БАМ – последняя стройка социализма

40
О БАМе в Сети написано много, я бы даже сказал, что очень много. Однако изучение материалов с 10-ти разных сайтов, выданных Google по запросу "Байкало-Амурская магистраль история строительство" и занимающих места по индексу цитирования примерно с 1-го по 50-е, наводит на одну и ту же мысль: вот строили мы строили и наконец построили... И что же нам теперь со всем этим делать?

БАМ – последняя стройка социализма


Предложений по использованию БАМа масса. Но вот что интересно: зачем же его все-таки начали строить, если до сих пор не могут решить к чему бы его приспособить? На этот вопрос ответ как правило один и тот же: что вы хотите, это же была стройка века! Главное было построить, а зачем - это уже другой вопрос!

Однако давайте попробуем исходить из другого принципа, озвученного А. де Сент-Экзюпери в "Маленьком принце": "если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно". Пусть сейчас эти цели потеряли актуальность, но все-таки: для чего Сталин и Брежнев строили Байкало-Амурскую магистраль? Примем за аксиому, что цель у них все-таки была и посмотрим, что же у нас из этого получится.



Для меня эта тема тем более актуальна, что я в 1989-1991 годах сам проходил действительную срочную службу на БАМе. Для тех, кому интересно: служил я во Внутренних войсках специального назначения по охране железнодорожных объектов: мостов и тоннелей Байкало-Амурской магистрали.

Для начала я хочу обратить ваше внимание на некоторые даты.

Итак, в 1906 году (сразу после русско-японской войны) в России обсуждается (и не в первый раз!) идея второго Транссиба и даже проводятся изыскательские работы.
Далее все стихает до 1924 года. В этом году в перспективном плане строительства железных дорог уже "обозначен контур" второго Транссиба.

В 1930 году Далькрайком ВКП(б) выходит в СНК СССР с предложением о начале проектирования и строительства второй транссибирской магистрали с выходом ее к Тихому океану. В этом документе дорога впервые названа Байкало-Амурской магистралью.

В 1933 году ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве БАМа. На самом деле в этом году только начинаются изыскательские и проектные работы по трассе будущей дороги.

В 1937 году принимается решение о начале строительства участка Тайшет-Советская гавань. Оба названия - ключевые. Тайшет - это та развилка, откуда Трассиб и БАМ идут каждый по своему пути, а Советская гавань - это край земли: берег Тихого океана.

В 1938-1940 годах идут работы (неизвестно какие) на участке Байкал-Чара-Тындинский.

В 1940 году завершено первое проектное задание всей магистрали. Однако сквозные поезда по БАМу еще не ходят и начнут ходить не скоро - до этого момента пройдет не один десяток лет.
После этого строительство не прекращается совсем, но идет небольшими участками и не очень быстро. Оно и понятно - война и послевоенная разруха не дают возможности вести полномасштабные работы.

По сути сталинский БАМ оканчивается 1951 годом, когда поезда стали доходить до станции Лена (г.Усть-кут) на западе, а на востоке были построены ветки: Комсомольск-на-Амуре-Советская гавань и Известковая-Ургал. Оба участка в то время были больше похожи на ответвления Транссиба, чем на самостоятельную железную дорогу.

Далее по самый 1967 год ничего сверхестественного не происходит. Какие-то работы ведутся, в основном местного значения, но серьезных денег не вкладывается. И вдруг в 1967-м начинаются (внимание!) "широкомасштабные проектно-изыскательские работы по всей трассе БАМа."

В 1974 году разворачиваются строительные работы по всей трассе. 15 марта 1974 года Леонид Ильич Брежнев назвал БАМ "важнейшей стройкой IX пятилетки". 26 апреля создается первый ударный комсомольский отряд, 27 июля "Правда" печатает передовую статью "От Байкала до Амура" - первую передовую статью о БАМе. Тогда же в июле 1974-го создается постоянно действующая комиссия по строительству и освоению БАМа.



С этого момента стройка, что называется, понеслась. Темпы и масштабы строительства просто потрясают. Причем об этой стройке очевидцы рассказывают легенды!.. И не только про героизм и ударный труд. Так, например, мне рассказывали, что техники на строительство нагнали - море. И почти вся она была японской(!). С одной стороны ближе везти, чем из Европы, а с другой - это сколько ж должно стоить? Бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, что там еще у них было. Причем технику эту никто не ремонтировал и даже не обслуживал: работала сколько проработает. Сломалась - ее в сторону и пригоняют новую. Забавный эпизод: у японцев к каждому такому агрегату прилагался комплект одежды для рабочего. Комбинезон, куртка, кепка - все из джинсовой ткани. Это в Сибири-то!.. Само собой, что все это никто не носил - продавали на Большой земле. Сами знаете, чего тогда джинса стоила. А тут, как рассказывают, вполне стильная одежда была, не "ливайс", конечно, но все же...

Видел я возле поселка Холодный (хорошее название, правда? Как-то греет...) и остатки БАМлага еще сталинских времен. К сожалению не имел возможности расспросить местных на эту тему. А жаль...

Но мы отвлеклись. Короче говоря, я лично в конце 1989 года в составе полкового оркестра встречал первый сквозной поезд, прошедший по БАМу. Собственно, это был бы конец истории строительства, но оставался еще Северо-Муйский тоннель. Он был сдан в эксплуатацию (еще раз внимание!) лишь в декабре 2001(!) года. Дело все в том, что изначально этот тоннель хотели сделать самым длинным не то в мире, не то в Европе, а все никак не получалось. Если я ничего не путаю, вначале он должен был стать самым длинным в мире, потом, после нескольких неудач и аварий, планку опустили до Европы (хотя я не понимаю, как можно быть самым длинным тоннелем в Европе, находясь при этом в глубокой Азии), но и то - провозились с ним бог знает сколько лет. Да и что говорить, если даже при строительстве тоннеля "Байкальский", который я охранял и который всего каких-то 7 километров, за несколько сот метров до смычки проходчики наткнулись на подземную реку. Произошла авария, обвал, говорят были жертвы, после чего до смычки сразу стало почти полтора километра. Вот так.



Что же мы в результате имеем? А имеем мы, по сути, три, если так можно выразиться, всплеска интереса к строительству БАМа со стороны общества и правительства. Первый из них в начале XX-го века, второй - в 30-40 годы и третий - в конце 60-х и до победного конца.
Вы еще не догадались? А ведь я даже подсказку в самом начале дал!

Потребность в строительстве Байкало-Амурской магистрали всерьез возникала тогда и только тогда, когда на наших восточных границах начиналась война или существовала угроза ее начала.

Судите сами:
1. Начало XX-го века - русско-японская война. Сразу после нее вдруг начинаются изыскательские работы. Собственно, уже тогда соответствующим министерствам и ведомствам стали понятны два момента:
Во-первых, Япония перестала быть вещью в себе, она стремится вырваться из островных тисков и мало того, с ней теперь придется считаться, как со страной, обладающей вполне реальной силой.
Во вторых, в случае возникновения военных действий в районе Дальнего Востока или же Восточной Сибири со стороны Японии или Китая, Россия (а впоследствии СССР) будет испытывать серьезнейшие проблемы именно с железными дорогами, ибо Транссиб проходит слишком близко к государственной границе (а в те времена Транссиб еще только строился и часть Транссиба, если мне не изменяет память, вообще шла по территории Китая).
Думается мне, что и опыт Гражданской войны в Сибири показал то же самое: наличие второй транссибирской магистрали крайне желательно. Именно поэтому уже в 1924-м году она включается в перспективный план строительства железных дорог.

2. 30-е годы - Хасан (1936) и Халхин-Гол (1939) у всех на слуху. А ведь это только два самых известных эпизода советско-японского противостояния. По сути Советский Союз все это время находился в состоянии необъявленной войны с Японией. С другой стороны, примерно в одно время с окончанием первой очереди БАМа СССР подписывает с Японией договор о ненападении. И строительство ведется уже далеко не такими темпами. Хотя ведется. Несмотря на войну. Сталин знал, что разбираться с Японией после Германии все равно придется и, насколько позволяли обстоятельства, готовился к этому.

Ну и 60-70-е годы - противостояние с Китаем. Остров Даманский (см., например, газету "Советская Россия" от 1 апреля 1969 года у нас на сайте) и тому подобное. Да я и сам помню в детстве разговоры матерей, у которых сыновья уходили в Армию: боже, только бы не на китайскую границу!.. И вот тут уже под угрозой оказался весь Транссиб, а у нашего правительства (и соответствующих министерств и ведомств) наконец лопнуло терпение и решено было все-таки достроить, наконец, рокадную железную дорогу в глубине территории. Хоть одноколейную, хоть какую угодно, но любая дорога будет лучше, чем если не будет никакой.



Это и есть та главная мысль, которую я хочу донести до вас в этой статье: БАМ прежде всего есть стратегическая рокадная железная дорога! И именно с этой целью он строился на протяжении всего XX века. Именно в этом его главное назначение - просто быть. В мирное время, согласен, ему до сих пор не могут найти толкового применения, но случись не дай Бог что в тех краях - и именно БАМ станет главной артерией дальневосточной войны.

Мысль эта наверняка не новая, мало того, я не настаиваю на том, что это единственная причина из-за которой было принято решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали.

Плакаты времён БАМа:






Несколько отступлений
1. Рокадная дорога - это такая дорога, которая проходит в нашем тылу параллельно существующей или предполагаемой линии фронта. В данном случае - параллельно существующим границам СССР. Наличие такой дороги в глубоком тылу обеспечивает возможность беспрепятственного маневра войсками и снаряжением вдоль всей линии фронта.

2. В бытность мою в рядах Вооруженных Сил я узнал, что во всем Советском Союзе только две железные дороги в то время охранялись войсками. Как легко догадаться, это были Транссиб и БАМ. Для этого на всем протяжении каждой трассы были развернуты две дивизии внутренних войск. Интересно, как дело обстоит сейчас.

3. Обратите внимание: даже в 90-е годы, когда, казалось бы, БАМ был предан анафеме, как еще одна бестолковая затея кремлевских мечтателей, финансирование строительства Северо-Муйского тоннеля не прекращалось! Оно наверняка было урезано, но не остановлено полностью, хотя имелась обводная ветка и сквозные поезда по БАМу ходили. Просто пропускная способность этой ветки очень маленькая, это то самое игольное ушко, в которое так трудно (в случае чего) будет пролезть верблюду.

4. И еще: вполне может быть, что именно неотложная необходимость строительства Байкало-Амурской магистрали (вкупе с Афганистаном) приостановила реализацию другого "Великого Проекта": Проекта Переброски Северных Рек. Видимо, реализация двух таких идей сразу, да еще при открытом фронте в Афганистане, была все-таки не по карману Советскому Союзу, даже при его нефтедолларах в 70-е годы.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +9
    17 июня 2013 08:37
    Великая стройка СССР ! Крайне нужная для страны . Как только гайдаровские реформаторы не измывались над ней,а теперь ноют что пропускная способность маленькая request . А ведь в планах было и продолжение ,которое позволило бы поступательно улучшить жизнь на Дальнем Востоке ! Вот сейчас нехотя вроде тянут дорогу в Якутию ,а ведь еще у Сталина было в планах мост или тунель на Сахалин ,да и на Камчатку тоже присматривали железнодорожный путь .
  2. +5
    17 июня 2013 08:59
    БАМ и электростанции строили для развития промышленности региона если наши горе-реформаторы отказались от строительства промышленных центров то конечно зачем им БАМ.
    1. Gooch
      +5
      17 июня 2013 14:19
      Цитата: BARKAS
      БАМ и электростанции строили для развития промышленности региона если наши горе-реформаторы отказались от строительства промышленных центров то конечно зачем им БАМ.

      Это изначально было не прибыльное вложение, советское руководство во всяком случае понимало, что если не развивать восточные регионы Сибири, экономика будет перманентно стопариться, а тут такие залежи, природных ископаемых, транспортируй - не хочу. А щас рыночная экономика, инвестиции, рожь вот это всё, кто будет вкладывать сюда деньги если чтоб получить 100$ выгодны надо вложить 150-200 у.е разумеется всё уйдет в запустение.
      1. +5
        17 июня 2013 14:49
        По роду трудовой деятельности пришлось объехать западную половину БАМа не единожды. Всё что надо для функционирования дороги присутствует и работает, там где надо модернизируют. Вопрос что делать с дорогой не стоит, она используется в соответствии со своей пропускной способностью. Да, уехали люди после окончания строительства, а вы попробуйте там пожить. Природа красивая, зверьё и рыба есть, но жить бы не стал. Местные знают какие где месторождения есть, видно время добычи ещё не пришло.
        1. Gooch
          +5
          17 июня 2013 14:59
          Цитата: иркутчанен
          По роду трудовой деятельности пришлось объехать западную половину БАМа не единожды. Всё что надо для функционирования дороги присутствует и работает, там где надо модернизируют. Вопрос что делать с дорогой не стоит, она используется в соответствии со своей пропускной способностью. Да, уехали люди после окончания строительства, а вы попробуйте там пожить. Природа красивая, зверьё и рыба есть, но жить бы не стал. Местные знают какие где месторождения есть, видно время добычи ещё не пришло.

          Я тут живу, не сказал бы что прямо таки АД) все чисто аккуратно, красиво.)
          каждый год обстреливают еще горы в трудных местах) снега очень много)

          Почти так же)
          1. 0
            17 июня 2013 16:16
            Про АД я не говорил, чисто про себя писал, вырос на юге Байкала, на севере чувствую себя неудобно. Как из орудия лавины сгоняют видел на Дабане.
            1. Gooch
              -1
              17 июня 2013 16:29
              Цитата: иркутчанен
              Про АД я не говорил, чисто про себя писал, вырос на юге Байкала, на севере чувствую себя неудобно. Как из орудия лавины сгоняют видел на Дабане.

              Я и в ваших краях в Иркутске жил, чуть больше года, имхо погода получше чем у нас, не такая сухая, всё таки Ангара рядом, и ветров нету таких суровых как на Севере.)
              1. +2
                17 июня 2013 17:24
                И я про то-же.
            2. +1
              18 июня 2013 03:02
              Земляк!)
              Сори за оффтоп)
    2. +3
      17 июня 2013 14:43
      Цитата: BARKAS
      БАМ и электростанции строили для развития промышленности региона если наши горе-реформаторы отказались от строительства промышленных центров то конечно зачем им БАМ.

      Проблема в том , что места которые ныжно было обслуживать вахтовым методом , развились в жилые посёлки , а потом никто эту инфраструктуру тянуть не смог. Надо было строить центры( Бамовские ) , а потом потихоньку развивать переферию. У нас как всегда захотели всё и сразу , да на энтузиазме , в итоге, основная масса были временщиками. Хотя деньги тан платили просто не реальные, да и снабжение было - чуть ли ни как в Москве. Дорога нужная , важнеышая, но как всегда превратилась в долгострой.
      1. могус
        0
        17 июня 2013 16:35
        немного не так.
        Под страхом развала страны были забраны финансовые потоки в центр и выборы губернаторов заменены на назначение. О возврате выборов говорил Путин,т.к. сложный период прошел,но назначение оставят на кавказе.
        http://gnkk.ru/articles/stsenarii-razvitiya-sibiri.html - объем поступлений в бюджет за счет ресурсов (а их не в метро добывают). Конкретные цифры доходов http://gazetavremya.ru/latestnews/23888-moskva-hochet-otdat-sibir-goskorporacii.
        html
        Об изменении несправедливого потока финансов (Путин говорит) http://izvestia.ru/news/549532
        Некоторые цитаты:
        - Предложение разбросать
        офисы компаний с
        госучастием по всей стране
        Валентина Матвиенко
        озвучила на встрече
        Владимира Путина с Советом законодателей. Спикер
        Совета Федерации уверена,
        что если такие гиганты, как
        «Газпром», РЖД, «Башнефть»,
        станут отчислять налоги не в
        Москве, а в российской глубинке, это станет большой
        помощью бюджетам
        регионов. Многие из
        субъектов федерации, по
        словам Матвиенко, сейчас
        еле справляются с социальными
        обязательствами, не говоря
        уже о запусках
        инфраструктурных проектов.
        - — Вопрос только в том, чтобы
        не делать это резко и не
        оголить казну самой Москвы,
        — сказал он. — У Москвы
        есть свои планы, в том числе
        планы инвестиционного развития, и резко просто
        взять и отрезать их от этих
        финансовых потоков — это
        значит создать реальные
        проблемы в столице. Но то,
        что двигаться нужно в этом направлении, — это
        абсолютно точно.
        - — В ряде регионов расходы
        бюджета на выплаты зарплат
        доходят до 80% и совсем не
        остается средств на
        строительство детсадов, —
        констатирует Матвиенко. В связи с этим она предлагает
        изменить существующие
        пропорции
        софинансирования
        регионами и федеральным
        центром ряда проектов. В частности, снизить размер
        отчислений регионов на
        переселение граждан из
        ветхого и аварийного жилья
        (сейчас большую часть
        средств должны платить именно местные бюджеты).
        Кремль обещал подумать.
        Предлагает Матвиенко
        изменить и правила
        финансирования программ
        по обеспечению жильем сирот — чтобы федералы и
        регионы платили поровну, а
        не 20 и 80% соответственно,
        как сейчас.
        - Почти 75%
        российского экспорта в 2012 г.
        ($410 млрд) – это товары, добытые или
        переработанные за Уралом. А
        6,5 трлн руб., или 50,7% всех
        доходов федерального
        бюджета, – поступления от
        налога на добычу полезных ископаемых и пошлины на
        экспорт нефти, газа и
        нефтепродуктов. Добывают
        эти богатства, понятное дело,
        не в Москве. И даже не в
        Петербурге. Так не стоит ли задуматься о том, чтобы
        оставлять часть налогов в
        регионах добычи ресурсов?
        -
  3. +2
    17 июня 2013 09:21
    Критически важная для России железная дорога. Если не ошибаюсь, сейчас однопутная. Надо модернизировать. Акционерам РЖД стоит умерить свои аппетиты в плане размеров дивидендов.
    1. +3
      17 июня 2013 13:54
      За те цены на железнодорожные билеты, наверно можно построить еще много тонелей и мостов, конечно если в карман себе не ложить много.
      1. +2
        17 июня 2013 14:20
        Вот лишь бы ляпнуть. Основной доход у РЖД от грузоперевозок, пассажирские малодоходные, пригородные убыточны
    2. MG42
      +4
      17 июня 2013 14:23
      Цитата: Лопатов
      Критически важная для России железная дорога.

      В том числе и как элемент защиты Дальнего Востока от нападения с территории Китая.
      1. avt
        +5
        17 июня 2013 14:30
        Цитата: MG42
        В том числе и как элемент защиты Дальнего Востока от нападения с территории Китая.

