Авиационный двигатель – пятое поколение
Двигатель АЛ-41Ф1 (изделие 117) – авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель, оснащенный форсажной камерой и имеющий управляемый вектор тяги, обеспечивающий самолету дополнительную маневренность. Данный двигатель по заявлениям производителя НПО «Сатурн» отвечает всем требованиям, которые предъявляются к двигателям 5-го поколения. В том числе позволяет развить сверхзвуковую скорость без применения форсажа, а также оснащен полностью цифровой системой управления и имеет плазменную систему зажигания. Не смотря на внешние сходства с двигателем предыдущих поколений, АЛ-41Ф1 получил около 80% совершенно новых деталей и отличается от двигателей 4-го поколения повышенной силой тяги, более сложной системой автоматизации, новой турбиной и улучшением расходных характеристик
В настоящее время данный двигатель производится в двух вариантах: АЛ-41Ф1 и АЛ-41Ф1С устанавливаемых на многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50 и многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35С
Основные отличия от реактивных двигателей прошлого поколения:
Камера сгорания.
Компрессоры низкого и высокого давления.
Увеличенный до 932 мм. диаметр турбины.
Всеракурсное управление вектором тяги ±16° в любом направлении и ±20° в плоскости.
Плазменная система зажигания.
Цифровая АСУ с элементами распределенных параметров.
Благодаря всем этим усовершенствованиям удалось существенно увеличить силу тяги двигателя с 12 500 кгс до 15 000 кгс и увеличить ресурс двигателя в 4 раза с 1000 до 4000 часов. При этом возросла надежность, и снизился расход топлива. Впервые на двигателе была реализована плазменная система зажигания, которая сделала возможным безкислородный пуск двигателя.
Двигатель получил полностью цифровую систему управления с полной ответственностью, все гидравлические агрегаты выступают только в роли исполнителей. Дополнительно конструкцией предусмотрен один центробежный генератор, который должен в случае отказа всей электроники (к примеру, из-за воздействия ядерного взрыв) позволить самолету благополучно вернуться на базу, работая в пониженном режиме.
До 2015 года все летные испытания ПАК ФА будут проходить с использованием именно этих двигателей. Именно с изделием 117 самолет пройдет все испытания своих летно-технических характеристик. Установка, испытания и сертификация новых двигателей, потребуют сравнительно небольшого периода времени считают военные специалисты, а их разработка с нуля займет от 5 до 7 лет.
Константин Макиенко – замдиректора Центра анализа стратегий и технологий считает, что тех глубоко модернизированных двигателей 4-го поколения, которые сейчас есть у НПО «Сатурн» достаточно для всех сегодняшних потребностей отечественных ВВС, в том числе и для самолета ПАК ФА, по крайней мере, на период испытаний. По мнению эксперта, потребность в настоящем двигателе 5-го поколения – по габаритам, массе, техническим характеристикам – появится лишь через 10 лет.
В этом смысле время у Министерства обороны есть, потому что потребность в более совершенных двигателях появится тогда, когда появятся более тяжелые самолеты (оптимизируемые под ударные задачи или двухместные). Существует такая закономерность, при которой самолет в среднем прибавляет к своему весу 1% в год. При сроке эксплуатации в 30-50 лет, тягу двигателей необходимо будет поднять на 30-50%. Таким образом, наращивание энергетических возможностей двигателей станет актуальным на уровне 2020 года, когда начнут появляться новые модификации самолета.
- http://topwar.ru" rel="nofollow">http://topwar.ru
Информация