Military Review

W / 7,92 - anti-tank rifle from Czechoslovakia

8
Czechoslovak gunsmiths have always been famous for creating weapon both quite simple and reliable. A fairly large base of developments on firearms, high quality control and bright heads of designers allowed to make weapons. Which could compete with the most advanced developments. In general, looking at all that was released by the Czechoslovak designers, it becomes incomprehensible how they managed to do so much and so little to make a mistake. Indeed, it is very difficult to find an unsuccessful model of weapons from Czechoslovakia. Yes, there were controversial models and solutions, but they were interesting and at the same time they managed to work smoothly. In this article we will talk about the anti-tank rifle, which was developed by Czechoslovak designers and which, unfortunately, was adopted by the Nazi Germany. But there's nothing you can do, it happened историяand the weapon itself is not to blame for who it fired.


Work on the creation of anti-tank guns in Czechoslovakia began quite late, much later than they should have started in a country with a fairly well-developed production of firearms. Requirements for the MFR were formulated only at the beginning of the 1930-ies and the designers immediately began to work. The task was complicated by the fact that, in addition to weapons, it was also necessary to make ammunition with sufficiently high armor-piercing characteristics, and this moment required separate attention and a lot of time, since it was the ammunition that sets the main characteristics of the weapon, which means that an error in designing the cartridge would put all the work in vain.

With the caliber of ammunition decided quickly enough. After the initial tests, it was clear that you should not take up arms with huge calibers, and it is better to give preference to smaller bullets with good speed and armor-piercing. Given that the plans did not create perversions with high-explosive fragmentation bullets in the caliber 20 of millimeters, such a decision was quite logical. It is the work on the creation of a new ammunition and explains the delay in the development of anti-tank gun. Unfortunately, the new ammunition did not appear, since in the 1939 year the Germans began to be in charge of production, who considered it inexpedient to create a new cartridge, and in its place was taken the time-tested 7,92х94, also known as Patrone 318.

Frankly speaking, this ammunition was not the best, but not the worst, this cartridge was used in the German anti-tank guns PzB 38 and PzB 39. It is understandable why the creation of a new patron was considered inexpedient. Under this munition, other samples of the PTR were already actively used, and another new cartridge could be put into service, which, perhaps, would be slightly better is not really the best idea. As a result, the characteristics of the weapon were already known in advance, although the weapon itself was not yet. A relatively light bullet weighing 14,6 grams accelerated to speeds in excess of 1200 meters per second. With such weight and speed at a distance of 400 meters, it flew virtually in a straight line, which greatly facilitated aiming, and therefore increased the practical rate of fire, not to mention the effectiveness of the fire, especially for moving targets. Armor-piercing characteristics of the cartridge for those times were quite good. For example, an ammunition bullet easily pierced 30 millimeters of armor at a distance of 100 meters, while increasing the firing distance to 300 meters, the bullet could pierce only 25 millimeters of armor. So for the end of the 30-s, given the level of development of armored vehicles, this ammunition was really good.

Despite the fact that the Germans covered part of the development project and the ammunition and PTR, the anti-tank gun itself was very interesting for them. The interest was due to the fact that the weapons were going to be made in the bullpup layout, and therefore more compact compared to the German samples of anti-tank guns for Patrone 318 ammunition. The prospect of more compact weapons with the same efficiency was quite clear, such a sample of weapons would be more convenient when used in cramped conditions, that is, the fire could be conducted from fortified shelters and even from armored vehicles. And this has already significantly expanded the capabilities of the PTR as a whole. In addition, do not forget that the eternal problem of anti-tank guns were the size, weight and impact when shooting. In this case, it was proposed to reduce at least one weapon deficiency.

It was decided to make the device non-autonomous, to increase accuracy and durability, as well as to reduce the cost of production of PTR. However, the weapon was not as simple as it might seem. The German gunsmiths, who offered to reload the weapon while moving the pistol grip back and forth, made their contribution. Czechoslovak gunsmiths, in turn, simplified the design to impossible. So, together with the pistol grip, the receiver and barrel of the weapon moved, but the bolt itself was fixed and was assembled as a separate part in the butt. This design really allowed to significantly reduce the dimensions of the weapon while maintaining the normal length of the barrel, and to such an extent that this version of the anti-tank gun can rightfully be considered one of the smallest. The final version of the anti-tank gun weighed 13,1 kilogram and at the same time had a length of 136 centimeters with a barrel length 110 centimeters. The apparatus was fed from detachable box stores with a capacity of 5 or 10 cartridges. Separately, it is worth noting that due to the original solution with reloading weapons, the practical rate of fire of an anti-tank gun could reach 20 rounds per minute, which is a very good result for a non-self-loading sample.

W / 7,92 - anti-tank rifle from CzechoslovakiaUnfortunately, the weapon was not without negative aspects. The most important of them was just the way to implement recharge. The shutter was exactly under the cheek of the shooter and even the cheek rest did not save the situation. So frequent occurrence was getting clothes, and sometimes the skin in the moving parts of the weapon, which caused delays when firing. For this reason, during reloading it was worth keeping your face away from the weapon, which was not very convenient.

The problem with kickback when shooting was solved by a rather large muzzle brake-compensator of kickback, as well as a shock-absorbing butt pad. True, the PTR still kicked out quite strongly, but it still had quite good accuracy of fire and could be used to fire at a distance of up to 500 meters, even according to the strength of the enemy. Perhaps in the case of installing an optical sight, this distance would have been even greater, but given the high recoil when shooting, using optics, which literally became one-time was not the best solution.

The German army received this weapon in the 1941 year under the name PzB M.SS 41, while the Czechoslovak name of the anti-tank gun remained W / 7,92.
Author:
Photos used:
weaponland.ru
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. avt
    avt 10 June 2013 09: 00
    +3
    The original design, but the choice of caliber for the cartridge is rather strange, although for the time of creation it’s quite imagined, but not for the future. +
    1. Ch0sen1
      Ch0sen1 10 June 2013 16: 32
      +3
      In the future, all anti-tank rifles became very irrelevant very quickly, regardless of caliber.
  2. datur
    datur 10 June 2013 09: 55
    +4
    Czechs of course are masters, but in life they are natural traitors !!! yes
    1. Aleks21
      Aleks21 10 June 2013 19: 36
      +6
      Exactly. Quietly and quietly riveted tanks, PTs, machine guns for the Fritzes. In some branches of the EaP, the share of Czechs reached 40%. The allies hardly bombed them (what about the "victims" of the occupation). And their products killed every fourth our warrior in the Second World War. ...
      1. svp67
        svp67 10 June 2013 21: 31
        +1
        Quote: Alex21
        Right Quietly and quietly riveted tanks, PT, machine guns for the Fritz.
        Like gnomes ...
      2. builder
        builder 11 June 2013 00: 35
        +2
        In Czechoslovakia, under Hitler, unemployment disappeared, factories were 100% loaded with orders, living standards grew by 20-30%, including because hundreds of thousands of migrant workers from Soviet territory were brought into the country, and free labor, mainly employed dirty production. Officially in the Second World War, something about 230 Czechs died - they decided to rise against the Germans only on May 3, 1945, a kind of anti-record among all the nations occupied by the Nazis.
        The Czechs later thanked the Germans. (Pictured are Sudeten Germans shot by Czechs on 10.05.1945/XNUMX/XNUMX)
  3. Volodka
    Volodka 10 June 2013 21: 28
    +1
    Like it not, the Slavs are the best gunsmiths in the world! winked
  4. georg737577
    georg737577 10 June 2013 22: 33
    +1
    I wouldn’t refuse such a machine.

W/7,92 - противотанковое ружье из Чехословакии

Чехословацкие оружейники всегда славились тем, что создавали оружие одновременно и достаточно простое и надежное. Достаточно большая база наработок по огнестрельному оружию, высокий контроль качества и светлые головы конструкторов позволяли делать оружие. Которое могло конкурировать с самыми передовыми разработками. Вообще, глядя на все то, что было выпущено чехословацкими конструкторами становиться непонятно как им удалось сделать так много и так мало ошибиться. Ведь действительно, найти неудачную модель оружия родом из Чехословакии очень сложно. Да были спорные модели и решения, но они были интересными и при этом умудрялись безотказно работать. В данной статье поговорим о противотанковом ружье, которое было разработано чехословацкими конструкторами и которое, к сожалению, стало на вооружение фашисткой Германии. Но тут уж ничего не сделаешь, так сложилась история, а само оружие не виновато в том в кого оно стреляло.

W/7,92 - противотанковое ружье из ЧехословакииРаботы по созданию противотанкового ружья в Чехословакии начались достаточно поздно, намного позже чем должны были начаться в стране с достаточно хорошо развитым производством огнестрельного оружия. Требования к ПТР были сформулированы только к началу 1930-х годов и конструкторы сразу же включились в работу. Задача усложнялась тем, что помимо оружия нужно было сделать еще и боеприпас с достаточно высокими бронебойными характеристиками, а этот момент требовал отдельного внимания и много времени, так как именно боеприпас задает основные характеристики оружия, а значит ошибка при проектировании патрона пустила бы всю работу насмарку.

W/7,92 - противотанковое ружье из ЧехословакииС калибром боеприпаса определились достаточно быстро. Уже после начальных испытаний было понятно, что браться за оружие с огромными калибрами не стоит, а лучше отдать предпочтение более мелким пулям с хорошей скоростью и бронебойностью. С учетом того, что в планах не было создавать извращения с осколочно-фугасными "пулями" в калибре 20 миллиметров, то такое решение было вполне логичным. Именно работой над созданием нового боеприпаса и объясняется задержка в разработке противотанкового ружья. К сожалению, новый боеприпас так и не появился, так как в 1939 году производством стали заведовать немцы, которые посчитали нецелесообразным создание нового патрона, а на его место был взят уже проверенный временем 7,92х94, известный так же как Patrone 318.


Говоря откровенно, данный боеприпас был не самым лучшим, однако и не самым плохим, применялся этот патрон в немецких противотанковых ружьях PzB 38 и PzB 39. Вполне понятно почему создание нового патрона посчитали нецелесообразным. Под данный боеприпас уже активно использовались другие образцы ПТР и принимать на вооружение еще один новый патрон, который, возможно, будет чуть лучше действительно не самая лучшая идея. В результате, характеристики оружия уже были известны заранее, хотя самого оружия еще не было. Относительно легкая пуля весом 14,6 грамм разгонялась до скоростей свыше 1200 метров в секунду. При таком весе и скорости на дистанции в 400 метров она летела фактически по прямой, что значительно облегчало прицеливание, а значит и увеличивало практическую скорострельность, не говоря уже об эффективности огня, особенно по движущимся целям. Бронебойные характеристики патрона были по тем временам достаточно неплохими. Так, пуля боеприпаса легко пробивала 30 миллиметров брони на дистанции в 100 метров, при увеличении дистанции ведения огня до 300 метров, пуля могла пробить только 25 миллиметров брони. Так что для конца 30-х годов, с учетом уровня развития бронетехники, этот боеприпас действительно был неплохим.

W/7,92 - противотанковое ружье из ЧехословакииНесмотря на то, что часть проекта по разработке и боеприпаса и ПТР немцы прикрыли, само противотанковое ружье их очень заинтересовало. Интерес был вызван тем, что оружие собирались сделать в компоновке булл-пап, а значит более компактным в сравнении с немецкими образцами противотанковых ружей под боеприпас Patrone 318. Перспектива более компактного оружия с той же эффективностью была вполне ясно, такой образец оружия был бы более удобен при использовании в стесненных условиях, то есть огонь можно было бы вести из укрепленных укрытий и даже из бронетехники. А это уже существенно расширяло возможности ПТР в целом. Кроме того, не стоит забывать, что вечной проблемой противотанковых ружей были габариты, вес и отдача при стрельбе. В данном же случае предлагалось уменьшить хотя бы один недостаток оружия.

W/7,92 - противотанковое ружье из ЧехословакииАппарат было решено сделать несамозарядным, для повышения точности и долговечности, а так же сокращения стоимости производства ПТР. Однако оружие было далеко не таким простым, как может показаться. Свою лепту внесли немецкие оружейники, которые предложили сделать перезарядку оружия при движении пистолетной рукояти вперед-назад. Чехословацкие оружейники в свою очередь упростили конструкцию до нельзя. Так вместе с пистолетной рукояткой двигалась ствольная коробка и ствол оружия, сам же затвор был неподвижным и был собран отдельной деталью в прикладе. Такая конструкция позволила действительно в значительной степени сократить габариты оружия при сохранении нормальной длины ствола, причем до такой степени, что данный вариант противотанкового ружья может вполне правомерно считаться одним из самых небольших. Конечный вариант противотанкового ружья весил 13,1 килограмма и при этом имел длину 136 сантиметров при длине ствола 110 сантиметров. Питался аппарат из отъемных коробчатых магазинов вместимостью 5 или 10 патронов. Отдельно стоит отметить то, что благодаря оригинальному решению с перезарядкой оружия практическая скорострельность противотанкового ружья могла достигать 20 выстрелов в минуту, что очень хороший результат для несамозарядного образца.

W/7,92 - противотанковое ружье из ЧехословакииК сожалению в оружии не обошлось и без отрицательных моментов. Самым главным из них был как раз способ реализации перезарядки. Затвор находился ровно под щекой стрелка и даже упор для щеки не спасал ситуацию. Так нередким явлением было попадание одежды, а иногда и кожи в движущиеся детали оружия, что вызывало задержки при стрельбе. По этой причине во время перезарядки стоило держать лицо подальше от оружия, что было не совсем удобно.

Проблему с отдачей при стрельбе решал достаточно крупный дульный тормоз-компенсатор отдачи, а так же амортизирующий затыльник приклада. Правда ПТР все равно лягалось достаточно сильно, но при этом имело вполне неплохую кучность огня и могло использоваться для ведения огня на дистанции до 500 метров даже по живой силе противника. Возможно в случае установки оптического прицела эта дистанция была бы еще больше, но с учетом большой отдачи при стрельбе использовать оптику, которая в буквальном смысле становилась одноразовой было не лучшим решением.

На вооружение армии Германии это оружие поступило в 1941 году под именем PzB M.SS 41, чехословацкое же имя противотанкового ружья так и осталось W/7,92.
Автор: Карасик Кирилл по материалам Александра Райгородецкого

Использованы фотографии: weaponland.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. avt 10 июня 2013 09:00
    Оригинальная конструкция ,но вот выбор калибра для патрона ну странноват ,хотя для времени создания вполне себе ,но не на перспективу. +
    avt
    1. Ch0sen1 10 июня 2013 16:32
      В перспективе все противотанковые ружья стали очень быстро неактуальными, независимо от калибра.
  2. datur 10 июня 2013 09:55
    чехи конечно -мастера, но по жизни они натуральные предатели!!! yes
    1. Алекс21 10 июня 2013 19:36
      Точно. Тихо и смирно клепали танки, ПТ, пулеметы для фрицев. В некоторых отраслях ВП доля чехов доходила до 40%. Союзники их почти не бомбили (как же "жертвы" оккупации). А их изделиями убит каждый четвертый наш воин в ВОВ. ...
      Алекс21
      1. svp67 10 июня 2013 21:31
        Цитата: Алекс21
        Точно. Тихо и смирно клепали танки, ПТ, пулеметы для фрицев.
        Как гномы...
      2. строоитель 11 июня 2013 00:35
        В Чехословакии при Гитлере исчезла безработица, заводы были загружены заказами на 100%, уровень жизни подрос процентов на 20-30% - в том числе и потому, что в страну были завезены сотни тысяч остарбайтеров с советской территории, бесплатная рабочая сила, занятая в основном на грязных производствах.Официально во Второй мировой погибло что-то около 230 чехов – они решились подняться против немцев только 3 мая 1945 года, своеобразный антирекорд среди всех наций, оккупированных гитлеровцами.
        Чехи потом немцев отблагодарили.(На фотографии Судетские немцы, расстрелянные чехами 10.05.1945 г.)
  3. Володька 10 июня 2013 21:28
    Как не крути,а славяне лучшие в мире оружейники! winked
    Володька
  4. georg737577 10 июня 2013 22:33
    От такой машинки я бы и сейчас не отказался.
    georg737577

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня