Китай может заинтересоваться «Ульяновском»

Китайская авианосная программа понемногу набирает обороты. Хотя до ввода в строй нового китайского авианосца еще далеко, уже сейчас поступают все новые и новые сообщения, касающиеся соответствующих проектов. Не так давно китайские судостроители сообщили о начале исследовательских и конструкторских работ в области корабельных ядерных реакторов. Эта новость была воспринята однозначно: Китай готовится строить атомный надводный флот и, в первую очередь, авианосцы с ядерной энергетической установкой. Сроки начала строительства таких кораблей, по понятным причинам, пока не назывались и, вероятно, даже еще не определены, но соответствующие работы уже стартовали.

На днях китайский новостной портал Mil.news.sina.com.cn приоткрыл завесу тайны над некоторыми подробностями работ. Авторы публикации прямым текстом заявили о том, что Китай мог бы воспользоваться не только собственными разработками, но и зарубежным опытом. В качестве зарубежного проекта атомного авианосца, который смог бы помочь китайским конструкторам и ученым, в публикации назван советский проект 1143.7. По этому проекту в конце восьмидесятых и начале девяностых строился авианесущий крейсер «Ульяновск». Журналисты прямо заявили, что, несмотря на печальное завершение советского проекта, наработки по нему интересны Китаю и могли бы быть использованы при разработке и строительстве новых кораблей аналогичного назначения.


Официальные планы китайского министерства обороны относительно строительства новых авианосцев пока не оглашались. К настоящему времени вся имеющаяся информация по этой теме сводится к нескольким заявлениям разных чиновников высокого уровня, причем все эти заявления носят крайне общий характер. Пока не назывались никакие точные цифры или подробная техническая информация. По этой причине существует несколько предположений о дальнейшем развитии китайского авианосного флота. Одной из самых популярных версий (стоит отметить, она упомянута и в публикации Mil.news.sina.com.cn) является та, согласно которой в ближайшие годы Китай построит некоторое количество неатомных авианосцев и только после этого примется за создание кораблей с ядерной энергоустановкой.

По разным оценкам, серия неатомных авианосцев будет состоять не более чем из четырех или пяти кораблей. Такое количество позволит обеспечить авианосцами все три флота ВМС Китая и тем самым поднять их боеспособность. На воплощение неатомной части авианосной программы китайские судостроители гарантированно потратят несколько лет. Вполне возможно, что последний из четырех или пяти кораблей с паротурбинной силовой установкой будет заложен не ранее 2018 года или даже позже. Примерно к этому же времени стоит отнести начало строительства, а если все сложится удачно, то спуск на воду или даже ввод в строй первого китайского авианосца с атомной энергоустановкой. Количество таких кораблей тоже остается под вопросом, но можно предположить, что оно не превысит общую численность неатомных кораблей с авиационной группой.

Создание атомного авианосца, в первую очередь из-за сложнейшей энергоустановки, представляет собой достаточно трудную задачу даже для развитой в промышленном отношении страны. С учетом этого факта, а также некоторых характерных особенностей китайского подхода к конструированию военной техники, интерес к советскому проекту 1143.7 выглядит более чем понятным. Также в этом контексте можно вспомнить историю с происхождением первого китайского палубного истребителя Shenyang J-15, которая может раскрыть ситуацию с новыми авианосцами Китая и советскими наработками в интересном свете. Напомним, несмотря на многочисленные заявления официальных лиц о том, что J-15 был разработан Китаем самостоятельно на базе более раннего истребителя J-11 (нелицензионная копия советского/российского Су-27СК), большинство экспертов и любителей авиации связывает его появление с покупкой китайцами у Украины одного из прототипов советского самолета Т-10К. Таким образом, есть все основания подозревать Китай в полном или почти полном отсутствии каких-либо собственных наработок по теме атомных авианосцев, а также в желании воспользоваться чужим опытом и выдать его за свой.

Китай может заинтересоваться «Ульяновском»


Демонстрируя причины, по которым советский проект 1143.7 интересен Китаю, портал Mil.news.sina.com.cn привел основные характеристики головного корабля, получившего имя «Ульяновск». Корабль длиной свыше 320 метров с летной палубой шириной около 80 м должен был иметь водоизмещение свыше 62 тыс. тонн, а также оснащаться 33-метровым взлетным трамплином и двумя паровыми катапультами. «Ульяновск» мог бы нести до 70 летательных аппаратов нескольких классов: истребители, вертолеты и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Кроме того, предусматривалось противокорабельное и зенитное ракетное вооружение. Работоспособность огромного корабля предполагалось обеспечивать при помощи четырех атомных реакторов КН-3 и четырех паропроизводящих установок ОК-900. Общая мощность энергоустановки – 280 тыс. лошадиных сил.

Строительство авианесущего крейсера «Ульяновск» началось осенью 1988 года на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев). Для сборки конструкций настолько крупного корабля пришлось модернизировать оборудование завода. «Ульяновск» должен был войти в состав ВМФ к 1995 году, однако тяжелое экономическое положение в Советском Союзе, а затем и его распад поставили крест на всех планах. Корабль был готов примерно на 20% (судостроители успели построить большую часть конструкций корпуса), но руководство независимой Украины распорядилось прекратить работы и разрезать недостроенный корабль на металл.

Необходимо отметить, что строительство «Ульяновска» прекратилось не по техническим причинам, а из-за экономических и политических проблем. Таким образом, этот проект, несмотря на печальный его финал, можно признать успешным, как минимум, в техническом отношении. Вероятно, именно этот факт привлекает внимание китайских судостроителей. Технические решения, примененные в проекте 1143.7, представляют большой интерес для любой страны, которая желает начать создание собственного атомного авианосного флота. Китай старается сотрудничать с Россией в военно-технической отрасли и поэтому нельзя исключать возможность того, что он официально предложит начать совместный проект разработки атомного авианосца в целом или только ядерной энергоустановки для него.

Стоит ли России соглашаться на такое сотрудничеств? Скорее всего, нет. Строительство атомных авианосцев можно отнести к той категории проектов оборонной промышленности, которые следует создавать только самостоятельно. Авианосцы с ядерными энергетическими установками, благодаря своим возможностям и характеристикам, являются большой силой и поэтому связанные с ними технологии не должны передаваться третьим странам. Кроме военно-технического аспекта также необходимо обратить внимание на военно-политический. Российский военно-морской флота в течение ближайших лет не получит корабли подобного класса, и поэтому сотрудничество в этой области с крупным соседом, имеющим большие планы, никак нельзя признать разумным шагом. В то же время, Россия может согласиться продать некоторые технологии, не имеющие прямого отношения к атомным реакторам для кораблей, но в то же время, нужные для воплощения китайских планов. Однако для сотрудничества или отказа от оного необходим официальный запрос со стороны Китая. Пока Пекин не отправлял Москве никаких подобных документов и неизвестно, отправит ли вообще.


Тяжелый авианесущий крейсер "Ульяновск" в постройке, 6 декабря 1990 года




ТАКР "Ульяновск" на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, начало 1990-х годов


По материалам сайтов:

http://mil.news.sina.com.cn/
http://militaryparitet.com/
http://globalsecurity.org/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти