Небесный танкист
Александр Николаевич родился 6 февраля 1923 года в Воронежской губернии в селе Кантемировка. Дом их стоял на тихой улочке возле Троицкого храма. А за избой сразу начинался луг, и протекала речка, в которой купались и рыбачили дети. Воспитывал мальчика отчим, Николай Герасимович, инженер и потомственный железнодорожник. Будущему летчику дали его фамилию, и он с раннего детства считал высокого крепкого мужчину своим родным отцом. Всего в их семье было четверо детей. Младшие, Александр и сестра Люся, были от предыдущего брака матери, а старшие Лиза и Костя являлись детьми Николая. Однако разницы никто не замечал, все ребятишки росли, как родные. Отчим несколько десятков лет проработал начальником местной дистанции пути. Само собой, он считал, что сыновья пойдут по его стопам. Однако жизненный путь Александра Ефимова сложился совсем по-иному.
Однажды в их деревне произошло поистине сказочное чудо. Средь бела дня на заснеженном выгоне совершил вынужденную посадку оснащенный лыжами аэроплан. Очарованные дети и взрослые до глубокой ночи толпились у самолёта. Тогда их мало кто видел даже в небе, а тут можно было прикоснуться, потрогать волшебный аппарат. И, разумеется, все сельские мальчишки непременно решили стать летчиками. Александр со сводным братом Константином с тех пор играли только в «авиаторов». А вскоре в деревне побывал еще один, агитационный самолет. Гости дарили крестьянам листовки и газеты с историями о воздушном флоте. В руки ребятишек попали конкретные советы, как самостоятельно дома изготовить летающие модели.
С годами страсть к авиации, желание побывать в небе у Александра только увеличилось. Справедливости ради, стоит заметить, что Николай Герасимович поддерживал его увлечение. Возможно, он чувствовал, что оно станет главным делом Александра. В тридцать седьмом году отчима арестовали. Два года он мучился в тюрьме, пока его, наконец, не оправдали. Он вернулся к семье, но вскоре умер. В это же время Ефимовы переехали из Кантемировки в дом маминых родичей в райцентре Миллерово, расположенный в Ростовской области. А старший сын Константин отправился учиться в город Воронеж. Александр же продолжил учебу в седьмом классе местной школы №2 и окончил ее в 1940 году.
Еще во время учебы Александр стал посещать школьный авиационный кружок, в котором вместе с другими мальчишками сооружал простейшие летательные аппараты с моторчиками на резинках. В Миллерово имелась и школа планеристов при Осоавиахиме, оснащенная рядом планеров типа УС-4. В старших классах Ефимов занимался в ней, с интересом осваивал теоретическую часть, с нетерпением ожидая самостоятельных полетов. И настал день, когда они состоялись. 18 августа 1938 года Александр Николаевич впервые поднялся в воздух. Чувство полета, пусть и на небольшой высоте, было непередаваемо. Именно тогда он твердо понял, что станет лётчиком.
После окончания десяти классов Ефимову пришлось самостоятельно выбирать дальнейший путь. Он ничем не отличался от остальных сверстников. Ни богатырским телосложением, ни исполинским ростом, ни выдающимся интеллектом. Сначала Александр попробовал попасть в морское авиационное училище. Вступительные экзамены он сдал на «отлично», но комиссию возмутили показатели его веса. «Вот поправитесь на три-четыре килограмма, возмужаете, молодой человек, тогда и приходите к нам», – сказали ему. Было и обидно, и досадно, однако Ефимов своего всё же добился, в мае 1941 года он поступил сначала в аэроклуб, а уже потом в военную школу для пилотов, расположенную в Ворошиловграде (Луганске). Основам летного дела молодых авиаторов учили на фанерной «уточке» – знаменитом самолете У-2. Здесь же он впервые познакомился со штурмовиком Ил-2. Одно из окованных броней творений выдающегося конструктора Сергея Ильюшина меняло место дислокации и временно оказалось выставлено на всеобщее обозрение на летной полосе аэродрома при Ворошиловградской школе. Его формы сразу поразили Александра. «Он напомнил мне степного орла: могучие крылья, хищный нос и всесокрушающая сила огня», – рассказывал Ефимов. Пилот летательного аппарата рассказал собравшимся курсантам о достоинствах нового самолета, не поленился полазить по нему и показать бомболюки, реактивные снаряды, пушки и пулемёты. А в самом конце достал пистолет и выстрелил в кабину. Пуля только оцарапала броню.
22 июня 1941 года в воскресенье ранним утром к Александру приехали мать и сестра. «Так вот, какой ты у нас лётчик», – сказала мать, увидев выходящего из дверей контрольно-пропускного пункта Ефимова в военной форме. В конце разговора она сказала: «Лишь бы войны не было». Однако война уже шла с четырёх часов утра, но жители Ворошиловграда ещё не знали об этом. Впервые Александр Ефимов услышал эту поистине чёрную новость, провожая родных домой, на трамвайной остановке.
Первым желанием Александра, как и многих других курсантов, было тотчас же идти на фронт. Однако руководство училища, собрав своих воспитанников, сумело остудить их пыл, объяснив, что страна нуждается в хорошо подготовленных лётчиках. А вскоре вся Ворошиловградская авиационная школа была эвакуирована на Урал. Учеба Ефимова продолжилась, теперь молодой авиатор в срочном порядке переучивался на Ил-2. Этот штурмовик, названный «летающим танком», заслуженно возглавляет почетный список самолётов второй мировой, «вложивших наибольший вклад в победу» над фашистской Германией. Занятия закончились лишь в июле 1942 года, после чего Александр Ефимов в звании сержанта без промедления был отправлен на фронт. В этом же году А. Новиков сумел доказать Сталину всю важность объединения авиации. Однако командующие наземных войск добились того, что все реформы в этом направлении были выполнены лишь наполовину. Авиацию действительно собрали в воздушные армии, но подчинили командующим фронтами, ограничив, таким образом, в маневре. Лишь бомбардировочная авиация, которую преобразовали в авиацию дальнего действия, подчинялась непосредственно Ставке.
Александру сильно повезло, он получил назначение во вторую авиационную эскадрилью 198 штурмового авиаполка 233 штурмовой авиадивизии. Действовала она на Западном фронте, и возглавлял ее капитан Виктор Малинкин, по праву считавшийся одним из лучших командиров своего времени. Еще до войны Малинкин работал в аэроклубе инструктором, летал на истребителях, а потом прошел переобучение на штурмовика. Именно благодаря его толковым советам и наставлениям Ефимов в кратчайшие сроки успешно встал в строй. Первое боевое задание девятнадцатилетнего Александра Николаевича состоялось 30 ноября 1942 года в Подмосковье под городом Ржевом. Эскадрилья штурмовиков нанесла удар по станции Осуга, возле которой стоял вражеский транспортный эшелон. Боевая задача была выполнена, состав разбомбили, железнодорожные пути разворотили, противник понес большие потери. Молодой летчик так радовался успеху первого вылета, что на обратном пути отстал от своей группы и заблудился над незнакомой местностью. Ефимову повезло, он нашел соседний аэродром, где и дозаправился горючим. А потом благополучно долетел до своей части. Там его уже считали погибшим, ведь по всем расчетам бензин в баках должен был закончиться. За подобный проступок он получил суровый выговор от командира эскадрильи.
Как бы то ни было, к началу битвы на Курской дуге Александр Ефимов стал уже опытным и мастеровитым летчиком. Его повысили в звании, стали посылать на боевые задания ведущим авиагруппы. Вскоре ему доверили командовать звеном, а чуть позднее (в том же 1943-ем) эскадрильей штурмовиков.
Позднее в своих книгах Александр Ефимов подробно расскажет про тактику ведения воздушного боя советских штурмовиков в годы войны: «Если прямо отвечать на вопрос мог ли Ил-2 противостоять нападению вражеских истребителей, то нет, не мог. В такой дуэли штурмовик практически всегда проигрывал. Все же истребитель самолет более маневренный, а мы не были подготовлены для полноценного воздушного сражения. Да и невозможно такое. Назначение штурмовика – это противник на земле. Единственная наша защита – групповые действия. При атаке немецких истребителей пара наших самолетов выполняла «ножницы». Если группа была большая, то прикрывали друг друга, применяли тактический маневр «круг». В начале войны истребителей не хватало и нам приходилось действовать без их сопровождения. Для прикрытия ударных групп использовались так называемые штурмовики-истребители, одноместные Ил-2 без бомбового вооружения. Летали на них только опытные летчики. Самолет двигался чуть в стороне от основной группы. При атаке вражеских истребителей его задачей было не ввязываться с ними в полноценный бой, а отсекать фашистов огнем от ударных самолетов. Когда истребителей стало больше, такое самоприкрытие убрали. Был и еще один прием – создание специальных пар для уничтожения вражеских средств ПВО. К примеру, из восьмерки штурмовиков одна пара работала только по самым опасным зенитным средствам. Вообще наша тактика изменялась, улучшалась всю войну. В самом начале мы летали только на бреющем. Оказалось это очень невыгодно: угловое перемещение цели большое, прицелиться как следует с помощью стандартного прицела не успеваешь. Прицелы для малой высоты отсутствовали, летчикам приходилось отрабатывать «на глазок», или, как мы говорили, «по сапогу». Еще одна негативная сторона полетов на этих высотах – большие потери. По нам стреляли, если говорить образно, из всего, даже из пистолетов. Конечно, бронекапсула Ил-2 была рассчитана на защиту и от стрелкового оружия, и от осколков снарядов.
Бронеспинка толщиной двенадцать миллиметров теоретически спасала даже от атак вражеских истребителей. Однако прямое попадание зенитных снарядов прошибало броню штурмовика. Для того, чтобы спастись от огня малокалиберной зенитной артиллерии – «Эрликонов» и крупнокалиберных пулеметов фашистов, мы поднялись до восьмисот-тысячи метров. Потерь стало меньше, результативность выросла. Освоились, но и эта высота нас не устроила. Только обнаружишь цель, начнешь пикирование, прицелишься, а времени уже нет, нужно бомбить и отправляться на повторный заход. А для большей эффективности в атаке штурмовику нужно сразу обрушивать на противника всю свою мощь. Тогда подняли высоту еще, до полутора-двух тысяч метров, на которой и закончили войну. В одном заходе успевали бросать бомбы, стрелять «эРэСами» (реактивными снарядами серии РС), перемалывать врага огнем пушек и пулеметов. Для полного уничтожения цели успевали выполнить несколько заходов».
Александр Николаевич принимал участие в боях под Ржевом, Вязьмой, Смоленском, Брянском, сражался в воздушном пространстве Белоруссии, Польши, Германии. К июлю 1944 года старший лейтенант и командир эскадрильи 198 штурмового Волковысского авиаполка 233 штурмовой авиадивизии четвертой Воздушной армии А.Н. Ефимов совершил свыше сотни успешных боевых и разведывательных вылетов. 26 октября этого же года за отвагу, мужество, героизм, воинскую доблесть и мастерство, проявленное в боях с врагом, он был удостоен звания Героя, а 18 августа 1945 года повторно награждён орденом «Золотая Звезда». Весной 1945-го в боях под польским городом Гданьском провел свой двухсотый вылет. Последним же боевым заданием капитана Ефимова, уже в должности штурмана 62 Гвардейского штурмового авиаполка, стал налет 5 мая на расположенный в Балтийском море порт Свинемюнде. 9 мая Александр Николаевич встречал в Берлине, вместе со своими товарищами расписывался на разрушенном Рейхстаге и позже принял участие в Параде Победы.
Война закончилась, но Александр Николаевич не представлял себя без авиации. В 1951 году он успешно окончил Военно-Воздушную академию в Монино, а через несколько лет, в 1957-ом, Военную академию Генерального штаба. Образованный, грамотный офицер с огромным боевым опытом стал быстро продвигаться по служебной лестнице. Вскоре он уже командовал штурмовым авиаполком, состоящим из самолетов Ил-10. Спустя некоторое время он возглавил штурмовую дивизию на МиГ-17 и МиГ-15, потом бомбардировочную дивизию, укомплектованную Ил-28. После окончания академии Генштаба Александр Николаевич был назначен заместителем командующего тридцатой воздушной армией, размещенной в Прибалтийском военном округе. А с 1964 по 1969 годы он уже сам возглавлял воздушную армию в Прикарпатском военном округе. В марте 1969 года новое повышение Ефимова – теперь он на должности первого заместителя главнокомандующего ВВС. В начале семидесятых вместе с присвоением звания «Заслуженный военный лётчик СССР» Александра Николаевича отправляют в Египет воевать вместе с Мубараком. Но на этом карьерный рост не заканчивается, в 1975 году он становится Маршалом авиации, и наконец, в 1984-ом Ефимов занимает должность Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами - заместителя министра обороны СССР. В этом же году за успешные испытания новых видов оружия он стал лауреатом Государственной премии.
Шесть долгих лет проработал Александр Ефимов на должности Главкома ВВС. В 1990 году он был назначен председателем специальной Госкомиссии при правительстве страны по управлению воздушным движением и использованию воздушного транспорта. Также в 1989-1991 годы его избирали народным депутатом СССР, депутатом Верховного Совета СССР и РСФСР. В отставку Маршал авиации вышел в августе 1993 года, однако продолжил плодотворно работать на благо Родины. Александр Николаевич являлся членом Общественной палаты Российской Федерации, возглавлял комитет ветеранов войны и военной службы, работал в комиссии по налаживанию взаимодействия офицеров запаса и ветеранов с общественными организациями.
В последние годы Ефимов был заместителем председателя (Президента России) организационного комитета «Победа», президентом Международного благотворительного фонда «Победа-1945», членом Центрального совета Министерства обороны по делам ветеранов. В 2011 году он участвовал в подписании Обращения представителей общественности против подрыва доверия к судебной системе нашей страны в информационной среде. 31 августа 2012 года Александра Ефимова не стало. Он умер от сердечного приступа на девяностом году жизни, предположительно после того, как узнал о смерти близкого друга маршала С. Соколова. 4 сентября Героя похоронили на Новодевичьем кладбище.
Всю жизнь Александр Николаевич прожил в Москве, был женат, отец четверых детей. Без преувеличения он заложил начало целой династии авиаторов Ефимовых – трое его сыновей и один внук (пока) связали свою жизнь с небом. Кроме этого легендарный маршал являлся членом Академии наук авиации и воздухоплавания, профессором, доктором военных наук, автором книг «Над полем боя» и «Советские Военно-Воздушные силы». Был награждён многочисленными иностранными и отечественными наградами, среди которых три ордена Ленина, пять орденов Красного Знамени, два – Отечественной войны первой степени, один - Александра Невского. Список летной техники, которую Ефимов освоил уже в послевоенное время поистине огромен, здесь и боевые самолеты (Ил-28, Ил-10, Як-11, Як-9, МиГ-21, МиГ-17, МиГ-15), и вертолеты (Ми-4, Ми-1), и транспортно-пассажирские машины (Ил-18, Ил-14, Ан-24, Ан-14, Ан-8, Ан-2, Ту-134, Ту-124, Ту-104). Ефимов достиг почти рекордного летного долголетия. До 1983 года он самостоятельно пилотировал летательные аппараты во время многочисленных командировок по стране и даже за рубежом. Последней машиной, которой он управлял, был Ту-134. В одном из разговоров с журналистами Александра Николаевича спросили:
– О чём вы всегда говорите однополчанам на встречах?
– Помни войну!
Источники информации:
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1241
http://nvo.ng.ru/forces/2008-02-01/1_efimov.html
http://old.redstar.ru/2006/05/06_05/3_01.html
http://bookre.org/reader?file=107702
Информация