ЕГЭ как зеркало современной системы образования

ЕГЭ или ...?

ЕГЭ - это эффективный вариант проверки и оценки знаний, умений и навыков выпускников - 97 (6.25%)
6.25%
на место ЕГЭ нужно возвращать советский вариант проведения выпускных экзаменов - 1158 (74.61%)
74.61%
ни ЕГЭ, ни советский вариант для объективной оценки знаний, умений и навыков современных выпускников не подходят, требуется что-то другое - 297 (19.14%)
19.14%
А всё-таки хорошая придумка внедрить повсеместный Единый государственный экзамен в российских регионах! Сейчас уже и вспомнить тяжело, что наша страна столь бурно обсуждала в первый летний месяц. Подготовка к отпускам расслабляла наш народ донельзя, зато теперь новостной поток, касающийся одного лишь ЕГЭ, настолько широк и мощен, что за ним порой и других новостей углядеть сложно...

ЕГЭ как зеркало современной системы образования



Для начала представляем подборку заголовков различных российских изданий, чтобы в очередной раз прочувствовать то, насколько радует российский народ введение Единого госэкзамена для естественно непредвзятого и непременно объективного оценивания знаний и умений наших выпускников.

Аргументы и факты: «В Интернете нашли часть готовых заданий ЕГЭ по литературе и географии».

РИА Новости: «В соцсетях предлагают купить КИМы и билеты по ЕГЭ до экзамена».

Московский комсомолец: «Член комиссии по ЕГЭ в Воронеже решала задачи ученикам по MMS».

Утро.ру: «Доцента нашли повешенным после скандала с ЕГЭ».

Газета.ру: «Прокуратура Ставрополя обратилась в СК после скандала со справками для ЕГЭ».

Лента.ру: «Ливанов не нашёл ничего страшного в утечках ЕГЭ».

НТВ: «В соцсети торгуют заданиями ЕГЭ по географии».

Первый канал: «ЕГЭ-туризм: накануне экзаменов школьники больших городов массово перевелись в сельские школы».

Можно продолжать ещё и ещё. Целая информационная лавина с явно негативной окраской, посвященной Единому госэкзамену, буквально захлестнула Россию. Если некоторое время назад (до повсеместного внедрения ЕГЭ) получить высокую оценку на экзамене было престижно, то сегодня доходит до того, что так называемых 100-балльников проверяет прокуратура, чуть ли не каждого в отдельности. Казалось бы, к чему все эти проверки, неужели прилежный выпускник не может ответить на все вопросы экзамена правильно. Да мочь-то он может, но здесь на первое место опять-таки выходят вовсе не личные знания отдельно взятого учащегося, а иные прецеденты. Таковых много. Начиная с дагестанских «знатоков» русского языка, которые буквально «пачками» писали ЕГЭ исключительно на 100 баллов, и, заканчивая «больными» 11-классниками Ставрополья, которые, как выяснилось, настолько больны, что не могут сдавать экзамен на общих основаниях, но зато на особых основаниях могут сдавать его никак не меньше, чем на сотню баллов.

На «Военном обозрении» тема ЕГЭ поднимается достаточно регулярно. Причина проста. ЕГЭ откровенно не справляется со своей задачей. В педагогических коллективах сложно найти человека, который был бы доволен современным Единым госэкзаменом. Причём недовольство поистине масштабно и разнопланово. Главная причина недовольства заключается в том, что такой выпускной экзамен – это банальный самообман, который заинтересованные лица пытаются выставить как радение за отечественное образование. Радение? Ну, уж нет! Как можно о радении говорить, когда задача экзамена заключается вовсе не в объективном и беспристрастном оценивании компетенций школьника, а в том, чтобы дать возможность школьнику какими угодного способами перевалиться через этот барьер. А «переваливаются» через него по-разному. Кто-то исключительно своими силами, так как привык грызть гранит науки без посторонней помощи, а кто-то и через целую сеть различного рода помощников, консультантов, шептателей и прочих. Здесь готовы идти на все изжоги, чтобы добыть для себя определённый балл. При этом многие выпускники априори уверены в том, что без посторонней помощи они этот экзамен не сдадут никоим образом. Не все готовы понять то, что задания ЕГЭ за последние годы существенным образом облегчили. Какая-то близкая к подсознательной боязнь правит умами многих школьников, заходящих в класс для сдачи ЕГЭ не иначе как на эшафот… Психологический фактор здесь, пожалуй, является главным. Именно это и используют мошенники всех мастей.

Одни публикуют варианты ответов на тесты в Сети, стараясь поднять посещаемость своих интернет-площадок, другие занимаются продажей готовых решений, третьи предлагают свои услуги помощника при сдаче экзамена, четвёртые вообще входят в аудитории под видом учеников. И если бы это были единичные случаи, то можно было бы всё списать на теорию вероятностей… Мол, ну всякое бывает – мошенники и жулики есть в любой сфере жизнедеятельности. Но в том-то всё и дело, что сама система проведения нынешнего госэкзамена порождает вокруг себя целые разветвлённые мошеннические структуры. Порождает по всей стране. Нет такого региона, в котором бы не проявил себя скандал, связанный с ЕГЭ.


В этом, скажем так, бизнесе (а бизнес здесь ещё какой: от подготовительного репетиторства до той самой криминальной помощи непосредственно в ходе экзамена) заняты десятки тысяч людей. Как видно из тех же представленных выше заголовков, в бизнес вовлечены как сами сдающие экзамен школьники, так и члены экзаменационных «беспристрастных» комиссий. Оценить масштабы денежного оборота в этой сфере, пожалуй, не под силу даже Счётной палате и всем фискальным органам вместе взятым. Очевидно одно: бизнес нередко сопряжён с преступной направленностью, которая заключается не только в, скажем так, специфичности заработка, но и в том, что для определённого круга выпускников оценка их знаний может и не проводится по ряду причин. Таким образом, сложившая система наносит удар по настоящему страны – по её экономике, но самое главное – по её будущему, так как тот же «специалист» 100-балльник, сдававший ЕГЭ по справке – это мина замедленного действия, которая может рвануть в самый неожиданный момент. Сможет ли тот человек, который сам предлагал деньги за определённый результат на ЕГЭ в будущем отказаться от взятки, если, не приведи бог, окажется на руководящем посту. А ведь окажется!.. Те, кто привыкли всё делать сами и добиваться результатов своим собственным умом и прилежанием вряд ли займут кресла в высоких кабинетах (за редким исключением), зато сколько у нас по стране детей депутатов, мэров, прокуроров, глав таможенных управлений и прочих чиновников, имя которым легион. И все эти господа для своих детей хотят лучшей жизни – на нагретые своими пятыми точками кресла… На любой фортель пойдут, лишь бы чадо сдало экзамен так, чтобы двери исключительно лучших мировых вузов открылись перед ним. И открываются, как тот «Сим-Сим»…

Так что же, выходит, объективный ЕГЭ – это большая фикция, которая решает задачи определённого круга людей? Тот случай, когда честность – большой порок. Выходит, что честность не нужна нам самим: куда проще «дать на лапу», нежели настроить себя (своих детей) на качественное обучение с одновременно качественной подготовкой к выпускному экзамену… Куда проще заручиться за энную сумму рублей поддержкой члена комиссии, чем читать положенную программу по литературе, математике, штудировать правила русского языка, упражняться в проведении физических экспериментов... Простите, бабло и здесь решает всё?

А если решает, то сегодня ЕГЭ помогает находить вовсе не провинциальных талантов с той целью, чтобы дать им возможность поступать в престижные вузы, а пройдох и лентяев, готовых за несколько крупных купюр решить все свои проблемы. Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами, - сегодня это точно не для российского варианта ЕГЭ. Почему? Да потому что уважающий себя выпускник не станет размениваться на использование MMS-подсказок, записочек с правильными ответами за батареей вестибюля, экзаменационных листов, заполненными готовыми решениями, Всё это удел ушлых – рассчитывающих выловить жирную рыбку в мутной воде.

Да, в ЕГЭ есть польза. Есть немало выпускников, которые своим трудом при помощи профессиональных преподавателей приобретают необходимые знания и умения, а затем на основе результатов сдачи ЕГЭ поступают в вузы. Но помимо честных ребят к ним пристраивается неменьшее число откровенных бездарей, пробившихся в «многобалльники» за счёт толстых кошельков своих родителей (покровителей).

Скажете: в чём проблема, разве такого не было раньше? Да было, было – никто не спорит. Взяточников и ушлых господ хватало во все времена. Но если в этом плане коренным образом ничего не изменилось, а лишь усугубилось, то к чему весь этот мартышкин труд?

Хлопот
Мартышке полон рот:
Чурбан она то понесет,
То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит;
Рекой с бедняжки льется пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит:
А всё ни от кого похвал себе не слышит…

ЕГЭ не только не выполняет своей главной функции – барьера коррупционным посягательствам, но и систематически плодит систему тотального мошенничества. Система администрирования если не провалена полностью, то отдана на откуп лицам, пытающимся всеми силами ухватиться за кормушку. Мол, в ЕГЭ нет ничего плохого, система оттачивается и скоро принесёт позитивные плоды. Так ведь уже приносит… Достаточно прогуляться по соцсетям, чтобы выполнить задания по всем предметам от начала до конца, даже если твои знания стремятся к области абсолютного нуля… В эпоху развития Интернета и отсутствия реальных наказаний за слабое администрирования и мощную коррупционную деятельность ЕГЭ превращается в профанацию.

Хочется обратиться к нашим чиновникам, отвечающим за образование: люди добрые, ну, сколько должно быть ещё установлено фактов мошенничества во время проведения единого госэкзамена, чтобы эта система была коренным образом пересмотрена. Неужели всё ещё не ясно, что ЕГЭ – это лазейка для проходимцев всех мастей, которые прикрываются словами о необходимости реформирования образования. Реформирования чего? Того, что было одним из лучших на планете, и что подтверждали даже наши «заклятые друзья»… Теперь вот отреформировались.

Хочется и у президента спросить: Владимир Владимирович, а, может, не побояться – плюнуть на этот ЕГЭ, да и вернуть проверенную временем систему оценивания знаний и умений выпускников?..

Молчат чиновники от Минобра, молчит президент…

А ведь если неотвечающий реалиям жизни и общественным запросам ЕГЭ продолжают, значит это кому-нибудь нужно…


P.S. В планах Министерства образования и науки с 2014 года значится не только "развитие" ЕГЭ, но ещё и введение в российских школах новой должности - тьютор. Этим "исконно русским" термином обозначается некий специалист, который будет заниматься так называемым педагогическим сопровождением школьников. Теперь именно тьюторы вместо классных руководителей или вожатых будут "браться" за учащихся в деле их воспитания. Кому конкретно в российской системе образования нужны такие изменения, и почему вдруг классные руководители, судя по реформе, перестали справляться с сеянием разумного, доброго, вечного - не понятно. Складывается впечатление, что это переименование из серии "милиция - полиция", которое по-настоящему эффективной составляющей не несёт, зато несёт важную реформаторскую галочку в документы с очередными чиновничьими премиями за рационализаторский подход в деле обучения и воспитания молодёжи. Только вот после окончания вузов около 35 тысяч выпускников в 2012 году сразу же оформились на бирже труда. А существенная часть из этих 35 тысяч пополнила армию безработных.
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

190 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти