Омский «Барс»: опытный танк Т-80У-М1
Прототип нового танка Т-80У-М1 «Барс» впервые был показан на выставке ВТТВ-97 в Омске. Стоит отметить, первое появление этой бронемашины не получило большой огласки. На этом же мероприятии Конструкторское бюро транспортного машиностроения представило свою новейшую разработку (танк «Черный орел»), к которой было приковано все внимание специалистов и зрителей. Тем не менее, к этому времени омский Т-80У-М1 уже находился на испытаниях и, согласно некоторым источникам, был почти готов к началу серийного производства. К несчастью, в дальнейшем оба перспективных проекта остались на стадии испытаний прототипа.
При создании проекта Т-80У-М1 омские инженеры старались повысить характеристики танка в целом, но главным приоритетом была защита экипажа, боекомплекта и агрегатов. Самым заметным элементом обновленной защиты танка стал антенный блок системы активной защиты «Арена». Эта аппаратура предназначалась для обнаружения и своевременного уничтожения противотанковых боеприпасов противника, летящих к машине. Как показал опыт войны в Чечне, отечественные танки имели недостаточную защиту от противотанковых гранатометов и т.п. систем. При помощи «Арены» предполагалось значительно повысить живучесть танка «Барс» на поле боя. На случай прорыва гранаты или снаряда к корпусу танка последний оснастили обновленной встроенной динамической защитой. Встроенную защиту получили и бортовые экраны. Наконец, для противодействия высокоточному оружию противника танк Т-80У-М1 получил систему оптико-электронного противодействия «Штора-1».
Согласно некоторым оценкам, одновременное применение «Арены» и «Шторы-1» повышало уровень защиты танка, как минимум, в три раза. Для увеличения вероятности выживания на поле боя «Барс» оснастили обновленной системой радиационной и химической разведки, новыми средствами пожаротушения и т.п. Предполагалось, что все эти меры смогут защитить танк и его экипаж от большинства угроз, возникающих на поле боя в различных условиях.
Большой интерес представляла силовая установка танка. В ходе модернизации стандартная механическая трансмиссия уступила место гидрообъемной. В сочетании с газотурбинным двигателем ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. новая трансмиссия позволила добиться заметного повышения подвижности. По имеющимся данным, средняя скорость на специальной трассе увеличилась на 10-12%, а на некоторых ее участках – на треть. Более эффективная трансмиссия позволила снизить расход топлива на 5-10% и увеличить ресурс агрегатов силовой установки и ходовой чести. Обновление моторно-трансмиссионной установки упростило работу механика-водителя. Управление танком «Барс» производилось при помощи штурвала и двух педалей. При этом значительно уменьшилось усилие на органах управления. В перспективе предлагалось оснастить Т-80У-М1 новым двигателем мощностью до 1400 л.с., однако такая модернизация так и осталась в планах.
Архитектура комплекса вооружений танка «Барс» осталась прежней. Тем не менее, в башне серийных танков предполагалось монтировать несколько новых систем, в том числе и обновленное орудие. В качестве оружия для обновленного танка выбрали модернизированный вариант гладкоствольного орудия-пусковой установки 2А46М. От базовой версии это орудие отличалось большей жесткостью ствола, что давало 20-процентный прирост к точности огня. Дальнейшее повышение точности возлагалось на систему управления огнем 1А45 с лазерным дальномером, комплексом датчиков, баллистическим вычислителем и т.п. Орудие по-прежнему комплектовалось механизмом заряжания на 28 ячеек для выстрелов, обеспечивавшим скорострельность до 7-9 выстрелов в минуту. Комплекс вооружения сохранил возможность стрельбы управляемыми ракетами 9М119 «Рефлекс». Планировалось оснастить танк тепловизионными приборами наблюдения и прицеливания отечественного или зарубежного производства.
Нетрудно заметить, что про создании новой модификации танка Т-80 сотрудники Омсктрансмаша пытались поднять потенциал боевой машины, не внося значительные коррективы в ее конструкцию. Фактически единственным серьезным нововведением, потребовавшим больших изменений агрегатов корпуса, стала новая гидрообъемная трансмиссия. Все прочие новые системы либо монтировались на место старых, либо не нуждались в серьезных доработках посадочных мест. В случае начала серийного производства эта особенность проекта позволила бы значительно сократить стоимость готовых машин за счет отсутствия необходимости в больших изменениях сборочного процесса.
Тем не менее, и технические, и экономические преимущества не помогли танку Т-80У-М1 пополнить ряды техники вооруженных сил России. В конце девяностых армия финансировалась крайне скудно, из-за чего приходилось постоянно отказываться от закупок новой техники и вооружений. Кроме того, омский завод, на котором планировалось выпускать танки «Барс», находился в бедственном положении. В результате очередная разработка отечественных танкостроителей пополнила печальный список проектов, прошедших испытания и на этом прекративших свое существование.
По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://vestnik-rm.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://armor.kiev.ua/
Информация