Военно-морские силы Северной Африки

После нашумевшей «Арабской весны» геополитическая ситуация в средиземноморском регионе значительно усложнилась. До сих пор продолжают появляться прогнозы относительно будущего Северной Африки и Ближнего Востока, и пока никто с уверенностью не может говорить о событиях завтрашнего дня. Среди различных мнений порой приходится слышать предположения о надвигающейся войне между государствами региона, недавно сменившими власть, и другими странами. Ввиду нестабильности общего положения Средиземноморья эту версию нельзя отвергать, равно как и говорить о ее правильности. По причине взаимного географического положения стран региона можно предположить, что в гипотетическом конфликте большую роль будут играть военно-морские силы, которым придется обеспечивать огневое прикрытие войск при атаке на важные прибрежные объекты и т.д. Рассмотрим состояние ВМС стран Северной Африки, имеющих доступ к Средиземному морю.

Алжир

Бунты и восстания прошлых лет прошли мимо Алжира, из-за чего он имеет возможность развивать свои вооруженные силы, не теряя времени на подавление волнений. Если обстановка в стране останется спокойной, то в течение ближайших нескольких лет алжирские ВМС значительно увеличат свой боевой потенциал. Так, в настоящее время на немецких и китайских верфях строится по два фрегата проектов MEKO A200 и C28A соответственно. Это корабли будут оснащены артиллерийским, ракетным и торпедным вооружением, благодаря чему смогут выполнять широкий спектр задач, свойственный военному флоту Алжира. Также в ближайшие годы эта страна получит один итальянский универсальный десантный корабль типа San Giorgio. В течение последних лет неоднократно упоминалась возможность заказа Алжиром двух корветов проекта 20382 «Тигр» российского производства, однако контракт на их поставку до сих пор не подписан, из чего можно сделать соответствующие выводы.


Военно-морские силы Северной Африки
Малые ракетные корабли проекта 1234 (шифр «О́вод», по классификации НАТО — Nanuchka class corvette)


Выводы о грядущем повышении возможностей алжирского военного флота имеют под собой очевидные основания в виде достаточно старой техники, эксплуатируемой в настоящее время. Самым новым из надводных судов алжирских ВМС являются патрульные катера типа Djebel Chenoua, третий и последний из которых был принят в строй около десяти лет назад. Девять других катеров проекта Kebir строились на алжирских верфях до 1993 года. Строительство более крупных кораблей для алжирской промышленности до сих пор является непосильной задачей, из-за чего страна вынуждена заказывать подобную технику за рубежом. Еще в начале восьмидесятых годов советское судостроение поставило в Алжир три малых ракетных корабля проекта 1234 и столько же сторожевиков проекта 1159. Все эти корабли до сих пор в строю и, судя по всему, будут служить, как минимум, до конца десятилетия, пока ВМС не получат достаточное количество новой техники. Список боевых надводных кораблей ВМС Алжира замыкают три десантных корабля английского и польского производства.

Военно-морские силы Северной Африки
Classe Djebel Chenoua


Крупномасштабное обновление своих ВМС Алжир начал с подводного флота. Так, еще в 2010 году завод «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург) передал заказчику две дизель-электрические субмарины проекта 636М. Еще две подлодки этого типа могут быть заказаны в ближайшее время. Во второй половине восьмидесятых годов Алжир приобрел у Советского Союза две ДЭПЛ предыдущего проекта 877. Они до сих пор находятся в строю и выполняют возлагаемые на них задачи.

Военно-морские силы Северной Африки
Подводные лодки проекта 877 «Палтус»


С 2011 года в ВМС Алжира служат несколько поисково-спасательных вертолетов. Это AgustaWestland AW101 (шесть единиц) и четыре AgustaWestland Super Lynx Mk.130. В прошлом году Алжир дополнительно заказал еще шесть вертолетов Mk.130.

Интересен тот факт, что в военно-морских силах Алжира служит не более 7000-7500 человек, что составляет чуть более одного процента от общего количества военнослужащих в стране. Столь малая численность личного состава обусловлена двумя причинами: небольшими размерами самого военного флота и спецификой распределения подразделений между родами войск.

Египет

Несмотря на события последних лет, военно-морские силы Египта продолжают оставаться одним из самых мощных флотов региона. В то же время, египетские ВМС имеют и недостатки. Так, весь подводный флот Египта состоит всего лишь из четырех подводных лодок проекта 633 советского производства. Учитывая возраст этих дизель-электрических субмарин, нетрудно определить их боевой потенциал. На смену советским ДЭПЛ в будущем должны прийти новые подводные корабли проекта «Тип 209», созданные в Германии. В настоящее время Каир ведет переговоры на эту тему и пока еще далеко до подписания контракта.

Военно-морские силы Северной Африки
Подводные лодки типа 209


Из-за смены власти и последующих политических, социальных и экономических проблем Египет был вынужден значительно сократить свои планы относительно обновления военно-морских сил. В последние годы правления Х. Мубарака было подписано несколько контрактов, в соответствии с которыми Египет должен был получить шесть ракетных катеров и одну плавбазу, ранее эксплуатировавшиеся Норвегией. Кроме того, Египет заказал у Соединенных Штатов четыре ракетных катера Ambassador Mk III. Ввиду экономической ситуации все контракты, кроме последнего, были аннулированы. Головной катер серии уже проходит испытания и его скоро примут в строй. Заказ, очевидно, будет выполнен полностью.

Военно-морские силы Северной Африки
Патрульные катера Ambassador Mk III


Основу египетского надводного флота составляют восемь фрегатов трех различных типов. В течение последних десятилетий Египет приобрел у США два подержанных корабля типа Knox и четыре Oliver Hazard Perry. Кроме того, Китай поставил два фрегата «Тип 053». Все эти фрегаты имеют ракетное, торпедное и артиллерийское вооружение и могут работать на большом удалении от баз. Похожим образом вооружены и два корвета Descubierta, купленные у Испании, но они отличаются размерами, водоизмещением и, как следствие, рядом тактических и технических характеристик. Также в составе ВМС Египта имеется сравнительно большое количество десантных кораблей. Это три средних корабля проекта 770 польского производства и девять малых кораблей проекта 106, приобретенные у Советского Союза. В египетских ВМС также имеются десять минных тральщиков советского и американского производства и пять учебных кораблей различных классов.

Военно-морские силы Северной Африки
Фрегаты типа «Knox»


Военно-морские силы Северной Африки
Фрегаты УРО типа Oliver Hazard Perry


Помня опыт конфликтов прошлых лет, Египет поддерживает в боеспособном состоянии т.н. москитный флот. Ракетные, торпедные и артиллерийские катера являются самыми многочисленными типами техники в составе египетских военно-морских сил. Египетские моряки до сих пор используют девять ракетных катеров проекта 205 советского производства (четыре куплены непосредственно у СССР, остальные – реэкспортированы Черногорией), пять приобретенных у Германии катеров «Тип 148» Tiger и шесть катеров собственной постройки типа Ramadan. Также на вооружении остается некоторое количество советских катеров проекта 183Р и китайских «Тип 024». Египетские ракетные катера используют управляемое противокорабельное вооружение различных типов, но при этом большую часть ракет можно считать устаревшей. То же самое можно сказать и о некотором количестве (не более шести) торпедных катеров проекта 206, купленных в свое время у Советского Союза. Не менее сомнительными выглядят перспективы четырех артиллерийских катеров «Тип 062» китайского производства. Будучи вооруженными лишь малокалиберной артиллерией и 81-мм безоткатным орудием, такие катера могут эффективно противостоять лишь легким, невооруженным и незащищенным плавсредствам и поэтому пригодны только для патрульной службы и пресечения нарушений морских границ.

Военно-морские силы Северной Африки
Kaman SH-2G Super Seasprite


Военно-морские силы Египта не имеют собственной авиации, поскольку вся соответствующая техника числится в составе ВВС. Для разведки и обнаружения целей в интересах флота ВВС используют восемь самолетов Grumman E-2C Hawkeye и шесть Beechcraft 1900C в специальной конфигурации. Противолодочная работа возлагается на десять вертолетов Kaman SH-2G Super Seasprite и пять Westland Sea King. Девять машин Aérospatiale Gazelle используются для разведки в прибрежной зоне. Также, при необходимости, ВВС выделяют военно-морским силам технику других типов.

Точные данные о личном составе египетских ВМС отсутствуют. По различным оценкам, в настоящее время на боевых кораблях, вспомогательных судах и береговых базах служит не более 20-22 тыс. человек.

Ливия

Одна из крупнейших стран средиземноморского региона – Ливия – сейчас даже не думает об обновлении военно-морских сил. У новой власти, пришедшей на место администрации М. Каддафи, и без того достаточно проблем, из-за чего строительство или закупка новых кораблей, катеров или судов начнется только в будущем, если, конечно, начнется вообще. Тем не менее, обновление ВМС является одной из главнейших задач для нового ливийского руководства. Дело в том, что в результате международной интервенции Ливия потеряла большое количество морской техники: военный флот лишился одного фрегата и нескольких ракетных катеров разных типов.

Военно-морские силы Северной Африки
МРК проекта 1234Э ВМС Ливии


После гражданской войны и интервенции военно-морские силы Ливии выглядят следующим образом. Крупный надводный флот представлен лишь одним сторожевым кораблем проекта 1159. Второй корабль этого типа был уничтожен 20 мая 2011 года в бухте Триполи. В тот же день самолеты НАТО потопили большой ракетный катер проекта 1234. Второй ракетный катер достался мятежникам и в настоящее время продолжает службу в составе ВМС. Также во время войны были уничтожены все четыре имевшихся на тот момент ракетных катера проекта 205 и семь катеров Combattante, купленных у Греции. Из девяти эксплуатировавшихся минных тральщиков проекта 266МЭ советского производства войну смогли пережить лишь два. Единственная ливийская дизель-электрическая подлодка проекта 641 уже достаточно давно не используется и вскоре будет утилизирована.

До начала гражданской войны в составе авиации ВМС Ливии было 24 вертолета нескольких типов, в том числе 12 противолодочных. В ходе конфликта почти вся эта техника была уничтожена на аэродромах. Нынешнее состояние авиации военно-морских сил остается неизвестным.

Из-за гражданской войны численность личного состава ВМС Ливии значительно сократилась. В настоящее время, согласно разным источникам, на оставшихся кораблях и базах проходит службу всего три тысячи человек. Подобные цифры ясно говорят о перспективах этого рода войск.

Марокко

На фоне других военно-морских сил североафриканского региона очень хорошо выглядит военный флот Марокко. Эта страна имеет возможность не только обновлять свои ВМС, своевременно восстанавливая потенциал этого рода войск, но и улучшать их. Для этого постоянно ведутся закупки новых кораблей и катеров, по своим характеристикам превосходящих имеющиеся. В настоящее время Марокко модернизирует свои ракетные катера, а также ждет выполнения нескольких своих заказов.

Военно-морские силы Северной Африки
Фрегаты типа FREMM


В течение последних лет официальный Рабат заказал за рубежом строительство нескольких кораблей различных типов. Так, до конца года планируется принять в состав ВМС фрегат, построенный по французскому проекту FREMM. Стоит отметить, FREMM в версии для Марокко предназначен для выполнения противолодочных задач и поэтому не будет нести противокорабельные ракеты. Однако и в таком случае новый корабль благотворно скажется на состоянии всего флота. Также в ближайшие годы Франция должна передать Марокко четыре сторожевых катера типа OPV-70, первый из которых уже введен в состав флота. Наконец, марокканское руководство в настоящее время планирует купить некоторое количество дизель-электрических подлодок. В числе участников будущего тендера может оказаться и российско-итальянский проект S1000.

Обновление ВМС Марокко началось еще несколько лет назад, поэтому новые корабли уже заступают на службу. В 2011 и 2012 году Нидерланды передали марокканцам три корвета типа SIGMA. Эти корабли вооружены артиллерийскими установками, торпедами, а также зенитными и противокорабельными ракетами. Приобретение таких корветов считается важной вехой в деле развития ВМС Марокко. В начале двухтысячных годов во флоте Марокко начали служить два фрегата типа Floréal, построенные во Франции. Они имеют только артиллерийское и противокорабельное ракетное вооружение, а также могут перевозить один противолодочный вертолет. Подходит к концу срок эксплуатации корвета типа Descubierta испанского производства: с принятием в строй корабля «Мохаммед IV» (тип FREMM) его выведут из состава флота и спишут.

Военно-морские силы Северной Африки
Корветы типа SIGMA


Стоит отметить достаточно многочисленный, хотя и устаревающий, флот патрульных катеров. До принятия в строй головного катера OPV-70 ВМС Марокко располагали двумя десятками подобных судов. Стоит отметить, еще в конце семидесятых годов Рабат стал изыскивать возможности для покупки новых патрульных катеров, в результате чего до середины девяностых годов новая техника регулярно пополняла состав ВМС. Перерыв в поставках начался лишь в 1997 году и к настоящему времени прекратился. Интересен тот факт, что руководство марокканского флота не «замыкалось» на катерах одной страны. Так, катера пяти проектов (не считая OPV-70) строились на верфях Дании, Испании и Франции.

Военно-морские силы Северной Африки
Патрульные катера OPV-70


Задача патрулирования прибрежной зоны возлагается на несколько десятков легких катеров различных типов, закупленных за рубежом и произведенных самостоятельно. На случай высадки на побережье противника ВМС Марокко имеют три десантных корабля BATRAL, купленные у Франции в конце семидесятых годов. Для выполнения вспомогательных задач флот использует четыре корабля разных типов и несколько десятков легких катеров.

Военно-морские силы Северной Африки
Десантные корабли BATRAL


Морская авиация Марокко немногочисленна. В ее составе есть лишь 3-4 вертолета Eurocopter AS565 и полтора десятка патрульных самолета Britten-Norman Defender. Примечательно, что эти самолеты формально служат в военно-воздушных силах, но используются исключительно в интересах военно-морских сил.

В настоящее время в ВМС Марокко служит более 40 тыс. человек, из них полторы тысячи числятся в составе морской пехоты. Это значительно превышает численность личного состава военно-морских сил некоторых других государств Северной Африки, но при этом не является рекордом.

Тунис

Из всех африканских стран, имеющих выход к Средиземному морю, Тунис является одной из самых слабых в военном и экономическом аспекте. Тунисские военно-морские силы не могут похвастаться большой боевой мощью, но даже в такой ситуации командиры флота умудряются выбивать финансирование на обновление техники. В последние дни прошлого 2012 года Италия передала Тунису первые два сторожевых катера P350 и еще четыре будут построены в ближайшее время.

Тем не менее, общее состояние ВМС Туниса создает гнетущее впечатление. Еще несколько лет назад были списаны все относительно крупные корабли, а именно корвет французского производства типа Le-Fougeux и бывший американский фрегат USS Savage. В связи с этим самыми крупными судами в составе ВМС Туниса стали ракетные катера нескольких типов. Это шесть катеров «Тип-143» Albatros, купленные у Германии, а также по три катера типов Combattante-III-M и P-48 Bizerte французского производства. На вооружении имеется не более пяти китайских артиллерийских катеров Shanghai-II, шесть тральщиков типа Kondor-II, ранее использовавшихся в Германии, и один десантный катер LCT-3, построенный в США.

Военно-морские силы Северной Африки
«Тип-143» Albatros


Патрулирование прибрежных акваторий и другие подобные задачи возлагаются на несколько десятков сторожевых катеров нескольких типов. Стоит отметить, при таком разнообразии парка техники Тунис, в отличие от Марокко, приобрел все катера за границей. В составе его военно-морских сил нет ни одного корабля или катера, построенного на своих предприятиях.

ВМС Туниса не имеют собственной авиации. При необходимости поддержку морякам и морской пехоте могут оказать военно-воздушные силы. Для помощи флоту используются два вертолета Sikorsky HH-3, полтора десятка Sikorsky S-61 и один SNIAS AS-365N. Согласно некоторым источникам, все эти машины могут участвовать как в поисково-спасательных, так и в противолодочных миссиях.

Военно-морские силы Северной Африки
Sikorsky S-61


Несмотря на откровенно плохое оснащение, в ВМС Туниса служит порядка 40-45 тыс. человек, что превышает численность личного состава военно-морских сил других стран региона. По понятным причинам, большая часть этих людей служит на берегу и не выходит в море.

Соотношение сил

Военно-морские силы стран Северной Африки, расположенных на побережье Средиземного моря, представляют собой типичные военные флоты небольших и небогатых стран. Из пяти рассмотренных государств лишь Алжир и Марокко активно развивают свои ВМС и повышают их боевой потенциал. Остальные страны, в первую очередь Тунис и Ливия, не могут себе позволить подобное и поэтому вынуждены пользоваться только тем, что у них есть и строить планы на будущее.

Ввиду своей слабости все описанные военно-морские силы не могут выполнять боевые задачи на большом удалении от баз. По этой причине основной задачей ВМС Алжира, Египта, Ливии, Марокко и Туниса пока остается патрулирование прибрежной зоны, поиск и задержание нарушителей. Кроме того, в начале некоего вооруженного конфликта военно-морские силы, вероятно, примут на себя первый удар противника. В таком случае перспективы всех рассмотренных ВМС, с некоторыми оговорками, выглядят одинаково. Так, полномасштабное столкновение с флотом равной силы будет носить непредсказуемый характер. Ни одна из указанных стран не имеет военно-морских сил, способных гарантированно разгромить противника. Что касается вмешательства в конфликт третьей силы, например, какой-либо европейской страны или вооруженных сил НАТО, то в таком случае результат будет печальным для африканского государства.

Тем не менее, рассмотренные пять стран продолжают по мере сил и возможностей обновлять и развивать свои военно-морские силы. Как уже говорилось, обстановка в регионе перестала быть стабильной и это служит дополнительным стимулом для улучшения вооруженных сил в целом и военного флота в частности.


По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://defense-update.com/
http://strategypage.com/
http://janes.com/
http://battleships-cruisers.co.uk/
http://armyrecognition.com/
http://meretmarine.com/
http://arms-expo.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Bongo 13 июня 2013 10:25
    Однозначно статье "+", не препоминаю столь подробного анализа по ВМС этого регона.
    На фото ливийский сторожевик потопленный авиацией НАТО у пирса в порту Триполи.
    1. Glenn Witcher 13 июня 2013 19:46
      Если Гугл не врет, до сих пор там лежит. И катер рядом.
      1. Гражданский 16 июня 2013 18:41
        ну просто написали бы "Флот стран Магриба")
  2. Karavan 13 июня 2013 11:03
    Вот так и получается: свобода+демократия = никакая армия и флот.
  3. Yeraz 13 июня 2013 11:04
    Смысл в сильной ВМС,все потенциальные противники на другой стороне берега страны НАТО.Но если против друг друга тогда да стоит их развивать.
  4. Комментарий был удален.
  5. chaushevski 13 июня 2013 12:27
    у марокко самой чёткий флот но зная эти армии скажу только одно этот флот вафельный вот и все круче американского флота на этой планете нет и в скором времени не будет а флот РФ в средиземье никогда мощным не был
    chaushevski
  6. xomaNN 13 июня 2013 19:51
    Спасибо автору за интересную подборку материала. Редко можно узнать сжато о состоянии ВМФ этого региона.
  7. Бывалый22 7 января 2016 13:51
    Довольно таки интересная статья

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня