Ил-76МД-90А или "Изделие-476"

30
Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А

Разработка: ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», Россия. Производство: ЗАО "Авиастар-СП", Россия



Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД.
Он предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом.



Самолет транспортирует весь перечень ВВТ, применяемой воздушно-десантными войсками России. Также Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров.



2.

Производство этого замечательного самолета, непревзойденного лидера в классе грузоподъемности 40-50 тонн было перенесено из Узбекистана (Ташкент, ТАПОиЧ) в Россию (Ульяновск, «Авиастар»).



3.

В ходе работ по программе модернизации ОАК-ТС (ОАК-Транспортные самолеты) проведена оценка современных требований основного заказчика – Министерства обороны России и других потенциальных заказчиков. Изменения в модернизированном Ил-76МД-90А коснулись как бортового оборудования и систем, так и конструкции изделия.



4.

Максимальная нагрузка увеличена до 52 тонн (48 на Ил-76МД). Максимальный взлетный вес самолета доведен до 210 тонн (190). Самолет представляет собой свободнонесущий моноплан с высоким расположением крыла с четырьмя двигателями, установленными на крыле на пилонах, Т-образным хвостовым оперением и пятистоечной схемой шасси.



5.

В хвостовой части фюзеляжа снизу расположен грузовой люк с рампой для загрузки и выгрузки грузов и техники и осуществления десантирования.



6.

Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования.



7.

Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета.



8.

Самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых (с плотностью грунта до 7,5 кг/см2) и бетонных аэродромах с высотой от минус 300 до 3000 м над уровнем моря, и выполнять полеты в любое время суток над сушей и водными пространствами.



9.

Основные конструктивные особенности самолета ИЛ-76МД-90А

Устанавливаются двигатели ПС-90А-76;



10.

Новое крыло - применяются длинномерные панели;



11.

Топливная система дорабатывается под новое крыло;



12.



13.



14.

Устанавливается прицельно-навигационный пилотажный комплекс "Купол-III-76М" с экранной индикацией;



15.

Устанавливается цифровая САУ-76;



16.

Устанавливается комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-КН-76 с 8-ю МФИ, обеспечивающая индикацию параметров самолетных систем, пилотажных и навигационных параметров и САУ-76;



17.

Дорабатываются самолетные системы для установки двигателя ПС-90А-76 и обеспечения индикации и контроля;

Ил-76МД-90А или "Изделие-476"


18.

Устанавливается ВСУ ТА-12А.



19.

Установка современных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76 позволяет значительно повысить эксплуатационную эффективность самолета за счет:
снижения удельного расхода топлива на 12%,
увеличения дальности полета на 18%,
снижения прямых эксплуатационных расходов,
возможности эксплуатации с высокогорных аэродромов и в условиях высоких температур,
соответствия уровня шума и эмиссии современным нормам ICAO.



20.

Кабина экипажа и пилотажно-навигационный комплекс

На самолете реализован принцип «стеклянной» кабины. В кабине экипажа установлено восемь многофункциональных ЖК дисплеев и три интеллектуальных пульта управления.



21.

Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший обзор с рабочих мест летчиков и штурмана.



22.

На самолете устанавливается пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М» обеспечивающий решение задач самолетовождения и предназначенный для:
обеспечения работы с базами навигационных данных, в том числе с глобальной базой: при подготовке плана полета, при полете по маршруту, при маневрировании в зоне аэродрома и заходе на посадку (SID/STAR, APPR);



23.

автоматизации решения задач самолетовождения с обеспечением автоматизированного полета по запрограммированной траектории с использованием автономных и неавтономных средств коррекции;



24.

обеспечения предупреждения столкновения самолетов в воздухе;



25.

автоматического захода на посадку по II категории на аэродромы, оборудованные посадочными средствами, соответствующими II категории ICAO;



26.

обнаружения, распознавания с помощью метеонавигационной радиолокационной станции и отображения на комплексном индикаторе навигационной обстановки метеообразований в горизонтальном и вертикальном сечениях, включая четырехцветную индикацию интенсивности осадков и наличия турбулентности в соответствии с рекомендациями ARINC-708A, обнаружения горных вершин, крупных городов, обнаружения встречных самолетов пассивным методом, обнаружения и сопровождения РЛМО, обеспечения режима межсамолетной навигации;



27.

обеспечения автоматизированного контроля комплекса на земле и в полете.



28.



29.

ДЕСАНТНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ



30.

Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать самолет в следующих условиях:
для перевозки личного состава;
для парашютного десантирования десантников-парашютистов;
для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и поддонов;
для парашютного десантирования грузов и техники на платформах;
для безпарашютного сброса грузов с малых высот.



31.

Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых лебедок и электротельферов.



32.

Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику при максимальном усилии на тросе каждой лебедки 3000 кгс. Лебедки имеют электрический и ручной приводы. Четырьмя тельферами можно произвести погрузку моногруза массой до 10 т.



33.

Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение.



34.

При необходимости грузы массой до 30 т могут быть подняты в грузовую кабину рампой.



35.

Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе монтируется четыре подтрапника, обеспечивающих плавный въезд техники на рампу.



36.

На пол грузовой кабины и рампы устанавливаются четыре роликовые дорожки с монорельсом в двух вариантах: в специальных нишах для десантирования платформ; на балках для перевозки авиационных контейнеров и поддонов.



37.

Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съемные центральные сидения. В однопалубном варианте (с центральными сидениями) обеспечивается перевозка 145 военнослужащих или 126 десантников-парашютистов. В двухпалубном варианте до 225 военнослужащих.



38.

Самолет оборудован системой сброса грузов, позволяющей выполнять одиночное и серийное десантирование платформ с грузами и техникой.



39.



40.

Кроме того, в грузовой кабине самолета может быть установлено оборудование позволяющее:
перевозить до 114 раненых и медицинский персонал;
осуществлять интенсивную терапию до 20 тяжелораненым;
осуществлять тушение пожаров.



41.

Ил-76МД-90А совершил первый демонстрационный полет 4 октября 2012 года. Летный опытный образец поднялся в небо со взлетно-посадочной полосы летно-испытательного комплекса аэропорта «Ульяновск-Восточный» под управлением экипажа в составе: летчика испытателя, командира экипажа Героя России Николая Куимова, второго пилота заслуженного летчика испытателя России Владимира Иринархова, штурмана Валерия Гречко, бортинженера Алексея Журавлева, бортрадиста Сергея Орлова, ведущего инженера по летным испытаниям Владимира Лысягина, бортэлектрика Александра Цветкова, бортоператора Алексея Митина.



42.

В настоящее время ОАК-ТС реализует Государственный контракт на изготовление и поставку 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А для нужд Министерства обороны Российской Федерации.



43.

С момента принятия на вооружение и до сегодняшнего дня Ил-76 является основным тяжелым военно-транспортным самолетом ВВС России. За десятилетия успешной эксплуатации было построено более 950 самолетов различных модификаций военного, гражданского и специального назначения.



44.

Основные летно-технические характеристики

Общие геометрические данные
Длина самолета, м 46,60
Высота самолета на стоянке, м 14,76
Размах крыла, м 50,50
Площадь крыла (трапеции), м2 300,0
Колея шасси (по внешним колесам), м 8,16
Диаметр миделевого сечения, м 4,8



45.

Характеристики турбореактивного двухконтурного двигателя ПС-90А-76
Количество двигателей 4
Степень двуконтурности 4,4
Тяга, кгс
максимальный режим 14500
максимальный повышенный режим 16000
крейсерский режим 3300
режим обратной тяги (реверс) 3600
Соответствие нормам ICAO п.16, Гл.IV
Удельный расход топлива при крейсерском режиме, кг/кгс ч 0,59



46.

Массовые характеристики
Максимальная взлетная масса, т 210
Максимальная нагрузка, т 52
Общая вместимость топливных баков, л 109500



47.

Летные данные
Скорость полета, км/час 750 … 800
Дальность полета, км
при нагрузке 52 тонны 5000
при нагрузке 20 тонн 8500
Высота полета, м 12100
Длина разбега, м 1540
Потребная взлетная дистанция на БВПП, м 1700
Длина пробега с применением реверса тяги двигателей, м 960



48.

Десантирование
Высота десантирования, м
техники 300…4000
десантников-парашютистов до 8000
Скорость при парашютном десантировании, км/час
техники 260…400
десантников-парашютистов 220…400



49.

Число мест
Экипажа 5



50.

Перевозка военнослужащих:
десантников-парашютистов 126
личного состава /при установке второй палубы 145 /225
пострадавших, при установке санитарного оборудования 114



51.

Размеры грузовой кабины
Длина с рампой, м 24,54
Ширина, м 3,45
Высота, м 3,40
Объем грузовой кабины, м3 321



52.

Ресурс самолета
Календарный, лет 30
Количество посадок 10000
Количество летных часов 30000



53.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    20 июня 2013 07:36
    Какая ж прелесть старый знакомец,115 человек и в небо,...ностальгия.
    1. anton107798
      +1
      20 июня 2013 20:29
      Цитата: dark_65
      Какая ж прелесть



      Автор описывает лишь плюсы самолета, опуская при этом минусы...
      Ил-76МД-90А нужна полоса бетонки. Сдругой полосы (грунтовка, лед, высокогорье) не взлетит
      Разбег большой у самолета, порядка 2500 метров...это много для самолета ВТА
      Двигатели вроде экономичнее но с другими аналогами не сравнить...все равно потребляют уйму топлива
      На счет того что берет на борт все виды техники-вранье. Еще месяц назад сдесь же, на сайте эта тема обговаривалась, и мы знаем что только 9 видов техники из 19 может взять ИЛ
      1. +3
        20 июня 2013 23:26
        anton107798-у

        Почитайте РЛЭ Ил-76 на досуге. И не говорите глупостей!
      2. 0
        1 июня 2017 19:14
        https://rutube.ru/video/fa3372a82bb874a87585c1351
        7d64940/
        https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&
        ;v=Jh0D1Tu2lzQ
        https://www.youtube.com/watch?time_continue=7&
        ;v=pF9jrjoAJEw
  2. avt
    +5
    20 июня 2013 09:26
    good Хороший фотоепортаж +
    1. +5
      20 июня 2013 12:11
      Спасибо Марине,объемный репортаж получился,с объяснениями и автору конечно плюс,только вот рассматривая посты пилотов(а пост штурмана не оборудован еще,или его вообще не будет?) не могу избавиться от впечатления,как будто в самолет ташкенской постройки современное оборудование напихали(может так и должно быть с учетом переноса технологии).А вообще, конечно припоздали мы с реенкорнацией"зубра",лет на 15-20 припоздали.Но лучше позже,чем никогда.
  3. +5
    20 июня 2013 10:33
    Классный самолет!
  4. -3
    20 июня 2013 11:23
    МБР может на себе таскать?
    1. StolzSS
      +2
      20 июня 2013 14:34
      Нет не может.
  5. -3
    20 июня 2013 12:08
    >> Число мест Экипажа 5
    А зачем столько человек в экипаже? Вроде новое навигационное оборудование установили, а экипаж сократить забыли?

    В современных гражданские самолетах 2 летчика - остальное стюардессы, на транспортнике вроде как стюардесс не требуется ;)
    1. -6
      20 июня 2013 12:14
      Там фото есть с унитазом. Лишние члены команды таскают переносной толчок для тех кто рулит winked
      1. +3
        20 июня 2013 15:07
        Уважаемый LetterKsi-переносной гальюн совсем не повод для сорказма,особенно при перевозке беженцев.По вполне понятным причинам(для меня,по крайней мере-автор женщина)штатный санузел не показан.Другое дело,что не показана"каюта отдыха"для экипажа(возможно еще не оборудованна,а может ее нет,что хуже).Уверен,что на"Глоубмастере"временные\переносные санузлы тоже присутствуют,если нет-огромный минус.
    2. +5
      20 июня 2013 15:29
      А"современные"гражданские на грунт,под Говнолобовском,зимой сядет?а месяц там загрузки ждать будет?а потом сам взлетит?И все это штатно?Вся работа по регламентам и погрузочным операциям ложится на экипаж,а ведь аппарат не маленький.Я из пассажирских только один такой папелац знаю-Ту-154 и то в аварийном режиме,но на нем тоже летчиков не двое. fool
      1. -3
        20 июня 2013 18:27
        >> А"современные"гражданские на грунт,под Говнолобовском,зимой сядет?
        Думаю двух человек чтобы сесть на транспортнике под Говнолобовском вполне достаточно.

        >> а месяц там загрузки ждать будет
        Не вижу зачем для месячного ожидания нужно именно 5 человек, конечно впятером ждать месяц веселее.

        >> а потом сам взлетит?И все это штатно?
        Что там при взлете все 5 человек управляют самолетом?

        >> Вся работа по регламентам и погрузочным операциям ложится на экипаж,а ведь аппарат не маленький.
        Экипаж 5 человек очевидно без спец. оборудования двигатель не поменяют. Поэтому сложно представить, что смогут сделать по регламентным операциям экипаж 5 человек, что не сможет сделать экипаж допустим 3 человека.

        Грузят же они не в ручную, а с помощью механизированных лебедок.

        Если я правильно понимаю, то состав экипажа там: командир, второй пилот, штурман , бортинженер, бортрадист.
        Специалиста по погрузочным операциям в составе экипажа в упор не вижу belay

        PS. Китайцы в своем аналоге Y-20 обошлись 3 членами экипажа
        http://army-news.ru/2013/02/kitaj-podnyal-v-vozdux-tyazhyolyj-voenno-transportny
        j-samolyot-y-20/
        "Самолеты обладают практически одинаковыми размерами и устройством крыла, при этом у китайского самолета отсутствует отдельная кабина штурмана, за счет чего его экипаж удалось уменьшить до 3 человек."

        И как они его грузить и обслуживать будут wassat

        PS. В общем есть общемировая тенденция к уменьшению экипажа самолета. Не очень понятно почему эта тенденция обошла стороной наш Ил-76МД-90А. Надеюсь в следующей модификации все таки уменьшат экипаж до разумного минимума в 3 человека.
        1. +7
          21 июня 2013 00:07
          Б..л..я очень много эмоций вызвал ваш комментарий любезный fatallist,отвечать буду по порядку:Для работы на неподготовленную площадку мало бывает и 4х человек 1контроль пространственного положения;2контроль параметров полета;3визуальный контроль подстилающей поверхности,погодных условий,видимости,непосредственно поиск площадки;4контроль систем корабля с возможным квитированием ,а иногда отключением систем защиты(например когда надо выжать из двигателей чуть больше чем положенно)и все это на высоте менее 1000м.Никто не скажет вам сколько нужно ждать-скажут ждать приказа,в понятие регламентные работы входит не только замена агрегатов,там есть еще и ежедневные,и предполетные объемы не буду углубляться в тех ньюансы,представьте,что выпал снег а приказ на взлет может поступить в любую минуту,замену колеса все видели в"Кандагаре",зима доп окрашивает впечатления,увеличивая человеко-часы.Конечно справятся и трое но ключевой параметр время а еще и быт надо организовать,и"внешние сношения".Что бы получить 100ю долю практики такелажных операций предлагаю выполнить вам следующий тест-попробуйте на весу положить в"ашановский"кулек(9кг)-7-8кг гантелю.Упражнение выполняйте в одиночку(так вот вы руками,а они же лебедками)погрузка\выгрузка гемор всего экипажа(отвечает-командир;исполняет-инжене
          р;учавствуют-все и иногда мало бывает).Y-20 копия"Глоубмастера"в технологиях китая,так,что говорить будем о оригинале.Кстати из всех"НАТОвцев"на неподготовленные площадки только"Геркулес"работает,А-400 весьма условно,а"Глобик"только на порты не ниже 4класса ИКАО,что подразумевает наличие наземного персоонала.Сокращать экипаж позволяет не отсутствие кабин,а уровень автоматизации,что в принципе снижает"степень надежности".Прежде,чем рассуждать о мировых тенденциях потрудитесь изучить вопрос,не получается ,что-то не понятно?Задайте вопрос,не надо глупых высказываний в менторском тоне,тем более сайт не место для самоутверждения,с этим в спортзал. angry
          1. 0
            2 июля 2019 23:19
            О Боже. Глобик так-же как и ил-76 способен выполнять посадку на не оборудованной грунтовой полосе)) и в нем 3 члена экипада а не 5)) и да глобик более автоматизирован, поэтому лишние 2 человека в нем не нужны))а еще глобик очень надежный самолет, уровень автоматизации никак не сказывается на его надежности)) просто электронику надежную надо делать уметь вот и все. а обновленный ил-76 это прочто бюджетный вариант, на нем экономили...поэтому в нем столько экипажа..и рудемент в виде стеклянного нова как обычно на месте), прям как на самолетах WW2. ну спасибо что хоть стрелка кормоваго убрали
  6. +4
    20 июня 2013 13:07
    А в случае электро-магнитного импульса, где будет вся эта новая электроника?
    1. 0
      2 июля 2019 23:20
      чувак ну давай тогда на ан-2 летать. че ты иностранным аналогам не скажешь где будет их электроника в случае импульса?)
  7. 0
    20 июня 2013 14:15
    а чем он отличаться от обычного ил 76 ? только электроникой ?
    1. +1
      20 июня 2013 15:10
      Епте-мопте ДВИГАТЕЛЯМИ,КРЫЛОМ...-а вообще то прочитать сначала надо,а потом про погончики думать
  8. Algor73
    0
    20 июня 2013 16:42
    А что означает "...с плотностью грунта до до 7,5 кг/см2..."? Сомнительно, что он сядет, тем более взлетит с грунтового аэродрома. А есть ли в армии приборы, которые измеряют плотность грунта? Самолет хорош, но ... староват.
    1. 0
      20 июня 2013 23:38
      Algor73-у

      А вы не сомневайтесь! В сети поищите, и на этом сайте уже обсуждалась эта тема. И даже видео выкладыали.
  9. +1
    20 июня 2013 18:28
    Буду извиняться, однако, новый самолет поставить кабину вентилятора. what Неужели так трудно поставить кондиционер. Я думаю, что экипаж был бы очень благодарен.
    1. +1
      20 июня 2013 23:41
      stoqn477-у

      Вообще-то система кондиционирования там присутствует изначально. Что вас не устраивает?
  10. +2
    20 июня 2013 20:53
    Хороший самолет, хорошо что он у нас есть, давно пора было обновить один из лучших наших аппаратов.
    Мелочи. На фото 13 люк снабжен наливными уплотнениями, причем не по обечайке совсем. И тряпочка... В кабельном хозяйстве притулился трогательный вентилятор 67 года выпуска... Лючок то есть мокнет, кабеля жарятся. В трубе фюзеляж дуют до посинения... а кто наконец то, после всех этих лет, займется воздушными потоками ВНУТРИ наших машин? Ну просто зло берет... Лучшие самолеты в мире... при обслуживании мат не умолкает.
  11. +1
    20 июня 2013 22:02
    Приятные очертания ИЛ-76го... Я понимаю, это из разряда фантастики, но: А катапультирование экипажа?
    1. +1
      21 июня 2013 01:22
      к сожалению отсутствует как и у всех самолетов ВТА(подобного класса)в мире.
  12. +1
    21 июня 2013 01:42
    прекрасный планер, отличный самолет и для ВДВ самое то. перестаньте оглядываться на запад, "живи своим умом, пчела". Сравнивать несчем, а для АН 70 найдется применение в сухопутных войсках, это другое пальто.
  13. +2
    21 июня 2013 04:50
    Цитата: aviamed90
    anton107798-у

    Почитайте РЛЭ Ил-76 на досуге. И не говорите глупостей!

    Зачем,товариш считает Ан-70 самым правильным самолётом ВТА
    1. anton107798
      0
      21 июня 2013 18:42
      Цитата: Fitter65
      товариш считает Ан-70



      где это написанно? или умеете читать между строк? или экстрасенс?
      А если уж так колит Ан-70, то так и напишите
  14. 0
    26 августа 2020 14:24
    Дизайн в кабине боковых закругленных панелей от стекол к потоку страшней не придумаешь, как в кукурузнике 60-х годов или оббивка дверей в М-412, хорошо что хоть гвозди не торчат, это ж надо так извратиться дизайн-проектировщикам... смело два была можно ставить!
  15. 0
    2 февраля 2021 15:53
    Замечательный самолёт. Хорошо что его модернизируют. Но модернизация имеет свои пределы. Есть ли какие то подвижки в сторону создания нового подобного самолёта, возможно, даже при полном сохранении планера?