Military Review

Operation Iskra New Year's Gift Stakes of the Supreme Command Leningrad

0


In addition to the planned operation to defeat the fascist group that had broken through to the Volga and the foothills of the Caucasus, the winter campaign of 1942-1943 was planned by another Supreme Command to break the blockade from the tormented Leningrad by the fascists.



Operation Iskra New Year's Gift Stakes of the Supreme Command Leningrad


By that time, the population of the city had already experienced two difficult winters, having withstood repeated barbaric bombardments, assaults, shelling and general hunger. Courageous Leningraders defended their city, which not once for all its history did not go the foot of the enemy. The self-confident statement of the chief fascist of all times and peoples of Hitler: “The German troops, having passed the entire distance from East Prussia to the suburbs of Leningrad, will find the strength to go through the remaining ten kilometers!”, Leningrad stood and continued to fight. After numerous failed attempts to seize the city, the fascist command was forced to switch to another tactic and give the troops the order to go on the defensive.

By the winter of 1943, the situation near Leningrad remained practically as complex as in the 1941 year. The main problem of the land communication of the city with the rest of the country has not been resolved. Attempts of our troops of the Volkhov and Leningrad fronts to break through the blockade in 1942 were not successful. It was decided by the Supreme Command to develop a more thoughtful and prepared plan to lift the blockade.

The offensive operation, code-named Iskra, was approved by the Supreme Command in early December 1942. The operation was entrusted to the forces of the Volkhov and Leningrad fronts, under the command of Army General G. K. Zhukov and Marshal of the Soviet Union K. Ye. Voroshilov.



The breakthrough of the blockade, oddly enough, was planned to be carried out in the most fortified area of ​​the fascists, in the Schlesselburg-Sinyavino ledge.

The Shlisselburg-Sinyavino ledge was the strongest place in the defense of the enemy, in fact it was a field, well-fortified area. But at the same time it was a sector with a minimum distance between the troops of the Volkhov and Leningrad fronts. It was therefore decided by simultaneous strikes against both fronts to defeat the grouping by the German, precisely in this place, developing a further offensive to ensure land communications between the city and the front.

After careful preparation, attraction of strategic reserves and regrouping of troops, a significant superiority of forces was created. For artillery and mortars 7: 1 (our 5000 against 700 German), the divisions 2: 1 (20 ours against 10 German, taking into account the transfer of 5 reserve teams to the breakout area by the enemy command), by aviation 3,3: 1 (ours 829 250 German), according tanks 10,3: 1 (539 vs 50).

The beginning of Operation Iskra was the preliminary destruction of the enemy’s defense by air raids and artillery fire. Within a month, 8 observation posts, 35 bunkers, 80 bunkers, several artillery pieces and a large number of machine guns were destroyed. The attacks were carried out very carefully, along the entire front line, so that the Germans did not understand the direction of the main attack. From the side it seemed that a positional war, already habitual for both sides, was underway.



The preparation was carried out so covertly that the German command, 3, the day before the start of the operation, who suspected something was wrong, was unable to determine either the strength or the direction of the impact.

During the night, a full-fledged military operation, codenamed Iskra, began on 10 on 11 in January 1943. The troops of the strike groups of both fronts took the starting positions for the start of the offensive, with the troops of the Volkhov front stationing just 300-500 meters from the first trench of the fascists.

On the night of January with the 11 of January, the last preparatory airstrike was conducted. With the forces of both fronts, groups of our bombers launched massive strikes against enemy headquarters, airfields, communications and artillery.

On the morning of January 12, on 9 hours of 30 minutes on the line of the Leningrad Front, artillery and aviation training began a direct breakthrough of the blockade. When the artillery fire reached its highest heat, assault groups and barrage groups descended onto the ice of the Neva and rushed to the opposite shore. In just four minutes, under the cover of the planes, artillery fire and directing rifle chains descending onto the ice after them, the assault and obstacle groups crossed the Neva, with the help of hooks, cats, ropes and stairs climbed onto the ice wall and were the first to burst into trenches the fascists. The heroic rush of our soldiers was so great and terrible that the Germans were swept away in a fierce hand-to-hand fight.

At the same time, in the strip of the Volkhov Front, hot bloody battles also took place. The attack began a few minutes before the end of artillery preparation, our soldiers broke into the trenches of the Nazis, when they had not yet recovered from the artillery strikes. In this direction, our soldiers also showed mass heroism and courage.

The task set on the first day of the operation was successfully solved, the forces of both fronts managed to penetrate the enemy's defenses, moving deeper into the 3 kilometer, in both directions of impact. During the night of January 13, the troops were fortified in the occupied territory.

January 13 offensive continued, special success was not achieved on this day. And 268 th Infantry Division even had to retreat.

January 14 stubborn fighting continued, the introduction of additional forces, allowed our troops to advance a little more towards each other.

On this day, our troops for the first time knocked out the newest German tank "tiger", a prototype of which passed combat tests on the Volkhov front. Having lost such a valuable tank to both sides, the Germans tried hard to return it, keeping this place under constant fire and not ceasing attempts to tow it to the rear. But our towing operation was faster, on January 17 the tank was towed to our rear.




From 15 to 17 in January, the remaining forces were brought into battle, the troops continued their advance slowly but surely moving in predetermined directions. During this period, the strategically important Sinyavino station was captured.

The final blockade breakthrough happened on January 18. At 9 in the morning, on the eastern outskirts of Workers' Settlement No. 1, fighters of the 327 Division of the Volkhov Front and the 123 Division of a separate infantry brigade of the Leningrad Front met. At the meeting place, the commanders of these units compiled an Act confirming the fact that the blockade was finally broken.




By 12, the workers' settlements number one and number five were completely captured and released by noon. A little later the same day the city of Shlisselburg was liberated. By the end of the day, the southern coast of Lake Ladoga was completely cleared of fascists, the troops stopped their offensive actions and began to consolidate on the conquered frontiers.

Operation Iskra ended, the blockade of Leningrad was broken.

As a result of the operation, a corridor 8-11 kilometers in width was created on the shore of Lake Ladoga, which made it possible to establish land communications between the city and the country. In just seventeen days, roads and railways were built in this corridor. February 7 of Leningrad happily greeted the first freight train from the mainland.

The international prestige of fascist Germany and Hitler personally suffered another crushing blow. In the battle for Leningrad, a turning point came, and the Red Army took over the situation and the initiative from that day.
Originator:
http://topwar.ru"rel =" nofollow ">http://topwar.ru
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Операция «Искра» новогодний подарок Ставки ВГК Ленинграду

Операция «Искра» новогодний подарок Ставки ВГК Ленинграду


На зимнюю кампанию 1942-1943 годов Ставкой Верховного Главнокомандования помимо намеченной операции по разгрому фашисткой группировки прорвавшейся к Волге и предгорьям Кавказа, была намечена еще одна, важная операция по снятию блокады с истерзанного фашистами Ленинграда.

Операция «Искра» новогодний подарок Ставки ВГК Ленинграду



Операция «Искра» новогодний подарок Ставки ВГК Ленинграду


К тому моменту население города уже пережило две трудные зимы, выдержав неоднократные варварские бомбардировки, штурмы, артобстрелы и повальный голод. Мужественные ленинградцы отстояли свой город, в который не разу за всю его историю не ступала нога врага. Самоуверенное заявление главного фашиста всех времен и народов Гитлера: «Немецкие войска, прошедшие с победой все расстояние от Восточной Пруссии до пригородов Ленинграда, найдут в себе силы пройти и оставшиеся десять километров!», так и осталось пустым заявлением, Ленинград выстоял и продолжал бороться. После многочисленных провальных попыток овладеть городом, фашистcкое командование было вынуждено перейти к другой тактике и отдать войскам приказ перейти к обороне.

К зиме 1943 года обстановка под Ленинградом оставалась практически такой же сложной, как и в1941 году. Главная проблема сухопутной связи города со всей остальной страной решена не была. Попытки наших войск Волховского и Ленинградского фронтов в 1942 году прорвать блокаду успехом не увенчались. Ставкой ВГК было решено, разработать более продуманный и подготовленный план по снятию блокады.

Наступательная операция, получившая кодовое название «Искра» была утверждена Ставкой ВГК в начале декабря 1942 года. Проведение операции было поручено силам Волховского и Ленинградского фронтов, под командованием генерала армии Г. К. Жукова и Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова.

Операция «Искра» новогодний подарок Ставки ВГК Ленинграду


Прорыв блокады, как это ни странно планировалось осуществить в наиболее укрепленном фашистами районе, в шлиссельбургско-синявинском выступе.

Шлиссельбургско-синявинский выступ был наиболее сильным местом в обороне врага, по сути он представлял собой полевой, хорошо укрепленный район. Но в то же время это был участок с минимальным расстоянием между войсками Волховского и Ленинградского фронтов. Поэтому было решено одновременными ударами навстречу обеих фронтов разгромить группировку немцем, именно в этом месте, развив дальнейшее наступление для обеспечения сухопутных коммуникаций между городом и фронтом.

После проведения тщательной подготовки, привлечения стратегических резервов и перегруппировок войск удалось создать значительный перевес сил. По артиллерии и минометам 7:1 (5000 наших против 700 немецких), по дивизиям 2:1 (20 наших против 10 немецких с учетом переброски командованием противника 5 резервных в район прорыва), по авиации 3,3:1 (наших829 250 немецких), по танкам 10,3:1 (539 против 50).

Началом операции «Искра» стало предварительное разрушение обороны врага налетами авиации и огнем артиллерии. В течение месяца было разрушено 8 наблюдательных пунктов, 35 блиндажей, 80 дзотов, несколько артиллерийских орудий и большое количество пулеметов. Удары проводились очень аккуратно, по всей линии фронта, чтобы немцам было не понятно направление основного удара. Cо стороны казалось, что идет уже привычная для обеих сторон, позиционная война.

Операция «Искра» новогодний подарок Ставки ВГК Ленинграду


Подготовка была проведена настолько скрытно, что немецкое командование за 3 дня до начала операции заподозрившее неладное, так и не смогло определить ни силу, ни направление удара.

Ночью с 10 на 11 января 1943 года началась полноценная войсковая операция, под кодовым названием «Искра». Войска ударных групп обеих фронтов заняли исходные позиции для начала наступления, причем войска Волховского фронта расположились всего в 300-500 метрах от первого окопа фашистов.

Ночью с 11 на 12 января был проведен последний подготовительный авианалет. Силами обеих фронтов, группы наших бомбардировщиков нанесли массированные удары по штабам, аэродромам, коммуникациям и артиллерии противника.

Утром 12 января в 9 часов 30 минут на линии Ленинградского фронта артиллерийской и авиационной подготовкой начался непосредственный прорыв блокады. Когда артиллерийский огонь достиг наивысшего накала, на лед Невы спустились штурмовые группы и группы разграждения и устремились к противоположному берегу. Всего за четыре минуты, под прикрытием самолетов, огня артиллерии бившей прямой наводкой и стрелковых цепей спустившихся на лед вслед за ними, штурмовые группы и группы разграждения пересекли Неву, с помощью багров, кошек, веревок и лестниц поднялись на ледяной вал и первыми ворвались в траншеи фашистов. Героический порыв наших солдат был так велик и ужасен, что немцы были сметены в жестокой рукопашной схватке.

В это же время в полосе Волховского фронта, также развернулись жаркие кровопролитные бои. Атака началась за несколько минут до окончания артиллерийской подготовки, наши бойцы ворвались в траншеи фашистов, когда они еще не успели оправиться от ударов артиллерии. На этом направление наши солдаты также проявили массовый героизм и мужество.

Задача поставленная на первый день операции была успешно решена, войскам обеих фронтов удалось вклиниться в оборону противника, продвинувшись вглубь на 3 километра, на обоих направлениях удара. В течении ночи 13 января, войска укреплялись на захваченной территории.

13 января наступление продолжилось, в этот день особых успехов добиться не удалось. А 268-ой стрелковой дивизии пришлось даже отступить.

14 января упорные бои продолжались, ввод дополнительных сил, позволил нашим войскам еще немного продвинуться навстречу друг другу.

В этот день наши войска впервые подбили новейший немецкий танк «тигр», опытный образец которого проходил боевые испытания на Волховском фронте. Потерявшие столь ценный для обеих сторон танк, немцы упорно пытались вернуть его, держа это место под постоянным огнем и не прекращая попыток отбуксировать его в тыл. Но нашим операция по буксировке удалась быстрее, 17 января танк был отбуксирован в наш тыл.

Операция «Искра» новогодний подарок Ставки ВГК Ленинграду



C 15 по 17 января в бой были введены оставшиеся силы, войска продолжили наступление медленно, но верно продвигаясь по заданным направлениям. В этот период была захвачена стратегически важная станция Синявино.

Окончательный прорыв блокады произошел 18 января. В 9 часов утра на восточной окраине Рабочего поселка номер один встретились бойцы 327-й дивизии Волховского фронта и 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта. На месте встречи командирами этих подразделений был составлен Акт, подтверждающий факт окончательного прорыва блокады.

Операция «Искра» новогодний подарок Ставки ВГК Ленинграду



К 12 часам дня были полностью захвачены и освобождены Рабочие поселки номер один и номер пять. Чуть позже в этот же день был освобожден город Шлиссельбург. К концу дня южное побережье Ладожского озера было полностью очищено от фашистов, войска прекратили наступательные действия и начали закрепляться на отвоеванных рубежах.

Операция «Искра» завершилась, блокада Ленинграда была прорвана.

В результате проведенной операции на берегу Ладожского озера был создан коридор шириной 8-11 километров, позволивший наладить сухопутные коммуникации города со страной. Всего за семнадцать дней в этом коридоре были построены автомобильная и железная дороги. 7 февраля ленинградцы радостно встречали первый грузовой поезд с Большой земли.

Международному престижу фашисткой Германии и лично Гитлеру был нанесен еще один сокрушительный удар. В битве за Ленинград наступил переломный момент, ситуацией и инициативой с этого дня всецело завладела Красная армия.
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня