Самая блестящая победа Восточной (Крымской) войны

32
Взятие Карса в 1855 году стало последней значимой операцией и самой крупной победой русского оружия в Крымской войне. Осада шла с июня по ноябрь 1855 года. Карс являлся важнейшей турецкой твердыней восточной Турции и считался неприступным. Эта победа предопределила исход войны на Кавказском фронте Крымской (Восточной) кампании. Руководил осадой кавказский наместник и командир Отдельного Кавказского корпуса Николай Николаевич Муравьёв (1794—1866). Он ещё в 1828 году отличился при первом взятии Карса.

Кавказский фронт 1853-1855 гг.

Русская армия с самого начала Восточной войны вела успешные операции на Кавказском фронте. Это объяснялось тем, что русская Кавказская армия имела огромный опыт военных действий в горных условиях. Русские солдаты здесь постоянно находились в условиях малой войны с горцами и напряжения на турецкой и персидской границах. Во главе армии были решительные, инициативные командиры, нацеленные на активные действия.

Османский султан и его британские и французские советники планировали объединить турецкую армию с горцами Шамиля, отрезать русскую армию в Закавказье, что могло привести к её полному уничтожению. А затем перенести боевые действия на Северный Кавказ. К началу военных действий на кавказском театре турецкое командование имело на этом направлении весьма значительные силы – 100 тыс. армию. 25 тысяч человек при 65 орудиях располагались в Карсе, 7 тысяч человек при 10 орудиях в Ардагане, 5 тысяч человек при 10 орудиях в Баязете. Кроме того, значительная группировка располагались в Батуми. Главнокомандующим османских войск был Абди-паша. Большая надежда была на силы Шамиля, который имел более 10 тыс. бойцов. Для наступления было сформировано две ударные группировки: 40-тыс. Анатолийская армия нацелилась на Александрополь, 18-тыс. Ардаганский отряд на Ахалцих и Тифлис.

Приближение войны стало неожиданностью для кавказского наместника – Михаила Воронцова. Русские войска дислоцировались в Александрополе, Эриване и его окрестностях, в Ахалкалаки, Ахалцихе. Первоначально русские силы были незначительны - всего 19½ батальонов, незначительное число нижегородских драгун и иррегулярной конницы. Осенью, когда разрыв с Портой стал очевидным, русские войска в Закавказье были усилены: морем в Грузию перебросили 13-ю пехотную дивизию (13 тыс. солдат), сформировали 10-тыс. армяно-грузинское ополчение. Была сформирована 30-тыс. армейская группировка под началом генерал-лейтенанта князя Василия Бебутова.

Первым открыл боевые действия Шамиль. Правда, он несколько поторопился, начав их ещё до вступления в войну Турции. 5 сентября 1853 года 10-тыс. отряд горцев появился близ аула Закарталы в Алазанской долине. Русские войска начали вытеснять противника в горы. 17 сентября Шамиль с основными силами атаковал недостроенный редут близ Месед эль-Кера. Положение осажденных было критическим, но их спас отряд командующего Каспийской областью, князя Аргутинского, который совершил беспримерный марш из Темир-Хан-Шуры напрямую через пять Кавказских хребтов. Шамиль был вынужден отвести войска. Потерпев неудачу, Шамиль после этого довольно долго бездействовал, ожидая появление турецкой армии. Однако русскому командованию приходилось считаться с наличием этой угрозы.

Первое столкновение с турками произошло в ночь на 16 (28) октября: многочисленный отряд атаковал пост св. Николая, который прикрывал дорогу от Батума, по берегу Чёрного моря. Пост св. Николая оборонял гарнизон из 300 человек при двух орудиях. Османы захватили укрепление, понеся большие потери. 2 (14) ноября при Баяндуре 6-тыс. русский авангард под началом князя Ильи Орбелиани вступил в бой в 30-тыс. османской армией и избежал поражения только благодаря быстрой помощи со стороны Бебутова. Абди-паша не стал ввязываться в решительное сражение с основными русскими силами и отвел войска к реке Арпачай. Одновременно Ардаганская турецкая группировка пересекла русскую границу и вышла на подступы к Ахалциху. 14 (26) ноября в сражении под Ахалцихом 7-тыс. русский отряд под началом князя Ивана Андроникова разгромил 18-тыс. турецкий корпус Али-паши.

Бебутов, после боя при Баяндуре, перешел в наступление. Османское командование решило дать бой русским мощном оборонительном рубеже у Баш-Кадыкляра (Башкадыклара). 19 ноября (1 декабря) князь Бебутов, несмотря на трехкратное численное превосходство противника (13 тыс. русских против 37 тыс. турок), атаковал. Русские воины прорвали правый фланг противника, турецкая армия потеряв 6 тыс. человек, в беспорядке отступила. Русская армия потеряла 1,5 тыс. человек. В этом сражении был смертельно ранен храбрый командир - Илья Орбелиани. Эта победа имела большое стратегическое значение. Турецкая армия в течение нескольких месяцев бездействовала, а авторитет России на Кавказе был подтверждён.

После сражения при Башкадыкларе, русская армия не предпринимала серьёзных операций. Император Николай был сторонником решительного наступления на Батум, Ардаган, Карс и Баязет. Но Воронцов, его поддерживал и князь Паскевич, осторожничал, указывал на сравнительную малочисленность русских войск (а ослабить армию в европейской части России не представлялось возможным), недостаток боевых припасов, наступление зимы, предлагая отложить наступление до весны. Это позволило турецкому командованию восстановить армию и довести её численность до 120 тыс. человек. Сменили и командующего – её возглавил Мустафа-Зариф-паша.

Русская же армия усилилась не столько заметно – до 40 тыс. штыков и сабель. Главнокомандующий разделил армию на три части: главные силы под началом Бебутова – 21 тыс. человек, прикрывали центральный участок на Александропольском направлении; Ахалцихский отряд Андроникова – 14 тыс. человек, оборонял правый фланг от Ахалциха до Черного моря; отряд барона Врангеля – 5 тыс. человек, защищал левый фланг, Эриванское направление.

Активные боевые действия возобновились весной 1854 года. Кампания 1854 года была успешной для русской армии. Первым вступил в бой Ахалцихский отряд. В конце мая 12-тыс. корпус Гассан-бея из района Батума двинулся на Кутаиси. Его встретил 3-тыс. отряд подполковника князя Николая Эристова. 28 мая 1854 года турецкий корпус был наголову разгромлен и бежал к Озугертам. Османы потеряли 2 тыс. человек, включая командира – Гассан-бея. Русский отряд потерял около 600 человек. Разбитые части корпуса Гассан-паши соединились с корпусом Селим-паши, численность турецкой группировки достигла 34 тыс. солдат. Иван Андронников собрал свои силы в кулак и, не дав Селим-паше перейти в наступление, сам пошел в атаку. 8 июня у селения Нигоешти русские войска разгромили 12-тысячный авангард турецкой армии. 16 июня в битве у реки Чолок русские войска разбили 34-тыс. турецкую армию под командование Селим-паши. Османы потеряли 4 тыс. человек, русские войска - 1,5 тыс. Эти победы обезопасили правый фланг русской армии на Южном Кавказе.

В середине июля проявили себя горцы Шамиля. 7 тыс. отряд Шамиля появился в Алазанской долине. На этот раз его рейд был более удачным, горцы захватили большую добычу и много пленных, спокойно ушли. В целом это нападение имело грабительский характер, не являясь боевой операцией. Князь Аргутинский ушел в отставку, а новое командование не проявило решительности.

Турецкое командование, не сумев прорваться на русскую территорию в районе черноморского побережья, решило ударить на эриванском направлении. 16-тысячный турецкий корпус в июле начал наступление из Баязета на Эривань. Барон Карл Врангель не стал занимать оборонительную позицию, решив атаковать. Русский отряд форсированным маршем достиг Чингильского перевала и 29 июля во встречном бою разбил численно превосходящие силы турецкой армии. Османы потеряли 2 тыс. человек, отряд Врангеля – около 400 человек. Барон организовал энергичное преследование противника и 31 июля занял Баязет. Большая часть турецких войск просто разбежалась, около 2 тыс. отступили к Вану. Таким образом, русские войска обезопасили и левый фланг Кавказского фронта.

Силы князя Бебутова долго не предпринимали активных действий – главнокомандующий не имел сил и средств для штурма Карса, когда ему противостояла более чем втрое численно превосходящая турецкая армия. К 20 июня (2 июля) русские войска подошли к селу Курюк-дара, и стали выжидать, когда османы выйдут из крепости и вступят в решающее сражение. Турецкое командование набиралось храбрости около месяца. Надеясь на численное превосходство, османы покинули свои укрепленные позиции и атаковали русские войска. 5 августа 1854 года 18-тыс. русское войско под командованием генерала Бебутова вступило в решительное сражение с 60-тыс. турецкой армией. Жестокий бой продолжался 4 часа. Бебутов, использовал растянутость вражеской армии, и разбил её по частям - сначала на правом фланге, а затем в центре. Победе способствовало умелое применение артиллерии и ракетного оружия - ракеты конструкции Константинова. Османская армия потеряла 10 тыс. человек, русские потери – 3 тыс. человек. Разгромленная турецкая армия отступила к Карсу. Бебутов, учитывая численный перевес Анатолийской армии – она сохранила до 40 тыс. человек и мощь Карского укрепрайона, не счёл возможным штурмовать Карс. Получив известие о поражении турецкой армии, Шамиль до конца войны не беспокоил русские войска.

Николай Николаевич Муравьёв

В начале 1855 года главнокомандующим русскими войсками на Южном Кавказе был назначен генерал Николай Муравьев. Судьба Муравьева-Карского (прозвище «Карсский», получил за взятие Карса во время Крымской войны) весьма прихотлива. Родился 14 июля 1794 г. в столице империи. Его отцом был генерал-майор Николай Николаевич, а матерью - Анна Михайловна (урождённая Мордвинова). Муравьёв начал службу колонновожатым в свите императора по квартирмейстерской части. Из-за его отличных познаний в математике он был командирован экзаменатором в Корпус инженеров путей сообщения, а затем преподавал геометрию в математических классах при чертежной канцелярии Свиты Его Величества. Являлся смотрителем Училища колонновожатых, а также заведующим библиотекой. Увлекался идеями масонства, и даже с соратниками выработал устав особого общества, которое должно было установить социалистическую республику на Сахалине. Война 1812 года положила конец этим юношеским мечтаниям.

Во время кампании 1812 года служил в корпусе великого князя Константина Павловича, при Главной квартире, принял участие в Бородинской битве (за неё награжден орденом св. Анны 4-й степени). После освобождения Москвы, служил в корпусе Милорадовича, который наступал в авангарде и участвовал в ряде сражений и схваток. С 1813 года участник Заграничного похода русской армии. Муравьев отличился во многих делах: при Лютцене, Бауцене, Дрездене, Кульме, Лейпциге и взятии Парижа. Был удостоен ордена св. Владимира 4-й степени и ордена св. Анны 2-й степени. Последовательно производился в подпоручики, поручики и обер-квартирмейстеры при гвардейской кавалерийской дивизии. Вернувшись в Россию, был переведён в Гвардейский генеральный штаб. В 1816 году штабс-капитан Муравьев был прикомандирован к А. П. Ермолову. Был участником чрезвычайного посольства в Персию, а затем совершил экспедицию к восточным берегам Каспия и в Хиву. В 1821-1822 гг. совершил вторую экспедицию на восточное побережье Каспийского моря.

В русско-персидской войне 1826-1828 гг. командовал 13-м Лейб-гренадерским Эриванским полком, был помощником начальника штаба отдельного Кавказского корпуса. Отличился в делах против персидского главнокомандующего Аббас-Мирзы, при взятии крепости Аббас-Абад, при захвате крепости Меренда и Тавриза. Муравьёв был произведён в генерал-майоры. Когда началась русско-турецкая война 1828—1829 гг., командовал Кавказской гренадерской резервной бригадой и отличился при взятии Карса. Муравьёв под началом Паскевича в этой кампании участвовал в сражениях под Ахалцыхом и последующем взятии этой крепости, при занятии Эрзерума и Байбурта и других делах. Был отмечен орденом св. Георгия 4-й степени, орденом св. Анны 1-й степени, орденом св. Владимира 2-й степени. За Ахалцых Муравьёв был награжден орденом св. Георгия 3-й степени и орденом св. Георгия 3-й степени.

Из-за разногласий с Паскевичем, Муравьева перевели в Польшу, где он принял участие в подавлении Польского восстания 1831 года. Муравьев командуя гренадёрской бригадой, отметился в штурме Варшавы и был произведен в генерал-лейтенанты. Назначен командиром 24-й пехотной дивизии и награжден польским Орденом воинской доблести 2-го класса.

В 1832-1833 гг. выполнял военно-дипломатическую миссию в Египте. Муравьев был пожалован в генерал-адъютанты, был командиром 5-го армейского корпуса. В 1834 году Муравьёв составил записку «О причинах побегов и средствах к исправлению недостатков армии», где сообщил немало ценных сведений и предлагал меры к улучшению ситуации в вооруженных силах. Вышел в отставку и вернулся на службу в 1848 году главным начальником запасных батальонов 3-го, 4-го и 5-го пехотных корпусов. Затем был назначен членом Военного совета и командиром Гренадерского корпуса. В декабре 1853 года назначен в генералы от инфантерии, а в ноябре 1854 года наместником Кавказским и командиром Отдельного Кавказского корпуса. Муравьеву было поручено руководить Кавказским фронтом Крымской (Восточной) войны.

Самая блестящая победа Восточной (Крымской) войны


Карс

Русская армия осаждала Карс в 19 столетии четыре раза: в 1807, 1828, 1855 и 1878 годах. В 1807 году отряд генерал-майора Несветаева в составе 6 батальонов пехоты и двух казачьих полков начал штурм крепости, которую защищал гарнизон из 10 тыс. человек. Приступ, в успехе которого были уверены и османы, был остановлен по приказу главнокомандующего Гудовича. В 1828 году крепость взяли войска Паскевича.

С того времени крепость серьёзно изменилась. Османское правительство, сознавая важность этой крепости в войнах с Российской империей, воспользовалось услугами английских военных инженеров. Первоклассные европейские фортификаторы включили в систему обороны Шарохские, Чакмакские и Карадагские высоты. На них возвели современные укрепления. Ниже Старой крепости, на правом берегу реки Карс-чай построили новый бастион – Араб-Табия, вооруженный орудиями мощного калибра. Вся крепостная линия состояла из редутов, окопов и высокого вала. Артиллерийские батареи хорошо простреливали ближние и дальние подступы к укреплениям. Фланги крепости были хорошо защищены природой – скалистыми горами и обрывистыми берегами реки. Сообщение через реку проходило по каменным мостам и двум понтонным. Гарнизон крепости доходил до 30 тыс. человек. И это были регулярные войска, а не ополченцы в своем большинстве, как в 1828 году. Кроме того, на Кавказском фронте на стороне османов сражалось немало иностранных наёмников, включая участников Польского восстания 1830-1831 гг. и Венгерской революции 1848 года. Они сражались против Австро-Венгрии и России, имели большой боевой опыт, многие сменили имена и приняли ислам. Для многих таких изгнанников борьба с русскими стала целью и делом всей жизни. Англо-французское командование отказалось их использовать на Крымском фронте, поэтому бывшие повстанцы воевали на Кавказе. В частности, венгры Кмети и Кольман стали османскими пашами – генералами.

Главнокомандующим (муширом) в 1855 году был Вассиф-паша. Он был малосведущ в военном деле, поэтому фактически всеми делами ведал британский советник - Уильям Фенвик Уильямс. Он хорошо знал турецкие дела, находясь в качестве военного советника в Османской империи с 1841 года. С началом Восточной войны Уильямс формально перешёл на турецкую службу с чином ферика (генерал-майора). Благодаря его стараниям карский гарнизон был хорошо подготовлен к обороне, имея 4-месячный запас продовольствия, а укрепления усилены. Эрзерум был превращен в тыловой склад армии.


Уильям Фенвик Уильямс.

Продолжение следует…
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. патрон
    +5
    18 июня 2013 09:26
    Русские войска дислоцировались в Александрополе, Эриване и его окрестностях, в Ахалкалаки, Ахалцихе.


    Служил я пять лет в тех краях в Грузии в 147 дивизии в Ахалкалаки. Регион этот называется Джавахетия. Населён почти исключительно армянами. В шутку называется "Армянская Сибирь". Зимнюю одежду снимаешь в мае, одеваешь в сентябре. Холодрыга - круглый год. Высокогорное плато, на котором не за что взгляду зацеприться, кроме горы Абул - самой высокой горы Грузии.
    Кроме картошки больше ничего не растёт.
    В военном городке света не было все пять лет. Жили с керосиновыми лампами. Тепла нет. В квартирах ставили печки-буржуйки с трубой на улицу чрез окно. Турецкая граница видна из окна. Турки свою границу не охраняют. Знают, что по доброй воле к ним через эти мёртвые и безлюдные пространства никто не пойдёт.
    Среди общевойсковых офицеров была в своё время такая поговорка: "Тот не знает жизнь собаки, кто не служил в Ахалкалаки"

    К чему это я пишу?
    К тому, что я рад, что мы ушли оттуда. Нам эта чужая безжизненная земля не нужна.
  3. Милафон
    +2
    18 июня 2013 09:56
    17 сентября Шамиль с основными силами атаковал недостроенный редут близ Месед эль-Кера. Положение осажденных было критическим, но их спас отряд командующего Каспийской областью, князя Аргутинского, который совершил беспримерный марш из Темир-Хан-Шуры напрямую через пять Кавказских хребтов. Шамиль был вынужден отвести войска.

    Вспомнил ! Картина есть такая.Франц Рубо "Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет":
    1. Gari
      +2
      18 июня 2013 10:14
      Иван Малхазович Андроников 1798—1868) — русский генерал, герой Кавказской и Крымской войн.Происходил из древнего рода кахетинских князей Андроникашвили. Сын князя Мелхиседека (Малхаза, 1773—1822) и его жены царевны Мариам Арчиловны (1775—1854), дочери царевича Арчила и племянницы имеретинского царя Соломона I, сестры имеретинского царя Соломона II; бабка его, царевна Елена, была дочерью царя Грузии Ираклия II.
      Илья Дмитриевич (Илико Зурабович) Джамбакуриан-Орбелиани — князь, российский генерал, герой Крымской войны, младший брат генерала Орбелиани Григория Дмитриевича. Сын князя Дмитрия Николаевича Орбелиани начальника тифлисской таможни.
      Родился в 1815 году, происходил из старинного грузинского княжеского рода.
      1. Милафон
        +3
        18 июня 2013 10:23
        Цитата: Gari

        Gari

        На приведённой мною картине подвиг не князя Андроникова, а князя Аргутинского по прозвищу Аргут Самурский вепрь и его солдат.
        Моисей Захарович Аргутинский-Долгоруков. Родился в 1797 г. в Тифлисе. Происходил из армянского княжеского рода, вероисповедание: Армянская Апостольская Церковь. Внук патриарха Армении Иосифа Аргутинского. В царствование Павла I патриарху Армянскому Иосифу, его братьям и племянникам был пожалован титул князей Аргутинских-Долгоруких (Долгоруковых). Первая часть — русифицированная форма фамилии патриарха. Вторая часть — перевод прозвища царя древней Персии Артаксеркса I «длинная рука» (согласно Плутарху, его правая рука была длиннее левой), на происхождение от которого претендовала семья патриарха
        1. Gari
          +1
          18 июня 2013 10:34
          Цитата: Милафон
          На приведённой мною картине подвиг не князя Андроникова, а князя Аргутинского по прозвищу Аргут Самурский вепрь и его солдат.

          Добрый день, знаю, что князя Аргутинского,я просто писал про все участников тех сражений, и Аргутинского не успел вы раньше написали и так подробно,что мне остается добавить только картину Великого Полководца
          Армяне как и Грузины, верой и правдой служили Государству Российскому
      2. Gari
        +1
        18 июня 2013 10:29
        Василий Осипович Бебутов 1791—1858) — князь, российский генерал, герой Кавказских походов и Крымской войны
        Родился в Тифлисе 1 января 1791 г. Род князей Бебутовых принадлежал к старейшим в Армении; впоследствии Бебутовы переселились в Грузию и занимали здесь важные должности наследственных правителей Тифлиса (меликов) и егермейстеров (мискарбашей) грузинских царей
        1. Gari
          +2
          18 июня 2013 10:43
          Бебутов 13 февраля 1844 г. определён на пост командующего войсками в Северном и Нагорном Дагестане.
          В 1845 г. Бебутов принял участие в походе против мюридов и принес значительную пользу делу; очистив Анди и Гумбет, он устроил там магазин и снабжал войска экспедиции продовольствием; при обратном движении, когда горцы, одушевленные успехом, неотступно преследовали обоз его арьергарда, он не потерял ни одной повозки. За эти заслуги он был награждён орденом св. Владимира 2-й степени.
          Осенью 1846 г. Шамиль, пользуясь роспуском русских войск по квартирам, вторгнулся в Даргинский округ, но князь Бебутов не дал ему времени ни развить восстание, ни укрепиться в занятой местности: 13 октября он взял штурмом передавшийся Шамилю аул Аймяки, a 13 числа разбил на голову самого Шамиля у селения Кутишихи. Скопище Шамиля, доходившее при начале дела до 20 тысяч, обратилось в бегство, при чём Шамиль потерял 1200 убитыми и ранеными, 300 пленными, горное орудие, зарядные ящики и секиру — эмблему своей власти. На поле сражения явились к Бебутову депутаты от деревень Даргинского округа с изъявлением покорности, и к ночи не осталось в округе ни одного мюрида. С такой же энергией были рассеяны неприятельские скопища у урочищ Цухедар и Худжал-Махи.
          За свой подвиг Бебутов 5 ноября 1846 г. получил орден св. Георгия 3-й степени № 462
          1. Милафон
            +4
            18 июня 2013 11:00
            Цитата: Gari
            Армяне как и Грузины, верой и правдой служили Государству Российскому

            Да это так.Жалко , что с грузинами так получилось - пришёл "дяденька с американским воспитанием" и накакал жирную точку в ,богатых общими героями и подвигами, отношениях.Очень жаль.
            1. Gari
              +4
              18 июня 2013 11:07
              Цитата: Милафон
              Да это так.Жалко , что с грузинами так получилось - пришёл "дяденька с американским воспитанием" и накакал жирную точку в ,богатых общими героями и подвигами, отношениях.Очень жаль.

              Правда очень, жаль что отношения России и Грузии по ,двух православных братских народов испортили западники ,но могу сказать с уверенностью, так как очень часто бываю в Грузии ,имею хороших друзей, там можно сказать провел детство ,народ Грузии , Грузины настроены как раз в сторону России , все ждут отмен виз, открытия дороги через Абхазию ,и сами устали от Саакашвили ,от его шараханий, ждут октября , истекает срок его полномочий, хотя уже сейчас ему не подчиняется даже его охрана
              1. rodevaan
                +2
                19 июня 2013 07:55
                Ничего! Восстановим все, и эту пин-досскую заразу победим! Думаю, что наши народы будут едины, в одной большой и могучей державе.
                Уж сколько столетий стоим, думаю и эту напасть переживём!
  4. smersh70
    +3
    18 июня 2013 10:04
    [
    Цитата: патрон
    Регион этот называется Джавахетия. Населён почти исключительно армянами.


    С вами полностью согласен,кроме вышеупомянутого.....вообще-то там жили турки-месхетинцы.и регион назывался.Месхети...Сталин их выслал в Узбекистан в 1941 году,боясь ,что они поддержат турков...а заселили специально даже не грузинами,а именно армянами...как бы в противовес туркам,в надежде ,что они будут воевать как партизаны...
    а места точно суровые, правда летом супер!есть еще высогорное озеро -Парваня...где водился в годы СССР форель,правда местные все ее уничтожили...от голода......
    1. Gari
      +1
      18 июня 2013 10:17
      Цитата: smersh70
      -Парваня...где водился в годы СССР форель,правда местные все ее уничтожили...от голода......

      Опять и суда добрались ,почему не можете без унижений
      регион назывался Самцхе- Джавахети спросите у Грузин, а рыба и сейчас там есть ,никто с голоду не помирал
      1. smersh70
        +3
        18 июня 2013 11:04
        Цитата: Gari
        Опять и суда добрались ,почему не можете без унижений



        Да друг мой....я знаю эти места не по наслышке....детство провел в Дманиском районе Грузии,сопредельнойс этой территорией......летом там отдыхали и ловил рыбу.....
        так по вашим словам..откуда изгнали турок-месхетинцев....
        Территория исторической Месхетии соответствует трём нынешним административным районам Грузии — Адигенскому, Ахалцихскому и Аспиндзскому, входящим в край Самцхе-Джавахети, а также сопредельным районам Турции. Небольшая группа месхетинцев жила на востоке Аджарии и северо-востоке современной Турции.
        У этого этноса несколько имен, что нередко вызывает путаницу и разногласия даже среди представителей самого этого народа. Начать с того, что месхи- субэтнос грузин, которые, будучи православными христианами, никак не связывают себя с турками-месхетинцами, являющимися мусульманами-суннитами, к тому же говорящими на тюркском языке. Да и последние в своем большинстве тоже не признают родства ни с месхами, ни с грузинами в целом. Сами себя они называют не месхетинскими, а ахалцихскими турками (Ahıska Türkler)

        Среди турок-месхетинцев нет согласия по поводу своего собственного происхождения. Более 80 % из них считают себя потомками этнических турок-«ерли» (турецкоговорящие земледельцы) и «теряклы» (пастухи-азербайджанцы), остальные возводят свою родословную к части грузин-месхов, принявших ислам в XVII—XVIII веках и перешедших на турецкий язык. Имеется также версия о том, что турки-месхетинцы произошли от симбиоза одного из родов турок-османов, осевших здесь, все с тем же грузинским племенем месхов. Большинство специалистов полагает, что в этногенезе турок-месхетинцев все-таки участвовали два главных компонента: древнее грузинское племя месхов и тюрки.
        Новейшая история[править]

        В 1944 год турки-месхетинцы (вместе с курдами, хемшилами), «в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения, по обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп», по постановлению ГКО СССР № 6279 от 31 июля 1944 г. Месхетинские турки были выселены из Грузии в Казахстан, Киргизию и Узбекистан, всего было выселено 115,5 тыс.[2] из них 17 тыс. погибло по дороге
        1. Gari
          0
          18 июня 2013 11:17
          Да друг мой....я знаю эти места не по наслышке....детство провел в Дманиском районе Грузии,сопредельнойс этой территорией......летом там отдыхали и ловил рыбу.....
          Приятный сюрприз такое обращение к мне , удивлен, а то всегда с вашими земляками нормально, я сам детсво провел в Грузии в интернациональном городе , и друзья детства были стольких национальностей , да и до сих пор и Русские, Украинцы, Грузины, Азербайджанцы .мы дружим вместе ,,чай, пьем ,а на этом сайте, только , я понимаю, что между нашими странами была война, и сейчас граница линия фронта,но пытаюсь нормально вести полемику, от ваших только унижения, оскорбления, да и вообще встретимся на фронте , увидим тебя в прицеле .....
          1. smersh70
            +4
            18 июня 2013 11:38
            Цитата: Gari
            я сам детсво провел в Грузии в интернациональном городе


            а в каком ,если не секрет...самый интернациональный был ДМАНИСИ..
            наши туту нормально ведут полемику....ноу проблем.....единственный кого ,точно хочется видеть в прицеле-это Стоик.))))))))вот точно провоцирует.......
            1. Gari
              0
              18 июня 2013 11:53
              Да не секрет Батуми по моему самый интернациональный город в Союзе
              Цитата: smersh70
              наши туту нормально ведут полемику....ноу проблем..

              -Парваня...где водился в годы СССР форель,правда местные все ее уничтожили...от голода..
              Кто писал,и так почти всегда
              1. smersh70
                +3
                18 июня 2013 12:19
                Цитата: Gari
                Кто писал,и так почти всегда



                правильно...как и всю рыбу в 3 озерах дманисского района....а местных там---я написал не национальность ,а имено местных..потому что и щас там живут представители многих нац-ей.....

                летом 2012 приехал в дманиси ,чтоб половить--а там вместо такого шикарного озера--стояла лужа... fool
        2. Gari
          +1
          18 июня 2013 11:22
          Цитата: smersh70
          Среди турок-месхетинцев нет согласия по поводу своего собственного происхождения

          Месхи- это Грузины, и вообще Грузинское название, даже есть такая фамилия
          Турки-Месхетинцы это в принципе и есть Турки, Сталин их выселил из этого региона, как не благонадежных и лояльных Туркам , но их жило не так и много, выселили в Узбекистан,где в конце 80-их уже Узбеки их выселили, помните конечно эти события
          1. smersh70
            +2
            18 июня 2013 11:36
            Цитата: Gari
            Узбеки их выселили, помните конечно эти события



            Да,приютили мы..и часть поселили в Ходжалы.....ну а что,потом с ними Ваши земляки сделали...ну Вы сами знаете... hi...пришлось потом наступать на деревню Марагу с целью взятия заложников,чтобы их обменять на турков-месхетинцев.......
            1. Gari
              0
              18 июня 2013 12:04
              Цитата: smersh70
              Да,приютили мы..и часть поселили в Ходжалы.....ну а что,потом с ними Ваши земляки сделали.

              Вот вы постоянно повторяете Ходжалы , да когда гибнут мирные люди, ни в чем не повинные это трагедия ,я знаю,что у вас это возведено на на уровень официальной пропаганды- мол Армяне устроили резню в Ходжалу,я не буду приводить другие примеры,только Муталибова первого законного президента Азербайджана :

              Как говорят те ходжалинцы, которые спаслись, это все было организовано для того, чтобы был повод для моей отставки. Какая-то сила действовала для дискредитации президента. Я не думаю, чтобы армяне, очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить изобличающие их в фашистских действиях документы. Можно предположить, что кто-то был заинтересован в том, чтобы потом показать эти кадры на сессии ВС и все сфокусировать на моей персоне.
              Если я заявляю, что это вина азербайджанской оппозиции, могут сказать, что я на них наговариваю. Но общий фон рассуждений таков, что коридор, по которому люди могли уйти, армянами все-таки был оставлен. Зачем же им тогда стрелять?
              Тем более на территории, близкой к Агдаму, где к тому времени было достаточно сил, чтобы выйти и помочь людям. Или просто договориться, что мирные жители уходят. Такая практика была все время.
              Мне все время говорили, что ходжалинцы держатся, что им нужно помочь оружием, людьми, продуктами. Я дал поручение сделать это вертолетами. Однако летчики, как мне объяснили, отказались туда лететь, поскольку у них нет специальных приборов, чтобы уходить от стингеров. Так прошла почти целая неделя. Там же поблизости располагалась агдамская группировка, которая обязана была все время следить за развитием события. Как только техника окружила Ходжалы, нужно было эвакуировать население. Еще раньше я такое поручение дал по Шуше: мужчин- оставить, а женщин и детей вывезти. Это тоже законы войны: их надо спасать. Мое поведение было объективным и однозначным: я такие поручения давал, но почему в Ходжалах их не выполнили, мне неясно. Я, кстати, несколько раз в этот период говорил с Мкртчяном, председателем ВС НКР: "Вы уложили тысячи людей. Дайте нам возможность вывезти их трупы". Но он ответил, что никаких трупов быть не должно, у них есть наши люди, которых кормят, хотя продовольствия не хватает, и готовы отпустить в обмен на своих заложников.
              Вопрос — Когда вам сообщили об этих погибших?

              Ответ — На следующий день после того, как передали, что в Ходжалах всего несколько погибших. Пришла информация министра внутренних дел.

              Вопрос — Кто ответствен был за эту информацию?

              Ответ — Сам министр. К тому времени была создана пресс-служба и в Министерстве обороны. После истории с вертолетом мы договорились, что никто не будет давать непроверенной информации.

              Вопрос — Считаете ли вы ответственным и премьер-министра Гасана Гасанова?

              Ответ — Глава правительства, конечно, отвечает за все, хотя он от этого открещивается, говоря, что не занимается подобными вопросами. Но правительство есть правительство.
              1. smersh70
                +3
                18 июня 2013 12:32
                Цитата: Gari
                Вот вы постоянно повторяете Ходжалы , д


                туту не эта тема----как и что там было в Ходжалах....я имел ввиду продолжения темы турков-месхетинцев.....расположили бы их в другом месте,я бы написал.про это....расположили в Ходжалах --написал про это.... hi
                правда посоветую прочитать ВАм еще и воспоминания журналистки Ивлевой,входящей с 366 полком в Ходжалы....ну это к слову....
                1. Gari
                  +1
                  18 июня 2013 14:16
                  Цитата: smersh70
                  туту не эта тема----как и что там было в Ходжалах

                  Так я эту тему Ходжалу и не подымал первый, И зачем Ивлиева когда есть воспоминания Вашего законного президента , а еще воспомонание другой журналистки Даны Мазаловой кстати связанные с азербайджанским оператором и тележурналистом Чингизом Мустафаевым который как раз и снимал правду об этих событиях и потом загадочно погибщий,ладно закроем эту тему
                  1. smersh70
                    +2
                    18 июня 2013 14:30
                    Цитата: Gari
                    И зачем Ивлиева когда есть воспоминания Вашего законного президента ,


                    Муталлибов защищал свои интересы,когда давал интервью...а Ивлева..как раз входила на танках в ХОджалыи все видела своими глазами...разницу улавливаете....
                    а Вы почему не курите --не любите или не хотите)))))))))
                    1. Gari
                      +2
                      18 июня 2013 15:21
                      Цитата: smersh70
                      .а Ивлева.

                      Я кажется уже писал,что закроем эту тему ,которую вы сами и предлагали закрыть.
                      Ивлева не знаю, кто такая да и у нее мог быть интерес ,хотя бы финансовый
                      А вот ваш Муталибов и ваш журналист Чингиз Мустафаевым загадочно погибщий.Будем опять продолжать на эту тему, я же вспоминаю вами же открытую тему резни в Армянском селе Марага,когда погибло до 100 человек ,а более 50 были взяты в заложники, а я не курю,хоть и пью по праздникам
                      1. Gari
                        0
                        18 июня 2013 15:25
                        Начинается срач,если мы нормально беседуем ,кто ставит минусы?
                      2. smersh70
                        +3
                        18 июня 2013 16:45
                        Цитата: Gari
                        ,кто ставит минусы?


                        Точно не я fellow
                      3. Gari
                        +1
                        18 июня 2013 16:57
                        Цитата: smersh70
                        Точно не я

                        Верю, я и сам не люблю ставить минусы,плюсы да
        3. Gari
          0
          18 июня 2013 12:28
          Цитата: smersh70
          хемшилами
          --

          Амшенцы, хемшилы, хемшины (самоназвания: хемшинли, хомшеци; арм. Համշե(ն)ցիներ; тур. Hemşinli) — субэтнические группы армян. Область расселения — побережье Чёрного моря на территории Турции, в области Амшен, Абхазии, Армении и России. После насильственной депортации в 1944 году с территории Грузии небольшое число проживает в Казахстане и (с 1990-х годов) во внутренних районах России. Общая численность этноса может достигать от 400 тыс. человек до более 1млн.
          Говорят на диалектах армянского и турецкого языков. Большинство хемшилов, проживающих на территории Турции, исповедует ислам (сунниты ханифитского мазхаба), часть является приверженцами Армянской апостольской церкви.
          1. smersh70
            +3
            18 июня 2013 12:40
            Цитата: Gari
            Амшенцы, хемшилы, хемшины (самоназвания: хемшинли, хомшеци; арм. Համշե(ն)ցիներ; тур. Hemşinli) — субэтнические группы армян.



            Вы их не путайте с населением Месхетии..они жили в Аджарии...
            ХЕМШИ́ЛЫ, этническая группа турок (см. ТУРКИ), живут в Российской Федерации (1,5 тыс. чел., 2002; в основном в Краснодарском крае), Казахстане, Киргизии и Турции. Общая численность хемшилов оценивается в 4 тысячи человек. Говорят на понтийском диалекте армянского языка, большинство хемшилов владеет турецким языком. Верующие — мусульмане-сунниты.
            Большинство исследователей считает хемшилов потомками мусульманизированной части амшенских армян. Особенностями быта и культуры они во многом похожи на турок.
            В 19 веке хемшилы населяли восточные районы Трапезундского вилайета (Османская Империя). В 1878 году по Сан-Стефанскому мирному договору в состав Российской империи вошел Батумский округ, на территории которого насчитывалось двенадцать хемшильских сел. 25—26 ноября 1944 года хемшилы вместе с греками, курдами, турками были высланы из Аджарии как «неблагонадежное население». Большинство из них разместили малыми группами на положении «спецпереселенцев» в Южной Киргизии (главным образом, в районе Оша и Джелалабада), небольшую часть — в Чимкентской и Джамбулской областях Казахстана.
            В 1982—1984 годах 22 хемшилские семьи переехали из Киргизии в Апшеронский район и, примерно в это же время, вместе с первыми семьями турок и курдов — в станицу Пшехскую Белореченского района Краснодарского края. Межнациональные конфликты в Средней Азии подтолкнули около 200 хемшильских семей из Киргизии бежать в Краснодарский край. Исламизация предков вырвала хемшилов из общеармянской среды. Они осознают свою самобытность, но считают себя частью турок, а не армян. Мурат Караялчин, бывший мэр Анкары является хемшилом, бывший премьер-министр Турции Месут Йылмаз тоже происходит от хемшил,smile
            1. Gari
              0
              18 июня 2013 14:22
              Амшенцы делятся на три основные группы:Амшенцы (хемшилы) западной группы (хемшинли), или баш-хемшины, проживают в основном в горных деревнях ила Ризе. Это мусульмане-сунниты, представленные в большом количестве в районах Чамлыхемшина (Вийя) и Хемшина. Меньшие по численности общины хемшилов проживают далеко на западе Турции в илях Стамбул, Эрзурум (ил),Сакарья, Дюздже, Коджаэли и Зонгулдак. Западная группа использует особый диалект турецкого языка, называемый hемшинче.
              Амшенцы восточной группы (хомшеци), или хопа-хемшины, также являются мусульманами-суннитами и проживают в иле Артвин, большей частью в городе Кемалпаша (Макриали), в районе Хопы, а также в посёлке Муратлы (Берливан) в районе Борчка. Большое число проживало в Аджарии (Грузия), но они, так же как и местные турки (в том числе турки-месхетинцы), во время Второй мировой войны подверглись депортации в Казахстан и Киргизию. Значительная часть этих переселенцев в 1989 году переселилась в Краснодарский край вместе с турками-месхетинцами. Разговорный язык восточных амшенцев — архаичный диалект армянского языка (хомшецма).
              Восточные амшенцы подразделяются на следующие патронимические подгруппы:
              Турцеванцы (в том числе джермакци) — наиболее многочисленная группа
              Ардлецы
              Севкедаци (карадерли, информация о них в наст. время отсутствует)
              род Топалоглу (отдельная этническая группа причисляющая себя к хопа-хемшилам)
              Амшенцы северной группы (хамшенци) являются потомками неисламизированной части амшенцев, которые покинули Хамшен в период обращения в ислам остального населения и обосновались поначалу в районах Самсуна (Джаник, Куршунлу, Чаршамба), Орду, Гиресуна и Трабзона (в долине Кара-дере, «Чёрной речки» к востоку от Трабзона). Большинство этих амшенцев сейчас проживают в Краснодарском крае, в частности в Сочи, в Абхазии и Адыгее. Являясь христианами, они хранят самобытную культуру и особое амшенское самосознание. Как и амшенцы восточной группы, они говорят на амшенском диалекте, называя его hяйрен(армянский). Среди особенностей диалекта — «оканье», замена звука «р» на «й», использование суффикса «-уш» вместо «-ел» и «-ал» в неопределенной форме глагола и др. Например: вещь-бан-пон, ветер-ками-коми, без-аранц-ронц, рот-беран-перон, груша-тандз-дондз, медленно-камац-гомац, открывать-банал-понуш, мучить-танджел-донджуш, крепкий-амур-омур, человек-март-машт, четыре-чорс-чойс, высоко-барцр-пайср, наружу-дурс-тус, поле-арт-айд, невеста-hарс-hяйс, холод-цурт-цуйд соответственно на русском, литературном армянском языках и амшенском диалекте.
              Амшенцы северной группы подразделяются на следующие патронимические подгруппы:
              Джаник-ордуйцы (в том числе уньецы, термецы, чаршампацы, фатсацы)
              Трабзонцы (в том числе мала)

              В принципе мои предки по отцовской линии корнями из Амшенских Армян
              1. smersh70
                +2
                18 июня 2013 14:31
                Цитата: Gari
                В принципе мои предки по отцовской линии корнями из Амшенских Армян


                согласен...но они не жили в Месхетии....и до армян там жили турки-месхетинцы...... hi
                1. Gari
                  0
                  18 июня 2013 15:31
                  А у вас их мало почитал 38000 человек
                  1. Gari
                    0
                    18 июня 2013 15:34
                    Среди турок-месхетинцев нет согласия по поводу своего собственного происхождения. Более 80 % из них считают себя потомками этнических турок-«ерли» (турецкоговорящие земледельцы) и «теряклы» (пастухи-азербайджанцы), остальные возводят свою родословную к части грузин-месхов, принявших ислам в XVII—XVIII веках и перешедших на турецкий язык. Имеется также версия о том, что турки-месхетинцы произошли от симбиоза одного из родов турок-османов, осевших здесь, все с тем же грузинским племенем месхов. Большинство специалистов полагает, что в этногенезе турок-месхетинцев все-таки участвовали два главных компонента: древнее грузинское племя месхов и тюрки.
                    Вообщем по сути их можно считать Грузинами мусульманами.,тем более это на Грузинской земле
                  2. smersh70
                    +2
                    18 июня 2013 16:46
                    Цитата: Gari
                    А у вас их мало почитал 38000 человек



                    остальные уехали в Турцию или же прямо из Узбекистана в Россию и в Казахстан...
                    1. Gari
                      0
                      18 июня 2013 16:58
                      Почему уехали?
                      Хотя ясно как бы не говорили и у вас трудно живется
                      1. smersh70
                        +1
                        18 июня 2013 17:42
                        Цитата: Gari
                        Хотя ясно как бы не говорили и у вас трудно живется



                        у нас высокий уровень жизни...и по крайней мере лучше ,чем у соседей)))))))
  5. +4
    18 июня 2013 10:08
    Не согласен с автором по поводу введения обозначения - "последняя победа в Восточной войне". Победой являлась вся Восточная война.
    Давно пора отказаться от ленинской трактовки Восточной войны, типа "Поражение в Крыму - позор России, провал политики Николая 1, причина - отсталость России и т.д".

    Надо учесть, что к 1853 году, к моменту начала войны, действовал еще шаблон ведения войн до- и наполеоновской эпохи, когда продвижение армии в страну неприятеля невозможно без взятия крепостей с целью защиты своих коммуникаций.

    Сила России были соразмерны силам противника, туркам, на данном театре военных действий и без какого-либо технического отставания. Русские армия и флот это блестяще доказали.

    Силы вторжения коалиции завязли в Болгарии из-за правильно организованного противодействия со стороны сил местного сопротивления при поддержке русской стороны, повлекших потерю баз обеспечения.
    Высадка в Крыму - акт отчаяния.

    Развить стратегическое наступление вглубь России армии коалиции не могли без взятия крепости Севастополь и они завязли на этом этапе войны, даже не вступив в боестолкновение с армией прикрытия.
    Намерение иных потенциальных противников, вновь образовавшихся предателей, осуществить вторжение в Россию, заставило последнею держать основную часть вооруженных сил на западных рубежах, а не использовать их по назначению в Крыму.

    Разговоры о превосходстве в вооружении (нарезное оружие) не имеют под собой почвы, т.к. имело место применение паллиатива - стрельба из нарезного оружия, но дульнозарядного, пулей Минье.
    1. +2
      18 июня 2013 11:47
      Крымская война не была победой России,скорее по ее результатам все оказались неудовлетворенными,Россия временно потеряла влияние в Черном море,а также парусный флот,но к тому моменту парусный флот все более и более устаревал и на смену ему пришли пароходы,так что проще было перевооружаться,а главное были убраны из МИДа немцы вроде Нессельроде,которого заменил Горчаков и политика России стала идти в русле ее интересов.Турки,вроде отбились и ладно,но все понимали,что Россия никуда не делась,а без помощи Великобритании и Франции они никогда не победили бы.Вообщем остались турки у разбитого корыта как и начинали.Во Франции Наполеон 3 потешил ЧСВ,больше Франция ничего не получила кроме уничтожения добрых отношений с Россией,и закончилось все для Франции Седаном и Парижской комунной.Великобритания как всегда недовольна,она всегда недовольна пока Россия существует на карте мира,а все эти конфузы в крыму,холера выкосившая половину экспедиционного корпуса,атака легкой бригады и т.д.Вроде как интим был,а кайфа никто не словил.Про Сардинское королевство и говорить нечего,я не пойму как оно вообще туда затесалось.
      Статья интересная,у нас вообще кроме академика Тарле про Крымскую войну очень мало написано.
      1. +1
        18 июня 2013 12:08
        А если посмотреть в масштабе геополитическом?
        Кто проиграл?
        Россия? Флот? Так все равно надо было новый строить. По всем соглашениям за Россией выход из Черного моря был оставлен. Но, раньше, выход зависел и от наличия соразмерно русскому турецкого флота,извиняюсь, оттоманского, а после войны нет.

        Турция? А вот Оттоманская империя и превратилась в Турцию. Формально Оттоманская империя распалась по итогам Первой Мировой, а де-факто, по итогам Восточной войны, потеряв ряд территорий в пользу Франции и Англии.
    2. +4
      18 июня 2013 12:01
      Ну уж про "победу" - это вы загнули. А как же запрет иметь черноморский флот? Это ли не самая квинтэссенция поражения?
      По поводу технического превосходства союзников над Россией я согласен, оно было не слишком серьезным были и у нас паровые корабли (хотя те машины еще не давали сильного преимущества, если не штиль), и нарезные штуцера в войсках и бомбические орудия. Да и бронированные батареи французов не решились повторить трюк с Кинбурном в Севастополе.
      Основная проблема нашей армии была даже не в том, что опасались удара австрийцев. Была проблема логистики снабжения и подкреплений в Крым. Союзники имели хорошо организованный подвоз морем, а у нас за несколько сот километров все припасы везли гужом. Вот недостаточность снабженческих мощностей и не позволила развернуть под Севастополем необходимые для деблокады силы. Что и привело к поражению на главном ТВД войны. А это обесценило успехи на остальных фронтах.
      Кроме того, на море мы, все-таки, серьезно уступали союзникам. Что, впрочем, не мудрено, учитывая, что против нас действовали два крупнейших флота планеты. В результате на море действия русского флота свелись к пассивной обороне в районе Севастополя, на Балтике (потеря Аландских островов), на Севере (бомбардировка Соловков) и на Дальнем Востоке - отражение штурма и на следующий год сдача без боя Петропавловска и прятки Охотской флотилии в устье Амура.
      Хотя, опять же, можно говорить о том, что наше положение было не таким уж и критическим. Ведь на ЧМ по линкорам некоторое время был даже и паритет с союзниками. Так что активные действия ЧФ могли бы позволить сорвать десант в Крыму. На Балтике союзники сами не проявляли активности, и относить это только за счет еще очень несовершенных мин заграждения, было бы глупо. Ни один подорвавшийся на них корабль не затонул, даже с учетом их еще посредственной живучести. Да и англичане, например, не считали войну с Россией легкой прогулкой. Поскольку не только не пожелали напасть на практически не защищенную Аляску, но даже установили договором нейтралитет владений России на Аляске в обмен на нейтралитет их тихоокеанских колоний.
      Так что можно говорить о том, что эта война была венцом военной силы Российской Империи, ее вершиной. Однако, силы врагов оказались все-таки превосходящими, особенно в области финансов. И после Крымской войны начался закат Российской Империи.
    3. +2
      18 июня 2013 12:06
      Победой являлась вся Восточная война.

      Хороша себе победа. По парижскому договору Россия лишалась права иметь флот на Черном море, Аландских островов и дельты Дуная.
      Высадка в Крыму - акт отчаяния.

      11-месячная осада и взятие Севастополя - тоже акт отчаяния?
      Разговоры о превосходстве в вооружении (нарезное оружие) не имеют под собой почвы

      - даже не смешно.
      1. +3
        18 июня 2013 15:59
        Gato SU Сегодня, 12:06 ↑ Новый

        Хороша себе победа. По парижскому договору Россия лишалась права иметь флот на Черном море, Аландских островов и дельты Дуная.


        Итоги войны.
        Итоги Восточной (Крымской) войны имеют комплексный и далеко не однозначный характер, что и закреплено в самой структуре Парижского мирного трактата. Рассматривать же их вне этой целостности, исходя из идеологических соображений, замалчивая или принижая значение их итогов и произвольно раздувая значимость других - это и ненаучно, и исторически несправедливо, хотя бы по отношению к России и нашим предкам.
        Несмотря на распространенное мнение, что Россия официально являлась проигравшей стороной, нигде в документах вы не найдете фразы "Россия проиграла войну" - ни в Парижском мирном трактате (от 30 марта 1856 года), ни в манифесте Александра II (от 31 марта 1856 года). В документе говорилось, что Россия "прекратила войну". Когда в Париже заключался мир без капитуляций, аннексий и контрибуций французский посол Буркенэ, ознакомившись с положениями мирного трактата воскликнул: "Непонятно, кто же в этой войне проиграл, а кто выиграл". Его высказывание было перефразировано: "Проиграл не тот, кто проиграл, а выиграл не тот, кто выиграл".
        1. +1
          18 июня 2013 16:44
          Итоги Восточной (Крымской) войны имеют комплексный и далеко не однозначный характер

          Это да, собственно, это можно сказать об итогах любой войны. Особенно если рассматривать долгосрочную перспективу.
          Я вовсе не считаю, что Россия проиграла ту войну, но, согласитесь, о победе речь тоже идти не может.
  6. +4
    18 июня 2013 14:22
    Хорошо сказал Мольтке старший про Крымскую войну русскому царю Александру Второму Вы не проиграли войну,вы не ПОБЕДИЛИ.Учитывая какая коалиция противостояла России,результаты союзников более чем скромные.
  7. 0
    18 июня 2013 20:39
    Цитата: Gato
    Итоги Восточной (Крымской) войны имеют комплексный и далеко не однозначный характер

    Это да, собственно, это можно сказать об итогах любой войны. Особенно если рассматривать долгосрочную перспективу.
    Я вовсе не считаю, что Россия проиграла ту войну, но, согласитесь, о победе речь тоже идти не может.


    Умеренно соглашусь. Но, перечитайте статью. Воевали мы то с турками (османами). Цепь блестяще выигранных сражений на земле и в море. Этим можно было бы всю войну и ограничить. Но... Первый этап - уверенная победа, второй этап - ничья (1 + 0). У турок -поражение от русских и поражение от союзников, утрата территорий (-1 и -1 = -2). У сил коалиции (Англия,Франция и Королевство)- поражение в Болгарии (-1) и ничья в Крыму (0), итог (-1 + 0).