РПКСН К-258 проекта 667АУ. БС-3 март-май 1985 года

РПКСН К-258 проекта 667АУ. БС-3 март-май 1985 года


Это по опыту моей 3 БС (боевой службы) март-май 1985 года, К-258 рпкСН пр.667-АУ, с экипажем К-451-1 командир капитан 1 ранга Дунаев Георгий Иванович, штурман капитан-лейтенант Ерёменко, КЭНГ старшОй лейтенант, ваш покорный слуга.


Всё началось через неделю, после отвязки БРЕВНА от пирса, при форсировании Императорских гор, оборван БАУ "Параван" (буксируемое антенное устройство (связь)), после чего Опера ТОФ нас загоняют на 9 градус северной широты с последующим форсированием Гавайской гряды в 30 милях от о.Оаху???!!! А на этот район карты 50-60-х годов с красными кругами и надписями "Активная вулканическая деятельность...", короче не верь тому, что видишь... при этом перепад глубин от 4500 метров и до... ноля!!! Да, уточняю для непосвященных, использовать эхолот в целях СОБЛЮДЕНИЯ режима СКРЫТНОСТИ разрешено в КРАЙНИХ случаях, читай ЗАПРЕЩЕНО!!!

После выхода из подводной узкости, решили откорректировать долготу с помощью РОС "Сайга" (радиосекстан) ...да забыл сообщить, что до 1985 года на рпкСН пр.667-АУ на 2 флпл не было АДК (система космической навигации)... ни 1 ни 2 ни 3, и только героическими усилиями Вашего покорного слуги, за сутки до отхода притащившего на собственном горбу с утопленного ГИСУ "Анадырь" ПЕРВЫЙ на 8 дпл АДК-3, появилась надежда соблюдать РАКЕТНУЮ ГОТОВНОСТЬ по ТОЧНОСТИ и СХРАНЕНИЮ НДС (начальные данные стрельбы), но... на К-258 была установлена радиоантенна не АНИС а ВАН, которая не согласовывалась с АДК!!!

Дальше проще...поднятая по наводке СОСУС БПА ЗП США (базовая патрульная авиация западного побережья США) берет нас за Ж...?!

И узнаем мы ЭТО в самый неподходящий момент, когда у нас задрана "Ялда" (головная часть подъемно-мачтового устройства) РОС "Сайга" на КУ=40 град.пр.б.,... Срочное погружение...Механики не успевают привести ЯЛДУ в исходное положение...ныряем...ЯЛДА... ЗАДРАННА... как крышку шахты закрыли... даже механики не поняли!!!

Ну да ладно... не тут то было, на вторые сутки отрываемся от супостата, ныряя под один транспорт а потом меняя его на другой встречный, шлепающий в обратном направлении.

Было вздохнули МЫ полной грудью отсечного воздуха... и решили всплыть Воздуха ВД набить через ПВП (прием воздуха под водой), а заодно и оглядеться...в перископ... как тут из боевой в штурманскую по внутренней связи помощник, бывший мой же штурман кап.3 ранга Шолохов Александр, задает вопрос на засыпку..."штурман а далеко до берега?"...я не долго думая:..."миль 400 до Гавай, ну и миль 600 до ЗП США..." вопрос номер 2: "...а что посреди океана делает СУДНО ЗАНЯТОЕ БУКСИРОВКОЙ и ОГРАНИЧЕННОЕ ВОЗМОЖНОСТЬЮ МАНЕВРИРОВАТЬ?"

...Так началась 28 суточная борьба, читай "война", рпкСН к-258 с двумя КПУГами (8 НК) оснащенных ГАС AN\BQQ-14(-17) в обеспечении корабельных вертолетов, БПА и судами обеспечения. Это было ПЕРВОЕ применение ВМС США системы "ТАКТАСС" на ТОФ в ходе "операции по вытеснению рпкСН ВМФ СССР из районов их боевого патрулирования". А на обложке ЖУСа командир красной ручкой написал: "ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ, ДА НАРВАЛИСЬ НА ОВРАГИ..."

Далее подробностей не описываю, много чего было... до сих пор наверно под грифом... "СЕКРЕТНО".

Коротко избранное:

- Вывод 2-х ГЭУ на 100% мощности и дача максимально-возможного хода 24,4 узла, на глубине 150 метров!!! Погружаться дальше не могли, прорывало главную осушительную магистраль, из 4-х ГОНов (главный осушительный насос) 2-а не встрою, у 1-го понижено сопротивление изоляции!!! Пояснение: К-258 не прошла средний ремонт и была в БОЕВОМ строю уже больше 9 лет, а для продления ресурса была перегружена Активная Зона Реакторов на СРЗ-49 и сделан КАКОЙ-ТО ремонт,... зачли как СРЕДНИЙ!!!

- Ежедневная неоднократная ЗАКЛИНКА всяких рулей и систем гидравлики, по вышеуказанной причине,...ЗАМЕНИЛИ ГИДРАВЛИКУ... но "патроны не того калибра" оказались!!! Гидравлика сворачивалась...в трубочках...

- При даче больших ходов, вырвало и вымотало Аварийно-Буксирное Устройство, которым заклинило Рубочные ГР (горизонтальные рули) и чудом не намотало на винты... А также ОГЛОХЛИ СВЯЗИСТЫ, затек ВАН и была обломана ИВА...

- Температура воды за бортом +20-27 градусов, про Холодильные Машины и температуру в отсеках промолчу...а вот стекло АНС "Волна" (астронавигационный секстан) обросло водорослями так, что даже СОЛНЦЕ наблюдалось как расплывшийся БЛИН на сковородке... Пояснение: на пр.667-АУ Голова Волны постоянно МОКРАЯ, так как в отличии от Б,БД,БДР и т.д. шахта АНС "Волна" не предусмотрена по проекту.

- Вследствие вышеперечисленного пришлось всплывать темной ненастной ночью ПОД РУБКУ, засылать на рубку Связиста для установки раздвижной антенны с целью дачи РДО (радиодонесения) и штурманского электрика чистить стекло АНС, так как это были ПОСЛЕДНИЕ оставшиеся средства как связи, так и определения места!!! Да еще кто-то рубил топором кусок троса АБУ на руле Рубочного ГР...

- После дачи РДО о слежении...сигнал НЕ ПРИНЯЛИ узлы связи на Камчатке, Владивостоке, Хабаровске, Москве...ПРИНЯЛ УС (узел связи) на Кубе, который ретранслировал его напрямую УС ГШ ВМФ и он лег на стол Главкома ВМФ, который не долго думая поднял с постели Ком.ТОФ Хватова и задал вопрос ..." а что это у ВАС там на Тихом океане творится? Вам что Копейкина мало???" про Копейкина ниже

- Ком.ТОФ послал с Камчатки пару разведчиков ТУ-16, которые долетели до о.Адаха, дозаправки уже тогда не было, а на весь флот было всего две пары ТУ-16 и пара ТУ-95!!! и донесли "ДА ЧТО-ТО ТАМ ТВОРИТСЯ..."

- Короче ОНИ нас КИНУЛИ у о.Адах, когда мы проскакали средней рысью от Гавай, вдоль ЗП США, через Аляскинский залив и по Алеутской гряде, намотав на винты 16500 миль, при норме в 11000 миль...

Но и это оказалось не самое страшное...24.05.1985 года на пирсе НАС уже ждала комиссия Штаба ТОФ во главе с Хватовым... и началась ЧЕРНАЯ НЕДЕЛЯ...после которой Командир капитан 1 ранга Жора Дунаев вытирая пот со лба изрек КЛАССИЧЕСКУЮ фразу: "Б... ЛЕГЧЕ ВОЕВАТЬ С АМЕРИКАНЦАМИ, ЧЕМ С НАШИМИ Д..."


К-258 при отрыве от слежения КПУГ ВМС США, в составе 2-х ЭМ УРО т.Спрюенс и 2-х ФР УРО т.Нокс, отстреляла:
- МГ-14 (Самоходный прибор помех) - 2 шт.
- МГ-34 (Дрейфующий прибор помех) - 18 шт.
- ГИП-1 (Гидроакустический Имитационный патрон) - 40 шт.
- ТА №-3 и -4 снаряженные боевыми торпедами 53-65к приводились в минутную готовность, т.е. крышки ТА открыты, осталось ввести параметры стрельбы и нажать кнопку "ПУСК"...

- и даже производила маневрирование имитирующие "ТАРАН" ЭМ УРО т.Спрюенс с целью оборвать ГПБА (Гибкую Буксируемую Антенну) AN/BQQ-17.

...

В-четвертых, применение средств РЭБ в боевых условиях, особенно в таком количестве, при этом за 4 суток (а не за 3 месяца) при этом используемых со специальным маневрированием, прописанным в руководящих документах по отрыву от слежения ПЛС и Средств, показала не только их НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ и то, что они МОРАЛЬНО да и ФИЗИЧЕСКИ УСТАРЕЛИ, а также то что УСТАРЕЛИ и оказались НЕЭФФЕКТИВНЫМИ методы и способы их применения, так как средства РЭБ и документы по их применению разрабатывались в 50-60-х годах, а "на дворе" уже был 1985 год!!! Да в 70-х и до 1985 года средства РЭБ в таком количестве не применялись, МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ!!! Да и потом что-то я не слышал об этом.

...

В-шестых, использования на БС рпкСН пр.667-А(-АУ) в 1983-1986 годах, в условиях ОЧЕНЬ ПРИБЛИЖЕННЫХ к боевым, разве что только не применялось ракетное и торпедное оружие, т.е. в районах АКТИВНОГО и ИНТЕНСИВНОГО использования ПЛСиС (НК, ПЛА, БПА, СОСУС) показал, что ОНИ являются ОДНОРАЗОВЫМИ единицами, которые в случае их обнаружения будут уничтожены с Р=0.9 т.е. попросту КАМИКАДЗЕ....а вопрос их обнаружения с Р=0.8 не составлял для ПЛС ВМС США, при их массированном использовании, в то время особого труда, так как шумность рпкСН второго поколения оставляла желать лучшего!!!

Поэтому с 1987 года, ну еще и по политическим мотивам..., для рпкСН пр.667-АУ были изменены районы БС и перераспределены цели на территории других государств вероятных противников и рпкСН стали ЕЗДИТЬ ПО РЕЛЬСАМ в Беренговом, Охотском и Японских морях, так сказать, в СВОИХ прибрежных морях в зоне действия СВОИХ обеспечивающих их сил и средств...

-----------------------
Копейкин - командир рпкСН К-500 (по прозвищу К-ПОЛЛИТРА) пр.667-Б 21 дпл 4флпл, которая находилась в 1984 году на БС в северной части Тихого океана.

У Алеут ее обнаружила АПЛ ВМС США типа "Лос-Анджелес", которая использовала активные гидроакустические средства РЭБ, имитирующие применение торпед по рпкСН. В результате командир К-500, считая, что по нему фактически применены торпеды, был вынужден аварийно всплыть в надводное положение и, как следствие, потеря скрытности рпкСН, их сразу обнаружила БПА, которая и наводила ПЛА в результате срыва БС.

Подробностей особых не знаю, только из уст членов экипажа, с которыми встречался в 1991 году в Большом Камне при получении из ремонта К-530.

По другим данным, американцы использовали ДВЕ АПЛ типа "Лос Анджелес".
Автор:
UDV
Первоисточник:
http://www.kvvmku.ru/forum/viewtopic.php?t=1525
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

23 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти