Military Review

C-300 under the imperial standard

8
The oldest steel and engineering company in Russia is experiencing a rebirth


Obukhovsky plant in St. Petersburg quietly celebrated the 150 anniversary of its inception. There were no grand celebrations on this occasion, the journalists did not pay much attention to the date - not the twentieth anniversary of any “Russian pop star”. Meanwhile, the renewed enterprise may soon become the pride of not only the northern capital.

In May 1863 of the year between the Partnership on shares “P.M. Obukhov, N.I. Putilov, S.G. Kudryavtsev ”and the Marine Ministry signed a contract for the construction of a steel and gun factory 12 versts from St. Petersburg, on the Shlisselburg highway in the village of Aleksandrovsky. More recently, the Crimean War ended, which showed the world not only the heroism of Russian soldiers, but also a significant technical gap between Russia and Great Britain and France. And while the tsarist government was thinking, there were true devotees in the country who knew what to do and how. It was necessary to urgently raise the very poor industry to a qualitatively new level. We had to build factories better than in Western Europe. It is worth recalling who were the people who pledged, as stated in the contract: “Within five years, build a steel plant and make on it steel, fully trimmed rifled artillery, charging from the barrel, totaling up to one million rubles.”

Pavel Matveyevich Obukhov is a talented metallurgical engineer. Developed twenty original steel grades, each of which exceeded the British and German counterparts.

Nikolay Ivanovich Putilov - collegiate adviser, official of special assignments of the Marine Ministry. Speaking in modern language, he was a state top manager who was involved in the organization of various industries.

Sergei Galaktionovich Kudryavtsev - merchant I guild, commerce advisor. In fact, with his money, the plant was mortgaged and almost completely built.

We now talk a lot about the re-industrialization of Russia, a country that is full of oligarchs: in comparison with them, Kudryavtsev is simply a beggar ragged. And if people who are similar in engineering and organizational talent to Obukhov and Putilov are still encountered, then such people like Kudryavtsev are nowhere to be seen. However, among the wealthy Russian people there are those who are willing to invest their millions and even billions in the revival of Russia's industrial glory. But, firstly, their names are stubbornly kept silent, and, secondly, the current legislation simply does not allow them to unfold in full force and implement their most ambitious projects.

Alas, and in that Russia, “which we lost”, not everything went smoothly. Both Kudryavtsev and Obukhov simply burst out on the construction site, on the search for additional money, and died before the plant was fully operational. After the death of Obukhov in 1869, Putilov, whose relations with the partners in the Partnership were also upset, however, appreciating the contribution of Obukhov to the development of domestic metallurgy, he managed to get the factory under his name.

When none of the plant’s founders, 1 February 1886, was left alive, Emperor Alexander III, with his supreme decree, ordered that all shares be bought back from the then owners and that the management of the Obukhov Steel Plant was transferred to the treasury. From that day and throughout the twentieth century, one of the world's largest metallurgical and engineering enterprises was state-owned. At the factory, more than a hundred and twenty years ago, they began to produce excellent artillery pieces, including the largest caliber for battleships of the Russian Navy, as well as armor plates with which they were sheathed.

Obukhov steel was even supplied to the UK and Germany, where it was very much appreciated for its high quality.

In addition, it can be said, cyclopic military products produced at the factory were thin surgical, drawing and plumbing tools. And with 1905, we have mastered the production of complex optical systems.

In 1908, by decree of Emperor Nicholas II for his contribution to the development of the Sea fleet Russia Obukhov plant, along with three others, was awarded their own standard. He represented a white-blue-red cloth, in the center of which on a blue background in large white letters it read: "O. Z. " By 1913, the company became one of the largest in the world, being the main competitor of the German Krupp and English factories - Armstrong. The Obukhov Steel Plant produced over 90 percent of the armaments for the Navy and 50 percent for the ground forces. More than ten thousand highly skilled workers, engineers and designers worked there. The location was extremely successful - there were good exits to port facilities, to railways and highways. Located on the far outskirts of St. Petersburg, a huge enterprise did not spoil the distinctive face of the then capital of the empire.

The revolution and the civil war did not have the best effect on the factory. In the years of the First World, the technological lines operated at full capacity and were worn out in order. And in 1918 and the following years, many valuable specialists either died or emigrated. Three years the plant did not work at all. However, when establishing already stable Soviet power, the largest domestic enterprise was given special attention. It was renamed “Bolshevik” and invested huge funds in the re-establishment of production and its full modernization.

By the eightieth years of the last century, the plant produced the widest range of various products. From the finest and most accurate tools to the most powerful ship guns and launchers of strategic missiles, launch systems of space rockets, nuclear reactor equipment and much more.

She worked at an enterprise that occupied tens of hectares, more than thirty thousand people. There was a massive housing construction. There were a wonderful summer camp, rest houses and sanatoriums, a large house of culture, a factory clinic and its own hospital. And then a new revolution took place, the Democrats came to power ...

The imperial standard was removed from the museum and with great fanfare was handed to the team, by the way, who actively supported Anatoly Sobchak and his team in the fight against “remnants of totalitarianism and the power of the CPSU”. The name "Bolshevik" was anathematized and returned historical name. In 1992, under the sounds of fanfare, the old-new name “State Obukhov Plant” appeared - GOZ. The strange thing that the huge state defense order will certainly be the industrial pillar of the new Russian State, the formation of which was then cracked at every corner, was not specifically mentioned. Yes, and what to talk about? In 1992, state orders to public order were canceled. Somehow quietly and inconspicuously, such non-core assets as their own medical institutions, a culture house, rest houses, sanatoriums, dispensaries and a pioneer camp were seized without any compensation in favor of the city, or rather, its then authorities. Where is all this now? No one knows. Naturally, housing construction stopped. In fact, the payment of salaries has stopped. Then the company was corporatized.

But also the OJSC with the mockingly absurd name “State Obukhov Plant” and with its own nominal standard established by Nicholas II, turned out to be unnecessary in the Russian State. The enterprise, which was the pride of imperial Russia and the Soviet Union, became more democratic in Russia. From the former industrial grandeur there were only old walls, old technologies. The number of employees has decreased tenfold, less than three thousand are left - mainly for the elderly. They worked for pennies, but under a nominal standard.

And when the joint-stock enterprise, it seemed, would inevitably fall into a number of private firms and firms, ceasing to exist as a single and once powerful Obukhovsky Zavod, it was included in the Almaz-Antey air defense concern.

It would seem that the enterprise, which was created in the interests of the Marine Ministry, which in past years had almost one hundred percent of the order passed through the Navy, with a concern specializing in the creation and production of anti-aircraft defense equipment, was common. But there was some kind of sacred reincarnation of the essence of the Obukhov factory. In the 19th century, it was really conceived and built to produce fire protection equipment for ships in the ocean and coastal defense lines. And in the 21st century, it will produce combat means to protect not the water areas, but the air ocean over Russia, more precisely - the aerospace. That is, a qualitative transition has begun to a new level not only of the products manufactured, but also of the means of its production.

However, no matter how sacred or mystical the changes seemed, they could not be realized by magic. It took the leadership of the concern, which is located in Moscow, several years to deal with the inherited legacy in St. Petersburg and decide what to do next.

Unfortunately, it was impossible to return the lost. All the so-called social welfare enterprises, with the exception of some sports facilities, completely lost. And the huge areas with old brick buildings located on them turned out to be a very heavy burden, requiring huge investments only to maintain them in their current condition. A radical decision was taken: to create the North-West Regional Center of the Almaz-Antey Air Defense Concern in part of the territory. The territory itself is significantly reduced, the old buildings demolish. The concern simply has to start selling off the factory lands, especially since they have long been in the city, and their price is very high. Total planned to sell at least forty hectares. As for the buildings, alas, it is physically impossible to place new technological equipment in the old walls. It is easier to demolish them and build new production areas - smaller in terms of internal volumes, but more saturated with the most modern machines. Of course, something most valuable from a historical point of view will remain, but mostly factory buildings erected in the late XIX and early XX centuries, will be eliminated.

Work on the practical creation of the updated “GOZ Obukhovsky Zavod” began only in 2010 year, but much has already been done.

The concern has received a multi-billion loan and carte blanche for the purchase of any of the most modern technological equipment abroad.
The North-Western Regional Center is not a military secret - they will include: the Russian Institute of Radio Navigation and Time, the All-Russian Institute of Radio Equipment, the KB of Special Engineering, the factory of radio engineering equipment and the Obukhov factory itself.

Now the construction of new buildings is in full swing. The translation of the radio equipment plant has been almost completed. It produces complex antenna systems for C-300, C-400 systems and will produce various antennas and radars for C-500. According to the specialists who have been working at the plant for more than twenty years, what was before and what has become now is earth and sky. Work has become physically easier and much more interesting, and the salary becomes quite decent. The main activity of the renewed "GOZ Obukhov Plant" will be the production of components of anti-aircraft missile systems, as well as air defense systems and anti-space defense of a new generation. There will also be work in the interests of the Navy, the Strategic Missile Forces, the space and nuclear industries. A significant share will take civilian production.

Already by 2015, the “GOZ Obukhovsky Zavod” should be almost completely updated and work in a new mode.

It will become a more compact, well-controlled production with a total number of workers and employees of about seven thousand people. Pavel Matveyevich Obukhov, Nikolai Ivanovich Putilov and Sergei Galaktionovich Kudryavtsev would probably be pleased that the cause of their life, begun at the end of the 19th century, was not interrupted at the end of the 20th and received new content at the beginning of the 21st. Most likely, they would appreciate the difficulties that their heirs face. Centuries have passed, but little has changed ...

In the sixties of the XIX century, the Partnership, which began the construction of a new plant unique in those days, very soon faced a shortage of funds. Since the company was private, it was necessary to look for money in the form of various loans, which almost led to bankruptcy. Acute financial problems were the direct cause of the premature death of Kudryavtsev and Obukhov, and they had a negative impact on Putilov’s health ...

At the beginning of the 21st century, the state, preoccupied with preserving the “Obukhov State Plant”, did not allocate any significant amounts from the treasury for these funds. But generously allowed the new owners to take a multi-billion dollar loan under the "preferential" 10 percent per annum. Of course, formally the shareholders themselves should look for funds for their development. But after all, 100 percent of the shares are in state ownership. It turns out that the state itself does not want to start making profits in the first place, when the renewed plant comes into a rhythmic mode and becomes profitable, and generously gives billions to banks.

Complicates the financial situation and the loss of professionalism in the highest echelons of the power of the Ministry of Defense. Earlier in the USSR, and now all over the world, when launching products of a new generation for the armed forces, a batch is made for the customer’s money, which is sent to the troops for trial operation. And only after the whole complex of military tests, paid for from the ministry’s budget, is carried out, the new product is launched into serial production. And now the military does not want to pay for it. Having experienced a single copy, often very superficially, they are ready to order large quantities, but in such a way that all the equipment supplied to them works like a Swiss watch, and in the field. And for all the problems threaten with penalties.

Alas, but there seems to be no generals left in the military department who understand what it means to actually introduce new technology into real military operation.

There are very few really competent specialists in defense enterprises who are responsible for their work - Obukhovsky Zavod is no exception. The continuity of generations is broken, and new personnel almost always have a lot of ambition and high demands, but they really can't do almost anything. This is also a problem.

There are also problems of the latest corruption time. The director of the Obukhivsky plant, as a market vendor, should almost stand in front of everyone who has a formidable inspecting crust. There was a case when the “Obukhov State Plant” for thirty days received forty demands for inspections - from the prosecutor’s office to the Rybnadzor. This happened as soon as the first solid tranche of the loan was received from the bank. The directors of the plant - and this is not a joke - tried to fine for ... interference with fish spawning, as part of the territory of the enterprise goes to the Neva.

This is not an easy task - to raise Russia's technological power to a qualitatively new level, to lead its re-industrialization. But it moves, hard, but it goes. And what is happening today on the territory of the Obukhovsky plant in St. Petersburg is a graphic confirmation of this.
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. polly
    polly 15 June 2013 09: 57
    +2
    A relevant and interesting article. And although the Obukhov plant still has many problems, but seven thousand workers is already a good scale on the labor front. She herself survived the collapse of the defense industry in the 90s, when our experienced specialists left the plant to sell Chinese consumer goods, so the topic is close .Now, at worst, it’s bad, but our glorious "reptiles" went to the army aviation. I wish the St. Petersburg citizens a second wind, and we all - no longer step on the rake slipped by the helpful "reformers" ...
    1. cartridge
      cartridge 15 June 2013 10: 14
      +5
      Over the past three years, the plant has increased production by almost 18 (!) Times. It has state defense orders up to and including 2020. Factory buildings have changed even externally. Instead of pre-revolutionary red-brick, bright walls with the emblem and name of the company are now looking at the world. About 6000 workers were additionally hired, most of whom were retrained to work on new equipment. The plant now operates in three shifts. The average salary of a skilled machine operator is 40 rubles per month and a guaranteed social package.
      1. Dovmont
        Dovmont 16 June 2013 10: 33
        0
        Your words are just a balm for the soul !!
  2. avt
    avt 15 June 2013 10: 06
    +1
    Well, God bless them! good
  3. lars
    lars 15 June 2013 12: 12
    +2
    Obukhovtsev with a holiday! Much has been done for the Motherland, and may still do much. All the very comrades !!!
  4. Ezhaak
    Ezhaak 15 June 2013 15: 19
    +1
    it turned out to be useless to anyone in the Russian State. The enterprise, which was the pride of imperial Russia and the Soviet Union, has become redundant in democratic Russia

    I fully support the author. It’s more profitable for modern media to talk about homosexuals, repainted bandits who climb into power and other abominations. From the publication of an article on public health, journalists will receive a small change in salary. Best case scenario. And they always want to eat tasty and glamorous clothes.
  5. ded10041948
    ded10041948 15 June 2013 21: 13
    +1
    Interestingly, will we ever unlearn how to cut the branch on which we sit, or is it a feature of our mentality?
  6. crasever
    crasever 17 June 2013 03: 51
    +1
    There were, are and will be left-handed people in Russia, the Aglitz flea are remarkably savvy. And let now, for work for the good of the Fatherland, orders are not particularly spoiled, intelligible people living in Russia know and always kindly wish all, all to those thanks to whose work we have a clear sky above our heads !!!

С-300 под императорским штандартом

С-300 под императорским штандартомСтарейшее сталелитейное и машиностроительное предприятие России переживает второе рождение

Обуховский завод в Санкт-Петербурге тихо отметил 150-ю годовщину со дня своего основания. Грандиозных торжеств по этому поводу не было, журналисты на дату особого внимания не обратили – не двадцатилетие же какой-нибудь «российской эстрадной звезды». Между тем, обновленное предприятие вскоре может стать гордостью не только северной столицы.

В мае 1863 года между Товариществом на паях «П.М. Обухов, Н.И. Путилов, С.Г. Кудрявцев» и Морским министерством был заключен контракт на строительство сталелитейного и орудийного завода в 12 верстах от Санкт-Петербурга, на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском. Совсем недавно закончилась Крымская война, которая показала миру не только героизм русских солдат, но и значительное техническое отставание России от Великобритании и Франции. И пока царское правительство думало, в стране нашлись настоящие подвижники, которые знали, что и как делать. Надо было срочно поднимать весьма убогую промышленность на качественно новый уровень. Надо было строить заводы, лучшие, чем в Западной Европе. Стоит напомнить, кем были люди, обязавшиеся, как говорилось в контракте: «В течение пяти лет построить сталелитейный завод и изготовить на оном стальных, вполне отделанных нарезных артиллерийских орудий, заряжающихся с дула, всего на сумму до одного миллиона рублей».


Павел Матвеевич Обухов – талантливый инженер-металлург. Разработал двадцать оригинальных сортов стали, каждый из которых превосходил английские и немецкие аналоги.

Николай Иванович Путилов – коллежский советник, чиновник особых поручений Морского министерства. Говоря современным языком, он был государственным топ-менеджером, который занимался организацией различных производств.

Сергей Галактионович Кудрявцев – купец I гильдии, коммерции советник. Фактически на его деньги завод был заложен и почти полностью построен.

У нас сейчас много говорится о реиндустриализации России, страны, в которой полно олигархов: в сравнении с ними Кудрявцев – просто нищий оборванец. И если люди, похожие по инженерному и организаторскому таланту на Обухова и Путилова пока еще встречаются, то таких, как Кудрявцев, у нас нигде не видно. Впрочем, среди состоятельных русских людей есть те, кто готов вложить свои миллионы и даже миллиарды в дело возрождения промышленной славы России. Но, во-первых, имена их упорно замалчиваются, а, во-вторых, нынешнее законодательство просто не дает им развернуться в полную силу и реализовать свои самые смелые проекты.

Увы, и в той России, «которую мы потеряли», не все шло гладко. И Кудрявцев, и Обухов просто надорвались на строительстве, на поиске дополнительных денег и ушли из жизни еще до того, как завод заработал в полную силу. После смерти Обухова в 1869 году Путилов, у которого отношения с партнерами по Товариществу тоже расстроились, тем не менее, ценя вклад Обухова в развитие отечественной металлургии, добился присвоения еще строящемуся заводу его имени.

Когда в живых не осталось ни одного из основателей завода, 1 февраля 1886 года, император Александр III своим высочайшим указом повелел выкупить все акции у тогдашних владельцев и передать управление Обуховским сталелитейным заводом в казну. С того дня и на протяжении всего ХХ века одно из крупнейших в мире металлургических и машиностроительных предприятий было государственным. На заводе уже сто двадцать с лишним лет назад стали выпускать прекрасные артиллерийские орудия, в том числе самого большого калибра для линейных кораблей отечественного ВМФ, а также броневые листы, которыми они обшивались.

Обуховская сталь даже поставлялась в Великобританию и Германию, где очень ценилась за высокое качество.

Помимо, можно сказать, циклопических изделий военного назначения на заводе производили тонкий хирургический, чертежный и слесарный инструмент. А с 1905 года освоили выпуск сложных оптических систем.

В 1908 году указом императора Николая II за вклад в развитие Морского флота России Обуховскому заводу, наряду с тремя другими, вручили собственный штандарт. Он представлял бело-сине-красное полотнище, в центре которого на синем фоне большими белыми буквами значилось: «О. З.». К 1913 году предприятие стало одним из крупнейших в мире, являясь главным конкурентом немецких заводов Круппа и английских - Армстронга. На «Обуховском сталелитейном заводе» изготавливалось свыше 90 процентов вооружений для ВМФ и 50 процентов - для сухопутных войск. Работали там более десяти тысяч высококвалифицированных рабочих, инженеров и конструкторов. Месторасположение было на редкость удачным – имелись хорошие выходы к портовым сооружениям, к железной и шоссейной дорогам. Находясь на далекой окраине Санкт-Петербурга, огромное предприятие никак не портило самобытного лица тогдашней столицы империи.

Революция и Гражданская война не лучшим образом сказались на заводе. В годы Первой мировой технологические линии работали на полную мощность и порядком износились. А в 1918-м и последующие годы многие ценные специалисты либо погибли, либо эмигрировали. Три года завод вообще не работал. Однако при установлении уже стабильной советской власти крупнейшему отечественному предприятию уделили особое внимание. Его переименовали в «Большевик» и вложили огромные средства в воссоздание производства и полную его модернизацию.

К восьмидесятым годам прошлого века завод выпускал широчайшую номенклатуру самых различных изделий. От тончайших и точнейших инструментов до самых мощных корабельных орудий и пусковых установок стратегических ракет, стартовых систем космических ракет, оборудования ядерных реакторов и много другого.

Работало на предприятии, занимавшем десятки гектаров, более тридцати тысяч человек. Шло массовое жилищное строительство. Имелись прекрасный пионерский лагерь, дома отдыха и санатории, большой дом культуры, заводская поликлиника и своя больница. И тут свершилась новая революция, к власти пришли демократы...

Из музея извлекли императорский штандарт и с большой помпой вручили коллективу, кстати сказать, активно поддержавшему Анатолия Собчака и его команду в борьбе с «пережитками тоталитаризма и власти КПСС». Название «Большевик» предали анафеме и вернули историческое имя. В 1992 году под звуки фанфар на свет появилось старо-новое название «Государственный Обуховский завод» - ГОЗ. Странное дело, о том, что огромный ГОЗ обязательно будет промышленной опорой нового Государства Российского, о становлении которого тогда трещали на каждом углу, особо не говорилось. Да и о чем говорить? В 1992 году государственные заказы ГОЗу обнулили. Как-то тихо и незаметно такие непрофильные активы, как собственные медицинские учреждения, дом культуры, дома отдыха, санатории, профилактории и пионерлагерь изъяли без всякой компенсации в пользу города, а точнее – его тогдашних властей. Где все это сейчас? Никто не знает. Естественно, остановилось жилищное строительство. Фактически прекратилась выплата зарплаты. Потом предприятие акционировали.

Но и ОАО с издевательски-абсурдным названием «Государственный Обуховский завод» и с собственным именным штандартом, учрежденным Николаем II, оказалось никому в Государстве Российском не нужным. Предприятие, бывшее гордостью императорской России и Советского Союза, в России демократической стало лишним. От былого промышленного величия остались лишь старые стены, старые технологии. Количество работающих сократилось в десять раз, осталось меньше трех тысяч - в основном, людей преклонного возраста. Работали они за гроши, зато под именным штандартом.

И когда акционерное предприятие, казалось, неизбежно распадется на ряд частных фирмочек и фирм, прекратив свое существование как единый и когда-то мощный «Обуховский завод», его включили в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей».

Казалось бы, что общего у предприятия, создававшегося в интересах Морского министерства, у которого в былые годы почти сто процентов заказа проходили по линии Военно-морского флота, с концерном, специализирующемся на создании и производстве средств противовоздушной обороны? Но произошла какая-то сакральная реинкарнация сути Обуховского завода. В XIX веке его действительно задумывали и строили для производства средств огневой защиты кораблей в океане и линий береговой обороны. А в XXI веке он будет производить боевые средства для защиты не водных акваторий, а воздушного океана над Россией, точнее – воздушно-космического. То есть начался качественный переход на новый уровень не только производимой продукции, но и средств ее производства.

Однако какими бы сакральными или мистическими ни казались перемены, по мановению волшебной палочки они реализоваться не могли. Руководству концерна, которое находится в Москве, потребовалось несколько лет, чтобы разобраться с доставшимся наследством в Санкт-Петербурге и решить, что делать дальше.

К сожалению, вернуть утраченное оказалось невозможно. Весь так называемый соцкультбыт предприятия, за исключением некоторых спортивных сооружений, полностью утрачен. Да и огромные площади с расположенными на них старыми кирпичными корпусами оказались очень тяжким бременем, требующим огромных капиталовложений только для поддержания их в нынешнем состоянии. Было принято радикальное решение: на части территории создать Северо-Западный региональный центр концерна ПВО «Алмаз-Антей». Саму территорию значительно сократить, старые корпуса снести. Концерн просто вынужден начать распродажу заводских земель, тем более они давно оказались в черте города, и цена их весьма высока. Всего намечено продать не менее сорока гектаров. Что касается корпусов, то, увы, в старых стенах физически невозможно разместить новое технологическое оборудование. Их проще снести и построить новые производственные площади – меньшие по внутренним объемам, но более насыщенные самыми современными станками. Конечно, что-то наиболее ценное с исторической точки зрения останется, но в основном фабричные постройки, возведенные еще в конце XIX и начале XX веков, будут ликвидированы.

Работы по практическому созданию обновленного «ГОЗ Обуховский завод» начались лишь в 2010 году, но сделано уже немало.

Концерн получил многомиллиардный кредит и карт-бланш на закупку любого самого современного технологического оборудования за рубежом.
В состав Северо-Западного регионального центра - это не военная тайна - войдут: Российский институт радионавигации и времени, Всероссийский институт радиоаппаратуры, КБ специального машиностроения, завод радиотехнического оборудования и собственно Обуховский завод.

Сейчас полным ходом идет строительство новых корпусов. Практически завершен перевод завода радиотехнического оборудования. Он производит сложные антенные комплексы для систем С-300, С-400 и будет выпускать различные антенны и радары для С-500. По словам специалистов, которые трудятся на заводе более двадцати лет, то, что было раньше и что стало сейчас – земля и небо. Работать стало физически легче и намного интереснее, да и зарплата становится вполне достойной. Основным видом деятельности обновленного «ГОЗ Обуховский завод» станет производство компонентов зенитно-ракетных комплексов, а также систем противовоздушной и противокосмической обороны нового поколения. Также будут вестись работы в интересах ВМФ, РВСН, космической и атомной промышленности. Значительную долю займет выпуск гражданской продукции.

Уже к 2015 году «ГОЗ Обуховский завод» должен практически полностью обновиться и работать в новом режиме.

Он станет более компактным, хорошо управляемым производством с общей численностью рабочих и служащих около семи тысяч человек. Павел Матвеевич Обухов, Николай Иванович Путилов и Сергей Галактионович Кудрявцев, наверное, были бы довольны, что дело их жизни, начатое в конце XIX века, не прервалось в конце ХХ и получило новое наполнение в начале XXI. Скорее всего, они бы с пониманием оценили и те трудности, с которыми сталкиваются их наследники. Прошли века, но мало что изменилось...

В шестидесятые годы XIX века Товарищество, начавшее строительство нового уникального по тем временам завода, очень скоро столкнулось с нехваткой денежных средств. Поскольку предприятие было частным, то искать деньги приходилось в виде различных ссуд, что едва не привело к банкротству. Острые финансовые проблемы послужили прямой причиной преждевременного ухода из жизни Кудрявцева и Обухова, негативно сказались на здоровье Путилова...

В начале XXI века государство, озаботившись сохранением «Государственного Обуховского завода», не выделило из казны на эти средства никаких значимых сумм. Зато великодушно разрешило новым собственникам взять многомиллиардный кредит под «льготные» 10 процентов годовых. Конечно, формально акционеры сами должны искать средства для своего развития. Но ведь 100 процентов акций находятся в госсобственности. Получается, что государство само не хочет начать в первую очередь получать прибыль, когда обновленный завод выйдет на ритмичный режим и станет доходным, а великодушно отдает миллиарды банкам.

Осложняет финансовое положение и потеря профессионализма в высших эшелонах власти министерства обороны. Раньше в СССР, а теперь и во всем мире при запуске изделий нового поколения для вооруженных сил на деньги заказчика изготавливается партия, которая отправляется войска для опытной эксплуатации. И только после проведения всего комплекса войсковых испытаний, оплачиваемых из бюджета министерства, новое изделие запускается в серийное производство. А сейчас военные за это платить не хотят. Испытав - зачастую очень поверхностно - единичный экземпляр, они готовы заказывать крупные партии, но так, чтобы вся поставляемая им техника работала, как швейцарские часы, причем в полевых условиях. И за все неполадки грозят штрафными санкциями.

Увы и ах, но в военном ведомстве, похоже, не осталось генералов, понимающих, что значит реальное введение новой техники в реальную войсковую эксплуатацию.

Очень мало осталось на оборонных предприятиях действительно грамотных специалистов, ответственно относящихся к своей работе – Обуховский завод не исключение. Преемственность поколений разорвана, а новые кадры почти всегда имеют много амбиций и повышенных запросов, но толком делать почти ничего не могут. Это тоже проблема.

Есть еще и заморочки новейшего коррупционного времени. Директор Обуховского завода, как рыночный ларечник, должен чуть ли не навытяжку становиться перед каждым, имеющим грозную корочку проверяющего. Был случай, когда «Государственный Обуховский завод» за тридцать дней получил сорок требований о проверках – от прокуратуры до Рыбнадзора. Случилось это сразу, как только из банка пришел первый солидный транш по взятому кредиту. Директора завода - и это не шутка - пытались оштрафовать за… помехи нересту рыбы, так как часть территории предприятия выходит на Неву.

Непростое это дело - поднимать технологическую мощь России на качественно новый уровень, вести ее реиндустриализацию. Но дело движется, тяжело, но идет. И то, что происходит сегодня на территории Обуховского завода в Санкт-Петербурге, наглядное тому подтверждение.
Автор: Сергей Серов
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. polly 15 июня 2013 09:57
    Актуальная и интересная статья.И хоть много еще проблем у Обуховского завода, но семь тысяч работников - это уже хороший масштаб на трудовом фронте.Сама пережила коллапс оборонки в 90-х,когда наши опытные специалисты уходили с завода торговать китайским ширпотребом,поэтому тема близка.Сейчас,худо ли бедно,но наши славные "рептилии" пошли в армейскую авиацию.Желаю и питерцам второго дыхания, а нам всем - не наступать больше на грабли,подсунутые услужливыми "реформаторами"...
    1. патрон 15 июня 2013 10:14
      Завод увеличио за три последних года объём производства почти в 18(!) раз. Имеет гособоронзаказы вплоть до 2020 года включительно. Заводские корпуса изменились даже внешне. Вместо дореволюционных красно-кирпичных сейчас в мир смотрят яркие стены с эмблемой и названием фирмы. На работу дополнительно принято порядка 6000 рабочих, большинство из которых прошло переобучение для работы на новом оборудовании. Завод работает сейчас в три смены. Средняя зарплата квалифицированного станочника - 40 000 рублей в месяц и гарантированный соцпакет.
      патрон
      1. Довмонт 16 июня 2013 10:33
        Ваши слова просто бальзам на душу!!
        Довмонт
  2. avt 15 июня 2013 10:06
    Ну да дай им бог удачи ! good
    avt
  3. lars 15 июня 2013 12:12
    Обуховцев с праздником! Многое сделали для Родины и пусть ещё многое сделают. Всего самого самого товарищи!!!
    lars
  4. Ежак 15 июня 2013 15:19
    оказалось никому в Государстве Российском не нужным. Предприятие, бывшее гордостью императорской России и Советского Союза, в России демократической стало лишним

    Полностью поддерживаю автора. Современным СМИ выгоднее говорить о гомосеках, перекрасившихся бандитах забирающихся во власть и прочих мерзостях. С опубликования статьи об ОЗ журналюги получат мелочь в зарплату. В лучшем случае. А вкусно жрать и гламурно одеваться им хочется всегда.
  5. ded10041948 15 июня 2013 21:13
    Интересно, мы когда-нибудь отучимся рубить сук на котором сидим, или это особенность нашего менталитета?
    ded10041948
  6. crasever 17 июня 2013 03:51
    Были , есть и будут на Руси Левши , аглицкую блоху замечательно подковывающие . И пусть сейчас , за труды на благо Отечества , орденами балуют не особо , внятные люди , живущие в России , знают и всегда по-доброму пожелают всего-всего тем , благодаря труду которых у нас чистое небо над головой !!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня