Российская авиация становится на крыло

ВВС России проводят серию учений, которые направлены на отработку техники дозаправки в воздухе, а также боевое применение авиации. Интенсивность боевой подготовки за последние годы значительно выросла, что заставляет многих наблюдателей задаваться вопросом о целях и задачах ВВС России. В настоящее время в практику боевой подготовки все чаще стали входить «внезапные проверки» боевой готовности подразделений. В зависимости от уровня проверки, по тревоге в стране поднимаются отдельные подразделения, воинские части или соединения. Цель и смысл данных проверок – оценка реальной боевой готовности частей и подразделений на деле, а не на словах.

Такого рода проверки регулярно проводились и раньше, но в постсоветский период они стали достаточно редкими, а их организация позволяла заблаговременно получить информацию о дате их проведения, что сводило на нет весь замысел. В наши дни количество проверок выросло, а их подготовка позволяет получить более-менее объективную картину состояния боеготовности подразделений, определить недостатки, как общие для всей системы, так и специфические для тех или иных частей, а затем устранить их. Проведение внезапных проверок планируется осуществлять и в дальнейшем: их регулярно будут проходить все военные округа и виды Вооруженных сил. Несколько лет такой активности – и привычка к постоянной готовности к действию войдет в плоть и кровь командиров, что является, наверно, основной целью такого рода проверок.


Напомним, что о начале новой внезапной проверки боеготовности российской армии начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов объявил 27 мая 2013 года. Данная проверка продолжалась в течение 3-х дней. К проверке боеготовности воинских частей и соединений войск ВКО, Военно-транспортной и Дальней авиации, а также 1-го командования ВВС и ПВО Западного военного округа было привлечено 185 боевых самолетов, 240 боевых бронированных машин и почти 9 тысяч военнослужащих.

Российская авиация становится на крыло


В ходе внеплановой проверки истребители-перехватчики МиГ-31 заступили на непрерывное боевое дежурство на севере страны. В роли условного противника на учениях выступали стратегические бомбардировщики Ту-95МС, которые взлетели с авиационной базы в Саратовской области. Кроме авиабомб, данные стратегические бомбардировщики имеют на вооружении различные крылатые ракеты.

По итогам проведенных мероприятий Министр обороны России Сергей Шойгу оценил соединения Военно-воздушных сил и Воздушно-космической обороны готовыми к отражению возможного воздушно-космического нападения и дал обещание продолжить практику проведения подобных проверок. «Окончательные итоги внезапной проверки будут подведены позднее, но уже сейчас можно говорить о том, что в целом войска ВВС и ВКО России в состоянии выполнить задачи по отражению воздушно-космического нападения вероятного противника, переброске войск в назначенные регионы и поражению наземных объектов противника» – отметил Сергей Шойгу на селекторном совещании на ЦКП Генштаба.

30 мая представители Минобороны России сообщили, что в ходе проведенной проверки боеготовности войск истребители-перехватчики МиГ-31 обнаружили и затем поразили крылатые ракеты вероятного противника. Ранее Сергей Шойгу докладывал Владимиру Путину о том, что в ходе проведенных учений было перехвачено 9 из 11 ракет, которые были выпущены условным противником. Президент России в ответ заметил, что «результат в принципе удовлетворительный».



Постоянно появляющиеся новости об очередных учениях как в ВВС, так и в других видах ВС России часто вызывают рассуждения о «неожиданной активности» российской армии, а также ее возможных последствиях. Но все становится на свои места, если данную активность оценивать в сравнении с предыдущим периодом советской/российской истории. В наши дни за счет роста расходов на оборону РФ в состоянии вернуться к уже забытой практике нормальной боевой подготовки. На рубеже 1990-2000-х годов основная часть российских военных летчиков, к примеру, имела налет всего на уровне 20 часов в год, при этом были те пилоты, которые летали еще меньше: по 5-6 часов за год. Данная подготовка была более опасна в первую очередь для самих ВВС страны, чем для наших потенциальных противников: деквалификация летчиков делала практически любой полет своеобразной игрой в русскую рулетку.

В этом плане показательным является пример майора российских ВВС Валерия Троянова, чей истребитель Су-27 разбился на территории Литвы 15 сентября 2005 года после того как у него закончилось горючее. Пилот, редко поднимающийся в небо, просто потерял ориентировку во время совершения перелета с аэродрома Сиверский (в Ленинградской области) на аэродром Чкаловск (в Калининградской области). А сейчас уже министр обороны Литвы высказывает обеспокоенность возросшей активностью российских ВВС. Средний налет наших летчиков начал расти, начиная примерно с 2007-2008 годов. К 2010 году данный показатель уже превысил 70 часов в год, а в 2012 году – 100 часов. На данный момент времени состояние авиационного парка, а также экономические возможности ВВС позволяют довести данный показатель до 150 часов в год, а это уже больше, чем в ВВС подавляющего количества государств мира.

Одним из главных элементов боевой подготовки ВВС России на сегодняшний день стала дозаправка самолетов в воздухе. Практически одновременно учения по дозаправке проводились в Западном и Центральном военном округах страны, в них были задействованы десятки военных самолетов. Масштаб данных учений мог быть еще большим, но он строго ограничен количеством находящихся в строю летающих самолетов-танкеров Ил-78. Временное решение проблемы – подвеска под боевые самолеты заправочных агрегатов УПАЗ только частично исправляет положение.



В целом же можно отметить, что заправка самолетов в воздухе на сегодняшний день крайне необходима для ВВС России – без нее невозможна быстрая переброска авиации в нужное место своим ходом, а в условиях ограниченности финансовых ресурсов, не позволяющих военным нарастить силы ВВС на территории всей России, оперативный маневр становится едва ли не основным залогом обороноспособности государства. ВВС РФ в дальнейшем планируют продолжать закупки самолетов-танкеров, их парк будет только расти. Но для достижения положительного эффекта стоит рассмотреть вопрос не только о приобретении стратегических заправщиков типа Ил-78, но и более мелких тактических самолетов, отряды которых могли бы находиться в подчинении командований ВВС военных округов. И, конечно же, необходима подготовка – дозаправка самолетов в воздухе, особенно в ночное время или в плохих метеоусловиях – это достаточно сложный процесс, который требует от летчиков хорошей подготовки. При этом речь идет как об экипаже самолета-заправщика, так и об экипаже заправляемых самолетов.

В настоящее время летчики Западного военного округа становятся одними из самых летающих в России. Летчики данного округа провели в небе более 20 тысяч часов и совершили более 1500 вылетов на боевое применение самолетов, что существенно превосходит показатели других авиационных объединений и командований. Ведущаяся интенсивная боевая подготовка, а также вылеты на различные полигоны, регулярное проведение летно-тактических учений, полеты с дозаправкой в воздухе позволили личному составу ЗВО иметь налет больше, чем во всех остальных округах, а также совершить больше всего вылетов на боевое применение во всех ВВС страны.


Закончился зимний период обучения для объединения ВВС и ПВО ЗВО внезапной внеплановой проверкой боевой готовности, которая была проведена по указанию главы Минобороны России генерала армии Сергея Шойгу. В проверке было задействовано более 100 самолетов истребительной и бомбардировочной авиации ЗВО. В течение 3 дней летчики округа на практике отрабатывали задачи по перебазированию авиационной и наземной боевой техники, а также личного и инженерно-технического состава на оперативные аэродромы, с проведением работ по организации маскировки, радиоэлектронного подавления подразделений ПВО условного противника, и заступлением самолетов на боевое дежурство с новых аэродромов. Фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34 провели бомбометание по наземным целям, совершая полеты с оперативных аэродромов. Летчики истребителей МиГ-29СМТ занимались отработкой элементов воздушного боя с поиском и обнаружением самолетов условного противника в небе и их последующим уничтожением, а истребители-перехватчики МиГ-31 решали задачи по перехвату и уничтожению крылатых ракет условного противника.



В зимний период обучения все молодые пилоты-выпускники 2012 года прошли переучивание на авиатехнику, находящуюся на вооружении частей и подразделений ЗВО, и приступили к совершению самостоятельных полетов. Сегодня молодые пилоты участвуют в совершении плановых полетов наравне с опытными экипажами. В завершившемся учебном периоде средний налет на молодого летчика составил больше 50 часов. Помимо участия в плановых полетах экипажи армейской авиации смогли пройти курс обучения и получили допуск к совершению полетов, направленных на устранение ледяных заторов во время паводка и допуски к полетам на тушение лесных пожаров.

Летом 2013 года интенсивность полетов будет только расти, активно планируется отрабатывать самые сложные элементы боевой подготовки личного состава, увеличится число полетов с дозаправкой в воздухе и летных смен в ночное время.

Источники информации:
-http://rus.ruvr.ru/2013_06_12/Uchenija-VVS-Rossii-vozvrashhenie-k-norme-8029
-http://www.vz.ru/news/2013/6/3/635436.html
-http://www.aviaport.ru/digest/2013/05/31/256230.html
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти