Лодки идут вокруг Земли

Лодки идут вокруг Земли


Это случилось в эпоху великих свершений и грандиозных прорывов во всех сферах человеческого бытия. Быстрее, выше, сильнее! На земле, под водой и в воздухе.

16 февраля 1960 года причал военно-морской базы Нью-Лондон (шт. Коннектикут) покинула атомная подлодка «Тритон». Корабль вышел в море с фантастической миссией – повторить маршрут великого Магеллана, оставаясь на протяжении всего похода в подводном положении. Пройдя невидимой тенью сквозь моря и океаны планеты и обогнув Земной шар без единого всплытия или захода в порт, «Тритон» должен был стать прямым доказательством технического превосходства атомного подводного флота ВМС США.


За громкой пропагандой скрывался небольшой секрет. Широкой общественности невдомек, что «Тритон» - единственная американская субмарина, способная совершить подводный кругосветный «круиз». Все остальные подлодки первого поколения – «Скейт», «Наутилус», «Сивулф» слишком медлительны и слабы для участия в кругосветных операциях.

Лодки идут вокруг Земли


Подводный корабль USS Triton (SSN-586) был специально разработан для продолжительных океанских походов. Самая крупная, быстроходная и дорогая субмарина в мире ($109 млн., включая ядерное топливо), предназначенная для выполнения функций радиолокационного дозора и управления боевыми группами морской авиации. В послевоенные годы дальнее радиолокационное обнаружение на американском флоте обеспечивали специально подготовленные эсминцы, однако, как показала практика Второй мировой, такое решение означало высокий риск для экипажей надводных кораблей. Подводная лодка была лишена этого недостатка – при обнаружении противником «Тритон» ловко нырял под воду и исчезал в морской пучине. Специальные возможности требовали специальных навыков, отсюда – солидные размеры*, двухреакторная компоновка и высокая скорость подводного хода (27+ узлов). А также шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм - в случае опасности тритон превращался в злобного ядовитого ящера.

*Все в мире относительно. С точки зрения наших дней, размеры «Тритона» соответствуют скромной многоцелевой лодке, а в сравнении с огромной «Акулой» американский «Тритон» кажется лилипутом (7 против 50 тысяч тонн подводного водоизмещения)

Лодки идут вокруг Земли


…Тем временем «Тритон» смело шел в середину Атлантики, сотрясаясь всем корпусом на крутой океанской волне. 24 февраля лодка прибыла к скалам Петра и Павла, откуда должно было начаться её историческое плавание. Последний раз провентилировав отсеки и вышвырнув за борт скопившийся бытовой мусор, субмарина зарылась в пронзительно синие волны в экваториальной части Атлантического океана.

Спустившись в Южное полушарие, «Тритон» обогнул мыс Горн и устремился на запад, пересекая наискось необъятный Тихий океан. Пройдя тесными проливами между островами Филиппин и Индонезии, лодка выбралась на просторы Индийского океана, далее, обогнула Африку вокруг мыса Доброй Надежды и вернулась в контрольную точку маршрута к скалам Петра и Павла спустя 60 дней и 21 час после начала экспедиции. За кормой «Тритона» остались 23 723 морские мили (49500 км – больше длины земного экватора).

Лодки идут вокруг Земли

Мыс Горн. Фотография сделана через перископ "Тритона"

Официальная история свидетельствует, что «чистого» рекорда не получилось – субмарине пришлось единожды подняться на поверхность у побережья Уругвая. В ходе короткого рандеву с американским крейсером «Мэкон», на борт крейсера был переправлен один заболевший моряк из экипажа подлодки. Кроме того, злые языки твердят, что «Тритон» многократно нарушил условия «марафона», зайдя в базу на острове Гуам для устранения возникших на борту неисправностей. Конечно, никаких официальных подтверждений этого события нет и все это не более чем гнусная клевета…

За время похода (получившего название Операция «Сэндбласт») помимо чисто пропагандистских задач, американские моряки проводили многочисленные исследования в интересах ВМС США. Была отработана методика скрытного обследования побережья (экипаж провел съемку британских Фолклендских островов и собственной ВМБ Гуам), проведены учения по борьбе за живучесть лодки (в ходе одной из них отрабатывалась ситуация с падением мощности обоих реакторов – было ли это запланированной тренировкой или следствием настоящей аварии, вопрос так и остался без ответа). Кроме того, с помощью мощного гидролокатора «Тритона» велась непрерывное сканирование рельефа океанского дна на всем маршруте следования американской подлодки.

Поход сопровождался крупными техническими неполадками, всякий раз ставившими под угрозу судьбу экспедиции. В отсеках не раз возникали течи и задымления, срабатывала аварийная сигнализация реактора. 12 марта 1960 года на лодке «накрылся» основной эхолот, а в последний день пути вышла из строя вся гидросистема управления кормовыми рулями – «Тритон» вернулся на базу на резервом управлении.

Стоит заметить, что вокруг экспедиции «Тритона» начисто отсутствовала какая-либо секретность. Во время похода на борту лодки находилось два десятка гражданских лиц, включая фоторепортера журнала National Geographic. Янки превратили стратегический кругосветный рейд в яркое пиар-шоу и постарались по максимуму «раскрутить» достижение ВМС США, подняв пресловутый «престиж нации».

Лодки идут вокруг Земли

Боевой информационный центр на борту АПЛ "Тритон"


Что касается самого «рекордсмена», «Тритон» никогда не использовался по своему прямому назначению – в качестве командного центра для слежения за обстановкой в воздухе. С начала 1960-х годов функции дальнего радиолокационного обнаружения взяли на себя специализированные самолеты ДРЛО, и уникальная, единственная в своем классе, субмарина была переквалифицирована в многоцелевую лодку с торпедным оружием.

Всего USS Triton прослужил под звездно-полосатым флагом 27 лет и был исключен из списков ВМС США в 1986 году. Некогда грозный подводный киллер был окончательно разрезан на металл к ноябрю 2009 года.

Лодки идут вокруг Земли

Маршрут "Тритона"


Лодки идут вокруг Земли

Пафосный выход в кругосветное плавание


Лодки идут вокруг Земли

Прожорливые янки забивают трюма "Тритона" мешками с картофелем.
Всего за время "кругосветки", две сотни человек из экипажа подлодки "уничтожили" 35 тонн съестных припасов

Несмотря на всевозможные дискуссии вокруг «белых пятен» в истории кругосветного плавания «Тритона», и звучащие порой обвинения о нарушениях условий «заплыва», кругосветная подводная экспедиция 1960-го года стала очередным доказательством уникальных возможностей атомных субмарин. Поход «Тритона» оказал мощное влияние на эскалацию «гонки вооружений» и способствовал быстрому развитию атомного подводного флота по обе стороны Атлантического океана. Немало заволновались в Генштабе ВМФ СССР – подводный марш-бросок «Тритона» был расценен, как прямой вызов со стороны США.

А, как известно, советские моряки привыкли отвечать на вызов еще более жестким ответом…

Гонка на выживание

Весной 1960 года американцы показали, кто есть хозяин в Мировом океане. Через год русский парень Юра Гагарин покажет зарвавшимся янки, кто есть хозяин в Космосе.

Но рекорд АПЛ «Тритон» оставался по-прежнему непобитым. Откровенно говоря, перед ВМФ СССР не стояло задач по проведению кругосветных походов атомных подлодок. У советских моряков не было ни сил, ни средств для проведения масштабных пиар-акций, подобных походу «Тритона» – снимать с боевого дежурства атомоходы ради «погони за рекордами» было непозволительной роскошью. Мировой океан бороздил гигантский флот «вероятного противника» из тысячи боевых кораблей – ВМФ СССР хватало адреналина в погонях за неуловимыми американскими АУГ и ракетоносцами типа «Джордж Вашингтон». Вместо позирования в журнале National Geographic, наши моряки были заняты обеспечением доставки баллистических ракет на Кубу и выставлением противолодочных заслонов на пути четырех десятков «убийц городов», грозящих обрушить на советские города термоядерный ливень из 656 ракет «Поларис».

И все-таки, через несколько лет морякам-североморцам представился удобный случай, чтоб поквитаться с американскими мореманами. В 1966 году возникла необходимость перевода атомных подлодок К-133 и К-116 с Северного флота на Тихий океан. А раз так – остается лишь утвердить маршрут, подобрать экипажи, погрузить расходку и продовольствие и… Полный вперед, в дальний поход!

К этому времени у советских моряков-подводников был накоплен солидный опыт длительных походов в удаленные районы Мирового океана – еще в 1962 году подлодка К-21 совершила 50-суточный боевой поход на полную автономность, пройдя 10124 морские мили (из них 8648 миль в подводном положении). Для более удобного восприятия – это эквивалентно расстоянию от Санкт-Петербурга до Антарктиды.

Лодки идут вокруг Земли

Атомная подводная лодка проекта 627(А), аналогичная К-133

Ситуация с переводом К-133 и К-116 с Севера на Дальний восток была достаточно очевидной. К-133 относилась к первенцам советского подводного кораблестроения, лодка проекта 627(А) – ровесник американских «Скейтов» и «Тритонов». Но в отличие от американских лодок первого поколения, что являлись во многом экспериментальными конструкциями для отработки новых технологий. В то же время первые советские АПЛ являлись полноценными боевыми кораблями – вооруженные до зубов, с широким диапазоном рабочих глубин и высокой скоростью подводного хода. Благодаря оптимизированному для подводного плавания «каплевидного» корпуса наши 627(А) не уступали в скорости даже легендарному «Тритону». Что касается надежности, с этим было одинаково плохо по обеим сторонам океана. Механизмы, компоновка и реакторы АПЛ первого поколения не отличались совершенством и безопасностью.

Но если «Тритон» смог, значит … дорогу осилит идущий!

Со второй лодкой ситуация была аналогична. К-116 – атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами. Принадлежит к проекту 675, относится к первому поколению советских АПЛ. Подводный корабль достаточно быстр и автономен для кругосветных походов. Помимо торпедного оружия, К-116 несет в своем чреве восемь противокорабельных ракет комплекса П-6.

В отличие экспериментального «Тритона», который хотя и являлся мощной лодкой, но существовал в единственном экземпляре, К-116 – полностью серийная конструкция, один из 29 построенных атомоходов проекта 675.

Лодки идут вокруг Земли

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 675, аналогичная К-116

В ледяную стужу, 2 февраля 1966 года, многоцелевая АПЛ К-133 и ПЛАРК К-116 покинули базу в Западной Лице и взяли курс в открытое море. Так начался беспримерный групповой поход атомоходов ВМФ СССР на другой конец Земли. Выбравшись на просторы Атлантики, лодки полным ходом пересекли океан с Севера на Юг. Словно две тени, стальные «щуки» прошли проливом Дрейка и поднялись вдоль западного побережья Южной Америки, затем, следуя одна за другой, субмарины пересекли с Востока на Запад огромное пространство Тихого океана.

26 марта, спустя полтора месяца после выхода из Западной Лицы, обе лодки благополучно отшвартовались у причала в бухте Крашенинникова на Камчатке.

За 52 ходовых дня атомоходы прошли 21 000 миль (дистанция, практически равная знаменитому маршруту «Тритона»). Перед североморцами стояла исключительная по своей сложности задача – пересечь по диагонали два великих океана, ни разу не всплывая на поверхность. При этом не отстать, ни оторваться, не потерять друг друга из виду. И, главное, остаться незамеченными для противолодочных сил других государств. Маршрут пролегал по малоизученным гидрографами участкам океана, в непривычных для нас южных широтах, через пролив Дрейка, что славится своими яростными штормами и сложной навигационной обстановкой.

Весь поход проходил при максимальном соблюдении мер по обеспечению скрытности - в результате, ни один противолодочный корабль или глубоководная станция слежения НАТО не засекли отряд советских субмарин – появление новых атомоходов в бухте Крашенинникова стала подлинным сюрпризом для иностранных военно-морских разведок.

Лодки идут вокруг Земли


Моряки из экипажа атомной подводной лодки К-133 в течение всей экспедиции вели рукописный журнал «Летопись похода, или 25000 миль под водой». Здесь собраны стихи, очерки, рисунки подводников – лучшие шедевры, созданные талантом корабельных поэтов, художников и писателей во время легендарного похода. В настоящий момент раритетный журнал хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Послесловие. К моменту исключения атомной подводной лодки К-133 из состава ВМФ в 1989 году, подводный корабль прошел 168 тысяч миль за 21926 ходовых часов.

Судьба К-116 оказалась гораздо трагичнее – вспыхнувшая на борту радиационная авария заставила вывести лодку в резерв еще в 1982 году. Больше в море она не выходила. Всего, за двадцать лет эксплуатации, К-116 успела пройти 136 тысяч морских миль за 19965 ходовых часов.

http://www.deepstorm.ru/
http://atrinaflot.narod.ru/
http://navsource.org/
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 38
  1. Delta 13 июня 2013 10:50
    "ВМФ СССР хватало адреналина в погонях за неуловимыми американскими АУГ"

    как Капцов мог допустить такую фразу?))))
    1. SWEET_SIXTEEN 13 июня 2013 18:04
      Цитата: Delta
      как Капцов мог допустить такую фразу?))))

      все-таки стараюсь быть объективным. если какой-либо эпизод был - зачем это отрицать

      в отличие от любителей авианосцев, что боятся взглянуть правде в глаза
      1. Delta 13 июня 2013 18:11
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        все-таки стараюсь быть объективным. если какой-либо эпизод был - зачем это отрицать


        зачем же раньше отрицал, утверждая, что ВМФ СССР занимался чем угодно, только не "пас" АУГи США? или забыл уже?
        1. SWEET_SIXTEEN 13 июня 2013 18:29
          Цитата: Delta
          зачем же раньше отрицал, утверждая, что ВМФ СССР занимался чем угодно, только не "пас" АУГи США? или забыл уже?

          Я говорил, что актуальность борьбы с Нимицами была на пятом-десятом месте, после

          развертывания РПКСН
          борьбы с 41 for Freedom
          доставки военной помощи и демонстрации силы
          обеспечения безопасночти судоходства по всему миру
          отслеживания обстановки в Мировом океане
          охраны территориальных вод
          и т.п. стратегически важных вещей
  2. Владимирец 13 июня 2013 11:34
    "Прожорливые янки забивают трюма "Тритона" мешками с картофелем.
    Всего за время "кругосветки", две сотни человек из экипажа подлодки "уничтожили" 35 тонн съестных припасов"


    Честно говоря, покоробило от такой подписи под фото. Автор не видел, как наши "прожорливые" моряки грузят продукты на корабли? Кроме того, простые подсчеты показывают, что 35т продовольствия на 200 человек на 60 дней, это около 3кг в сутки. Много?
    1. Ежак 13 июня 2013 16:59
      Цитата: Владимирец
      это около 3кг в сутки. Много?

      Как это ни покажется странным, да много. Обычному человеку вполне хватит около 1,5 кг пищи. Ну, и если учесть отходы в виде очистков, то около, но не более 2 кг. Соответственно, вода сюда не входит. Её в общей сложности необходимо не менее 1,5 литра.
      1. Владимирец 13 июня 2013 17:29
        Цитата: Ежак
        Обычному человеку вполне хватит около 1,5 кг пищи.

        Что есть обычный человек? Надеюсь понятно, что подводник в походе это не обычный человек? Наш подводный паёк, по норме №4, как уже ниже написал Кавторанг, весит 2,75кг, а уж нашу то продслужбу трудно заподозрить в перекармливании и баловстве военнослужащих.
        Цитата: Ежак
        Ну, и если учесть отходы в виде очистков, то около, но не более 2 кг.

        Норма считается чистым продуктом безо всяких очистков, фантиков, ботвы или тары. Иначе 250г "подводного" мяса в день можно было бы давать как 50г мяса, а остальные 200г шкурами и хвостами.
    2. SWEET_SIXTEEN 13 июня 2013 18:05
      Цитата: Владимирец
      что 35т продовольствия на 200 человек на 60 дней, это около 3кг в сутки.

      Так они ведь еще на Гуаме провизию грузили)))
      1. Владимирец 13 июня 2013 19:14
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Так они ведь еще на Гуаме провизию грузили)))

        Или своей торговали.
  3. chaushevski 13 июня 2013 12:23
    статья о том как мы проиграли войну теперь только и вспоминаете о былом величии а делать ни чего не хотите
    chaushevski
    1. jjj 13 июня 2013 20:51
      Надо правильно оценивать события и факты. Мы не проиграли. А теперь все более укрепляется уверенность в том, что Россия переиграла Запад
      jjj
    2. старик54 17 июня 2013 18:40
      Цитата: chaushevski
      статья о том как мы проиграли войну теперь только и вспоминаете о былом величии а делать ни чего не хотите

      Если кто и "проиграл войну", хотя бы и холодную, то всяко не ВМФ и моряки, да и не СА, а руководство ты, подкупленное и предательское по сути! А это 2 большие разницы, хотя и одно другое не меняет.
  4. rudolff 13 июня 2013 12:34
    Никогда не страдал пренебрежительным отношением к американским подводникам. Достойные люди, достойные корабли. И гибли в отсеках также, как и наши.
    Командирам первых американских атомоходов разрешали публиковать свои мемуары. Отчасти пиар, конечно, но почитать было очень интерестно. Тем более, что служба наших подводников традиционно была под завесом секретности. Знали только о знаменитом походе Ленкома к северному полюсу и вскользь упоминался в печати этот групповой поход наших апл через пролив Дрейка.
    Мемуары американцев и у нас публиковались. Читал командиров Скейта, Сивульфа и кажется Сидрэгона. Довольно подробно описывали свою службу, с момента принятия лодок на стапелях и испытаний и до первых автономок. Первые проходы подо льдом через северный полюс, всплытия во льдах, проныривания под айсбергами, первые аварийные ситуации. Запомнились откровения одного командира, когда всплыли вблизи северного полюса, высадили съемочную группу, чтоб запечатлеть эффектное всплытие атомохода во льдах, опять погрузились и ... потеряли полынью. Пока нашли, командир чуть не поседел.
    1. Capt.Stryker 13 июня 2013 18:14
      Цитата: rudolff
      Никогда не страдал пренебрежительным отношением к американским подводникам.

      Вот таких ребят я уважаю! И ненавижу всяких "задорновых"! Лично общался с американцами - такие же люди как и все - есть нормальные пацаны, есть не рыба-не мясо, а есть и тупые уpoды.

      Цитата: rudolff
      Мемуары американцев и у нас публиковались. Читал командиров Скейта, Сивульфа и кажется Сидрэгона. Довольно подробно описывали свою службу, с момента принятия лодок на стапелях и испытаний и до первых автономок. Первые проходы подо льдом через северный полюс, всплытия во льдах, проныривания под айсбергами, первые аварийные ситуации. Запомнились откровения одного командира, когда всплыли вблизи северного полюса, высадили съемочную группу, чтоб запечатлеть эффектное всплытие атомохода во льдах, опять погрузились и ... потеряли полынью. Пока нашли, командир чуть не поседел.

      Книга называется "Вокруг света под водой", изд. Министерства Обороны СССР. Москва - 1965. Перевод правда сокращённый, но тем не менее всё написано очень живым, лёгким и интересным языком.
      Capt.Stryker
      1. SWEET_SIXTEEN 13 июня 2013 18:21
        Цитата: Capt.Stryker
        И ненавижу всяких "задорновых"!

        Задорнов в посольстве США

        [media=http://mover.uz/watch/tcEZpg6j/]
  5. rudolff 13 июня 2013 13:02
    Моряки "супостатов" к нашим подводникам тоже с большим уважением относились. Вспоминается один курьезный случай в Питере. С дружеским визитом к нам зашел британский учебный корабль и мы познакомились с одним офицером из его экипажа. А он был бывший противолодочник и долго и весело рассказывал о своей службе, как они гоняли вражьи субмарины. Потом видимо заметил, что у нас стали натягиваться физиономии и желваки заходили и поинтересовался откуда мы. Когда узнал, что подводники, покраснел, сказал только одно слово "sorry", отдал честь, развернулся и ушел. Нам это, как бальзам на сердце был. Больше мы его на палубе нигде не видели. good
    1. Алекс 14 сентября 2013 11:55
      Вы знаете, но в этой истории я увидел все, что угодно, но только не уважение к нам. Просто очередной балабол.
  6. Кавторанг 13 июня 2013 13:33
    Цитата: Владимирец
    Автор не видел, как наши "прожорливые" моряки грузят продукты на корабли? Кроме того, простые подсчеты показывают, что 35т продовольствия на 200 человек на 60 дней, это около 3кг в сутки. Много?

    Тоже напрягло, сам в погрузках участвовал.
    Для сведения автора: норма 4, т.н. "подводницкий" - 2,78 кг/сут. на человека, без учета веса поливитамина (ну это фигня) и яичка куриного.
    Берите куркулятор и считайте: 35 тонн на 200 челов на 69 суток с момента выхода из базы - 2,54 кг/сут. на человека.
    Подробнее о заплыве было бы интереснее, а не обязательное здеся :"Фу, обожравшиеся америкосы ..."
    Как-то так.
    Кавторанг
  7. nod739 13 июня 2013 15:14
    кто минус поставил?,
    хорошая статья +

    лучше б в школе изучали наших героев с детских лет
  8. флотский33 13 июня 2013 16:52
    Всех приветствую!Хорошая статья,славные времена.Да и сейчас потихоньку подводный флот возрождается.
  9. Capt.Stryker 13 июня 2013 17:59
    «Тритон» должен был стать прямым доказательством технического превосходства атомного подводного флота ВМС США.

    Это разве не так? Американские субмарины ВСЕГДА превосходили любой советский аналог по самым главным ТТХ - это бОльшая скрытность по всем физическим параметрам, и более чутким ГАС. А пресловутые скорости более 40 уз., и глубины погружения более 1 км., - это всё для тупого обывателя! Они как раз таки ничего кроме тупой "гордости за державу" не давали!

    Все остальные подлодки первого поколения – «Скейт», «Наутилус», «Сивулф» слишком медлительны и слабы для участия в кругосветных операциях.

    Вот эти "слишком медлительные и слабые", первыми в мире имели почётный титул ПЕРВЫЕ В МИРЕ! без всяких оговорок. "Наутилус" - первый в мире атомный корабль вообще! Эта же субмарина, первой в мире из кораблей достигла Северного Полюса, это событие произошло 3 августа 1958 года, правда всплыть на поверхность не смогла из-за тяжёлой и плотной ледовой обстановки. "Скейт" - первая в мире субмарина, которая всплыла на Северном Полюсе - произошло это во вторник 12 августа 1958 года. "Си Вулф" - первый в мире корабль с реактором на жидкометаллических теплоносителях.

    Официальная история свидетельствует, что «чистого» рекорда не получилось – субмарине пришлось единожды подняться на поверхность у побережья Уругвая. В ходе короткого рандеву с американским крейсером «Мэкон», на борт крейсера был переправлен один заболевший моряк из экипажа подлодки.

    Строго говоря она не всплыла, а только подвсплыла - лодка показала над водой только малую часть своей "рубки" - всего один метр, что бы открыть верхний люк и передать больного моряка на надводный корабль.

    Стоит заметить, что вокруг экспедиции «Тритона» начисто отсутствовала какая-либо секретность. Во время похода на борту лодки находилось два десятка гражданских лиц, включая фоторепортера журнала National Geographic. Янки превратили стратегический кругосветный рейд в яркое пиар-шоу и постарались по максимуму «раскрутить» достижение ВМС США, подняв пресловутый «престиж нации».

    А вот это то, что чуждо советскому режиму! ОТКРЫТОСТЬ! И ни какого "пресловутого" престижа нации тут нет! Америка реально достигла впечатляющих успехов в подводном плавании! И их надо уважать! Американцы НИКОГДА не говорят - "пресловутый полёт ГАГАРИНА"! У них и в мыслях нет принизить чужой приоритет. Так что, давайте ка, уважаемый Олег Капцов, с уважением относится к чужим достижениям!
    Capt.Stryker
    1. SWEET_SIXTEEN 13 июня 2013 18:17
      Цитата: Capt.Stryker
      Американские субмарины ВСЕГДА превосходили любой советский аналог по самым главным ТТХ - это бОльшая скрытность по всем физическим параметрам

      Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом — американским проектом «Improved Los Angeles», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». Так, адмирал Джереми Бурда (англ. Jeremy M. Boorda), являвшийся начальником оперативного штаба ВМС США в 1994—1996 годах, отмечал, что американские корабли оказались не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов, то есть по малошумности лодки проекта 971 соответствуют параметрам лодок четвёртого поколения

      И как быть с титановыми "Барракудами", что не обнаруживаются магнитными детекторами (основной способ обнаружения противолодочной авиации)
      Цитата: Capt.Stryker
      "Си Вулф" - первый в мире корабль с реактором на жидкометаллических теплоносителях.

      и последний в США
      Цитата: Capt.Stryker
      Строго говоря она не всплыла, а только подвсплыла - лодка показала над водой только малую часть своей "рубки" - всего один метр, что бы открыть верхний люк и передать больного моряка на надводный корабль.

      А на Гуаме всплыла и встала в док)))
      Цитата: Capt.Stryker
      И их надо уважать!

      Уважайте, ктож вам мешает)))
      Цитата: Capt.Stryker
      Так что, давайте ка, уважаемый Олег Капцов, с уважением относится к чужим достижениям!

      good
      п.с. Поставьте пожалуйста плюс кэптену Страйкеру. Интересный собеседник, дискуссия потеряет без него свою напряженность
      1. Delta 13 июня 2013 18:29
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        И как быть с титановыми "Барракудами", что не обнаруживаются магнитными детекторами (основной способ обнаружения противолодочной авиации)


        с чего бы их не обнаруживать? легкий корпус-то стальной
        1. SWEET_SIXTEEN 13 июня 2013 18:31
          Цитата: Delta
          с чего бы их не обнаруживать? легкий корпус-то стальной

          имеются цифры относительно массы легкого корпуса Барракуды?
          1. Delta 13 июня 2013 18:35
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Цитата: Delta
            с чего бы их не обнаруживать? легкий корпус-то стальной

            имеются цифры относительно массы легкого корпуса Барракуды?


            нет. А надо?
            1. SWEET_SIXTEEN 13 июня 2013 18:41
              Цитата: Delta
              нет. А надо?

              Конечно
              Интересно сравнить массу стальных конструкций Барракуды и Лос-Анджелеса
              1. Кавторанг 13 июня 2013 19:32
                Олег, не в тему массы конструкций, но отдельное спасибо за то, что помянули мою гвардейскую К-116. Мы, последним экипажем, еще несколько раз встречались в гараже последнего командира - Музыкина на День Корабля. Пока не разнесла судьба, кого на пенсию, кого на зону, кого на тот свет. Кто помоложе - служить дальше.
                Кавторанг
                1. Misantrop 13 июня 2013 20:24
                  Цитата: Кавторанг
                  К-116
                  Не повезло кораблю крепко... Знал мужика, экипаж которого пытались заставить принять корабль уже после аварии, когда они пришвартовались. На легком корпусе над реакторным отсеком тогда было несколько сот рентген. Естественно, ни о каком приеме корабля и последующем восстановлении не могло идти и речи. Всего лишь единственная ошибка оператора ГЭУ... sad
                  Misantrop
        2. Misantrop 13 июня 2013 20:19
          Цитата: Delta
          легкий корпус-то стальной
          belay О понятии "электрохимическая пара" доводилось слышать? При таком сочетании легкий корпус сожрало бы в морской воде дочиста менее чем за сутки lol Так что если АПЛ - титановая, то корпус у нее титановый ВЕСЬ. В том числе и забортная арматура
          Misantrop
          1. jjj 13 июня 2013 21:08
            Один труженик Севмаша имел в личном пользовании титановые ключи. Однажды осенью, заканчивая навигацию, он забыл ключ на баке катера. Следующей весной, когда пришло время спускать "коломбины" на воду владелец катера увидел, что за зиму титановый ключ "прожег" палубу бака, упал в форпик и там насквозь же "прожег" днище и выпал на землю.
            Надо сказать, что титановые вещицы в Северодвинске - не редкость. И мужики после того случая стали тщательнее следить за сохранность своего имущества.
            jjj
          2. Delta 14 июня 2013 12:19
            Цитата: Misantrop
            Так что если АПЛ - титановая, то корпус у нее титановый ВЕСЬ. В том числе и забортная арматура


            и "Акулы" легкий корпус титановый имеют?
    2. Misantrop 14 июня 2013 00:33
      Цитата: Capt.Stryker
      И их надо уважать!
      И остальных - тоже. Кстати, совсем недавно в Италии проходил 50-й международный конгресс подводников. Что характерно, нормально общались, никаких взаимных наездов не было. Встречу друга, спрошу о впечатлениях (он туда ездил)
      Misantrop
    3. Old_Kapitan 14 июня 2013 10:50
      Хороший коммент. Вот только:
      А пресловутые скорости более 40 уз., и глубины погружения более 1 км., - это всё для тупого обывателя! Они как раз таки ничего кроме тупой "гордости за державу" не давали!
      Ну почему не давали? На километровой глубине лодку не то, что поразить, сомневаюсь очень, что и обнаружить можно было. И скорости в 40 узлов - тоже не для рекордов: лодка "тихо-тихо спускается с горы, тихо-тихо подкрадывается, трахает стадо" и, развернувшись буквально на пятачке (видел я ее маневренность) в считанные секунды выходит на максимальную скорость. И пофиг шумность - уже торпеды рвутся. Ей главное оторваться, а там опять - тихо-тихо, да курс градусов под 120 сменить...
  10. xomaNN 13 июня 2013 19:44
    Согласен с предыдущими ораторами:)) в том , что ломать копья по суточному рациону подводников тех лет - глупо. Что касаемо наших, конечно в голодноватые 80-е перечень пайка впечатлял сухопутных слушателей. А каково было морякам десятками суток в железной коробке и не самых комфортных условиях? В том числе и вкусненького хочется, но увы - паек.
    1. Misantrop 13 июня 2013 20:31
      Цитата: xomaNN
      В том числе и вкусненького хочется, но увы - паек.

      Паек и в самом деле был хороший. Именовался он "автономный паек №1 атомных подводных лодок". Но вот чего в нем не было, так это манной крупы. Поэтому перед автономкой обязательно покупали несколько кг, чтобы пару раз себя побаловать. Ну и с собой всяких разносолов тоже прихватывали. Помню, один из мичманов взял бутылек консервированных виноградных листьев, так что первый раз долму именно в море попробовал. Да и от кока много зависело. Наш умудрялся иногда даже чебуреки делать
      Misantrop
  11. Roman_999 13 июня 2013 21:16
    Наверное, Никогда не смог бы служить на субмарине очень не люблю воду, боюсь столько воды...
    Я восхищаюсь людьми, чьей профессией и продуманным выбором стала такая служба, которая точно и опасна и трудна и не видна - но моя Родина до сих пор жива и имеет Слово в Мире, в том числе благодаря подводным крейсерам ракетоносцам, в случае Последней войны они единственные кто не даст противнику вкусить победы.
  12. jjj 13 июня 2013 21:20
    Не будем недооценивать супостата. Но... наши лодки из Заполярья на Дальний Восток в основном ходили севером. Подо льдами. И глубины случались метров сто. Представьте сверху лед. В ста метрах внизу - дно. А между ними БДР наяривает. Никто в мире больше так не ходил. Не дано
    jjj
  13. Capt.Stryker 13 июня 2013 22:52
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом — американским проектом «Improved Los Angeles», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». Так, адмирал Джереми Бурда (англ. Jeremy M. Boorda), являвшийся начальником оперативного штаба ВМС США в 1994—1996 годах, отмечал, что американские корабли оказались не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов, то есть по малошумности лодки проекта 971 соответствуют параметрам лодок четвёртого поколения

    А как же иначе? Американские адмиралы не "ну-у-у-ту-у-пые" - в этом есть своя логика: зачем им говорить "наши лодки самые лучшие, самые бесшумные"?



    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    И как быть с титановыми "Барракудами", что не обнаруживаются магнитными детекторами (основной способ обнаружения противолодочной авиации)

    Ну, и сколько этих "Барракуд"? две пр.945 и ещё две пр.945А, да и то, две из них всё ещё в ремонте. Кстати, эти "Барракуды" были довольно таки шумными, даже по сравнению с пр.671РТМ.


    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    и последний в США

    А где все советские "рыбки" с ЖМТ? Хоть одна из них в строю осталась? Американцы в этой теме оказались дальновиднее своих советских "конкурентов", не стали развивать это направление. Кстати, не желаете написать статью про советскую "жэ-эм-тэ" К-27? Какая у неё судьба?



    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    п.с. Поставьте пожалуйста плюс кэптену Страйкеру.

    Мне эти плюсы абсолютно - по фигу! На других форумах, где спокойно люди общаются без погони за этими пресловутыми погонами, плюсами, минусами, никто не вопит: "Вах! Мне минус вставили! За что!?" И вот, кстати, мне пришлось пару часов выждать, пока я смогу с "таким отрицательным рейтингом" наконец то написать свои комменты! Ну, не дискриминация это!? am А ведь, уважаемый камрад Delta из-за этого, опередил меня по поводу совместимости стали и титана в морской среде! А Вы, как оказалось, курсы сапромата в институте прогуливали! Ай-яй-яй, молодой человек!
    Capt.Stryker
    1. Misantrop 13 июня 2013 23:41
      Цитата: Capt.Stryker
      А где все советские "рыбки" с ЖМТ? Хоть одна из них в строю осталась? Американцы в этой теме оказались дальновиднее своих советских "конкурентов", не стали развивать это направление.

      Откуда столько глубокомыслия? Отличные кораблики были. И вовсе не они виноваты, что система берегового базирования за все время их службы так и не была доведена до ума. Отработали свой срок и их списали. Кстати, прекрасно они себя зарекомендовали. Вот, кстати, последняя перед ее списанием...
      Misantrop
      1. Capt.Stryker 14 июня 2013 00:33
        Цитата: Misantrop
        Отличные кораблики были.

        Я как бы и не сомневаюсь! Только могли ли эти лодки что либо услышать на скорости в 38-39 уз. кроме самих себя? И могли ли они уйти от противолодочных сил "империалистических флотов", когда к тому времени как появились эти "Лиры", едва ли не на каждом корабле "империалистов" имелись противолодочные вертолёты!? А то что системе берегового базирования уделяли минимум внимания - это порочная система всего советского!
        Capt.Stryker
        1. Misantrop 14 июня 2013 00:46
          Цитата: Capt.Stryker
          И могли ли они уйти от противолодочных сил "империалистических флотов", когда к тому времени как появились эти "Лиры", едва ли не на каждом корабле "империалистов" имелись противолодочные вертолёты!

          Уходили ведь. И довольно неплохо. Я на практике на такой был после 4-го курса, так что с офицерами экипажа уже мог вполне профессионально общаться на эти темы. Или отчего-то создалось впечатление, что они по Атлантике только на 40-узловом ходу, выпучив глаза, носились? lol Или, возможно, на других флотах есть корабли, способные отлично прослушивать подводную обстановку на таких ходах? Я о таких не слышал what А вот от торпеды уйти силовая установка вполне позволяла. Так как набор мощности и хода занимал буквально пару секунд (в отличие от ВВР)
          Цитата: Capt.Stryker
          это порочная система всего советского!
          Поделитесь, как с этим обстоит в демократической Украине, брезгливо отряхнувшей с себя черты тоталитарного советского режима. В Севастополе, если смотреть с Приморского бульвара, на Северной стороне хорошо видны два равелина. Один содержит РФ, другой - Украина. По внешнему виду отличаются ОЧЕНЬ сильно, даже с другой стороны бухты видно, насколько...
          Misantrop
          1. Old_Kapitan 14 июня 2013 10:40
            В Севастополе, если смотреть с Приморского бульвара, на Северной стороне хорошо видны два равелина. Один содержит РФ, другой - Украина. По внешнему виду отличаются ОЧЕНЬ сильно, даже с другой стороны бухты видно, насколько...
            Ха! А вблизи? Прогуливался я там, пока русские вахтенные не поперли lol Моща!
  14. Capt.Stryker 13 июня 2013 23:28
    Цитата: jjj
    Но... наши лодки из Заполярья на Дальний Восток в основном ходили севером. Подо льдами. И глубины случались метров сто. Представьте сверху лед. В ста метрах внизу - дно. А между ними БДР наяривает. Никто в мире больше так не ходил. Не дано

    Вот именно! НЕ НАДО!!! Не надо гнать пургу! Прочтите книгу "Вокруг света под водой" - это, кстати, советское название сборника нескольких книг американских подводников переведённые на русский язык в сокращённом варианте и помещённые под одну обложку, - там есть описание прохода через Беренгов пролив, когда под брюхом 5-10 метров грунта, и над "башкой" не более чем в пяти висит лёд!
    Capt.Stryker
  15. Misantrop 14 июня 2013 01:01
    Кстати, тот же дивизион Омельченко (сверхмалые ПЛ) имел прекрасную береговую инфраструктуру. Что позволяло им содержать свои корабли в отличном состоянии.Видел их лодку-матку, переделанную из 627 проекта, в отличном состоянии была. Кстати, ее НИКТО НИ РАЗУ нигде не обнаруживал, хотя она бродила по 8 месяцев по весьма плотно прикрытым силами ПЛО НАТО районам. Вот ведь интересно, классическая "ревущая корова", первое поколение... what
    Misantrop
  16. papik09 15 июня 2013 07:12
    Автору +++++. Статья прекрасная. Подводники и США и СССР просто молодцы. Слава им.
  17. SWEET_SIXTEEN 21 июня 2013 17:00
    Потери боевых кораблей и судов Японии

    Что я могу добавить... лодки просто жгут

    submarines - ПЛ
    carrier - авианосцы
    land-based - ВВС с береговых аэродромов
    mines - мины
    surface craft - артиллерийские и торпедные дуэли надводных кораблей
    miscellaneous - потери от береговых батарей, самоубийств в безнадежной обстановке и пр. форс-мажоров

    В сумме ПЛ и артиллерия превышают результаты палубной авиации
    Ну а по потерям транспортов - вообще мрак, маленькие злобные рыбки поубивали всех на своем пути


    Источник: Japanese Naval and Merchant Shipping Losses During World War II by All Causes
    Prepared by The Joint Army-Navy Assessment Committee NAVEXOS P 468
    February 1947

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня