Идите в землю египетскую

20


"Идите в землю Египетскую и смотрите - сколько там войска и в чем сила его", - это библейское напутствие могло бы стать полетным заданием для летчиков Миг-25. В 1971-1972 гг. они вели разведку на Ближнем Востоке над Суэцским каналом, Синайским полуостровом и береговой чертой Израиля. В октябрьские дни 1973 г. стремительные двухкилевые машины вновь появились над Синаем.
6 октября 1973 г. вспыхнула очередная арабо-израильская война. Арабские государства пытались взять реванш за былые неудачи, вернуть оккупированные земли и внести перелом в обстановку на Ближнем Востоке. Однако на шестой день войны переменчивое военное счастье начало отворачиваться от арабов.
Для выручки незадачливого арабского союзника в СССР стали готовить авиагруппу на базе лучших частей и инструкторского состава центров летной подготовки ВВС. Командиром группы назначили генерал-майора М.С. Дворникова, штаб которого развернули в советском посольстве в Каире.

Поддержать египтян должны были и разведчики 47-го отдельного гвардейского разведывательного авиаполка (ОРАП), базировавшегося в Шаталово под Смоленском. Сформированный как отдельная эскадрилья осенью 1941 г. в Монино, полк с честью прошел всю войну, отмечался наградами, в том числе «полководческим» орденом Кутузова, и имел богатую историю. К началу 70-х гг. он дислоцировался в Московском военном округе и считался лидирующим. В 1971 г. первым в ВВС получил разведчики МиГ-25. Частыми гостями в Шаталово были высшее руководство МО и ВВС, создатели и испытатели новой машины.

На базе 47-го ОРАП велись войсковые испытания «двадцать пятого», работы по расширению его летных и боевых возможностей, в том числе освоение бомбардировочного вооружения. Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ стал первым советским самолетом, способным уничтожать наземные цели с больших сверхзвуковых скоростей (до М=2,4) и высот более 20 км. Полет и бомбометание выполнялись в автоматическом режиме с помощью радионавигационной системы «Ромб-1 К» и автономной инерциальной «Пеленг-Д», обеспечивавших точную проводку самолета по маршруту к цели, координаты которой «зашивались» в память ЭВМ в ходе предполетной подготовки. Система самостоятельно решала прицельную задачу, учитывая скорость и высоту полета, скорость ветра, угол сноса, и в расчетной точке сбрасывала бомбы. На многозамковых балочных держателях под крылом и фюзеляжем самолет мог нести до 8 термостойких фугасных бомб ФАБ-500Т и ТМ, специально разработанных для МиГ-25РБ и имевших теплоизоляцию корпуса и защищенный от аэродинамического нагрева взрыватель. При падении ФАБ-500 развивала огромную даже на излете скорость, с которой она ударялась о поверхность земли. За время срабатывания взрывателя бомба, пронзая грунт, словно масло, успевала уйти вперед на 30 — 40 м и оставляла две воронки — на местах падения и взрыва.

Предусматривалась подвеска на МиГ-25РБ и «специзделий» — ядерных боеприпасов, с имитаторами которых летчики выполнили на полигоне в Белоруссии под Лунинцом немало вылетов, осваивая сверхзвуковое бомбометание. При скорости М=2,35 и высоте сброса 22 000 м бомба, подобно тактической ракете, пролетала к цели до 40 км, и самолет после ее отделения мог отворачивать с боевого курса, не входя в зону ПВО. Для предполагаемых объектов атаки — крупных площадных целей типа промышленных предприятий, железнодорожных станций, портов и складов — точность попадания порядка сотни метров была достаточной.

Ударные возможности МиГ-25РБ теперь могли быть востребованы. Ситуация на египетском и сирийском фронтах с каждым днем для арабов менялась к худшему, и налет на Тель-Авив, который мог бы разом изменить положение, рассматривался всерьез.

Встреча Нового, 1974 года на базе Каиро-Уэст: в центре - В.Курьята, крайний слева - В.Маштаков, справа В.Уваров


В предрассветный час 11 октября 1973 г. 47-й ОРАП был поднят по тревоге. Летчиков и техников на вертолетах перебросили на оперативный аэродром, где находились их самолеты, поставив задачу: полку быть в готовности, а из наиболее опытных летчиков сформировать отряд для выполнения задания в отрыве от базы в течение длительного времени. Выяснилась и причина сбора: авиаторам предстояло перебазироваться в Египет и, как гласил приказ: «...обеспечить готовность к нанесению бомбардировочных ударов».

Незадолго до этого израильской ПВО удалось справиться с крылатыми ракетами, запущенными с египетских Ту-16, но сбить несущиеся из стратосферы бомбы не смог бы никто. «Двадцать пятый» был единственной в мире машиной, способной беспрепятственно атаковать столицу Израиля — отразить удар сверхскоростного высотного МиГа противнику было нечем. Около сотни ЗРК «Хок», прикрывавших крупные города, аэродромы и предприятия Израиля, имели досягаемость по высоте не более 12 200 м и наклонную дальность до 31 км. МиГ-25РБ заметно превосходил и израильские истребители ПВО — «Фантомы» и «Миражи» уступали ему и в высоте, и в скорости. Об этом летчики 47-го ОРАП знали не понаслышке — личный состав полка уже имел опыт работы на Ближнем Востоке в 1971 - 1972 гг.

На все сборы группе, получившей наименование 154-й отдельный авиаотряд (ОАО), отводилось два дня. В это время одна из эскадрилий уходила на укрепление другого «переднего края» — 4-й воздушной армии в Польше, противостоявшей НАТО, и в 47-м полку оставалось только 10 МиГ-25РБ. К переброске в Египет подготовили 4 из них. С отрядом отправлялись 220 человек: 7 летчиков (половина из всех успевших освоить МиГ-25РБ) — командир полка подполковник Н.Чудин, возглавивший группу, майор В.Маштаков, капитаны Ю.Гармаш и С.Бухтияров, старшие лейтенанты В.Голованов, А.Северин и С.Малый; техсостав («люди Крылова» — инженера полка по самолету и двигателю); офицеры управления и связи. К отряду прикомандировали инструктора воронежского Центра летной подготовки майора В.Уварова, летавшего на первых МиГ-25 и, как Маштаков, уже ходившего в разведывательные полеты над Синаем, специалистов микояновского ОКБ, Горьковского авиазавода и МАП.

О статусе летчиков и техников, летевших в воюющую страну, как бы «забыли». Каир объявил о завершении пребывания советских военных и выезде их еще в июле 1972 г., а по существовавшим международным договорам иностранные советники и специалисты с официальным началом боевых действий должны были немедленно покинуть страну. К тому же им не полагалось иметь оружия... Поэтому существование отряда настрого засекретили и все 220 командируемых в Египет стали людьми без гражданства. У них отобрали не только документы, но даже часы и спички с маркой «Сделано в СССР», а на месте обмундировали в египетскую полевую форму без знаков различия. За кого все же следует выдавать себя при случае — указаний не довели. На самолетах закрасили звезды и номера, но наносить опознавательные знаки АРЕ не стали — все равно никто не поверит!

Союзники: начальник авиабазы бригадный генерал Башари (в центре), новый командир 154-го ОАО подполковник Е.Воробьев (слева), подполковник В.Уваров и майор В.Курьята (справа)


Каждый МиГ-25РБ закатили и зашвартовали в «свой» Ан-22, разместив рядом специальные транспортировочные ложементы с отстыкованными крыльями, килями и стабилизаторами. Первыми же рейсами отправили бомбы и специалистов-оружейников. Всего для перебазирования отряда потребовалось 12 рейсов Ан-22 и 72 — Ан-12. «Козырную карту» — 154-й ОАО торопились пустить в дело. Его переброска, наряду с поставкой арабам зенитных ракет и истребителей взамен выбитых, для ВТА стала первоочередной. Воздушный мост пролегал над Средиземным морем, где ориентирами и радиомаяками служили расставленные по маршруту советские корабли. Они же своими ЗРК должны были защитить трассу от нападения израильских истребителей. Первые рейсы в Египет транспортники выполнили 13 октября, а уже на следующий день на авиабазе Каиро-Уэст разгружался 154-й ОАО.

Встречал отряд генерал Дворников, тут же поставивший задачу: готовить самолеты к разведке над линией фронта. В войне наступал переломный момент, египтяне торопились зафиксировать с воздуха положение войск, подтвердив съемкой отвоеванные территории, которые можно было бы использовать в переговорах о перемирии. Самолеты сразу закатили в подземные капониры, ведь всего в полуторастах километрах шли бои. В тот день до 70 израильских самолетов пытались прорваться над дельтой Нила к арабским авиабазам. Специально выстроенные в свое время для «двадцать пятых» укрытия надежно защищали разведчиков. Подобных сооружений не было даже на родине. К оборудованным под трехметровым слоем земли «погребам» с толстыми сводами из армированного бетона были подведены топливные магистрали, связь и электричество, отведены места для людей и складских помещений, работала вентиляция. Под землей провели сборку и отладку машин, туда же перенесли привезенное имущество; правда, спешка дала себя знать — подолгу приходилось отыскивать нужную оснастку и инструменты в рассованных по всем углам ящикам, поминая поговорку о двух переездах, равных одному пожару.

Однако разведчики были уязвимы на взлете и при возвращении, когда тяжелый МиГ не имел скорости и маневренности. К самому Каиро-Уэсту, плотно прикрытому ЗРК и зенитной артиллерией, штурмовики противника прорваться не пытались, но не раз появлялись вблизи. В один из дней воздушные тревоги объявляли 26 раз, и попытка перехвата МиГов у аэродрома была вполне возможна. Рассчитывать же на надежное прикрытие со стороны египтян не приходилось — они вели ожесточенные воздушные бои над каналом, теряя в иной день по 10 — 15 истребителей. Чтобы сократить время нахождения разведчика на бетонке аэродрома — «двадцать пятый» был слишком привлекательной целью — разработали схему взлета, окрещенную «чертик из шкатулки». Запуск и опробование двигателей проводили в капонирах, затем перед готовым к вылету самолетом открывали ворота, он выруливал на ближайшую из трех ВПП Каиро-Уэста и тут же стартовал. Взлет выполнялся в южном направлении, чтобы по кратчайшему пути выйти к началу маршрута.

На разведку решили идти сразу после сборки и перенастройки бортовой аппаратуры без проведения контрольного облета и тренировок. Это было нарушением установленного порядка. Однако задание было срочным — указывались не только день, но и время съемки, да и лишний раз встретиться с перехватчиками на взлете было куда рискованнее. Для надежности проход по маршруту разведчики выполняли парой, дублируя съемку на случай отказа аппаратуры на одном из них или неудачи.

18 октября в первый полет ушли Владимир Уваров и Александр Северин. Провести машины по маршруту им предстояло практически «на руках», т.к. навигационные радиомаяки на аэродроме развернуть еще не успели. Самолеты взлетели с 15-секундным интервалом и направились к южной оконечности Суэцкого канала.

Развернувшись на север, над Порт-Тауфиком пара вышла на боевой курс. С высоты открывался весь 160-км маршрут — бесконечный пляж слепящих песков Синая с редкими пятнышками оазисов. Его проходили на полном форсаже, выдерживая скорость М=2,5.

Рейд Уварова и Северина прошел успешно, и через 35 мин перед ними снова открылись пирамиды — верный ориентир близости аэродрома. Не задерживаясь на привычную «коробочку», разведчики с ходу сели и тут же отрулили к укрытиям.

Той же ночью кассеты с фотопленкой и записи радиоразведки на приданном отряду для поисково-спасательных работ и связи Ан-12 увезли в Москву. На десятках метров широкоформатных фотографий, испещренных пометками и условными обозначениями, запечатлелась обстановка на фронте: наведенные египетскими саперами переправы через канал, разгромленные и продолжавшие держаться узлы израильской обороны, глубоко эшелонированная вторая линия укреплений в предгорьях и множество черных «запятых» — гарь от сотен сожженных танков и бронемашин.

Однако в эти дни разведку впору было вести скорее по западному берегу канала. Накануне израильтянам удалось нащупать уязвимое место египетской группировки и, ударив во фланг ее 2-й армии, выйти к берегу у городка Хамса. Канал здесь проходил через Большое Горькое озеро, достигавшее 10 — 12 км в ширину. Оборонительными позициями на своем берегу египетское командование пренебрегло, считая ответный удар в столь неудобном месте маловероятным, и израильский десант беспрепятственно переправился через озеро. Группе из 15 БТР и трофейных танков ПТ-76 удалось то, о чем и не мечтали израильские штабисты, планировавшие, в лучшем случае, удержать оборону на Синае. Через два дня захваченной плацдарм был расширен до 200 км , и на нем сосредоточились 5 бронетанковых и механизированных бригад, развернувших наступление в глубь египетской территории. 21 октября противник вышел к железной дороге и шоссе, оказавшись в сотне километров от Каира — на расстоянии одного танкового броска.

В напряженной обстановке в 154-м ОАО предприняли особые меры предосторожности. На случай появления «коммандос» противника авиаторы не расставались с пистолетами и автоматами (уже был случай, когда высадившиеся в глубоком тылу израильские диверсанты успели вырезать охрану новейшей РЛС П-35 и вертолетами вывезти к себе 3,5-тонную станцию). В капонирах держали подвесные баки — «пятитонники», с которыми МиГ-25РБ при угрозе захвата базы могли бы перелететь на ближайший советский аэродром Вазиани в Грузии (кратчайшая прокладка курса при этом вела над территорией Турции). На крайний случай сами укрытия заминировали, чтобы их можно было взорвать, похоронив МиГи под глыбами бетона, дополнительно на ночь специалист-подрывник обвешивал каждый из секретных самолетов сеткой из 120 толовых шашек.

Действия 154-го ОАО продолжались. Тренировочные полеты с целью восстановления летных навыков для безопасности провели дома, отправив группу пилотов на Ан-12 на пару дней в Союз. Всего разведчики выполнили 4 боевых вылета. Каждый из них носил «штучный» характер и причислялся к особо важным, ведь за один рейд МиГ-25РБ вскрывалась тактическая обстановка вдоль всей 160-км линии фронта. Основным «оружием» разведчика были установленные на качающихся платформах в кондиционируемом фотоотсеке панорамные аэрофотоаппараты (АФА) А-72 — внушительные устройства с фокусным расстоянием 1100 мм. За один проход они выполняли четырехполосную съемку, захватывая в стороны по 90 — 120 км в зависимости от высоты полета. АФА А-70М при несколько меньшей разрешающей способности снимали еще более широкую полосу, а плановый неподвижный Е-70 вел общую разведку и фиксировал находившуюся внизу местность, обеспечивая привязку к трассе. Одновременно производилась радиотехническая разведка станцией «Вираж», выявлявшей положение РЛС и зенитных позиций. Тактической разведкой «в районном масштабе» занимались МиГ-21Р египетского авиакрыла. Прибытие нашей авиагруппы в полном составе так и не состоялось, и четыре МиГ-25РБ оказались единственными советскими самолетами в АРЕ. Наряду с ними с 13 октября на Ближнем Востоке начали вести регулярную воздушную разведку с баз в Европе американские SR-71. Об их деятельности и по сей день известно немного. Работа МиГ-25Р не была тайной для противника — о разведчиках, прозванных «Альфой», писали израильские газеты, и это название даже прижилось в самом отряде.

Планируя полеты, советские авиаторы столкнулись с особенностью: точно в назначенное время вылета над каналом появлялись истребители израильтян, барражировавшие в ожидании добычи. Оставалось идти на хитрость: объявлять египетским военным назначенный вылет тренировочным, а в последний момент менять время старта. Обнаружив на маршруте дежурившие «Фантомы», на аэродроме давали «отбой» и, рассчитав, когда у противника станет подходить к концу горючее, внезапно выпускали МиГ на взлет.

25 октября после ультиматума Советского Союза о «невозможности оставаться безучастным к событиям» боевые действия в зоне Суэцкого канала прекратились, но «демобилизовывать» 154-й ОАО не торопились. Улетевшего домой Чудина в должности командира отряда сменил Уваров, заместителем которого назначили Маштакова. Ему и пришлось встретиться с «Фантомами», не прекратившими охоту за «Альфой».

Перемирие на Ближнем Востоке было зыбким: враждующие стороны продолжали винить друг друга во всех смертных грехах, причем каждая заявляла о своей победе в этой войне. Собравшаяся в декабре 1973 г. Женевская мирная конференция была сорвана из-за полного недоверия сторон друг к другу. Сирия вообще отказалась вести переговоры, египтяне же опасались, что противник, имевший на западном берегу канала 200 танков, воспользуется прекращением огня, чтобы ринуться на Каир. В подтверждение появились сообщения о том, что израильтяне ведут переброску войск, стягивая их к линии разделения.

На вскрытие этой группировки 15 декабря был назначен вылет пары МиГ-25РБ. После инсценировки с отбоем старта в 14.00 взлетел Сергей Малый, следом за ним — Владимир Маштаков. Ведя съемку, они держали курс вдоль канала на высоте 22 000 м. Полет, как всегда, выполнялся при полном радиомолчании — выйти в эфир разрешалось лишь в чрезвычайном случае. Позади были две трети пути, когда Маштаков услышал свой позывной: «745-й — тридцать один!» Этот сигнал он помнил и без кодовой таблицы: «тридцать один» означало — «приближение противника». Перехватчики были уже видны — две пары, волоча хвосты инверсии, чуть ниже и справа шли на сближение.

Коллега - египетский подполковник Амин Ради у своего МиГ-21Р. На счету летчика 2200 вылетов и два катапультирования из подбитого самолетаК этой встрече летчики готовились, загодя проигрывая возможные ситуации в небе. Израильские F-4E обычно несли облегченный вариант вооружения из двух УР средней дальности AIM-7 «Спарроу» и двух ракет ближнего боя AIM-9 «Сайдуиндер», могли набрать высоту 18 450 м и развить скорость до М=2,24. Превосходство МиГ-25РБ над «Фантомом» казалось очевидным. И все же, пусть с малой вероятностью, перехват был возможен. Для этого пилот «Фантома» должен был вывести свою машину навстречу разведчику, в считанные секунды прицелиться и произвести пуск. Еще сложнее представлялась атака на попутных курсах, для которой следовало выйти под МиГ-25, «вскинуть» самолет, захватить цель и пустить ракеты. Это было под силу только опытному летчику — «Фантом» не любил резкого отклонения ручки на себя, становился неустойчивым и грозил свалиться в штопор, к тому же возникавшая тряска машины мешала прицеливанию. Теоретически эти построения выглядели достаточно убедительно. Сейчас же наперерез шла четверка реальных «Фантомов», и в подтверждение их намерений в кабине начала тревожно звучать «Сирена» — преследователи уже ловили «Альфу» в прицелы. Маштаков, не меняя курса, держал самолет в горизонте. Аппаратура продолжала работать, и нужно было сохранять профиль полета. До окончания маршрута оставалось не больше минуты, но какой долгой...

«Фантомы» стали доворачивать, заходя в хвост. От МиГа их отделяли примерно 12 км и разрыв постепенно увеличивался — «бешеный русский» уверенно держал две с половиной скорости звука и отрывался от погони. И тут Маштаков услышал: «Атака! Атака!» Ведущий израильтянин, видя, что МиГ уходит, поспешил пустить залпом обе «Спарроу», пока их головки самонаведения еще держали цель. На такой скорости достаточно было незначи-тельных повреждений от близкого разрыва ракет, чтобы МиГ развалило скоростным напором.

«Сирена» верещала уже истерически. МиГ с висящими на хвосте ракетами продолжал идти к береговой черте. Лишь только она скрылась под крылом — маршрут пройден! — Маштаков бросил машину в левый разворот с креном 70 градусов , пикируя к берегу. Стрелка указателя числа «М» дрожала за красной чертой — скорость достигла 3150 км/ч! Ракеты не смогли дотянуться до самолета и взорвались далеко позади, а «Фантомы» не решились на дальнейшую погоню над «густонаселенным» египетскими истребителями районом. Сам герой дня объяснял произошедшее просто: «Да как- то неловко было сворачивать на полпути».

Этот полет стал последним боевым заданием 154-го ОАО.

После войны отношения Египта с СССР ухудшились, но отряд продолжал оставаться в боевой готовности. Шли плановые тренировочные полеты, которые проводились над пустынными тыловыми районами и сопредельной Ливией. Зимой самолеты стали на прикол — кончилось специальное топливо Т-6, но домой отряд не отзывали, 200 человек продолжали жить на базе, практически отрезанные от дома,— о них словно забыли. Личный состав группы вернули лишь в мае 1974 г., засчитав ее участникам пребывание в зоне боевых действий до 1 апреля. Им на смену прибыл отряд подполковника Е.Воробьева, продолживший дежурство до августа, когда советские специалисты окончательно покинули АРЕ.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    14 июня 2013 07:53
    Очень интересная статья. С фактами фотографиями и датами. Вообще побольше бы таких статей. То что стояло 40 лет назад между нашими странами давно кануло в лету, но знания имеют ценность, как для израильских так и для российских историков. Еще раз спасибо авторам.
    1. +8
      14 июня 2013 09:33
      Читал раньше, присоединяюсь плюс
    2. Комментарий был удален.
    3. Киргудум
      +4
      14 июня 2013 15:43
      То что стояло 40 лет назад между нашими странами давно кануло в лету
      - вы нам успешно пытаетесь это напомнить, помогая наездам на нашего союзника в регионе- Сирию. Что ж, мы усвоили уроки которые вы нам преподали, а теперь ваша очередь учится. Учится проигрывать.
      1. +1
        16 июня 2013 18:39
        думаю это еще раз может повторится... но в перспективе
      2. 0
        27 июня 2019 07:01
        Проигрывать Израиль не научился и продолжил выигрывать.
    4. reichsmarshal
      +1
      14 июня 2013 19:05
      Где-то в Инете одной статье упоминалось, что в одном из разведполетов наш пилот нарушил приказ и пустил Р-40 по одному из двух Миражей, а так как они шли плотным строем и не успели разойтись, то сгорели оба. А третий Мираж в том вылете по ошибке сбили свои же ЗРК Хок. Наш пилот полсе этого якобы сбросил 250-кг фугаску на окраину Тель-Авива, а затем вернулся домой, но машину пришлось списать - двигло умерло. Израильтяне списали взрыв бомбы на палестинцев. Но за достоверность сведений не ручаюсь - в статье ни дат, ни имен не было, так что не знаю... Ни о чем таком не слыхали нигде?
  2. +7
    14 июня 2013 09:16
    Статья однозначно плюсовая. Без всякого шапкозакидательства, с хорошим описанием момента. Респект автору!
  3. avt
    +15
    14 июня 2013 09:23
    ,,Планируя полеты, советские авиаторы столкнулись с особенностью: точно в назначенное время вылета над каналом появлялись истребители израильтян, барражировавшие в ожидании добычи. Оставалось идти на хитрость: объявлять египетским военным назначенный вылет тренировочным, а в последний момент менять время старта. Обнаружив на маршруте дежурившие «Фантомы», на аэродроме давали «отбой» и, рассчитав, когда у противника станет подходить к концу горючее, внезапно выпускали МиГ на взлет."---------- А еще читал в мемуарах такой случай . Объявили что запустят двигатели и порулят на полосе ,ну а когда Миг-25 рванул на взлет и пошел на задание ,по воспоминаниям ,,советников" казалось что половина египтян из персонала аэродрома побежала срочно звонить по телефону . laughing А статья ,да , хорошая + good
    1. +4
      14 июня 2013 12:33
      могу объяснить этот факт вот этой http://www.israelshamir.net/ru/ruart205.htm статьёй.
      я её уже выкладывал на сайте (в коментариях) но очень рад что её можно подтвердить из другого источника.

      и до этого я не раз сталкивался с информацией где "противники" Израиля играли на его стороне.

      данная статья, ещё одно подтверждение .
      1. reichsmarshal
        +1
        14 июня 2013 19:10
        Очень интересно, а главное, косвенно подтверждается рядом египетских генералов.
  4. 0
    14 июня 2013 09:25
    Познавательно.
  5. +8
    14 июня 2013 10:17
    В статье несколько нестыковок. Никто из наших военных советников находившихся в Египте в период войны на истощение начиная с октября 1969 г. страну покидать не собирался. Советники находились в боевых порядках войск, несли потери,носили египеткую полевую форму и никаих ссылок на какие-то международные соглашения не слышали. Советники покинули страну по распоряжению тогдашнего президента А.Садата и все.
    РЛС была действительно была захвачена евреями, но только не П-35, а П-12 и назвать ее новейшей можно с большой натяжкой. Есть еще ряд моментов, но на них останавливаться не буду.Я служил в группе военных советников в зоне Суэцкого канала в этот период.
    1. 0
      14 июня 2013 12:09
      У Грановского на эту тему подробная статья есть
      Среди прочего с начала 60-х г.г. египетские силы ПВО получили ЗРК С-75 (западное обозначение SA-2 Guideline). Для выдачи целеуказания этим комплексам (как и зенитной артиллерии и истребительной авиации) использовались локаторы дальнего обнаружения П-12 "Енесей" (западное обозначение Spoon Rest; дальность обнаружения целей - до 250 км, высота обнаружения - до 25 км). Эти радары представляли собой мобильные РЛС метрового диапазона, принятые на вооружение в 1956 г.

      http://www.waronline.org/IDF/Articles/history/attrition-war/tarnegol-53/
  6. +7
    14 июня 2013 11:30
    по самым скромным подчётам пару миллиардов вбухал советский союз в египет
    для примера завод ВАЗ стоил СССР 700 миллионов
    ну и нахрена нам эти арабы нужны были?
    1. +2
      14 июня 2013 12:08
      Гораздо больше, на деле, гораздо больше
    2. +7
      14 июня 2013 13:53
      Цитата: костяныч
      по самым скромным подчётам пару миллиардов вбухал советский союз в египет


      Что касаемо чисто военно-технической помощи Египту то в разных источниках фигурируют цифры порядка 3,2 млрд.долл. за период с 1965 по 1972 гг. А до этого во времена Суэцкого кризиса 29 ноября 1957 г. Президиум ЦК КПСС утвердил решение «О поставках Египту специмущества».СССР предоставляет Египту кредит в сумме 700 млн. рублей для оплаты поставок из Советского Союза «машин и оборудования»; дает согласие на поставку вооружения и военного имущества в 1958 — 1959 гг. после оплаты одной трети его стоимости. Кредит предоставлялся из расчета 2% годовых и должен был погашаться в течение 5 лет равными ежегодными долями, начиная с 1967 г. 11 июня 1967г СССР заявил, что бесплатно возместит Насеру все, что было потеряно в боях на Синайском полуострове. К середине 1968г египетские ВВС достигли своего предвоенного уровня, а в 1969г численность танков была выше, чем на начало войны.
      Всего же с 1955 по 1975 гг. общий объем военно-технического сотрудничества между двумя странами составил около 9 млрд. долларов. И это не считая обьемов гражданского сотрудничества. Тот же Асуан кредит на 400млн.руб. помимо поставки техники.оборудования и работы советских специалистов.
      С другой стороны По имеющимся оценкам, за период 1973-1989 гг. советские спецпоставки на Ближний Восток превысили 70 млрд. долл. С другой стороны, за счет импорта из арабских стран СССР покрывал значительную долю своих потребностей в ряде товаров в частности, в фосфорных удобрениях на 55%, в продукции хлопчатобумажной промышленности и в апельсинах на 70%, в пробке и пробковой щепе на 65%, в финиках — на 100%, в кунжутном семени на 50%, в парфюмерно-косметических товарах на 25%.
      ссылка
      1. 0
        17 июня 2013 16:26
        надо было с них долговые расписки брать! Как амеры с нас за лендлиз! А сейчас бы требовали, хотя бы через международные суды. Ну на крайняк наши бы торговые суда суэцким каналом бы пользовались бы нахаляву лет так цатьс гаком! И то хлеб, а так!:(
  7. +3
    14 июня 2013 15:54
    Промахнулись с выбором союзников. Зря!
  8. pinecone
    0
    14 июня 2013 21:11
    Спасибо за статью. Да. была ДЕРЖАВА.
  9. +2
    14 июня 2013 22:40
    Цитата: костяныч
    по самым скромным подчётам пару миллиардов вбухал советский союз в египет
    для примера завод ВАЗ стоил СССР 700 миллионов
    ну и нахрена нам эти арабы нужны были?

    Вы чуть-чуть ошиблись. Не пару миллиардов, а чуть больше. Египет остался должен СССР 40 миллиардов долларов.
  10. 0
    16 июня 2013 05:12
    Познавательно. Денег страна не считала вообще. Но с другой стороны наваевывали опыт, испытывали новую технику в реальных условиях.
    1. +2
      17 июня 2013 14:25
      а тем временем простые советские граждане вволю недоедали, и носили херню всякую. А если купить что-нибудь стоящее, так это надо было блат иметь или переплачивать.
    2. 0
      26 мая 2015 12:28
      Цитата: Zomanus
      Познавательно. Денег страна не считала вообще.

      Сплошное спонсорство ) Широкая душа и отсутствие мелочности, жадности. wink

      После войны отношения Египта с СССР ухудшились

      Они такие. "Дружат" - когда их защищают, помогают, по головке гладят, деньги, оружие и т.д. и т.п. А чуть что, - обиженная поза, косой взгляд и тычки в спину. Только своя выгода.
  11. 0
    22 января 2016 22:33
    ...."прибыл отряд подполковника Е.Воробьева, продолживший дежурство до августа, когда советские специалисты окончательно покинули АРЕ."...

    Из текста складывается впечатление что до августа 1974 года. На самом деле последние специалисты улетели 20 сентября 1975 года. На Ил-18, в Шаталово. Провожать от египтян приезжал Мубарак. Он тогда был командующим ВВС Египта.