        Так классическая рокада .Вот еще бы с Левитина спросить за автотрассу параллельную .
  4. Роман
    +5
    17 июня 2013 10:07
    ...наводит на одну и ту же мысль: вот строили мы строили и наконец построили... И что же нам теперь со всем этим делать?...По телеку показывали совещание по ЖКХ с участием Путина ,в ходе нелёгкой беседы о загнивающем секторе ,кто-то из присутствующих "мыслителей",с раздражением, изрёк примерно похожее ,мол настроил Советский Союз домов ,кучу коммуникаций ,а МЫ теперь разъё..вайся.
  5. внук солдата
    +4
    17 июня 2013 10:08
    я горжусь что родился в ссср
  6. могус
    +1
    17 июня 2013 10:26
    В РЖД говорят о "горлышке" от станции "Петровский завод" и далее на восток - с этого участка низкая пропускная способность (так ведь в перестройку сами всё сократили). Теперь,деньги на расширение пропуска,заложены в программу "Развития Сибири и ДВ"(забыли сначала,отправляли на доработку),а на деле тишина...зато расширяют метро в москве. Нужно лишь хоть половину заработанных денег здесь и вкладывать сюда,а не через "центр" где и оседают.
    1. avt
      +2
      17 июня 2013 13:57
      Цитата: могус
      зато расширяют метро в москве. Нужно лишь хоть половину заработанных денег здесь и вкладывать сюда,а не через "центр" где и оседают.

      Да не вопрос про метро в Москве и от питерцев слышали, можно не расширять ,только тогда введите прописку в Москве ,лимит вместо квот на приезжих рабочих ,дорожный налог правда уже при Лужкове в регионы частично перевели ,ну да если столичные функции с субвенциями ,которые в полном объеме не выплачиваются ,заберете ,то вот я бы дорожный налог еще раз уполовинил бы .Да вот уверен и тогда ныть будете ,даже вот если в ваш городок столицу перенесут ,все равно бюджетные средства через регионы отмываться будут и через банк ,думаю все равно москавский или питерский в офшор уводить будут .Песенка сменится но не сильно ,чиновники вашего нового столичного мухоска будут говорить что деньги запланированы и отправлены ,а регионалы будут отвечать что налоги мы в новую столицу отправили а назад не получили ,или так мало что не хватило при этом будут закрывать пустые КС и получать деньги за выполненную работу ,да хоть за ЦП президентскую ,хоть за закупку томографов не у фирмы производителя а у какой фирмешке дочуры или сынка своего кровного и прикупать квартирки в ненавистной Москве да Питере.И будете опять стонать ,но наверное уже на качественно новом уровне ,как у нас сейчас в Москве белогондонники ,,про пора валить из рашки" А может все таки мозг перезагрузить и подумать ,отчего это так после 90х устроилось и живет по гайдаровскому - рынок все отрегулирует ?
      1. могус
        +3
        17 июня 2013 15:44
        ваша позиция понятна. Пусть и дальше деньги оседают в одном городе,ведь это столица и по статусу положено,а обойдется. За такой снобизм вас и не любят в регионах.
        Я приводил ранее ссылки и цитировал из них,что в некоторых регионах,на выплаты з.п. бюджетникам уходит до 80% всех денег - это справедливое распределение?
        Белочные - в регионах их не поддерживают,несмотря на тяжелое положение. Они играют на сложившейся ситуации - такая ситуация возникла из-за бездействия властей.
        Валить - одна землячка в сша; родственница в Австрии; двоюродному брату предлагали остаться в Германии,но он тут (Урал). По своему талантливые люди,но реализоваться в городе,где их будут считать "понаехавшими тут" не хотят и я их понимаю,а в регионах не развивают такие возможности. Если я не подавал заявок на грин-карту,но мне прислали предложение,то там я буду нужнее. Также приходило предложение от "dream job" - буржуйская "биржа труда".
        Московские-Питерские - с приходом новых хозяев предприятий с пропиской г.москва - можно сразу искать другую работу - всё развалят. Где я живу,разворачивается Питерская компания "Orimi wood" - чем могу,тем помогаю директору - рабочие места для людей.
        Пока власти думают,что надо бы изменять систему потока финансов с 70% в центр - 30% на месте (свыше остатка 30% и есть дотация) на 50%/50% последние люди разбегутся. Но ведь существующая система финансов вас вполне устраивает?
        Если скажите,что надо самим делать,так я повторю,что я ИП и знаю сам на себе,что не возможно что-либо серьезное сделать где у людей з.п. 10-15тыс.руб. считается хорошей - много могут себе позволить?
        1. avt
          +1
          17 июня 2013 16:13
          Цитата: могус
          ваша позиция понятна. Пусть и дальше деньги оседают в одном городе,ведь это столица и по статусу положено,а обойдется. За такой снобизм вас и не любят в регионах.

          request Я не люблю Задорнова как человека ,но он походу прав когда в зал кидает - этот народ не может жить хорошо . Вот как в пословице - я ему про Фому ,а он про Ярему . Ну попробую еще раз ,хоть в Библии и говорится про бисер ,который перед специфическим контингентом метать не рекомендуется .
          Цитата: могус
          Я приводил ранее ссылки и цитировал из них,что в некоторых регионах,на выплаты з.п. бюджетникам уходит до 80% всех денег - это справедливое распределение?

          Ну а я вот который раз говорю что деньги регулярно переводят в регионы и приводил общеизвестный пример в Свердловской области как местный пенсионный фонд принял вопреки закону принял ПЕНСИОННЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ деньги не в РКЦ а в коммерческий банк и слил в офшор .Вот если мозг включить ,то ваши 70% ушли бы точно так же как и нынешние . Еще раз говорю - схема устроена так что без регионов НИКТО тупо деньги не ворует .Лужок сливал и во Владимир на стулья для стадионов и что то от налогов Владимир не поднялся ,в Южной Осетии на стройке и в Севастополе крысил ,да и вот сейчас землицу осваивает под Калининградом ,с заводиком конным для души .Даже Ходорковский ,держа офис в Москве и платя налоги ,деньги уводил через региональные дочернии компании ,причем зарегистрированных не просто в регионах а во ВНУТРЕННИХ ОФШОРНЫХ ЗОНАХ !Элюмжинов и Аушев тоже москвичи ?! Ну а Ишаев ,что ,в Москве сидит с деньгами на освоение Дальнего Востока ? С чего так ВВП на него наехал за неосвоение средств ,заявив что деньги выделены и ничего не построено? В мозг ничего не приходило ?
          Цитата: могус
          Московские-Питерские - с приходом новых хозяев предприятий с пропиской г.москва - можно сразу искать другую работу - всё развалят.

          Давеча говорили что корнями с Урала , так за своего уральского самородка ЕБНа ,что в Беловежье бухал ответить не хотите ? Или свое не пахнет ? Ааа ,точно, он в Москве в эмиграции был ,работал с документами и ничего не знал и охмурили его кляты московиты.Вот сейчас Тагильский призыв в Москву ,речевку про Тагил готовить будете и писать его с маленькой буквы или они уже вполне масквачи laughing ? Ну и где здесь про оседание денег в столице потому что положено ?
          1. avt
            0
            17 июня 2013 16:34
            Кстати тут у нас под Москвой в охраняемом поселке квартиру бывшей вице- президента АЛРОСА дотационной Якутии грабанули ,так ,мелочь взяли ,телефоны ,брелики на 3,6млн рублей ,там в поселке полагаю квартплата дороже ,а может и нет ,место в ,,Новой Москве" ДАМом созданной еще не шибко престижное. Это к вопросу о бедных дотационных регионах .
          2. могус
            0
            17 июня 2013 16:57
            мои корни в Сибири. Сестра матери в молодости уехала на Урал.
            Воруют миллионы (везде,к сожалению),но от-сюда берут в триллионах...возврат в виде подачек.
            Слова Путина я приводил,о существующем положении дел.
  7. +2
    17 июня 2013 12:00
    Там где раньше тигры ср*ли мы проложим магистрали!!!
  8. +4
    17 июня 2013 12:23
    К сожалению сейчас наблюдается прямо противоположная тенденция: в целях "Экономии" закрываются железнодорожные станции, ликвидируются посёлки, отменяются пассажирские поезда.Наблюдается отток населения из дальневосточного региона. Что впрочем не удивительно:литр дизельного топлива в посёлках вдоль БАМа стоит 40-45руб. Стоимость квартплаты зимой в п.Новый Ургал 8-10т.р. за 2-х комнатную квартиру. И это при средней зарплате 25-30т.р. в тяжелейших климатических условиях.
    1. avt
      +2
      17 июня 2013 15:46
      Цитата: Bongo
      Что впрочем не удивительно:литр дизельного топлива в посёлках вдоль БАМа стоит 40-45руб.

      Не в тему статьи , вот мне очень интересно что такое случилось что дизтопливо стало на заправках стоить как 98 й бензин ,а иногда и дороже ?
      1. +3
        18 июня 2013 05:30
        Невменяемость и жадность власти.
  9. Minuteman
    -5
    17 июня 2013 13:09
    Китай скажет спасибо
    1. +1
      17 июня 2013 13:55
      ну это вряд ли.
  10. Minuteman
    -4
    17 июня 2013 13:11
    В будущем Китай спасибо скажет.
  11. +7
    17 июня 2013 13:57
    Большая благодарность автору за статью о БАМе. +good

  12. MG42
    +4
    17 июня 2013 14:33
    Дин Рид на БАМе. На 0.55 мин. ВВП с ним в кадре?
    1. +5
      17 июня 2013 18:05
      Я строил БАМ в 1979 году, мне было 17лет и я заработал 1200рублей за 2 месяца.
      Бешенные деньги по тем временам . Если считать, что это заработок моей матери за 2года. Дин Рид выступал на сопке фестивальная в Тынде. Помню , как мы получили аванс по 450 рублей и поехали в Тынду на фестиваль.И как не стыдно мне перед " патриотами " сайта, но наш отряд из Челябинска назывался " Россияне " Мы находились рядом с посёлком " Нагорный " Участок Тында-Беркакит. Спасибо за фильм, очень много вспомнилось.
      1. MG42
        0
        17 июня 2013 19:01
        Цитата: kush62
        Спасибо за фильм, очень много вспомнилось.

        Так ВВП в кадре есть или просто похожий человек?
        1. +1
          17 июня 2013 19:43
          Я думаю просто похожий . Путин - это внешняя разведка. Навряд ли охраной занимался.
      2. avt
        +1
        17 июня 2013 19:07
        Цитата: kush62
        Я строил БАМ в 1979 году, мне было 17лет и я заработал 1200рублей за 2 месяца.
        Бешенные деньги по тем временам .

        Вот на память не помню фамилию,извините ,одного бригадира вызвал на правительство Косыгин и не просто руку пожал и слова сказал ,а выслушав и почувствовал что человек дело говорит ,дал ему правительственные номерные бланки чтоб если что напрямую к нему информация шла . Вот как то так при тоталитаризме и застое с людьми обращались ,причем с ,,простыми" не топ манагерами.
  13. fenix57
    +1
    17 июня 2013 14:34
    "Рокадная дорога - это такая дорога, которая проходит в нашем тылу параллельно существующей или предполагаемой линии фронта. В данном случае - параллельно существующим границам СССР."-а сейчас соответственно границам России с КНР и Монголией...Дело нужное! БАМ-обозначен зеленым цветом. hi
  14. Uhe
    Uhe
    +3
    17 июня 2013 16:00
    Какие нефтедоллары в 70-ые?! Т.н. нефтедоллары занимали крайне малый процент в общей доле от экспорта в СССР, не говоря уже о внутреннем валовом продукте! Это было средство давления на Запад и привязывание к себе сомневающихся, чем источник дохода для страны. Ну надо же так сесть жопой да в лужу.

    Кстати, БАМ - яркий пример того, как надо организовывать рабочие места быстро и по делу. Трепач заявил, что надо срочно создать 25 млн. рабочих мест. А слабо организовать такую же нужную для страны стройку без воровства и по делу? Или только языком ворочать умеет и на славное советское прошлое плеваться?
    1. Gooch
      +4
      17 июня 2013 16:15
      Цитата: Uhe
      Кстати, БАМ - яркий пример того, как надо организовывать рабочие места быстро и по делу. Трепач заявил, что надо срочно создать 25 млн. рабочих мест. А слабо организовать такую же нужную для страны стройку без воровства и по делу? Или только языком ворочать умеет и на славное советское прошлое плеваться?

      Отдельное спасибо немцам и японцам, которые поставляли технику в СССР для нужд БАМа, у нас до сих пор работают в организациях хоть бы хны, живучие заразы, батя автомехаником работает, говорит опухал когда приехал сюда, работал на нашем кране, говорит при -50 не заведешь, по 4-5 часов приходилось двигатель прогревать кипячёной водой, каждый день по бочке воды только на разогрев уходило, а немецкие и японские машины при -50-55 с пол оборота заводились, когда пересадили на КАТО, был просто феерически рад, в кабине комнатная температура, за бортом -50-60 хоть в рубашке сиди :) На нашей технике такой фокус бы не прошёл)

      Вот что писала советская пресса в 1978 году. «Каждый день приносит нам радостные вести с трассы всесоюзной ударной комсомольской стройки — БАМа.
      Среди разнообразной техники на БАМе работают и мощные самосвалы «Магирус-Дейц». Этих машин, сделанных в ФРГ, было приобретено в 1975—1976 годах более девяти тысяч. (По данным из разных источников — 9400, 9500 или 9600 экземпляров. — АР.)



      Не будет лишним напомнить, что в те же годы советский автопром мог предложить бамовцам для освоения тайги лишь двухосный 8-тонный МАЗ-503А и трехосный 12-тонный КрАЗ-256Б,
      причем условия работы на этих отечественных машинах были совершенно несопоставимыми с “Магирусами”, имевшими большую трехместную термоизолированную кабину с панорамным лобовым стеклом, регулируемым сиденьем водителя и две независимых автономных отопительно-вентиляционных установки. Массивный широкий капот давал шоферам, как они любили выражаться, “еще один метр безопасности”.
      1. ДимДим
        +3
        17 июня 2013 23:15
        Я служил на БАМЕ с 80 по 82 год в связи, и поэтому мне пришлось много поездить по его заподному участку в Хабаровском крае и Амурской области. Иностранной, особенно тяжолой, техники там хватало. Но ее использовали восновном гражданские строители, кстати наравне с "Магирусами" там было очень много "Татр". Но как известно основной объем работы выполнялся военными строителями из железнодорожных войск, а вот они импортной техникой были не избалованы. Единственное что я у них видел, это 40 и 70 тонные бульдозеры "Катерпиллер" и "Фиат-алис". Причем интересное замечание по поводу производительности труда используемой гражданских и военных строителей. На моих глазах бригада гражданских рабочих используя импортную буровую установку, эскаватор, передвижной бетонный узел и самосвалы Магирус, полтора года возводила мост через реку Янсай. Которая в этом месте летом имеет ширину 5 метров. Работали они вахтовым методом, месяц работают, неделю отдыхают. И еще у них легко можно было обменять тушонку из продовольственного пайка на водку, в соотношении банка на бутылку. На этом же участки работали военные строители из бригад расквартированных в Ургале, Алонке, Февральске, тоже вахтовым методом из полевых лагерей. Так вот, рота ЖДВ, используя отечественную технику которая была по возросту раза в 2 старше, чем срочники которые ее обслуживали, строили такой же мост в среднем за пару месяцев. А в качестве вывода, скорость строительства зависит не от техники, а от организации труда и дисциплины исполнителей.
        1. Gooch
          -1
          18 июня 2013 13:22
          Цитата: ДимДим
          Так вот, рота ЖДВ, используя отечественную технику которая была по возросту раза в 2 старше, чем срочники которые ее обслуживали, строили такой же мост в среднем за пару месяцев. А в качестве вывода, скорость строительства зависит не от техники, а от организации труда и дисциплины исполнителей.

          А этот мост спустя неделю не развалился? У нас на самит АТЭС тоже архавровцы построили магистраль, меньше чем за год, да вот только её смыло в море, 30 млрд. рублей, просто улетело в сортир.
  15. +6
    17 июня 2013 16:44
    В лучшие времена Российской империи и СССР были достойные государственные деятели, которые думали масштабно и видели дальние геополитические угрозы и перспективы. Нынешние - по принципу: нагрёб и у...б. Две большие разницы!
  16. smprofi
    +4
    17 июня 2013 17:44
    БАМ прежде всего есть стратегическая рокадная железная дорога! И именно с этой целью он строился на протяжении всего XX века. Именно в этом его главное назначение - просто быть. В мирное время, согласен, ему до сих пор не могут найти толкового применения, но случись не дай Бог что в тех краях - и именно БАМ станет главной артерией дальневосточной войны.

    в общем... да.
    только в статье упущен один момент, для сайта, специализирующегося на военной тематике, существенный:
    да, строили железную дорогу и поселки (инфраструктуру), но большая часть усилий была вложена в строительство укрепрайонов в Восточной Сибири. батя, когда преподавал в Академии, говорил что где-то 1/3 средств пошло только на саму "железку".
    а сейчас эти УРы... лучше и не вспоминать...
  17. +1
    17 июня 2013 18:09
    Вспомнилось два объявления в столовой п. Нагорный . " Не всем дано так щедро жить - на память людям БАМ дарить " и " Просьба в солонку пальцами и яйцами не тыкать ".
  18. 0
    17 июня 2013 18:56
    БАМ,конечно стали строить как резервную железную дорогу после небольшой войны с китайцами.Конфликт удалось уладить,но особого доверия великому кормчему не было.Огромные толпы людей,одержимых идеями китайско-коммунистического шовинизма и размахивающие цитатниками Мао Цзе Дуна ,могли легко смять пограничные заставы и не очень многочисленную войсковую группировку.Старая железная дорога была бы ими захвачена.Самое интересное в том,что буквально за 15-20 лет до этих событий китайцы были настоящими друзьями ,они в пограничных районах свободно могли посещать деревни,расположенные на территории СССР.Я это знаю,потому что сам там жил некоторое время, в километре от границы.В настоящее время ,если БАМ немного довести до ума и организовать по нему транзитные грузоперевозки,то можно заработать неплохие деньги.
    1. 77bob1973
      0
      18 июня 2013 08:13
      Насколько я знаю в настоящий момент БАМ загружен и в планах постройка второго пути, в РЖД сейчас проблема с магистральными тепловозами, производство которых осталось на Украине.
  19. DZ_98_B
    +1
    17 июня 2013 19:43
    В 70е годы о небольшой и победоносной войне с китаем даже и не мечтали.Командование знало что, победить китай будет очень сложно. БАМ создавался для обороны сибири и д. Востока. При строительстве БАМа техника применялась новейшая. Интересно мне знать как нашли этот Магирус? Технику не бросали. относились к ней очень бережно... она до сих пор служит!!!! Спецовок конечно небыло, это байки. бывали шумозащитные наушники. Да, вспомнил что в КУСТАНАЕ начали строить моторный завод для производства МАГИРУСОВСКИХ движков. Наши некоторые движки неплохо заводятся в морозы -45 . Я о ЯМЗухах, особенно 238 .
  20. 0
    20 июня 2013 19:56
    славное было время