3 октября 1989 года атомная подводная лодка Северного флота “К-219” с 15 ракетами на борту переходила с одной глубины на другую. На глубине 46 м из-за утечки жидкого ракетного топлива в одной из ракетных шахт произошел взрыв, сорвавший крышку шахты, и пожар.
    После взрыва в отсеки лодки стал проникать дым и пары ядовитого окислителя ракетного топлива, которым многие моряки отравились. От этого вскоре скончались три члена экипажа, находившихся в четвертом, ракетном отсеке. Этот отсек пришлось оставить. Короткое замыкание привело к срабатыванию аварийной защиты реактора правого борта, но 4 поглощающие компенсирующие решетки не дошли до нижнего положения, вследствии чего возникла угроза самопроизвольного запуска реактора. В дополнение ко всем бедам, лопнул один из паропроводов энергетической установки и вышла из строя система ее дистанционного управления. Чтобы заглушить реакторы , необходимо было войти в отравленный газами, нагретый пожаром и паром реакторный отсек и специальным ключом вручную опустить эти решетки. Из моряков, отсеченных аварией в кормовой части лодки, знали как это можно сделать командир группы старший лейтенант Николай Беликов и трюмный машинист матрос Сергей Преминин.
    В защитном костюме первым вошел в пекло Беликов. Сбив кувалдой запор шкафа с инструментом, он взял похожий на ручку лебедки ключ и спустился в аппаратную. Вращая ключ, Беликов довел до упора первую решетку, но в это время стал кончаться запас кислорода в противогазе. Из последних сил ему удалось добраться до восьмого отсека, после чего он на некоторое время потерял сознание.
    Придя в себя, Беликов с новым запасом кислорода опять вошел в реакторный отсек. На этот раз с ним был Преминин, также одетый в защитный костюм. Надев ключ на привод второй решетки, Преминин начал ее опускать, а Беликов поднялся к переговорному устройству для доклада в центральный пост. Возвратившись в аппаратную, он помог Преминину опустить до упора вторую решетку, после чего они приступили к третьей. В это время стало плохо Сергею Преминину, и Беликову пришлось помочь ему подняться из аппаратной, после чего он вернулся к ключу, докрутил третью решетку и закрепил ключ на приводе последней, четвертой компенсирующей решетки. Из последних сил Николай Беликов выбрался из аппаратной и с помощь пришедшего в себя Преминина добрался до двери восьмого отсека. Отдышавшись и взяв два последних регенеративных патрона, Преминин с большим трудом спустился к приводу четвертой решетки. К этому времени температура в седьмом отсеке поднялась до 80°, одновременно из-за разрыва системы воздуха высокого давления сильно повысилось давление внутри смежных с реакторным отсеках. Преминин вращал рукоятку полчаса, прежде чем последняя решетка встала на упоры. Реакторы были заглушены, и второй Чернобыль удалось предотвратить.
    У Сергея еще осталось немного сил, чтобы подняться к переговорному устройству и доложить командиру. Там уже знали, что реакторы погашены - стрелки приборов лежали на нулях, поэтому Британов приказал Сергею возвращаться в восьмой отсек. За это время перепад давления между этими отсеками возрос настолько, что не позволил открыть дверь. Попытка выровнять давление окончилась неудачей . После этого командир приказал Преминину стравить избыточное давление из реакторного отсека через вентиляцию коридора правого борта. Для этого Сергею надо было добраться до двух запоров и выдернуть их фиксирующие чеки. Но сил вытащить эти стопора у Преминина уже не было. Он только мог стучать железкой по переборке, но вскоре стук прекратился.
    В это время его товарищи в восьмом отсеке безуспешно пытались выжать дверь раздвижным упором. И только когда все сроки работы дыхательного аппарата Преминина давно истекли, в десятом часу вечера по приказу моряки покинули загазованный восьмой отсек.
    Нам надо чаще вспоминать настоящих Героев и знать о их подвигах.
  16. Capt.Stryker 12 июня 2013 10:53
    Более высокий уровень надёжности американских субмарин объясняется очень просто - на лодках у них ВСЕГДА, даже во времена призыва, служили только добровольцы, которые проходили жесточайший интеллектуальный экзамен. На американских лодках служат только профессионалы!
    Capt.Stryker
  17. Тартарий 12 июня 2013 11:43
    Цитата: Misantrop
    Повезло. Среди моего выпуска потери начались почти сразу. Серега Винник погиб в Чажме

    Мне рассказывали, что тогда в Чажме, некий инженер-прапорщик, хотел доказать начальству, что запланированное техобслуживание и возможно ремонт реактора лодки не нужен... Для этого он закачал в зону азот под большим давлением (что-то вроде вместо 200 атм., 400)... От чего и сорвало верхнюю крышку реактора. Того самого прапора голову нашли за несколько км. от пирса...
    Если не путаю с другим случаем, то убило (кроме офицеров) еще двоих срочников, оторванным рукавом ВД...

    Слой земли срезали на обширной территории полуострова. В п. Дунай тоже...
    Строили в спешке специальные могильники из бетона - туда эту земельку и прятали.
    Сегодня все они имеют течи, радиацию смывает в море... Вблизи ловить камбалу не рекомендуют, хотя она и отличается исключительными размерами...

    С 2000-х годов несколько лет подряд отдыхал на о. Путятина... Одна из бухт дикарей как раз напротив мола - входа в Чажму. Несколько раз наблюдал в полевой бинокль вход/выход лодок в базу - КРАСОТИЩА(!)...
    В бинокль даже лица на рубке можно разглядеть...

    В Дунае отдыхал в бухте прям напротив (около 2-х км.) могильника в скале...
    Каждый божий день собирал несколько немаленьких "гребешков" на рюмаху к обеду.

    Два года назад, местные корешки отговорили ехать - дал трещину один из баков могильника... Говорят, что фонит изрядно и прям из скалы...

    Проверять не стал...)))

    Засрали все Приморье от Юга, до "Ракушки" на севере... Но другого моря поблизости нет - все едут и детей везут...

    Походу нас уже радиация не берет...)))
    1. Misantrop 12 июня 2013 16:35
      Цитата: Тартарий
      Мне рассказывали, что тогда в Чажме, некий инженер-прапорщик, хотел доказать начальству, что запланированное техобслуживание и возможно ремонт реактора лодки не нужен... Для этого он закачал в зону азот под большим давлением (что-то вроде вместо 200 атм., 400)... От чего и сорвало верхнюю крышку реактора.

      Интересная версия, даже несколько экзотическая. Начать с того, что техников-мичманов встречал постоянно, а вот инженеров-прапорщиков видел только одного. Парень с моей роты, которого выперли из СВВМИУ незадолго до выпуска. Не за знания, по залету.
      Дальше, откуда возьмется дискуссия по поводу ремонта, если вопрос стоит о перегрузке выработавшей свое активной зоны реактора? Какое отношение прапорщик вообще к этому может иметь? Насчет предельного давления в контуре. Рабочее давление в корабельном ВВР составляет 200 кг/см.кв.. Давление испытания с выдержкой 24 часа составляет 250 кг/см.кв. При аварии на "К-140" давление в контуре взлетело до 650 кг/см.кв., но контур выдержал, корпус реактора сохранил свою исходную геометрию. При аварии на заводе "Красное Сормово", когда перед гидравлическими испытаниями забыли заменить легкие заглушки приводов на прочноплотные (сами приводы решеток к тому времени еще не были установлены) при создании давления вырвало заглушку ЦКР, она "всплыла" и прошел самозапуск ЯР. Приборы контроля тогда еще не были установлены, но корпус реактора из цилиндра стал шарообразным, его раздуло. Сталь 08Х18Н10Т толщиной 20 см... what И крышка ЯР тоже выдержала это издевательство. К счастью, ЯР был новый, так что он просто выкинул всю воду из контура и погас, даже цех не загадив, где все это происходило.

      В Чажме пытались открыть крышку ЯР после того, как на гидравлических испытаниях после замены АЗ крышка ЯР не обжалась. И контур начал терять давление. Срочно решили поправить дело и ... начали громоздить одно нарушение на другое. Вместо стационарного крана использовали плавкран, вместо жесткой тяги использовался трос, штатная приспособа для удержания приводов решеток была заменена на нештатную (штатная не влезала, так как уже начался монтаж оборудования после перегрузки АЗ), да еще и вставлена она была криво. А в довершение ко всему во время операции подъема крышки по бухте на дурной скорости проскочил катер, который развел волну. Плавкран качнуло, трос самортизировал, выжимную приспособу закусило в крышке и ... крышка пошла вверх рывком вместе с компенсирующей решеткой. Самозапуск, тепловой взрыв и всем известные последствия...
      Misantrop
  18. Dimy4 12 июня 2013 12:43
    Помню ситуацию с "Курском", тоже смотрели новости и ждали хоть какую-нибудь положительную информацю. Сейчас же, спустя время, все больше убеждаюсь в мысли, что высшее руководство выжидало, когда на "Курске" не останется в живых ни одного свидетеля...
    1. Delta 12 июня 2013 17:14
      свидетеля чего???
      1. Dimy4 12 июня 2013 19:34
        Вот именно чего? Наши потомки может быть узнают.
  19. Delta 12 июня 2013 17:30
    "Наиболее опасная ситуация сложилась вокруг К-219 – на борту подводного корабля, помимо двух ядерных реакторов...Спустя три дня после взрыва ракеты, вооруженный до зубов атомоход затонул посредине Атлантического океана на глубине 5 километров. Жертвами катастрофы стали 8 человек."

    откуда 8 взялось? погибли первыми Петрачков, Харченко и Смаглюк. В реакторном погиб Преминин. После всплытия, от отравлений, уже на свежем воздухе умерли Марков и Карпачев. Если речь идет о цифре 8 и сюда плюсуются Садаускас и Красильников, то они умерли через несколько лет после катастрофы

    "Начавшийся пожар и выбросы радиоактивной пыли окончательно превратили К-431 и стоявшую поблизости атомную субмарину К-42 в небоеспособные плавучие гробы. Обе аварийные АПЛ были отправлены в утиль."

    К-431 утилизирована в 2010-м году, К-42 ЕМНИП в 2008-м
    1. SWEET_SIXTEEN 12 июня 2013 18:19
      Цитата: Delta
      К-42 ЕМНИП в 2008-м

      10 августа 1985 - авария в Чажме.
      1988 год - принято решение о нецелесообразности восстановления
      14 марта 1989 - выведена из состава ВМФ, в том же году выгружена активная зона
      до 2004 г. находилась на приколе в Чажме
      2007-2009 год - полная утилизация

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня