Строительство подлодок: планы и проблемы

Выполнение текущей Государственной программы развития вооружений связано с колоссальными затратами – до 2020 года будет освоено около 20 триллионов рублей. Однако даже при таком финансировании возникает масса вопросов, касающихся распределения денег. В последние недели вновь была поднята проблема своевременной оплаты работ оборонной промышленности. На этот раз обсуждение коснулось строительства новых подводных лодок для российского военно-морского флота.

В первых числах июня-месяца появилась обновленная информация о планах министерства обороны на строительство атомных подлодок. По словам главкома ВМФ адмирала В. Чиркова, в ближайшие годы флот получит восемь стратегических субмарин «Борей», пять из которых будут построены в соответствии с модернизированным вариантом проекта 955А. Также судостроение поставит семь многоцелевых подлодок проекта «Ясень». Как и в случае с «Бореями», несколько последних лодок серии будут строиться в соответствии с обновленным проектом 885М и флот получит шесть модернизированных подводных кораблей.

Стоит отметить, ранее назывались самые разные цифры, от шести до десяти лодок каждого типа. Однако в последние месяцы количество планируемых к постройке субмарин остается примерно на одном уровне, из чего можно сделать соответствующие выводы. Этот факт может служить подтверждением тому, что министерство обороны окончательно определилось со своими нуждами и намеревается приобрести именно восемь стратегических и семь многоцелевых подлодок. К настоящему времени лишь одна из полутора десятков субмарин принята в состав флота, это ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий». Еще две лодки того же типа в настоящее время проходят испытания. То же касается и головного корабля типа «Ясень», носящего имя «Северодвинск». Весной утверждалось, что эти три подлодки будут приняты на вооружение до конца текущего года. Эти планы пока не корректировались и, вероятно, уже в этом году ВМФ России получит две стратегические лодки и одну многоцелевую.


Строительство подлодок: планы и проблемы


Очевиден тот факт, что строительство новых атомных подводных лодок обходится стране в огромные суммы. Однако, как оказалось, стоимость субмарин оказывается значительно выше запланированной. Несколько дней назад вице-премьер Д. Рогозин привел следующие цифры. Первоначально планировалось, что строительство «Юрия Долгорукого» обойдется бюджету примерно в 20 миллиардов рублей, но в итоге было потрачено около 50 миллиардов. Также Рогозин вспомнил события 2011 года, когда контракты на строительство новых подлодок были заключены только осенью, что едва не привело к срыву гособоронзаказа. Главной причиной тех событий стали разногласия промышленности и чиновников Минобороны. Они долго не могли договориться о системе ценообразования, что в результате привело к столь позднему подписанию контрактов.

Суть конфликта между министерством и отраслью заключалась в следующем. Минобороны желало видеть более прозрачную систему ценообразования с целью сокращения лишних расходов и уменьшения затрат, а судостроители не хотели идти ему навстречу. Такое разногласие между ведомствами, продиктованное, в первую очередь, финансовыми интересами, едва не привело к громкому скандалу. В конечном счете, обеим сторонам удалось найти общий язык, но в дальнейшем проявились последствия подобной договоренности. По словам Рогозина, предыдущее руководство министерства обороны, желая снизить стоимость заказываемой техники, оказывало давление на руководство судостроительной отрасли, что и стало причиной роста стоимости из-за массы дополнительных расходов.

И все же, несмотря на подобные проблемы, строительство новых подлодок идет в соответствии с графиком. Что касается самих дополнительных расходов, то министерство обороны изыскивает возможности для подобного финансирования. Однако если брать во внимание специфическое формирование конечной стоимости «Юрия Долгорукого» и с определенными оговорками экстраполировать его на всю серию подлодок, то перспективы могут быть не слишком хорошими. Регулярные проблемы, требующие дополнительных расходов, могут привести к значительному удорожанию всей программы строительства стратегических и многоцелевых подлодок. Естественно, подобные вещи вызывают негативную реакцию со стороны министерства финансов.

Как сообщают средства массовой информации, руководство Минфина вновь начало выступать с предложением пересмотреть планы финансирования Госпрограммы перевооружения. Так, предлагается немного сократить ассигнования на некоторые долгосрочные проекты и сэкономить деньги за счет увеличения сроков их реализации. В числе подобных долгосрочных проектов может оказаться и строительство атомных подводных лодок. Министерство обороны и правительство пока не приняли решения по этому поводу и, вероятно, предложения финансистов пока только обсуждаются.

Как сказал вице-премьер Д. Рогозин, руководство страны сейчас ищет способы исправить имеющиеся недостатки и обеспечить нормальное и правильное ценообразование. Пока нельзя говорить, каким именно способом будут реализованы все эти планы. Различные предложения на эту тему стали появляться еще в позапрошлом году, во время разбирательств вокруг контрактов на строительство подлодок и надводных кораблей. Часть их была принята к сведению и применялась при формировании цен. По истечении почти двух лет, похоже, настало время оценить существующую систему ценообразования, принятую при старом руководстве Минобороны, и внести в нее необходимые коррективы.


По материалам сайтов:
http://itar-tass.com/
http://vedomosti.ru/
http://vz.ru/
http://argumenti.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 43
  1. Tarpon 14 июня 2013 07:55
    ... руководство Минфина вновь начало выступать с предложением пересмотреть планы финансирования Госпрограммы перевооружения. Так, предлагается немного сократить ассигнования на некоторые долгосрочные проекты и сэкономить деньги за счет увеличения сроков их реализации. В числе подобных долгосрочных проектов может оказаться и строительство атомных подводных лодок.

    Не дай Бог.
    1. chaushevski 14 июня 2013 12:49
      это вам с захарьяшем поговорить надо он вам раскажет зачем нам флот а особенно подлодки кто его знает те поймут ))
      chaushevski
      1. Барабас 17 июня 2013 22:39
        он стоил зарплата строителям и проектировщикам! И всё!всё остальное государственно-народное!
        Барабас
  2. Dima190579 14 июня 2013 08:40
    А сколько стоил подводный крейсер в СССР и откуда брались деньги?
    Dima190579
    1. Bronis 14 июня 2013 15:24
      Тут Вам ни кто точно не скажет. 30 лет назад и рубль другим был. Но следует обратить внимание, что из тогдашнего ценообразования исключался фактор рынка и главное - запредельной коррупции. Не было премий менеджементу, золотых парашютов и итальянской мебели в каютах. Да и массовость строительства цену снижало. Но, в целом, ВПК и ВС стоили дорого, более трети бюджета (иногда и половину). Сейчас - все наоборот...
      Деньги в позднем СССР брались как и сейчас - из нефти и газа, правда еще, отчасти, и из тяжелого машиностроения и черной металлургии (сейчас - нет). Тогда все деньги - доход государства. Сейчас, помимо олигархов, и в госкомпаниях порядки вполне рыночные. Просто ребята под "крышей" государства торгуют и делятся чуть более активно. Вот и денюжек не хватает...
      1. Одиссей 14 июня 2013 17:58
        Цитата: Bronis
        Деньги в позднем СССР брались как и сейчас - из нефти и газа, правда еще, отчасти, и из тяжелого машиностроения и черной металлургии (сейчас - нет).

        Это не совсем верно.В СССР в производстве были безналичные деньги.То есть объем производимого зависел только от труда и ресурсов.
        Это собственно и есть одно из главных преимуществ социалистической экономики.
        Кол-во же денег должно было соответствовать кол-ву произведенных товаров.Ну и за валюту закупался импорт.
        1. Bronis 14 июня 2013 20:08
          Да, если исходить из реалий тогдашней экономики. Хозрасчет - это больше исключение. В случае с ВПК СССР уместней говорить не о деньгах, а о национальном богатстве, ибо все государственное и по плану. Но термин "деньги" - проще для обихода.
          1. Одиссей 14 июня 2013 23:06
            Цитата: Bronis
            В случае с ВПК СССР уместней говорить не о деньгах, а о национальном богатстве, ибо все государственное и по плану. Но термин "деньги" - проще для обихода.

            Согласен.Поэтому и "денег" на все хватало.
            Кстати,по этой причине точно определить размеры военного бюджета СССР просто невозможно.Для этого его экономику нужно было мысленно "перевести" на рыночные рельсы.Чем ЦРУ и занималось.
    2. Misantrop 15 июня 2013 00:22
      Цитата: Dima190579
      сколько стоил подводный крейсер в СССР
      Третий корпус БДРМ обошелся стране чуть дороже 1 млрд рублей в ценах 1986 года

      А мебель в каюты и командирский салон делал деревообрабатывающий цех того же СМП. Кстати, отличную мебель они выпускали тогда
      Misantrop
  3. Predator-74 14 июня 2013 08:44
    Кто не будет кормить свою арию - будет кормить чужую.
    1. р_у_с_с_к_и_й 14 июня 2013 12:26
      Свою армию понятное дело надо финансировать и вооружать новейшим оружием, но у нас получается, что мы кормим чиновников, а не армию!
      Первоначально планировалось, что строительство «Юрия Долгорукого» обойдется бюджету примерно в 20 миллиардов рублей, но в итоге было потрачено около 50 миллиардов.

      Это интересно с какого рожна цена в 2,5 раза поднялась??
      1. Ботановед 14 июня 2013 14:30
        Цитата: р_у_с_с_к_и_й
        Это интересно с какого рожна цена в 2,5 раза поднялась??


        А с такого же, что и цена на молоко, бензин, железо и все остальное. Инфляция, тарифы и т.п. И опять же - сколько раз МО вносило корректировки и "пожелания" в ходе строительства? Насколько подорожала "Булава"? Сколько раз оборудование перепроектировали и подрядчиков меняли? Вот и накапало по капельке.
  4. Волхов 14 июня 2013 09:00
    Совсем недавно лодки массово резали - их было слишком много... теперь срочно заказывают, потому, что слишком мало - объяснили бы людям, что за изменения, сколько пятниц на неделе, куда делись те, что в строю... Вот при царе, когда начали строить подлодки так сразу построили судно "Волхов" (сейчас "Коммуна") чтобы их вытаскивать и оно 100 лет в строю, так может аналог нужен размером побольше для глобальных планов?
    Волхов
    1. Мижган 14 июня 2013 09:36
      Цитата: Волхов
      Совсем недавно лодки массово резали - их было слишком много... теперь срочно заказывают, потому, что слишком мало - объяснили бы людям, что за изменения, сколько пятниц на неделе, куда делись те, что в строю...

      На этот вопрос тебе ответят Горбачев и Ельцин. Эти уё...ки чётко знали чего и сколько надо СССР и России. Вернее не СССР и России , а Пентагону.
      1. Волхов 14 июня 2013 14:01
        Так власть не менялась - разве что абсолютизировалась и с народом любит общаться - вот в зомбоящике и показали бы сказку с намёками.
        Волхов
  5. Маркони41 14 июня 2013 09:38
    Наши промышленники дерут с армии цену в двое или даже в трое больше чем есть на самом деле. Последствия 90-х годов, когда в случае выгоды менее чем 100% дела не делаются. Поэтому и прозрачности нет и не будет. Наверное необходимо государтву вновь скупать процентов 40 акций предприятий ВПК, что бы иметь право весомого голоса в советах управления. К сожалению рыночные принципы тут не возможны, слишком много предприятий будут мономолистами в своем деле.
    1. Арберес 14 июня 2013 10:40
      Цитата: Маркони41
      Наши промышленники дерут с армии цену в двое или даже в трое больше чем есть на самом деле.

      Уж больно пирог жирный, все не поделят никак. А лодки нам нужны и при чем в первую очередь! Это действительно сильный и жесткий аргумент для наших "потенциальных партнеров". hi
    2. doktor_alex 14 июня 2013 17:24
      Цитата: Маркони41
      Наши промышленники дерут с армии цену в двое или даже в трое больше чем есть на самом деле.


      А что делать господа, рыночная экономика.... к тому же методы оплаты выполненных работ вынуждают Севмаш постоянно сидеть по уши в кредитах, проценты от которых естественно тоже включают в стоимость.

      Цитата: Маркони41
      Наверное необходимо государтву вновь скупать процентов 40 акций предприятий ВПК, что бы иметь право весомого голоса в советах управления.


      Все предприятия ВПК хоть и ОАО, но полностью под контролем государства, т.к. государство имеет 50% + 1 акция.
  6. Барабас 14 июня 2013 10:02
    НЕ понял! если доктрина "защита границ",на фига авианосцы, подлодки,и прочая дорогостоящая техника?старая как мир истина,что любой корабль проигрывает береговой батарее уже устарела? увеличьте дальность противокорабельных ракет и держите супостата в напряге! или России денег некуда девать?надо вам Флаг демонстрировать так есть Орланы !демонстрируйте!нехрен в базах стоять.а генералам и адмиралам всегда игрушек не хватает.
    Барабас
    1. vadimN 14 июня 2013 10:18
      Уважаемый, а какой береговой батареей Вы собираетесь противостоять, например, американской лодке-ракетоносцу, которая может из северной Атлантики долбануть по Москве, даже близко не подползая к нашим берегам?
      1. SWEET_SIXTEEN 17 июня 2013 12:18
        Цитата: vadimN
        американской лодке-ракетоносцу, которая может из северной Атлантики долбануть по Москве

        Когда у янки были Посейдоны С-3, район боевого патрулирования 41 for Freedom располагался в районе Филиппин (оттуда поражались все объекты в юж. части Сибири) - там их и ловили БПК Тихоокеанского флота

        У современной БРПЛ Трайдент-2D-5 дальность полета больше в 2 раза - где теперь искать американские ракетоносцы??? Скорее всего в районе Гавайев, в терводах США, а в терводы заходить нельзя, вот такие дела


        Озвученная вами задача противолодочной обороны себя полностью изжила с появлением БРПЛ с дальностью стрельбы 8-10 тыс. км
    2. Арберес 14 июня 2013 10:44
      Цитата: Барабас
      НЕ понял! если доктрина "защита границ",на фига авианосцы, подлодки,и прочая дорогостоящая техника?

      Вы чем лодки противника искать будете у наших берегов? Противокарабельными комплексами что ли? Так на сколько я знаю они для этого пока что не предназначены!
      Все умные страны стараются своего врага на дальних подступах нейтрализовывать, а не в собственных сенях.
      1. Барабас 14 июня 2013 10:59
        согласен! не стратег я.но почему то гложет меня мысль ,что поговорка о том ,что "нынешние генералы готовятся к прошлой войне"не выходит у меня из головы.чем искать подлодки? ну не другими же подлодками!да и все их не переловишь.с десяток где нибудь пересидят в засаде и "ОТВЕТЯТ".не там выход ,не там!
        Барабас
        1. Арберес 14 июня 2013 11:17
          Цитата: Барабас
          .чем искать подлодки? ну не другими же подлодками!да и все их не переловишь.с десяток где нибудь пересидят в засаде и "ОТВЕТЯТ".не там выход ,не там!

          Уважаемый Барабас, еще раз здравствуйте hi
          Вот именно, что нужен целый комплекс "игрушек"! Самолеты обнаружения, вертолеты-куда же без них, корабли-способные выполнять широкий спектр задач(в том числе и обнаружение АПЛ противника) и сами лодки, для обнаружения и слежения за кораблями и лодками противника и их уничтожения, если уж на то пойдет!
          Да и космические спутники, для обнаружения и наведения на цель! Целеуказание ведь должен кто то выдавать?
          1. Барабас 14 июня 2013 18:01
            не менее уважаемый Арберес!
            я тут отвлёкса,надо было по хозяйству конструкцию одну изготовить
            и вот кака мысль пришла.Мы подлодки- они подлодки,мы ракеты "партнёры" в ту же степь.мы С-300 оне Пэтриоты.так можно бодаться до второго пришествия.ядерный арсенал России даже взорванный на своей территории ГАРАНТИРОВАННО уничтожает цивилизацию.Всё Точка. и идут все лесом чёрные,желтые,в клеточку и звёздочку!!!просто обьяснить ,прыжки с гранатой под танк наша национальная забава!!!
            Барабас
            1. алешка 14 июня 2013 19:36
              а ты пробовал с гранатой под танк??? или просто под танк без гранаты??
              1. Барабас 14 июня 2013 19:53
                не пробовал!но теорию знаю,и просто поверь,придёт нужда, не дай бог,тебя с твоими вопросами в напарники не возьму.
                Барабас
    3. Барабас 14 июня 2013 23:47
      походу нарвался на двух генералов и одного адмирала.минуснули "канкретна".
      Барабас
  7. sevtrash 14 июня 2013 10:23
    Интересно, как выглядит пост управления или как он называется в новых российских подлодках. Как показывают на ТВ у американских - сплошные сенсорные экраны или как на "Акулах" - доисторические лампочки. Понятно - внешний атрибут, который впрочем отражает возможности электроники и разработанных программ. Впрочем и так ясно, может и есть, но качественно пожиже.
    Что-то адекватное Аэгису хоть на подходе? Понятно, что БИУСы существуют давно, но разные. Есть качественная классификация, интересно, типа поколение 5?
    1. Барабас 14 июня 2013 11:03
      арифмометр "Феликс" видел?так вот представь его величиной с автобус! wassat вот такая штука и стоит! wink
      Барабас
      1. Барабас 14 июня 2013 18:05
        то ли шуток не понимают,то ли Феликса не видели. belay
        Барабас
    2. алешка 14 июня 2013 19:44
      акула-тайфун это то чего боялись США до дрожи в коленях!!!и боятся до сих пор,не смотря на некрасивые лампочки!!!
      1. sevtrash 14 июня 2013 20:25
        Вообще-то речь шла о электронике, акустике, БИУС.
    3. dimjet 14 июня 2013 21:50
      Смотрите январскую программу СЛУЖУ РОССИИ на ТВ Звезда, там показывают командный пост на Александре Невском. Много ЖК экранов!
      dimjet
      1. sevtrash 14 июня 2013 22:41
        Экраны, конечно, хорошо. Было бы неплохо, если бы их наличие отражало по крайней мере паритет в акустике, электронике.
    4. Misantrop 15 июня 2013 00:33
      Цитата: sevtrash
      Как показывают на ТВ у американских - сплошные сенсорные экраны или как на "Акулах" - доисторические лампочки.

      Вот только эти "доисторические лампочки" стоят в таких же "доисторических кнопках-переключателях", каждая из которых имеет ресурс в полмиллиона переключений (серьезно, не прикол). И выходят из строя они ПОШТУЧНО, а сенсорный экран в случае неисправности гаснет ВЕСЬ. Разница понятна? А в условиях, приближенных к боевым?

      Кстати, на тогдашнем БИУС "Омнибус" имелась функция ввода информации непосредственно на экран монитора (1986 год). Давно ли на продвинутой американской технике подобные возможности появились?
      Misantrop
      1. sevtrash 15 июня 2013 14:02
        Ну причем здесь количество переключений? Речь идет о графическом отображении большого (большого, огромного) объема информации в реальном режиме времени с возможностью коррекции отображения и управления. Причем здесь лампочка?
        1. Кот 15 июня 2013 15:10
          Цитата: sevtrash
          Ну причем здесь количество переключений?

          есть 50 отдельных кнопочек, для 50-ти разных команд. При ресурсе в 500000 переключений, каждая команда может быть отдана, соответственно, 500000 раз. А вот если для 50-ти команд используется один переключатель (тот же сенсорный экран) - при аналогичном ресурсе каждая команда может быть отдана всего 10000 раз. Улавливаете разницу? =)
          Дальше: при выходе из строя одного из переключателей - остальные 49 команд остаются доступными, индикация в виде "доисторических" лампочек тоже никуда не денется. При выходе из строя сенсорного экрана - вы не сможете отдать НИ ОДНОЙ команды, и не получите НИКАКОЙ информации.
          Ко всему прочему, АПЛ в автономке это не авто в городе, на ближайшее СТО не зарулишь и эвакуатор просто так не вызовешь. А ведь еще предполагаетя такая подляна как боевое воздействие... у какой системы больше шансов сохранить работоспособность - у простой, но надежной, или у моднявой суперсложной?

          Или такой пример: возьмите любой современный авиалайнер, и посмотрите на фотки кабины пилотов. И что вы там увидите? Правильно - имеется превеликая куча кнопочек, лампочек, индикаторов, и т.д. и т.п. Хотя казалось бы, что сложного: пара-тройка сенсорных экранов, и сиди себе, тыкай пальцами в иконки, вся нужная инфа перед глазами. При том что даже самый навороченный самолет - на сколько-то порядков проще, чем самая завалящая АПЛ. И автономка у него - часами измеряется, а не месяцами, да и в бой его бросать никто не собирается. И тем не менее... Видать, у конструкторов есть какие-то хитрые соображения на этот счет, и вряд ли они на пустом месте появились.
        2. Misantrop 15 июня 2013 16:06
          Цитата: sevtrash
          Речь идет о графическом отображении большого (большого, огромного) объема информации в реальном режиме времени с возможностью коррекции отображения и управления.
          Для этого уже тогда имелись экраны на ПУРО и БИУС
          Цитата: Misantrop
          на тогдашнем БИУС "Омнибус" имелась функция ввода информации непосредственно на экран монитора (1986 год). Давно ли на продвинутой американской технике подобные возможности появились?
          Непосредственно на экране оператор рисовал специальной "ручкой на шнуре", подключенной к ПУРО. И не лез туда перемазанными в шоколаде автономного пайка пальцами lol
          А мнемосхемы с ключами и лампочками использовались там, где есть жесткая схема с жестко же зашитым количеством строго определенных управляющих элементов. Причем, самые важные узлы имели 4-кратное дублирование (не считая приводов ручного управления). Причем, все это, кроме прочего, допускало и аварийный ремонт в боевых условиях. У меня так однажды прямо на работающей установке меняли ключ управления компенсирующими решетками. Это - на РАБОТАЮЩЕЙ АЭУ. Я же, пристроившись рядом, контролировал работу борта резервными средствами управления. Сенсорная панель такое позволит? К тому же, имевшиеся тогда кнопки и переключатели были с жесткой фиксацией положения (т.е. почувствовав под пальцами щелчок переключения, не требовалось контролировать его переключение визуально, что в условиях дефицита времени крайне важно). А это сенсорная панель позволяет? насколько знаю, у них критично усилие нажатия и его время. А в условиях срабатывания аварийного сигнала АЭУ у оператора на все про все имеется порядка 2-4 секунд (до наступления необратимых последствий). И порядка 50 действий (всегда - разных, по обстановке). Ошибаться при этом НЕЛЬЗЯ, на "К-116" оператор ошибся, только на днях вспоминали...

          Сенсор хорош, когда некуда спешить и единичное действие не является критически важным. Вот тогда можно блаженствовать в кресле оператора, слегка пошевеливая пальцами. А вот в бою... belay sad Отчего и говорю всегда, что американские АПЛ идеальны для нагнетания напряженности в условиях МИРНОГО времени. Как они себя покажут в бою - еще ОЧЕНЬ большой вопрос... what
          Misantrop
  8. абырвалг 14 июня 2013 11:16
    "...предыдущее руководство министерства обороны, желая снизить стоимость заказываемой техники, оказывало давление на руководство судостроительной отрасли, что и стало причиной роста стоимости из-за массы дополнительных расходов".
    Как уже зае.ал этот политкорректный птичий язык, слов НЕТУ!!! Неужели нельзя сразу давать перевод!!? Что минет-стервство потребовало откатить, тузы ВПК зажиопились, их стали кошмарить - в итоге договорились. Объеденный кусочек сыра получит флот...
    абырвалг
  9. sub307 14 июня 2013 11:17
    Да, да- бла, бла. Всё та-же песня: сначала - построим, профинансируем! Ура! Затем - "пересмотреть финансирование" приспичило, в сторону секвестра, "естественно". В итоге: "хотели как лучше, получилось как всегда". Т.е. вместо 8 лодок до флота дойдёт 4-5 с нарушением графика поставки и длинным шлейфом уголовных дел с финансовым уклоном. Дай бог, чтобы я оказался не прав. До сих пор основа морской стратегической составляющей держится на "железе" сделанном в СССР.
  10. Tektor 14 июня 2013 11:55
    К сожалению наши старые подлодки слишком шумные и слишком "глухие". К тому же - аналоговые, т.е. - не надёжные, "дедовского" поколения. Проблемы с заключением контрактов - явный "прокол": невозможно произвести и сдать огромную лодку, если на ней не хватает копеечной детали, на которую не хватило выделенных денег. Позор!
    Но не всё так мрачно. Если сейчас напрячься, то можно супостата обойти на кривой... По сути, еще в 1984 году Советский Союз получил некий ключ к созданию акустической аппаратуры, которая могла слышать любые иностранные субмарины задолго до того, как те услышат наши лодки. Братья Валентин и Виктор Лексины сделали невозможное: они обогнали Запад. Всего два исследователя сделали то, чего не мог и не может сделать, ни один знаменитый институт с тысячами сотрудников. Лексины не стали догонять американцев и идти в фарватере их технологий. Они просто изобрели новый способ акустического обнаружения подводных целей. И на отечественной электронике построили аппаратуру, которая "видит" лодки на расстоянии не двух-трех тысяч метров (возможности советских субмарин того времени), а на дистанции от пятнадцати до 150 километров! Все зависит от глубины моря, особенностей его дна, воды и времени года. Сравните это с четырьмя километрами для целей типа "Огайо" у самих янки в 1990 году… Идея, лежащая в основе метода Лексиных, вообще гениальна: даже самая бесшумная и обтекаемая лодка, некая океанская "черная дыра", двигаясь в водной толще, испускает сверхнизкочастотные звуковые волны. Ведь ей приходится шевелить рулями. Раз в одну-четыре минуты. Иначе нельзя: движитель лодки (грубо говоря, гребной винт или гидрореактивное сопло) расположен сзади, за центром масс субмарины.

    А потому ее постоянно заносит относительно выбранного направления. Вот и приходится экипажу периодически "подрабатывать" рулями. Либо автоматически, либо вручную. Но от этого тысячетонная махина лодки колеблет огромную массу забортной воды. И чем больше скорость субмарины - тем сильнее колебания. В этом смысле американские сверхбесшумные лодки, что движутся совершенно беззвучно даже на большой скорости, крайне уязвимы. Лексины смогли выделить эти волны в морских шумах и помехах. Они применили особую обработку сигналов, причем на отечественной технике. Испытывали они свою аппаратуру, если верить специализированной прессе, и в Баренцевом море, где и сравнительно мелко, и дно илистое, звукопоглощающее. Но даже здесь на испытаниях аппаратура Лексиных превосходила западную!..
    1. sevtrash 14 июня 2013 13:18
      Это легенда или реальность? Такая аппаратура стояла на какой-то лодке?
      1. Tektor 14 июня 2013 14:36
        Насколько я понял из статьи, на лодке не испытывали - испытали береговой комплекс, хотя может и не прав...
        http://www.pravda.ru/society/fashion/models/23-05-2013/1157738-gidroakystika-0/
        1. sevtrash 14 июня 2013 15:15
          Посмотрев по этой ссылке статью, можно сделать вывод, что проводились только опыты. Жаль, конечно. Хотя истинная ценность не ясна, нужен специалист в этом вопросе.
  11. Евгений46 14 июня 2013 17:37
    по РПКСН особых проблем нет: "Юрий Долгорукий" в январе выходит на первое боевое дежурство, к нему же готовится "Александр Невский". "Владимир Мономах" проходит испытания, достраивается "Князь Владимир". Наибольшие проблемы у нас с "Ясенями", коих флоту нужно штук 20-30 для замены 949,945, 971 проектов
    1. Истинный 14 июня 2013 17:38
      20-30 шт. это перебор. 8 шт хотя бы. больше экономика не потянет.
      Истинный
      1. SWEET_SIXTEEN 17 июня 2013 12:22
        Цитата: Истинный
        20-30 шт. это перебор. 8 шт хотя бы. больше экономика не потянет.

        и 8 не потянут

        головной "Северодвинск" находится на различных этапах строительства и приемки уже 20 лет (с 1993 года)

        вторая лодка по измененному проекту 885М была заложена в 2009, конца строительству не видать

        на этом историю "Ясеней" можно считать завершенной
  12. алешка 14 июня 2013 19:40
    "истинный" флаг у тебя подозрительный!чего ты нам советуешь сколько лодок строить?самый класс 12 тайфунов,на каждой по 200 боеголовок,и никто не скажет"гав"!!!
  13. Submariner 15 июня 2013 00:29
    Евгений, поясните, для чего за менять 971?
    Submariner
  14. xomaNN 15 июня 2013 20:59
    Ценообразование в судроме, в отличие от планового времен СССР, несомненно мутное и включает в себя массу затрат на авось:)) Там конечно и мзда заложена, и возможность поиграть с ценами субподрядчиков. А заказчики ВМФ, мало того, что тоже не прочь добавить к своему жалованью немалую толику, должны в идеале знать точно чего хотят от нового корабля и технику заказываемую не хуже разработчиков. Что конечно недостижимо в наших условиях. Увы.
  15. Zomanus 16 июня 2013 04:38
    "Ясеня" нужны сейчас даже больше, чем "Бореи". Что бы было чем прикрывать оставшиеся "стратеги" на БД. Ну и плюс там вроде по наземным целям из под воды работать умеет. На сcxn надводных не знаю. Короче нужно в короткий срок повышибать морскую составляющую ПРО матрасников. Так что "Ясеней" побольше, побольше...
  16. Misantrop 16 июня 2013 15:59
    Цитата: Zomanus
    Так что "Ясеней" побольше, побольше...
    Не надо "побольше", несколько штук, чтобы производство поднять и взаимодействие со смежниками наладить. И переходить к следующему поколению, которое как раз к тому моменту будет готово к передаче из КБ в завод. Судя по слухам, "Рубин" сейчас что-то весьма интересное начал разрабатывать, как раз этого же класса
    Misantrop
  17. Сторож 16 июня 2013 18:50
    "Ясеней" хоть бы 8 построить, да имеющиеся отремонтировать, а уж тогда можно и на новое поколение замахиваться.
    1. SWEET_SIXTEEN 17 июня 2013 12:32
      Цитата: Сторож
      "Ясеней" хоть бы 8 построить, да имеющиеся отремонтировать, а уж тогда можно и на новое поколение замахиваться.

      Согласен.

      В составе ВМФ России нет ни одной лодки 4 поколения, а эти уже о пятом мечтают

      С-500 и пятое поколение подлодок - смысл российского ВПК таков: когда подходит срок и ничего из обещанного не сделано, к 2017 году обещается новая, более крутая система. Потом будет обещана С-1000 к 2025 и т.д. Главное тянуть время и пилить мини, показывая обывателям по TV пухлую физиономию Рогозина, который толкнет очередную патриотическую речь и расскажет о создании МКС на Луне

      Установка носового обтекателя ГАК "Иртыш-Амфора" на АПЛ "Северодвинск" (пр. 885 "Ясень"). Видна сама антенна - единая структура из тысячи гидрофонов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня