Россия рискует потерять производство уникального понтонного парка, скопированного ведущими странами мира

Россия рискует потерять производство уникального понтонного парка, скопированного ведущими странами мираИсследования, проведенные специалистами Научно-исследовательского инженерного института Сухопутных войск (НИИИ СВ) во главе с Юрием Глазуновым в течение 1948 г. по теме «Механизированный мостовой парк», позволили разработать весьма необычную и многообещающую конструкцию.

Благодаря объединению в одном автоматически раскладывающемся понтонном блоке водоизмещающих элементов, несущих конструкций и элементов проезжей части, была решена задача ускоренной сборки паромов и наплавных мостов. Их конструкция обеспечивала создание проезжей части, превосходящей по ширине все существующие аналоги. При этом резко сокращались личный состав расчетов и количество транспортных автомобилей.

И хотя внедрение новой компоновки понтонных парков проходило чрезвычайно тяжело, созданная НИИИ СВ (в настоящее время НИИЦ СИВ ФГКУ «3 ЦНИИ» Минобороны России) и заводом №342 (в настоящее время ОАО «Окская судоверфь» г. Навашино) конструкция, названная понтонно-мостовой парк ПМП, позволила многократно превзойти по эффективности лучшие иностранные аналоги того времени, такие как понтонный парк М4Т6 (США), понтонный парк 16/30/50 (ФРГ), понтонный парк «Хольплаттен» 50/80 (ФРГ) и другие. ПМП был принят на вооружение ВС СССР в 1960 г.


Россия рискует потерять производство уникального понтонного парка, скопированного ведущими странами мира

Создатель парка ПМП Юрий Глазунов (в центре).


Одновременно с созданием нового переправочного средства была решена задача рациональной универсализации нескольких классов понтонных парков. В ПМП оказались объединены существовавшие ранее легкие, тяжелые и специальные понтонные парки. Хотя ПМП был сложнее и дороже каждого отдельно взятого из перечисленных парков, сопоставление затрат на его реализацию и содержание с аналогичными затратами на приведенные классы парков однозначно говорило в пользу ПМП.

Впервые потенциал ПМП был продемонстрирован на показных учениях, проходивших в 1960 г. южнее г. Киева в присутствии членов Политбюро ЦК КПСС во главе с Никитой Хрущевым и представителей высшего командования ВС стран Варшавского договора. Хрущеву предложили посмотреть переправу танкового подразделения через Днепр, он поморщился, предполагая, что наведение переправы займет много времени. Но когда стальная лента наплавного моста была стремительно протянута через реку и по мосту загромыхали танки, он пришел в восторг. Тут же было дано распоряжение наградить создателей моста, возглавляемых автором-инициатором Юрием Глазуновым.

Россия рискует потерять производство уникального понтонного парка, скопированного ведущими странами мира

Патент на принципиальное решение ПМП оформлен в США, где он производится под названием Ribbon bridge.


Серийное производство парка было развернуто на заводе №342 в городе Навашино, а также на Сретинском, Угличском, Красноярском машиностроительных заводах. По имеющимся данным, только в СССР было изготовлено более 220 комплектов ПМП – не считая его модификаций ПМП-М, ППС-84, ПП-91 и ПП-2005 (в состав комплекта ПМП входят 32 речных и 4 береговых звена с автомобилями, две выстилки с автомобилями).

Кроме инженерных войск Советской Армии, ПМП поставлялся в 20 стран: ГДР, Албанию, Венгрию, Чехословакию, Болгарию, Югославию (под войсковым индексом КРМ-71), Монголию, на Кубу, в Китай, Вьетнам, Финляндию, Египет, Сирию, Ирак, Иран, Афганистан, Индию, Анголу, Кампучию, а также в Объединенные Арабские Эмираты.

Россия рискует потерять производство уникального понтонного парка, скопированного ведущими странами мира

Ноу-хау ПМП состоит в объединении в одном понтонном блоке водоизмещающих элементов, несущих конструкций и элементов проезжей части.


Россия рискует потерять производство уникального понтонного парка, скопированного ведущими странами мира

После сбрасывания на воду понтонный блок раскладывается автоматически.


Россия рискует потерять производство уникального понтонного парка, скопированного ведущими странами мира

Из воспоминаний Юрия Глазунова известно, что после поступления ПМП в ГДР, где его применение производилось в непосредственной близости от находящихся в ФРГ оккупационных воск США, американские специалисты сразу же оценили его возможности. Ими был снят фильм об оборудовании переправы из материальной части парка.

ПМП активно использовался в ходе арабо-израильских войн. В своей статье «Через Эльбу и Везер» немецкий военный инженер Петер Уде пишет: «По многим свидетельствам, ПМП эффективно использовался египетскими войсками во время форсирования Суэцкого канала в ходе войны 1973 г. За одну ночь они навели 10 таких мостов через водную преграду, и хотя все это проходило под интенсивными атаками с воздуха, модульная конструкция ПМП позволяла египетским инженерам быстро заменять поврежденные понтоны и даже в случае необходимости сплавлять целые мосты по каналу в район, определенный для переправы».

Известно, что благодаря использованию именно тактических возможностей ПМП египетским войскам удалось необычайно быстро переправиться через канал и достичь первоначального успеха в операции. Однако в ходе этой войны комплекты ПМП достались Израилю как боевые трофеи.

Из-за служебных недоразумений и излишней закрытости разработки международный патент на ПМП не оформлялся. Юрий Глазунов говорил, что при обращении с ходатайством о получении международного патента на техническое решение ПМП к начальнику инженерных войск ВС СССР генералу Виктору Харченко был получен отказ, мотивированный тем, что военной технике патент не нужен. В результате патент на принципиальное решение ПМП оформили США. Там не только наладили производство аналога ПМП – Ribbon bridge (RB) и его модификацию Improved Ribbon Bridge (IRB), но поставили эти парки ряду стран (в том числе Нидерландам и Республике Корея), а ФРГ наряду с парком была продана и лицензия на его производство.

Россия рискует потерять производство уникального понтонного парка, скопированного ведущими странами мира

А так раскладывает немецкий мост FSB.


Россия рискует потерять производство уникального понтонного парка, скопированного ведущими странами мира

Как говорится, найдите 10 отличий от моста ПМП.


Россия рискует потерять производство уникального понтонного парка, скопированного ведущими странами мира

В 1990 гг. на одном из учений стран НАТО присутствовал начальник инженерных войск генерал-полковник Владимир Кузнецов. Во время наводки моста из американского комплекта Ribbon Bridge главнокомандующий войсками НАТО в Европе похвалился Кузнецову «своим» понтонным парком. Однако тот заметил, что парк-то советский и его автор Юрий Николаевич Глазунов – его подчиненный. Американский генерал усомнился в услышанном и сказал, что наведет справки. На следующий день он принес свои извинения, признав, что американские специалисты, мягко говоря, заимствовали свой парк у русских.

Но нашлись и другие «специалисты», заявлявшие, что парк ПМП вовсе не советского происхождения. В 1993 г. командир 80-й саперной бригады бундесвера полковник Эрнст-Георг Кром заявил корреспонденту «Красной Звезды» Вадиму Маркушину, что «в годы войны русские завладели немецкими чертежами именно такого вот самораскладывающегося моста. Позже внедрили в своих инженерно-саперных войсках, ну и поставляли друзьям-партнерам, арабам в том числе. Во время шестидневной арабо-израильской войны 1967 г. один из мостов был взят в качестве трофея и, в конце концов, оказался у американцев. Те его слегка усовершенствовали и пустили в серийное производство. Потом предложили эти мосты союзникам-немцам. Не бесплатно, конечно. Так что пользуются теперь бундесверовские понтонеры импортным изделием, которое, с другой стороны, вроде бы свое, отечественное».

От себя отмечу, что автор этой легенды полковник Кром, вероятно, забыл, что именно русские сумели создать лучшие танки Второй мировой войны, а также превзошли немецкую промышленность по объему выпуска боевой техники и в конечном итоге разгромили немецкую военную машину. Однако вернемся к парку ПМП и его модификациям.

С 1977 г. аналог ПМП производится немецкой фирмой EWK для бундесвера, где он получил обозначение Faltschwimmbrucke (FSB). Для армий других стран предназначен экспортный вариант парка – FSB-E. На базе FSB был разработан и прошел испытания более совершенный парк, получивший обозначение FSB 2000. Также в ФРГ изготавливается и точная копия советского ПМП (за исключением средств моторизации и базовых шасси). Копии ПМП состоят на вооружении армий Бельгии, Португалии, Канады, Турции, Австралии, Бразилии, Швеции, Нигерии, Сингапура, Голландии, Египта.

По состоянию на 2013 г. помимо Германии близкие аналоги (зачастую просто копии) ПМП производятся в США, Чехии, Китае (Тип 79 и Тип 79А), Сингапуре, Японии (Тип 92) и активно поставляются на экспорт. В целом ПМП, его копии и модификации (не учитывая страны СНГ) производятся и состоят на вооружении в 38 странах мира. По имеющимся сведениям, география их производства и продажи постоянно расширяется.

Иная картина наблюдается в Российской Федерации. Из четырех производителей парков типа ПМП к настоящему времени в России остался только один – ОАО «Окская судоверфь». Заказы на современные аналоги ПМП – понтонные парки ПП-91 и ПП-2005 от российского Министерства обороны не поступают. Учитывая последние тенденции, нельзя исключить, что в недалеком будущем лучший в мире понтонный парк ПМП, созданный русским инженерным гением, мы будем покупать за границей. Единственную надежду на спасение производства ПМП в России отечественные специалисты связывают с произошедшей сменой руководства в Министерстве обороны РФ.
Автор: Камиль Янбеков
Первоисточник: http://oborona.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. ZloDeey 11 июня 2013 08:16
    Видео по теме
    1. neri73-r 11 июня 2013 15:57
      Есть видио круче - такого на Западе точно нет - наплавной железнодорожный мост!!! Одновременно ж/д состав идёт и колонна танков!!! Погуглите, в нете есть записи!
      1. Blackgrifon 11 июня 2013 18:59
        То что не этом видео - это далеко не те понтоны, которые были в распоряжении российский ВС до реформ Сердюкова. ДО - было несколько понтонно-мостовых полков, каждый из которых был в состоянии навести переправу через такую водную преграду, как Волга и ее "аналоги". Во время реформ таких полков вначале осталось 2 - в Муроме и Пензе, а сейчас их нет - вообще нет. Парк ушел на хранение, а полки - расформировали. То, что сейчас в ВС – это не очень мощные, с относительно слабой пропускной способностью ПМП.

        P.S.: для тех, кто может «ляпнут», что ПМП нам не нужен и есть авиация и пр. «шалости» – напомню, что понтонные части являются наступательными. Они предназначены (прежде всего) для преодоления водных препятствий во время наступательных операций. И ни что не может их заменить – стационарные мосты уничтожаются или минируются в первую очередь, а ВВС танковые батальоны перебрасывать не может ;)

        Вот и думайте, что у нас от армии осталось.
        1. dimaivkin 16 июня 2013 11:41
          да все нармально все делают новые пантоны ненаадо паники инженеры все делают без паники!!!!!!!
          dimaivkin
  2. Tarpon 11 июня 2013 08:49
    Учитывая последние тенденции, нельзя исключить, что в недалеком будущем лучший в мире понтонный парк ПМП, созданный русским инженерным гением, мы будем покупать за границей.

    Очень надеюсь, что до этого дело не дойдет.
  3. Algor73 11 июня 2013 10:55
    Да, за всем и не углядишь, советское наследство очень лакомый кусочек для всех, тогда о патентах никто и не думал, тогда укрепляли обороноспособность. Это теперь все продается, вместе с техдокументацией, лишь бы бабла скосить. А тогда все было во имя Родины, во имя Отечества...
    Algor73
    1. djon77 11 июня 2013 23:27
      а самоходные немецкие понтоны немцы тоже украли?
      djon77
  4. igordok 11 июня 2013 11:10
    Память детства. Утренняя программа "Служу Советскому Союзу", где эти понтоны сваливаясь с грузовиков, поднимают фонтан брызг. fellow
  5. spirit 11 июня 2013 13:35
    Лично собирал такой мост!на переправе возле Рязани!Быстро а главное надёжно!6 ЗиЛов и 200чел,за 5 мин при помощи буксирчика переправились на другой берег
  6. скептик- 11 июня 2013 15:02
    Надо МЧС с МО объединить свои интересы. Сколько мостов в весеннюю пору сносит, возводи временные переправы,тренируйся - не хочу. Создание понтонных центров, в кризисных районах России будут иметь двойное назначение, соответственно материальную пользу для экономики страны и ВС.
    скептик-
  7. Aleks тв 11 июня 2013 16:48
    Много раз наблюдал это действо, как «лаптёжники» Краз-255 скидывают речные и береговые звенья и катера в воду, Собирают их как муравьи.
    На берегу рев от двигателей. Рядом пристраиваются аварийные ПТСы и БТСы...
    Завораживающее действо. Всегда с Уважением отношусь к военно-инженерным частям, те еще трудяги. Им война или не война - без разницы. Пчелы, блин. good

    А переправа это ваще круто. Чаще конечно на пароме 2-3-х звеньев ПМП с одним катером, прикрепленном «рогами» приходилось пользоваться.
    Однажды вел танк по наведенному мосту ПМП, вот где поджилки опускаются реально… feel Чувствуешь что звенья прогибаются под тобой а затем распрямляются за тобой. laughing

    Про уникальность парка еще тогда офицеры говорили. Вроде как из 8 отсеков состоит и при затоплении четырех держит расчетную грузовую массу, точно не помню, а гуглить лень.

    Незабываемые очучения. А потеря производства и технологии ПМП это будет умышленное государственное преступление или как минимум дичайшая халатность, приведшая к подрыву боеспособностей частей – водных преград достаточно на потенциальных ТВД.

    Эта технология не только в военное время архиважна, она и в мирное время ПОСТОЯННО спасает сони человеческих жизней населения при паводках и затоплении.
    Понтонно-мостовая рота инженерно-саперного батальона чрезвычайно мобильна.
    1. cth;fyn 11 июня 2013 21:31
      там пенопласт внутри, так что секции незатопляемы.
  8. shtabs 11 июня 2013 18:40
    статья уже где-то мусолилась,а за название автору хочу передать,чтобы не устраивал "бурю в стакане"
    shtabs
  9. cth;fyn 11 июня 2013 21:30
    Интересно, а почему не сделали прицепы для перевозки этих понтонов? тогда бы одна машина могла везти уже не одну секцию а 2-3.
    1. mexanik 19 июня 2013 22:18
      К берегу по бездорожью сложнее будет добраться. И маневрировать у кромки воды, по песку чтобы их сбросить тоже очень сложно будет.
      mexanik
  10. Zomanus 12 июня 2013 10:35
    Ну с 90-х годов мы много чего потеряли из советского наследия. Так что сейчас начинаем восстанавливать.
  11. Nitarius 12 июня 2013 20:29
    Дай да бог чтобы выжил завод! Не дай потерять такое! Потом снова будут кричать - что У Европы лучше.Когда те только и делают что копируют лучшее.а потом выставляют за свое!
    Надо умнее быть - хоть иногда давать патентовать какие то вещи!
  12. Goldmitro 12 июня 2013 20:52
    <<<Учитывая последние тенденции, нельзя исключить, что в недалеком будущем лучший в мире понтонный парк ПМП, созданный русским инженерным гением, мы будем покупать за границей.>>>
    Очень будет жаль, если, к сожалению, в который раз оправдается русская пословица - "что имеем не храним, потерявши плачем"!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня